12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Валентина19 |
Рабочая программа по «Физическому оздоровлению детей ДОО»
МАДОУ д.с. №17 « Заряночка»
Программа
« На Здоровье»
Автор
Воспитатель Блохина В.С.
Содержание
Общие положения …………………………………3
Цель программы ………………………………… 3
Задачи программы ………………………………. 3
Законодательно-нормативное обеспечение программы………………………………………... 3
Ожидаемые результаты ………………………….. 4
Объекты программы ……………………………... 4
Основные принципы программы …………………... 4
Основные направления программы …………………4
Формы и методы оздоровления детей…………5
10. Работа с родителями ……………………………..6
11. Приложения
1. Общие положения
В уставе Всемирной организации здравоохранения говориться, что здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально – экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи. Служб охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблемам здоровья.
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
С этой позиции в центре работы по полному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во – первых, семья; во – вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.
2. Цель программы
Программа «На Здоровье» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
3. Задачи программы
Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Развитие физических качеств и обеспечение нормативного уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья детей.
4. Законодательно – нормативное обеспечение программы
Закон РФ об «Образовании» № 273-Ф3 от 29.12.2012;
Закон РК об «Образовании» № 1755 – 3РК от 20.12.2013;
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования № 1155 от 17.10.2013;
«Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ» (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ № 26 от 15 мая 2013г.);
Основная общеобразовательная программ дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
5. Ожидаемые результаты
Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
Овладение навыками самооздоровления.
Снижения уровня заболеваемости.
6. Объекты программы
Дети дошкольного образовательного учреждения.
Семьи детей, посещающих ДУ.
Педагогический коллектив ДУ.
7. Основные принципы программы
Научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
Активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
Комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
Адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья.
Результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
8.Основные направления программы
Профилактическое.
Обеспечение благоприятного течения адаптации;
Выполнение сангигиенического режима;
Проведение обследований по скрининг – программе и выявление патологий.
Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры.
Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики.
Проведение социальных санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Организационное
Организация здоровьесберегающей среды в ДУ;
Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;
Составление индивидуальных планов оздоровления;
Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
Систематическое повышение квалификации педагогических и методических кадров;
Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
Лечебное
Дегельминтизация;
Витаминизация;
Антиструминопрофилактика эндемического зоба;
Оказание скорой помощи при неотложных состояниях.
Нами была разработана система педагогических, социально-гигиенических и медицинских мероприятий по профилактике состояния здоровья детей. Она предусматривает следующее:
- связь с родителями, сбор данных семейного анамнеза;
- комплексное обслуживание ребенка (медицинское, педагогическое, психологическое);
- разработка новых форм и способов подготовки детей к школе (физкультурно-оздоровительные мероприятия и новые технологии образования);
- составление рекомендаций по организации режима дня в ДУ.
В ДУ используются такие формы организации физкультурно-оздоровительных мероприятий, как:
- диагностика – составление мед. «карт здоровья» с указанием характера и объема профилактических процедур;
- двигательная активность – образовательная область «физическая культура», физкультурно-оздоровительная гимнастика, пальчиковая гимнастика, спортивные праздники, досуги, прогулки;
- закаливание – гимнастика, упражнения после сна.
Сначала дети привыкают к режиму (1 – 1,5 мес.), затем адаптируются к нему (2 – 2,5 мес.). На следующих этапах (обще-подготовительный и специально-подготовительный, декабрь – май) улучшается функциональное состояние организма ребенка (см. Приложение 1)
Разработанная система может служить моделью здоровьесберегающей технологии для дошкольных учреждений компенсирующего вида. Эта система включает:
Взаимодействие с семьей (собрания, совместные досуговые занятия, профилактика негативных последствий воспитания в семье);
Разработку психолого - педагогических приемов и методов обучения при подготовке детей к школе;
Организацию санитарно – гигиенических и собственно медицинских мероприятий по оздоровлению ослабленных и часто болеющих детей (Приложение 2)
Разработку и организацию двигательного режима, а также закаливающих мероприятий (см. Приложение 3)
Таблица 1
9. Формы и методы оздоровления детей
№ | Формы и методы | Содержание | Контингент детей |
1 | Обеспечения здорового ритма жизни | - щадящий режим (адаптационный период) - организация микроклимата и стиля жизни группы на основании кодекса | Все группы Все группы Все группы |
2 | Двигательная деятельность | - утренняя гимнастика; -организованная образовательная деятельность; - подвижные и динамичные игры; - профилактическая гимнастика (дыхательная, артикуляционная, зрительная, улучшение осанки, плоскостопие, зрения); - спортивные игры. | Все группы Все группы Все группы Все группы
ср., ст. группы |
3 | Гигиенические и водные процедуры | - умывание с охватом от кончиков пальцев до локтя каждой руки; - умывание обеими ладошками лица, вытереть насухо; - обливание ног (летом); - хождение босиком (летом); - сон без маек; - игры с водой; - обеспечение чистоты среды. | Все группы
Все группы
Все группы Все группы Все группы Все группы Все группы |
4 | Световоздушные ванны | - проветривание помещений (в том числе сквозное); - прогулки на свежем воздухе; - обеспечение температурного режима и чистоты воздуха. | Все группы
Все группы Все группы |
5 | Активный отдых | - развлечения, праздники; - игры – забавы; - дни здоровья; | Все группы Все группы Все группы |
6 | Диетотерапия | - рациональное питание; - индивидуальное меню (аллергия, хронические заболевания). | Все группы Все группы |
7 | Свето – и цветотерапия | - обеспечение светового режима; - цветовое и световое сопровождение среды и образовательного процесса. | Все группы Все группы |
8 | Музтерапия | - музсопровождение режимных моментов; - музоформление фона занятий; - музтеатральная деятельность; - хоровое пение | Все группы Все группы Все группы Все группы |
9 | Пропаганда ЗОЖ | - организованная образовательная деятельность «Безопасность» - привитие стойких культурно – гигиенических навыков; - обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной медицинской помощи; - формирование представлений о том, что полезно, что вредно для организма. | Ср., ст. группа |
10. Работа с родителями
Ни одна, даже самая лучшая, физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.
Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.
Единство. Оно достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны не только воспитателям, но и родителям, если семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
Системность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском учреждении.
Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье. Учет способностей ребенка и интересов семьи.
Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.
В соответствии с перечисленными положениями работы с семьей включает:
целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические правила. Необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима;
ознакомление родителей с содержанием физкультурно – оздоровительной работы в д/у, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития.
обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и т.д.);
ознакомление родителей с лечебно – профилактическими мероприятиями, проводимыми в д/у, обучение отдельным методам оздоровления детского организма.
В этих целях широко используются:
- информация для родителей на стендах, в папках – передвижках.
- консультации;
- «дни открытых дверей» для родителей с просмотром разнообразной
организованной деятельности в физкультурном зале.
Приложение 1
Мероприятия в период адаптации детей
№ | Мероприятия и рекомендации | Детский сад (адаптация) |
1.
2.
3.
| Режим (щадящий)
Питание
Гимнастика Закаливание Воспитательные воздействия
Профилактические прививки Профилактика фоновых состояний Диспансеризация, проводимая врачом – специалистом
Анализы Симптоматическая терапия. | Укороченное время пребывания в ДОУ. Сохранение привычного способа питания на период адаптации. Не кормить насильно. Занятия, соответствующие возрасту Закаливание. Теплые гидропроцедуры Занятия, соответствующие возрасту и развитию при отсутствии негативной реакции ребенка. Не раньше окончания адаптации По рекомендации врача.
При необходимости – консультация врача – педиатра и других специалистов По календарю По |
Приложение 2
Мероприятия по снижению заболеваемости часто болеющих детей в МАДОУ д.с. № 17 « Заряночка» с. Растуново.
Выделение часто болеющих детей( ЧБД)
Коррекция режима дня и режима питания.
Проведение профилактических прививок по индивидуальному календарю.
Закаливающие процедуры:
полоскание рта и горла кипяченой водой комнатной температуры с солью;
водные местные процедуры в течение года, обливание ног водой (летний период);
самомассаж;
гимнастика.
Физиотерапевтические процедуры:
прием витаминного чая, морса, напитков из рябины, клюквы, брусники;
кварцевание помещений;
смазывание оксолиновой мазью пазух носа;
прием витаминов.
Прием продуктов, обогащенных бактерицидными свойствами (лук, чеснок).
Проведение противорецидивного лечения детям с хроническими заболеваниями по показаниям.
Формы закаливания
Мероприятия в повседневной жизни | Специальные меры закаливания | Дополнительные меры закаливания и оздоровления |
Поддержания температуры воздуха в помещениях в пределах нормы (18-20 С) | Частичные и общие воздушные (летом – свето - воздушные) ванны. | Санация воздуха с помощью кварцевых ламп, особенно в холодное время года. |
Регулировать проветривание помещений в отсутствии детей. | Местные, водные процедуры, летом – обливание ног водой. | Создание искусственных потоков воздуха вентиляторами. |
Частичные воздушные ванны в облегченной одежде в группе. | Начинать с местных процедур с последующим переходом к общим. | Хождение детей босиком (в чешках) при проведении физкультурных мероприятий в зале, летом - по грунту. |
Воздушные ванны при переодевании 3-5 мин. Во время подготовки ко сну. |
|
|
Проведение организованной физкультурной деятельности в спортивной форме при температуре 17-18 с. |
| Дыхательная гимнастика. |
Уличные прогулки в одежде, не стесняющей активную деятельность детей. |
| Точечный массаж. |
Дневной сон детей без маек |
| Организованная физкультурная деятельность в спортивной одежде (круглогодично) |
Сон детей в помещении с открытыми фрамугами (по погодным условиям). |
| Хождение по дорожке «здоровья» (профилактика плоскостопия) |
Ежедневные гигиенические процедуры: умывание, мытье рук до локтей. |
|
|
Приложение 3
Двигательный режим
Формы работы | Время проведения | Младший возраст | Средний возраст | Старший возраст | Подготовительный возраст |
1.Занятия по физической культуре |
3 раза в неделю
|
15 мин.* 3 = 45 мин. |
20 мин.* 3 = 60 мин. |
25 мин.*3 = 75 мин. |
30 мин.* 3 = 90 мин. |
2. Утренняя гимнастика | ежедневно по утрам | 5 мин.* 5 = 25 мин. | 7 мин * 5 = 35 мин. | 9 мин. * 5 = 45 мин. | 11 мин.* 5 = 55 мин. |
3. Музыкальная деятельность | 2 раза в неделю | 15 мин.* 2 = 30 мин. | 20 мин.* 2 = 30 мин. | 25 мин.* 2 = 50 мин. | 30 мин.* 2 = 60 мин. |
4. Физкультминутки | ежедневно | 2 мин.* 5 = 10 мин.
| 2 мин.* 5 = 10 мин. | 2 мин.* 5 = 10 мин. | 2 мин.* 5 = 10 мин. |
5. Подвижные игры | ежедневно | 8 мин.* 5 = 40 мин.
| 10 мин.* 5 = 50 мин. | 12 мин.* 5 = 60 мин. | 14 мин.* 5 = 70 мин. |
6. Физические упражн-я на прогулке | ежедневно | 8 мин.* 5 = 40 мин. | 10 мин.* 5 = 50 мин. | 12 мин.* 5 = 60 мин. | 15 мин.* 5 = 75 мин. |
7. Индивидуальная работа | ежедневно утром и вечером | 5 мин.* 10 = 50 мин. | 7 мин.* 10 = 70 мин. | 8 мин.* 10 = 80 мин. | 10 мин.* 10 = 100 мин. |
Спортивные игры | элементы игр (утро) |
| 10 мин.* 5 = 50 мин. | 12 мин.* 5 = 60 мин. | 15 мин.* 5 = 75 мин. |
Спортивный досуг | 1 раз в месяц |
|
| 40 минут | 50 минут |
Выборочные тесты на определение физической подготовленности детей 3 – 6 лет.
Бег на 30 м с высокого старта
Задание проводится на беговой дорожке (длина не менее 40 м, ширина – 3 м), на дорожке отмечают линию старта и финиша. Тестирование проводят двое взрослых: один находится с флажком на линии старта, второй (с секундомером) – на линии финиша, за которой на расстоянии 5-7 м ставиться яркий ориентир по команде воспитателя «внимание» ребенок подходит к линии старта, принимает стартовую позицию, затем следует команда «марш», взмах флажком (сбоку от ребенка). В это время включается секундомер. Предлагается две попытки, фиксируется лучший результат.
Прыжок в длину с места
Тестирование проводят 2 человека. Один объясняет задание, следит за и.п., дает команду «прыжок», второй замеряет длину прыжка. Ребенок встает у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние (при приземлении нельзя опираться). Измеряется расстояние от линии старта до пятки «ближней ноги» с точностью до 1 см. делается две попытки, засчитывается лучшая.
Сгибание туловища
Ребенок становится в и.п. и по команде «начали!» ребенок наклоняется вперед, не сгибая колен, и вновь выпрямляется. Фиксируется количество наклонов за 30 с.
Удержание равновесия
Предлагается игровое задание:
детям 4 лет – изобразить «паровозик» (и.п. стопы на одной линии, пятка одной ноги касается носка другой, руки вдоль туловища);
детям 5 лет – изобразить «балерину» (и.п. стоя на носках, руки на поясе);
детям 6 лет – изобразить «цаплю» (и.п. стоя на одной ноге, другая согнута, приставлена стопой к колену и отведена под углом 90 градусов). Детей предупредить, тот, кто сойдет с места, выходит из игры.
Средние показатели физической подготовленности детей 3 – 6 лет.
ПОКАЗАТЕЛИ | ПОЛ | ВОЗРАСТ | |||
3 ГОДА | 4 ГОДА | 5 ЛЕТ | 6 ЛЕТ | ||
Бег на 30 м с высокого старта (сек.) | м д | 11- 9 12 - 9 | 10 – 8 10 - 8 | 9 – 7 9 - 8 | 8 – 7 8 - 7 |
Прыжок в длину с места (см) | м д | 47 – 67 49 - 55 | 53 – 76 51 - 73 | 81 – 102 66 - 94 | 86 – 108 77 -99 |
Сгибание туловища (количество раз за 30 сек.) | м д | - | 10 – 18 8 - 14
| 11 – 20 9 -16 | 13 – 22 12 - 20 |
Удержание равновесия (сек.) | м д | - | 3 – 5 5 - 8 | 7 – 8 9 - 14 | 40 – 60 50 - 60 |
Описание нестандартного оборудования, используемое в работе с детьми
Уже на пятом году жизни заявляют о себе первые нарушения осанки. Поэтому в тех местах, где дети много времени проводят в одной позе, на стене на разной высоте нарисованы ладошки (можно подвесить различные мобили). Введено правило: поиграл – встань, подними руки, подпрыгни, дотянись до красных, синих….ладошек и можешь играть дальше.
Использование тренажеров повышает мышечный тонус, улучшает кровообращение, активизирует окислительно – востоновительные процессы в мышцах, суставах, тканях. Массажеры используются в процессе выполнения общеразвивающих упражнений и основных движений на занятиях и в индивидуальной деятельности.
Массажер «Орешки»
Состоит из плотно нанизанных на леску (дл. – 21 см) капсул «киндер – сюрпризов», по краям две ручки (использованные фломастеры).
Удобен при массаже шеи, спины, груди, ног, верхнего плечевого пояса.
Дорожка «Калейдоскоп»
Состоит из клеенки ш. 35 см., дл. 2,5 м. с приклеенными к ней внутренней поверхностью вверх разноцветными пластмассовыми крышками от пластиковых бутылок.
Тренажер «Поймай мяч ловушкой»
Изготавливается из верхней части пластиковой бутылки. При помощи крышки к бутылке крепится леска или толстая нить (дл. от 40 см до 1 м) с капсулой «киндер – сюрприза» на конце.
Цель: забросить капсулу в ловушку. Развивает ловкость, меткость. Сложность выполнения упражнения регулируется длиной лески.
Тренажер «Попади в кольцо»
Кольцо (диаметром – 40 см) крепится в дверном проеме на высоту около 1,5 м от поверхности пола. К кольцу пришивается тесьма (дл. около 2 м) с мягким шариком. Ребенок должен попасть шариком в кольцо. Играющих может быть двое. Они располагаются по разные стороны от кольца. В этом случае задача усложняется: играющие должны не только бросать, но и ловить.
«Лыжи»
Изготавливаются из использованных пластиковых бутылок. Вдоль бутылки вырезаются отверстия в форме стопы, край которого оклеивается тканью или бумагой. Ребенок надев «лыжи» выполняет скользящие движения, имитируя движения лыжника.
- физкультурные досуги и праздники с участием родителей.
11