12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Валентина19
1

Рабочая программа по «Физическому оздоровлению детей ДОО»

 

МАДОУ д.с. №17 « Заряночка»

 

 

Программа

« На Здоровье»

 

 

 

t1573453359aa.jpg

 

 

 

 

 

 

Автор

Воспитатель Блохина В.С.

 

 

 

 

Содержание

 


 

Общие положения …………………………………3

Цель программы ………………………………… 3

Задачи программы ………………………………. 3

Законодательно-нормативное обеспечение программы………………………………………... 3

Ожидаемые результаты ………………………….. 4

Объекты программы ……………………………... 4

Основные принципы программы …………………... 4

Основные направления программы …………………4

Формы и методы оздоровления детей…………5

10. Работа с родителями ……………………………..6

11. Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие положения

 

В уставе Всемирной организации здравоохранения говориться, что здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально – экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи. Служб охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблемам здоровья.

По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

С этой позиции в центре работы по полному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во – первых, семья; во – вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.

 

2. Цель программы

 

Программа «На Здоровье» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

 

3. Задачи программы

 

Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Развитие физических качеств и обеспечение нормативного уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья детей.

 

 

4. Законодательно – нормативное обеспечение программы

 

Закон РФ об «Образовании» № 273-Ф3 от 29.12.2012;

Закон РК об «Образовании» № 1755 – 3РК от 20.12.2013;

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования № 1155 от 17.10.2013;

«Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ» (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ № 26 от 15 мая 2013г.);

Основная общеобразовательная программ дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

 

 

 

5. Ожидаемые результаты

 

Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.

Овладение навыками самооздоровления.

Снижения уровня заболеваемости.

 

6. Объекты программы

 

Дети дошкольного образовательного учреждения.

Семьи детей, посещающих ДУ.

Педагогический коллектив ДУ.

 

7. Основные принципы программы

 

Научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

Активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

Комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

Адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья.

Результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

 

8.Основные направления программы

 

Профилактическое.

Обеспечение благоприятного течения адаптации;

Выполнение сангигиенического режима;

Проведение обследований по скрининг – программе и выявление патологий.

Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры.

Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики.

Проведение социальных санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Организационное

Организация здоровьесберегающей среды в ДУ;

Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;

Составление индивидуальных планов оздоровления;

Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;

Систематическое повышение квалификации педагогических и методических кадров;

Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

Лечебное

Дегельминтизация;

Витаминизация;

Антиструминопрофилактика эндемического зоба;

Оказание скорой помощи при неотложных состояниях.

 

Нами была разработана система педагогических, социально-гигиенических и медицинских мероприятий по профилактике состояния здоровья детей. Она предусматривает следующее:

- связь с родителями, сбор данных семейного анамнеза;

- комплексное обслуживание ребенка (медицинское, педагогическое, психологическое);

- разработка новых форм и способов подготовки детей к школе (физкультурно-оздоровительные мероприятия и новые технологии образования);

- составление рекомендаций по организации режима дня в ДУ.

В ДУ используются такие формы организации физкультурно-оздоровительных мероприятий, как:

- диагностика – составление мед. «карт здоровья» с указанием характера и объема профилактических процедур;

- двигательная активность – образовательная область «физическая культура», физкультурно-оздоровительная гимнастика, пальчиковая гимнастика, спортивные праздники, досуги, прогулки;

- закаливание – гимнастика, упражнения после сна.

Сначала дети привыкают к режиму (1 – 1,5 мес.), затем адаптируются к нему (2 – 2,5 мес.). На следующих этапах (обще-подготовительный и специально-подготовительный, декабрь – май) улучшается функциональное состояние организма ребенка (см. Приложение 1)

Разработанная система может служить моделью здоровьесберегающей технологии для дошкольных учреждений компенсирующего вида. Эта система включает:

Взаимодействие с семьей (собрания, совместные досуговые занятия, профилактика негативных последствий воспитания в семье);

Разработку психолого - педагогических приемов и методов обучения при подготовке детей к школе;

Организацию санитарно – гигиенических и собственно медицинских мероприятий по оздоровлению ослабленных и часто болеющих детей (Приложение 2)

Разработку и организацию двигательного режима, а также закаливающих мероприятий (см. Приложение 3)

Таблица 1

 

 

 

 

 

 

 

9. Формы и методы оздоровления детей

 

Формы и методы

Содержание

Контингент детей

1

Обеспечения здорового ритма жизни

- щадящий режим (адаптационный период)

- организация микроклимата и стиля жизни группы на основании кодекса

Все группы

Все группы Все группы

2

Двигательная деятельность

- утренняя гимнастика;

-организованная образовательная деятельность;

- подвижные и динамичные игры;

- профилактическая гимнастика (дыхательная, артикуляционная, зрительная, улучшение осанки, плоскостопие, зрения);

- спортивные игры.

Все группы Все группы Все группы Все группы

 

 

ср., ст. группы

3

Гигиенические и водные процедуры

- умывание с охватом от кончиков пальцев до локтя каждой руки;

- умывание обеими ладошками лица, вытереть насухо;

- обливание ног (летом);

- хождение босиком (летом);

- сон без маек;

- игры с водой;

- обеспечение чистоты среды.

Все группы

 

Все группы

 

Все группы Все группы Все группы Все группы Все группы

4

Световоздушные ванны

- проветривание помещений (в том числе сквозное);

- прогулки на свежем воздухе;

- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.

Все группы

 

Все группы Все группы

5

Активный отдых

- развлечения, праздники;

- игры – забавы;

- дни здоровья;

Все группы Все группы Все группы

6

Диетотерапия

- рациональное питание;

- индивидуальное меню (аллергия, хронические заболевания).

Все группы Все группы

7

Свето – и цветотерапия

- обеспечение светового режима;

- цветовое и световое сопровождение среды и образовательного процесса.

Все группы Все группы

8

Музтерапия

- музсопровождение режимных моментов;

- музоформление фона занятий;

- музтеатральная деятельность;

- хоровое пение

Все группы Все группы Все группы Все группы

9

Пропаганда ЗОЖ

- организованная образовательная деятельность «Безопасность»

- привитие стойких культурно – гигиенических навыков;

- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной медицинской помощи;

- формирование представлений о том, что полезно, что вредно для организма.

Ср., ст. группа

 

10. Работа с родителями

 

Ни одна, даже самая лучшая, физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.

Единство. Оно достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны не только воспитателям, но и родителям, если семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

Системность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском учреждении.

Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье. Учет способностей ребенка и интересов семьи.

Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.

 

В соответствии с перечисленными положениями работы с семьей включает:

целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические правила. Необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима;

ознакомление родителей с содержанием физкультурно – оздоровительной работы в д/у, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития.

обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и т.д.);

ознакомление родителей с лечебно – профилактическими мероприятиями, проводимыми в д/у, обучение отдельным методам оздоровления детского организма.

В этих целях широко используются:

- информация для родителей на стендах, в папках – передвижках.

- консультации;

- «дни открытых дверей» для родителей с просмотром разнообразной

организованной деятельности в физкультурном зале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Мероприятия в период адаптации детей

 

Мероприятия и рекомендации

Детский сад (адаптация)

1.

 

2.

 

 

3.

 

Режим (щадящий)

 

Питание

 

 

Гимнастика

Закаливание

Воспитательные воздействия

 

 

Профилактические прививки

Профилактика фоновых состояний

Диспансеризация, проводимая врачом – специалистом

 

Анализы

Симптоматическая терапия.

Укороченное время пребывания в ДОУ.

Сохранение привычного способа питания на период адаптации. Не кормить насильно.

Занятия, соответствующие возрасту

Закаливание. Теплые гидропроцедуры

Занятия, соответствующие возрасту и развитию при отсутствии негативной реакции ребенка.

Не раньше окончания адаптации

По рекомендации врача.

 

При необходимости – консультация врача – педиатра и других специалистов

По календарю

По

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Мероприятия по снижению заболеваемости часто болеющих детей в МАДОУ д.с. № 17 « Заряночка» с. Растуново.

 

Выделение часто болеющих детей( ЧБД)

Коррекция режима дня и режима питания.

Проведение профилактических прививок по индивидуальному календарю.

Закаливающие процедуры:

полоскание рта и горла кипяченой водой комнатной температуры с солью;

водные местные процедуры в течение года, обливание ног водой (летний период);

самомассаж;

гимнастика.

Физиотерапевтические процедуры:

прием витаминного чая, морса, напитков из рябины, клюквы, брусники;

кварцевание помещений;

смазывание оксолиновой мазью пазух носа;

прием витаминов.

Прием продуктов, обогащенных бактерицидными свойствами (лук, чеснок).

Проведение противорецидивного лечения детям с хроническими заболеваниями по показаниям.

 

Формы закаливания

 

Мероприятия в повседневной жизни

Специальные меры закаливания

Дополнительные меры закаливания и оздоровления

Поддержания температуры воздуха в помещениях в пределах нормы (18-20 С)

Частичные и общие воздушные (летом – свето - воздушные) ванны.

Санация воздуха с помощью кварцевых ламп, особенно в холодное время года.

Регулировать проветривание помещений в отсутствии детей.

Местные, водные процедуры, летом – обливание ног водой.

Создание искусственных потоков воздуха вентиляторами.

Частичные воздушные ванны в облегченной одежде в группе.

Начинать с местных процедур с последующим переходом к общим.

Хождение детей босиком (в чешках) при проведении физкультурных мероприятий в зале, летом - по грунту.

Воздушные ванны при переодевании 3-5 мин. Во время подготовки ко сну.

 

 

Проведение организованной физкультурной деятельности в спортивной форме при температуре 17-18 с.

 

Дыхательная гимнастика.

Уличные прогулки в одежде, не стесняющей активную деятельность детей.

 

Точечный массаж.

Дневной сон детей без маек

 

Организованная физкультурная деятельность в спортивной одежде (круглогодично)

Сон детей в помещении с открытыми фрамугами (по погодным условиям).

 

Хождение по дорожке «здоровья» (профилактика плоскостопия)

Ежедневные гигиенические процедуры: умывание, мытье рук до локтей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Двигательный режим

Формы работы

Время проведения

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Подготовительный возраст

1.Занятия по физической культуре

 

3 раза в неделю

 

 

15 мин.* 3 = 45 мин.

 

20 мин.* 3 = 60 мин.

 

25 мин.*3 = 75 мин.

 

30 мин.* 3 = 90 мин.

2. Утренняя гимнастика

ежедневно по утрам

5 мин.* 5 = 25 мин.

7 мин * 5 = 35 мин.

9 мин. * 5 = 45 мин.

11 мин.* 5 = 55 мин.

3. Музыкальная деятельность

2 раза в неделю

15 мин.* 2 = 30 мин.

20 мин.* 2 = 30 мин.

25 мин.* 2 = 50 мин.

30 мин.* 2 = 60 мин.

4. Физкультминутки

ежедневно

2 мин.* 5 = 10 мин.

 

2 мин.* 5 = 10 мин.

2 мин.* 5 = 10 мин.

2 мин.* 5 = 10 мин.

5. Подвижные игры

ежедневно

8 мин.* 5 = 40 мин.

 

10 мин.* 5 = 50 мин.

12 мин.* 5 = 60 мин.

14 мин.* 5 = 70 мин.

6. Физические упражн-я на прогулке

ежедневно

8 мин.* 5 = 40 мин.

10 мин.* 5 = 50 мин.

12 мин.* 5 = 60 мин.

15 мин.* 5 = 75 мин.

7. Индивидуальная работа

ежедневно утром и вечером

5 мин.* 10 = 50 мин.

7 мин.* 10 = 70 мин.

8 мин.* 10 = 80 мин.

10 мин.* 10 = 100 мин.

Спортивные игры

элементы игр (утро)

 

10 мин.* 5 = 50 мин.

12 мин.* 5 = 60 мин.

15 мин.* 5 = 75 мин.

Спортивный досуг

1 раз в месяц

 

 

40 минут

50 минут

 

 

 

 

 

Выборочные тесты на определение физической подготовленности детей 3 – 6 лет.

 

Бег на 30 м с высокого старта

 

Задание проводится на беговой дорожке (длина не менее 40 м, ширина – 3 м), на дорожке отмечают линию старта и финиша. Тестирование проводят двое взрослых: один находится с флажком на линии старта, второй (с секундомером) – на линии финиша, за которой на расстоянии 5-7 м ставиться яркий ориентир по команде воспитателя «внимание» ребенок подходит к линии старта, принимает стартовую позицию, затем следует команда «марш», взмах флажком (сбоку от ребенка). В это время включается секундомер. Предлагается две попытки, фиксируется лучший результат.

 

Прыжок в длину с места

 

Тестирование проводят 2 человека. Один объясняет задание, следит за и.п., дает команду «прыжок», второй замеряет длину прыжка. Ребенок встает у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние (при приземлении нельзя опираться). Измеряется расстояние от линии старта до пятки «ближней ноги» с точностью до 1 см. делается две попытки, засчитывается лучшая.

 

Сгибание туловища

Ребенок становится в и.п. и по команде «начали!» ребенок наклоняется вперед, не сгибая колен, и вновь выпрямляется. Фиксируется количество наклонов за 30 с.

Удержание равновесия

 

Предлагается игровое задание:

детям 4 лет – изобразить «паровозик» (и.п. стопы на одной линии, пятка одной ноги касается носка другой, руки вдоль туловища);

детям 5 лет – изобразить «балерину» (и.п. стоя на носках, руки на поясе);

детям 6 лет – изобразить «цаплю» (и.п. стоя на одной ноге, другая согнута, приставлена стопой к колену и отведена под углом 90 градусов). Детей предупредить, тот, кто сойдет с места, выходит из игры.

 

 

 

 

 

 

Средние показатели физической подготовленности детей 3 – 6 лет.

 

ПОКАЗАТЕЛИ

ПОЛ

ВОЗРАСТ

3 ГОДА

4 ГОДА

5 ЛЕТ

6 ЛЕТ

Бег на 30 м с высокого старта (сек.)

м

д

11- 9

12 - 9

10 – 8

10 - 8

9 – 7

9 - 8

8 – 7

8 - 7

Прыжок в длину с места (см)

м

д

47 – 67

49 - 55

53 – 76

51 - 73

81 – 102

66 - 94

86 – 108

77 -99

Сгибание туловища (количество раз за 30 сек.)

м

д

-

10 – 18

8 - 14

 

11 – 20

9 -16

13 – 22

12 - 20

Удержание равновесия (сек.)

м

д

-

3 – 5

5 - 8

7 – 8

9 - 14

40 – 60

50 - 60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание нестандартного оборудования, используемое в работе с детьми

 

Уже на пятом году жизни заявляют о себе первые нарушения осанки. Поэтому в тех местах, где дети много времени проводят в одной позе, на стене на разной высоте нарисованы ладошки (можно подвесить различные мобили). Введено правило: поиграл – встань, подними руки, подпрыгни, дотянись до красных, синих….ладошек и можешь играть дальше.

 

 

Использование тренажеров повышает мышечный тонус, улучшает кровообращение, активизирует окислительно – востоновительные процессы в мышцах, суставах, тканях. Массажеры используются в процессе выполнения общеразвивающих упражнений и основных движений на занятиях и в индивидуальной деятельности.

 

Массажер «Орешки»

 

Состоит из плотно нанизанных на леску (дл. – 21 см) капсул «киндер – сюрпризов», по краям две ручки (использованные фломастеры).

Удобен при массаже шеи, спины, груди, ног, верхнего плечевого пояса.

 

 

t1573453359ab.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дорожка «Калейдоскоп»

 

Состоит из клеенки ш. 35 см., дл. 2,5 м. с приклеенными к ней внутренней поверхностью вверх разноцветными пластмассовыми крышками от пластиковых бутылок.

 

 

t1573453359ac.jpg

 

 

 

 

Тренажер «Поймай мяч ловушкой»

 

Изготавливается из верхней части пластиковой бутылки. При помощи крышки к бутылке крепится леска или толстая нить (дл. от 40 см до 1 м) с капсулой «киндер – сюрприза» на конце.

Цель: забросить капсулу в ловушку. Развивает ловкость, меткость. Сложность выполнения упражнения регулируется длиной лески.

 

 

 

t1573453359ad.jpg

 

 

 

Тренажер «Попади в кольцо»

 

Кольцо (диаметром – 40 см) крепится в дверном проеме на высоту около 1,5 м от поверхности пола. К кольцу пришивается тесьма (дл. около 2 м) с мягким шариком. Ребенок должен попасть шариком в кольцо. Играющих может быть двое. Они располагаются по разные стороны от кольца. В этом случае задача усложняется: играющие должны не только бросать, но и ловить.

 

 

 

t1573453359ae.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Лыжи»

 

Изготавливаются из использованных пластиковых бутылок. Вдоль бутылки вырезаются отверстия в форме стопы, край которого оклеивается тканью или бумагой. Ребенок надев «лыжи» выполняет скользящие движения, имитируя движения лыжника.

 

 

 

- физкультурные досуги и праздники с участием родителей.

t1573453359af.jpg

11

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.