12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Куличкова Анна Анатольевна1915
Высшее художественное образование. Преподаватель дополнительного образования. Высшая категория.
Россия, Ивановская обл., г. Южа
Материал размещён в группе «Рабочие программы»
0

Программа по истории искусств для 1 класса художественного отделения «Виды изобразительной деятельности и искусство древнего мира»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Южская детская школа искусств»

 

Утверждаю:

Директор МБОУ ДОД «Южская ДШИ»

___________________ И.В. Боровкова

«_____»______________2013 года

ПРОГРАММА

по

истории искусств

для 1 класса художественного отделения

«Виды изобразительной деятельности и искусство древнего мира»

Программу составила:

преподаватель художественного отделения МБОУ ДОД «Южская ДШИ»

Демидова А.А.

 

 

 

г. Южа 2013

г. Южа 2013 год

 

Содержание программы

Пояснительная записка…………………..………………………….…2

Учебно - тематический план……………….……………………….….4

Содержание учебного предмета………….…..………………………...6

Требования к уровню подготовки учащихся...….…………….……20

Формы и методы контроля, система оценок….…………………….21

Методическое обеспечение учебного процесса……………………..22

Список литературы…………………………………………...………..24

Пояснительная записка

Данная программа предназначена для учащихся детских художественных школ и школ искусств на художественном отделении. Программа рассчитана на один год. Срок реализации один год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом МБОУ ДОД «Южская детская школа искусств» по предмету история искусств составляет 34 часа в год. Аудиторные занятия проходят один раз в неделю по одному учебному часу.

Форма проведения занятий – групповая.

ЦЕЛЬ программы:

Формирование художественной культуры учащихся, приобщение к общечеловеческим ценностям, через знакомство и изучение шедевров изобразительного искусства.

ЗАДАЧИ программы:

Образовательные

- познакомить учащихся с видами и жанрами изобразительного искусства;

- познакомить учащихся с историей развития изобразительного искусства;

- дать представление об основных исторических периодах развития искусства и формировании художественных стилей различных эпох;

- познакомить учащихся с основными шедеврами искусства древнего мира;

- изучить основные понятия и определения истории искусства;

- научить анализировать произведения искусства, выделяя главные средства выразительности;

- расширить кругозор учащихся;

Развивающие

- развивать у учащихся стремление (интерес) к изучению истории искусства;

- развивать аналитические, мыслительные способности и коммуникативные умения;

- развивать художественный вкус и творческие способности учащихся;

- развивать всесторонне гармоничную личность;

- формировать мировоззрение учащихся, их духовные интересы и убеждения;

- развивать навыки анализа произведения, самостоятельность суждения о произведениях;

Воспитывающие

- воспитывать эстетическое чувство восприятия произведений изобразительного искусства;

- воспитывать речевую культуру учащихся;

- воспитывать любознательность;

- воспитывать у учащихся чуткость и стремление к красоте;

- воспитывать уважение к историческим ценностям мировой культуры.

 

Уроки проводятся в форме лекций, бесед.

Контроль над усвоением учащимися учебного материала ведётся при помощи устных ответов (опрос перед началом урока), самостоятельных работ (кроссворды). При прохождении каждого раздела учебно - тематического плана состоящего из трёх, четырёх тем учащиеся проходят контрольный опрос (слайд - диктанты, вопрос - ответ).

Основной идеей программы «История изобразительного искусства» является: знакомство ученика с миром искусства. Актуальность данной программы состоит в том, что история изобразительного искусства это наглядная история творчества и школа творчества, без понимания которой ученик не сможет двигаться дальше. Именно вначале с 1 класса на этапе детской художественной школы важно показать интересные разнообразные стороны искусства, «заразить», вдохновить ребёнка желанием создавать свои собственные творческие работы и учиться дальше. Одной из важнейших особенностей предмета «Виды изобразительной деятельности и искусство древнего мира» является тесный союз с другими предметами художественной школы (рисунок, живопись, лепка и композиция). Именно на занятиях по истории искусства, знакомясь с шедеврами мирового искусства, рассматривая и сравнивая их, ученики могут осваивать художественный опыт разных эпох, изучать различные средства выразительности, приёмы и особенности отдельных мастеров и целых направлений, а затем применять, закреплять и творчески перерабатывать свои знания в практических заданиях. Преподавание предмета «История изобразительного искусства» по всем изучаемым темам опирается на учебные пособия, репродукции, фото и видео материалы, открытки, книги и журналы по искусству.

Учебно-тематический план.

урока

Наименование раздела, темы

Количество часов

всего

теория

практика

Раздел I: «Виды, жанры, художественно-выразительные средства изобразительного искусства»

1

Вводный урок. «Что такое искусство»

1

1

 

2

Живопись как вид изобразительного искусства.

1

1

 

3

Графика, её виды и выразительные средства.

1

1

 

4

Скульптура как вид изобразительного искусства.

1

1

 

5

Архитектура, её виды и выразительные средства

1

1

 

6

Декоративно – прикладное искусство, его особенности и виды.

1

1

 

7

Кроссворд «Виды ИЗО».

1

 

1

8

Контрольный урок.

1

 

1

Раздел II: «Искусство Древнего мира»

9

Искусство первобытного общества.

1

1

 

10

Искусство Древней Индии. Архитектура

1

1

 

11

Искусство Древней Индии.

Скульптура, живопись.

1

1

 

12

Искусство Древней Месопотамии.

1

1

 

13

Контрольный урок.

1

 

1

Раздел III: «Искусство Древнего Египта»

 

14

Архитектура Древнего Египта

1

1

 

15

Скульптура Древнего Египта

1

1

 

16

Живопись Древнего Египта

1

1

 

17

Контрольный урок.

1

 

1

Раздел IV: «Искусство Древней Греции»

18

Эгейское искусство. Архитектура.

1

1

 

19

Эгейское искусство. Керамика. ДПИ

1

1

 

20

Искусство Древней Греции. Архитектура.

1

1

 

21

Искусство Древней Греции. Архитектура.

1

1

 

22

Искусство Древней Греции. Виды ордеров.

1

1

 

23

Скульптура Древней Греции.

1

1

 

24

Скульптура Древней Греции.

1

1

 

25

Вазопись Древней Греции.

1

1

 

26

Кроссворд по искусству Древней Греции.

1

 

1

27

Контрольный урок.

1

 

1

Раздел V: «Искусство Древнего Рима»

28

Искусство Древнего Рима. Архитектура.

1

1

 

29

Искусство Древнего Рима. Виды ордеров.

1

1

 

30

Искусство Древнего Рима. Скульптура. Живопись.

1

1

 

31

Контрольный урок.

1

 

1

Раздел VI: «Искусство Византии»

32

Искусство Византии. Архитектура.

1

1

 

33

Искусство Византии. Мозаика.

1

1

 

34

Контрольный урок.

1

 

1

Всего часов:

34

26

8

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Во все времена люди стремились к художественному творчеству. Невозможно рассказать о какой – либо эпохе или цивилизации без истории искусства, которое, как и наука, всегда составляло их непременную и существенную часть. В любой религии искусство воплощало божественную идею, оно отражало историю государства, придавало величие его сооружениям и превозносило его главных героев.

Искусство – один из важнейших факторов, формирующих личность человека, расширяющих его представление об окружающем мире.

Всё содержание предмета «Виды изобразительной деятельности и искусство древнего мира», принципы построения программы и методическая система преподавания имеют главную цель: заинтересовать, увлечь учащихся предметом, познакомить с основными понятиями и этапами развития искусства, научить анализировать художественные произведения, выделяя главные средства выразительности.

Раздел I: «Виды, жанры, художественно-выразительные средства изобразительного искусства»

Урок №1 (1час)

Тема: Вводный урок. «Что такое искусство»

Цель: формирование художественной культуры учащихся.

Задачи:

1.Изучить основные понятия и определения искусства.

2. Развить у учащихся стремление к изучению истории искусства.

3. Воспитание уважение к историческим ценностям мировой культуры

Оборудования и материалы: телевизор, видеофильм «что такое искусство».

Содержание урока

Определение искусства. Средства выражения в искусстве. Предмет «История изобразительного искусства». Значение знаний в области изобразительного искусства. Связь предмета «История изобразительного искусства» с предметами: живопись, рисунок, композиция, скульптура, ДПИ. Значение изобразительного искусства в жизни современного человека. Станковое и монументальное искусства.

Зрительный ряд

Репродукции картин знаменитых художников, диски, книги и журналы по изобразительному искусству.

Урок №2 (1час)

Тема: Живопись как вид изобразительного искусства.

Цель: ознакомление с одним из основных видов изобразительного искусства – живописью.

Задачи:

1. Познакомить с живописью – видом изобразительного искусства.

2. Развивать художественный вкус и творческие способности учащихся.

3. Воспитание культуры общения, умения слышать мнение других.

Оборудования и материалы: персональный компьютер, диск с иллюстрациями

Содержание урока

Определение живописи. Станковая и монументальная живопись. Монументальная живопись делится на фреску и мозаику. Жанры живописи.

Урок №3 (1час)

Тема: Графика, её виды и выразительные средства.

Цель: ознакомление с одним из основных видов изобразительного искусства – графикой.

Задачи:

1. Познакомить с графикой – видом изобразительного искусства.

Познакомить с материалами графики, с их выразительными возможностями.

2. Развивать умения и навыки соотносить и сравнивать полученные знания и использовать их при ответе на поставленные вопросы.

3. Воспитание эстетического вкуса учащихся.

Оборудования и материалы: персональный компьютер, диск с иллюстрациями

Содержание урока

Определение графики. Виды графики. Особенности различных техник рисунка. Основные отличия графики от живописи.

Урок №4 (1час)

Тема: Скульптура как вид изобразительного искусства.

Цель: ознакомление с одним из основных видов изобразительного искусства – скульптурой.

Задачи:

1. Познакомить с скульптурой– видом изобразительного искусства.

2. Развивать художественный вкус и творческие способности учащихся.

3. Воспитание эстетического вкуса учащихся.

Оборудования и материалы: персональный компьютер, диск с иллюстрациями.

Содержание урока

Определение скульптуры. Круглая скульптура и рельеф- два основных вида скульптуры. Форы и назначения скульптуры. Основные жанры скульптуры. Выразительные средства скульптуры.

Урок №5 (1час)

Тема: Архитектура, её виды и выразительные средства.

Цель: ознакомление с одним из основных видов изобразительного искусства- архитектурой.

Задачи:

1. Познакомить с архитектурой – видом изобразительного искусства.

2. Сформировать коммуникативные навыки учащихся.

3. Воспитание эстетического вкуса учащихся.

Оборудования и материалы: персональный компьютер, диск с иллюстрациями

Содержание урока

Определение архитектуры. Деревянная архитектура. Египетские пирамиды. Храмы Древней Греции и Рима. Готические соборы Западной Европы. Архитектура Красной площади Москвы. Архитектура Санкт- Петербурга.

Урок №6 (1час)

Тема: Декоративно – прикладное искусство, его особенности и виды.

Цель: ознакомление учащихся с декоративно - прикладным искусством.

Задачи:

1. Познакомить с декоративно - прикладным искусством.

2. Развивать художественный вкус и творческие способности учащихся.

3. Воспитание эстетического вкуса учащихся.

Оборудования и материалы: персональный компьютер, диск с иллюстрациями.

Содержание урока

Определение декоративно- прикладного искусства. Классификация отраслей ДПИ по материалу, по технике выполнения, по функциональным признакам использования. Основные виды ДПИ.

Урок №7 (1час)

Тема: Кроссворд «Виды ИЗО».

Цель: закрепление знаний учащихся с видами ИЗО.

Задачи:

1. развить умения и навыки соотносить и сравнивать полученные знания и использовать их при ответе на поставленные вопросы;

2.проверить качество усвояемого материала;

3.закрепить знания по теме «Виды изобразительного искусства»;

4.воспитывать у учащихся самостоятельность.

Содержание урока

Предлагается учащимся составить самостоятельно кроссворд из не менее 15 слов. Для составления кроссворда использовать термины (лекции 1-6) видов изобразительной деятельности. Под кроссвордом внизу обязательно писать обозначение слов под цифрами по вертикали и по горизонтали.

Урок №8(1час)

Тема: Контрольный урок.

Цель: проверка знаний полученных на занятиях по теме «Виды, жанры, художественно- выразительные средства изобразительного искусства»

Задачи:

1.Закрепление знаний полученных на предыдущих занятиях.

2.Развивать способности кратко и правильно излагать материал.

3.Воспитание ответственного отношения к подготовке к контрольной работе.

Оборудование и материалы: вопросы к контрольной работе по вариантам.

Содержание урока

I вариант

 

1.Что такое искусство?

2.Чем отличается живопись от графики?

3.Какие есть виды живописи?

4.Чем отличаются мозаика от фрески?

5. Что такое архитектура?

6.Напиши про монументальную форму в скульптуре.

7.Напиши, что такое пейзаж?

 

II вариант

 

1.Что такое искусство?

2. Напиши, какие жанры есть в живописи?

3. Что такое портрет?

4. Что такое смальта?

5. Напиши про станковую форму в скульптуре?

6.Что такое печатная графика?

7. Что такое архитектура?

Раздел II: «Искусство Древнего мира»

Урок №9 (1час)

Тема: Искусство первобытного общества.

Цель: ознакомление учащихся с искусством первобытного общества

Задачи:

1. Познакомить с искусством первобытного общества.

2. Развивать художественный вкус и творческие способности учащихся.

3. Воспитание эстетического вкуса учащихся.

Оборудования и материалы: персональный компьютер, диск с иллюстрациями

Содержание урока

Происхождение искусства. Его связь с трудовой деятельности человека. Выразительность рисунков, изображающих животных. «Палеолитическая Венера. Наскальные изображения- петроглифы. Мегалитические сооружения: менгиры, дольмены и кромлехи.

Урок №10(1час)

Тема: Искусство Древней Индии. Архитектура.

Цель: ознакомление учащихся с архитектурой Древней Индии

Задачи:

1.Ознакомление учащихся с основными архитектурными памятниками Древней Индии.

2. Расширение знаний у учащихся.

3. Воспитание эстетического вкуса учащихся.

Оборудования и материалы: персональный компьютер, диск с иллюстрациями.

Содержание урока

Археологические находки- города Харапа и Мохенджо- Даро. Стамбаха. Ступа в Санчи. Пещерные храмы в Карли и Аджанте. Прибрежные храмы. Мусульманская архитектура в Индии. Тадж- Махал в Агре.

Урок №11 (1час)

Тема: Искусство Древней Индии. Скульптура

Цель: ознакомление учащихся со скульптурой Древней Индии

Задачи:

1.Ознакомление учащихся с развитием скульптуры Древней Индии.

2. Формирование умения анализировать учащимися произведений искусства.

3. Содействовать эстетическому воспитанию учащихся.

Оборудования и материалы: персональный компьютер, диск с иллюстрациями

Содержание урока

Печати- амулеты из Мохенджо- Даро. Львиная капитель колонны из Сарнатха- герб современной Индии. Рельефы ворот ступы в Санчи. Статуя Будды. Рельеф на скале- «Нисхождение Ганга». Скульптурное изображение божества Ганеша. Трехликое изображение Шивы с Элефанты. Мелкая бронзовая пластика «танцующий Шива».

 

Урок №12 (1час)

Тема: Искусство Древней Месопотамии.

Цель: ознакомление учащихся с искусством Древней Месопотамии.

Задачи:

1.Ознакомление учащихся с искусством Древней Месопотамии.

2.Расширение кругозора учащихся.

3. Воспитание эстетического вкуса

Оборудования и материалы: персональный компьютер, диск с иллюстрациями

Содержание урока

Клинопись. Адорант.Зиккурат. Глиптика. Рельефные фризы дворцов в Нимруде и Куюнжике. Рельефы «Раненая львица» и «Лев, изрыгающий кровь». Висячие сады Семираиды.

Урок №13 (1час)

Тема: Контрольный урок.

Цель: проверка знаний полученных на занятиях по теме «Искусство Древнего мира»

Задачи:

1.Закрепление знаний полученных на предыдущих занятиях.

2.Развивать способности кратко и правильно излагать материал.

3.Воспитание ответственного отношения к подготовке к контрольной работе

Оборудование и материалы: персональный компьютер, диск с иллюстрациями, вопросы к контрольной работе по вариантам.

Содержание урока

Напишите что изображено на слайдах - иллюстрациях.

I вариант

Напишите что изображено на слайдах - иллюстрациях.

1вопрос

Напишите про периоды первобытного искусства, что возникало в каждом периоде.

2вопрос

Что такое вихара?

3вопрос

Назовите основные отличительные признаки в изображении головы Будды.

4 вопрос

Что представляет собой искусство - клинопись.

II вариант

Напишите что изображено на слайдах - иллюстрациях.

1вопрос

Напишите про периоды первобытного искусства, что возникало в каждом периоде.

2вопрос

Что такое чатья?

3вопрос

Что представляет собой божество Ганеша, как изображалось?

4 вопрос

Что такое Зиккурат.

Раздел III: «Искусство Древнего Египта»

Урок №14 (1час)

Тема: Архитектура Древнего Египта.

Цель: ознакомление учащихся с особенностями формирования архитектуры Древнего Египта.

Задачи:

1.Отметить ведущую роль архитектуры Древнего Египта: пирамиды, храмовое строительство.

2.Развитие внимание, памяти, ассоциативно- образного мышления.

3. Воспитание любви к искусству.

Оборудования и материалы: персональный компьютер, диск с иллюстрациями.

Содержание урока

Понятие об исторической периодизации Египта. Основные этапы развития египетской архитектуры в Древнем, Среднем и Новом царстве. Пирамиды Древнего царства. Комплекс в Гизе. Храмы Нового царства – Карнак и Луксор.

Урок №15 (1час)

Тема: Скульптура Древнего Египта.

Цель: ознакомление учащихся с скульптурой Древнего Египта.

Задачи:

1.Ознакомление учащихся с скульптурой Древнего Египта.

2.Расширение кругозора учащихся.

3. Воспитание эстетического вкуса.

Оборудования и материалы: персональный компьютер, диск с иллюстрациями.

Содержание урока

Основные черты искусства Древнего Египта: повествовательный характер египетского рельефа и связь его с письмом. Плита Нармера. Статуя сфинкса в Гизе. Условность и плоскостность в изображении человеческой фигуры. Мелкая пластика и керамика. Портрет царицы Нефертити.

Урок №16 (1час)

Тема: Живопись Древнего Египта.

Цель: ознакомление учащихся с живописью Древнего Египта.

Задачи:

1.Ознакомление учащихся с живописью Древнего Египта.

2.Расширение кругозора учащихся.

3. Воспитание эстетического вкуса

Оборудования и материалы: персональный компьютер, диск с иллюстрациями

Содержание урока

Развитие живописи в период Древнего, Среднего и Нового царства. Росписи гробницы Бени- Хасана (сцены охоты).

Урок №17 (1час)

Тема: Контрольный урок.

Цель: проверка знаний полученных на занятиях по теме «Искусство Древнего Египта

Задачи:

1.Закрепление знаний полученных на предыдущих занятиях.

2.Развивать способности кратко и правильно излагать материал.

3.Воспитание ответственного отношения к подготовке к контрольной работе.

Оборудование и материалы: персональный компьютер, диск с иллюстрациями, вопросы к контрольной работе по вариантам.

Содержание урока

I вариант

Напишите что изображено на слайдах - иллюстрациях.

1вопрос

Напишите про пирамиду Хеопса.

2вопрос

Напишите про плиту Нармена.

3вопрос

Напишите про росписи среднего царства Древнего Египта.

II вариант

Напишите что изображено на слайдах - иллюстрациях.

1вопрос

Напишите про усыпальницу храм Ментухотепа I в Дейр- эль- Бавари.

2вопрос

Напишите про скульптуру Нефертити.

3вопрос

Напишите про росписи Нового царства Древнего Египта.

Раздел IV: «Искусство Древней Греции»

Урок №18 (1час)

Тема: Эгейское искусство.

Цель: ознакомление учащихся с Эгейской культурой.

Задачи:

1.Ознакомление учащихся с Эгейским искусством.

2. Развитие умения выделять главное.

3. Воспитание нравственно - эстетического восприятия окружающего мира.

Оборудования и материалы: персональный компьютер, диск с иллюстрациями.

Содержание урока

Исторические особенности Эгейской культуры, районы ее распространения. Архитектура. Дворец в Кноссе. Его план, интерьеры ( тронный зал). Декоративные росписи («Собиратель шафрана»,«Дамы в голубом»,«Игра с быком»). Дворец в Тиринфе, Мегарон. Циклопические крепостные сооружения в Микенах, Львиные ворота.

Урок №19 (1час)

Тема: Эгейское искусство. Керамика. ДПИ

Цель: ознакомление учащихся с эгейским искусством.

Задачи:

1.Ознакомление с развитием керамики о.Крита.

2. Развитие художественного вкуса.

3.Содействовать эстетическому воспитанию учащихся.

Оборудования и материалы: персональный компьютер, диск с иллюстрациями.

Содержание урока

Керамика и ювелирные произведения. Ваза с осьминогом. Золотые кубки из Вафио. Погребальная маска царя. Роль эгейского искусства Греции.

Урок №20-21 (2часа)

Тема: Искусство Древней Греции. Архитектура.

Цель: ознакомление учащихся с искусством Древней Греции.

Задачи:

1.Ознакомление с развитием искусства Древней Греции, с основными архитектурными постройками.

2. Развитие познавательного интереса к искусству на основных архитектурных достижениях Древней Греции.

3.Содействовать эстетическому воспитанию учащихся.

Оборудования и материалы: персональный компьютер, диск с иллюстрациями

Содержание урока

Три периода искусства Древней Греции. Храм- периптер. Реконструкция Афинского Акрополя. Парфенон. Храм Ники Аптерос. Эрехтейон. Одеон Герода Аттика.

Храмы классической эпохи. Храм Зевса в Афинах. Храм Геры в Олимпии. Искусство эпохи эллинизма. Распадение монархии Александра Македонского. Агора. Башня ветров. Булевтерий.

Урок №22 (1час)

Тема: Искусство Древней Греции. Архитектурные ордера.

Цель: ознакомление учащихся с архитектурными ордерами Древней Греции

Задачи:

1.Сформировать понятие архитектурный ордер и показать его применение в архитектуре Древней Греции.

2. Развитие навыков устной и письменной речи.

3.Воспитание ответственности за результаты учебного труда, понимание его значимости.

Оборудования и материалы: персональный компьютер, диск с иллюстрациями.

Содержание урока

Ордера как основа греческой архитектуры. Дорический ордер. Храмы в дорическом стиле. Ионический ордер. Храмы в ионическом стиле. Коринфский ордер. Храмы в коринфском стиле.

Урок №23-24 (2часа)

Тема: Искусство Древней Греции. Скульптура.

Цель: ознакомление учащихся со скульптурой Древней Греции.

Задачи:

1.Познакомить учеников с развитием скульптуры Древней Греции.

2. Развитие познавательных умений.

3.Воспитание эстетической красоты.

Оборудования и материалы: персональный компьютер, диск с иллюстрациями.

Содержание урока

Самые ранние скульптурные произведения - ксоаны. Скульптура древней архаики. Статуи кор. Монументальная скульптура. Рельеф Артемиды в Керкире. Рельефы метопы.

Скульптура греческой классики. Передача натуралистических деталей. Статуя возничего. Рельеф Рождение Афродиты.

Творчество Мирона и Поликлета.

Творчество скульптура Фидия и его школы (фронтоны Парфенона, статуя Афины, статуя Зевса).

Скульптура поздней классики. Творчество Скопаса «Битва греков с амазонками»,«Менада».

Скульптура эллинизма. Новые художественные школы скульптуры.

Родосская школа. Ее особенности: стремление к патетике к внешним эффектам, виртуозность исполнения. Статуя Лакоона. Группа «Фарнезкий бык». «Колосс Родосский» его гибель от землетрясения.

Искусство Пергама. Величественные образы гигантов и богов в рельефах Пергамского алтаря. Статуи галлов.

Александрийская школа. Развитие жанра. Статуэтки рыбаков, нищих, играющих детей. Статуя Нила.

Урок №25 (1час)

Тема: Искусство Древней Греции. Вазопись.

Цель: ознакомление учащихся с живописью сосудов Древней Греции.

Задачи:

1.Познакомить учеников с искусством вазописи Древней Греции.

2. Расширение знаний о искусстве Древней Греции, в частности вазописи.

3.Воспитать художественный вкус и творческие способности учащихся.

Оборудования и материалы: персональный компьютер, диск с иллюстрациями

Содержание урока

Произведение керамики в геометрическом стиле. Чернофигурная и краснофигурная вазопись. Вазопись по белому фону. Ваза из Канозы.

Урок №26 (1час)

Тема: Кроссворд «Древняя Греция»

Цель: Кроссворд «Древняя Греция».

Задачи:

1. развить умения и навыки соотносить и сравнивать полученные знания и использовать их при ответе на поставленные вопросы;

2.проверить качество усвояемого материала;

3.закрепить знания по теме «Искусство Древней Греции»;

4.воспитывать у учащихся самостоятельность.

Содержание урока

Предлагается учащимся составить самостоятельно кроссворд из не менее 15 слов.

Для составления кроссворда использовать слова связанные с искусством Древней Греции. Под кроссвордом внизу обязательно писать обозначение слов под цифрами по вертикали и по горизонтали.

Урок №27 (1час)

Тема: Контрольный урок.

Цель: проверка знаний полученных на занятиях по теме «Искусство Древней Греции»

Задачи:

1.Закрепление знаний полученных на предыдущих занятиях.

2.Развивать способности кратко и правильно излагать материал.

3.Воспитание самостоятельности в контрольной работе.

Оборудование и материалы: персональный компьютер, диск с иллюстрациями, вопросы к контрольной работе по вариантам.

Содержание урока

I вариант

Напиши что изображено на слайдах - иллюстрациях.

Что такое архитектурный ордер. Напиши отличия дорического от коринфского ордера.

Афинский акрополь (главные постройки акрополя).

Что такое курос.

Чернофигурный стиль в вазописи.

II вариант

Напиши что изображено на слайдах - иллюстрациях.

Что такое архитектурный ордер. Напиши отличия ионического от коринфского ордера.

Дворец в Кноссе (фрески дворца, его особенности).

Что такое кора.

Краснофигурный стиль в вазописи.

Раздел V: «Искусство Древнего Рима»

Урок №28 (1час)

Тема: Искусство Древнего Рима. Архитектура.

Цель: ознакомление учащихся с искусством Древнего Рима.

Задачи:

1.Познакомить учеников с архитектурой Древнего Рима.

2. Развитие познавательных умений.

3.Воспитать художественный вкус и творческие способности учащихся.

Оборудования и материалы: персональный компьютер, диск с иллюстрациями.

Содержание урока

Этапы развития: этрусское искусство, искусство Римской республики, искусство Римской империи. Сооружения для общественной пользы. Большая Клоака. Аппиева дорога. Акведук. Мамертинская тюрьма. Первые базилики.

Первые мраморные храмы IIв. до н.э. Храм Весты и Портуны.

Сооружения нерелигиозного характера: Табуларий – государственный архив, театр Помпея.

Достижения римского инженерного искусства: акведуки, триумфальные арки. Применение бетона при строительстве.

Колизей- амфитеатр античного мира. Пантеон- храм всех богов.

Урок №29 (1час)

Тема: Искусство Древнего Рима. Архитектурные ордера

Цель: ознакомление учащихся с искусством Древнего Рима.

Задачи:

1.Ознакомление учащихся с архитектурными ордерами Древнего Рима.

2.Расширение знаний учащихся об архитектурных ордерах.

3 Воспитание интереса к предмету, к учению.

Оборудования и материалы: персональный компьютер, диск с иллюстрациями.

Содержание урока

Тосканский ордер. Римско- дорический ордер. Римско- ионический ордер. Римско- корифский ордер. Композитный ордер.

Урок №30 (1час)

Тема: Искусство Древнего Рима. Скульптура

Цель: ознакомление учащихся с искусством Древнего Рима.

Задачи:

1.Ознакомление учащихся с скульптурой Древнего Рима.

2.Расширение знаний учащихся .

3 Воспитание интереса к предмету, к учению.

Оборудования и материалы: персональный компьютер, диск с иллюстрациями

Содержание урока

Искусство этрусков. Скульптура для культа умерших – канопа (ритуальный сосуд), саркофаг. Саркофаг супругов. Статуи «Химера»,«Капитолийская волчица».

Скульптурные портреты предков. Колонна Трояна. Конная статуя Марка Аврелия.

Урок №31 (1час)

Тема: Контрольный урок.

Цель: проверка знаний полученных на занятиях по теме «Искусство Древнего Рима»

Задачи:

1.Закрепление знаний полученных на предыдущих занятиях.

2.Развивать способности кратко и правильно излагать материал.

3.Воспитание самостоятельности в контрольной работе.

Оборудование и материалы: персональный компьютер, диск с иллюстрациями, вопросы к контрольной работе по вариантам.

Содержание урока

I вариант

Напиши что изображено на слайдах - иллюстрациях.

Что такое акведук.

Напишите характерные особенности тосканского ордера.

Чем отличается греческий дорический от римско- дорического ордера.

Напишите про скульптуру «Капитолийская волчица».

II вариант

Напиши что изображено на слайдах - иллюстрациях.

Что такое триумфальная арка.

Напишите характерные особенности композитного ордера.

Чем отличается греческий коринфский от римско- коринфского ордера.

Напишите про скульптуру «Химера».

Раздел VI: «Искусство Византии»

Урок №32 (1час)

Тема: Искусство Византии. Архитектура

Цель: ознакомление учащихся с искусством Византии.

Задачи:

1.Ознакомление учащихся с архитектурой Византии.

2.Расширение знаний учащихся об Византии.

3 Воспитание интереса к предмету, к учению.

Оборудования и материалы: персональный компьютер, диск с иллюстрациями.

Содержание урока

Архитектура и строительство в Византии. Развитие базиликального и центрально- купольного храма. Храм св. Софии в Константинополе. План, конструкция, интерьер. Широкое применение цветного мрамора и мозаик. Роль Византии в сохранении традиций античности.

Урок №33 (1час)

Тема: Искусство Византии. Мозаика

Цель: расширение знаний учащихся о искусстве Византии

Задачи:

1.Ознакомление учащихся с мозаиками архитектуры Византии.

2.Расширение кругозора учащихся.

3 Воспитание интереса к предмету, к учению.

Оборудования и материалы: персональный компьютер, диск с иллюстрациями.

Содержание урока

Мозаики церкви св. Витале в Равенне. Мозаики усыпальница дочери императора Феодосия Галлы Плацидии.

Урок №34 (1час)

Тема: Контрольный урок.

Цель: проверка знаний полученных на занятиях по теме «Искусство Византии»

Задачи:

1.Закрепление знаний полученных на предыдущих занятиях.

2.Развивать способности кратко и правильно излагать материал.

3.Воспитание самостоятельности в контрольной работе.

Оборудование и материалы: персональный компьютер, диск с иллюстрациями, вопросы к контрольной работе по вариантам

Содержание урока

I вариант

Напиши что изображено на слайдах - иллюстрациях.

Какие архитектурные формы Византия заимствовала и римлян.

Перечислите мозаики усыпальницы дочери императора Феодосия Галлы Плацидии.

II вариант

Напиши что изображено на слайдах - иллюстрациях.

Какие архитектурные формы Византия заимствовала и римлян.

Перечислите мозаики церкви св. Витале в Равенне.

 

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате творческо – учебной деятельности по данной программе учащиеся должны знать:

- названия и особенности видов изобразительного искусства;

- виды и жанры изобразительного искусства;

- выразительные средства изобразительного искусства;

- особенности материалов изобразительного искусства;

учащиеся должны уметь:

- различать особенности произведений различных жанров;

- рассказать о произведении изобразительного искусства, выражая его настроение и главную мысль;

- запоминать шедевры мирового искусства, развивая при этом зрительную память.

Формы и методы контроля, система оценок.

Текущий контроль над усвоением учащимися учебного материала ведётся после каждой изученной темой при помощи устных ответов (опрос перед началом урока), самостоятельных работ (кроссворды).

При прохождении каждого раздела учебно - тематического плана состоящего из трёх, четырёх тем учащиеся проходят контрольный опрос (слайд - диктанты, вопрос - ответ).

Критерии оценивания по пятибалльной шкале:

-оценку 5 – отлично- выставлять учащемуся, чьи знания, ответы в полной мере соответствуют всем требованиям учебной программы;

- оценку 4 – хорошо- получит ученик, чьи ответы в целом соответствуют требованиям, однако являются неполными или в них имеются негрубые ошибки;

- оценку 3 – удовлетворительно- ставят ученикам, владеющим базовым материалом по предмету, но допускающим ошибки и недочеты;

- оценку 2 – недостаточно- могут получить ученики, чьи знания соответствуют требованиям программы обучения лишь частично;

- оценка 1 – слабо- ставится в том случае, когда ответы, работы и практическая деятельность ученика идут вразрез с программой и не соответствуют ей.

Методическое обеспечение программы

 

Успешная реализация данной программы возможна при использовании как новых, так и традиционных форм, методов, приёмов, а так же при наличии дидактических материалов и современного технического оснащения занятий.

Формы занятий: лекция, беседа, традиционное занятие, слайд – диктант, тренинг (вопрос- ответ),контрольный опрос.

Методы организации учебного процесса:

1. По характеру познавательной деятельности:

- объяснительно – иллюстративный (словесно – наглядный) – устное изложение новой информации (тем);

- репродуктивный – воспроизведение учащимися полученных знаний;

- частично – поисковый – решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

2. По источнику получения знаний:

- словесный (лекция, беседа, анализ произведений);

- наглядный (показ иллюстраций, репродукций, видеоматериалов);

- практический (самостоятельные творческие работы, рефераты, тренинги, зачёты, экзамены).

3. По форме организации занятия:

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий

- фронтальный – работа со всеми учащимися;

- индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- коллективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми.

Приёмы организации учебного процесса:

- беседа;

- устное изложение;

- анализ произведения;

- показ видеоматериалов, иллюстраций, репродукций;

- тренинг (слайд – диктант).

Дидактический материал:

1. Дидактические материалы: необозначенные репродукции, кроссворды, карточки с иллюстрациями и вариантами ответов к ним;

2. Средства натуральной наглядности: репродукции, открытки, фото и видео материалы, книги и журналы по искусству.

Технические средства обучения: компьютер, диск с иллюстрациями.

Формы подведения итогов: опрос, контрольная работа (вопрос- ответ), зачёт, слайд – диктант, экзамен, олимпиада, самостоятельная работа, защита рефератов, презентация творческих работ.

Материально – техническое обеспечение программы:

Для успешной реализации данной программы необходимо:

1. Учебное помещение - кабинет, оборудованный для просмотра мультимедийных презентаций;

2. Учебное оборудование: столы, стулья, стенды, доска ученическая;

3. Средства натуральной наглядности: репродукции, открытки, фото и видео материалы, книги и журналы по искусству;

4. Дидактические материалы: необозначенные репродукции, кроссворды, карточки с иллюстрациями и вариантами ответов к ним.

5. Технические средства обучения: компьютер, диск с иллюстрациями.

У каждого учащегося должна быть ручка и тетрадь для записей.

Список литературы:

Бонгард- Левин Г.м. Древняя Индия. История и культура. СПб.: Алетейя, 2001, 292 с.

Блаватский В. Д. История античной расписной керамики. -М.: Издательство Московского университета, 1953- 304с.

Емельянов В.В. Древний Шумер. Очерки культуры- СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2001.- 368с

Деревенский Б.Г. Древняя Греция.- СПб.: «БКК»,2008.- 80с., ил.

Камышанова З.А., Камышанов К.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре Древнего мира- Ярославль: «Академия развития», 1998.- 240с., ил.

Куманецкий К «История культуры Древней Греции и Рима» - М.: «Высшая школа», 1990, 456

Уилер М. Древний Индостан. Раннеиндийская цивилизация/ перевод с анг. С.К. Меркулова.- М.: ЗАО Центрополиграф, 2005.- 206 с.

"История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии" / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мин.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 848 с.

История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, античность. Под ред. М.В. Доброклонского и А.П. Чубовой. М: «Изобраз. Искусство». 2008, 372 с.

 

История Византии в трех томах/ отв.ред. за I том З.В. Удальцова, -М, Издательство «Наука», 523 с, илл.

Матье М.Э. Искусство Древнего Египта.- СПб.: «Летний Сад», 2001.- 800 с., илл.

Ривкин Б.И. Малая история искусств.-М.: Издательство «Искусство», 1972, 356 с., илл.

Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве: Пособие для учителей нач. классов.- М.: Просвещение, 1979.-183с

Солодовников Ю.А.. Мировая художественная культура: человек в мировой худож. культуре: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Ю.А. Солодовников.- 2-е изд. – М.: Просвещение,2007.- 256с.: ил.

 
Опубликовано в группе «Рабочие программы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.