Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса к учебнику «Искусство и ты. Ты изображаешь, украшаешь и строишь»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 1 класса
к учебнику «Искусство и ты.
Ты изображаешь, украшаешь и строишь» Л.А.Неменской
под ред. Б.М.Неменского
на основе авторской программы
Б.М.Неменского.
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Наименование учебного предмета: «Изобразительное искусство»
Класс: 1
Срок реализации программы, учебный год: 2017-2018
Количество часов по учебному плану: 33
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241) (далее - ФГОС начального общего образования);
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253».
Содержание учебного предмета, курса
Название раздела (темы) |
Кол-во часов для изучения раздела, темы |
Содержание учебной темы |
|||
Авторская |
Рабочая |
Контрольные, практические работы и т.д. |
|||
Ты изображаешь |
9 |
9 |
Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Художники и зрители (обобщение темы). |
||
Ты украшаешь |
8 |
8 |
Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях. Красивые рыбы. Украшение птиц. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). |
||
Ты строишь |
11 |
11 |
Постройки в нашей жизни. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы). |
||
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу |
5 |
5 |
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. «Сказочная страна». Создание панно. «Праздник весны». Конструирование из бумаги. Урок любования. Умение видеть. Здравствуй, лето! (обобщение темы). |
||
Итого: |
33 |
33 |
Планируемые результаты
Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование
следующих умений:
Обучающийся научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
-узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости , в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развивать фантазию, воображение;
-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п |
Название разделов, тем |
Кол-во часов |
Сроки |
||
По плану |
Фактически |
||||
Ты учишься изображать (9ч) |
|||||
1 |
1.Изображения всюду вокруг нас. |
1 |
|||
2 |
2.Мастер Изображения учит видеть. |
1 |
|||
3 |
3.Изображать можно пятном. |
1 |
|||
4 |
4.Изображать можно в объеме. |
1 |
|||
5 |
5.Изображать можно в объеме. |
1 |
|||
6 |
6.Изображать можно линией. |
1 |
|||
7 |
7.Разноцветные краски. |
1 |
|||
8 |
8.Изображать можно и то, что невидимо (настроение) |
1 |
|||
9 |
9.Художники и зрители (обобщение темы) |
1 |
|||
Ты украшаешь (8ч) |
|||||
10 |
1.Мир полон украшений. |
1 |
|||
11 |
2.Красоту нужно уметь замечать. Цветы. |
1 |
|||
12 |
3.Узоры на крыльях. Ритм пятен. |
1 |
|||
13 |
4.Красивые рыбы. Монотипия. |
1 |
|||
14 |
5.Украшение птиц. Объёмная аппликация |
1 |
|||
15 |
6.Узоры, которые создали люди |
1 |
|||
16 |
7.Как украшает себя человек. |
1 |
|||
17 |
8.Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) |
1 |
|||
Ты строишь (11ч) |
|||||
18 |
1.Постройки в нашей жизни |
1 |
|||
19 |
2.Дома бывают разными |
1 |
|||
20 |
3.Домики, которые построила природа. |
1 |
|||
21 |
4.Дом снаружи и внутри. |
1 |
|||
22 |
5.Дом снаружи и внутри. |
1 |
|||
23 |
6.Строим город |
1 |
|||
24 |
7.Строим город |
1 |
|||
25 |
8.Все имеет свое строение. |
1 |
|||
26 |
9.Строим вещи. |
1 |
|||
27 |
10.Строим вещи. |
1 |
|||
28 |
11.Город, в котором мы живем (обобщение темы) |
1 |
|||
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч) |
|||||
29 |
1.Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе |
1 |
|||
30 |
2.«Сказочная страна». Создание панно. |
1 |
|||
31 |
3.«Праздник весны». Конструирование из бумаги. |
1 |
|||
32 |
4.Урок любования. Умение видеть. |
1 |
|||
33 |
5.Здравствуй, лето! (обобщение темы) |
1 |
Формы и средства контроля, критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе. Использование данных форм оценивания осуществляется в соответствии с методическим письмом министерства образования от 03.06. 2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях».
В I классе используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы. Оценки фиксируются и накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) и в портфолио.
Метапредметные и личностные диагностические работы (один раз в год -обязательно)
В первом классе вместо бальных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию.
Успешность усвоения программ первоклассниками характеризуется качественной оценкой на основе «Листа образовательных достижений», включающего совокупность критериев освоения программы первого класса. Учитель составляет характеристику образовательных достижений первоклассника в соответствии с Листом оценки.
Условия эффективности системы оценки - систематичность, личностная ориентированность, динамика.
Конечная цель системы контроля и оценки заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку и в достижении (в перспективе) полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.
Шкала самооценки:
«+»знаю и умею применять.
«!»- знаю, но не всегда могу применить.
«?» - не уверен в своих знаниях.
«-» - пока не знаю и не умею.
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник1 класс/ Л.А.Неменская. 3-е изд.-М.: Просвещение, 2013.;
Интернет-ресурсы
Сайт «Начальная школа» http://1-4.prosv.ru
Контрольно-измерительные материалы
Итоговая контрольная работа по
изобразительному искусству для 1 класса___
_____________________________________________
Ф.И. учащегося
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1
Рассмотри репродукций, расположенных на доске. Определи, к каким видам пластических искусств они относятся. Запиши рядом с названием вида искусства номер репродукции, относящейся к данному виду. Живопись Графика Скульптура Архитектура ДПИ
2
|
Рассмотри репродукцию картины И. Репина «Стрекоза». Расскажи, что изобразил художник, какие чувства у тебя вызывает это произведение. Выбери и подчеркни нужное. На картине изображена девочка. Она сидит на (заборе, стуле, кресле), её освещает (летнее теплое солнце, зимнее холодное солнце) Вокруг природа и много света, девочке (плохо, хорошо). Картина вызывает чувство ( радости, грусти, тревоги), потому что художник использовал (светлые, темные) краски. |
Определи группы цветов. Запиши номер, относящийся к данной группе 3
цветов. основные составные теплые холодные |
Рассмотри репродукции картин, определи цветовую гамму 4
каждой картины. Поставь номер. теплая холодная ледяная. |
Определи и нарисуй геометрическую форму предмета. 5
|
Укрась шарфик для мамы, используя знакомые тебе орнаменты. 6
|
7
Создай композицию на плоскости на тему «Весна пришла» Художественный материал, выбери самостоятельно. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
8
Создай композицию на плоскости на одну из предложенных ниже тем. «Моя семья», «Мои друзья», «На перемене». Художественный материал, наиболее точно соответствующий задуманному тобой образу, выберите самостоятельно. |
Итоговая контрольная работа
по изобразительному искусству в 1-х классах
май 2014
№ задания |
Планируемые результаты |
Умение |
Уровень сложности (БУ, ПУ) |
Тип задания (ВО, КО,РО) |
Кол-во баллов |
1 |
Различать виды художественной деятельности ( графика, живопись, скульптура, скульптура, декоративно – прикладное искусство) и участвовать в художественно – творческой деятельности, используя различные художественные материалы и различные приемы работы с ними для передачи собственного замысла. |
Различать виды художественной деятельности ( графика, живопись, скульптура, скульптура, декоративно – прикладное искусство) |
БУ |
ВО |
1б |
2 |
Узнавать, воспринимать, описывать и оценивать эмоционально шедевры своего, национального и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны ( разнообразие, красоту, трагизм и.т.д.) окружающего мира и жизненных явлений. |
БУ |
КО |
1б |
|
3 |
Различать основные и составные, теплые и холодные цвета; |
различать основные – составные; теплые и холодные цвета |
БУ |
КО |
1б |
4 |
Различать основные и составные, теплые и холодные цвета; |
понимать, с какой целью художники используют в своих картинах основные и составные, теплые и холодные цвета |
1б |
||
5 |
Наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета, изображать предметы различной формы |
сравнивать и анализировать геометрическую форму предмета |
БУ |
КО |
1б |
6 7 |
Использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий . Выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы. |
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий. участвовать в художественно – творческой деятельности |
БУ БУ |
РО РО |
1-2б 2б |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
|||||
8 |
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним |
участвовать в художественно – творческой деятельности, используя различные художественные материалы и различные приемы работы с ними для передачи собственного замысла. |
ПУ |
РО |
2б |
Ключ (правильные ответы и количество баллов)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ |
||
№ задания |
Ответы |
Оценивание |
1. Рассмотри репродукции расположенные на доске. Определи, к каким видам пластических искусств они относятся. Запиши рядом с названием вида искусства номер репродукции, относящейся к данному виду |
Живопись-4 Графика-3 Скульптура-1 Архитектура-5 ДПИ-2 |
Правильно определено не менее 3 репродукций |
2. Рассмотри репродукцию картины И. Репина «Стрекоза». Расскажи, что изобразил художник, какие чувства у тебя вызывает это произведение. Выбери и подчеркни нужное. |
На картине изображена девочка. Она сидит на заборе, её освещает летнее теплое солнце. Вокруг природа и много света, девочке хорошо. Картина вызывает чувство радости, потому что художник использовал светлые краски. |
правильно описан сюжет произведения |
3.Определи группы цветов. Запиши номер, относящийся к данной группе цветов. |
1 составные 2 теплые 3 основные 4 холодные |
Правильно определены все группы цветов |
4.Рассмотри репродукции картин, определи и запиши цветовую гамму каждой картины: теплая, ледяная, холодная |
ледяная холодная теплая |
Правильно определена цветовая гамма картин |
5.Определи и нарисуй геометрическую форму предмета |
Правильно определены и нарисованы все геометрические формы предмета |
|
6.Укрась шарфик для мамы, используя знакомые тебе орнаменты. |
Использованы геометрические и растительные орнаменты, правильно переданы пропорций, орнамента |
|
7.Создай композицию на плоскости на тему «Весна пришла» |
Используется вся плоскость листа, отмечена линия горизонта. Пейзаж содержит ближний, средний дальний план. Деревья изображены достаточно правильно. Использованные цвета передают ощущения весны. |
|
Максимум возможных баллов за работу |
9 б. |
|
Суммируются набранные баллы |
_ б. |
|
Процент выполнения заданий базового уровня высчитывается по формуле |
БУ = кол-во набранных баллов : на макс. возможных баллов Х 100% |
|
Качество выполнения заданий основной части |
0-5 баллов- 0 уровень 6-9 балл. – 1уровень |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
||
№ задания |
Ответы |
Оценивание |
1.Создай композицию на плоскости на одну из предложенных ниже тем. «Моя семья», «Мои друзья», «На перемене». Художественный материал, наиболее точно соответствующий задуманному тобой образу, выберите самостоятельно. |
1) художественный материал выбран соответственно замыслу; 2) размещение на листе правильное ( размеры фигур и их место положение соответствует размеру листа)- для работы, выполненной на плоскости; 3) образы достаточно выразительны. |
Работа удовлетворяет двум критериям из трех |
Максимум возможных баллов за работу |
__3_ б. |
|
Суммируются набранные баллы |
___ б. |
|
Процент выполнения заданий повышенного уровня высчитывается по формуле |
ПУ = кол-во набранных баллов : на макс. возможных баллов Х 100% |
|
Качество выполнения заданий дополнительной части |
2-3б - 2ур. |
Анализ выполнения заданий:
№ задания |
Контролируемые умения |
Справились с заданием без ошибок |
Не справились с заданием ( 0 баллов) |
Основная часть работы – обязательные задания |
|||
№1 |
Различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование, дизайн, декоративно – прикладное искусство) |
__ч./_% |
__ч./_% |
№2 |
воспринимать и давать оценку на основе эмоционального восприятия шедеврам российского и мирового искусства |
_ч./_% |
__ч./_% |
№3 |
различать основные – составные; теплые и холодные цвета |
__ч./_% |
_ч./__% |
№4 |
понимать, с какой целью художники используют в своих картинах основные и составные, теплые и холодные цвета |
__ч./_% |
_ч./__% |
№5 |
сравнивать и анализировать геометрическую форму предмета |
__ч./_% |
_ч./__% |
№6 |
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий |
__ч./_% |
__ч./_% |
№7 |
участвовать в художественно – творческой деятельности |
||
Дополнительная часть работы – не обязательные для выполнения задания |
|||
№ 8 |
Создавать композицию на плоскости на одну из предложенных ниже тем. «Моя семья», «Мои друзья», «На перемене». Художественный материал, наиболее точно соответствующий задуманному тобой образу, выбирать самостоятельно. |
__ч./_% |
__ч./_% |
Анализ проверочной работы:
Класс |
Количество учащихся по списку |
Количество учащихся, выполнявших работу |
Справились с заданиями БУ (чел.)/ процент от общего количества выполнявших работу |
НЕ справились с заданиями БУ (чел.)/ процент от общего количества выполнявших работу |
Справились с заданиями ПУ (чел.)/ процент от общего количества выполнявших работу |
НЕ справились с заданиями ПУ (чел.)/ процент от общего количества выполнявших работу |
1а |
_чел./% |
_чел./_% |
_чел./__% |
_чел./_% |
Лист корректировки рабочей программы
Дата |
Причины коррекции |
Что скорректировано |
Подпись зам.директора по УВР |