Программа по изобразительному искусству составлена для индивидуального обучения 5 класса
1.Нормативно-правовая база
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки. Рабочая программа разработана на основе программы обучения глубоко умственно отсталых детей НИИ Дефектологии
2.Пояснительная записка
Программа по рисованию составлена для индивидуального обучения 5 класса. Программа составлена на 34 часа (1 ч в неделю).
Рисование – один из предметов программы обучения интеллектуального развития детей, имеющий важное значение в плане развития и воспитания учащихся, коррекции их познавательной деятельности.
Занятия по рисованию способствуют развитию у детей чувства формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у учащейся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.
Уроки рисования состоят из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы.
елью данной программы является:
оказание существенного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы;
способствование формированию личности ребенка;
воспитание положительных навыков и привычек.
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания и развития правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
развивать речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Основные разделы предмета:
1.Подготовительные занятия;
2.Декоративное рисование;
3.Рисование с натуры;
4.Рисование на тему.
В ходе подготовительных занятий учащаяся учится слушать и выполнять инструкции педагога, правильно держать карандаш, лист бумаги на столе, называть и дифференцировать цвета, проводить разнообразные линии, с помощью трафаретов рисовать и раскрашивать геометрические фигуры.
Во время занятий рисованием необходимо использовать различные упражнения, направленные на выделение величины, формы и цвета предметов. Они должны быть связаны с игровой и предметно-практической деятельностью учащейся.
На подготовительных занятиях большое место должно быть отведено работе с трафаретами (шаблонами). Они могут представлять собой различные геометрические фигуры, овощи, фрукты, а также буквы и цифры. Работа по обводке и раскрашиванию букв и цифр позволит лучше запомнить их.
В ходе подготовительных занятий большая роль отводится обучению ребенка раскрашиванию. Так как характерна крайне небрежная раскраска, когда штрихи наносятся линиями в различных направлениях и выходящими за контур рисунка и т. д. Здесь важным моментом является индивидуальный показ учителем приёмов раскрашивания.
Большое внимание в работе с глубоко интеллектуальным развитием ребенком следует уделять упражнениям, направленным на различение цветов. Очень важно научить различать основные цвета, находить в комнате предметы заданного цвета.
Количество часов в неделю по учебному плану - 1 ч.
Количество часов в год -33 ч.
3.Основные требования к уровню подготовки обучающегося
Обучающийся должен знать:
понятие «цвет»; теплые и холодные цвета.
правила работы с акварельными красками;
правила работы с гуашевыми красками;
правила рисования с натуры.
Обучающийся должен уметь:
правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
делить лист на глаз на две и четыре равные части;
анализировать с помощью учителя строение предмета;
изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
различать и называть цвета и их оттенки;
узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.
4. Содержание программы учебного курса.
Декоративное рисование
Учить детей строить узоры в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать по возможности узор симметрично; подбирать соответствующие цвета.
Продолжать вырабатывать умение проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии (вначале на листе бумаги в клеточку); развивать умение рисовать с помощью трафарета узор в квадрате путем деления квадрата по осевым линиям – диагоналям; учить различать плоскостные геометрические фигуры по цвету и форме: раскрашивать рисунок, используя основные цвета и не выходя за контур.
Рисовать геометрические фигуры и составлять из них различные узоры; чередовать цвета в узоре; рисовать по обводке, с помощью трафаретов, шаблонов и самостоятельно растительные узоры, правильно используя цвета.
Учить детей рисовать по образцу и самостоятельно узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; определять форму и цвет составных частей, по возможности определить структуру узора.
Примерные задания
Составление и рисование растительного узора в квадрате (ковёр)
Закрашивание готового узора с использованием 2-3 контрастных цветов.
Самостоятельное рисование геометрического узора с опорой на образец (закладка для книг)
Рисование узора для косынки треугольной формы разной величины, разного цвета.
Самостоятельное составление узора с использованием трафаретов.
Обводка растительного узора в полосе с самостоятельным раскрашиванием.
Составление и закрашивание растительного узора в полосе с помощью трафаретов.
Самостоятельное рисование растительного узора в полосе (елка, гриб, снежинка, снеговик).
Рисование узора из цветов и листочков.
Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).
Рисование с натуры
Продолжать учить правильно размещать изображение на листе бумаги. Различать и называть формы квадратных, круглых, треугольных и прямоугольных предметов; передавать в рисунке с помощью шаблона и самостоятельно квадратную, круглую, треугольную и прямоугольную форму отдельных предметов; уметь по возможности соблюдать в рисунке пространственные отношения предметов, используя слова «посередине», «слева», «справа»; аккуратно раскрашивать рисунок, соблюдая контур; подбирать цвета, соответствующие натуре.
Примерные задания
Рисование с натуры овощей, фруктов с применением трафарета и без них (яблоко, лук, репа, морковь, огурец).
Рисование предметов, состоящих из ряда геометрических фигур, с использованием нескольких цветов (бусы, домик, скворечник, снежная баба).
Рисование с натуры весенних цветов (мать – мачеха, одуванчик).
Рисование овощей, фруктов, ягод, грибов.
Рисование игрушек (ведро, мяч, кормушка для птиц).
Рисование новогодних игрушек (бусы, флажки, шары).
Обводка и раскраска с помощью трафаретов листьев и ягод рябины.
Рисование зайца.
Рисование предметов симметричной формы (бабочка)
Рисование различных видов транспорта.
Рисование предметов из элементов строительного материала.
Рисование на темы
Продолжать обогащать представления обучающихся об окружающей действительности.
Учить их воспроизводить в рисунке знакомые предметы, передавать пространственные отношения предметов (рядом, около, вверху, внизу).
Развивать у обучающихся умение соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов; учиться по возможности располагать их в определенном порядке; учить передавать характерные признаки времен года средствами изобразительного искусства.
Примерные задания
Рисование на тему «Времена года».
Рисование на тему «Наши четвероногие друзья».
Рисование на темы: «Осенний лес», «Новогодний праздник», «Деревья весной».
Рисование на темы: «Ракета в космосе», «Мой кораблик».
Рисование на темы, связанные с празднованием календарными праздниками.
Рисование на тему «Елка зимой в лесу».
Рисование на тему «Зимние развлечения» (примерное содержание рисунка: дома и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках и т. п.)
Иллюстрирование сказок.
5. Календарно-тематический план
№ п/п |
Наименование раздела и тем |
Часы учебного времени |
Дата |
Примечание |
1 |
I четверть Рисование с натуры Рисование с натуры овощей, фруктов с применением трафарета и без него (яблоко, лук, репа, морковь, огурец). |
1 ч. |
||
2 |
Рисование с помощью шаблона ягод, грибов. |
1 ч. |
||
3 |
Обводка и раскраска с помощью трафаретов листьев и ягод рябины. |
1 ч. |
||
4 |
Рисование зайца. |
1ч. |
||
5 |
Декоративное рисование. Обводка растительного узора в полосе с самостоятельным раскрашиванием. |
1 ч. |
||
6 |
Самостоятельное рисование растительного узора в полосе (елка, гриб) |
1 ч. |
||
7 |
Составление и рисование растительного узора в квадрате (ковёр). |
1 ч. |
||
8 |
Рисование на темы Рисование на тему «Осенний лес» |
1 ч. |
||
9 |
Иллюстрирование сказки «Репка» |
1 ч. |
||
10 |
II четверть Декоративное рисование Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели). |
1ч. |
||
11 |
Рисование на тему «Наши четвероногие друзья» |
1 ч. |
||
12 |
Рисование узора для косынки треугольной формы разной величины, разного цвета. |
1 ч. |
||
13 |
Рисование с натуры Рисование игрушек (ведро, мяч) |
1ч. |
||
14 |
Рисование новогодних игрушек (бусы, флажки, шары) |
1 ч. |
||
15 |
Рисование на тему Рисование на тему «Новогодний праздник» |
1 ч. |
||
16 |
III четверть Рисование на темы Рисование на тему «Елка зимой в лесу». |
1 ч. |
||
17 |
Рисование на тему «Зимние развлечения» |
1 ч. |
||
18 |
Декоративное рисование Самостоятельное рисование растительного узора в полосе (снежинка, снеговик). |
1 ч. |
||
19 |
Рисование узора в круге «Расписная тарелка» |
1 ч. |
||
20 |
Самостоятельное рисование геометрического узора с опорой на образец (закладка для книг) |
1 ч. |
||
21 |
Рисование с натуры Рисование с натуры предметов, напоминающих геометрические фигуры (тарелка, платок, часы, косынка). |
1 ч. |
||
22 |
Рисование предметов, состоящих из ряда геометрических фигур, с использованием нескольких цветов (бусы, домик, скворечник, снежная баба). |
1 ч. |
||
23 |
Рисование предметов симметричной формы (бабочка) |
1 ч. |
||
24 |
Рисование на темы Иллюстрирование сказки «Три медведя» |
1 ч. |
||
25 |
Рисование на тему «Деревья весной» |
1 ч. |
||
26 |
IVчетверть Декоративное рисование Обводка растительного узора в полосе с самостоятельным раскрашиванием. |
1 ч. |
||
27 |
Рисование на темы Рисование на тему «Ракета в космосе» |
1 ч. |
||
28 |
Рисование на тему «Моя улица» |
1 ч. |
||
29 |
Рисование на тему «Времена года». |
1 ч. |
||
30 |
Рисование с натуры Рисование с натуры весенних цветов (мать – мачеха, одуванчик). |
1 ч. |
||
31 |
Декоративное рисование Рисование узора из цветов и листочков. Рисование цветов (ромашка, колокольчик). |
1 ч. |
||
32 |
Рисование цыпленка. |
1 ч. |
||
33 |
Рисование с натуры Рисование различных видов транспорта. |
1 ч. |
6. Тематическое планирование
№ |
Содержание материала |
Количество часов |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
|
Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах, семье» (Д. Мочальский «Первое сентября», А. Курчанов «У больной подруги»). |
1 |
Воспринимать произведения изобразительного искусства; знать общие понятия о художественных средствах, чувства формы и цвета; уметь высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства. |
|
Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов (стилизованные листья, цветы, ягоды). |
1 |
Составлять узоры из растительных элементов в полосе; уметь соблюдать последовательность при рисовании узоров; находить гармонически сочетающиеся цвета в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения). |
|
Самостоятельное составление узора в полосе из растительных элементов (чередование по форме и цвету). |
1 |
Составлять растительных элементов в полосе; уметь соблюдать последовательность при рисовании узоров; находить гармонически сочетающиеся цвета в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения). |
|
Рисование геометрического орнамента в круге на основе осевых линий (построение четырех овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг – по шаблону). |
1 |
Составлять узоры из геометрических элементов в круге, применяя осевые линии; уметь соблюдать последовательность при рисовании узоров; находить гармонически сочетающиеся цвета в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения). |
|
Рисование простого натюрморта (яблоко, керамический стакан). |
1 |
Определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей, сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой. Устанавливать последовательность выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; передача объема предметов, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску. |
|
Рисование симметричного узора по образцу. |
1 |
Уметь составлять узоры; уметь соблюдать последовательность при рисовании узоров; находить гармонически сочетающиеся цвета в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения). |
|
Декоративное рисование – узор в круге из стилизованных природных форм (круг по шаблону диаметром 12 см). |
1 |
Составлять узоры из растительных элементов в круге; уметь соблюдать последовательность при рисовании узоров; находить гармонически сочетающиеся цвета в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения). |
|
Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (керамическая ваза). |
1 |
Определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей, сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой. Устанавливать последовательность выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску. |
|
Беседа «Декоративно-прикладное искусство (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура). |
1 |
Воспринимать произведения изобразительного искусства; знать общие понятия о художественных средствах, чувства формы и цвета; чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства. |
|
Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы («Дорожные работы»). |
1 |
Определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей, сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой. Устанавливать последовательность выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; передача объема предметов, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску. |
|
Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка разных видов). |
1 |
Определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей, сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой. Устанавливать последовательность выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску. |
|
Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство (Богородская деревянная игрушка: «Кузнецы», «Маша и медведь»). |
1 |
Воспринимать произведения изобразительного искусства; знать общие понятия о художественных средствах, чувства формы и цвета; уметь высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства. |
|
Рисование на тему «Лес зимой». |
1 |
Отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов. Правильно располагать предметы относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе увиденного; работать акварельными и гуашевыми красками. |
|
Рисование на тему «С днем рождения, любимый город» |
1 |
Отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов. Правильно располагать предметы относительно друг друга (ближе – дальше); работать акварельными и гуашевыми красками. |
|
Декоративное рисование – оформление новогоднего пригласительного билета. |
1 |
Составлять узоры в квадрате; уметь соблюдать последовательность при рисовании узоров; находить гармонически сочетающиеся цвета в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения). |
|
Рисование новогодних карнавальных очков |
1 |
Составлять узоры в квадрате; уметь соблюдать последовательность при рисовании узоров; находить гармонически сочетающиеся цвета в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения). |
|
Рисование с натуры фигуры человека (позирующий ученик). |
1 |
Определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей, сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой. Устанавливать последовательность выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску. |
|
Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий. |
1 |
Составлять узоры из растительных элементов в квадрате применяя осевые линии; уметь соблюдать последовательность при рисовании узоров; находить гармонически сочетающиеся цвета в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения). |
|
Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы (часы с прямоугольным циферблатом). |
1 |
Определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей, сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой. Устанавливать последовательность выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; передача объема предметов, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску. |
|
Беседа об изобразительном искусстве на тему «Мы победили» (Ю. Непринцев «отдых после боя», П. Кривоногов «Победа»). |
1 |
Воспринимать произведения изобразительного искусства; знать общие понятия о художественных средствах, чувства формы и цвета; уметь высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства. |
|
Рисование на тему «Зимние развлечения». |
1 |
Отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов. Правильно располагать предметы относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе увиденного; работать акварельными и гуашевыми красками. |
|
Рисование с натуры цветочного горшка с растением. |
1 |
Определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей, сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой. Устанавливать последовательность выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; использование средней (осевой) линии; передача объема предметов, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску. |
|
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (чемодан) |
1 |
Определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей, сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой. Устанавливать последовательность выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; передача объема предметов, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску. |
|
Декоративное рисование плаката «8 марта». |
1 |
Составлять узоры из геометрических и растительных элементов; уметь соблюдать последовательность при рисовании узоров; находить гармонически сочетающиеся цвета в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения). |
|
Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник). |
1 |
Определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей, сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой. Устанавливать последовательность выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; использование средней (осевой) линии; передача объема предметов, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску. |
|
Рисование с натуры игрушки (транспорт) |
1 |
Определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей, сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой. Устанавливать последовательность выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; передача объема предметов, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску. |
|
Рисование с натуры весенних цветов несложных форм |
1 |
Определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей, сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой. Устанавливать последовательность выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; передача объема предметов, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску. |
|
Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края» |
1 |
Воспринимать произведения изобразительного искусства; знать общие понятия о художественных средствах, чувства формы и цвета; уметь высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства. |
|
Составление узора в круге с применением осевых линий и использованием переработанных природных форм. |
Составлять узоры из растительных элементов в круге, применяя осевые линии; уметь соблюдать последовательность при рисовании узоров; находить гармонически сочетающиеся цвета в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения). |
|
|
Беседа об изобразительном искусстве на тему о ВОВ против немецко-фашистских захватчиков (А. Пластов «Фашист пролетел», С. Герасимов «Мать партизана») |
1 |
Воспринимать произведения изобразительного искусства; знать общие понятия о художественных средствах, чувства формы и цвета; уметь высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства. |
|
Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся). |
1 |
Отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов. Правильно располагать предметы относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками. |
|
Рисование предметов шаровидной формы (глобус) |
1 |
Уметь соблюдать последовательность при рисовании узоров; находить гармонически сочетающиеся цвета в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения). |
|
Рисование симметричных форм: насекомые - бабочка |
1 |
Составлять узоры из геометрических и элементов применяя осевые линии; уметь соблюдать последовательность при рисовании узоров; находить гармонически сочетающиеся цвета в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения). |
|
Рисование натюрморта, состоящего из овощей (морковь, картофель) |
1 |
Определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей, сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой. Устанавливать последовательность выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; передача объема предметов, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску. |
ВСЕГО |
34 |
7. Учебно-методические средства обучения
Литература:
И.А. Грошенков. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.: Академия, 2002. – 208с.
Дополнительная литература:
1. И.А. Грошенков. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 175с.
2. Т.Н. Головина. Изобразительная деятельность учащихся во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1974. – 120с
3. В.Г. Перова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. М.: Просвещение. – 1983. – 208с.
Дидактический материал:
1.Инструктивные карточки.
Оборудование и приборы:
6.Игрушки, модели.
7.Косынка треугольной формы.
8.Муляжи овощей, фруктов, ягод, грибов.
9.Предметы, напоминающие геометрические фигуры (тарелка, платок, часы, косынка).
10.Трафареты овощей, фруктов.
11.Шаблоны листьев и ягод рябины.
12.Игрушки (мяч, ведро, кормушка для птиц)
11