Общеобразовательная программа по краеведению для учащихся 4–9 классов
Управление образования
Администрации Калининского района
Тверской области.
Муниципальное образовательное учреждение
«Большеборковская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю»
Директору МОУ ДОД «Дом детского творчества
Образовательная программа дополнительного образования
по краеведению
для учащихся 4 – 9 классов
Составила: Филиппова Н.В.
учитель начальных классов
МОУ «Большеборковская СОШ»
д.Большие Борки.
1.09.2017г.
Пояснительная записка
В настоящее время в стране идет активный процесс формирования российской государственности, и ориентация в этом отношении падает на субъекты федерации, поэтому значение краеведения резко повышается. Краеведение выступает как средство конкретизации общеисторического, как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности
в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.
Краеведение в школе – это связь с жизнью, с современностью, с окружающей реальной действительностью; это использование таких активных методов обучения, как исследовательский, экскурсионный; это путь приобщения учащихся к творческому труду, к науке.
В настоящее время остро ощущается необходимость поиска наиболее эффективной формы программы патриотического воспитания школьников. Это связано, прежде всего, с тем, что выпускники школ, должны иметь сформированную устойчивую гражданскую
позицию, развитое чувство любви к малой Родине. В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе.
Любовь к Родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства, поэтому целесообразно проводить в школе краеведческую работу. Школьное краеведение способствует развитию у учащихся любознательности, познавательных интересов,
собирательской активности, увлечению наукой.
Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями русских традиций, необходимо знакомить, убеждать в ценности хранения знаний и приобщения к истории земли русской.
Содержание программы отражает комплексно – системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого края. Это наиболее эффективный путь формирования целостной картины среды обитания, системы научно – обоснованных социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю, к его истории.Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного города и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность. Справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия.
Неотъемлемой частью нашей работы является использование различных источников краеведческой информации:
к документальным источникам относятся: карты, книги, энциклопедические словари, справочники-определители, хрестоматии, музейные материалы.
к живым источникам относятся: жители города, непосредственные участники событий, специалисты – краеведы, научные работники.
Самое главное состоит в том, чтобы научить ребят искать и находить нужный материал, делать записи, уметь грамотно оформить и обработать этот материал. Важное значение в школьном краеведении умение сочетать исследовательскую и учебно-воспитательную работу.
Цели дополнительной образовательной программы:
Познакомить учащихся с материальным и духовным наследием Тверской земли; формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.
Овладение практическими способами работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, её использование в учебной деятельности и повседневной жизни; библиографическими навыками.
Воспитание эмоционально–ценностных отношений к человеческой взаимопомощи.
Формирование желания и умение участвовать в разнообразной поисковой работе, творческой созидательной деятельности в природе, умение работать в группе (договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать свой вклад); правил и культуры взаимодействия
Задачи программы:
Изучение родного края, обычаев, традиций и духовной культуры русского народа.
Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
Приобретение знаний основ русской культуры, Тверского быта.
Способствовать развитию у учащихся познавательной, творческой деятельности.
Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
Воспитание любви к ближнему своему и сохранение семейных традиций.
Программа рассчитана на 108 часа в год.
Наполняемость группы 15 – 20 человек. Возраст обучающихся от 10 до 16 лет. Она обусловлена тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер. При этом неизбежным являются занятия в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень интеллектуальной подготовки учеников. В ходе занятий в смешанной группе обучающиеся изучают общую тему, но при этом выполняют различные по степени сложности и объему задания.
Занятия в кружке проводятся 3 раза в неделю (понедельник, вторник, пятница - по 1 часу.) Занятия проводятся в музейной комнате, в рекреациях школы. Расчасовка занятий может меняться в зависимости от деятельности. На экскурсии, выезды, походы затрачивается больше времени.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм обучения.
Фронтальная форма - предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников.
Индивидуальная форма - предполагает самостоятельную работу обучающихся.
Групповая форма – позволяет выполнять наиболее сложные и масштабные работы. Особым приемом при организации групповой работы, является ориентирование учеников на создание « творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в кружке.
Ожидаемые результаты.
Краеведческий компонент включает в себя следующие содержательные линии:
образовательная - содержит идеи, законы, закономерности, характеризующие исторические, географические особенности Тверского края;
ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной культуры, на её изучение, сохранение;
деятельностная – способствует становлению культуроведческого поведения с учётом особенностей Тверского края в единстве с разными видами деятельности;
творческая –предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Исходя из обозначенных содержательных линий, выделяются следующие принципы изучения краеведческого компонента: культуроведение, прикладная направленность, интегративность, взаимосвязь урочной, внеклассной и внешкольной работы, региональность.
Содержание дополнительной образовательной программы по краеведению.
№ занятия |
Время проведе ния |
Раздел |
Тема занятия |
Теоретический вид занятий |
Практический вид занятий |
Форма проведения |
1 |
1.09 |
«Памяти будьте верны!» |
День Памяти. Возложение цветов к месту бывшего захоронения в октябре 1941 года в дер. Ярково и на месте военного передвижного госпиталя. |
Изучение литературы, исторических фактов, связанных с достоверными сведениями по нашей территории. |
Уборка и облагораживание территории захоронений и памятников времён ВОвойны. |
Участие в панихидах, митингах. |
2 |
5.09 |
«Школа молодого экскурсовода" |
Обучение профессии «юный экскурсовод» |
Обучение сбору вещественных и документальных материалов. |
Репетиции проведения экскурсий. |
|
3 |
6.09 |
«Взгляни на мир, в котором ты живёшь» |
Малые походы и экскурсии по данной местности. Сбор краеведческого материала и пополнение новыми экспонатами школьного музея. |
Изучение литературы, исторических фактов, связанных с достоверными сведениями по нашей территории: Филиппова Н.В., Хабарова В.С. «Взгляни на мир, в котором ты живёшь». |
Поисковая работа по созданию исторических сведений о данной местности. Работа с жителями данного поселения. Сбор краеведческого материала и пополнение новыми экспонатами школьного музея. |
Малые походы и экскурсии по данной местности. |
4-5 |
8.09 |
«Взгляни на мир, в котором ты живёшь» |
Малые походы и экскурсии по данной местности. Сбор краеведческого материала и пополнение новыми экспонатами школьного музея. |
Изучение литературы, исторических фактов, связанных с достоверными сведениями по нашей территории: Филиппова Н.В., Хабарова В.С. «Взгляни на мир, в котором ты живёшь». |
Поисковая работа по созданию исторических сведений о данной местности. Работа с жителями данного поселения. Сбор краеведческого материала и пополнение новыми экспонатами школьного музея. |
Малые походы и экскурсии по данной местности. |
6-7 |
11- 12.09 |
«Школа молодого экскурсовода" |
Обучение профессии «юный экскурсовод» |
Обучение сбору вещественных и документальных материалов. |
Репетиции проведения экскурсий. |
|
8 |
15.09 |
«Памяти будьте верны!» |
Изучение литературы, исторических фактов, связанных с достоверными сведениями по нашей территории. Работа с родственниками бойцов, захороненными в братской могиле. Написание ответных писем, рассылка фотографий. Поиск погибших по письмам |
Уборка и облагораживание территории захоронений и памятников времён ВОвойны. Взаимодействие с поисковыми группами г. Твери. |
Участие в проектах. |
Уборка братской могилы на месте бывшей деревни Дудорово и дер. Ярково. |
9-10 |
18-19.09 |
«Памяти будьте верны!» |
Изучение литературы, исторических фактов, связанных с достоверными сведениями по нашей территории. Работа с родственниками бойцов, захороненными в братской могиле. Написание ответных писем, рассылка фотографий. Поиск погибших по письмам Работа по плану Российского молодёжного движения «Юнармия». |
Поисковая работа по созданию достоверных сведений о событиях 1941 – 1945 гг на нашей местности. Занесение имён участников ВОвойны, тружеников тыла в «Знамя Победы» Взаимодействие с поисковыми группами г. Твери. |
Фото-монтажи. Участие в проектах. |
Шефская помощь пожилому поколению. Военно – патриотические игры с учащимися района и г. Твери. |
11 |
22.09 |
«Школа молодого экскурсовода" |
Обучение профессии «юный экскурсовод» |
Обучение сбору вещественных и документальных материалов. |
Репетиции проведения экскурсий. |
|
12 |
25.09 |
«Твори добро» |
Посещение местных старожилов д. Б.Борки, Мухино – Городище. Оказание посильной помощи. |
|||
13-14 |
26.09 29.09 |
«Школьный музей – площадка для современного урока» |
Цикл уроков по истории. Подготовка учащихся по темам: «Коллективизация в нашей местности», «Пионерская организация в нашей местности». |
Ознакомление с правилами составления детских презентаций. Обучение поиску информации через интернет. Обработка полученной информации для конкретного урока, журнала и т.д. |
Обучение технике составления презентации. Поиск информации через интернет (ИКТ) |
Выход на уроки истории, окружающего мира, изо и т.д. Оформление тематических альбомов. Устные журналы и сообщения. |
15 |
2.10 |
«Школа молодого экскурсовода" |
Цикл уроков по истории. Подготовка учащихся по темам: «Культура Древней Руси. Изба» 6 кл «Культура Древней Руси. Изба» 7 кл |
Обучение сбору вещественных и документальных материалов. |
Репетиции проведения экскурсий. |
|
16 |
3.10 |
«Школа молодого экскурсовода" |
Цикл уроков по истории. Подготовка учащихся по темам: «Культура Древней Руси. Изба» 10 кл |
|||
17-18 |
6.10 9.10 |
резервные часы |
Цикл уроков по истории. Подготовка учащихся по темам: «Культура Древней Руси. Украшения, монеты, орудия труда. » 6, 7 кл |
|||
19 |
10.10 |
«Школа молодого экскурсовода" |
Обучение профессии «юный экскурсовод» |
Обучение сбору вещественных и документальных материалов. |
Репетиции проведения экскурсий. |
|
20 |
13.10 |
«По следам 246 стрелковой дивизии» |
Изучение литературы, исторических фактов, связанных с достоверными сведениями о 246 стрелковой дивизии. Работа с родственниками бойцов, захороненными в братской могиле. Написание ответных писем, рассылка фотографий. Поиск погибших по письмам |
Изучение литературы, исторических фактов, связанных с достоверными сведениями о 246 стрелковой дивизии. |
Сотрудничество со школой – интернат № 58 г. Москва Сотрудничество со школой № 1 г. Зубцов Переписка с родственниками участников ВОвойны, захороненных в братской могиле. |
Переписка, встречи, круглые столы. Проведение экскурсий в школьном музее. |
21 |
16.10 |
«По следам 246 стрелковой дивизии» |
Изучение литературы, исторических фактов, связанных с достоверными сведениями о 246 стрелковой дивизии. Работа с родственниками бойцов, захороненными в братской могиле. Написание ответных писем, рассылка фотографий. Поиск погибших по письмам |
Изучение литературы, исторических фактов, связанных с достоверными сведениями о 246 стрелковой дивизии. |
Сотрудничество со школой – интернат № 58 г. Москва Сотрудничество со школой № 1 г. Зубцов Переписка с родственниками участников ВОвойны, захороненных в братской могиле. |
Переписка, встречи, круглые столы. Проведение экскурсий в школьном музее. |
22 |
17.10 |
«Школа молодого экскурсовода" |
Работа с экспонатами: чистка, борьба с ржавчиной, опись. |
Обучение сбору вещественных и документальных материалов. |
Участие в описи вновь поступивших экспонатов и в постановки на учёт. |
|
23 |
20.10 |
«Взгляни на мир, в котором ты живёшь» |
Работа лекторской группы по теме: «История моей местности» (чтение лекций для местных жителей) |
Изучение литературы, исторических фактов, связанных с достоверными сведениями по нашей территории: Филиппова Н.В., Хабарова В.С. «Взгляни на мир, в котором ты живёшь», |
Поисковая работа по созданию исторических сведений о данной местности. Работа с жителями данного поселения. |
Осенние и зимние посиделки. Устные журналы и сообщения. |
24 |
23.10 |
«Взгляни на мир, в котором ты живёшь» |
Работа лекторской группы по теме: «История моей местности» (чтение лекций для местных жителей) |
Изучение литературы, исторических фактов, связанных с достоверными сведениями по нашей территории: Филиппова Н.В., Хабарова В.С. «Взгляни на мир, в котором ты живёшь», |
Поисковая работа по созданию исторических сведений о данной местности. Работа с жителями данного поселения. |
Осенние и зимние посиделки. Устные журналы и сообщения. |
25 |
24.10 |
«Школьный музей – площадка для современного урока» |
Цикл уроков по истории. Подготовка учащихся по темам: «Талонная система в России».
|
Ознакомление с правилами составления детских презентаций. Обучение поиску информации через интернет. Обработка полученной информации для конкретного урока, журнала и т.д. |
Обучение технике составления презентации. Поиск информации через интернет (ИКТ) |
Выход на уроки истории, окружающего мира, изо и т.д. Оформление тематических альбомов. Устные журналы и сообщения. |
26 |
27.10 |
«Памяти будьте верны!» |
29 октября - участие в панихиде по погибшим сибирякам в районе Хвастовской переправы. |
Поисковая работа по созданию достоверных сведений о событиях 1941 – 1945 гг на нашей местности. Занесение имён участников ВОвойны, тружеников тыла в «Знамя Победы» Взаимодействие с поисковыми группами г. Твери. |
Фото-монтажи. Участие в проектах. |
Шефская помощь пожилому поколению. Военно – патриотические игры с учащимися района и г. Твери. |
27 |
30.10 |
резервные часы |
||||
28 |
31.10 |
Краеведческий музей – площадка для исследовательских работ. |
Подготовка к конкурсу исследовательских работ «Отечество» |
Изучение литературы, исторических фактов, связанных с достоверными сведениями о 246 стрелковой дивизии. |
Сотрудничество со школой – интернат № 58 г. Москва Сотрудничество со школой № 1 г. Зубцов Переписка с родственниками участников ВОвойны, захороненных в братской могиле. |
Переписка, встречи, круглые столы. Проведение экскурсий в школьном музее. |
29 |
27.10 |
Краеведческий музей – площадка для исследовательских работ. |
Подготовка к конкурсу исследовательских работ «Отечество» |
Изучение литературы, исторических фактов, связанных с достоверными сведениями о 246 стрелковой дивизии. |
Сотрудничество со школой – интернат № 58 г. Москва Сотрудничество со школой № 1 г. Зубцов Переписка с родственниками участников ВОвойны, захороненных в братской могиле. |
Переписка, встречи, круглые столы. Проведение экскурсий в школьном музее. |
30 |
3.11. |
«Школа молодого экскурсовода" |
Проведение экскурсий в школьном музее для гостей и участников панихиды. |
|||
31 |
6.11 |
«Школа молодого экскурсовода" |
Работа с экспонатами: чистка, борьба с ржавчиной, опись. |
Обучение сбору вещественных и документальных материалов. |
Участие в описи вновь поступивших экспонатов и в постановки на учёт. |
|
32 |
7.11 |
«Школьный музей – площадка для современного урока» |
Ознакомление с правилами составления детских презентаций. Обучение поиску информации через интернет. |
Ознакомление с правилами составления детских презентаций. Обучение поиску информации через интернет. Обработка полученной информации для конкретного урока, журнала и т.д. |
Обучение технике составления презентации. Поиск информации через интернет (ИКТ) |
Выход на уроки истории, окружающего мира, изо и т.д. Оформление тематических альбомов. Устные журналы и сообщения. |
33 |
10.11 |
«Литературная гостиная» |
Конкурс юных чтецов: « Уж небо осенью дышало» |
|||
34 |
13.11 |
«Сыны Отечества» |
Проведение военно – патриотической игры. 1 этап (начальная школа) |
Военно – патриотическая игра. |
||
35 |
14.11 |
«Сыны Отечества» |
Проведение военно – патриотической игры. 2 этап (начальная школа) |
Военно – патриотическая игра. |
||
36 |
17.11 |
«Взгляни на мир, в котором ты живёшь» |
Работа лекторской группы по теме: «История моей местности» (чтение лекций для учащихся 4-7 классов) |
Изучение литературы, исторических фактов, связанных с достоверными сведениями по нашей территории: Филиппова Н.В., Хабарова В.С. «Взгляни на мир, в котором ты живёшь», . |
Поисковая работа по созданию исторических сведений о данной местности. Сбор краеведческого материала и пополнение новыми экспонатами школьного музея. |
Осенние посиделки. Устные журналы и сообщения. |
37 |
20.11 |
«Взгляни на мир, в котором ты живёшь» |
Круглый стол: «Наши знаменитые земляки» |
Изучение литературы, исторических фактов, связанных с достоверными сведениями по нашей территории: Филиппова Н.В., Хабарова В.С. «Взгляни на мир, в котором ты живёшь», . |
Поисковая работа по созданию исторических сведений о данной местности. Сбор краеведческого материала и пополнение новыми экспонатами школьного музея. |
Осенние посиделки. Устные журналы и сообщения. |
38 |
21.11 |
«Школьный музей – площадка для современного урока» |
Цикл уроков по истории. Подготовка учащихся по темам: «Освобождение г. Калинина» |
Ознакомление с правилами составления детских презентаций. Обучение поиску информации через интернет. Обработка полученной информации для конкретного урока, журнала и т.д. |
Обучение технике составления презентации. Поиск информации через интернет (ИКТ) |
Выход на уроки истории, окружающего мира, изо и т.д. Оформление тематических альбомов. Устные журналы и сообщения. |
39 |
24.11 |
«Литературная гостиная» |
Конкурс юных чтецов: «Они сражались за Родину» |
Конкурс юных чтецов |
||
40 |
27.11 |
«Школьный музей – площадка для современного урока» |
Цикл уроков по истории. Подготовка учащихся по темам: «Освобождение г. Калинина» |
Ознакомление с правилами составления детских презентаций. Обучение поиску информации через интернет. |
Обучение технике составления презентации. Поиск информации через интернет (ИКТ) |
Выход на уроки истории, окружающего мира, изо и т.д. Оформление тематических альбомов. Устные журналы и сообщения. |
41 |
28.11 |
«Школа молодого экскурсовода" |
Проведение экскурсий в школьном музее для учащихся школы и гостей. |
|||
42 |
1.12 |
«Школа молодого экскурсовода" |
Работа с экспонатами: чистка, борьба с ржавчиной, опись. |
Обучение сбору вещественных и документальных материалов. |
Участие в описи вновь поступивших экспонатов и в постановки на учёт. |
|
43 |
4.12 |
«Памяти будьте верны!» |
День героев.Встреча с ветеранами боевых действий и тружениками тыла. |
Поисковая работа по созданию достоверных сведений о событиях 1941 – 1945 гг на нашей местности. Занесение имён участников ВОвойны, тружеников тыла в «Знамя Победы» Взаимодействие с поисковыми группами г. Твери. |
Фото-монтажи. Участие в проектах. |
Шефская помощь пожилому поколению. Военно – патриотические игры с учащимися района и г. Твери. |
44 |
5.12 |
«Памяти будьте верны!» |
Подготовка к мероприятию, посвященному дню освобождения г.Калинина от фашистских захватчиков. |
Поисковая работа по созданию достоверных сведений о событиях 1941 – 1945 гг на нашей местности. Занесение имён участников ВОвойны, тружеников тыла в «Знамя Победы» Взаимодействие с поисковыми группами г. Твери. |
Фото-монтажи. Участие в проектах. |
Шефская помощь пожилому поколению. Военно – патриотические игры с учащимися района и г. Твери. |
45 |
8.12 |
«Литературная гостиная» |
Конкурс юных чтецов: «Солдат России» |
Конкурс юных чтецов |
||
46 |
11.12 |
Памятные даты. |
Проведение информационной выносной выставки: « Дети – герои войны». |
Выносная выставка. |
||
47 |
12.12 |
«Памяти будьте верны!» |
Изучение литературы, исторических фактов, связанных с достоверными сведениями по нашей территории. |
Изучение литературы, исторических фактов, связанных с достоверными сведениями по нашей территории. |
Участие в проектах. |
Просмотр фильма: «Освобождение г.Калинина» к 16 декабря. |
48 |
15.12 |
«Памяти будьте верны!» |
Изучение литературы, исторических фактов, связанных с достоверными сведениями по нашей территории. |
Изучение литературы, исторических фактов, связанных с достоверными сведениями по нашей территории. |
Участие в проектах. |
Подборка материала для выносной выставки, посвящённой дню освобождения г. Калинина и Б. Борков. |
49 |
18.12 |
«Взгляни на мир, в котором ты живёшь» |
Работа лекторской группы по теме: «История моей местности» (чтение лекций для учащихся 4-7 классов) |
Изучение литературы, исторических фактов, связанных с достоверными сведениями по нашей территории: Филиппова Н.В., Хабарова В.С. «Взгляни на мир, в котором ты живёшь». |
Поисковая работа по созданию исторических сведений о данной местности. Сбор краеведческого материала и пополнение новыми экспонатами школьного музея. |
Зимние посиделки. Устные журналы и сообщения. |
50 |
19.12 |
«Взгляни на мир, в котором ты живёшь» |
Работа лекторской группы по теме: «История моей местности» (чтение лекций для учащихся 4-7 классов) |
Изучение литературы, исторических фактов, связанных с достоверными сведениями по нашей территории: Филиппова Н.В., Хабарова В.С. «Взгляни на мир, в котором ты живёшь». |
Поисковая работа по созданию исторических сведений о данной местности. Сбор краеведческого материала и пополнение новыми экспонатами школьного музея. |
Зимние посиделки. Устные журналы и сообщения. |
51 |
22.12 |
Памятные даты. |
Проведение информационной выносной выставки: « Учителя нашей местности». |
Выносная выставка. |
||
52 |
25.12 |
«Школьный музей – площадка для современного урока» |
Обработка полученной информации для конкретного урока, журнала и т.д. Оформление тематических альбомов. |
Ознакомление с правилами составления детских презентаций. Обучение поиску информации через интернет. Обработка полученной информации для конкретного урока, журнала и т.д. |
Обучение технике составления презентации. Поиск информации через интернет (ИКТ) |
Выход на уроки истории, окружающего мира, изо и т.д. Оформление тематических альбомов. Устные журналы и сообщения. |
53 |
12.01 |
Памятные даты. |
Проведение информационной выносной выставки: « Освобождение г. Калинина и д.Борки». |
Выносная выставка. |
||
54 |
15.01 |
«Школа молодого экскурсовода» |
Проведение экскурсий в школьном музее для учащихся школы и гостей. |
|||
55 |
16.01 |
«Памяти будьте верны!» |
Подготовка к информационной выносной выставке №Блокада Ленинграда» |
Поисковая работа по созданию достоверных сведений о событиях 1941 – 1945 гг на нашей местности. Занесение имён участников ВОвойны, тружеников тыла в «Знамя Победы» |
Фото-монтажи. Участие в проектах. |
Шефская помощь пожилому поколению. Военно – патриотические игры с учащимися района и г. Твери. |
56 |
19.01 |
«Памяти будьте верны!» |
Подготовка к информационной выносной выставке «Блокада Ленинграда» |
Поисковая работа по созданию достоверных сведений о событиях 1941 – 1945 гг на нашей местности. Занесение имён участников ВОвойны, тружеников тыла в «Знамя Победы» Взаимодействие с поисковыми группами г. Твери. |
Фото-монтажи. Участие в проектах. |
Шефская помощь пожилому поколению. Военно – патриотические игры с учащимися района и г. Твери. |
57 |
22.01 |
«Памяти будьте верны!» |
Проведение акции «Блокадный хлеб» |
Поисковая работа по созданию достоверных сведений о событиях 1941 – 1945 гг на нашей местности. Занесение имён участников ВОвойны, тружеников тыла в «Знамя Победы» |
Фото-монтажи. Участие в проектах. |
Шефская помощь пожилому поколению. Военно – патриотические игры с учащимися района и г. Твери. |
58 |
23.01 |
«Твори добро» |
Посещение местных старожилов д. Б.Борки, Мухино – Городище. Оказание посильной помощи. |
|||
59 |
26.01 |
«Школьный музей – площадка для современного урока» |
Оформление тематических альбомов. |
Ознакомление с правилами составления детских презентаций. Обучение поиску информации через интернет. Обработка полученной информации для конкретного урока, журнала и т.д. |
Обучение технике составления презентации. Поиск информации через интернет (ИКТ) |
Выход на уроки истории, окружающего мира, изо и т.д. Оформление тематических альбомов. Устные журналы и сообщения. |
60 |
29.01 |
Памятные даты. |
Подготовка к информационной выносной выставке «Сталинградская битва» |
Выносная выставка. |
||
61 |
30.01 |
«Твори добро» |
Посещение местных старожилов д. Б.Борки, Мухино – Городище. Оказание посильной помощи. |
|||
62 |
2.02 |
«Школа молодого экскурсовода" |
Проведение экскурсий в школьном музее для учащихся школы и гостей. |
|||
63 |
5.02 |
«Школа молодого экскурсовода" |
Работа с экспонатами: чистка, борьба с ржавчиной, опись. |
Обучение сбору вещественных и документальных материалов. |
Участие в описи вновь поступивших экспонатов и в постановки на учёт. |
|
64 |
6.02 |
«Школа молодого экскурсовода" |
Работа с экспонатами: чистка, борьба с ржавчиной, опись. |
Обучение сбору вещественных и документальных материалов. |
Участие в описи вновь поступивших экспонатов и в постановки на учёт. |
|
65 |
9.02 |
«Памяти будьте верны!» |
Изучение литературы, исторических фактов, связанных с достоверными сведениями по нашей территории. |
Поисковая работа по созданию достоверных сведений о событиях 1941 – 1945 гг на нашей местности. Занесение имён участников ВОвойны, тружеников тыла в «Знамя Победы» Взаимодействие с поисковыми группами г. Твери. |
Фото-монтажи. Участие в проектах. |
Шефская помощь пожилому поколению. Военно – патриотические игры с учащимися района и г. Твери. |
66 |
12.02 |
«Памяти будьте верны!» |
Изучение литературы, исторических фактов, связанных с достоверными сведениями по нашей территории. Работа по плану Российского молодёжного движения «Юнармия» |
Поисковая работа по созданию достоверных сведений о событиях 1941 – 1945 гг на нашей местности. Занесение имён участников ВОвойны, тружеников тыла в «Знамя Победы» Взаимодействие с поисковыми группами г. Твери. |
Фото-монтажи. Участие в проектах. |
Шефская помощь пожилому поколению. Военно – патриотические игры с учащимися района и г. Твери. |
67 |
13.02 |
«Памяти будьте верны!» |
Изучение литературы, исторических фактов, связанных с достоверными сведениями по нашей территории. Посещение памятного знака д. Поддубки. |
Поисковая работа по созданию достоверных сведений о событиях 1941 – 1945 гг на нашей местности. Занесение имён участников ВОвойны, тружеников тыла в «Знамя Победы» |
Фото-монтажи. Участие в проектах. |
Шефская помощь пожилому поколению. Военно – патриотические игры с учащимися района и г. Твери. |
68 |
16.02 |
Памятные даты. |
Работа лекторской группы « Меценатство в России. 19 век. Варвара Морозова» |
Выносная выставка. |
||
69 |
19.02 |
«Твори добро» |
Посещение местных старожилов д. Б.Борки, Мухино – Городище. Оказание посильной помощи. |
|||
70 |
20.02 |
«Взгляни на мир, в котором ты живёшь» |
Работа лекторской группы по теме: «История моей местности» (чтение лекций для учащихся 4-7 классов) |
Изучение литературы, исторических фактов, связанных с достоверными сведениями по нашей территории: Филиппова Н.В., Хабарова В.С. «Взгляни на мир, в котором ты живёшь». |
Поисковая работа по созданию исторических сведений о данной местности. Сбор краеведческого материала и пополнение новыми экспонатами школьного музея. |
Устные журналы и сообщения. |
71 |
23.02 |
«Взгляни на мир, в котором ты живёшь» |
Работа лекторской группы по теме: «История моей местности» (чтение лекций для учащихся 4-7 классов) |
Изучение литературы, исторических фактов, связанных с достоверными сведениями по нашей территории: Филиппова Н.В., Хабарова В.С. «Взгляни на мир, в котором ты живёшь». |
Поисковая работа по созданию исторических сведений о данной местности. Сбор краеведческого материала и пополнение новыми экспонатами школьного музея. |
Устные журналы и сообщения. |
72 |
26.02 |
«Твори добро» |
Посещение местных старожилов д. Б.Борки, Мухино – Городище. Оказание посильной помощи. |
|||
73 |
27.02 |
«Школьный музей – площадка для современного урока» |
Оформление тематических альбомов. |
Ознакомление с правилами составления детских презентаций. Обучение поиску информации через интернет. Обработка полученной информации для конкретного урока, журнала и т.д. |
Обучение технике составления презентации. Поиск информации через интернет (ИКТ) |
Выход на уроки истории, окружающего мира, изо и т.д. Оформление тематических альбомов. Устные журналы и сообщения. |
74 |
2.03 |
«Школьный музей – площадка для современного урока» |
Ознакомление с правилами составления детских презентаций. Обучение поиску информации через интернет. |
Ознакомление с правилами составления детских презентаций. Обучение поиску информации через интернет. Обработка полученной информации для конкретного урока, журнала и т.д. |
Обучение технике составления презентации. Поиск информации через интернет (ИКТ) |
Выход на уроки истории, окружающего мира, изо и т.д. Оформление тематических альбомов. Устные журналы и сообщения. |
75 |
5.03 |
«Школа молодого экскурсовода» |
Работа с экспонатами: опись, занесение в книгу основного фонда.
|
Обучение сбору вещественных и документальных материалов.
|
Составление экспозиций по определённой тематике. |
Участие в обработке экспонатов Участие в описи вновь поступивших экспонатов и в постановки на учёт. |
76 |
6.03 |
«Взгляни на мир, в котором ты живёшь» |
Подготовка к районному конкурсу детских сочинений «Моя малая Родина» |
Обучение сбору вещественных и документальных материалов.
|
Составление экспозиций по определённой тематике. |
Устные журналы и сообщения. |
77 |
9.03 |
«Взгляни на мир, в котором ты живёшь» |
Подготовка к районному конкурсу детских сочинений «Моя малая Родина» |
Обучение сбору вещественных и документальных материалов.
|
Составление экспозиций по определённой тематике. |
Устные журналы и сообщения. |
78 |
12.03 |
«Литературная гостиная» |
Конкурс юных чтецов: « Весна красна» |
Конкурс юных чтецов |
||
79 |
13.03 |
«Школьный музей – площадка для современного урока» |
Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся по материалам школьного музея |
Ознакомление с правилами составления детских презентаций. Обучение поиску информации через интернет. Обработка полученной информации для конкретного урока, журнала и т.д. |
Обучение технике составления презентации. Поиск информации через интернет (ИКТ) |
Выход на уроки истории, окружающего мира, изо и т.д. Оформление тематических альбомов. Устные журналы и сообщения. |
80 |
16.03 |
«Школьный музей – площадка для современного урока» |
Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся по материалам школьного музея |
Ознакомление с правилами составления детских презентаций. Обучение поиску информации через интернет. Обработка полученной информации для конкретного урока, журнала и т.д. |
Обучение технике составления презентации. Поиск информации через интернет (ИКТ) |
Выход на уроки истории, окружающего мира, изо и т.д. Оформление тематических альбомов. Устные журналы и сообщения. |
81 |
19.03 |
«Школьный музей – площадка для современного урока» |
Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся по материалам школьного музея |
Ознакомление с правилами составления детских презентаций. Обучение поиску информации через интернет. Обработка полученной информации для конкретного урока, журнала и т.д. |
Обучение технике составления презентации. Поиск информации через интернет (ИКТ) |
Выход на уроки истории, окружающего мира, изо и т.д. Оформление тематических альбомов. Устные журналы и сообщения. |
82 |
20.03 |
«Школьный музей – площадка для современного урока» |
Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся по материалам школьного музея |
Ознакомление с правилами составления детских презентаций. Обучение поиску информации через интернет. Обработка полученной информации для конкретного урока, журнала и т.д. |
Обучение технике составления презентации. Поиск информации через интернет (ИКТ) |
Выход на уроки истории, окружающего мира, изо и т.д. Оформление тематических альбомов. Устные журналы и сообщения. |
83 |
23.03 |
«Сыны Отечества» |
Проведение военно – патриотической игры. 1 этап. (средняя школа) |
Военно – патриотическая игра. |
||
84 |
26.03 |
«Взгляни на мир, в котором ты живёшь» |
Экскурсия в Путевой дворец г Твери |
|||
85 |
27.03 |
Памятные даты. |
Проведение информационной выносной выставки: 50 лет российским атомным подводным лодкам. |
Выносная выставка. |
||
86 |
30.03 |
«Сыны Отечества» |
Проведение военно – патриотической игры. 2 этап.(средняя школа) |
Военно – патриотическая игра. |
||
87 |
2.04 |
«Литературная гостиная» |
Конкурс юных чтецов: «Памяти будем достойны» |
Конкурс юных чтецов |
||
88 |
3.04 |
«Твори добро» |
Посещение местных старожилов д. Б.Борки, Мухино – Городище. Оказание посильной помощи. |
|||
89 |
6.04 |
«Школьный музей – площадка для современного урока» |
Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся по материалам школьного музея |
Ознакомление с правилами составления детских презентаций. Обучение поиску информации через интернет. Обработка полученной информации для конкретного урока, журнала и т.д. |
Обучение технике составления презентации. Поиск информации через интернет (ИКТ) |
Выход на уроки истории, окружающего мира, изо и т.д. Оформление тематических альбомов. Устные журналы и сообщения. |
90 |
9.04 |
«Школьный музей – площадка для современного урока» |
Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся по материалам школьного музея |
Ознакомление с правилами составления детских презентаций. Обучение поиску информации через интернет. Обработка полученной информации для конкретного урока, журнала и т.д. |
Обучение технике составления презентации. Поиск информации через интернет (ИКТ) |
Выход на уроки истории, окружающего мира, изо и т.д. Оформление тематических альбомов. Устные журналы и сообщения. |
91 |
10.04 |
«Школьный музей – площадка для современного урока» |
Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся по материалам школьного музея |
Ознакомление с правилами составления детских презентаций. Обучение поиску информации через интернет. Обработка полученной информации для конкретного урока, журнала и т.д. |
Обучение технике составления презентации. Поиск информации через интернет (ИКТ) |
Выход на уроки истории, окружающего мира, изо и т.д. Оформление тематических альбомов. Устные журналы и сообщения. |
92 |
13.04 |
Экологический десант |
Акция « Живи, родник». |
Вклад в сохранение водных объектов поселка. Приобениекв общественно-полезному труду и ведению здорового образа жизни
|
Акция « Живи, родник». |
|
93 |
16.04 |
«Твори добро» |
Посещение местных старожилов д. Б.Борки, Мухино – Городище. Оказание посильной помощи. |
|||
94 |
17.04 |
«Литературная гостиная» |
Конкурс юных чтецов: « У войны неженское лицо» |
Конкурс юных чтецов |
||
95 |
20.04 |
«Школа молодого экскурсовода» |
Проведение экскурсий для учащихся школ города Твери и Калининского района.
|
Обучение профессии «юный экскурсовод»
|
Составление экспозиций по определённой тематике. |
Проведение экскурсий в школьном музее. |
96 |
23.04 |
«Школа молодого экскурсовода» |
Проведение экскурсий для учащихся школ города Твери и Калининского района.
|
Обучение профессии «юный экскурсовод»
|
Составление экспозиций по определённой тематике. |
Проведение экскурсий в школьном музее. |
97 |
24.04 |
«Школа молодого экскурсовода" |
Проведение экскурсий в школьном музее для учащихся школы и гостей. |
Обучение профессии «юный экскурсовод»
|
Составление экспозиций по определённой тематике. |
Проведение экскурсий в школьном музее. |
98 |
27.04 |
«По следам 246 стрелковой дивизии» |
Изучение литературы, исторических фактов, связанных с достоверными сведениями о 246 стрелковой дивизии. Работа с родственниками бойцов, захороненными в братской могиле. Написание ответных писем, рассылка фотографий. Поиск погибших по письмам |
Изучение литературы, исторических фактов, связанных с достоверными сведениями о 246 стрелковой дивизии. |
Сотрудничество со школой – интернат № 58 г. Москва Сотрудничество со школой № 1 г. Зубцов |
Переписка, встречи, круглые столы. |
99 |
30.04 |
«Памяти будьте верны!» |
Подготовка к проведению памятного Дня Победы. Концертная программа. |
Переписка с родственниками участников ВОвойны, захороненных в братской могиле. |
Переписка, встречи, круглые столы. |
|
100 |
7.05 |
«Памяти будьте верны!» |
Проведение памятного Дня Победы. Митинг. |
Сотрудничество с родственниками участников ВОвойны, захороненных в братской могиле. |
Встречи, круглые столы. Проведение экскурсий в школьном музее. |
|
101 |
8.05 |
«Памяти будьте верны!» |
Встреча гостей. Байкерский клуб «Викинги»г. Твери. Проведение экскурсий в музее, возложение цветов на братском захороненнии. |
Взаимодействие с поисковыми группами г. Твери. |
Фото-монтажи.
|
Шефская помощь. Военно – патриотические игры с учащимися района и г. Твери. |
102 |
11.05 |
«По следам 246 стрелковой дивизии» |
Изучение литературы, исторических фактов, связанных с достоверными сведениями о 246 стрелковой дивизии. |
Изучение литературы, исторических фактов, связанных с достоверными сведениями о 246 стрелковой дивизии. |
Сотрудничество со школой – интернат № 58 г. Москва Сотрудничество со школой № 1 г. Зубцов Переписка с родственниками участников ВОвойны, захороненных в братской могиле. |
Переписка, встречи, круглые столы. Проведение экскурсий в школьном музее. |
103 |
14.05 |
«Школа молодого экскурсовода" |
Работа с экспонатами: чистка, борьба с ржавчиной, опись. |
Обучение сбору вещественных и документальных материалов. |
Участие в описи вновь поступивших экспонатов и в постановки на учёт. |
|
104 |
15.05 |
«Школа молодого экскурсовода" |
Работа с экспонатами: чистка, борьба с ржавчиной, опись. |
Обучение сбору вещественных и документальных материалов. |
Участие в описи вновь поступивших экспонатов и в постановки на учёт. |
|
105 |
18.05 |
«Школа молодого экскурсовода» |
Посещение музеев Тверской области и г. Москвы и т.п.
|
Обучение профессии «юный экскурсовод» |
Посещение музеев Тверской области и г. Москвы и т.п. |
|
106 |
20.05 |
«Школа молодого экскурсовода» |
Обучение сбору вещественных и документальных материалов.
|
Обучение сбору вещественных и документальных материалов.
|
Составление экспозиций по определённой тематике. |
Участие в обработке экспонатов Участие в описи вновь поступивших экспонатов и в постановки на учёт. |
107 |
21.05 |
Планирование на 2018год |
Совещание кружковцев.
|
|||
108 |
24.05 |
Итоговое заседание |
Подведение итогов работы за год. Награждение. |
Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения воспитательного процесса.
Литература:
1.Годунова Л.Н. Научно – методическая работа в музее. Методическое пособие.
2. Знакомьтесь музей./ Методическая разработка цикла занятий для младших школьников.
3. Музей и время: в поисках пути. Сборник статей.
4. Роль музеев в формировании культурного пространства и имиджа региона. Ольшевская Г.К., Арапова Л.И 2005г.
5. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. Учебное пособие по музейной педагогике 2001г
6. С.И. Садовников. Поиск, ставший судьбой.2003г
7. Взгляни на мир, в котором ты живёшь. Филиппова Н.В., Хабарова В.С. 2006г
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на занятиях, относятся:
- компьютер, мультимедийный проектор