Программа по краеведению для ДОУ «Углич – капелька России» для детей 5-7 лет
МДОУ детский сад комбинированного вида №9 «Берёзка»
Программа по краеведению
«Углич – капелька России»
Для детей 5-7 лет
Автор-составитель:
воспитатель
Максимовская О. А.
Углич
2017
Пояснительная записка.
Приоритетной целью современного образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Сформированность гражданской позиции, воспитание патриотизма и любви к своей стране. Знание прошлого и настоящего своего народа, осознание своей принадлежности, знание языка и истории, основ культурного наследия. Поэтому вопрос формирования краеведческих знаний является актуальным для современного образования.
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.
Актуальность программы.
Данная программа предназначена для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой Pодине. Программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом.
Основная цель программы: расширять знания детей об истории и культуре города Углич и Ярославской области, прививать интерес к прошлому своего края, воспитывать патриотические чувства.
Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.
Основные формы работы – тематические, комплексные и интегрированные занятия. В них включены: беседы, рассказы воспитателя, чтение художественной литературы, экскурсии, целевые прогулки, просмотр фильмов и презентаций, рассматривание иллюстраций, картин, репродукций и вырезок из газет, посвященных малой родине, встречи со знаменитыми людьми, дидактические и творческие игры, тематические выставки, праздники, развлечения.
Программа предполагает использование следующих форм деятельности: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность.
Программа состоит из 5 блоков:
I. Моя семья
II. Мой город
III. Кто прославил наш город
IV. Достопримечательности города
V. Мир природы родного края
Блоки повторяются в каждой возрастной группе: для детей 5-6 лет(старшая группа), для детей 6-7 лет (подготовительная группа) .
Срок реализации программы — 2 года.
Перспективное планирование на 2017-18 и 2018-19 учебные годы
Старшая и подготовительная группы
1. «Моя семья» |
|||
|
Темы |
Виды деятельности дошкольников 5-6 лет |
Виды деятельности дошкольников 6-7 лет |
-Расширять представления детей о семье; -Формировать представления о родственных отношениях; -закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек; -Обогащать словарный запас терминами родства; -Воспитывать уважительное отношение ко всем членам своей семьи; -Воспитывать уважение к труду взрослых. -Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной. |
1) Семья 2)Я и моё имя 3)Бабушки и дедушки 4)Родословная |
- беседа «Что такое семья?»; - рассматривание картины Т. Сорокина «Семья»; - дидактическая игра «Моя семья самая»; -сообщение детей «Тайна моего имени» (домашнее задание); - рисование «Портрет мамы» -Обсуждение рассказа В.Сухомлинского «Именинный обед»; -Чтение произведения Я.Акима «Моя родня»; - решение проблемных ситуаций с использованием коврографа (Расставь членов семьи по возрасту? Кто, что делает по дому? ); -Беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках; -рисование дома для своей семьи; -лепка посуды для сюжетно-ролевой игры «Семья»; -беседа «Бабушки и дедушки»; - составление альбома «Мой папа в армии служил» -семейный праздник «Неразлучные друзья- это вся моя семья». |
- беседа «традиции моей семьи» - беседа по картине В.Васильева «Семья командира» - дидактическая игра «Угадай о ком я говорю»; - Подготовка рассказа « Почему меня так назвали?» (домашнее задание) - рисование «за одним большим столом» - чтение и обсуждение произведения В.Драгунского «Моя сестра Ксения»; - решение проблемных ситуаций с использованием интерактивной доски (Кто кому в семье приходится? Кто старше, кто моложе и почему? Обязанности мужчин и женщин в семье?); - аппликация «мой большой уютный дом»; - рисование с элементами аппликации «Генеалогическое древо моей семьи» (домашнее задание); - рисование «герб моей семьи»; - составление стен-газеты к 9 Мая «Стена памяти»; - участие семей во всероссийской акции «Бессмертный полк»; - чтение по ролям Л. Толстой «Косточка» - экскурсия в «Музей городского быта» (программа « Русская изба») |
2.Мой любимый город |
|||
- Расширить представления детей о родном крае; -Формировать представления об истории его возникновения; -Расширять представления о улицах города, происхождении их названий; -Закрепить понятия символика, герб; -Изучить герб города Углича, объяснить, что он обозначает; -Активизировать словарь детей по теме; -Расширять представления детей о заводах и предприятиях города; -Воспитывать патриотические чувства, любовь к «малой Родине». |
1) Я люблю свой детский сад (свою школу), и город где я живу 2)История города 3)Улицы родного города 4) Символика 5) Заводы и предприятия города |
-беседа о профессиях людей, работающих в детском саду; -рассказ воспитателя о версиях происхождения названия города; -рассказы детей (подготовленные вместе с родителями) об исторических местах города; - рассматривание фотографий; - беседа «Знаешь ли ты название улицы, на которой живешь? Почему она носит такое название?»; - составление схемы «Я иду в свой детский сад» (дорога из дома в детский сад); - экскурсия к памятнику Царевичу Димитрию; - рисование на тему «Мой город»; - настольно-печатная игра «Угличе Поле»; - рассматривание герба города; - рассказ подготовленных детей «Где работает мой папа (мама)» (о заводах и предприятиях города). |
- экскурсия в историко-архитектурный музей («Легенды града Углича»); - интерактивная экскурсия «По улицам родного города»; - экскурсия к обелиску неизвестному солдату; - рисование на тему «любимое место в городе»; - экскурсия к вечному огню; - обрывная аппликация « вечный огонь» (по впечатлениям); - беседа с использованием ИКТ «Заводы и предприятия нашего города»; - рассматривание герба города, рассказ легенды о смерти царевича Димитрии; - рассказ о «ссыльном» колоколе; - рисование «герб родного города»; - экскурсия в «палаты угличских удельных князей»; - участие в конкурсе чтецов (тема Родина). |
3. «Кто прославил наш город» |
|||
-Расширять представления детей о знаменитых угличанах; -Воспитывать гордость за своих земляков; -Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к поэзии и живописи. |
1) Защитники родной земли 2) Художники 3) Поэты 4) Знаменитые люди |
- Рассказ «Они сражались за Родину» (Голубев, Жолудев, Козлов); - Презентация «Художники Углича»; - Посещение галереи современного искусства «Под Благодатным Покровом»; - Чтение стихотворения О.Бергольц «Песня дочери»; |
- Рассказ «Они сражались за Родину» (Дерюгин, Шарков, Чистяков); - экскурсия в историко-архитектурный музей («картины угличских художников»); - чтение стихотворений И.З. Сурикова; -Экскурсия в дом-музей Калашникова; -Исследовательская деятельность « Их имена в названьях улиц». |
4.«Достопримечательности города» |
|||
-Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города Углича; -Развивать восприятие и наблюдательность; -Воспитывать интерес к родному городу. |
1)Церкви и соборы 2)Памятники архитектуры (дома и усадьбы знаменитых купцов 3)Музеи города 4)Интересные места |
- Рассматривание открыток «Церкви и соборы города Углич»; - Слушанье колокольного звона; - Рассказ легенд о постройке церквей «Царевича Дмитрия на крови», «Царевича Дмитрия на поле»; - Просмотр презентации «Памятники архитектуры»; - Рассказ воспитателя о знаменитых купцах Зиминых, Переславцевых; - Посещение музея «Мифов и суеверий русского народа»; - Рассказ детей о впечатлениях «Я с родителями посетил…» (домашнее задание); - Экскурсия к пожарной каланче. |
- Рассказ легенды о постройке «Церкви Иоанна Предтечи»; - экскурсия к дому купцов Меховых - Ворониных (дом, построенный без единого гвоздя); - рассказ учителя с использованием презентации о знаменитых купцах Евреиновых, Скорняковы; - поисковая деятельность «что теперь в барских домах?» (домашнее задание); - Рассказ детей о впечатлениях «Я с родителями посетил…» (домашнее задание); - экскурсия на Гидроэлектростанцию; - рисование по впечатлениям «ГЭС на закате»; - экскурсия в пожарную часть. |
5.«Мир природы родного края» |
|||
-Учить грамотно отвечать на вопросы; -Способствовать развитию внимания; -Воспитывать бережное отношение к природе; -Совершенствовать знания о родном крае; -Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание изобразить обитателей водоема, используя полученные ранее умения; -Развивать мелкую моторику рук |
1) Животный мир 2) Растительный мир 3) Полезные ископаемые 4) Водные объекты |
-рассматривание альбома «Животные нашего края»; -дидактическая игра «Назови детёныша»; - игра-пантомима «Изобрази животное»; - дидактическая игра «Угадай, кто, где живёт»; - лепка «Животные леса»; -создание мини музея в группе «Животные нашего леса»; -целевая прогулка «Сосновый лес»; -составление альбома «Деревья нашего участка»; -составление карты-схемы «Деревья нашего участка»; -дидактическая игра «Плоды и семена»; - Знакомство с минеральными полезными ископаемыми (по иллюстрациям); -Опыты с песком и глиной; -Рисование обитатели реки Волги. |
- знакомство с презентацией «Животные нашего края»; - рисование «животные нашего леса»; -целевая прогулка «Берёзовая роща»; -Экскурсия в поле; -Рисование «Растения поля»; -Дидактическая игра «Узнай растение по описанию»; - подготовка рассказа об одном растении (домашнее задание); - составление из этих рассказов общей презентации - «Растительный мир г. Углича»; -составление макета из пластилина «деревья вокруг школы»; - знакомство с коллекцией минеральных полезных ископаемых; - дидактическая игра «Плоды и семена»; -интерактивная экскурсия «Водоёмы Угличского района»; - рисование «река Волга» |