Программа по краеведению для ДОУ «Углич – капелька России» для детей 5-7 лет

3
0
Материал опубликован 2 October 2018

МДОУ детский сад комбинированного вида №9 «Берёзка»

Программа по краеведению

«Углич – капелька России»

Для детей 5-7 лет

Автор-составитель:

воспитатель

Максимовская О. А.

Углич

2017

Пояснительная записка.

Приоритетной целью современного образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Сформированность гражданской позиции, воспитание патриотизма и любви к своей стране. Знание прошлого и настоящего своего народа, осознание своей принадлежности, знание языка и истории, основ культурного наследия. Поэтому вопрос формирования краеведческих знаний является актуальным для современного образования.

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.

 

Актуальность программы.

Данная программа предназначена для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой Pодине. Программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом.

Основная цель программы: расширять знания детей об истории и культуре города Углич и Ярославской области, прививать интерес к прошлому своего края, воспитывать патриотические чувства.

Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.

Основные формы работы – тематические, комплексные и интегрированные занятия. В них включены: беседы, рассказы воспитателя, чтение художественной литературы, экскурсии, целевые прогулки, просмотр фильмов и презентаций, рассматривание иллюстраций, картин, репродукций и вырезок из газет, посвященных малой родине, встречи со знаменитыми людьми, дидактические и творческие игры, тематические выставки, праздники, развлечения.

Программа предполагает использование следующих форм деятельности: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность.

Программа состоит из 5 блоков:

I. Моя семья

II. Мой город

III. Кто прославил наш город

IV. Достопримечательности города

V. Мир природы родного края

Блоки повторяются в каждой возрастной группе: для детей 5-6 лет(старшая группа), для детей 6-7 лет (подготовительная группа) .

Срок реализации программы — 2 года.

 

Перспективное планирование на 2017-18 и 2018-19 учебные годы

Старшая и подготовительная группы

1. «Моя семья»


Задачи

Темы

Виды деятельности дошкольников 5-6 лет

Виды деятельности дошкольников 6-7 лет

-Расширять представления детей о семье;

-Формировать представления о родственных отношениях;

-закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;

-Обогащать словарный запас терминами родства;

-Воспитывать уважительное отношение ко всем членам своей семьи;

-Воспитывать уважение к труду взрослых.

-Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.

1) Семья

2)Я и моё имя

3)Бабушки и дедушки

4)Родословная

- беседа «Что такое семья?»;

- рассматривание картины Т. Сорокина «Семья»;

- дидактическая игра «Моя семья самая»;

-сообщение детей «Тайна моего имени» (домашнее задание);

- рисование «Портрет мамы»

-Обсуждение рассказа В.Сухомлинского «Именинный обед»;

-Чтение произведения Я.Акима «Моя родня»;

- решение проблемных ситуаций с использованием коврографа (Расставь членов семьи по возрасту? Кто, что делает по дому? );

-Беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках;

-рисование дома для своей семьи;

-лепка посуды для сюжетно-ролевой игры «Семья»;

-беседа «Бабушки и дедушки»;

- составление альбома «Мой папа в армии служил»

-семейный праздник «Неразлучные друзья- это вся моя семья».

- беседа «традиции моей семьи»

- беседа по картине В.Васильева «Семья командира»

- дидактическая игра «Угадай о ком я говорю»;

- Подготовка рассказа

« Почему меня так назвали?» (домашнее задание)

- рисование «за одним большим столом»

- чтение и обсуждение произведения В.Драгунского «Моя сестра Ксения»;

- решение проблемных ситуаций с использованием интерактивной доски (Кто кому в семье приходится? Кто старше, кто моложе и почему?

Обязанности мужчин и женщин в семье?);

- аппликация «мой большой уютный дом»;

- рисование с элементами аппликации «Генеалогическое древо моей семьи» (домашнее задание);

- рисование «герб моей семьи»;

- составление стен-газеты к 9 Мая «Стена памяти»;

- участие семей во всероссийской акции «Бессмертный полк»;

- чтение по ролям Л. Толстой «Косточка»

- экскурсия в «Музей городского быта» (программа « Русская изба»)

2.Мой любимый город

- Расширить представления детей о родном крае;

-Формировать представления об истории его возникновения;

-Расширять представления о улицах города, происхождении их названий;

-Закрепить понятия символика, герб;

-Изучить герб города Углича, объяснить, что он обозначает;

-Активизировать словарь детей по теме;

-Расширять представления детей о заводах и предприятиях города;

-Воспитывать патриотические чувства, любовь к «малой Родине».

1) Я люблю свой детский сад (свою школу), и город где я живу

2)История города

3)Улицы родного города

4) Символика

5) Заводы и предприятия города

-беседа о профессиях людей, работающих в детском саду;

-рассказ воспитателя о версиях происхождения названия города;

-рассказы детей (подготовленные вместе с родителями) об исторических местах города;

- рассматривание фотографий;

- беседа «Знаешь ли ты название улицы, на которой живешь? Почему она носит такое название?»;

- составление схемы «Я иду в свой детский сад»

(дорога из дома в детский сад);

- экскурсия к памятнику Царевичу Димитрию;

- рисование на тему «Мой город»;

- настольно-печатная игра «Угличе Поле»;

- рассматривание герба города;

- рассказ подготовленных детей «Где работает мой папа (мама)» (о заводах и предприятиях города).

- экскурсия в историко-архитектурный музей («Легенды града Углича»);

- интерактивная экскурсия «По улицам родного города»;

- экскурсия к обелиску неизвестному солдату;

- рисование на тему «любимое место в городе»;

- экскурсия к вечному огню;

- обрывная аппликация « вечный огонь» (по впечатлениям);

- беседа с использованием ИКТ «Заводы и предприятия нашего города»;

- рассматривание герба города, рассказ легенды о смерти царевича Димитрии;

- рассказ о «ссыльном» колоколе;

- рисование «герб родного города»;

- экскурсия в «палаты угличских удельных князей»;

- участие в конкурсе чтецов (тема Родина).

3. «Кто прославил наш город»

-Расширять представления детей о знаменитых угличанах;

-Воспитывать гордость за своих земляков;

-Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к поэзии и живописи.

1) Защитники родной земли

2) Художники

3) Поэты

4) Знаменитые люди

- Рассказ «Они сражались за Родину» (Голубев, Жолудев, Козлов);

- Презентация «Художники Углича»;

- Посещение галереи современного искусства «Под Благодатным Покровом»;

- Чтение стихотворения О.Бергольц «Песня дочери»;

- Рассказ «Они сражались за Родину» (Дерюгин, Шарков, Чистяков);

- экскурсия в историко-архитектурный музей («картины угличских художников»);

- чтение стихотворений И.З. Сурикова;

-Экскурсия в дом-музей Калашникова;

-Исследовательская деятельность « Их имена в названьях улиц».

4.«Достопримечательности города»

-Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города Углича;

-Развивать восприятие и наблюдательность;

-Воспитывать интерес к родному городу.

1)Церкви и соборы

2)Памятники архитектуры (дома и усадьбы знаменитых купцов

3)Музеи города

4)Интересные места

- Рассматривание открыток «Церкви и соборы города Углич»;

- Слушанье колокольного звона;

- Рассказ легенд о постройке церквей «Царевича Дмитрия на крови», «Царевича Дмитрия на поле»;

- Просмотр презентации «Памятники архитектуры»;

- Рассказ воспитателя о знаменитых купцах Зиминых, Переславцевых;

- Посещение музея «Мифов и суеверий русского народа»;

- Рассказ детей о впечатлениях «Я с родителями посетил…» (домашнее задание);

- Экскурсия к пожарной каланче.

- Рассказ легенды о постройке «Церкви Иоанна Предтечи»;

- экскурсия к дому купцов Меховых - Ворониных (дом, построенный без единого гвоздя);

- рассказ учителя с использованием презентации о знаменитых купцах Евреиновых, Скорняковы;

- поисковая деятельность «что теперь в барских домах?» (домашнее задание);

- Рассказ детей о впечатлениях «Я с родителями посетил…» (домашнее задание);

- экскурсия на Гидроэлектростанцию;

- рисование по впечатлениям «ГЭС на закате»;

- экскурсия в пожарную часть.

5.«Мир природы родного края»

-Учить грамотно отвечать на вопросы;

-Способствовать разви­тию внимания;

-Воспитывать бережное отношение к природе;

-Совер­шенствовать знания о родном крае;

-Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание изобразить обитателей во­доема, используя полученные ранее умения;

-Развивать мелкую мо­торику рук

1) Животный мир

2) Растительный мир

3) Полезные ископаемые

4) Водные объекты

-рассматривание альбома «Животные нашего края»;

-дидактическая игра «Назови детёныша»;

- игра-пантомима «Изобрази животное»;

- дидактическая игра «Угадай, кто, где живёт»;

- лепка «Животные леса»;

-создание мини музея в группе «Животные нашего леса»;

-целевая прогулка «Сосновый лес»;

-составление альбома «Деревья нашего участка»;

-составление карты-схемы «Деревья нашего участка»;

-дидактическая игра «Плоды и семена»;

- Знакомство с минеральными полезными ископаемыми (по иллюстрациям);

-Опыты с песком и глиной;

-Рисование обитатели реки Волги.

- знакомство с презентацией «Животные нашего края»;

- рисование «животные нашего леса»;

-целевая прогулка «Берёзовая роща»;

-Экскурсия в поле;

-Рисование «Растения поля»;

-Дидактическая игра «Узнай растение по описанию»;

- подготовка рассказа об одном растении (домашнее задание);

- составление из этих рассказов общей презентации - «Растительный мир г. Углича»;

-составление макета из пластилина «деревья вокруг школы»;

- знакомство с коллекцией минеральных полезных ископаемых;

- дидактическая игра «Плоды и семена»;

-интерактивная экскурсия «Водоёмы Угличского района»;

- рисование «река Волга»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.