ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!»
Согласовано: Согласовано: Утверждаю:
на заседании МО: Зам. директора по УВР Директор МОУ «»
_____/ Е.В.Мильчакова _____/С.В. Силина __________/Л.А. Суханова
«___»________2023г «___»________2023г «____»_________2023г
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №2», г. Перми
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!»
(3-4 класс)
(общеинтеллектуальное направление)
Автор:
Вострецова Т.А.
учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия №2»
Пермь, 2023г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Хочу всё знать!» предназначена для обучающихся 2 и 3 классов интересующихся научно- практической деятельностью. Программа предусматривает введение детей в научно- практическую деятельность. Программа создана с учётом требований ФГОС нового поколения. Курс позволит обучающимся реализовать компетенции: личностные, метапредметные: (базовые исследовательские, работа с информацией), коммуникативные, регулятивные. Основные принципы программы: научность, доступность, добровольность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Написание научно - практической работы обучающимися начальной школы довольно сложная задача. Данный курс поможет младшим школьникам правильно выбрать область исследования, правильно сформулировать тему работы, определить актуальность выбранной темы, верно поставить задачи, определить этапы работы, правильно составить презентацию своего выступления, исследовать и выполнять практические задания. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
Автор программы обучающегося курса для младших школьников гимназии Вострецовой Т.А.
Актуальность:
Приобщение учащихся к научным исследованиям, активное включение в процесс самообразования и повышения уровня знаний, повышение учебной мотивации, средство творческого, личностного развития учащегося и формирование мировоззрения через сотрудничество учителя и ученика.
Данный курс актуален для обучающихся гимназии, т. к. возникла потребность родителей гимназии в проведении курса.
С точки зрения учителя, курс необходим, т.к. согласно федеральным образовательным стандартам, одной из форм, способствующих развитию универсальных учебных действий исследовательского характера, является учебно-исследовательская деятельность.
Участие обучающихся в научно-практической конференции гимназии является одним из способов развития индивидуальных достижений детей.
Практическая направленность:
- Создание исследовательской работы.
- Выступление в классе, в школе.
- Участие в конференциях различного уровня.
Цель программы: создание условий обучающимся для успешного освоения основ научно-практической деятельности.
Задачи:
сформировать представление у обучающихся о научно – исследовательской деятельности;
обучить специальным знаниям для написания работы;
формировать и развивать умения исследовательской деятельности;
создать условия для личностного развития младшего школьника;
овладеть обучающемуся универсальными способами принятия решений в различных ситуациях.
Виды деятельности занятий:
Беседа, игра, диспут, эксперимент, наблюдение, коллективные и самостоятельные исследования, консультации обучающихся, консультации родителей, создание презентаций, защита исследовательских работ.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащён современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью ИКТ и мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у школьников и создавая условия для успешной деятельности каждого ребёнка.
Описание места учебного курса:
На курс внеурочной деятельности «Хочу всё знать!» отводиться 1 час в неделю (2-3 класс).
Количество часов - 30.
2 класс – 16 часов (второе полугодие); 3 класс - (первое полугодие) -14 часов.
Программа адаптирована для обучающихся гимназии, поэтому курс начинается со второго полугодия 2 класса и заканчивается в первом полугодии 3 класса.
Во 2 классе (второе полугодие) дети обучаются созданию теоретической части работы, создают практическую часть, наблюдают, экспериментируют. Курс завершается в мае месяце, поэтому во время летних каникул дети продолжают вносить изменения в свою работу, если она этого требует.
В 3 классе (первое полугодие) курс продолжается. Вторая часть курса носит характерную работу с применением ИКТ.
Курс заканчивается в декабре. С декабря по январь обучающиеся выступают в классе. В феврале проводится научно-практическая конференция в гимназии.
Результаты изучения учебного курса:
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы на курсе и в классе.
Учащиеся должны знать:
- основы организации работы с научной литературой;
- структуру научно-исследовательской работы;
- требования к оформлению результатов работы;
- способы и формы представления данных, полученных в ходе исследования;
- критерии оценки исследовательских работ.
Уметь:
- выбирать тему исследования;
-определять актуальность темы;
- формулировать цели и задачи;
- выдвигать гипотезу исследования;
- подбирать и систематизировать материал по исследуемой теме;
-применять информационные технологии при проведении исследования и оформлении полученных результатов;
- создавать презентацию на компьютере;
- выступать с защитой исследовательской работы.
Этапы работы по курсу внеурочной деятельности «Хочу всё знать!»
1 этап: Подготовка
1. Выяснить, какая тема интересует; о чём хочется узнать.
2. Определить сферу будущего исследования.
2 этап: Планирование работы
1.Выбор темы и целей проекта.
2.Определить основные вопросы, ответы на которые хотелось бы найти.
3. Выработка гипотезы (предположения)
4. Выработка плана действий (как можно сделать, как достичь результатов?)
5. Определение основных методов (прочитать в книгах; понаблюдать; узнать у специалистов; посмотреть в компьютере и т. д.)
6. Формулировка задач.
3 этап: Исследовательская деятельность
Сбор информации, обработка и фиксирование.
Проведение исследований.
Решение промежуточных задач.
4 этап: Результаты и выводы
1. Анализ информации.
2. Формулировка выводов.
3. Оформление работы (реферат)
5 этап: Составление презентации.
Структура презентации.
Правила создания презентации.
Дизайн презентации.
Создание презентации (вставка текста, картинки, звука, видео)
Разработка презентации.
6 этап:
Представление работы (презентация)
1. Выступление.
2. Ответы на вопросы слушателей.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса:
Личностные УУД:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
-Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить, как хорошие или плохие.
-Личное участие в проектах, исследованиях.
Познавательные УУД:
Базовые логические действия: (сравни, «найди отличия», поиск лишнего, упорядочивание элементов содержания,
хитроумные решения, составление схем-опор; составление кластера; расстановка порядка выполнения действий «по шагам».
Работа с информацией: (поиск информации в предложенных источниках, работа с разного вида таблицами, составление и распознавание диаграмм, анализ и интерпретация информация в разном виде в сплошных и не сплошных текстах,
работа со словарями и другими источниками, в том числе в сети Интернет.
Регулятивные УУД:
Самоорганизация: (целеполагание, планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий)
Самоконтроль: (устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности,
корректировать свои учебные действия, умение находить ошибку, находить ошибки в вычислениях, в фактической информации; сравнивать свои результаты с результатами деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям)
Коммуникативные УУД: (доносить свою информацию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих речевых ситуаций, уметь высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать, приводя аргументы, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения)
Предметными результатами изучения курса «Хочу всё знать!» является формирование следующих умений: (различать основные способы проведения эксперимента, знать правила работа с приборами, созданными для наблюдения,
составлять план работы над исследованием, правильно оформлять работу)
Тематическое планирование курса:
2 класс (2 полугодие)
№ | Тема | Количество часов | Виды й деятельности обучающихся |
1 | Введение в курс. Что такое наука? Зачем мы исследуем и познаём окружающий мир? Что такое научно- практическая деятельность? | 1 | Знакомство с понятиями: наука, исследование, практическая деятельность. Выделение существенных признаков научно- практических работ. |
2 | Постановка целей исследования. | 1 | Знакомство с понятием – цель исследования. Постановка задач по определённой теме. |
3 | Объект и предмет исследования. | 1 | Знакомство с понятием – объект, предмет исследования. Определение объекта и предмета исследования. |
4 | Задачи исследования. | 1 | Знакомство с понятием – задача исследования. Постановка задач по определённой теме. |
5 | Соответствие цели и задач теме исследования. Понятие о гипотезе. Формулировка исходной гипотезы | 1 | Соотношение цели и задач с темой исследования. Знакомство с понятием – гипотеза. Формулировка гипотезы по теме. |
6 | Что такое актуальность? | 1 | Знакомство с понятием – актуальность. Определение актуальности среди предложенных учителем формулировок. |
7 | Что такое информация? Поиск информации. Отбор литературы по теме исследования. | 1 | Работа с информацией. Поиск информации в различных источниках. Посещение библиотеки, архива. |
8 | Составление плана работы. | 1 | Составление плана работы. |
9 | Структура исследовательской работы. | 1 | Составление структуры работы. |
10 | Критерии написания работы. | 1 | Знакомство с общими правилами оформления текста работы. |
11 | Оформление введения работы. | 1 | Оформление введения работы. |
12 | Оформление содержания работы | 1 | Оформление содержания работы |
13 | Оформление теоретического материала в работе. | 1 | Оформление теоретического материала в работе. |
14 | Оформление практической части работы. | 1 | Оформление практической части работы. |
15 | Оформление приложений. | 1 | Оформление приложений. |
16 | Список литературы. | 1 | Список литературы. |
3 класс (1 полугодие) | |||
1 | Тезисы. Оформление тезисов работы. | 1 | Знакомство с понятием – тезис. Составление тезисного конспекта текста. |
2 | Презентация. | 1 | Знакомство с понятием презентация», правилами оформления, составление своей презентации. |
3 | Правила оформления презентации. | 1 | Знакомство с общими правилами оформления презентации. |
4 - 9 | Составление презентации | 4 | Работа в компьютерном классе. Структура презентации. Правила создания презентации. Дизайн презентации. Создание презентации (вставка текста, картинки, звука, видео) Разработка презентации. |
10 | Подготовка к выступлению. Культура выступления: соблюдение правил этикета. | 1 | Знакомство с общими правилами выступления на публике. Знакомство с основными правилами этикета при защите исследовательской работы. |
11 12 | Защита исследовательской работы. | 2 | Представление собственной исследовательской работой. |
13 | Вопросы и ответы. | 1 | Проблемно-ценностное общение. |
14 | Подведение итогов. | 1 | Анализ проделанной работы, обсуждение перспективных планов. |
Всего: 30 часов
Список литературы:
1.Гаев П.А. и другие. Научно – исследовательская деятельность школьников. Сборник статей и материалов. – Пенза, 2001.
2. Леонтович А.В., Савичев А.С. Исследовательская и проектная деятельность школьников. М.: «ВАКО», 2014.
3. Александрова Т. К. Основы исследовательской деятельности учащихся: спецкурс для профильного обучения: учеб. -метод. пособие. – СПб.: ТИД Амфора, 2005.
4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
5.ФГОС нового поколения.
6. Самостоятельный поиск информации в Интернет-ресурсах.
.