Программа внеурочной деятельности по экологическому направлению «Хочу все знать!» (3–4 классы)
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6
им. Подвойского
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Рабочая программа внеурочной
деятельности по экологическому направлению
курса «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!»
учитель биологии Михалевич Е.И.
( 1 категория )
Рабочая программа внеурочной деятельности по экологическому направлению
курса «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!»
Возраст обучающихся: 11-12 лет (4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Хочу все знать!" для 4 класса составлена с учетом требований ФГОС.
Программа курса «Хочу все знать!» рассчитана на детей 4 класса. Срок реализации данной программы 1 год. Программа «Хочу все знать!» рассчитана на 34 часа в год, занятия проводятся один раз в неделю.
Наполняемость группы – от 10 человек.
Программа курса «Хочу все знать» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно - научным дисциплинам, экологическую культуру.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
целостности окружающей среды, направленная на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
междисциплинарности, которая предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа курса «Хочу все знать» строится с учетом приобретенных углубленных знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи. При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся 4 класса, их доступность, уровень предшествующей подготовки. В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности. Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями, экскурсии в ближайшее природное окружение. Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, рисунков, таблиц, творческих заданий, мини-проектов и т.д.. По итогам работ обучающихся будет создана итоговая выставка – отчет. Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.
Цель работы курса: расширение знаний, повышение биологической (экологической) грамотности учащихся при изучении природы Ярославской области, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
Изучение природы Ярославского края.
Развитие познавательного интереса учащихся к природе.
Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Личностные результаты:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам;
замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения в окружающей природе;
предлагать, что можно сделать самим обучающимся для исправления видимых нарушений людей в природе.
Обучающиеся должны уметь:
называть живые объекты Ярославской области и их роль в жизни человека;
перечислять особенности растений; грибов Ярославской области.
оценивать правильность поведения людей в природе;
наблюдать и оценивать явления природы;
выполнять практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания;
моделировать правильное поведение на природе;
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
Формы учебных занятий в курсе могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
1. Индивидуальная работа.
Участники курса – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:
выявить уровень знаний учащихся о природе;
выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
определять сформированность познавательного интереса учащихся.
2. Работа в парах.
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
3. Групповая работа.
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
распределение работы между участниками;
умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
умение представить результат работы, обосновать выбор решения.
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.
Методические рекомендацииСодержание курса «Хочу все знать» охватывает весьма широкий круг вопросов, при этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Хочу все знать» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
идея многообразия мира;
идея экологической целостности мира;
идея уважения к миру.
Многообразие, как форма существования мира ярко проявляет себя, и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы Ярославской области. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием Ярославской области, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.
Учебный курс «Хочу все знать» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.
Материально-техническое обеспечение учебного процессаБиблиотечный фонд для учителя:
Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе: / Под ред.И. Д. Зверева
Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу!
Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии.
Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей.
Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие.
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя
Библиотечный фонд для учеников:
Гэнери А.. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения
Губанов И.А. и др. .Популярная энциклопедия растений
Онегов А.С. .Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы
Петров В.В. .Из жизни зеленого мира. Пособие для учащихся
Петров В.В..Цветы. Моя первая книга о природе
Плешаков А.А.. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов
Морис Р..Тайны живой природы.
Наглядные пособия:
натуральные живые пособия: растения, животные;
гербарии;
изобразительные наглядные пособия – таблицы;
микроскопы;
готовые микропрепараты.
Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран.
Экранно-звуковые пособия:
Диск «Звуки живой природы»
Диск «Биологические исследования»
Диск «Природа России»
Фильм «Многообразие животного мира»
Фильм «Природа в разное время года»
Фильм «Бережем природу»
Презентация «Звери и растения нашего края».
Презентация «Красная книга Ярославской области»
Учебные пособия:
Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 4 класс.
Пакулова А.А. и др.. Природоведение. 5 класс.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата план |
Дата факт |
Тема занятия: |
Исследовательская деятельность учащихся: |
1. |
03,09 |
ЖИВОЙ МИР ВОКРУГ НАС (21 ч.) Разнообразие природы. Значение природы для людей. Основные группы живых организмов. |
Выявление значения природы в жизни человека; знакомство с основными группами живых организмов |
|
2. |
10,09 |
Методы изучения природы человеком. Экскурсия «Осенние явления в жизни растений». |
Исследование-знакомство с растениями пришкольного участка. Создание гербария данных растений. Осенние фенологические наблюдения за растениями |
|
3. |
17,09 |
Устройство увеличительных приборов. Устройство ручной лупы. Правила работы с лупой. Знакомство с лабораторным оборудованием. |
Знакомство с увеличительными приборами: лупой; рассматривание плодов растений через лупу |
|
4. |
24,09 |
Устройство микроскопа. Правила работы с микроскопом |
Знакомство с увеличительными приборами: микроскопом; рассматривание плодов растений через микроскоп |
|
5. |
01,10 |
Строение растений под микроскопом |
Рассматривание различных частей растения под микроскопом |
|
6. |
08,10 |
Строение растений под микроскопом |
Рассматривание различных частей растения под микроскопом |
|
7. |
15,10 |
Разнообразие растений. Основные группы растений Ярославской области. |
Знакомство с основными группами растений ЯО |
|
8. |
22,10 |
Разнообразие растений полей и лугов Ярославской области |
Знакомство с основными растениями открытых пространств ЯО |
|
9. |
29,10 |
Разнообразие растений лесов Ярославской области |
Знакомство с основными растениями лесов ЯО |
|
10. |
12,11 |
Разнообразие растений водоемов Ярославской области |
Знакомство с основными растениями водоемов ЯО |
|
11. |
19,11 |
Разнообразие растений болот Ярославской области |
Знакомство с основными растениями болот ЯО |
|
12. |
26,11 |
Лекарственные растения Ярославской области |
Знакомство с лекарственными растениями ЯО |
|
13. |
03,12 |
Ядовитые растения Ярославской области |
Знакомство с ядовитыми растениями ЯО |
|
14. |
10,12 |
Декоративные растения Ярославской области |
Знакомство с декоративными растениями ЯО |
|
15. |
17,12 |
Культурные растения Ярославской области |
Знакомство с культурными растениями ЯО |
|
16. |
24,12 |
Комнатные растения. |
Знакомство с комнатными растениями |
|
17. |
14,01 |
Растения парков и скверов г. Ярославля |
Знакомство с растениями парков г. Ярославля |
|
18. |
21,01 |
Охрана растений Ярославской области |
Знакомство с Красной книгой ЯО, редкими растениями ЯО |
|
19. |
28,01 |
Значение растений в жизни человека |
Выявление значений растений в жизни человека |
|
20. |
04,02 |
Легенды о растениях |
Знакомство с мифами и легендами о растениях |
|
21. |
11,02 |
Итоговое задание по теме: «Растения Ярославской области» |
||
22. |
18,02 |
В ЦАРСТВЕ ГРИБОВ (7 ч.) Разнообразие грибов |
Знакомствами с группами грибов ЯО |
|
23. |
25,02 |
Строение грибов под микроскопом |
Рассматривание строения грибов под микроскопом |
|
24. |
04,03 |
Съедобные грибы Ярославской области |
Знакомство со съедобными грибами ЯО |
|
25. |
11,03 |
Ядовитые грибы Ярославской области |
Знакомство с ядовитыми грибами ЯО |
|
26. |
18,03 |
Правила сбора грибов |
Знакомство с правилами сбора грибов |
|
27. |
08,04 |
Значение грибов в природе |
Выявление значений грибов в жизни человека |
|
28. |
15,04 |
Итоговое занятие по теме: «Грибы Ярославской области» |
||
29. |
22,04 |
ЛИШАЙНИКИ (4 ч.) Растения или грибы? |
Знакомство с лишайниками ЯО |
|
30. |
29,04 |
Разнообразие лишайников Ярославской области |
Знакомство с представителями этой группы |
|
31. |
06,05 |
Значение лишайников в природе и жизни человека |
Выявление значения лишайников в жизни человека |
|
32. |
13,05 |
Итоговое занятие по теме: «Лишайники Ярославской области» |
||
33. |
20,05 |
Экскурсия «Растения вокруг нашей школы» |
Знакомство с растениями, растущими вокруг школы |
|
34. |
27,05 |
Экскурсия «Весенние явления в жизни растений» |
Знакомство с основными весенними явлениями в жизни растений |
|
ИТОГО: 34 часа (экскурсий - 3 ч., итоговых занятий – 3 ч.) |