Программа внеурочной деятельности по экологическому направлению «Хочу все знать!» (3–4 классы)

0
0
Материал опубликован 27 December 2015

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

им. Подвойского

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Рабочая программа внеурочной

деятельности по экологическому направлению 

курса «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!»

учитель биологии Михалевич Е.И.

( 1 категория )
Рабочая программа внеурочной деятельности по экологическому направлению 

курса «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!»

Возраст обучающихся: 11-12 лет (4 класс)
 

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Хочу все знать!" для 4 класса составлена с учетом требований ФГОС.

Программа курса «Хочу все знать!» рассчитана на детей 4 класса. Срок реализации данной программы 1 год. Программа «Хочу все знать!» рассчитана на 34 часа в год, занятия проводятся один раз в неделю.
Наполняемость группы – от 10 человек.

Программа курса «Хочу все знать» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно - научным дисциплинам, экологическую культуру. 
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Программа строится на основе принципов:

целостности окружающей среды, направленная на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;

междисциплинарности, которая предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;

взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;

соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

Программа курса «Хочу все знать» строится с учетом приобретенных углубленных знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи. При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся 4 класса, их доступность, уровень предшествующей подготовки. В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности. Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями, экскурсии в ближайшее природное окружение. Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.

Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, рисунков, таблиц, творческих заданий, мини-проектов и т.д.. По итогам работ обучающихся будет создана итоговая выставка – отчет. Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.

Цель работы курса: расширение знаний, повышение биологической (экологической) грамотности учащихся при изучении природы Ярославской области, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.

Задачи:

Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.

Изучение природы Ярославского края.

Развитие познавательного интереса учащихся к природе.

Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметные результаты

доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам;

замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения в окружающей природе;

предлагать, что можно сделать самим обучающимся для исправления видимых нарушений людей в природе.

Предполагаемые результаты реализации программы

Обучающиеся должны уметь:

называть живые объекты Ярославской области и их роль в жизни человека;

перечислять особенности растений; грибов Ярославской области.

оценивать правильность поведения людей в природе;

наблюдать и оценивать явления природы;

выполнять практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания;

моделировать правильное поведение на природе;

доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Формы работы и контроля

Формы учебных занятий в курсе могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

1. Индивидуальная работа.

Участники курса – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:

выявить уровень знаний учащихся о природе;

выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

определять сформированность познавательного интереса учащихся.

2. Работа в парах.

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

3. Групповая работа.

Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

распределение работы между участниками;

умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

умение представить результат работы, обосновать выбор решения.

Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.

Методические рекомендации

Содержание курса «Хочу все знать» охватывает весьма широкий круг вопросов, при этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Хочу все знать» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

идея многообразия мира;

идея экологической целостности мира;

идея уважения к миру.

Многообразие, как форма существования мира ярко проявляет себя, и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы Ярославской области. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием Ярославской области, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.

Учебный курс «Хочу все знать» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Библиотечный фонд для учителя:

Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе: / Под ред.И. Д. Зверева

Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу!

Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии.

Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей.

Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие.

Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя

Библиотечный фонд для учеников:

Гэнери А.. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения

Губанов И.А. и др. .Популярная энциклопедия растений

Онегов А.С. .Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы

Петров В.В. .Из жизни зеленого мира. Пособие для учащихся

Петров В.В..Цветы. Моя первая книга о природе

Плешаков А.А.. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов

Морис Р..Тайны живой природы.

Наглядные пособия:

натуральные живые пособия: растения, животные;

гербарии;

изобразительные наглядные пособия – таблицы;

микроскопы;

готовые микропрепараты.

Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран.

Экранно-звуковые пособия:

Диск «Звуки живой природы»

Диск «Биологические исследования»

Диск «Природа России»

Фильм «Многообразие животного мира»

Фильм «Природа в разное время года»

Фильм «Бережем природу»

Презентация «Звери и растения нашего края».

Презентация «Красная книга Ярославской области»

Учебные пособия:

Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 4 класс.

Пакулова А.А. и др.. Природоведение. 5 класс.

Календарно-тематическое планирование

Дата

план

Дата

факт

Тема занятия:

Исследовательская деятельность учащихся:

1.

03,09

 

ЖИВОЙ МИР ВОКРУГ НАС (21 ч.)

Разнообразие природы. Значение природы для людей. Основные группы живых организмов.

Выявление значения природы в жизни человека; знакомство с основными группами живых организмов

2.

10,09

 

Методы изучения природы человеком. Экскурсия «Осенние явления в жизни растений».

Исследование-знакомство с растениями пришкольного участка. Создание гербария данных растений. Осенние фенологические наблюдения за растениями

3.

17,09

 

Устройство увеличительных приборов. Устройство ручной лупы. Правила работы с лупой. Знакомство с лабораторным оборудованием.

Знакомство с увеличительными приборами: лупой; рассматривание плодов растений через лупу

4.

24,09

 

Устройство микроскопа. Правила работы с микроскопом

Знакомство с увеличительными приборами: микроскопом; рассматривание плодов растений через микроскоп

5.

01,10

 

Строение растений под микроскопом

Рассматривание различных частей растения под микроскопом

6.

08,10

 

Строение растений под микроскопом

Рассматривание различных частей растения под микроскопом

7.

15,10

 

Разнообразие растений. Основные группы растений Ярославской области.

Знакомство с основными группами растений ЯО

8.

22,10

 

Разнообразие растений полей и лугов Ярославской области

Знакомство с основными растениями открытых пространств ЯО

9.

29,10

 

Разнообразие растений лесов Ярославской области

Знакомство с основными растениями лесов ЯО

10.

12,11

 

Разнообразие растений водоемов Ярославской области

Знакомство с основными растениями водоемов ЯО

11.

19,11

 

Разнообразие растений болот Ярославской области

Знакомство с основными растениями болот ЯО

12.

26,11

 

Лекарственные растения Ярославской области

Знакомство с лекарственными растениями ЯО

13.

03,12

 

Ядовитые растения Ярославской области

Знакомство с ядовитыми растениями ЯО

14.

10,12

 

Декоративные растения Ярославской области

Знакомство с декоративными растениями ЯО

15.

17,12

 

Культурные растения Ярославской области

Знакомство с культурными растениями ЯО

16.

24,12

 

Комнатные растения.

Знакомство с комнатными растениями

17.

14,01

 

Растения парков и скверов г. Ярославля

Знакомство с растениями парков г. Ярославля

18.

21,01

 

Охрана растений Ярославской области

Знакомство с Красной книгой ЯО, редкими растениями ЯО

19.

28,01

 

Значение растений в жизни человека

Выявление значений растений в жизни человека

20.

04,02

 

Легенды о растениях

Знакомство с мифами и легендами о растениях

21.

11,02

 

Итоговое задание по теме: «Растения Ярославской области»

 

22.

18,02

 

В ЦАРСТВЕ ГРИБОВ (7 ч.)

Разнообразие грибов

Знакомствами с группами грибов ЯО

23.

25,02

 

Строение грибов под микроскопом

Рассматривание строения грибов под микроскопом

24.

04,03

 

Съедобные грибы Ярославской области

Знакомство со съедобными грибами ЯО

25.

11,03

 

Ядовитые грибы Ярославской области

Знакомство с ядовитыми грибами ЯО

26.

18,03

 

Правила сбора грибов

Знакомство с правилами сбора грибов

27.

08,04

 

Значение грибов в природе

Выявление значений грибов в жизни человека

28.

15,04

 

Итоговое занятие по теме: «Грибы Ярославской области»

 

29.

22,04

 

ЛИШАЙНИКИ (4 ч.)

Растения или грибы?

Знакомство с лишайниками ЯО

30.

29,04

 

Разнообразие лишайников Ярославской области

Знакомство с представителями этой группы

31.

06,05

 

Значение лишайников в природе и жизни человека

Выявление значения лишайников в жизни человека

32.

13,05

 

Итоговое занятие по теме: «Лишайники Ярославской области»

 

33.

20,05

 

Экскурсия «Растения вокруг нашей школы»

Знакомство с растениями, растущими вокруг школы

34.

27,05

 

Экскурсия «Весенние явления в жизни растений»

Знакомство с основными весенними явлениями в жизни растений

     

ИТОГО: 34 часа (экскурсий - 3 ч., итоговых занятий – 3 ч.)

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.