Программа по квиллингу «Бумажная филигрань»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская художественная школа г. Свирска»
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа
в области декоративно-прикладного искусства
«Декоративно – прикладное творчество»
Программа
по учебному предмету
Работа в материале :
«Бумажная филигрань»
при 8 (9) летнем обучении в 4 классе.
подготовила
педагог дополнительного образования
Белова Наталья Александровна
г. Свирск, 2024 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Работа в материале» по виду «Квиллинг», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области художественного творчества «Декоративно-прикладное творчество».
В настоящее время наблюдается активный интерес к национальной истории и культуре; к самобытности русского народа. Учебный предмет «Бумажная филигрань» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области художественного творчества. Программа ориентирована не только на расширение уровня грамотности учащихся в области декоративно-прикладного творчества, развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, духовный мир детей и подростков.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Квиллинг — старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время. Квиллинг открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Развитие мелкой моторики рук – одна из актуальных проблем. Решить эту проблему можно с помощью моделирования полосок из бумаги – квиллинга.
Особенностью данной программы является сочетание традиционной техники бумагокручения с современными видами графического изображения, используемыми в качестве активизации индивидуальной творческой деятельности учащихся.
Во время работы по программе, обучающиеся знакомятся с историей возникновения квиллинга, основами цветоведения, законами композиции и приемами работы с бумагой. Они изучают источники идей, взятых как из мира естественных природных форм, так и искусственно созданных человеком, происходящих из мира художественной культуры. В первую очередь, они учатся видеть и мыслить, а затем – творить.
Программа построена по принципу «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация). Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками, кожей, природным материалом. Обучение способствует развитию ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление.
Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.
Основной формой учебной работы является групповое занятие – урок.
Срок реализации учебного предмета.
Программа рассчитана на 1 год. При реализации программы учебного предмета продолжительность учебных занятий составляет 33 недели в год.
Занятие требует от учащихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому.
Цель и задачи учебного предмета.
Целью учебного предмета «Бумажная филигрань» является овладение знаниями и представлениями об искусстве бумагокручения, формирование практических умений и навыков, развитие творческих способностей и индивидуальности учащегося.
Задачи учебного предмета
Задачами учебного предмета являются:
изучение основных принципов техники бумагокручения и создание на их основе новых декоративных образов;
формирование специальных навыков бумагокручения, развитие на их основе эстетического вкуса и образного мышления;
развитие зрительной и вербальной памяти, представления и воображения детей на основе работы с цветом.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета.
Программа предусматривает последовательное усложнение заданий.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | |||
всего | аудит. | самост. | |||
1 | Возникновение искусства бумагокручения. Знакомство с традиционным оборудованием и материалами квиллинга. Общие понятия техники создания основных элементов. | | 3 | | |
2 | Изучение составления схем в квиллинге. Зарисовка условных обозначений. Практика создания основных элементов (ромб, луна, лапка, стрела). | | 6 | | |
3 | Коллективная работа. Композиция из основных форм. | | 6 | | |
4 | Изготовление простых цветов. Изучение петельчатой техники. | | 6 | | |
5 | Изготовление бахромчатых цветов и кустиков в технике квиллинг. Изготовление двойных бахромчатых цветов. | | 12 | | |
6 | Изготовление бабочек разного уровня сложности. Изготовление ажурных элементов. | | 12 | | |
7 | Коллективная работа. Композиция цветов и бабочек. | | 6 | | |
8 | Композиционные поиски для итоговой работы. | | 3 | | |
9 | Изготовление эскиза и поиск цветового решения. | | 6 | | |
10 | Составление композиции. Подготовка основания работы. | | 9 | | |
11 | Кручение по авторским идеям. Изготовление декоративных элементов. Вырезание полосок для квиллинга. | | 18 | | |
12 | Склейка и сборка элементов. | | 9 | | |
13 | Подготовка работ для выставки. Оформление итоговой выставки работ. | | 3 | | |
| Итого: | | 99 | |
1. Возникновение искусства бумагокручения. Общие понятия о квиллинге. Способы получения завитков. Знакомство с историей развития квиллинга. Характеристика сырья и оборудования, необходимого для квиллинга. Подготовка инструментов и оборудования к работе. Формирование основных навыков кручения бумаги.
Самостоятельная работа: подбор и изучение оборудования, изучение роллов.
2. Изучение составления схем в квиллинге. Зарисовка условных обозначений. Формирование навыков кручения роллов. Овладение основными навыками закручивания формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник»..
Самостоятельная работа: соединение основных форм квиллинга в более крупные формы.
3. Коллективная работа. Композиция из основных форм. Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга.
Самостоятельная работа: изготовление бумажных роллов для коллективной работы.
4. Изготовление простых цветов. Навыки выполнения простых цветов из толстых цветных полос бумаги. Основные приёмы петельчатого квиллинга. Использование петельчатой техники в изготовлении цветов.
Самостоятельная работа: кручение завитков из цветных полос.
5. Изготовление бахромчатых цветов и кустиков в технике квиллинг. Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками. Изготовление двойных бахромчатых цветов.
Самостоятельная работа: отработка приёмов изготовления более сложных цветов.
6. Изготовление бабочек разного уровня сложности. Изготовление ажурных элементов. Изучение технологии выполнения поделки «Бабочка».
Изготовление заготовок, базовых форм. Подбор цветовой гаммы. Сборка
поделки. Оформление композиции.
Самостоятельная работа: отработка приёмов изготовления бабочек.
7. Коллективная работа. Композиция из цветов и бабочек. Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием «композиция». Способы и правила её составления. Геометрический и композиционный центры. Средства выделения композиционного центра. Плановость в композиции. Композиция, её основные принципы (симметрия, асимметрия, ритм, определение центра). Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга
Самостоятельная работа: поиск творческих идей.
8. Композиционные поиски для итоговой работы. Тему итоговой работы каждый обучающийся выбирает сам, учитывая свои склонности и возможности реализовать выбранную идею.
Самостоятельная работа: поиск творческих идей, отработка навыков и умений.
9. Изготовление эскиза и поиск цветового решения. Основные понятия составления эскиза. Понятия: цветовой круг, цветовые сочетания. Подбор цвета для конкретного изделия. Изготовление «тугих» завитков в технике квиллинг.
Самостоятельная работа: изготовление завитков.
10. Составление композиции. Подготовка основания работы. Итоговая композиция демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, умение работать с подготовительным материалом, эскизами, этюдами, набросками, литературой.
Самостоятельная работа: изготовление элементов.
11. Кручение по авторским идеям. Изготовление декоративных элементов. Вырезание полосок для квиллинга. Исполнение работ в различных техниках по подготовленным фонам. Выполнение необходимых заготовок.
Самостоятельная работа: изготовление завитков.
12. Склейка и сборка элементов. Выполнение элементов. Склейка. Оформление. Теоретические и практические занятия в групповой форме и индивидуальной форме.
Самостоятельная работа: отработка навыков и умений.
13. Подготовка работ для выставки. Оформление итоговой выставки работ. Оформление работ к выставке.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Учащиеся должны знать:
- знания основных методов и способов проектирования и моделирования изделий декоративно-прикладного искусства;
- умение копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия декоративно-прикладного творчества и народных промыслов;
По окончании освоения учебного предмета учащиеся должны иметь представление об истории возникновения квиллинга, о стилевых особенностях, о разнообразии элементов и приемов бумагокручения.
Учащиеся должны уметь:
подбирать материал в соответствии с заданной тематикой;
копировать образцы;
составлять детали несложных форм из завитков;
анализировать характерные особенности рисунков основных техник квиллинга;
владеть комплексом специальных приёмов и навыков в самостоятельной художественной разработке эскизов и реализации их в материале;
грамотно применять знания, полученные на уроках;
соблюдать технику безопасности при работе с булавками, ножницами.
навыки самостоятельно применять различные художественные материалы и техники;
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК.
Формы подведения итогов реализации программы
• Проведение выставок работ учащихся (в классе, в школе, в районной библиотеке.).
• Участие в конкурсах детского прикладного творчества различных уровней (городских, областных, российских, международных).
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первого полугодия. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
Итоговый контроль проводится по итогам аттестации в конце учебного года. Формой контроля усвоения учебного материала является участие детей в отчетных выставках и участие в выставках, конкурсах и фестивалях по декоративно-прикладному искусству различного уровня. При оценке качества выполняемых заданий осуществляется дифференцированный подход. Сложность заданий и уровень их исполнения зависит как от возраста, так и от индивидуальных особенностей и способностей каждого ребёнка.
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.
4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
3 (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Методические рекомендации преподавателям.
В ходе обучения развиваются индивидуальные творческие способности детей, активизируется их желание активно участвовать в художественном преобразовании окружающей жизни.
Овладение ремеслом кручения начинается с простых технических упражнений. Постепенное усложнение практических заданий в сочетании с развитием творческой фантазии учащихся необходимо для создания самостоятельных художественных композиций.
Изучение техники квиллинга начинается с ознакомления учеников с необходимыми для работы приспособлениями и материалами (инструменты для квиллинга, трафарет, иголки, плотные подушки с подставками, бумага). При оценке изделия учитываются технологические и художественные достоинства работ.
Технологические:
сложность;
качество материала;
качество исполнения;
сроки исполнения (размер, объём работы).
Художественные:
общее художественное впечатление;
особенности изобразительных средств (характер линий, пятен, цвета);
композиция (ритм, пропорции, масштаб, статика, динамика орнаментов).
Для развития навыков творческой работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности учащегося, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей.
Полный набор учебно-методического комплекта включает следующие материалы:
пособия по квиллингу;
энциклопедии, справочники по рукоделию;
видеоматериал, наглядные пособия и образцы работ.
Методическая литература
В.П. Копцев. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное (основы объёмного конструирования). Ярославль. Академия развития 2001 г.
Н.Г Пищиков. Работа с бумагой в нетрадиционной технике — 2. Москва 2007 г.
Елена Ступак. Гофрированный картон. Айрис-пресс. Москва 2009 г.
Светлана и Максим Букины. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. Ростов-на-Дону «Феникс» 2010г.
Юртакова, Юртакова: Квилинг: создаем композиции из бумажных лент, Издательство «Эксмо-пресс», Москва 2012 г.
Анна Зайцева: Объемный квилинг: создаем фигурки из гофрокартона, Издательство «Эксмо-пресс» Москва 2012 г.
Клавдия Моргунова: Цветы в технике квиллинг. Издательство «Эксмо-пресс» Москва 2013 г.
Рекомендуемая литература детям и родителям:
1. А. Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.
2. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.
3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.
4. Д. Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.