Образовательная программа «Королевство бумажных чудес»

1
0
Материал опубликован 29 September 2018 в группе

Содержание.

1. Пояснительная записка.

1.1 Концепция программы.

1.2 Актуальность.

1.3 Направленность.

1.4 Цели и задачи.

1.5 Возраст детей.

1.6 Продолжительность реализации программы.

1.7 Формы, методы и режим занятий.

1.8 Ожидаемые результаты.

1.9 Формы подведения итогов.

2. Учебно-тематическое планирование.

3. Содержание программы.

4. Методическое обеспечение программы.

5. Список литературы.


 

1. Пояснительная записка.

1.1. Концепция программы.

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.

Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.

1.2. Актуальность.

Образовательная программа «Королевство бумажных чудес» представляет собой интеграционный процесс таких образовательных областей как художественный труд, ИЗО деятельность, развитие речи, математика, логика, МХК, ОБЖ, окружающий мир, музыка, литература, этикет, психология, физическая культура. Программа всецело соответствует содержанию направленностей дошкольного образования:

физической,

познавательно-речевой,

социально-личностной,

художественно-эстетической.

Занятия в объединении позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.

У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения.

Происходит ориентация старших дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

1.3 Направленность образовательной программы.

Программа «Королевство бумажных чудес» ориентирует педагога на развитие художественно-творческих способностей детей в едином процессе ознакомления с элементами художественной культуры и эстетическими ценностями декоративно-прикладного искусства. Представляет единую систему непрерывного художественного воспитания и образования детей в возрасте от 4 до 7 лет. Преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием понимается как двусторонний процесс, при котором на: дошкольной ступени образования формируются фундаментальные качества личности ребенка, необходимые для успешного обучения в школе.

Программа соответствует общеразвивающим системам интегрированного типа. Художественный труд детей рассматривается в ней как важнейшее средство воспитания, развития интеллекта и духовно-нравственной сферы личности. Обучение основывается на разработанных в отечественной педагогике и практике концепциях эстетического воспитания, в соответствии с которыми формирование художественного образа находится в неразрывном единстве с развитием представлении о родной природе, труде, быте, национально-художественных традициях народа.

В программе значительное внимание уделяется развитию:

наглядно-образного, пространственного, композиционного, колористического мышления;

творческого воображения и творческих способностей, самостоятельности;

мелкой моторики рук;

закреплению знаний полученных в различных учебных областях дошкольного образования.

Главная задача педагога состоит в том, чтобы заинтересовать ребенка художественной деятельностью, пробудить интерес к созданию разнообразных поделок, которые затем могут использоваться как на занятиях, так и в творческих играх, оформлении театрализованных представлений, помещений дошкольного учреждения, дома и др.

Программа строится с учетом возрастных принципов обучения в дошкольных учреждениях. В качестве основных способов освоения действительности используются декоративный и конструктивный (изображение, конструирование, украшение), а в качестве основных видов художественной деятельности - аппликация. Многие занятия проводятся по методу интегрирования, что способствует решению комплекса дидактических, методических и воспитательных задач. Художественный труд широко интегрируется с занятиями по ознакомлению детей с изобразительным искусством, природой, по развитию речи, математических представлений, знаний об окружающей среде, а также с игровой, театрализованной и другими видами деятельности. В процессе которых дети приобретают определенные знания, творческие умения, практические навыки, формируется эстетическое видение окружающего мира. В соответствии с педагогическими задачами дети творчески воспроизводят образцы, создают собственные поделки, обыгрывают их, переживая радость созидания.

Содержание программы построено в соответствии с требованиями по аппликации для каждой возрастной группы детского сада и выстроено в определенной последовательности с нарастанием сложности выполнения технологического процесса в соответствии с возрастными особенностями и по мере развития моторных умений у детей, а также степенью сложности выполняемой работы по аппликации.

Аппликация как вид декоративного изобразительного искусства

Аппликация (от латинского аррliсаtiо — накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага.

Разные народы нашей многонациональной страны используют аппликацию для оформления национального костюма, предметов быта, жилища. Аппликация из бумаги появилась в XVI веке и получила свое развитие в последующие столетия. В начале XVII века во Франции возникла мода на силуэты из бумаги и в короткое время перекинулась во все страны Европы и в Россию. Стены жилищ стали украшать небольшими силуэтными портретами, бытовыми сценками. Свое название силуэт получил от фамилии Этьена Силуэта, французского чиновника XVII века, который, следуя моде, увлекался вырезыванием из бумаги. О нем рассказывали разные истории, а однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру, которая была сделана как тень. Этот способ изображения стали называть силуэтом.

Искусством силуэта интересовались многие художники-профессионалы: Альбрехт Дюрер, Петер Пауль Рубенс. Это искусство привлекало и знаменитого сказочника Ганса Христиана Андерсена.
В России в XIX веке наибольшей популярностью пользовались силуэты Ф. И. Толстого, который создал многофигурные композиции разнообразного содержания.

Искусство силуэта привлекало и художников XX века М. В. Добужинского, К. А. Сомова. Крупными мастерами этого искусства считаются художники: Г. И. Нарбут, Н. В. Ильин, Е. С. Кругликова.

Многие художники-графики и в настоящее время с успехом используют силуэт как самостоятельное средство художественного выражения при создании экслибрисов, плакатов, в оформлении книг.


Аппликация как вид деятельности детей дошкольного возраста

Аппликация — один из любимых детьми видов художественно-творческой деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания.

Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Все виды художественной деятельности детей, в том числе и аппликация, направлены на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и для рисования.

1.4. Цель программы.

Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда – аппликацией и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности.

Задачи программы.

Обучающая. Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с бумагой и простейшими инструментами (ножницами, кистями, карандашами).

Развивающая. Развивать творческую активность, воображение, познавательные процессы, активность мышц кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду и декоративно-прикладному искусству.

1.5. Возраст детей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, - 4-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

1.6. Продолжительность реализации программы.

Продолжительность реализации программы - 3 года. Предусматривается 4 этапа работы:

1-2 – с детьми 5-6 лет (старшая группа);

3-4 – с детьми 6-7 лет (подготовительная группа).

Возможна работа с детьми средней группы (4-5 лет) по индивидуальному плану.

Первый, второй и третий годы обучения составляют – 144 часа.

1.7. Формы, методы и режим занятий.

При наполняемости группы 12 - 15 детей, занятия проводятся 2 раза в неделю. В день занятий занимаются две подгруппы по 5 - 7 детей в каждой.

Дни занятий объединения составляются администрацией ДОУ в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей, в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребенок занимается в кружке 2 раза в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.

Продолжительность занятий с каждой мини-группой - не более 20 минут – в старшей группе, 25 - 30 минут - в подготовительной группе. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками художественного труда, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами

В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток педагог подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, с детьми проводится углубленная работа в этом направлении.

Развитие мелкой моторики ставит перед собой следующие цели и задачи:

1. Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом и различным приемам работы по художественному труду:

развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

произвольное внимание;

логическое мышление;

зрительное и слуховое восприятие;

память, речь детей;

умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Данная образовательная программа включает в себя игротеку "Пальчиковый игротренинг" .В него вошли:

Игры с пальчиками.

Пальчиковые игры со скороговорками.

Пальчиковые игры со стихами.

Физкультминутки, пальчиковая гимнастика,

Пальчиковый алфавит.

Пальчиковый театр.

Театр теней.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ педагога, беседа с детьми, рассказы детей, показ педагогом способа действия, - так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное изготовление аппликационных работ, обсуждение и выбор мотива аппликации, конкурс работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

Наряду с общепринятыми формами занятия, широкое применение в данной образовательной программе получили интегрированные занятия. Позволяющие в полной мере охватить полученные в учебном процессе знания, дополнить и углубить их. Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким. Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно, в детском саду существует предметная система обучения и часто получается, что знания остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира. Интегрированные занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности.

Так, на занятиях детям предлагаются задания разного характера:

1) Математические

2) Задания, направленные на закрепление знаний об окружающем мире.

3) Задания, направленные на развитие речи, мимики, жестов.

4) Продуктивная деятельность и др.

Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

Положительное отношение к учебной деятельности – это установившаяся позиция обучающегося, которая определяет направленность и интенсивность его восприятия, мышления и действий. Оно характеризуется ситуативностью, быстрой сменой, зависит от эмоционального состояния ребенка и может быть сформировано через разнообразные методы и приемы: создание положительно-эмоциональной обстановки на занятии, игровые, сюрпризные моменты, проведение индивидуальной работы, подбадривание, поощрение, спокойный и доброжелательный тон воспитателя. Эмоции и опыт, полученные в процессе выполнения деятельности, определяют отношение детей к этой деятельности в целом.

Разработанная нами система по формированию положительного отношения к учебной деятельности включает ряд этапов прохождения образовательной программы:

Первый этап (подготовительный) - «Любознательные гномики»

1-й год обучения (первое полугодие)

Цель – повысить уровень технических умений и навыков каждого ребёнка.

На данном этапе используется серия специальных упражнений и игровых занятий.

Второй этап (познавательно- мотивационный) - «Ученики Волшебника»

1-й год обучения (второе полугодие)

Цели:

развивать интерес к аппликации как к виду деятельности, желание заниматься ею;

закреплять технические умения и навыки.

На втором этапе используются такие формы работы как:

1.Опытно – экспериментальные занятия.

2. Стандартные и интегрированные занятия.

3. Игры – соревнования

4. Индивидуальные формы работы.

5. “Брейн – ринг” (мозговой штурм) - обобщающее занятие.

Третий этап (обучающий) - «Помощники Волшебника»

2-й год обучения (первое полугодие)

Цели:

учить принимать учебную задачу, формировать разнообразные учебные действия; развивать усидчивость, настойчивость в достижении цели;

умение адекватно оценивать свою работу.

Здесь используются в работе все изучаемые виды аппликации

Четвертый этап (закрепляющий) - «Волшебники»

2-й год обучения (второе полугодие)

Цели:

закреплять умение использовать полученные в аппликации знания и навыки, в других видах продуктивной деятельности (рисовании, конструировании и др.);

развивать самостоятельную художественную деятельность детей.

На данном этапе активно используются коллективные творческие задания.

Занятия четвертого этапа позволяют детям максимально проявить свои творческие способности; знания, умения, приобретенные в формирующем эксперименте; пережить радость от полученного результата.

Таким образом, разработанная система поэтапной работы представляет собой последовательный процесс: наличие первоначальных знаний об аппликации, проявление интереса к ней, формирование специальных умений и навыков, что открывает возможность для формирования структурных компонентов полноценной учебной деятельности.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

В работе кружка широко используются практические методы обучения: упражнение (при освоении приемов аппликации), моделирование (пооперационные карты), игровой метод.

Из словесных методов применяется рассказ педагога и рассказы детей, беседы.

Из словесных приемов обучения необходимо использование педагогом объяснения, пояснения, педагогической оценки.

Применяются и наглядные методы и приемы:

- наблюдение;

- рассматривание готовых изделий на выставках, на занятиях кружка;

- показ образца;

- показ способа вырезывания (или другого действия) и другие.

Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя педагогу донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.

Обучение по программе строится на основных дидактических принципах, которые активно реализуются в современной теории и практике дошкольного образования:

Принцип развития.

Принцип гуманитаризации.

Принцип целостности образа мира.

Принцип культуросообразности.

Принцип вариативности.

Преемственность.

Программа объединения предполагает:

- сформировать у старших дошкольников специальные умения и навыки;

- развить личностные качества;

- дать возможность ребенку осваивать позицию субъекта трудовой деятельности;

- основу для дальнейшего знакомства детей 1 класса с художественным трудом.

В детском саду закладываются основы успешного школьного обучения. А школа, как приемник дошкольной ступени, не строит свою работу с “нуля”, а “подхватывает” достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Программа 1 класса начального обучения строится на владении детьми определенными умениями и навыками, в том числе – и ручного труда.

1.8. Ожидаемые результаты.

Занятие аппликацией имеют большое значение для гармоничного развития ребенка. В процессе изготовления различных изделий ребенок не только осваивает способы практической работы, но и развивает глазомер, наблюдательность, координацию движений, воспитывают волю, развивают ручные умения, чувство формы и цветоощущение, что так важно для учебной деятельности. Кроме того, занимательное содержание программы и доступные приемы работы позволяют наилучшим образом формировать самые основные познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление.

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

Результативность освоения образовательной программы строится в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению аппликации в различных возрастных группах детского сада.

АППЛИКАЦИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

У детей пятого года жизни значительно обогатился запас впечатлений, знаний и умений. Мышцы руки окрепли, движения стали более уверенные, произвольные и появился более целенаправленный контроль за действиями. Все это позволяет качественно изменить характер выполняемых работ по аппликации.


Необходимые знания и умения:

имеют первоначальное представление о бумаге, ее происхождении, свойствах, применении на практике;

имеют первоначальное представление об аппликации, ее простейших методах: скатывании, сминании, обрывании;

владеют пространственными представлениями: середина, верх, низ, правых верхний угол и т.д.;

имеют расширенные знания о таких свойствах предметов, как форма, строение, величина, их пространственное расположение на бумаге;

различают и правильно называют прямоугольник, квадрат, полосу, круг, треугольник, овал;

дифференцируют прямоугольник, квадрат, полоску;

умеют составлять декоративные узоры из заранее приготовленных педагогом заготовок;

составляют предметные изображения более сложного строения;

увеличивают количество деталей используемых в работе;

используют как основные цвета бумаги, так и некоторые оттенки (голубой, серый, розовый и др.);

видят красоту различных цветосочетаний, умеют чувствовать цвет как одно из средств выразительности аппликационных работ;

знают понятия: между, на одинаковом расстоянии, с края и т. д.;

владеют композиционными навыками, умеют составлять орнаментальные композиции из геометрических фигур;

умеют объединять композиции по окраске, по способам пространственного расположения на поверхности листа бумаги определенного формата;

самостоятельно выбирают цвет фона и заготовки;

умеют выполнять задания разного характера (предметные, тематические и орнаментальные);

владеют пониманием ритма;

овладеют различными элементарными приемами вырезывания: правильно держат ножницы и пользуются ими, разрезают бумагу по прямой линии, делают косые срезы и вырезывают;

умеют правильно вырезывать фигуры, пользоваться ножницами так, чтобы получить ровный срез по прямой или косой линии, закруглять углы заготовок четырёхугольной формы при изображении предметов круглой и овальной формы;

владеют методом мозаики;

имеют расширенные представления по темам: посуда, одежда, живая и неживая природа, домашние животные и птицы, цветы и деревья, игрушки;

активно используют интонационные средства выразительности в методах и формах занятия с использованием речи ребенка (драматизация, игротреннинги, скороговорки, стихотворения, считалки, песни и т.д.);

умеют грамотно отвечать на вопросы и задавать их в ходе занятия по аппликации.

АППЛИКАЦИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

У детей шестого года жизни под влиянием наблюдений, игр и сенсорного воспитания формируются знания и представления о форме, цвете, величине и других качествах предметов. К этому возрасту дети имеют довольно обширный запас знаний об окружающем, владеют многими изобразительными умениями и техническими приемами вырезывания. Рука ребенка становится более крепкой и сильной, а ее движения более уверенными и четкими. Все это позволяет определить более сложные задачи обучения.


Необходимые знания и умения:

Умеют вырезывать и наклеивать узоры из геометрических и растительных форм, предметов простой и более сложной формы, при выполнении сюжетно-тематических композиций;

находят и выделяют знакомые формы в предметах;

различают квадрат, прямоугольник по их основным признакам: четыре прямых угла, равные противоположные стороны;

путем накладывания одного четырехугольника на другой, сравнивают и сопоставляют их, делая правильные выводы и умозаключения;

правильно называют круг, овал, треугольник;

дифференцируют цвета, выделяя яркие, светлые и темные;

правильно подбирают контрастные цвета для работ;

сравнивают фигуры по величине и понятиям: высокий — низкий, узкий — широкий, толстый — тонкий, длинный — короткий;

знают и ориентируются в понятиях: вверху, внизу, посередине, друг за другом, рядом;

владеют различными пространственными представлениями и понятиями;

в совершенстве владеют приемами работы с ножницами, которыми овладели в средней группе;

владеют новыми, более сложными и рациональными приемами работы с ножницами: вырезывание одинаковых фигур из бумаги, сложенной гармошкой, и симметричных — из бумаги, сложенной вдвое;

используют в работе приемы объемной, силуэтной и обрывной аппликации, аппликации путем сминания, составления натюрмортов, симметричным вырезыванием;

умеют составлять более сложные композиционные сюжеты;

имеют расширенные представления и активизированный словарный запас по темам: времена года, сезонные работы, архитектура, флора и фауна,

активно пользуются речевым этикетом;

имеют первоначальные представления о месте искусства в нашей жизни;

правильно употребляют изученные на занятиях термины и слова во времени, роде, числе, падеже;

активно участвуют в коллективном обсуждении работ, высказывают свое отношение к утверждению или суждению собеседника, используя формы вежливой речи;

умеют воспроизводить сюжеты по памяти.

АППЛИКАЦИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

Дети седьмого года жизни способны замечать характерные признаки в предметах и явлениях окружающего. Они отличаются наблюдательностью, умением сравнивать и осознанно запоминать главное. В процессе различной деятельности развиваются более тонкие движения кисти руки, пальцев. Это позволяет вырезывать и наклеивать мелкие детали, совершенствовать технику создания аппликаций.


Необходимые знания и умения:

хорошо знают и различают знакомые геометрические фигуры, изученные в предыдущих группах;

определяют и правильно называют многоугольники с разным количеством углов;

отличают ромб от квадрата, параллелограмм от четырехугольника, трапеции;

умеют выделять геометрические фигуры в разных предметах, игрушках;

понимают конструкции предметов и умеют использовать свои знания в аппликации;

дифференцируют оттенки основных спектральных тонов;

различают холодные и теплые цвета, светлые и темные;

правильно называют оттенки, используют образные названия (например, маковый, алый, малиновый, вишневый и др.);

различают и правильно называют цвета бумаги, активно используют цвет как одно из средств выразительности аппликаций;

ориентируются на плоскости листа бумаги (правый нижний угол, верхний левый угол и т.д.);

понимают различные термины: напротив, по парам, на одном уровне и другие;

владеют расширенными знаниями о цвете, форме, строении, пропорциях предметов, их характерных особенностях и взаимосвязях;

овладеют навыками более точного силуэтного вырезывания без предварительной прорисовки линии контура с передачей характерных особенностей различных силуэтов, добиваясь их сходства с натурой;

умеют самостоятельно планировать изображение, начинать работу с вырезывания и наклеивания главных крупных элементов, постепенно дополняя более мелкие и заканчивая деталями для передачи характерных особенностей, создания выразительного образа;

работают быстро, аккуратно, используют рациональные приемы вырезывания, разумно расходуют бумагу, аккуратно убирают свое рабочее место;

активно используют все изученные виды и техники аппликации;

владеют начальными практическими знаниями и навыками дизайна домашних предметов и одежды;

имеют расширенные представления об использовании орнамента в народном творчестве;

обогащают запас знаний по темам: дизайн, транспорт, овощи и фрукты, времена года, архитектура, флора и фауна, праздники, космос, герои сказок и мультфильмов, дизайн, народное творчество, скульптура и живопись;

имеют четкое сформированное представление об этической стороне жизнедеятельности в группе и за ее пределами;

имеют четко сформированное понятие об основах безопасной жизнедеятельности и ценности здорового образа жизни.

1.9. Формы подведения итогов.

Формы проведения итогов реализации программы:

выставки детских работ в детском саду;

оформление информационных стендов для родителей о деятельности объединения;

участие в районных выставке декоративно-прикладного творчества;

дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);

торжественные мероприятия по окончании освоения детьми каждого из этапов, с вручением шуточных свидетельств или медалей;

творческий отчет педагога – руководителя кружка на итоговом заседании творческой группы «Дошкольник»;

представление программы кружка на конкурсы методических материалов

Педагогическая диагностика.

В объединении используются следующие виды диагностики по этапам:

Предварительная диагностика.

Проводимая в виде анкетирования и тестирования. Решает ряд следующих вопросов:

Определение возраста ребенка.

Какие ещё интересы и занятия есть у ребёнка.

Уровень владения первоначальными знаниями о предмете и навыками работы у ребёнка, начинающего заниматься в объединении.

Выяснение состава семьи.

Текущая диагностика.

Проверка в процессе усвоения каждой темы. Проводится в форме выставок по разделам программы, таблицы самооценки. Решает следующие вопросы:

Темп усвоения различных тем и разделов, этапов программы.

Уровень получаемых знаний.

Творческие достижения каждого ребёнка.

Эмоциональный уровень восприятия материала.

Уровень общения внутри группы.

Степень комфортности ребенка в объединении

Итоговая диагностика.

Повторное тестирование уровня владения навыками работы с материалами.

Творческие достижения обучающихся по итоговой выставке.

Выявление результативности программы.

2. Учебно-тематический план.

Образовательная

область

Содержание

Словесность

Вводное занятие. Определение понятий «цвет», «колорит», «композиция», «дизайна». Виды и жанры аппликации. Периодические издания (журналы, газеты, книги и брошюры) по изобразительному искусству, декоративно-прикладному искусству, по развитию народных промыслов и ремесел.

Понятия: «аппликация», «иллюстрация», «узор».

Расширение словарного запаса по областям: «дизайн», «архитектура», «живая и неживая природа», «предметы искусства и быта», «праздники», «профессии», «времена года», «сезонные работы», «страна, Родина, малая Родина», «атмосферные явления» и др.

Формулы речевого этикета (приветствия, прощания, благодарности, сожаления, одобрения)

Невербальные средства общения.

Естествознание

Свойства используемых материалов (бумаги, краски, клея).

Правила хранения красок, аппликационных работ, бумаги, клея. Основы работы с используемыми материалами.

Флора и фауна, живая и неживая природа в работе по аппликации.

Математика

Понятие симметрии, пропорциональных отношений в строении предметов. Пространственные представления. Геометрические фигуры. Счет 1-20. Сложение и вычитание.

Искусство

Посещение музея, выставок. Колористика. Дизайн. Понятие гармонии в природе и мире вещей. Мировая художественная культура. Фольклор народов мира. Произведения детской литературы.

Технология

Требования по безопасности труда. Оборудование и материалы, необходимые для занятий. Практические работы по составлению композиций. Практикумы по освоению приемов работы по аппликации и приемов вырезывания. Практикумы по колористики, дизайну, орнаментальной композиции. Понятия о критериях оценки качества изделий. Правила оформления готовых изделий.

Социальная практика

Понятия о правилах хорошего тона, о правилах совместного труда и отдыха. Правила внутреннего трудового распорядка учебного помещения. Правила взаимодействия в группе и окружающей среде. Природа родного края. Правила поведения в ЧС, основы безопасной жизнедеятельности.

Психологическая культура

Личные качества характера, обеспечивающие успех в творческой деятельности. Тренинги и диагностика на выявление и формирование личностных качеств детей (восприятие, воображение, память, мышление и др.). Положительный психологический микроклимат в группе. Тренинги на сплоченность группы.

Культурная антропология

Художественные приемы устного и изобразительного творчества. История развития искусства и декоративно-прикладного творчества. Символика в народном творчестве. Особенности художественного языка древних образов, созданных человеком в своих изделиях. Разнообразие видов искусства.

Физическая культура

Особенности организации работы детей (рабочая поза, освещение рабочего места, гигиена труда и отдыха) Коррекционные упражнения (на развитие внимания, восприятия, мышления, глазомера, зрения, моторики рук и т.п.) и упражнений психотерапевтического характера (игры и тренинги на расслабление, передачу эмоциональных состояний, снятие зажимов и т.д.). Ценность здорового образа жизни.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год обучения.

1-й этап.

п/п

Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие «Здравствуйте, любознательные гномики!».      

2.

Их величество Королевичи-Ножницы.      

3.

Добро пожаловать в королевство Аппликации.      

4.

Господин Цвет.      

5.

Закрепление пройденного материала.      

6.

Бал-посвящение.      
 

Итого:

     

2-й этап.

п/п

Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие «Здравствуйте, Ученики Волшебника!»

     

2.

Их величество Королевичи-Ножницы.

     

3.

Добро пожаловать в королевство Аппликации.

     

4.

Закрепление пройденного материала.

     

5.

Обобщение пройденного материала.

     

6.

Бал-посвящение.

     
 

Итого:

     

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-й год обучения.

3-й этап.

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие «Здравствуйте, Помощники Волшебника!»

     

2.

Добро пожаловать в королевство Аппликации.

     

3.

Мы твори чудеса.

     

4.

Господин Цвет.

     

5.

Закрепление пройденного материала.

     

6.

Бал-посвящение.

     
 

Итого:

     

4-й этап.

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие «Здравствуйте, Волшебника!»

     

2.

Добро пожаловать в королевство Аппликации.

     

3.

Мы твори чудеса.

     

4.

Закрепление пройденного материала.

     

5.

Обобщение пройденного материала.

     

6.

Бал-посвящение.

     
 

Итого:

     

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Средняя группа

1-е полугодие.

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие.

     

2.

Знакомьтесь, Королева Бумага!

     

3.

Королева Бумага и Господин Цвет.

     

4.

Добро пожаловать в королевство Аппликации.

     

5.

Закрепление пройденного материала.

     

6.

В Царстве Узоров

     
 

Итого:

     

2-е полугодие.

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Их величество Королевичи-Ножницы.

     

2.

Добро пожаловать в королевство Аппликации.

     

3.

Господин Цвет.

     

4.

Закрепление пройденного материала.

     

5.

Обобщение пройденного материала.

     
 

Итого:

     

3. Содержание программы.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

1-й год обучения

1-й этап «Любознательные Гномики»

1. Вводное занятие «Здравствуйте, Любознательные Гномики!»

Ознакомление детей с этапами программы. Рассказ о Волшебнике и его учениках, которые тоже станут Волшебниками. Беседа на тему приветствий. Повторение ранее изученного материала и техники безопасности. Диагностика.

2. Их величество Королевичи-Ножницы.

Дальнейшее освоение приемов вырезывания:

закрепление умений вырезывать геометрические фигуры;

вырезывание из бумаги сложенной вдвое;

вырезывание из бумаги, сложенной в несколько раз;

вырезывание по контуру.

3. Добро пожаловать в Королевство Аппликации.

Технология выполнения аппликации. Разнообразные виды аппликации:

объемная аппликация;

силуэтная аппликация;

аппликация путем сминания;

обрывная аппликация;

аппликация из симметрично вырезанных форм.

Практические занятия.

4. Господин Цвет.

Разделение цветов (яркий, светлый, темный). Контраст цветов.

5. Закрепление пройденного материала.

Практические занятия по закреплению пройденного материала. Коллективные работы с использование смешанной техники аппликации. Самостоятельное составление ребенком узоров из геометрических форм. Игры-соревнования. Диагностика.

6. Бал-посвящение.

Праздник-посвящение детей в Любознательных Гномиков, по окончании освоения первого этапа программы.

2-й этап «Ученики Волшебника».

1. Вводное занятие «Здравствуйте, Ученики Волшебника!»

Ознакомление детей с этапом программы. Рассказ об Учениках Волшебника, которые вскоре станут Помощниками Волшебника. Повторение ранее изученного материала и техники безопасности. Диагностика.

2. Добро пожаловать в Королевство Аппликации.

Выполнение разнообразных видов аппликации. Активное использование техники смешивания разных видов аппликации в одной работе.

3. Их величество Королевичи-Ножницы.

Виды вырезывания:

силуэтное вырезывание;

вырезывание по частям;

обрывание краев фигуры.

4. Закрепление пройденного материала.

Практические занятия по закреплению пройденного материала. Коллективные работы с использование смешанной техники аппликации. Конкурсы по аппликации. Выполнение контрольных заданий. Диагностика.

5. Обобщение пройденного материала.

Коллективные работы с использованием всех изученных видов аппликации и приемов вырезывания. Конкурсы по аппликации. «Брейн-ринг»

6. Бал-посвящение.

Праздник-посвящение детей в Учеников Волшебника, по окончании освоения первого этапа программы.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

2-й год обучения

3-й этап «Помощники Волшебника».

1. Вводное занятие «Здравствуйте, Ученики Волшебника!»

Ознакомление детей с этапом программы. Рассказ о Помощниках Волшебника, которые вскоре станут настоящими Волшебниками. Повторение ранее изученного материала и техники безопасности. Диагностика.

2. Добро пожаловать в Королевство Аппликации.

Выполнение предметных аппликаций с использованием различных техник. Сюжетная аппликация. Знакомство с народным творчеством. Орнаментальная аппликация. Усложнение объемной аппликации. Выбор натуры, сюжета, узора. Составление эскиза аппликации. Подбор бумаги, вырезывание деталей композиции. Самостоятельный расклад деталей изображение на фоне.

3. Мы творим чудеса.

Понятие «композиция». Правила составления. Выполнение композиционных работ. Самостоятельное составление композиции.

4. Господин Цвет.

Оттенки основных спектральных тонов. Холодные и теплые цвета. Образные оттенки (маковы, алый, малиновый, вишневый и т.д)

5. Закрепление пройденного материала.

Практические занятия по закреплению пройденного материала. Коллективные работы с использование смешанной техники аппликации. Самостоятельные композиционные работы. Выполнение контрольных заданий. Диагностика.

6. Бал-посвящение.

Праздник-посвящение детей в Помощников Волшебника, по окончании освоения первого этапа программы.

4-й этап «Волшебники»

1. Вводное занятие «Здравствуйте, Ученики Волшебника!»

Ознакомление детей с этапом программы. Рассказ о Волшебниках, которыми, наконец, дети стали. Повторение ранее изученного материала и техники безопасности. Диагностика.

2. Добро пожаловать в Королевство Аппликации.

Активное использование всех ранее изученных видов аппликации и приемов вырезывания. Целенаправленная работа по сюжетной аппликации.

3. Мы творим чудеса.

Понятие «дизайн». Дизайн в искусстве, быту, окружающей среде. Работы по оформлению предметов одежды и быта. Конкурс дизайнеров.

4. Закрепление пройденного материала.

Практические занятия по закреплению пройденного материала. Коллективные работы с использование различных техник аппликации. Конкурсы по аппликации и дизайну. Выполнение контрольных заданий. Диагностика.

5. Обобщение пройденного материала.

Коллективные работы с использованием всех изученных видов аппликации и приемов вырезывания. Конкурсы по аппликации и дизайну.

6. Бал-посвящение.

Праздник-посвящение детей в Волшебники, по окончании освоения программы.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Средняя группа

1-е полугодие.

1.Вводное занятие.

Знакомство с педагогом – главным Волшебником. Знакомство с группой. Беседа на тему «Наши имена». Рассказ о программе. Введение детей в сказочный мир Королевства бумажных чудес.

2. Знакомьтесь, Королева Бумага.

Знакомство с бумагой. Экспресс-опрос «Что вы знаете о бумаге?». Рассказ о происхождении бумаги «Как родилась Королева Бумага». Виды бумаги, используемые в детском саду «Бумажная семейка»:

рисовальная, чертежная, альбомная, оберточная, газетная, калька;

настольная, глянцевая, обойная;

папиросная, цветная, гофрированная.

Простейшие опыты с бумагой «Бумажные чудеса»: деформация под воздействием влаги, огня, масла, степень растяжения и прочности, прозрачность, ломкость, плотность, толщина, шероховатость и т.д. Первоначальное освоение методов работы с бумагой:

сминание;

скатывание;

обрывание.

3. Королева Бумага и Господин Цвет.

Путешествие на Радугу. Основы колористики. 7 цветов радуги. Опыты по окрашиванию бумаги: мрамор, сложение, кляксы и т.д.

4. Добро пожаловать в Королевство Аппликации.

Знакомство с аппликацией. Понятие «аппликации», история. Виды аппликации. Последовательность выполнения аппликации. Простейшие приемы выполнения аппликации:

сминание;

скатывание;

обрывание.

Материалы и оборудование. Правила намазывания и пользования клеем. Как сушить готовую работу. Хранение работ. Показ готовых образцов.

5. Закрепление пройденного материала.

Практические занятия по закреплению пройденного материала. Навыки выполнения коллективных работ. Мозаика. Диагностика.

6. В царстве узоров.

Составление простых декоративных узоров и форм из фигур заготовленных педагогом.

2-е полугодие.

1. Их величество Королевичи-Ножницы.

Знакомство с ножницами. Правила безопасности и техники работы. Простейшие приемы вырезывания:

вырезывание по прямой;

вырезывание по диагонали;

обрезание углов и получение округлой формы.

Практические занятия. Диагностика.

2. Добро пожаловать в Королевство Аппликации.

Составление декоративных композиций из самостоятельно полученных фигур. Освоение простейших композиционных представлений. Закрепление технологии работы с аппликацией.

3. Господин Цвет.

Знакомство с основными цветами и некоторыми оттенками. Цветосочитания. Цвет, как одно из средств выразительности.

4. Закрепление пройденного материала.

Практические занятия по закреплению пройденного материала. Выполнение простейших предметных аппликаций. Диагностика

5. Обобщение пройденного материала.

Выполнение работ с использованием приемов аппликации и вырезывания изученных в течение года. Коллективные работы. Диагностика.

4.Методическое обеспечение программы.

Научно-методическое обеспечение:

Создание руководителем объединения необходимых условий для реализации Программы.

Владение педагогом необходимыми средствами и формами работы по Программе.

Знание педагогом особенностей работы с детьми дошкольного возраста.

Наличие информационного пространства содержащего необходимую информацию по деятельности Программы.

Четкое взаимодействие всех субъектов Программы

Техническое оснащение:

Альбомы для рисовании обычного формата, бумага для черчения формата А-3.(на каждого ребенка).

Бумага цветная (на каждого ребенка)

Картон цветной (одно/двусторонний) (на каждого ребенка)

Картон гофрированный. (на каждого ребенка)

Бумага самоклеящаяся.

Бархатная бумага.

Гофрированная бумага разных цветов.

Кисточки для клея (на каждого ребенка).

Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).

Карандаши простые (на каждого ребенка) простые.

Калька (на каждого ребенка).

Копировальная бумага (на каждого ребенка).

Краски гуашевые (на каждого ребенка)

Кисти для рисования (на каждого ребенка)

Бросовый материал (газеты, журналы, каталоги, картинки и т.д.)

Магнитофон с аудио и CD-проигрывателем.

Аудиокассеты и CD-диски с тематической музыкой.

Дидактическое оснащение:

Подборка готовых аппликационных работ.

Образцы рисунков для аппликации.

Пооперационные карты.

Иллюстрации аппликационных работ в различной технике.

Техника безопасности на занятиях:

Занятия проводятся в помещении, где имеются рабочие места для детей, шкафы для хранения образцов, поделок, выставочных работ и материалов для работы. Одно из важнейших требований – соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах, правил пожарной безопасности. Руководитель постоянно знакомит ребят с правилами по технике безопасности. Руководитель постоянно знакомит ребят с правилами по технике безопасности при работе с режущими инструментами, с красками, клеем. Регулярно в ходе занятий проводятся физкультминутки с упражнениями по профилактике мышечной системы, а также упражнения на релаксацию.

Сохранение здоровья учащихся – это, в первую очередь, педагогическая проблема, проблема организации творческой деятельности педагога. Сохранить здоровье ребёнка на занятиях может только педагог, так как именно он задает психофизические условия функционирования организма в процессе занятий.

Чтобы сохранить здоровье учащихся надо не научать, а развивать традиционное обучение, такую цель ставит не в явном виде, а поэтому практически не достигает её.

Содержание деятельности ребёнка на занятии должно соответствовать возрастной мотивации. Для этого необходимо:

Использовать все возможности удовлетворения потребности в движении.

Удовлетворить потребность в игровой деятельности.

Удовлетворить потребность в общении.

Удовлетворить потребность мечтать, фантазировать.

Удовлетворить потребность творить, создавать.

Основные критерии здоровье сберегающего занятия:

Наличие на занятиях педагогической технологии развивающего обучения, не вызывающей хронического утомления.

Возможность коллективного сотворчества.

Эмоционально положительное восприятие учебной деятельности.

Возможность саморегуляции текущего функционального состояния. С целью достижения оптимальной работоспособности (активизирующие и расслабляющие упражнения, выбор формы отдыха).

5. Список литературы.

"Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию", под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой; М., 1979 г.

Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. – М., Просвещение. – 1988.

Гербова В.В. Программа «Радуга». Планирование и конспекты занятий. – М., Просвещение. – 2001.

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: Изд. 3-е, переработанное.–224с.–СПб.: Детство–Пресс, 2003.

Доронина Т.Н. Из ДОУ в школу. – М., ЛИНКА-ПРЕСС, - 2007.

Козлина А.В. Уроки ручного труда. Конспекты занятий. – М., Мозаика-синтез. – 2004.

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Дошкольник. – 2002. - №5 – вкладыш-приложение.

Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб.: Детство-Пресс, 2003.-160с.

Новотворцева Н.В. Учимся писать: Обучение грамоте в детском саду.- Ярославль.: Академия развития, Академия К, Академия Холдинг, 2000.-240с.

Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.- Ярославль.: Академия   развития, Академия К, 1998.-287с.

Обучение в 1 классе. Пособие для учителей четырехлетней начальной школы; Под ред. Б.И. Фоминых.- М.: Просвещение, 1986. – 288с.

Петрова И.М. Объемная аппликация. – СПб., Детство-Пресс, - 2000.

Приложение 2 к Приказу Министерства образования РФ от 22.08.96 № 448. Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении.

Программа “Художественный труд” // Вестник образования. – 2001.- №20.- с.44-74.

Степанова М.И. Образовательная нагрузка дошкольников: взгляд гигиениста. // Вестник образования. – 2004. - №24. – ст.33

Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дошкольного образования детей // Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003 г. № 28 - 02-484/16.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.