12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сулуянова Ольга Борисовна135
Добрый день!Работаю воспитателем,добрая,открытая,жизнерадостная!Очень люблю детей и свою работу!
Россия, Оренбургская обл., Бузулук
1

Программа по логике для старшего дошкольного возраста "Умники и умницы"












Программа дополнительного образования

КРУЖОК «Умники и умницы»

(логика для дошкольников)















Автор-составитель:

Сулуянова О.Б.,воспитатель









г. Бузулук 2020



СОДЕРЖАНИЕ

Раздел


I.

Целевой раздел

3


Пояснительная записка

3

1.1

Направленность программы

4

1.2

Новизна, актуальность педагогическая целесообразность программы

4

1.3

Цель и задачи программы

5

1.4

Отличительные особенности программы

7

1.5

Возрастные и индивидуальные особенности детей, на которых рассчитана программа

8

1.6

Объем и срок освоения программы

8

1.7

Форма обучения

9

1.8

Особенности организации образовательного процесса

9

1.9

Режим занятий

10

1.10

Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста программы

11

1.11

Формы подведения итогов реализации программы

12

II.

Содержательный раздел

12

2.1.

Учебный план

12

2.2.

Учебно-тематический план

13

III.

Организационный раздел

36

3.1

Календарный учебный график

36

3.2

Условия реализации программы

36

3.2.1

Материально-техническое обеспечение Программы. Нормативно-правовой ресурс

38

3.2.2

Информационные особенности Программы

38

3.2.3

Кадровое обеспечение Программы

38

3.3

Формы промежуточной аттестации

38

3.4

Оценочные материалы

39

3.5

Методические материалы

39

IV.

Список использованной литературы

40


Приложение 1

41





ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – школе.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами.

Математическое развитие детей является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л. А. Венгера «Для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Всё это принесёт пользу умственному развитию ребёнка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…». Навыки, умения, приобретённые ребёнком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил.


Направленность программы

Работа в кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, интеллектуально развивать дошкольника.

Достичь этого можно путем включения задач связанных с понятиями, которые выходят за рамки программного материала. Для логических задач характерно зачастую неожиданное решение.

Формированию творческой личности способствуют задачи, предполагающие как различные способы решений, так и дающие возможность на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы и в дальнейшем подвергать их проверке. Задачи с недостающими данными способствуют формированию критичности мышления и умению проводить мини-исследование. Выполнение заданий позволит совершенствовать дошкольникам свои знания и умения.

Материал кружковых занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий дошкольникам расширять свои знания в области познавательного развития. Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогают игры – исследования. Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.

Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников.

В разработанных играх и упражнениях у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических операций дети тренируют внимание, память, восприятие.

1.2. Новизна, актуальность педагогическая целесообразность программы

Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас в детском саду, завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения, врач ставит обоснованный диагноз, судья выносит аргументированный приговор, критик объективно оценивает фильм. Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, толковыми юристами, честными критиками, им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом.

Каждый ребёнок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимают всё это. Однако усвоение происходит стихийно и зачастую оно оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому лучше, чтобы процесс развития познавательных способностей осуществлялся целенаправленно. Это определяет педагогическую целесообразность программы «Логика». 4 Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия – элементы программы, определяющие ее новизну.

Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности. Нестандартные задания – это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребёнок включается в активный поиск нового решения. Систематичность использования таких упражнений помогает развить умственную активность и самостоятельность мысли.

1.3. Цель и задачи программы

Цель программы: развитие интеллектуально – творческих способностей, интеллектуальной активности и раскрытие потенциала через освоение способов познания и логико-математических представлений, свойств, отношений, связей и зависимостей.

Задачи программы:

Образовательные:

Формирование логико- математических представлений.

Формирование способов познавательной (мыслительной) деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия.

Расширение словарного запаса и общего кругозора детей.

Обучение способам овладения знаниям, умениям, навыкам и средствам решения познавательных задач.

Освоение детьми исследовательских способов познания (воссоздания, преобразования, экспериментирования, моделирования)

Формирование способности планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.

Формирование умения целенаправленно владеть своим поведением, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.

Совершенствование навыков устной речевой деятельности (слушания и говорения), усвоение норм культуры речи.

Целенаправленное формирование интересов и мотивации к учебной деятельности.

Развивающие:

Развитие познавательных процессов и креативных способностей: восприятия, устойчивого произвольного внимания, мышления (нагляднообразного и словесно-логического), памяти (зрительной, слуховой, речедвигательной, моторно-двигательной), воображения и творчества, расширение познавательных интересов.

Развитие устной речи, коммуникативных умений.

Развитие графических навыков, крупной и мелкой моторики.

Развитие совместной поисковой деятельности, экспериментирования. Развитие общеучебных умений и личностных качеств: внимательности, наблюдательности, старательности, настойчивости, целеустремленности, креативности, инициативности, ответственности, самостоятельности, способности к самоконтролю и адекватной оценке результатов своей деятельности.

Развитие логико-математических представлений, представлений о логических способах познания (сравнение, классификации).

Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач.

Воспитательные:

Воспитание интереса к занятиям.

Социализация детей и их психологическая подготовка к учебной деятельности, к занятиям.

Выработка умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Воспитание волевых качеств: произвольности, способности ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых, преодолевать трудности, умения управлять своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами.

1.4. Отличительные особенности программы

Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятий: • Разминка. • Основное содержание занятия – изучение нового материала. • Динамическая пауза. • Закрепление нового материала. • Развивающая игра. Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность. Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данзанятия. Динамическая пауза позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики. Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новыми знаниями. Развивающая игра, раскрашивание «умной» картинки по теме в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.

1.5. Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы.

Интеллектуальное развитие: способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинноследственных связей, с удовольствием воспринимают любую новую информацию, имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни. Развитие памяти и объема внимания: количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2), преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии, дети способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения), способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка), не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности и т. п. на другой. Развитие мышления: наиболее характерно нагляднообразное и действенно-образное мышление, доступна логическая форма мышления. Произвольность: способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил), способны проявить настойчивость, преодолевать трудности.


1.6. Объем и срок освоения программы

Сроки реализации программы – 1 год. Программа рассчитана на детей 6-7 лет, объём 36 часов в год. Программа реализуется 1 раз в неделю в подготовительной группе по 30 минут в совместной деятельности детей и взрослого.

1.7. Форма обучения – очная

1.8. Особенности организации образовательного процесса

Принципы:

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип повторения умений и навыков — один из самых важ­нейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обуче­ния с использованием активных форм и методов обучения, спо­собствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, инди­видуально, организация исследовательской деятельности и др.).

Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей по­требность в общении,

Принцип результативности предполагает получение положи­тельного результата оздоровительной работы независимо от воз­раста и уровня физического развития

Принцип индивидуализации - развитие личных качеств, через решение проблем разноуровнего обучения

Принцип проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности

Принцип психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка

Принцип творчества - формирование способности находить нестандартные решения

Принципы взаимодействия с детьми:

сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы; постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому; исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий; сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей; каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.

1.9. Режим занятий

Занятия носят развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.

Структурно занятия представлены из 4 – 6 взаимосвязанными между собой по содержанию, но разной степени сложности играми, знакомыми и новыми для детей.


Примерная структура занятия:

1часть.

Цель: Вызвать интерес к занятию, активизировать процессы восприятия и мышления, развитие связной речи.

2часть.

Цель: Упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ. Развивать комбинаторные способности с помощью дидактического материала и развивающих игр. Формировать умение высказывать предположительный ход решения, проверять его путем целенаправленных поисковых действий.

Физкультминутка,

3часть.

Цель: Развивать способность рассуждать, скорость мышления, сочетание зрительного и мыслительного анализа.

4часть.

Рефлексия

В занятия включены:

Работа с занимательным материалом

Работа с развивающими, дидактическими играми

Физкультминутки.

Работа с электронными дидактическими пособиями.

Для создания положительного эмоционального настроя в данном виде деятельности используются любимые мультипликационные и сказочные герои, сюжеты.

Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта.


1.10. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Ожидаемые результаты  соотнесены  с  задачами и содержанием программы:

Выявление дошкольников с математическим, логическим мышлением

Желание заниматься математической деятельностью.

Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.

Умение детей работать в парах, микрогруппах;

Проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.

Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов:

1. Развитие внимания

2. Развитие памяти.

3. Развитие восприятия.

4. Развитие воображения.

5. Развитие мышления.

Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.

Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.

1.11. Формы подведения итогов реализации Программы

Участие в интеллектуальных конкурсах способствует развитию личности ребёнка, выявлению его индивидуальных достижений на раннем возрастном уровне.

Объём кружковых занятий и виды учебной работы.

КВН

Викторины

Интегрированные занятия



II.Содержательный раздел

2.1. Учебный план

Педагогическая диагностика

Сентябрь

Выявление исходного уровня развития познавательных процессов у детей корректировка содержания программы.

Занимательная математика

октябрь-декабрь

1.Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения?

2. Положительные и отрицательные понятия.

3. Интеллектуальные игры.

4.Решение занимательных задач в загадки

5.Весёлая геометрия

6. Математический КВН

7.Игры с числами. Занимательные задачи

8.Решение проблемных ситуаций по математике

Развивающие игры

Январь-март

1.Собери фигуру.

2.Развитие логического мышления с помощью блоков Дьенеша.

3.Развитию математических представлений блоки Дьенеша.

4.Составь фигуру

палочек Кюизенера

5.Волшебные дорожки палочек Кюизенера

6.Конструктор

палочки Кюизенера

7. Решение логических задач с помощью палочек Кюизенера

Логические задачи, лабиринты, головоломки.

Апрель-май

1.Образование сложных суждений из простых.

2.Чего на свете не бывает

3.Математическая тропинка

4.Мы всезнайке

5. Космическое путешествие.

6.Загадочный лабиринт

7.В царстве смекалки

8.Итоговое занятие:

 Турнир «Знатоков и Эрудитов»


2.2. Учебно- тематическое планирование







Тема

Программное содержание

Методические приемы

Используемый материал

Сентябрь

1

«Угощение для гостей»

Развивать познавательные и сенсорные способности, мелкую моторику рук; учить находить новые способы решения проблемы.

Учить детей образному мышлению, воспитывать доброжелательное отношение к животным.

 

-загадка

-графический диктант

 -игровая ситуация

-игра «Кто, что любит»

 

Предметные картинки,

набор геометрических фигур,

карандаш,

лист бумаги.

 

2

«Украшаем салфетки»

Развивать зрительную память, мелкую моторику рук; учить приёмам наложения, воспитывать внимание, усидчивость.

 Развивать речь; вызвать у детей радостное настроение.

-рассматривание рисунков

-выбор материала

-выполнение работы

- анализ.

 

Набор геометрических фигур,

трафарет.



3

«Поезд»

Формировать умения сравнивать, обобщать, находить сходные признаки у далеких на первый взгляд предметов.

 Развивать речь.

-загадка

-графический диктант

- игровая ситуация

- индивидуальная работа

Карточки - схемы,

набор брусков,

карандаш,

лист бумаги.

 

4

«Алгоритмы»

Обучать сравнению чисел, введение понятия алгоритма сортировки чисел по возрастанию (убыванию)

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

- анализ.

 

Набор цифр,

Карточки - схемы.

Октябрь

5

«Половинки»

Продолжать закреплять названия геометрических фигур.

 Развивать логическое мышление, внимание, память, усидчивость.

- игровая ситуация

- вопросы к детям

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

 

Набор геометрических фигур,

трафарет

6

«Сложи квадрат»

 

Развивать у детей цветоощущение и сообразительность при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.

 

- игровая ситуация

- вопросы к детям

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

- анализ.

 

 

Карточки - схемы,

наборы с играми «Сложи квадрат»

7

«Умные загадки»

Развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности.

игровая ситуация

- вопросы к детям

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

- анализ.

 

Фишки разноцветные,

набор предметных карточек,

 ребусы.

8

«Рисуем узор»

Учить анализировать, открывать зависимость, логику изменения фигур.

Развивать внимание и зрительную память ребёнка, графические навыки.

 

 

- игровая ситуация

- вопросы к детям

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

Фигуры-задания,

простой карандаш,

лист бумаги.

 

9

«Собери дом»

Учить анализировать форму предмета, располагать части предмета на плоскости.

Закреплять состав числа. Развивать память, логическое мышление.

- игровая мотивация

-рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

-работа детей

Карточки-схемы,

набор геометрических фигур

Ноябрь

10

«Винни-Пух и его друзья»

Развивать речевое мышление детей, умение составлять рисунки-схемы.

- художественное слово

- объяснение воспитателя

- игровая мотивация

-рассматривание схемы

-работа детей

 

Рисунки-схемы,

простой карандаш,

лист бумаги.

 

11

«Загадки Паучка-добрячка»

Упражнять в усвоении счета.

Развивать способность логически мыслить. Активизировать речь детей.

- проблемная ситуация

-вопросы и задания

-рассматривание схемы

-работа детей

Цветные счетные палочки,

карточки-схемы.

 

12

«Который час»

Учить детей определять время при соответствующем расположении стрелок на часах.

Развивать внимание, память.

- игровая ситуация

- вопросы к детям

- объяснение воспитателя

- работа детей

 

Часы со стрелками.

13

«Помоги друзьям»

Учить детей ориентироваться на плоскости по координатам.

Развивать логическое мышление, внимание.

- игровая ситуация

- вопросы к детям

- графический диктант

- работа детей

- индивидуальная работа

 

Карточки - лабиринты,

простой карандаш,

лист бумаги.

 

Декабрь

14

 

«Лабиринты»

 

 

 

Учить читать блоки по знакам, ориентироваться по схеме, развивать внимание, наблюдательность, память.

-игровая ситуация

-игра «со составь лабиринт »

-игра «доставь груз»

-самостоятельные игры детей

-индивидуальная работа

 

Карточки-схемы

15

«Город чувств»

Развивать и гармонизировать эмоциональную сферу, умение анализировать.

Закрепить понятия об основных чувствах человека (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание).

Развивать творческие способности, познавательный интерес.

- художественное слово

- просмотр презентации

- игровая ситуация

- работа детей

 

Мультимедийное оборудование,

цветные карандаши, карандаш,

лист бумаги.

 

 16

«Танграм»

Учить составлять плоскостную фигуру по образцу, выделять в плоскостных фигурах составные части и соотносить их с геометрическими фигурами.

- игровая ситуация

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

 - индивидуальная работа

 

Танграм,

карточки-таблицы.

  17

«Фигуры-силуэты»

Учить составлять плоскостную фигуру по представлению, выделять в плоскостных фигурах составные части и соотносить их с геометрическими фигурами.

- художественное слово

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

 - индивидуальная работа

 

Танграм

Январь


18

«Сочиняем сказку»

Учить пользовать в речи сравнительную и превосходную степени имен прилагательных. Развивать умение планировать рассказ, воображение, фантазию.

- художественное слово,

- объяснение воспитателя

- работа детей

 - индивидуальная работа

 

 

Мнемотаблицы.






19

«Сложи квадрат»

Развивать у детей цветоощущение и сообразительность при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.

 

 

- игровая ситуация

- вопросы к детям

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

 

Карточки - схемы, наборы с играми «Сложи квадрат»

20

«Кораблик»

 

Учить детей измерять с помощью условной мерки; находить соответствие цвета с числом;

Упражнять в счете, моделирование по замыслу.

 

 

- чтение стихотворения

-выполнение работы

-беседа

-игра «найди отличия»

Палочки Кюизенера,

цветные счетные палочки,

карточка.

21

«Строим мост через реку»

 

Учить детей моделировать по условию; измерять с помощью условной мерки; находить соответствующие цвета с числом.

Упражнять в счете.

 

- игровая ситуация

-выполнение работы

-беседа

 

Палочки Кюизенера,

цветные счетные палочки.

Февраль

22

«Чудесные дворцы»

Учить детей моделировать по условию; измерять с помощью условной мерки; находить соответствующие цвета с числом.

Анализировать фантазию и творческие способности детей.

 

- игровая ситуация

-выполнение работы

-беседа

 

Палочки Кюизенера,

цветные счетные палочки.

23

 

«Ваза для цветов»

 

Учить детей придумывать дизайн ваз для цветов разной величины; соотносить размер вазы с воображаемым цветком.

Развивать воображение.

 

- рассматривание иллюстраций, экспонатов.

- выполнение работы

-беседа с детьми

- чтение стихов и загадок.

Палочки Кюизенера,

цветные счетные палочки, карточка.

 

24

«Подарок маме»

 

Продолжать учить читать схемы.

Развивать графические навыки, воображение, навыки моделирования.

 

 

-художественное слово

-Игра «геометрические бусы»

-аппликация образец

-работа с карточками

 

Блоки Дьенеша, карты-схемы

 

 25

 

«Выставка цветов»

 

Учить детей моделировать цветок по рисунку; сравнивать предметы по величине, соотносить их с изображением; находить сходство и различия в изображаемых предметах.

 

- рассматривание иллюстраций

-игровая ситуация

-выполнение работы

-вопросы и задания

-игра «покажи и назови цветок, о котором я рассказала»

 

Палочки Кюизенера,

 цветные счетные палочки,

открытки с изображением цветов на длинной цветоножке.

 

Март

26

«Рисуем узор»

Учить детей ориентироваться на плоскости по координатам.

Развивать логическое мышление, внимание.

 

- игровая ситуация

- вопросы к детям

- графические упражнения

- работа детей

- индивидуальная работа

 

Карточки-схемы,

простой карандаш,

лист бумаги.

 

27

«Житейские истории»

 

 

Продолжать учить читать схемы.

Развивать графические навыки, воображение, навыки моделирования.

 

-проблемная ситуация

- графические упражнения

-самостоятельное выполнение работы

-индивидуальная работа

-художественное слово

 

Блоки Дьенеша, карточки схемы,

простой карандаш,

лист бумаги.

 

28

«Зонтик»

 

Развивать способность к анализу и синтезу, к комбинированию.

Учить складывать узор из шестнадцати кубиков.

 

- Проблемные ситуации

- художественное слово

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

 

Карточки-схемы,

наборы кубиков Никитина.

 

29

«Кто старше?»

 

Формировать представления о возрасте.

Развивать умение находить соответствие цвета с числовым значением палочек и цифрой.

Закрепить умения сравнивать предметы по величине.

 

- чтение стихотворения

-вопросы и задания

-работа парами

-беседа

Палочки Кюизенера,

цветные счетные палочки,

набор цифры

 


30

«Цветочный луг»

 

Учить детей моделировать по словесной инструкции; соотносить величину предметов.

Упражнять в  ориентировке на плоскости.

 

 

- рассматривание иллюстраций

- проблемная ситуация

-выполнение работы

-вопросы и задания

-работа парами

-беседа

 

Палочки Кюизенера, цветные счетные палочки.

Апрель

31

«В этом доме мы живем»

Развивать умение ориентироваться по знакам- символам.

Развивать наблюдательность, внимание, память.

 

-проблемная ситуация

-игра «город мечты»

-игра «засели дом»

-самостоятельная работа

 

Блоки Дьенеша, карточки – схемы.

 

32

«Жители гор»

 

Развивать способность к анализу и синтезу, к комбинированию, умению ориентироваться по знакам- символам.

Развивать наблюдательность, внимание, память

 

- рассматривание иллюстраций

-игра «угадай кто?»

-самостоятельна работа детей

-индивидуальная работа

Блоки Дьенеша, карточки - схемы

 

33

«Кукольные домики»

Развивать внимание и зрительную память ребёнка, графические навыки.

 Учить анализировать, открывать зависимость, логику изменения фигур.

 

- Проблемные ситуации

- художественное слово

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

Фигуры-задания,

простой карандаш,

лист бумаги

 

34

«Продолжай»

Развивать внимание и зрительную память ребёнка, графические навыки.

Учить анализировать, открывать зависимость, логику изменения фигур.

 

 

- Проблемные ситуации

- художественное слово

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

Фигуры-задания,

простой карандаш,

лист бумаги

 

Май

35

«Детский городок»

Развивать внимание и зрительную память ребёнка, графические навыки.

Активизировать фантазию.

Формировать пространственное и творческое воображение.

- игровая ситуация

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

Фигуры-задания,

простой карандаш,

лист бумаги

36

«Верблюд»

Развивать способность к анализу и синтезу, к комбинированию.

Учить складывать узор из тридцати двух кубиков.

 

 

- Проблемные ситуации

- художественное слово

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

 

Карточки-схемы,

наборы кубиков Никитина.

37

«Белочка»

 

Развивать способность к анализу и синтезу, к комбинированию.

Учить складывать узор из тридцати двух кубиков.

 

- Проблемные ситуации

- художественное слово

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

 

Карточки-схемы,

наборы кубиков Никитина.

 

38

«Хитрые предметы»

Развивать у детей цветоощущение и сообразительность при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.

 

- игровая ситуация

- вопросы к детям

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

- анализ.

 

Фишки разноцветные Карточки - схемы,



III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Календарный учебный график

Даты начала и окончания учебных периодов/этапов 1.09.23- 31.05.24 гг.

Количество учебных недель- 32 недели.

Условия реализации программы


Организация образовательной среды в рамках кружковой деятельности должна быть увлекательной, содержащей проблемно-игровые ситуации. Программа способствует развитию любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей. Деятельность начинается в игровой форме, в процессе длительной мыслительной деятельности используются упражнения на релаксацию, подвижные физминутки. Насыщая групповое пространство, воспитатель заботится в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движе


Материально-техническое обеспечение Программы

Нормативно – правовой ресурс

1.Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г №273 ФЗ;

2.Конвенция о правах ребёнка от 2.09.1990г;

3.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93);

3.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования от 26 сентября 2013 г. № 30038;

4.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);

5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 17.10.2013г № 1155;

6. Устав ДОУ

Руководство ДОУ осуществляется в соответствии с Уставом дошкольного образовательного учреждения и законодательством Российской Федерации.

7. Положение о кружковой работе.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.

Примерная основная общеобразовательная программа, на основе которой разработана основная общеобразовательная программа ДОУ

Методические рекомендации: увлекательные игры и упражнения с цифрами, геометрическими фигурами, сказочные сюжеты, сказки, подвижные игры, игровые действия.

Материально – технический ресурс:

Игры: «Танграм», «Колумбово яйцо», задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.

Технологический ресурс:

анкетирование;

беседа;

информационные стенды «Мои открытия»;

теоретические и практические занятия;

рисунки;

схемы

7.Методическое обеспечение программы

1.З.А. Михайлова .Игровые задачи для дошкольников.

2.Е. В. Колесникова .Я считаю до двадцати. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.

3.З.А.Михайлова . Математика – это интересно.

4.Е.А. Ульева. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.Серия «По дороге в школу»

5.Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа – М.: Мозайка-Синтез, 2015.

6.Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная группа. – М.: Мозайка -Синтез, 2015.

7.И.Г. Медеева. Дошкольная математика. Часть 1. Арифметика. Часть 2 Серия «Школа до школы» .

8.В.П. Новикова. Математика в детском саду для детей 6-7 лет.

9.Прописи:»Пишем по клеточкам», «Учим цифры№, «Готовимся к школе», «Первая пропись».

10. О.В. Белякова. 100 лучших игр для подготовки детей к школе.

11.О.П. Антонова. Умные игры. Умные дети. Развивающие игры и упражнения.

12. В.П. Новикова. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.

3.2.2 Информационное обеспечение Программы

Информационно-компьютерные ресурсы:

- ноутбуки и компьютеры с доступом в интернет;

- интерактивное оборудование (проектор, интерактивная доска)

- видео-аудиотека

- магнитофон.

3.2.3 Кадровое обеспечение Программы

Программа реализуется при непосредственном участии педагога дополнительного образования (проведение специальных занятий, индивидуальная работа, работа с родителями, координация взаимодействия участников образовательного процесса), старшего воспитателя (информационная поддержка, организация работы с использованием ИКТ).


3.3 Формы промежуточной аттестации

Специфика работы с детьми дошкольного возраста не предусматривает проведение промежуточной и итоговой аттестации. Результат деятельности кружка предъявляется в форме творческого отчета для родителей (открытое занятие) в конце учебного года

3.4 Оценочные материалы

В качестве диагностических материалов используется «Карта наблюдения за эффективностью освоения программы в которой обозначены целевые ориентиры освоения дополнительной общеобразовательной программы и определены критерии их оценки.

Методические материалы

3.5.2. Методические рекомендации по проведению занятий

Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми

На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми

Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.

По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.










IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

https://www.maam.ru/detskijsad/kruzhok-zanimatelnaja-logika-911925.html

https://infourok.ru/dopolnitelnaya-obrazovatelnaya-programma-mir-logiki-818945.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/08/16/programma-dlya-doshkolnikov-mir-logiki

http://www.19.ds-info.ru/images/2017/dop_prog_logika.pdf

Дополнительная общеобразовательная программа «Логика для дошкольников» http://school6.tgl.ru/uploads/files/documents/programs/progr_logika.pdf

Программа по дополнительному развитию логического мышления у детей http://referatikz.ru/blog/programma_po_razvitiju_logicheskogo_myshlenija_detej_6_7_let/2014-06-20-604















ПРИЛОЖЕНИЕ 1


t1713085550aa.jpg



t1713085550ab.jpg



t1713085550ac.jpg

t1713085550ad.jpg


t1713085550ae.jpg


t1713085550af.jpg


t1713085550ag.jpg


t1713085550ah.jpg

t1713085550ai.jpg

t1713085550aj.jpgt1713085550ak.jpgt1713085550al.jpgt1713085550am.jpg





t1713085550an.jpg



t1713085550ao.jpgt1713085550ap.jpgt1713085550aq.jpgt1713085550ar.jpgt1713085550as.jpgt1713085550at.jpgt1713085550au.gift1713085550av.jpgt1713085550au.gift1713085550aw.jpgt1713085550ax.jpgt1713085550ay.jpgt1713085550az.jpgt1713085550ba.jpg

14


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.