Программа по логике для старшего дошкольного возраста "Умники и умницы"
Программа дополнительного образования
КРУЖОК «Умники и умницы»
(логика для дошкольников)
Автор-составитель:
Сулуянова О.Б.,воспитатель
г. Бузулук 2020
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | |
I. | Целевой раздел | 3 |
| Пояснительная записка | 3 |
1.1 | Направленность программы | 4 |
1.2 | Новизна, актуальность педагогическая целесообразность программы | 4 |
1.3 | Цель и задачи программы | 5 |
1.4 | Отличительные особенности программы | 7 |
1.5 | Возрастные и индивидуальные особенности детей, на которых рассчитана программа | 8 |
1.6 | Объем и срок освоения программы | 8 |
1.7 | Форма обучения | 9 |
1.8 | Особенности организации образовательного процесса | 9 |
1.9 | Режим занятий | 10 |
1.10 | Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста программы | 11 |
1.11 | Формы подведения итогов реализации программы | 12 |
II. | Содержательный раздел | 12 |
2.1. | Учебный план | 12 |
2.2. | Учебно-тематический план | 13 |
III. | Организационный раздел | 36 |
3.1 | Календарный учебный график | 36 |
3.2 | Условия реализации программы | 36 |
3.2.1 | Материально-техническое обеспечение Программы. Нормативно-правовой ресурс | 38 |
3.2.2 | Информационные особенности Программы | 38 |
3.2.3 | Кадровое обеспечение Программы | 38 |
3.3 | Формы промежуточной аттестации | 38 |
3.4 | Оценочные материалы | 39 |
3.5 | Методические материалы | 39 |
IV. | Список использованной литературы | 40 |
| Приложение 1 | 41 |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – школе.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами.
Математическое развитие детей является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л. А. Венгера «Для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Всё это принесёт пользу умственному развитию ребёнка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…». Навыки, умения, приобретённые ребёнком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил.
Направленность программы
Работа в кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, интеллектуально развивать дошкольника.
Достичь этого можно путем включения задач связанных с понятиями, которые выходят за рамки программного материала. Для логических задач характерно зачастую неожиданное решение.
Формированию творческой личности способствуют задачи, предполагающие как различные способы решений, так и дающие возможность на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы и в дальнейшем подвергать их проверке. Задачи с недостающими данными способствуют формированию критичности мышления и умению проводить мини-исследование. Выполнение заданий позволит совершенствовать дошкольникам свои знания и умения.
Материал кружковых занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий дошкольникам расширять свои знания в области познавательного развития. Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогают игры – исследования. Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников.
В разработанных играх и упражнениях у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических операций дети тренируют внимание, память, восприятие.
1.2. Новизна, актуальность педагогическая целесообразность программы
Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас в детском саду, завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения, врач ставит обоснованный диагноз, судья выносит аргументированный приговор, критик объективно оценивает фильм. Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, толковыми юристами, честными критиками, им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом.
Каждый ребёнок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимают всё это. Однако усвоение происходит стихийно и зачастую оно оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому лучше, чтобы процесс развития познавательных способностей осуществлялся целенаправленно. Это определяет педагогическую целесообразность программы «Логика». 4 Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия – элементы программы, определяющие ее новизну.
Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности. Нестандартные задания – это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребёнок включается в активный поиск нового решения. Систематичность использования таких упражнений помогает развить умственную активность и самостоятельность мысли.
1.3. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие интеллектуально – творческих способностей, интеллектуальной активности и раскрытие потенциала через освоение способов познания и логико-математических представлений, свойств, отношений, связей и зависимостей.
Задачи программы:
Образовательные:
Формирование логико- математических представлений.
Формирование способов познавательной (мыслительной) деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия.
Расширение словарного запаса и общего кругозора детей.
Обучение способам овладения знаниям, умениям, навыкам и средствам решения познавательных задач.
Освоение детьми исследовательских способов познания (воссоздания, преобразования, экспериментирования, моделирования)
Формирование способности планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.
Формирование умения целенаправленно владеть своим поведением, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
Совершенствование навыков устной речевой деятельности (слушания и говорения), усвоение норм культуры речи.
Целенаправленное формирование интересов и мотивации к учебной деятельности.
Развивающие:
Развитие познавательных процессов и креативных способностей: восприятия, устойчивого произвольного внимания, мышления (нагляднообразного и словесно-логического), памяти (зрительной, слуховой, речедвигательной, моторно-двигательной), воображения и творчества, расширение познавательных интересов.
Развитие устной речи, коммуникативных умений.
Развитие графических навыков, крупной и мелкой моторики.
Развитие совместной поисковой деятельности, экспериментирования. Развитие общеучебных умений и личностных качеств: внимательности, наблюдательности, старательности, настойчивости, целеустремленности, креативности, инициативности, ответственности, самостоятельности, способности к самоконтролю и адекватной оценке результатов своей деятельности.
Развитие логико-математических представлений, представлений о логических способах познания (сравнение, классификации).
Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач.
Воспитательные:
Воспитание интереса к занятиям.
Социализация детей и их психологическая подготовка к учебной деятельности, к занятиям.
Выработка умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Воспитание волевых качеств: произвольности, способности ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых, преодолевать трудности, умения управлять своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами.
1.4. Отличительные особенности программы
Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятий: • Разминка. • Основное содержание занятия – изучение нового материала. • Динамическая пауза. • Закрепление нового материала. • Развивающая игра. Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность. Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данзанятия. Динамическая пауза позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики. Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новыми знаниями. Развивающая игра, раскрашивание «умной» картинки по теме в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы.
Интеллектуальное развитие: способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинноследственных связей, с удовольствием воспринимают любую новую информацию, имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни. Развитие памяти и объема внимания: количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2), преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии, дети способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения), способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка), не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности и т. п. на другой. Развитие мышления: наиболее характерно нагляднообразное и действенно-образное мышление, доступна логическая форма мышления. Произвольность: способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил), способны проявить настойчивость, преодолевать трудности.
1.6. Объем и срок освоения программы
Сроки реализации программы – 1 год. Программа рассчитана на детей 6-7 лет, объём 36 часов в год. Программа реализуется 1 раз в неделю в подготовительной группе по 30 минут в совместной деятельности детей и взрослого.
1.7. Форма обучения – очная
1.8. Особенности организации образовательного процесса
Принципы:
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).
Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении,
Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития
Принцип индивидуализации - развитие личных качеств, через решение проблем разноуровнего обучения
Принцип проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности
Принцип психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка
Принцип творчества - формирование способности находить нестандартные решения
Принципы взаимодействия с детьми:
сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы; постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому; исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий; сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей; каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.
1.9. Режим занятий
Занятия носят развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.
Структурно занятия представлены из 4 – 6 взаимосвязанными между собой по содержанию, но разной степени сложности играми, знакомыми и новыми для детей.
Примерная структура занятия:
1часть.
Цель: Вызвать интерес к занятию, активизировать процессы восприятия и мышления, развитие связной речи.
2часть.
Цель: Упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ. Развивать комбинаторные способности с помощью дидактического материала и развивающих игр. Формировать умение высказывать предположительный ход решения, проверять его путем целенаправленных поисковых действий.
Физкультминутка,
3часть.
Цель: Развивать способность рассуждать, скорость мышления, сочетание зрительного и мыслительного анализа.
4часть.
Рефлексия
В занятия включены:
Работа с занимательным материалом
Работа с развивающими, дидактическими играми
Физкультминутки.
Работа с электронными дидактическими пособиями.
Для создания положительного эмоционального настроя в данном виде деятельности используются любимые мультипликационные и сказочные герои, сюжеты.
Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта.
1.10. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы:
Выявление дошкольников с математическим, логическим мышлением
Желание заниматься математической деятельностью.
Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.
Умение детей работать в парах, микрогруппах;
Проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.
Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов:
1. Развитие внимания
2. Развитие памяти.
3. Развитие восприятия.
4. Развитие воображения.
5. Развитие мышления.
Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.
Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
1.11. Формы подведения итогов реализации Программы
Участие в интеллектуальных конкурсах способствует развитию личности ребёнка, выявлению его индивидуальных достижений на раннем возрастном уровне.
Объём кружковых занятий и виды учебной работы.
КВН
Викторины
Интегрированные занятия
II.Содержательный раздел
2.1. Учебный план
Педагогическая диагностика
Сентябрь
Выявление исходного уровня развития познавательных процессов у детей корректировка содержания программы.
Занимательная математика
октябрь-декабрь
1.Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения?
2. Положительные и отрицательные понятия.
3. Интеллектуальные игры.
4.Решение занимательных задач в загадки
5.Весёлая геометрия
6. Математический КВН
7.Игры с числами. Занимательные задачи
8.Решение проблемных ситуаций по математике
Развивающие игры
Январь-март
1.Собери фигуру.
2.Развитие логического мышления с помощью блоков Дьенеша.
3.Развитию математических представлений блоки Дьенеша.
4.Составь фигуру
палочек Кюизенера
5.Волшебные дорожки палочек Кюизенера
6.Конструктор
палочки Кюизенера
7. Решение логических задач с помощью палочек Кюизенера
Логические задачи, лабиринты, головоломки.
Апрель-май
1.Образование сложных суждений из простых.
2.Чего на свете не бывает
3.Математическая тропинка
4.Мы всезнайке
5. Космическое путешествие.
6.Загадочный лабиринт
7.В царстве смекалки
8.Итоговое занятие:
Турнир «Знатоков и Эрудитов»
2.2. Учебно- тематическое планирование
№ | Тема | Программное содержание | Методические приемы | Используемый материал |
Сентябрь | ||||
1 | «Угощение для гостей» | Развивать познавательные и сенсорные способности, мелкую моторику рук; учить находить новые способы решения проблемы. Учить детей образному мышлению, воспитывать доброжелательное отношение к животным.
| -загадка -графический диктант -игровая ситуация -игра «Кто, что любит»
| Предметные картинки, набор геометрических фигур, карандаш, лист бумаги.
|
2 | «Украшаем салфетки» | Развивать зрительную память, мелкую моторику рук; учить приёмам наложения, воспитывать внимание, усидчивость. Развивать речь; вызвать у детей радостное настроение. | -рассматривание рисунков -выбор материала -выполнение работы - анализ.
| Набор геометрических фигур, трафарет. |
3 | «Поезд» | Формировать умения сравнивать, обобщать, находить сходные признаки у далеких на первый взгляд предметов. Развивать речь. | -загадка -графический диктант - игровая ситуация - индивидуальная работа | Карточки - схемы, набор брусков, карандаш, лист бумаги.
|
4 | «Алгоритмы» | Обучать сравнению чисел, введение понятия алгоритма сортировки чисел по возрастанию (убыванию) | - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа - анализ.
| Набор цифр, Карточки - схемы. |
Октябрь | ||||
5 | «Половинки» | Продолжать закреплять названия геометрических фигур. Развивать логическое мышление, внимание, память, усидчивость. | - игровая ситуация - вопросы к детям - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей
| Набор геометрических фигур, трафарет |
6 | «Сложи квадрат»
| Развивать у детей цветоощущение и сообразительность при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.
| - игровая ситуация - вопросы к детям - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа - анализ.
| Карточки - схемы, наборы с играми «Сложи квадрат» |
7 | «Умные загадки» | Развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности. | игровая ситуация - вопросы к детям - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа - анализ.
| Фишки разноцветные, набор предметных карточек, ребусы. |
8 | «Рисуем узор» | Учить анализировать, открывать зависимость, логику изменения фигур. Развивать внимание и зрительную память ребёнка, графические навыки.
| - игровая ситуация - вопросы к детям - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа | Фигуры-задания, простой карандаш, лист бумаги.
|
9 | «Собери дом» | Учить анализировать форму предмета, располагать части предмета на плоскости. Закреплять состав числа. Развивать память, логическое мышление. | - игровая мотивация -рассматривание схемы - объяснение воспитателя -работа детей | Карточки-схемы, набор геометрических фигур |
Ноябрь | ||||
10 | «Винни-Пух и его друзья» | Развивать речевое мышление детей, умение составлять рисунки-схемы. | - художественное слово - объяснение воспитателя - игровая мотивация -рассматривание схемы -работа детей
| Рисунки-схемы, простой карандаш, лист бумаги.
|
11 | «Загадки Паучка-добрячка» | Упражнять в усвоении счета. Развивать способность логически мыслить. Активизировать речь детей. | - проблемная ситуация -вопросы и задания -рассматривание схемы -работа детей | Цветные счетные палочки, карточки-схемы.
|
12 | «Который час» | Учить детей определять время при соответствующем расположении стрелок на часах. Развивать внимание, память. | - игровая ситуация - вопросы к детям - объяснение воспитателя - работа детей
| Часы со стрелками. |
13 | «Помоги друзьям» | Учить детей ориентироваться на плоскости по координатам. Развивать логическое мышление, внимание. | - игровая ситуация - вопросы к детям - графический диктант - работа детей - индивидуальная работа
| Карточки - лабиринты, простой карандаш, лист бумаги.
|
Декабрь | ||||
14
| «Лабиринты»
| Учить читать блоки по знакам, ориентироваться по схеме, развивать внимание, наблюдательность, память. | -игровая ситуация -игра «со составь лабиринт » -игра «доставь груз» -самостоятельные игры детей -индивидуальная работа
| Карточки-схемы |
15 | «Город чувств» | Развивать и гармонизировать эмоциональную сферу, умение анализировать. Закрепить понятия об основных чувствах человека (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Развивать творческие способности, познавательный интерес. | - художественное слово - просмотр презентации - игровая ситуация - работа детей
| Мультимедийное оборудование, цветные карандаши, карандаш, лист бумаги.
|
16 | «Танграм» | Учить составлять плоскостную фигуру по образцу, выделять в плоскостных фигурах составные части и соотносить их с геометрическими фигурами. | - игровая ситуация - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа
| Танграм, карточки-таблицы. |
17 | «Фигуры-силуэты» | Учить составлять плоскостную фигуру по представлению, выделять в плоскостных фигурах составные части и соотносить их с геометрическими фигурами. | - художественное слово - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа
| Танграм |
Январь | ||||
18 | «Сочиняем сказку» | Учить пользовать в речи сравнительную и превосходную степени имен прилагательных. Развивать умение планировать рассказ, воображение, фантазию. | - художественное слово, - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа
| Мнемотаблицы. |
| | | | |
19 | «Сложи квадрат» | Развивать у детей цветоощущение и сообразительность при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.
| - игровая ситуация - вопросы к детям - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа
| Карточки - схемы, наборы с играми «Сложи квадрат» |
20 | «Кораблик»
| Учить детей измерять с помощью условной мерки; находить соответствие цвета с числом; Упражнять в счете, моделирование по замыслу.
| - чтение стихотворения -выполнение работы -беседа -игра «найди отличия» | Палочки Кюизенера, цветные счетные палочки, карточка. |
21 | «Строим мост через реку»
| Учить детей моделировать по условию; измерять с помощью условной мерки; находить соответствующие цвета с числом. Упражнять в счете.
| - игровая ситуация -выполнение работы -беседа
| Палочки Кюизенера, цветные счетные палочки. |
Февраль | ||||
22 | «Чудесные дворцы» | Учить детей моделировать по условию; измерять с помощью условной мерки; находить соответствующие цвета с числом. Анализировать фантазию и творческие способности детей.
| - игровая ситуация -выполнение работы -беседа
| Палочки Кюизенера, цветные счетные палочки. |
23
| «Ваза для цветов»
| Учить детей придумывать дизайн ваз для цветов разной величины; соотносить размер вазы с воображаемым цветком. Развивать воображение.
| - рассматривание иллюстраций, экспонатов. - выполнение работы -беседа с детьми - чтение стихов и загадок. | Палочки Кюизенера, цветные счетные палочки, карточка.
|
24 | «Подарок маме»
| Продолжать учить читать схемы. Развивать графические навыки, воображение, навыки моделирования.
| -художественное слово -Игра «геометрические бусы» -аппликация образец -работа с карточками
| Блоки Дьенеша, карты-схемы
|
25
| «Выставка цветов»
| Учить детей моделировать цветок по рисунку; сравнивать предметы по величине, соотносить их с изображением; находить сходство и различия в изображаемых предметах.
| - рассматривание иллюстраций -игровая ситуация -выполнение работы -вопросы и задания -игра «покажи и назови цветок, о котором я рассказала»
| Палочки Кюизенера, цветные счетные палочки, открытки с изображением цветов на длинной цветоножке.
|
Март | ||||
26 | «Рисуем узор» | Учить детей ориентироваться на плоскости по координатам. Развивать логическое мышление, внимание.
| - игровая ситуация - вопросы к детям - графические упражнения - работа детей - индивидуальная работа
| Карточки-схемы, простой карандаш, лист бумаги.
|
27 | «Житейские истории»
| Продолжать учить читать схемы. Развивать графические навыки, воображение, навыки моделирования.
| -проблемная ситуация - графические упражнения -самостоятельное выполнение работы -индивидуальная работа -художественное слово
| Блоки Дьенеша, карточки схемы, простой карандаш, лист бумаги.
|
28 | «Зонтик»
| Развивать способность к анализу и синтезу, к комбинированию. Учить складывать узор из шестнадцати кубиков.
| - Проблемные ситуации - художественное слово - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа
| Карточки-схемы, наборы кубиков Никитина.
|
29 | «Кто старше?»
| Формировать представления о возрасте. Развивать умение находить соответствие цвета с числовым значением палочек и цифрой. Закрепить умения сравнивать предметы по величине.
| - чтение стихотворения -вопросы и задания -работа парами -беседа | Палочки Кюизенера, цветные счетные палочки, набор цифры
|
30 | «Цветочный луг»
| Учить детей моделировать по словесной инструкции; соотносить величину предметов. Упражнять в ориентировке на плоскости.
| - рассматривание иллюстраций - проблемная ситуация -выполнение работы -вопросы и задания -работа парами -беседа
| Палочки Кюизенера, цветные счетные палочки. |
Апрель | ||||
31 | «В этом доме мы живем» | Развивать умение ориентироваться по знакам- символам. Развивать наблюдательность, внимание, память.
| -проблемная ситуация -игра «город мечты» -игра «засели дом» -самостоятельная работа
| Блоки Дьенеша, карточки – схемы.
|
32 | «Жители гор»
| Развивать способность к анализу и синтезу, к комбинированию, умению ориентироваться по знакам- символам. Развивать наблюдательность, внимание, память
| - рассматривание иллюстраций -игра «угадай кто?» -самостоятельна работа детей -индивидуальная работа | Блоки Дьенеша, карточки - схемы
|
33 | «Кукольные домики» | Развивать внимание и зрительную память ребёнка, графические навыки. Учить анализировать, открывать зависимость, логику изменения фигур.
| - Проблемные ситуации - художественное слово - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа | Фигуры-задания, простой карандаш, лист бумаги
|
34 | «Продолжай» | Развивать внимание и зрительную память ребёнка, графические навыки. Учить анализировать, открывать зависимость, логику изменения фигур.
| - Проблемные ситуации - художественное слово - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей | Фигуры-задания, простой карандаш, лист бумаги
|
Май | ||||
35 | «Детский городок» | Развивать внимание и зрительную память ребёнка, графические навыки. Активизировать фантазию. Формировать пространственное и творческое воображение. | - игровая ситуация - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа | Фигуры-задания, простой карандаш, лист бумаги |
36 | «Верблюд» | Развивать способность к анализу и синтезу, к комбинированию. Учить складывать узор из тридцати двух кубиков.
| - Проблемные ситуации - художественное слово - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа
| Карточки-схемы, наборы кубиков Никитина. |
37 | «Белочка»
| Развивать способность к анализу и синтезу, к комбинированию. Учить складывать узор из тридцати двух кубиков.
| - Проблемные ситуации - художественное слово - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа
| Карточки-схемы, наборы кубиков Никитина.
|
38 | «Хитрые предметы» | Развивать у детей цветоощущение и сообразительность при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.
| - игровая ситуация - вопросы к детям - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа - анализ.
| Фишки разноцветные Карточки - схемы, |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Календарный учебный график
Даты начала и окончания учебных периодов/этапов 1.09.23- 31.05.24 гг.
Количество учебных недель- 32 недели.
Условия реализации программы
Организация образовательной среды в рамках кружковой деятельности должна быть увлекательной, содержащей проблемно-игровые ситуации. Программа способствует развитию любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей. Деятельность начинается в игровой форме, в процессе длительной мыслительной деятельности используются упражнения на релаксацию, подвижные физминутки. Насыщая групповое пространство, воспитатель заботится в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движе
Материально-техническое обеспечение Программы
Нормативно – правовой ресурс
1.Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г №273 ФЗ;
2.Конвенция о правах ребёнка от 2.09.1990г;
3.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93);
3.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования от 26 сентября 2013 г. № 30038;
4.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 17.10.2013г № 1155;
6. Устав ДОУ
Руководство ДОУ осуществляется в соответствии с Уставом дошкольного образовательного учреждения и законодательством Российской Федерации.
7. Положение о кружковой работе.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.
Примерная основная общеобразовательная программа, на основе которой разработана основная общеобразовательная программа ДОУ
Методические рекомендации: увлекательные игры и упражнения с цифрами, геометрическими фигурами, сказочные сюжеты, сказки, подвижные игры, игровые действия.
Материально – технический ресурс:
Игры: «Танграм», «Колумбово яйцо», задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.
Технологический ресурс:
анкетирование;
беседа;
информационные стенды «Мои открытия»;
теоретические и практические занятия;
рисунки;
схемы
7.Методическое обеспечение программы
1.З.А. Михайлова .Игровые задачи для дошкольников.
2.Е. В. Колесникова .Я считаю до двадцати. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.
3.З.А.Михайлова . Математика – это интересно.
4.Е.А. Ульева. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.Серия «По дороге в школу»
5.Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа – М.: Мозайка-Синтез, 2015.
6.Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная группа. – М.: Мозайка -Синтез, 2015.
7.И.Г. Медеева. Дошкольная математика. Часть 1. Арифметика. Часть 2 Серия «Школа до школы» .
8.В.П. Новикова. Математика в детском саду для детей 6-7 лет.
9.Прописи:»Пишем по клеточкам», «Учим цифры№, «Готовимся к школе», «Первая пропись».
10. О.В. Белякова. 100 лучших игр для подготовки детей к школе.
11.О.П. Антонова. Умные игры. Умные дети. Развивающие игры и упражнения.
12. В.П. Новикова. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.
3.2.2 Информационное обеспечение Программы
Информационно-компьютерные ресурсы:
- ноутбуки и компьютеры с доступом в интернет;
- интерактивное оборудование (проектор, интерактивная доска)
- видео-аудиотека
- магнитофон.
3.2.3 Кадровое обеспечение Программы
Программа реализуется при непосредственном участии педагога дополнительного образования (проведение специальных занятий, индивидуальная работа, работа с родителями, координация взаимодействия участников образовательного процесса), старшего воспитателя (информационная поддержка, организация работы с использованием ИКТ).
3.3 Формы промежуточной аттестации
Специфика работы с детьми дошкольного возраста не предусматривает проведение промежуточной и итоговой аттестации. Результат деятельности кружка предъявляется в форме творческого отчета для родителей (открытое занятие) в конце учебного года
3.4 Оценочные материалы
В качестве диагностических материалов используется «Карта наблюдения за эффективностью освоения программы в которой обозначены целевые ориентиры освоения дополнительной общеобразовательной программы и определены критерии их оценки.
Методические материалы
3.5.2. Методические рекомендации по проведению занятий
Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми
На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми
Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.
По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
https://www.maam.ru/detskijsad/kruzhok-zanimatelnaja-logika-911925.html
https://infourok.ru/dopolnitelnaya-obrazovatelnaya-programma-mir-logiki-818945.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/08/16/programma-dlya-doshkolnikov-mir-logiki
http://www.19.ds-info.ru/images/2017/dop_prog_logika.pdf
Дополнительная общеобразовательная программа «Логика для дошкольников» http://school6.tgl.ru/uploads/files/documents/programs/progr_logika.pdf
Программа по дополнительному развитию логического мышления у детей http://referatikz.ru/blog/programma_po_razvitiju_logicheskogo_myshlenija_detej_6_7_let/2014-06-20-604
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
14