Программа по обществознанию, (7 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС и ООО) (утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).
- Примерная программа по учебному предмету «Обществознание» в 5 – 9 классах.
- Учебный методический комплекс:
Обществознание 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. М: Просвещение, 2011.
Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы» М: Просвещение 2012.
Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение»: 7 класс» - М.: Просвещение; Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. Обществознание.
Поурочные разработки. 7 класс, пособие для учителей./ Под редакцией Л. Ф. Ивановой, Москва: Просвещение, 2013.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю.
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов, их влияние на жизнь человека.
Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся. При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.
В 7 классе – продолжается изучение человека, но акцент ставится на его социальной сущности.
Особенностью курса является широкая опора на межпредметные связи в обучении обществознанию. Курс «Обществознание» в 7 классах опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир», межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении придается предмету «История». Курс «Обществознание» в 7 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.
Конкретность раскрытия многих вопросов курса, его практико-ориентированный характер делают принципиально важным активное использование регионального компонента обществознания.
Курс «Обществознание» для 7 класса органически входит в предмет, изучаемый с 6 по 11 класс. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей. Целый ряд теоретических положений изучается в нем на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов. Для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы подростка, вступающего в возраст выбора перспективы в области профессиональной деятельности. В курсе рассматриваются характерные для подростков социальные позиции и роли, различные виды взаимоотношений в разных коллективах и социальных общностях: семье, в классе, в кругу друзей. Перед учащимися предстает разнообразный мир современных профессий, национальных и религиозных культур. Программа опирается на знания и умения, полученные в результате изучения курса обществознания в 6 классе, особенно тем, связанных с отношениями между людьми. Однако эти отношения рассматриваются не с точки зрения психологии конкретного человека, а с точки зрения социальных связей, развития общественных процессов, раскрываются все основные стороны связи человека с обществом. Учащимся дается представление об обществе в целом, его структуре и функциях, проблемах, связанных с управлением обществом. Раскрывается понятие «гражданин» и роль государства в обществе, то есть связь между человеком и государством. Курс заканчивается изучением вопросов, связанных с актуальными проблемами будущего развития человечества как социального организма.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Обществознание»
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
сформировать представления о сферах общества: экономической, правовой, социальной.
создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции;
воспитание у подростков общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; освоение учащимися на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации; овладение обучающимися умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в рамках основных социальных ролей, характерных для подросткового возраста;
формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.
Изучение предмета «Обществознание» способствует решению следующих задач:
сформировать основные представления о предмете и основных его категориях: человеке и обществе, экономической, политической и правовой жизни общества;
сформировать основы мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
воспитать гражданственность, патриотизм, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Место предмета «Обществознание» в учебном плане.
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения.
Основные методы обучения основаны на деятельном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе.
Курс позволяет использовать следующие формы, виды и приёмы проверки знаний и умений учащихся: индивидуальные, фронтальные, групповые; устные, письменные, практические; составление таблиц, схем, рисунков, планов, письменные контрольные работы, тесты, беседы, рассказы у доски, ответ по цепочке, ответ по картине, викторины и др.
Результаты изучения предмета «Обществознание».
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать:
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
амостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Основное содержание предмета «Обществознание»
Тема 1. Человек и закон (15часов)
Социальные ценности и нормы. Привычка, обычай, ритуал, обряд. Правила этикета и хорошие манеры.
Социальная ответственность. Отклоняющиеся поведение. Наркомания и алкоголизм, их опасность для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.
Понятие прав, свобод и обязанностей гражданина. Права человека. Единство прав и обязанностей. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Почему важно соблюдать законы? Закон устанавливает порядок. Закон способствует справедливости. Закон устанавливает границы свободы.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Зачем нужна регулярная армия? Военная служба. Готовить себя к исполнению военного долга.
Что такое дисциплина. Дисциплина общеобязательная и специальная. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Виновен отвечай. Законопослушный человек. Противозаконно поведение. Закон наказывает нарушителя.
Кто охраняет закон. На страже закона. Суд осуществляет правосудие. Полиция на страже правопорядка.
Основные понятия: права, обязанности, закон, порядок, норма, долг, дисциплина, наказание.
Знать/понимать:
- значение понятий: права, обязанности, закон, порядок, норма, долг, дисциплина, наказание.
- роль права в жизни человека, общества и государства;
- содержание и значение правовых норм, регулирующих отношения в обществе;
Уметь:
- характеризовать особенности правового статуса несовершеннолетнего;
- выделять основную мысль в тексте учебника;
- приводить примеры, связанные с различными видами правовых отношений;
- отстаивать свою точку зрения;
- решать познавательные задачи, отражающие типичные ситуации правовых норм;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- общей ориентации в общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Тема 2. Человек и экономика (13 часов)
Экономика и её роль в жизни человека. Основные участники экономики.
Производство, производительность труда. Что и как производить.
Затраты, выручка. Прибыль.
Золотые руки работника. Слагаемые мастерства работника.
Каким бывает труд. Почему так необходимо в наше время повышение квалификации. Факторы влияющие на производительность труда.
Заработная плата и стимулирование труда. Что такое трудовое денежное вознаграждение. Чем определяется его размер. Взаимосвязь количества и качества труда.
Виды и формы бизнеса.
Обмен, торговля. Формы торговли и реклама.
Деньги. Появление деньг как всеобщего эквивалента. Основные виды денежных знаков. Деньги в прошлом и настоящем. Функции деньг. Инфляция.
Экономика семьи. Понятие «бюджет». Семейный бюджет, реальные и номинальные доходы семьи. Личное подсобное хозяйство.
Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. Экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.
Знать/понимать:
- значение понятий: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.
- роль экономики в жизни человека, общества и государства;
- содержание и значение правовых норм, регулирующих отношения в экономической сфере общественной жизни;
Уметь:
- характеризовать основные понятия экономики, законы регулирования рынка;
- выделять основную мысль в тексте учебника;
- приводить примеры, связанные с различными видами экономических отношений;
- отстаивать свою точку зрения;
Тема 3. Человек и природа. (3 часа)
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
Знать/понимать:
- значение понятий: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
- роль окружающей среды в жизни человека, общества и государства;
- содержание и значение экологических норм;
Уметь:
- выделять основную мысль в тексте учебника;
- приводить примеры, основанные на житейском опыте;
- отстаивать свою точку зрения;
- решать познавательные задачи, отражающие типичные ситуации, связанные с охраной природы;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Итоговое повторение – 2 часа. Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.
Возможные темы проектов.
Возможен стенд, плакат, компьютерная презентация, учебное пособие, справочник, подборка материалов прессы и т.п.
1. Знай свои права (пособие для подростка).
2. Защита правопорядка.
3. Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?).
4. Бизнес (иллюстрированный словарь).
5. Как работает современный рынок.
6. Человек долга — кто он, каков он?
7. Многообразие юридических профессий
8. Как стать бизнесменом
9. Моя реклама
10. Растения и животные Красной книги Республики Саха (Якутия).
Требования к уровню подготовки обучающихся по учебной программе «Обществознание».
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы «Обществознание»
При изучении каждого раздела курса осуществляется диагностика и контроль. Основными формами диагностики и текущего контроля на данном этапе обучения обществознанию с учетом специфики содержания курса являются:
словарная работа;
понятийный (терминологический) диктант;
анализ педагогически адаптированных текстов;
решение ситуационных задач;
творческие задания-задачи;
сочинение-миниатюра;
рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных и деловых играх (как письменная, так и устная);
простейшие виды публичных выступлений;
тесты;
По итогам изучения курса запланирована контрольная работа в тестовой форме.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п |
Разделы, главы, темы уроков |
Формируемые УУД |
Кол.час. |
Дата |
Домашнее задание |
||||||
предметные |
метапредметные |
личностные |
|||||||||
План |
факт |
||||||||||
1. |
Введение. Курс обществознания: особенности и формы работы |
Формирование устойчивого познавательного интереса |
Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать предмет |
Воспитание гражданственности, интереса к предмету «обществознание» |
1 |
введение |
|||||
РАЗДЕЛ 1. Человек и закон ( 15 часов) |
|||||||||||
2 |
Что значит жить по правилам |
относительно целостное представление об обществе и о человеке |
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания |
Сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания |
1 |
§1 подготовить пословицы и поговорки по теме,ПРТ, презентация |
|||||
3 |
Понятие прав, свобод и обязанностей граждан. |
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей |
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания |
сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания |
2 |
§2, до стр.19, вопросы к нему |
|||||
4 |
Права ребенка и их защита |
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей |
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания |
сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания |
2 |
§2, вопросы к нему, сделать подборку статей из газетных материалов по теме. ПРТ, презентация |
|||||
5 |
Почему важно соблюдать законы? |
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности |
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания |
сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания |
2 |
§3, вопросы к нему. ПРТ, презентация |
|||||
6 |
Что значит быть свободным? |
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности |
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания |
сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания |
2 |
§3, вопросы к нему. |
|||||
7 |
Повторительно-обобщающий урок |
обобщить и систематизировать знания по теме, знание основных понятий |
способность сознательно организовывать и регулировать деятельность – учебную и общественную; готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; умение работать с тестовым материалом |
научить определять для себя значимые личностные ценности; формировать умение проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения. выполнять в повседневной жизни этические нормы. |
1 |
ПРТ, тест |
|||||
8 |
Защита Отечества |
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности |
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания |
сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания |
2 |
§4. ПРТ, презентация Нарисовать картинки по теме |
|||||
9 |
Воинский долг. |
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности |
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания |
сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания |
2 |
§4.создать презентации, подготовить сообщение. |
|||||
10 |
Что такое дисциплина? |
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли |
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания |
сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания |
2 |
§5. привести примеры из литературных произведений. ПРТ, презентация |
|||||
11 |
Учимся быть дисцилинированными |
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли |
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания |
сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания |
§5., написать эссе |
||||||
12 |
Виновен- отвечай. |
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли |
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания |
сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания |
2 |
§6.Сделать подборку из газетных статей. ПРТ, презентация |
|||||
13 |
Закон наказывает |
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли |
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания |
сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания |
§6., вопросы к параграфу. |
||||||
14 |
Кто стоит на страже закона? |
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила |
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания |
сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания; адекватно понимать причины успешности/неуспешности учебной деятельности. |
2 |
§7. Составить словарик темы. ПРТ, презентация |
|||||
15 |
Полиция как правоохранительный орган |
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила |
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания |
сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания; адекватно понимать причины успешности/неуспешности учебной деятельности. |
§7., подготовить сообщение |
||||||
16. |
Повторительно-обобщающий урок |
обобщить и систематизировать знания по теме, знание основных понятий |
способность сознательно организовывать и регулировать деятельность – учебную и общественную; готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; умение работать с тестовым материалом |
научить определять для себя значимые личностные ценности; формировать умение проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения. выполнять в повседневной жизни этические нормы. |
1 |
ПРТ, тест |
|||||
РАЗДЕЛ 2. Человек и экономика ( 13 часов) |
|||||||||||
17 |
Экономика и ее основные участники |
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества, знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе |
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания |
сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания; адекватно понимать причины успешности/неуспешности учебной деятельности. |
2 |
§8, творческие задания по теме ( рисунки, эссе, презентации) ПРТ, презентация |
|||||
18 |
Золотые руки работника |
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей |
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания |
сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания; |
2 |
§9, подобрать пословицы и поговорки о труде. |
|||||
19 |
Труд и зарплата |
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей |
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания |
сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания; |
§9, написать эссе. |
||||||
20 |
Производство, затраты, выручка, прибыль |
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества, знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе |
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания |
сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания; |
2 |
§10, вопросы к нему ПРТ, презентация |
|||||
21 |
Учимся прогнозировать успешность своего дела |
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей |
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания |
сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания; |
§10, решение задачи. |
||||||
22 |
Повторительно-обобщающий урок |
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества, знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе |
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания |
сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания; |
1 |
ПРТ, тест |
|||||
23 |
Виды бизнеса |
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества, знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе |
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания |
сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания; |
2 |
§11, вопросы к нему ПРТ, презентация |
|||||
24 |
Формы бизнеса |
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества, знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе |
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания |
сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания; |
§11, составить таблицу |
||||||
25 |
Обмен, торговля, реклама. |
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества, знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе |
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания |
сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания; |
1 |
§12.ПРТ, презентация придумать и представить рекламу своего товара. |
|||||
26 |
Деньги и их функции |
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей |
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания |
сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания; |
2 |
§13 вопросы к нему. ПРТ, презентация |
|||||
27 |
Как изменялись деньги |
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей |
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания |
сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания; |
§13 подготовить сообщения. |
||||||
28 |
Экономика семьи |
относительно целостное представление об обществе и о человеке знания, умения и ценностные установки |
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания |
сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания; |
1 |
§14, составить семейный бюджет ПРТ, презентация на месяц. |
|||||
29 |
Человек и экономика. Урок обобщения. |
обобщить и систематизировать знания по теме, знание основных понятий |
способность сознательно организовывать и регулировать деятельность – учебную и общественную; готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; умение работать с тестовым материалом |
научить определять для себя значимые личностные ценности; формировать умение проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения. выполнять в повседневной жизни этические нормы. |
1 |
Карточки с заданиями |
|||||
ТЕМА3. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА. (3часа) |
|||||||||||
30 |
Воздействие человека на природу. |
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли |
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания |
сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания |
1 |
§15-17,ПРТ |
|||||
31 |
Охрана природы. Законодательство по охране природы |
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли |
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания |
сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания |
1 |
ПРТ, презентация |
|||||
32 |
Человек и природа. Урок обобщения. |
обобщить и систематизировать знания по теме, знание основных понятий |
способность сознательно организовывать и регулировать деятельность – учебную и общественную; готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; умение работать с тестовым материалом |
научить определять для себя значимые личностные ценности; формировать умение проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения. выполнять в повседневной жизни этические нормы. |
1 |
ПРТ, презентация |
|||||
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (2 часа) |
|||||||||||
33-34 |
Человек и закон. Человек и экономика. Человек и природа. Контрольные уроки. |
обобщить и систематизировать знания по теме, знание основных понятий |
способность сознательно организовывать и регулировать деятельность – учебную и общественную; готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; умение работать с тестовым материалом |
научить определять для себя значимые личностные ценности; формировать умение проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения. выполнять в повседневной жизни этические нормы. |
2 |
Тетрадь, карточки. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Боголюбов Л.Н. Программа курса «Обществознание» для 7 классов основной школы.
Боголюбов Л.Н. Городецкая Н.И. Обществознание :человек, право, экономика. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение.
Учебное электронное издание по курсу «Обществознание» по ред. Л.Н.Боголюбова.
Презентации по всем темам уроков
Боголюбов Л.Н. Рабочая тетрадь по обществознанию для 7 классов основной школы
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.
http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение). http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни.
http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).
http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал. http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете». http://www.50.economicus.ru — 50 лекций по микроэкономике.
http://www.gallery.economicus.ru — Галерея экономистов.
http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводный курс.
hup://www.cebe.sib.ru — Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю.
http://www.mba-start.ru/ — Бизнес-образование без границ.
http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь.
http://www.hpo.opg — Права человека в России.
http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста.
http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека.
http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт. http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника.
nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете.
http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд».
http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.
http: //www, countries. ru /library, htm — Библиотека по культурологии.
http://www.russianculture.ru/ — Культура России.
http://www.ecolife.ru/index.shtml — Экология и жизнь. Международный экологический портал.
http://www.ecosysterna.ru/ — Экологический центр «Экосистема».
http://www.priroda.ru/ — Национальный портал «Природа России».
http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
http: //www.glossary.ru/ — Глоссарий по социальным наукам.
http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.