12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Давыденко Оксана890 Закончила Воронежский Государственный Педагогический Университет. В школе работаю с 1996 года. Россия, Воронежская обл., с. Верхнее Турово |
Рабочая программа по обществознанию в 7 кл
«Верхнетуровская средняя общеобразовательная школа»
Принято «Утверждаю»
Педагогическим советом школы Директор школы
Протокол №___ от__________ __________ Лопатина В.С.
Приказ №___ от_______
Рабочая программа
по (предмету)- обществознание (включая экономику и право)
Класс - 7
Всего часов на учебный год - 35ч.
Количество часов в неделю - 1ч в неделю
Учебник - « Обществознание », под ред. Л.Н.Боголюбова.
Учитель:
Фамилия: Давыденко
Имя: Оксана
Отчество: Викторовна
Категория - первая
Стаж работы - 19лет
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Школьным методическим объединением Заместитель
Руководитель ШМО директора по УВР
гуманитарного цикла
___________/_____________________/ ___________ /Швецова Е.А./
Протокол №_____ от__________ с. Верхнее Турово
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе ФЗ от 29.12.12 №273 –ФЗ ( ред. от 25.11.2013г.) « Об образовании в РФ", Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова и учебного плана МКОУ "Верхнетуровская СОШ" на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.
Цель данного курса - сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.
Приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике.
Место учебного предмета в учебном плане:
Федеральный базисный учебный план отводит из федерального компонента для обязательного изучения обществознания в 7 классе 35 часов из расчёта 1 час в неделю при 35 учебных неделях
Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
· воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
· освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
· овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
· формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
· сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
· владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
· выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Содержание учебного предмета.
Тема 1. Человек и другие люди. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.
Социальные группы(большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Тема 2. Человек и закон. Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 3. Человек и экономика. Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики – потребители, производители.
Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.
Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
Тема 4. Человек и природа. Человек – часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.
Охранять природу – значить охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.
Законы РФ, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся _7_ класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 14 детей, из которых мальчиков – 9, девочек - 5. По итогам успеваемости за 6 класс имеют "5" -5, "4"-3, "3"-6. Качество знаний за прошлый год - 57%.
Группа обучающихся: Бердников Д., Давыденко А. , Панин Д., Селютин Д., Гончарова Е. обладают высоким темпом продвижения в обучении: они хорошо овладевают общеучебными навыками и умениями, материал усваивают в процессе его первичного объяснения, систематически готовятся к урокам, , умеют логически мыслить, с интересом работают с индивидуальными, с тестовыми заданиями. Гончарова М., Новичихин И., Белоусова О. учатся на «хорошо». Ребятам не достаёт усидчивости, не все домашние задания выполняются полностью, допускаются ошибки в выполнении тестов. Но есть группа детей: Борисов Ив., Грибанова Ал, Стрельников Д. Емельянов Сл. которые часто не выполняют домашнего задания, не всегда могут справиться с самостоятельной работой. Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий. Эта группа имеет низкий темп продвижения: при усвоении нового материала испытывает определённые затруднения, нуждается в дополнительных разъяснениях, результаты появляются после определённой тренировки. В новом учебном году необходимо обратить внимание на качество знаний слабых учащихся, на выполнение ими домашнего задания. Готовить для этих детей доступный материал...
В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь: - описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социапьно-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения
Учебно-методическое обеспечение:
Используемый учебно-методический комплект:
Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 7 класс. - М.: Просвещение, 2011-14гг.;
Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки «Обществознание. 7класс». - М.: Просвещение, 2010гг..
О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Обществознание. 7 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2011-14гг..
Список литературы для учителя
-
Методические пособия по отдельным вопросам изучения истории ,
Учебные тесты по обществознанию.
Материально-техническое обеспечение:
Проектор, экран, компьютер, принтер
Видеофильмы, компьютерные учебные программы,
Репродукции, фотографии,
Дидактический материал (документы, схемы, таблицы, карты),
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Основное содержание
| Дата | ||||
план | факт | ||||||||
Тема 1. Человек и другие люди. (6ч) | |||||||||
1 | Межличностные отношения. | 1 | Урок изучения нового материала | Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. | |||||
2 | Социальные группы. | 1 | Комбинированный урок. | Социальные группы(большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. | |||||
3 | Общение. | 1 | Комбинированный урок. | Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. | |||||
4 | Человек среди других людей. | 1 | Комбинированный урок. | Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. | |||||
5 | Конфликты. | 1 | Комбинированный урок. | Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт. | |||||
6 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек и другие люди». | 1 | Повторительно-обоб щающий урок | Систематизировать и обобщить материал по изученной теме | |||||
Тема 2. Человек и закон. (11ч) | |||||||||
7 | Социальные нормы. Что значит жить по правилам. | 1 | Урок изучения нового материала | Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры. | |||||
8-9 | Права и свободы человека и гражданина в России. | 2 | Комбинированный урок. | Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. | |||||
10 | Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. | 1 | Комбинированный урок. | Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. | |||||
11-12 | Защита Отечества. | 2 | Комбинированный урок. | Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны. | |||||
13 | Дисциплина . | 1 | Комбинированный урок. | Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. | |||||
14-15 | Ответственность за нарушение законов. | 2 | Комбинированный урок. | Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних. | |||||
16-17 | Защита правопорядка. | 2 | Комбинированный урок. | Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. | |||||
18 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек и закон». | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Систематизировать и обобщить материал по изученной теме | |||||
Тема 3. Человек и экономика. (11ч) | |||||||||
19-20 | Экономика и её основные участники. | 2 | Урок изучения нового материала | Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики – потребители, производители. | |||||
21 | Мастерство работника. | 1 | Комбинированный урок. | Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда. | |||||
22-23 | Производство. | 2 | Комбинированный урок. | Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. | |||||
24-25 | Виды и формы бизнеса. | 2 | Комбинированный урок. | Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. | |||||
26 | Обмен, торговля, реклама. | 1 | Комбинированный урок. | Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике. | |||||
27 | Деньги, их функции. | 1 | Комбинированный урок. | Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег. | |||||
28 | Экономика семьи. | 1 | Комбинированный урок. | Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. | |||||
29 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек и экономика». | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Систематизировать и обобщить материал по изученной теме | |||||
Тема 4. Человек и природа. (5ч) | |||||||||
30 | Человек – часть природы. | 1 | Урок изучения нового материала | Человек – часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды. | |||||
31 | Охранять природу – значить охранять жизнь. | 1 | Комбинированный урок. | Охранять природу – значить охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали. | |||||
32 | Ресурсы как основы жизни и деятельности человечества. | 1 | Комбинированный урок. | Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. | |||||
33 | Закон на страже природы. | 1 | Комбинированный урок. | Законы РФ, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности. | |||||
34 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек и природа» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Систематизировать и обобщить материал по изученной теме | |||||
35 | Итоговый урок : «Человек и экономика». | 1 | Итоговое повторение. | Систематизировать и обобщить материал по изученному курсу |