Программа дополнительного образования «Пионербол в детском саду»
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
В соответствии ФГОС дошкольного образования физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Одними из средств достижения вышеуказанных задач являются подвижные игры, значительное место среди которых в двигательной деятельности дошкольника отводится играм с мячом. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы «растут» вместе с ребенком, составляя огромную радость детства. И уже в старшем дошкольном возрасте дети играют в подвижные игры с элементами спорта. Такие игры дают возможность каждому ребенку почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, то есть приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни: доброте, коллективизму, взаимопомощи. Непременное выполнение правил спортивных игр способствует воспитанию выдержки, честности, справедливости, ответственности перед командой, умения считаться с другими детьми. Дети приучаются самостоятельно находить выход из создавшейся игровой ситуации, добиваются высоких личных результатов, заботятся об общекомандном результате и стремятся к творчеству в игре.
Среди игр с элементами спорта можно выделить игру «пионербол» – один из вариантов игры в волейбол по облегченным правилам. При правильной организации этой игры открываются большие возможности для эффективного оздоровительного влияния на детский организм. В процессе игры хорошую тренировку получают органы дыхательного аппарата и сердечно-сосудистой системы. Игра в пионербол положительно влияет и на зрение детей, так как во время игры взгляд сосредотачивается на мяче, что заставляет работать мышцы глаза. Занятия пионерболом хорошо развивают быстроту реакции, ловкость, улучшают осанку, а также способствуют тренировке нервной системы ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Желание двигаться у ребенка заложено самой природой. Но в современном обществе наблюдается следующее противоречие: с одной стороны, очевидна и общепризнанна роль движений в целостном развитии ребенка; с другой стороны, двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка-дошкольника.
Все чаще можно встретить во дворе скучающих, равнодушных к спортивным и подвижным играм, слабых и неумелых мальчишек и девчонок. Многие ребята вообще перестали выходить во двор, отдавая предпочтение другим видам деятельности: просмотру мультфильмов, компьютерным играм, занятиям с конструкторами. В результате сегодняшние дети практически не способны образовывать спонтанные коллективы, самостоятельно организовывать групповые игры. Утеряны детские разновозрастные дворовые сообщества. Некому передать опыт коллективной игры. Сегодня крайне редкое явление – родители, играющие с ребенком.
Аналогична картина и в нашем детском саду в начале учебного года. Мониторинг развития вновь поступающих детей от 2 до 4 лет подтверждает низкий уровень физической подготовленности воспитанников. Конечно, проводимая в дальнейшем работа по физическому воспитанию приносит положительные результаты.
Но все же у нас возникают вопросы:
- как закрепить у детей интерес к подвижным играм с мячом и играм с элементами спорта для использования в самостоятельной деятельности?
- как заинтересовать родителей в том, чтобы не только специалисты детского сада занимались развитием детей, но и сами родители находили немного времени на игру со своими малышами?
Возникшая проблема подтолкнула нас к необходимости введения в программу детского сада по образовательной области «Физическое развитие» обучение спортивной игре «пионербол». Во-первых, идею организации игры подсказали сами дети, поскольку игры с элементами спорта им очень нравятся. Во-вторых, в ходе проведения диагностики по показателям «Школы мяча» (подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками несколько раз подряд, отбивание мяча от стены, метание малого мяча на дальность, в цель, бросок набивного мяча вперед, передачи мяча в парах, через сетку) в детском саду у наших воспитанников были отмечены хорошие результаты. В-третьих, благодаря простоте правил игры и доступности инвентаря, в пионербол можно играть не только в образовательном учреждении, но и во дворе с друзьями, в лесу с родителями.
ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ, НА КОГО НАПРАВЛЕНЫ
Игра «пионербол» включена в программу средних общеобразовательных школ по физической культуре. Но из-за отсутствия методических разработок к ней для детей дошкольного возраста, возникают трудности обучения этой игре. Предлагаемая авторская методика может помочь в их преодолении и направлена на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), поскольку на данном возрастном этапе развития дошкольников происходят существенные качественные изменения, связанные с интенсивным анатомическим и функциональным созреванием организма детей, развитием двигательного анализатора. Эти изменения позволяют широко развернуть работу по формированию двигательных навыков и развитию физических качеств через спортивную командную игру «пионербол».
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Новизна авторской методики заключается в том, что благодаря разработанной системе обучения играть в пионербол стало возможно и в детском саду. Уже в дошкольном возрасте вводится жестовая система судейства, а пониманию судейских жестов дети легко обучаются в доступной игровой форме. Кроме того, в практике физкультурно-оздоровительной работы найдены оригинальные методические приемы для овладения техникой действий с мячом и разработан мониторинг для определения уровня их усвоения у детей дошкольного возраста.
ОПИСАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Цель – формирование психофизических качеств ребенка-дошкольника посредством командной спортивной игры «пионербол». Основные задачи при обучении игре «пионербол» детей старшего дошкольного возраста направлены на то, чтобы:
- дать детям представление о сущности игры в пионербол, ее правилах;
- обучать двигательным действиям без мяча и с мячом, формировать у детей умение применять их в игровой ситуации;
- выбирать целесообразные способы действий с мячом в игровой ситуации;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, умение детей ориентироваться на площадке;
- воспитывать волевые качества ребенка и дружеские отношения, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь команде в сложных ситуациях;
- способствовать развитию интереса к физической культуре и приобщать к спорту.
Пути реализации:
- создание условий для организации игры;
- разработка перспективного плана работы по обучению игре «пионербол»;
- проведение плановых занятий по физической культуре и специально организованных занятий по обучению игре «пионербол»;
- мониторинг двигательных умений и навыков движений с мячом для построения образовательного процесса в ДОУ с учетом целей дошкольного образования и решения дальнейших задач;
- совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка;
- взаимодействие детского сада с социумом.
Краткая характеристика игры
Пионербол (от франц. pionnier – первопроходец, зачинатель, первый; в перев. с англ. ball – мяч) – игровой вид спорта с мячом, схожий по правилам с волейболом. Игра «пионербол» зародилась в СССР в 30-х годах 20-го века. В нее играли, зачастую не на специальных площадках, а порой даже без сетки, просто обозначая чем-либо границы поля. В настоящее время при организации занятий детским спортом пионерболу уделяется все больше внимания. Имеется явный прогресс в развитии этой детской игры как самостоятельного вида спорта в регионах страны, в том числе и в Чувашской Республике.
Цель игры – перебросить мяч через сетку на сторону противника так, чтобы он опустился в пределах площадки.
Игра проводится на волейбольной площадке или в физкультурном зале, разделенном сеткой или шнуром, который натягивается на высоте 130-150 см. В игре участвуют 2 команды по 6(8) человек в каждой. Игроки располагаются в две линии на своих сторонах площадки.
Правила игры «пионербол» для детей дошкольного возраста
Игра проводится между двумя командами. Цель каждой команды в игре – набрать 15 очков в каждой партии быстрее соперников, соблюдая при этом правила игры.
Мяч в игре
Одна из команд по жребию начинает игру с подачи из-за лицевой линии (на начальном этапе обучения подачу можно производить с любого места площадки).
Мяч в поле
При подаче мяч должен перелететь на противоположную сторону площадки (касание сетки мячом допустимо). Если мяч опустился в пределах площадки одной команды, то противоположная команда получает 1 очко. Мяч, приземлившийся на черту, считается правильным (ограничительная черта считается площадкой.)
Потеря мяча
При подаче мяч, попавший в сетку и отскочивший на свою сторону, считается потерянным – очко в этом случае засчитывается в пользу противоположной команды. Любая ошибка одной команды засчитывается в пользу противоположной команды.
Касание сетки
Касание сетки руками для детей дошкольного возраста допустимо.
Аут
Мяч, брошенный игроком одной команды и ушедший за пределы площадки, засчитывается в пользу противоположной команды. В случае касания его игроком, очко присуждается нападающей команде.
Три касания мяча
Вся команда имеет право касаться мяча на своей площадке не более трех раз, то есть игрок, поймавший мяч, может выполнять передачу другому игроку своей команды, тот еще одну для нападающего броска другому игроку.
Переход игроков
Игроки одной команды перемещаются на своей стороне площадки на одно место по часовой стрелке после потери противоположной командой права подачи мяча (на начальном этапе обучения игроки передней и задней линии могут меняться самостоятельно или по указанию педагога). Так в команде меняется подающий игрок.
Замена игроков
Взрослый может менять игроков во время игры и во время перерыва (иногда эту функцию может выполнять капитан команды, выбранный самими детьми). Замену в командах можно производить неограниченное количество раз.
Время игры
Играют 3 партии (исключение, когда счет по партиям 2:0). Игра в каждой партии идет до тех пор, пока одна из команд первой не наберет 15 очков. Смена сторон площадки производится после каждой партии. Время игры по часам не фиксируется.
Правила поведения
Во время игры дети должны проявлять корректность, уважение к сопернику.
Судейство при проведении игры «пионербол»
Судья (инструктор по физической культуре, воспитатель) следит за выполнением игроками правил игры, делает замечания при нарушении правил, показывает жесты (табл.1), означающие то или иное предполагаемое дальнейшее выполнение действий.
Таблица 1
Судейские жесты
№ п/п |
Описание жеста |
Значение |
1. |
Взмах руки в сторону |
Подает команда, на которую указал судья |
2. |
Скрещение рук над головой |
Игра окончена |
3. |
Прямая рука опущена вниз - в сторону |
Мяч упал в пределах площадки |
4. |
Согнутые руки подняты вверх ладонями к лицу |
Мяч упал за пределы площадки (аут) |
5. |
Круговое движение предплечьем одной руки по часовой стрелке |
Переход игроков по зонам |
6. |
Движение согнутыми руками навстречу |
Смена сторон площадки |
Последовательность обучения двигательным действиям без мяча и с мячом
Обучение детей элементам игры в пионербол начинается со средней группы, включая упражнения в бросании и ловле мяча, подвижные игры с мячом в непосредственно образовательную деятельность. В этом возрасте дети приучаются отталкивать мяч симметрично обеими руками, придавая ему нужное направление движения. Важно обучить ребенка регулировать силу отталкивания.
В старшей группе организуются специальные занятия, состоящие только из игр и упражнений с мячом. В этом возрасте навыки владения мячом получают дальнейшее развитие. Разнообразнее и сложнее становятся упражнения в бросании и ловле мяча. Дети старшей группы должны уметь непринужденно держать его, быстро и точно передавать в разных направлениях и ловко принимать. Много времени надо уделять упражнениям в бросании и ловле мяча индивидуально, в парах, по кругу, так как не все дети достаточно ловки, они еще не умеют учитывать ряд условий, от которых зависит правильность выполнения действия.
В непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности у детей седьмого года жизни совершенствуются и закрепляются навыки всех способов катания, бросания и ловли. В этом возрастном периоде дети, передавая мячи друг другу или перебрасывая в разных положениях, действуют уверенно ловко, что позволяет включать эти виды движений в задания с элементами соревнований, в эстафеты.
У детей подготовительной группы совершенствуются и навыки ловли. Они умеют перебрасывать друг другу мяч разными способами (двумя руками снизу, от груди, сверху, с отскоком от пола и др.). Перебрасывание проводится не только в произвольном темпе, но и под счет. Упражнения с мячом выполняются во время передвижения в парах, стоя на месте, из разных исходных положений, через сетку. В подготовительной к школе группе дети переходят непосредственно к игре в пионербол с соответствующими правилами.
Важнейшим принципом отбора содержания для обучения детей старшего дошкольного возраста игре в пионербол является выделение тех действий с мячом и без него, которые:
- составляют основу техники любой подвижной и спортивной игры с мячом;
- доступны детям старшего дошкольного возраста;
- дают наиболее эффективный результат в решении игровых задач.
Действия без мяча
Основные двигательные действия без мяча, применяемы при игре в пионербол – это игровая стойка, различные перемещения и остановки.
Все двигательные действия без мяча и с мячом выполняются при определенном положении тела, обеспечивающем их высокую эффективность. Поэтому в первую очередь необходимо обучить детей принимать игровую стойку.
Правила ее выполнения:
1. Ноги полусогнуты, расположены на ширине плеч, одна нога на полшага впереди (упругое положение ног).
2. Туловище держится прямо и слегка наклонено вперед.
3. Руки полусогнуты, свободны и опущены вниз.
4. Взгляд направлен вперед, а не под ноги.
Все перемещения (ходьба, бег, бег приставными шагами, бег спиной вперед) выполняются из игровой стойки. Главное правило для всех способов перемещения – отталкиваться ногами как упругими пружинками.
Остановка прыжком включает в себя подсед во время перемещения на обе ноги, при остановке шагом – на сзади стоящей ноге без смены опоры.
Действия с мячом
Действия с мячом, необходимые для игры в пионербол: держание мяча, прием, передача, подача мяча.
Базовым упражнением для усвоения элементов игры является ловля и передача мяча двумя руками.
В первую очередь необходимо обратить внимание детей на работу ног и обучить правилам держания мяча:
1. Мяч на уровне пояса или груди (в зависимости от способа передачи).
2. Руки согнуты, локти направлены вниз-в сторону.
3. Кисти рук расположены сбоку мяча.
4. Большие пальцы смотрят друг на друга, остальные – широко расставлены.
5. Ладони не касаются мяча.
Общими для всех способов приема мяча являются три правила:
1. Вынос рук навстречу летящему мячу.
2. Прием мяча осуществляется пальцами.
3. Смягчающее движение (одновременное сгибание рук и ног).
Для обучения правильному держанию и приему мяча детей дошкольного возраста, применяется методический прием «волшебные перчатки» (держать мяч и ловить его можно только пальцами рук, словно на них надеты перчатки).
Правила выполнения передачи мяча двумя руками снизу (от груди):
1. Ноги в упругом положении – игровая стойка с мячом.
2. Руки с мячом на уровне пояса (груди) и слегка согнуты в локтях.
3. Разгибая сзади стоящую ногу, перенести вес тела на другую.
4. Бросить мяч вперед-вверх двумя руками, следя за его полетом.
При выполнении передач мяча любым способом для закрепления осознанного движения – одновременной работы рук и ног – используется методический прием «ноги-пружинки» (когда мяч находится в руках, «пружинка» сжимается – сгибание ног, а когда разжимается – выпрямление ног, словно выталкивает вверх, помогая рукам бросить мяч).
Наиболее сложным элементом игры в пионербол является подача мяча.
Правила ее выполнения:
1. Встать в игровой стойке лицом к сетке.
2. Держать мяч согнутыми руками перед грудью.
3. Выполнить замах: отвести мяч к плечу, удерживая его на ладони бросающей руки, придерживая другой; повернуть туловище в сторону бросающей руки; перенести вес туловища на сзади стоящую ногу.
4. Перенося вес тела на впереди стоящую ногу развернуть туловище направлении полета мяча.
5. Выполнить бросок мяча вдаль-вверх с одновременным выпрямлением бросающей мяч руки.
Закрепление всех двигательных действий с мячом и без мяча осуществляется в подвижных играх и при выполнении игровых упражнений в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности.
Подвижные игры с мячом, включающие элементы игры «пионербол»
Приучать детей к пониманию судейских сигналов, с целью развития зрительного и слухового восприятия детей, следует в игровой форме. Этому содействуют подвижные игры с элементами пионербола, сопровождение которых ведет судья (инструктор по физической культуре, воспитатель) с помощью жестовой системы.
Мяч соседу
(чувашская народная игра)
С помощью считалки выбирается ловишка. Дети становятся в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. У одного игрока в руках мяч. Ловишка находится за пределами круга. По свистку судьи дети начинают передавать мяч друг другу в любом направлении. Ловишка пытается дотронуться рукой мяча, не входя в круг. В чьих руках ловишка коснулся мяча или кто-то из игроков теряет мяч, тот сам становится ловишкой. Бросать и передавать мяч через игрока нельзя.
После окончания игры раздается свисток. Судья показывает жест – скрещение рук над головой – означающий окончание игры.
Гонка мячей по кругу
Дети становятся в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. У игроков, оказавшихся в круге напротив друг друга, мячи разного цвета (размера или веса). По свистку судьи все начинают передавать мячи друг другу, стараясь догнать другой мяч. После окончания игры раздается свисток. Судья показывает жест (скрещение рук над головой), означающий окончание игры.
В эту игру рекомендуется вносить сюжет, например, «Лиса и заяц» («лиса» – баскетбольный мяч гонится за «зайцем» – волейбольным мячом).
Мяч над головой
Дети делятся на команды и выстраиваются в колонны по одному. Дистанция между игроками 0,5 м. По свистку первый игрок, который стоит впереди колонны, прогибаясь передает мяч назад над головой второму игроку из рук в руки, второй – третьему и т.д. Последний игрок берет мяч в руки и перебегает вперед, становясь впереди колонны, и снова передает мяч назад. Так передачи мяча и перебежки последних игроков в колоннах продолжаются до тех пор, пока каждый игрок команды не окажется на своем месте как в начале игры. Победителя определяют по жесту судьи – взмах руки в сторону выигравшей команды, которая первой закончила выполнять задание.
У этой игры есть много разновидностей, например, «Мяч под ногами» (игроки в колоннах передают мяч из рук в руки или прокатывают по полу под ногами), «Мяч сбоку» (выполнять передачи мяча справа назад, а затем слева вперед без перебежек игроков с места на место), «Мяч сверху-снизу» (первый игрок в колоннах передает мяч над головой, второй - под ногами, третий - над головой, четвертый - под ногами и т.д., последний игрок перебегает вперед, становясь впереди колонны, и снова передает мяч).
Пятерки
Дети становятся врассыпную и выполняют разные задания с мячом:
1) подбросить мяч вверх и поймать его – 5 раз;
2) тоже после одного хлопка – 4 раза;
3) тоже после двух хлопков – 3 раза;
4) тоже после хлопка и отскока мяча от пола – 2 раза;
5) тоже после хлопка за спиной – 1 раз.
Каждый игрок, выполнивший задание первым, получает 1 балл. В конце игры подводятся итоги подсчетом общего количества баллов. Жест – взмах руки в сторону игрока – указывает на победителя.
Десятки
Другой вариант игры «Пятерки». В этой игре выполнение первого задания начинается с 10 раз, второго – с 9 раз и т.д. Для последних заданий можно придумать более сложные варианты действий с мячом. Например:
- подбросить мяч вверх и поймать его после поворота кругом на 360° и отскока мяча от пола;
- тоже после поворота кругом на 360°;
- ударить мяч об пол так, чтобы он высоко подпрыгнул, повернуться кругом и поймать его;
- подбросить мяч вверх и поймать его после хлопка спереди и за спиной;
- приподняв правую ногу вперед, бросить мяч правой рукой об пол так, чтобы он пролетел под правой ногой, поймать мяч (тоже под левой ногой).
Эти же задания можно выполнять у стены или в парах. В конце игры подводятся итоги подсчетом общего количества баллов.
10 передач
Дети становятся тройками на расстоянии 2 м друг от друга. У каждой тройки по мячу. По свистку они передают мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить мяч. После выполнения 10 передач мяча последний игрок поднимает мяч вверх в знак окончания игры. Игра останавливается свистком. Победителя определяют по жесту судьи – взмах руки в сторону выигравшей тройки.
Съедобное - несъедобное
Дети встают в круг. У одного игрока в руках мяч. Назвав какой-нибудь предмет, он одновременно бросает мяч любому из игроков. Если был назван съедобный предмет, то мяч должен быть пойман, если несъедобный, то его ловить нельзя. Если игрок ошибается (ловит мяч, названный несъедобным), то раздается свисток и судья показывает жест – согнутые руки подняты вверх ладонями к лицу. Этот игрок выбывает из игры. Если не ошибается, то сам становится ведущим. Для этого судья показывает жест, обозначающий переход игроков – круговое движение предплечьем одной руки по часовой стрелке. Побеждает последний, не выбывший из игры.
Перебрось мяч
Две команды располагаются на ограниченной площадке в две шеренги лицом друг к другу, параллельно линии, расположенной в центре между ними. У каждого игрока в руках мяч. По свистку дети постоянно перебрасывают все мячи на противоположную сторону площадки, так чтобы на своей половине не оставалось мячей. Перемещаться игрокам можно только на своей стороне, переходить через центральную линию на сторону соперников запрещается.
По свистку игра останавливается, судья считает количество мячей на каждой стороне площадки. Победителя определяют по жесту судьи – взмах руки в сторону выигравшей команды, на чьей стороне оказалось меньше мячей.
Передал - садись
Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает капитана. Команды становятся в колонны за линией старта. Капитан каждой команды с мячом в руках становится напротив своей команды на расстоянии 2-3 м от нее. По свистку судьи капитан передает мяч первому игроку колонны, который ловит его, передает капитану и приседает. Капитан таким же образом передает мяч второму, затем третьему и всем остальным игрокам. Каждый игрок после передачи мяча капитану приседает. Если игрок не поймал мяч, он должен сбегать за ним, вернуться на свое место и передать мяч капитану. Выигрывает команда, которая раньше выполнила задание. Игра останавливается свистком. Победитель определяется по жесту судьи – взмах руки в сторону выигравшей команды.
Кого назвали, тот и ловит
Дети становятся в круг, в центре которого стоит ребенок с мячом. Он бросает мяч вверх и вызывает по имени того, кому предназначается мяч. Тот должен поймать мяч, не уронив его. После этого поймавший мяч становится в центр круга. В случае если ребенок не смог поймать мяч, раздается свисток и судья показывает жест – согнутые руки подняты вверх ладонями к лицу. Этот игрок остается на своем месте в кругу. Выигрывает тот, кто ни разу не уронил мяч или, если таковых нет, тот, кто уронил его наименьшее количество раз. Игра останавливается свистком.
Горячий мяч
Дети становятся в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. По свистку они выполняют быстрые передачи мяча друг другу (кроме соседних игроков) любым способом. Если игрок долго держит мяч (по усмотрению судьи), то он выбывает из игры (раздается свисток и судья показывает жест – согнутые руки подняты вверх ладонями к лицу). Игра длится до тех пор, пока не останется один ловкий игрок, который определяется жестом судьи – взмах руки в сторону победителя. Окончание игры сопровождается продолжительным свистком и жестом судьи – скрещение рук над головой – означающим окончание игры.
Мяч через сетку
1 вариант. Дети становятся парами напротив друг друга и по свистку выполняют передачи через сетку (веревку) разными способами, стараясь не уронить мяч.
2 вариант. Дети делятся на две команды. Каждая команда, разделившись пополам, становится в колонну напротив друг друга через сетку. По свистку игроки выполняют передачи, стараясь не уронить мяч. Каждый игрок, выполнивший передачу, уходит назад в свою колонну.
Побеждает пара (команда), выполнившая наибольшее количество передач мяча без падения его на землю. После окончания игры раздается свисток, и показывается жест (скрещение рук над головой), означающий окончание игры.
Распределение игроков на команды
При организации тренировочной игры в пионербол или подвижных игр с мячом также важным моментом является распределение игроков на команды. Оно может осуществляться разными способами. Ниже приведены несколько из них (из опыта работы), но педагог может придумать свой вариант.
По расчету. Производится расчет на первый – второй, соответственно игроки № 1 оказываются в одной команде, № 2 – в другой.
По распределению. Взрослый делит детей на команды по своему усмотрению. (Данный способ распределения игроков используется на начальном этапе обучения игре с целью уравнивания сил в командах.)
По цвету. Дети делятся на две команды в соответствии с цветом своей футболки.
По выбору капитана.
1 вариант. Назначаются два капитана, которые выбирают себе команду на свое усмотрение.
2 вариант. Деление проводится в виде игры. Все игроки делятся на пары, кроме капитанов. Каждый игрок в паре зашифровывает свое имя названием фрукта, овоща, птицы, игрушки и т.д. (например, 1 пара – апельсин и мандарин, 2 пара – мотоцикл и машина и т.п.), затем предлагают капитану сделать выбор, задавая вопрос: «Что ты выбираешь – апельсин или мандарин?» После сделанного выбора игрок, зашифрованный под тем названием, который выбран этим капитаном, становится членом его команды, соответственно другой игрок переходит в другую команду.
По желанию детей. Дети самостоятельно делятся на две команды. (Данный способ чаще используется на этапе совершенствования игры.)
После того как дети овладеют основными двигательными умениями и навыками, необходимыми для игры в пионербол, организуются соревнования, турниры между командами по предусмотренным правилам и с судейством.
Усвоение двигательными умениями и навыками движений с мячом
В конце каждого психологического возраста, и по его результатам можно делать выводы об успешности решения образовательных задач.
В зависимости от того, если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, или находится в состоянии становления, то он позволяет отражать состояние нормы развития двигательных умений и навыков движений с мячом.
Если тот или иной показатель проявляется неустойчиво или не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной со взрослым, ни в самостоятельной деятельности), то необходимо проведение дальнейшей работы.
Примерные критерии для определения уровня усвоения двигательных умений и навыков движений с мячом приведены ниже в таблицах 2-3.
Таблица 2
Качественные показатели двигательных умений и навыков движений с мячом
Уровень |
Возрастная группа |
||
Средняя |
Старшая |
Подготовительная |
|
Высокий |
Технически правильно выполняет все упражнения с мячом. Проявляет интерес к действиям с мячом. Соблюдает заданный темп и ритм работы с мячом. Обращает внимание на результат. Наблюдается перенос освоенных упражнений с мячом в самостоятельную деятельность. |
Уверенно, точно, технически правильно, в заданном темпе и ритме выполняет упражнения с мячом. Способен продумать новые варианты действий с мячом. |
Технически правильно, результативно, уверенно, точно выполняет все упражнения с мячом. Правильно оценивает движения с мячом других детей. Проявляет элементы творчества в работе с мячом. Самостоятельно составляет простые варианты упражнений с мячом. |
Средний |
Владеет главными элементами техники движений с мячом. Почти всегда соблюдает заданный темп и ритм. Увлечен процессом, но не всегда обращает внимание на результат. |
Технически правильно выполняет большинство упражнений с мячом. Верно оценивает движения сверстников, иногда замечает собственные ошибки. Не совсем уверенно и точно выполняет действия с мячом в заданном темпе. |
Технически правильно выполняет большинство упражнений с мячом, проявляет усилия, активность и интерес. Способен оценить движения с мячом других детей, упорен в достижении своей цели. Может придумать и выполнить несложные действия с мячом. |
Ниже среднего |
Допускает существенные ошибки в технике движений с мячом. Не соблюдает темп и ритм заданий, действует только в сопровождении показа взрослого. |
Неуверенно выполняет сложные упражнения с мячом. Не замечает своих ошибок. Не обращает внимание на качество действий с мячом. Не соблюдает заданный темп и ритм работы с мячом. |
Допускает ошибки в основных упражнениях с мячом. Слабо контролирует выполнение движений, затрудняется в их оценке. |
Таблица 3
Количественные показатели двигательных умений и навыков движений с мячом
№ п/п |
Двигательное задание |
Возраст |
|
5-6 лет |
6-7 лет |
||
1 |
Подбрасывание волейбольного мяча вверх и ловля его двумя руками несколько раз подряд (кол-во раз) |
до 10 |
10-20 |
2 |
Отбивание мяча от стены (кол-во раз) |
4-8 |
8-10 |
3 |
Метание малого мяча на дальность (м) |
3-6 |
5-9 |
4 |
Метание малого мяча в цель |
с расстояния 3-5м |
|
5 |
Бросок набивного мяча вперед (м) |
1 |
1-3 |
6 |
Передачи мяча в парах, через сетку (кол-во раз) |
до 5 |
5-10 |
Формы совместной деятельности взрослых и детей
при организации игры «пионербол»
Семья и детский сад – это те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Развитие ребенка тесно связано с образом жизни семьи, и родителям необходимо заботиться о правильном физическом развитии детей, регулярно заниматься с ними физкультурой, приобщать к здоровому образу жизни. А специалисты, работающие в дошкольном учреждении, могут помочь родителям в приобретении необходимых теоретических и практических знаний, в том числе и по вопросам физического развития ребенка дошкольного возраста.
При организации игры в пионербол в детском саду инструктор по физической культуре тесно сотрудничает с воспитателями и родителями.
Для воспитателей проводятся консультации по ознакомлению с правилами игры «пионербол», семинары, практикумы, мастер-классы по обучению жестовой системе и ее использованию во время проведения подвижных игр. В летний период организуются тренировочные игры на воздухе. В группах оформляются информационные уголки для родителей.
Взаимодействие с родителями, как непосредственными участниками образовательного процесса, стало эффективным средством для повышения родительской самооценки, усиления близости между родителем и ребенком. А это положительно влияет на атмосферу в семье. У родителей возникает потребность в проведении подобных семейных состязаний и мероприятий. Они активно участвуют в спортивных играх «Папа, мама, я – спортивная семья». При проведении открытых соревнований, турниров по пионерболу в детском саду родители воспитанников приглашаются не только как зрители, но и в качестве непосредственных участников. Таким образом, они имеют возможность сравнивать умения своих детей с другими, что способствует повышению родительской самооценки, усиления близости между родителем и ребенком. У родителей возникает потребность в проведении данной игры с детьми на прогулке в выходные дни, на отдыхе. Также в семье изменяется система отношений, которые строятся на понимании потребностей ребенка: в двигательном рационе, эмоциональном выплеске, формируются отношения равноправия и партнерства. Данные изменения в системе «родитель-ребенок», конечно, в свою очередь сказывается и на дальнейших успехах ребенка во всех сферах его развития: физической, интеллектуальной и личностной.
Основные формы совместной деятельности всех участников образовательного процесса с целью координации всей работы отражены в таблице 4.
Таблица 4
Формы работы
С детьми |
С воспитателями |
С родителями |
- Рассказы о командных спортивных играх, об истории игры «пионербол» - Использование интерактивных дидактических игр, мультимедиа-книжки обучающего характера «Спортивная азбука в картинках» - Викторина «Мяч в игре» - Просмотр видеороликов с соревнованиями - Подвижные игры с применением судейских жестов |
- Оформление информационных стендов на спортивную тематику для родителей - Консультации по ознакомлению с игрой «пионербол», ее правилами - Семинары, практикумы, мастер-классы по обучению жестовой системе и ее использованию во время проведения подвижных игр |
- Дни открытых дверей - Практический курс «Спорт – наш друг» - Непосредственное участие родителей при проведении игры «пионербол» |
Непосредственно образовательная деятельность (образовательная область «Физическое развитие») |
||
Специально организованные занятия по обучению игре «пионербол» |
||
Тренировочные игры на воздухе (в теплый период) |
||
Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» |
||
Физкультурный досуг «Неразлучные друзья – взрослые и дети» |
||
Турниры по пионерболу |