Программа по русскому языку для 1 класс по УМК Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Русский язык.
1.Пояснительная записка.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерной образовательной программы начального общего образования
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.
В процессе изучения русского языка реализуются все общие цели, определенные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), но наиболее значимыми для данного предмета являются:
1)становление основ гражданской идентичности в процессе освоения русского языка, осознания значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
2)формирование основ умения учиться, так как изучение русского языка предоставляет возможность формирования всех видов универсальных учебных действий.
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка реализуются задачи:
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Данная рабочая программа конкретизирует содержание государственного образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, способствует созданию условий для полноценного развития личности, её познавательных и созидательных возможностей, отражает пути реализации учебного материала: распределяет учебные часы по разделам курса, уточняет виды учебной деятельности, определяет количество контрольных работ для учащихся,
Программа составлена для 1 класса а, обучающегося по программе система «Эльконина-Давыдова». В классе 29 человек.
2.Общая характеристика учебного предмета.
В настоящее время российская начальная школа, являющаяся важнейшим звеном в системе школьного образования, переживает качественно новый этап в своем развитии. Он связан с кардинальным изменением приоритетов начального обучения, заданным новым стандартом образования. Сегодня в качестве главной цели образования даже в начальной школе на первый план все более отчетливо выдвигается становление личности младшего школьника, развитие его сознания и способностей.
Возможность и целесообразность обучения, прямо ориентированного на развитие ребенка как на свою основную цель, впервые были доказаны в начале 90_х гг. благодаря введению в широкую школьную практику начального образования принципиально новых систем, получивших название развивающего обучения (Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин — В. В. Давыдов). Еще в начале 60_х гг. Д. Б. Эльконин, рассматривая учебную деятельность младших школьников, определил ее как «деятельность по самоизменению», подчеркнув тем самым необходимость создания таких условий обучения, при которых ребенок оказывается не объектом обучающих воздействий учителя, а самоизменяющимся субъектом учения, учащимся.
Обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, — такова главная цель любого предметного курса, реализующего образовательную систему Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, которая, бесспорно, является ярким воплощением деятельностного подхода.
Важнейшее отличие рассматриваемого систематического курса от привычной логики традиционного изложения заключается в том, что его изучение начинается не с отдельных (частных) правил, а с общего принципа решения целого класса задач (проверки орфограмм), который затем последовательно конкретизируется на материале проверки разных типов орфограмм (безударных гласных, сомнительных согласных, непроизносимых согласных) во всех частях слова. Таким образом, решается также задача формирования системного знания, при котором усвоение материала оказывается более качественным, так как оно осуществляется преимущественно в процессе понимания, а не заучивания.
Вместе с тем понять общий принцип проверки орфограмм, овладеть им и распространить его на все указанные случаи ребенок сможет только в том случае, если у него сформировано представление о некоторой системе лингвистических понятий (соотношение звука и буквы в слове, слабые и сильные позиции звуков, фонема, значимые части слова, формы слова и пр.), на которую этот принцип опирается. В предлагаемом курсе последовательность и глубина изучения вводимых лингвистических понятий диктуется логикой формирования действия письма, которое, в силу неоднозначности отношений между звуковой и буквенной оболочками слова, приобретает характер орфографического действия. Теоретические знания в данном курсе являются не самоцелью, а средством решения
целого круга актуальных для младшего школьника практических задач, связанных с правописанием. Такое построение содержания способствует поддержанию учебной мотивации младших школьников (так как грамотное письмо для них —
символ взрослости), устойчивого познавательного интереса к изучению языковых понятий, осознанию практической значимости изучаемой теории.
Вместе с тем в рамках предлагаемого курса решаются и другие традиционные задачи обучения родному языку. Важнейшая среди них — формирование у детей навыков чтения и письма, составляющих необходимую предпосылку успешности всего последующего обучения.
Обучение письму на основе фонематического принципа неминуемо включает и обучение чтению как действию по воспроизведению звуковой формы слова на основе его буквенной модели (записи). Осознанное выполнение этого действия опирается на анализ соотношения между звуковой (фонемной) формой слова и его буквенной структурой. По мере освоения и автоматизации такое действие превращается в навык чтения на уровне фонетического слова — сначала послогового, а затем и без разделения слова на слоги.
Задачи обучения чтению и способы их решения тесно переплетаются с задачами развития речи учащихся, воспитания их речевой культуры. Необходимо исходить из того, что речь функционирует и развивается в неразрывном единстве с конкретными видами их деятельности: игровой, трудовой, художественной и т. д. В условиях реализации деятельностного подхода важнейшие изменения в речи связаны со становлением учебной деятельности. Ее коллективно_распределенный характер ставит ученика перед необходимостью обсудить ее цели и задачи, способы и средства их решения, оценить полученные результаты, т. е. порождает содержательные мотивы общения. Развертывающийся на этой основе коллективный учебный диалог ставит каждого из его участников в ситуацию конкретной коммуникативной задачи, успешное решение которой требует учета и адекватной оценки всей совокупности условий общения, выбора соответствующих средств, умения правильно использовать их. Вместе с тем все более глубокое осознание языковых значений и средств их выражения способствует интенсивному развитию «чувства языка», которое становится одним из существеннейших факторов развития речи.
Но какую бы важную роль ни играло учебное общение в жизни младшего школьника, оно не исчерпывает того круга коммуникативных задач, с которыми он сталкивается и к решению которых его необходимо готовить. Учебный диалог сам по себе не обеспечивает овладение монологическими формами речи, которые играют весьма важную роль в последующем обучении. Важно и то, что, участвуя в учебном диалоге, ученик овладевает соответствующими речевыми умениями сугубо практически, не осознавая их оснований, что существенно сужает возможности произвольной регуляции речи. Все эти обстоятельства заставляют рассматривать развитие речи в рамках предлагаемой программы как особую задачу, требующую специальных средств ее решения. Они заключаются в том, чтобы обеспечить условия для постепенного перехода от непроизвольного учебного диалога к произвольно регулируемым формам монологической
речи — как устной, так и письменной.
Решение этой задачи предполагает овладение рядом умений — как общеречевых, так и специфических для того или иного вида речи. Важнейшими из них на начальном этапе обучения являются, во_первых, осознанное использование всех возможностей слова как важнейшего средства речевого общения, во вторых, умение правильно ориентироваться в особенностях текстов разных типов, от качества которого решающим образом зависит развитие монологической речи. Тем самым определяются два основных направления работы по развитию речи учащихся 1–4 классов. Это, с одной стороны, обогащение и активизация словарного запаса, а с другой — анализ и продуцирование разнообразных текстов. В процессе этой работы благодаря специальному подбору текстов, включающих лучшие образцы отечественной художественной литературы, одновременно решаются и воспитательные задачи начального курса родного языка, являющегося носителем национальной культуры.
Курс родного языка решает и определенные образовательные задачи, заключающиеся в ознакомлении детей с особенностями языка как знаковой системы и важнейшего средства общения.
Прежде всего наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. От представления о звуке как чувственно воспринимаемом элементе речи дети переходят к пониманию его смыслоразличительной функции («работы»), т. е. начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Обнаружив явление позиционного чередования звуков, ученики постепенно приходят к понятию фонемы как ряда позиционно чередующихся звуков, т. е. сверхчувственной фонетической единицы, реально выполняющей в языке функцию
разграничения слов и морфем. Важно, что это знание принципиально нового для ребенка типа приобретает для него особый смысл, так как именно оно позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.
В процессе формирования орфографического действия существенно обогащаются, перестраиваются и первоначальные представления о значении слова. Уже в начале второго класса анализ условий орфографической задачи приводит к выделению в слове его основы и окончания, а затем и значимых частей основы (морфем). Поиск сильной позиции для фонем в этих частях слова требует учета их значений. Тем самым у учащихся формируется представление о морфосемантической структуре слова, а затем и о системе его грамматических форм. Наиболее существенный сдвиг в понимании слова как значимой единицы языка происходит в процессе его изучения как части речи. И наконец, представление о слове не может быть полным без понимания механизмов и закономерностей его функционирования в речи, т. е. без анализа синтаксических единиц (словосочетания и предложения), в составе которых слово включается в
речь. Изучение младшими школьниками системы языковых понятий и раскрытие знаковой природы перечисленных языковых единиц в рамках курса родного языка создают благоприятные условия и для овладения ими иностранными языками.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Русский язык» включен в обязательную предметную область, которая призвана решать следующие основные задачи реализации содержания. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Распределение учебного времени
По школьному учебному плану в 1 классе - 5 часов в неделю, 165 часов - в год, что соответствует примерной и авторской программам. По программе – 5 часов в неделю (165 ч в год). Календарно – тематическое планирование составлено на 5 часов в неделю (165 ч в год).
Согласно базисному учебному плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч, из них в 1 классе -165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах - по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи и общества - понимание важности семьи, коллектива и общества в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам; понимание роли языка в жизни общества.
Ценность основ гражданской идентичности личности - чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры, проявление доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Ценность самообразования и самовоспитания - развитие умения учиться, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности; формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Русский язык».
Начиная работу, учитель первоклассников, конечно, должен не только хорошо ориентироваться в содержании программы для 1–4 классов в целом, но и четко представлять себе конечные результаты обучения по той или иной программе. В соответствии с новым стандартом начального образования в предлагаемой программе зафиксированы следующие требования к результатам:
Личностные результаты:
— осознание себя носителем родного языка, являющегося универсальным средством общения и неотъемлемой частью национальной культуры;
— устойчивый познавательный интерес к родному языку, его устройству и особенностям функционирования в речи;
— понимание необходимости соблюдения языковых и речевых норм в устном и письменном общении для более точной передачи его содержания;
— способность к самооценке и стремление к самосовершенствованию адекватности выбора языковых средств для более
успешного решения коммуникативных задач в различных ситуациях общения.
Метапредметные результаты:
— умение обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления;
— умение строить развернутое рассуждение, приводить аргументы для обоснования своей точки зрения, приводить примеры для демонстрации своих тезисов;
— умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, оценивать обоснованность его мнения; стремление к более точному выражению своей позиции;
— умение пользоваться справочной литературой (словарями, справочниками) с целью установления норм правописания и произношения (или каких_либо иных норм и точных сведений), нахождения нужной информации (определений, правил, исключений из них и т. п.).
Предметные результаты:
— общее представление о ведущем принципе и закономерностях русского правописания, необходимости овладения его
нормами;
— практическое соблюдение норм современного русского литературного языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных и пр.) в собственной устной и письменной речи (в рамках изученного в начальной школе);
— умение объективно оценивать свое владение этими нормами (в условиях коллективно_распределенной деятельности
на уроке);
— общее представление о знаковой системе языка, взаимосвязи его единиц на разных уровнях (звук, фонема; морфема;
слово как лексическая единица и часть речи, слово как член предложения; словосочетание и простое предложение); умение характеризовать существенные признаки указанных единиц и их функции (в объеме изученного).
К окончанию начального обучения предполагается достижение следующих результатов:
личностные |
метапредметные |
предметные |
||
У выпускника будут сформированы: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержа-тельные моменты школьной действитель-ности и принятия образца «хорошего ученика»; -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; - развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; - осознание себя носителем родного языка, являющегося универсальным средством общения и неотъемлемой частью национальной культуры; - устойчивый познавательный интерес к родному языку, его устройству и особенностям функционирования в речи; -понимание необходимости соблюде-ния языковых и речевых норм в устном и письменном общении для более точной передачи его содержания; - способность к самооценке и стремление к самосовершенствованию адекватности выбора языковых средств для более успешного решения коммуникативных задач в различных ситуациях общения. Выпускник получит возможность для формирования: •внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; •выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; •устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; •адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; •положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; •компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; •морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; •установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; •осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; •эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. |
Регулятивные: |
Познавательные: |
Коммуникативные: |
У выпускника будут сформированы: - общее представление о ведущем принципе и закономерностях русского правописания, необходимости овладения его нормами; - практическое соблюдение норм современного русского литературного языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных и пр.) в собственной устной и письменной речи (в рамках изученного в начальной школе); - умение объективно оценивать свое владение этими нормами (в условиях коллективно-распределенной деятельности на уроке); - общее представление о знаковой системе языка, взаимосвязи его единиц на разных уровнях (звук, фонема; морфема; слово как лексическая единица и часть речи, слово как член предложения; словосочетание и простое предложение); умение характеризовать существенные признаки указанных единиц и их функции (в объеме изученного).. Выпускник научится: - уметь различать гласные и согласные звуки; типы согласных звуков (звонкие, глухие, твёрдые, мягкие), парные и непарные согласные по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости; - уметь правильно называть буквы русского алфавита (зачем нужна каждая буква русского алфавита); - владеть способами обозначения на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, звука [Й], гласных звуков (в том числе после шипящих и ц); - понимать, что такое орфограмма (элемент «места» в буквенной записи (слова), который не может быть точно определён по произношению); - использовать средства обозначения на письме границ высказывания (большая буква в начале и знаки в конце высказывания); -применять правило употребления больших букв в именах собственных; - применять правило переноса по слогам; - определять количество слов в высказывании и различать самостоятельные слова (названия предметов, действий, признаков) и служебные слова (предлоги, союзы); - определять фонетические характеристики слова при его восприятии на слух (выделить слоги, определить ударный слог, звуковой состав каждого слога); - строить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав, и составить упрощённую фонетическую транскрипцию слова; - записывать слова и высказывания в тетради с вспомогательной разлиновкой в соответствии с нормами графики; - записывать под диктовку и списывать несложные по содержанию и синтаксической структуре текст (25-30 слов), написание слов в котором не расходится с произношением, обозначая непосредственно в процессе письма ударный слог в каждом слове; - контролировать и оценивать правильность собственной и чужой записи слова (высказывания), аргументируя свою оценку; - строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать своё согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога. Раздел «Фонетика и графика» Выпускник научится: •различать звуки и буквы; •характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие; •знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов. Раздел «Орфоэпия» Выпускник получит возможность научиться: •соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала); •находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др. Раздел «Состав слова (морфемика)» Выпускник научится: •различать изменяемые и неизменяемые слова; •различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; •находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс. Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу. Раздел «Лексика» Выпускник научится: •выявлять слова, значение которых требует уточнения; •определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Выпускник получит возможность научиться: •подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; •подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; •различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); •оценивать уместность использования слов в тексте; •выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. Раздел «Морфология» Выпускник научится: •определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение; •определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж; •определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение. Выпускник получит возможность научиться: •проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; •находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах. Раздел «Синтаксис» Выпускник научится: •различать предложение, словосочетание, слово; •устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; •классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; •определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; •находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; •выделять предложения с однородными членами. Выпускник получит возможность научиться: •различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства; •выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; •различать простые и сложные предложения. Содержательная линия «Орфография и пунктуация» Выпускник научится: •применять правила правописания (в объёме содержания курса); •определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю; •безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов; •писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; •проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Выпускник получит возможность научиться: •осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; •подбирать примеры с определённой орфограммой; •при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; •при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. Содержательная линия «Развитие речи» Выпускник научится: •оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; •соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор); •выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения; •самостоятельно озаглавливать текст; •составлять план текста; •сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. Выпускник получит возможность научиться: •создавать тексты по предложенному заголовку; •подробно или выборочно пересказывать текст; •пересказывать текст от другого лица; •составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; •анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; •корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; •анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов); •соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи). К окончанию 1 класса предполагается достижение следующих предметных результатов: уметь различать гласные и согласные звуки; типы согласных звуков (звонкие, глухие, твердые, мягкие), парные и непарные согласные по звонкости-глухости и твердости-мягкости; уметь правильно называть буквы русского алфавита и понимать их основные звуковые значения (зачем нужна каждая буква русского алфавита); владеть способами обозначения на письме твердости и мягкости согласных звуков, звука [й], гласных звуков (в том числе после шипящих и ц); понимать, что такое орфограмма (элемент«место» в буквенной записи высказывания (слова), который не может быть точно определен по произношению); использовать средства обозначения на письме границ высказывания (большая буква в начале и знаки в конце высказывания); применять правило употребления больших букв в именах собственных; применять правило переноса слов по слогам; определять количество слов в высказывании и различать самостоятельные слова (названия предметов, действий, признаков) и служебные слова (предлоги, союзы); определять фонетические характеристики слова при его восприятии на слух (выделить слоги, определить ударный слог, звуковой состав каждого слога); построить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав, и составить упрощенную фонетическую транскрипцию слова; записывать слова и высказывания в тетради с вспомогательной разлиновкой в соответствии с нормами графики; выделять в процессе записи слова (высказывания) изученные орфограммы; записывать под диктовку и списывать несложный по содержанию и синтаксической структуре текст (25—30 слов), написание слов в котором не расходится с произношением, обозначая непосредственно в процессе письма ударный слог в каждом слове; контролировать и оценивать правильность собственной и чужой записи слова (высказывания), аргументируя свою оценку; читать вслух незнакомый несложный текст целыми словами, ориентируясь на знаки ударения (темп чтения — 30—40 слов в минуту); отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога. |
Выпускник научится: •принимать и сохранять учебную задачу; •учитывать выделенные учителем ориентиры дей-ствия в новом учебном материале в сотрудничест-ве с учителем; •планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и усло виями её реализации, в том числе во внутреннем плане; •учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; •осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); •оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретро-спективной оценки соот-ветствия результатов тре-бованиям данной задачи и задачной области; •адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; •вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных оши-бок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фик-сацию) в цифровой форме хода и результатов реше-ния задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Выпускник получит возможность научиться: •в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; •преобразовывать практическую задачу в познавательную; •проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; •самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; •осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; •самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. |
Выпускник научится: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - принимать и сохранять учебную задачу; - различать способ и ре-зультат действия; - умение обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления; - умение пользоваться справочной литературой (словарями, справочниками) с целью устано-вления норм правописания и произношения (или каких-либо иных норм и точных сведений), нахождения нужной информации (определений, правил, иск-лючений из них и т.п.). - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несу-щественных признаков; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; - устанавливать анало-гии; - проводить сравнение по заданным критериям. Выпускник получит возможность научиться: •осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; •записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; •создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; •осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; •осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; •осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; •осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; •строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; •произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. |
Выпускник научится: - использовать речь для регуляции своего действия; - задавать вопросы. -допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - умение строить развернутое рассуждение, приводить аргументы для обоснования своей точки зрения, приводить примеры для де-монстрации своих тезисов; - умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, оценивать обоснованность его мнения; стремление к более точному выражению своей позиции; - формулировать собст венное мнение и позицию; -строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; - договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. Выпускник получит возможность научиться: •учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; •учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; •понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; •аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; •продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; •с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; •задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; •осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; •адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; •адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. |
||
Чтение. Работа с текстом. Поиск информации и понимание прочитанного. У выпускника будут сформированы: - находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; - определять тему и главную мысль текста; - делить тексты на смысловые части, составлять план текста; - вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; - сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака; - понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение); - понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста; - использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; - ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Выпускник получит возможность для формирования: - использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; - работать с несколькими источниками информации; - сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. Преобразование и интерпретация информации. У выпускника будут сформированы: - пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; - соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую; - формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; - сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; - составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Выпускник получит возможность для формирования: - делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; - составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Оценка информации. У выпускника будут сформированы: - высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; - оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; - на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов. Выпускник получит возможность для формирования: - сопоставлять различные точки зрения; - соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; - в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером. У выпускника будут сформированы умения: -использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; -выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку); -организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных. У выпускника будут сформированы умения: -владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; -сканировать рисунки и тексты. Выпускник получит возможность научиться: -использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке. Обработка и поиск информации У выпускника будут сформированы умения: -редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста; -пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; -заполнять учебные базы данных. Выпускник получит возможность для формирования: -искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; -составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);. -грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; -критически относиться к информации и к выбору источника информации. Создание, представление и передача сообщений У выпускника будут сформированы: -создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; -создавать сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста; -готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; -размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения; -пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах. Выпускник получит возможность научиться: -представлять данные; Планирование деятельности, управление и организация У выпускника будут сформированы умения: -создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно- управляемых средах; -определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения; -планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира. Выпускник получит возможность научиться: -проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы; -моделировать объекты и процессы реального мира. |
6. Содержание учебного курса.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 1 КЛАССЕ.
Курс русского языка в начальной школе представлен двумя этапами:
— обучение грамоте, нацеленное на решение задач формирования первоначальных навыков письма и чтения;
— систематический курс изучения родного языка, нацеленный на дальнейшее формирование грамотного письма (фор_
мирование орфографического действия), знакомство с особенностями языка как знаковой системы и развитие речи.
Уроки обучения грамоте в 1 классе (традиционно именуемого букварным периодом) представляют собой интегрированные занятия, включающие различные виды практических работ, связанные с освоением первоклассниками элементарных навыков письма и чтения:
— игры и упражнения по звуковому и звукобуквенному анализу слов;
— графические упражнения на начертание печатных и каллиграфических образцов букв и их элементов, их соединений;
конструирование новых букв из элементов, складывание из проволоки, вырывание из бумаги, лепка из пластилина и пр.;
— чтение и письмо слогов, слов, предложений, текстов;
— прослушивание лучших образцов детской художественной литературы (в исполнении учителя или в аудиозаписи — по мини_хрестоматии, размещенной в Букваре); разыгрывание сценок, разучивание небольших стихотворений, считалок, загадок, скороговорок и т. п.;
— составление и моделирование высказываний, небольших рассказов по картинкам, всевозможные речевые и словесные
игры (типа «Подскажи словечко», «Превращение слов» и т. п.).
При планировании уроков в букварный период рекомендуется чередование этих видов работ в рамках одного занятия, не разделяя часы на уроки чтения и письма.
Систематический курс изучения родного языка начинается в конце 1 класса, с послебукварного периода (последняя четверть 1 класса), в рамках которого обобщаются знания и умения, сформированные у первоклассников в течение букварного пер и о д а .
Для удобства восприятия предметное содержание букварного и послебукварного периодов предлагается в таблице (см. ниже). По мнению авторов программы, учителю, осваивающему деятельностный подход в рамках нового стандарта образования, очень важно научиться организовывать практические действия самих учащихся (не замещая их собственными объяснениями и рассказами!). Поэтому для каждого раздела программы здесь приведены соответствующие способы действий учащихся — они будут главными ориентирами для учителя при подборе заданий и упражнений на уроках.
К концу 1 класса предполагается достижение следующих предметных результатов:
— уметь различать гласные и согласные звуки, типы согласных звуков (звонкие, глухие, твердые, мягкие), парные и непарные согласные по звонкости_глухости и твердости_мягкости;
— уметь правильно называть буквы русского алфавита и понимать их основные звуковые значения (зачем нужна каждая
буква русского алфавита);
— владеть способами обозначения на письме твердости и мягкости согласных звуков, звука [й], гласных звуков (в том
числе после шипящих и Ц);
— понимать, что такое орфограмма (элемент — «место» — в буквенной записи высказывания (слова), который не может быть точно определен по произношению);
— использовать средства обозначения на письме границ высказывания (большая буква в начале и знаки в конце высказывания);
— применять правило употребления больших букв в именах собственных;
— применять правило переноса слов по слогам;
— определять количество слов в высказывании и различать самостоятельные слова (названия предметов, действий, признаков) и служебные слова (предлоги, союзы);
— определять фонетические характеристики слова при его восприятии на слух (выделить слоги, определить ударный слог, звуковой состав каждого слога);
— построить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав, и составить упрощенную фонетическую транскрипцию слова;
— записывать слова и высказывания в тетради со вспомогательной разлиновкой в соответствии с нормами графики;
— выделять в процессе записи слова (высказывания) изученные орфограммы;
— записывать под диктовку и списывать несложный по содержанию и синтаксической структуре текст (25–30 слов), на_
писание слов в котором не расходится с произношением, обозначая непосредственно в процессе письма ударный слог в
каждом слове;
— контролировать и оценивать правильность собственной и чужой записи слова (высказывания), аргументируя свою оценку;
— читать вслух незнакомый несложный текст целыми словами, ориентируясь на знаки ударения (темп чтения — 30–40 слов в минуту); отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
— строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога.
Распределение учебных часов
Класс |
Количество часов по программе |
||
1 |
Букварный период |
115ч |
165ч |
Послебукварный период |
50ч |
№ |
Название темы, раздела |
Кол-во часов |
Содержание |
|
Формирование начальных представлений о слове. |
12 часов
|
Выделение слова как особого объекта действия и изучения (противопоставление вещи и слова). Номинативная функция слова (слово как название предмета, признака, действия). Слово и высказывание (предложение). Служебные слова (слова _«помощники» — на примере предлогов и союзов) |
|
Звуковой анализ слова.
|
21 часа |
Звуки речи как «строительный материал» слов в языке. Слог как минимальная произносительная единица. Гласные и согласные звуки. Ударение и способ его определения в слове. Установление связи между значением слова и его звуковой структурой (анализ слов, полученных путем замены одного из звуков). Смыслоразличительная функция гласных и согласных звуков. Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие. |
|
Формирование действий письма и чтения. |
82 часов |
Буква как знак звука. Буквы для обозначения гласных звуков (А, О, У, Ы, Э), их включение в звукобуквенную модель слова. Буквы для обозначения согласных звуков (Л,М, Н, Р). Отсутствие специальных букв для обозначения мягких согласных. Обозначение твердости_мягкости согласных с помощью гласных букв (введение букв Я, Ё, Ю, И, Е), две «работы» гласных букв. Представление об орфограмме как элементе («части») буквенной записи, которая не может быть точно определена на основе произношения (большая буква, точка и вопросительный знак в конце высказывания). Употребление больших букв в начале высказывания и в именах собственных (именах и фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, рек и т. п.). Основное правило переноса слов. Отработка действий послогового письма и чтения (в процессе введения букв, обозначающих согласные звуки, парные по звонкости_глухости и твердости - мягкости: Г—К, В—Ф и т. д.). Обозначение твердости_мягкости согласных в позиции не перед гласным звуком (буква Ь). Обозначение звука [й] в разных позициях (буква Й, буквы Я, Ё, Ю, Е, обозначающие сочетание звука [й] с последующим гласным). Обобщение сведений о «работе» гласных букв. Обозначение буквами гласных звуков после согласных, непарных по твердости_мягкости (шипящих и Ц): правописание сочетаний ЖИ_ШИ, ЖЕ_ШЕ, ЧА_ЩА, ЧУ_ЩУ. Проблематичность употребления букв И_Ы после Ц, букв О_Ё после шипящих (наблюдения). Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН (наблюдения). «Разделительные знаки» Ь и Ъ (наблюдения). Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Простейшая транскрипция. Русский алфавит. |
Послебукварный период (50 часов, 5ч х 10 недель) |
|||
|
Роль языка в нашей жизни Глава1. Для чего людям нужен русский язык? |
4 часа |
Можно ли общаться без языка? Нужно ли изучать родной язык? Правила списывания. Нужно ли учиться общаться с помощью языка? |
|
Слова речевого этикета Глава 2. Могут ли люди общаться без добрых слов? |
3 часа |
Работа добрых слов в языке. Правила записи диалога. |
|
Устная и письменная речь Глава 3. Зачем нужна письменность? |
3 часа |
Постановка задачи: «Зачем нужна письменность?». Речь устная и письменная. Роль письма в жизни людей. Возникновение письменности. Буквенное письмо. Русский алфавит. Отработка умения располагать слова в алфавитном порядке. |
|
Повторение способов обозначения звуков на письме в соответствии с нормами русской графики Глава 4. Умею ли я обозначать звуки буквами? |
7 часов |
Постановка задачи: «Умею ли я обозначать звуки буквами?». Работа букв гласных. Работы букв согласных, парных по твёрдости-мягкости. Различные способы обозначения мягкости согласных на письме. Отработка обозначения мягкости согласных звуков. Проверочная работа. Способы обозначения звука [й,] на письме. Отработка способов обозначения звука [й,]. Обозначение звука [й,]с помощью разделительных знаков Ь и Ъ. Проверочная работа. |
|
Повторение изученных орфограмм Глава 5. Умею ли я писать слова с орфограммами? |
10 часов |
Постановка задачи: «Умею ли я писать слова с орфограммами?». Орфограммы, не связанные с обозначением звуков буквами. Орфограмма жи-ши. Орфограммы чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн. Орфограмма цы-ци. Проверочная работа. Орфографичность обозначения мягкости согласных в позиции перед мягким согласным. Орфограмма «Ь после шипящих». Орфограмма «о-ё после шипящих». Анализ таблицы орфограмм. Решение орфографических задач с помощью таблицы орфограмм. |
|
Слово и предложение Способность слова называть Глава 6. Какая у слова работа в языке? |
7 часов |
Номинативная функция слова. Тематические группы слов. Слова, называющие предметы, признаки и действия. Слова, называющие количество. Служебные слова. Слова вежливости. Итоговая контрольная работа. Анализ контрольной работы. |
|
Роль предложения в языке Глава 7. Как работает в языке предложение? |
6 часов |
Постановка задачи: «Зачем людям нужны предложения?» Выделение предложений в тексте. Как выделить предложение в тексте? Текст. Предложение. Вопросительные и повествовательные предложения. Вопросительный знак и точка в конце этих предложений. Какие предложения сообщают, а какие – спрашивают? (повествовательные и вопросительные предложения). Побудительные предложения. Что выражают побудительные предложения? побудительные предложения. Предложения восклицательные и невосклицательные. Почему предложения произносятся с разной интонацией? восклицательные и невосклицательные предложения. Предложения разные по цели высказывания и по интонации. Зачем в языке существуют предложения разные по цели высказывания и по интонации? Интонация. Что я узнал о языке? Чему научился? |
|
Что я узнал о языке? Чему научился? Повторение. |
10 часов |
Повторение изученного за год. |
7. Тематическое планирование.
Практические занятия |
||||||
№ |
Тема раздела |
Кол-во Теор.часов |
Кол-во практ. часов |
Контрольные работы |
диктант |
списывание |
1. |
Формирование начальных представлений о слове (11 часов) Тетрадь №1 |
10 |
1 |
1 |
||
2. |
Звуковой анализ слова (15ч) |
14 |
1 |
1 |
||
3. |
Формирование действий письма (94 ч) Тетрадь №2,3,4 |
92 |
2 |
2 |
||
4. |
Язык и речь (27 ч) |
25 |
2 |
2 |
||
5 |
Слово и предложение (23 ч) |
19 |
4 |
1+итог к/р |
1 |
1 |
Итого (165 ч.) |
155 |
10 |
8 |
1 |
1 |
8. Сводная таблица по количеству и видам контроля.
Виды контроля |
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
За год |
Контрольные работы |
2 |
1 |
1 |
4 |
8 |
Диктант |
1 |
1 |
|||
списывание |
1 |
1 |
9.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
(из расчета 9 ч обучения грамоте в неделю1 ; в целом букварный период расчитан на 23 недели, т. е. 207 ч).
Русский язык. Букварный период
№ п/п |
Тема урока |
Основные предметные результаты урока |
Виды учебной деятельности |
|
1. ОБГ Введение в школьную жизнь (4 ч.) |
Выделять из высказывания слова как особого объекта действия и изучения (противопоставление вещи и слова). Выделять слова из высказывания (с ориентировкой на возможность вставить перед каждым словом новое). Строить графические модели, отображающих количество слов в высказывании. |
|||
1 |
Праздник «День знаний». |
Ориентировка на точку начала движения. Работа над алгоритмом действия. |
||
2 |
Формы устного ответа. Парная форма работы. |
Проводят линии от определённой точки в заданном направлении. Соблюдение гигиенических требований при письме |
||
3 |
Различные варианты спорных ситуаций. |
Различают слова и предложения |
||
4 |
Правила посадки при письме. |
Ориентируются в понятиях «слева», «справа», «верх», «низ». Проводят параллельные линии. Ориентировка на точку начала движения. Работа над алгоритмом действия. |
||
Формирование начальных представлений о слове (10 часов) Тетрадь №1 |
||||
5 |
Ориентировка на странице тетради. Прямая линия. Разлиновка |
Уметь ориентироваться на листе, писать прямую линию |
||
6 |
Прямая наклонная линия как элемент графической системы письменных букв. |
Уметь писать прямую линию целую и половинную |
||
7 |
Прямая линия половинная и целая. |
|||
8 |
Прямая линия с закруглением с одной стороны |
Уметь писать прямую линию с закруглением с одной стороны |
||
9,10 |
Прямая линия с закруглением с двух сторон. |
Уметь писать прямую линию с закруглением с двух сторон |
||
11,12,13 |
Линия с петлей. |
Уметь писать прямую линию с петлей |
||
14 |
Контрольная работа № 1 по теме «Слово и предложение» |
Уметь строить модели слов и высказываний |
||
Звуковой анализ слова (14ч) |
||||
15,16 |
Плавная линия. |
Уметь писать плавную линию |
Выделять и определять последовательность звуков в слове с ориентацией на заданную модель (посредством последовательного интонирования каждого звука в слове). Самостоятельно составлять звуковые модели слова. Выделять слоги в слове. Выделять гласные (слогообразующие) и согласные звуки. Определять ударный звук в слове, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные. Самостоятельно строить простые звуковые модели слова. Отображать смыслоразличительные качества звуков модели слова. |
|
17 |
Овал. Входная диагностическая работа |
Уметь писать овал |
||
18 |
Овал. |
|||
19 |
Левый полуовал. |
Уметь писать левый полуовал |
||
20 |
Правый полуовал. |
Уметь писать правый полуовал |
||
21 |
Линия с четвертным овалом. |
Уметь писать четвертной овал |
||
22,23,24,25, |
Повторение пройденных элементов. |
Уметь писать изученные элементы букв |
||
26 |
Контрольная работа № 2 по теме «Звуковой анализ слова» |
Уметь составлять слоговые, звуковые схемы |
||
27,28 |
Повторение пройденных элементов. |
Уметь писать изученные элементы букв |
||
Формирование действий письма (94 ч) Тетрадь №2 |
||||
29 |
Строчная буква а. Строчная буква о. |
Уметь писать строчные буквы а, о |
Использовать буквы как знака звука. Выделять и определять последовательность звуков в слове. Воспроизводить звуковую форму слова на основе его модели (в том числе деформированной). Выделять слоги в слове. Определять ударноый слог в слове, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Строить звуковую модель слова. Учиться послоговому чтение слов с ориентацией на гласную букву и знак уда-рения (с предварительным выделением слогов в слове, подлежащем прочтению). Записывать слов (под диктовку) с предварительным составлением модели, отображающей слоговую структуру слова. Обозначать твёрдость-мягкость согласных с помощью гласных букв (введение букв я,е,ё,ю). Определять и обосновывать местоположения каждой изученной буквы в «ленте букв» в соответствии с ее функциями («работами») в записанном слове. Определять порядок действий послогового письма и чтения (в процессе введения букв, обозначающих согласные звуки, парные по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости: г-к, в-ф и т.д.). Отрабатывать действия послогового письма и чтения (в процессе введения букв, обозначающих согласные звуки, парные по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости: г-к, в-ф и т.д.). Определять и обосновывать местоположения каждой изученной буквы в «ленте букв» в соответствии с ее функциями («работами») в записанном слове. Сопоставлять звуковой и буквенный состава слова. |
|
30 |
Заглавная А. |
Уметь писать заглавную букву А |
||
Заглавная О. |
Уметь писать заглавную букву О |
|||
30 |
Строчная у. |
Уметь писать строчную букву у |
||
31 |
Строчная ы. |
Уметь писать строчную букву ы |
||
32 |
Заглавная У. |
Уметь писать заглавную букву У |
||
33 |
Строчная э. |
Уметь писать строчную букву э |
||
34 |
Заглавная Э. |
Уметь писать заглавную букву Э |
||
35 |
Строчная м. |
Уметь писать строчную букву м |
||
36 |
Строчная л. |
Уметь писать строчную букву л |
||
37 |
Заглавная Л. |
Уметь писать заглавную букву |
||
38 |
Заглавная М. |
Уметь писать заглавную букву |
||
39 |
Строчная н. |
Уметь писать строчную букву |
||
40 |
Строчная р. |
Уметь писать строчную букву |
||
41 |
Заглавная Н. |
Уметь писать заглавную букву |
||
42 |
Заглавная Р. |
Уметь писать заглавную букву |
||
43 |
Строчная я. |
Уметь писать строчную букву |
||
44 |
Заглавная Я. |
Уметь писать заглавную букву |
||
45 |
Упражнение в начертании изученных букв и их соединений. |
Уметь писать изученные буквы и их соединения |
||
46 |
Строчная ё. |
Уметь писать строчную букву |
||
47 |
Строчная е. |
Уметь писать строчную букву |
||
48 |
Заглавная Ё. Заглавная Е. |
Уметь писать заглавную букву |
||
Тетрадь №3 |
||||
49,50 |
Строчная и. Заглавная И. |
Уметь писать изученную буквы и соединения с ней |
Применять правила переноса слов Сопоставлять звуковой и буквенный состав слова. Записывать слова и простейшие высказывания (под диктовку) с предварительным составлением модели, отображающей последовательность слов в высказывании, слоговую структуру каждого слова и их орфографические особенности. Сопоставлять звуковой и буквенный состав слова. Определять функций («работы») каждой буквы русского алфавита в записи слова. Составлять простейшие транскрипции, выполнять анализ соотношения звуковой и буквенной оболочек слова. Определять и обосновывать местоположения каждой изученной буквы в «ленте букв» в соответствии с ее функциями («работами») в записанном слове. |
|
51,52 |
Строчная ю. Заглавная Ю. |
Уметь писать изученную буквы и соединения с ней |
||
53,54 |
Строчная г. Заглавная Г. |
Уметь писать изученную буквы и соединения с ней |
||
55 |
Строчная к. |
Уметь писать изученную буквы и соединения с ней |
||
56 |
Заглавная К. |
Уметь писать изученную буквы и соединения с ней |
||
57,58 |
Строчная д. Заглавная Д. |
Уметь писать изученную буквы и соединения с ней |
||
59,60 |
Строчная т. Заглавная Т. |
Уметь писать изученную буквы и соединения с ней |
||
61 |
Строчная в. |
Уметь писать изученную буквы и соединения с ней |
||
62 |
Строчная ф. |
Уметь писать изученную буквы и соединения с ней |
||
63 |
Заглавная В. |
Уметь писать изученную буквы и соединения с ней |
||
64 |
Заглавная Ф. |
Уметь писать изученную буквы и соединения с ней |
||
65 |
Упражнение в начертании изученных букв и их соединений. |
Уметь писать изученные буквы и их соединения |
||
66 |
Строчная з. |
Уметь писать изученную буквы и соединения с ней |
Обозначать твёрдости-мягкости согласных в позиции не перед гласным звуком (буква ь). Составлять простейшие транскрипции, выполнять анализ соотношения звуковой и буквенной оболочек слова.
Отработка способов письма и чтения. Учить названий букв русского алфавита. Выполнять упражнения в написании букв алфавита (заглавных и строчных). Учиться самопроверке. |
|
67 |
Строчная с. |
Уметь писать изученную буквы и соединения с ней |
||
68 |
Заглавная З. |
Уметь писать изученную буквы и соединения с ней |
||
69 |
Заглавная С. |
Уметь писать изученную буквы и соединения с ней |
||
70 |
Упражнение в начертании изученных букв и их соединений. |
Уметь писать изученные буквы и их соединения |
||
71 |
Строчная б. |
Уметь писать изученную буквы и соединения с ней |
||
72 |
Строчная п. |
Уметь писать изученную буквы и соединения с ней |
||
73 |
Заглавная Б. |
Уметь писать изученную буквы и соединения с ней |
||
74 |
Заглавная П. |
Уметь писать изученную буквы и соединения с ней |
||
75 |
Упражнение в начертании изученных букв и их соединений. Повторение. |
Уметь писать изученные буквы и их соединения |
||
76 |
Полугодовая контрольная работа |
|||
Тетрадь №4 |
||||
77 |
Строчная х. |
Уметь писать изученную буквы и соединения с ней |
Обозначать твёрдости-мягкости согласных в позиции не перед гласным звуком (буква ь). Обозначать звук [й’] в разных позициях (буква й, буквы я,ё,ю,е, обозначающие сочетание звука [й’] с последующим гласным). Составлять простейшие транскрипции, анализировать их. Практиковаться в обозначении буквами гласных звуков после согласных, непарных по твёрдости-мягкости (шипящих и ц); правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Составлять простейшие транскрипции, анализировать их. Практиковаться в написании слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН. Наблюдать за употреблением букв И-Ы после Ц Отрабатывать способы письма и чтения. Наблюдать за употреблением разделительных знаков ъ и ь. Заучивание названий букв русского алфавита. Писать буквы алфавита (заглавные и строчные). Осуществлять самопроверку. |
|
78 |
Заглавная Х. |
Уметь писать изученную буквы и соединения с ней |
||
79 |
Мягкий знак. |
Уметь писать изученную буквы и соединения с ней |
||
80 |
Строчная й. |
Уметь писать изученную буквы и соединения с ней |
||
81 |
Заглавная Й. |
Уметь писать изученную буквы и соединения с ней |
||
82,83,84,85 |
Обозначение звука [й’] с помощью букв Я, Е, Ё, Ю. |
Уметь различать случаи обозначения букв ЕЁЮЯ двумя звуками |
||
86 |
Строчная ж. |
Уметь писать изученную буквы и соединения с ней |
||
87 |
Строчная ш. |
Уметь писать изученную буквы и соединения с ней |
||
88 |
Заглавная Ж. |
Уметь писать изученную буквы и соединения с ней |
||
89 |
Заглавная Ш. |
Уметь писать изученную буквы и соединения с ней |
||
90,91 |
Повторение. Орфограмма жи-ши |
Уметь писать слова с сочетаниями жи-ши |
||
92 |
Строчная ч. |
Уметь писать изученную буквы и соединения с ней |
||
93 |
Строчная щ. |
Уметь писать изученную буквы и соединения с ней |
||
94 |
Заглавная Ч. |
Уметь писать изученную буквы и соединения с ней |
||
95 |
Заглавная Щ. |
Уметь писать изученную буквы и соединения с ней |
||
96,97 |
Повторение. Орфограмма ча-ща |
Уметь писать слова с сочетаниями ча-ща |
||
98,99 |
Повторение. Орфограмма чк, чн, чт, щн |
Уметь писать слова с сочетаниями ЧК, чн, чт, щн |
||
100,101 |
Упражнение в начертании изученных букв и их соединений. |
Уметь писать изученные буквы и их соединения |
||
102 |
Строчная ц. |
Уметь писать изученную буквы и соединения с ней |
||
103 |
Заглавная Ц. |
Уметь писать изученную буквы и соединения с ней |
||
104,105,106 |
Мягкий и твёрдый знаки. |
Уметь писать слова с разделительными ь и ъ |
||
107 108 109 110 111 112 113 |
Повторение изученных букв и их соединений. |
Уметь писать изученные буквы и их соединения |
||
114 |
Контрольная работа № 3 по теме «Формирование действия чтения и письма» |
Уметь находить буквы, которые обозначают мягкость согласных, звук й, находить ошибки в тексте. |
||
115 |
Анализ результатов контрольной работы и работа над ошибками |
Уметь находить и исправлять шибки |
||
1 класс (5 ч. - в нед., 50ч. - в год) Язык и речь (27 ч) |
||||
Роль языка в жизни людей (4 ч) |
осознавать смыслоразличительную роли звуков; овладевть способом вычленения звуков в словах и определение их последовательности; различать гласные и согласные звуки, согласных твёрдых, мягких, звонких, глухих; Определять качество звуков в звуковой схеме и звуковой записи слова; овладевать способом деления слова на слоги, определения ударного слога; уметь различать звуки и буквы; уметь правильно называть буквы алфавита и знание их основных звуковых значений; уметь связно и ритмично писать строчные и заглавные буквы, правильно соединять их; уметь обозначать на письме мягкость согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и и буквы ь; -обозначать на письме звук [й,] с помощью букв е, ё, ю, я; |
|||
116 |
Можно ли общаться без языка? |
Знать функции языка, уметь назвать их Упр. 1-4 |
||
117 |
Нужно ли изучать родной язык? Правила списывания. |
Знать функции языка, уметь назвать их Упр. №5-6 |
||
118, 119 |
Нужно ли общаться с помощью языка? |
Знать функции языка, уметь назвать их Упр. №7-11 |
||
Слова речевого этикета (3 ч) |
||||
120,121 |
Работа добрых слов в языке |
Уметь использовать в свое речи добрые слова Упр. №12, 16-21 |
||
123 |
Правила записи диалога |
Уметь записывать диалог Упр. №13-15 |
||
Устная и письменная речь (3 ч) |
||||
124 |
Постановка задачи: «Зачем нужна письменность?». Речь устная и письменная. Роль письма в жизни людей. |
Знать роль письма в жизни людей Упр. №22;23 |
Учиться переносить слова с одной строки на другую; овладевать обобщённым понятием об орфограмме; писать заглавную букву в именах людей и кличках животных; применять правила правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн, щк; учиться определять границы предложений в устной речи и на письме, начинать писать предложение с большой буквы, в конце предложения ставить точку, вопросительный и восклицательный знаки; -употреблять в речи слов речевого этикета; - овладевать способом различения слов-названий и служебных слов, правильно писать под диктовку отдельные слова, написание которых не расходится с произношением, а также предложения и небольшие тексты, состоящие из таких слов; списывать по правилам слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтами; устно составлять 3-5 предложений на определённую тему |
|
125 |
Возникновение письменности. Буквенное письмо. Русский алфавит. |
Знать о том как возникла письменность, русский алфавит Упр. №24-27 |
||
126 |
Отработка умения располагать слова в алфавитном порядке |
Уметь располагать слова в алфавитном порядке Упр. №28-30 |
||
Повторение способов обозначения звуков на письме в соответствии с нормами русского языка (7ч) |
||||
127 |
Постановка задачи: «Умею ли я обозначать звуки буквами?» Работа букв гласных. |
Уметь обозначать гласные звуки буквами, мягкость согласных на письме, знать отличительные признаки звуков и букв; о способах обозначения мягкости согласных на письме; особенности букв е,ё,ю,я. Упр. №31;32 |
различать звуки и буквы; определять звонкие и глухие согласные звуки в словах и обозначать их на письме буквами; формулировать вывод по результатам наблюдений; различать согласные по твёрдости – мягкости и обозначать мягкость согласных буквами е, ё, ю, я и ь; сравнивать количество звуков и букв в словах с ь; обозначать звук й по-разному: буквами й, е, ё, ю, я и буквами ь и ъ в зависимости от его позиции в слове; чётко, без искажений писать строчные и прописные буквы, соединения букв и слова; - правильно списывать текст по правилам списывания; правильно писать текст под диктовку; использовать при письме изученные правила. |
|
128 |
Работа букв согласных, парных по твердости - мягкости |
Уметь обозначать гласные звуки буквами, мягкость согласных на письме, знать отличительные признаки гласных и согласных звуков; Упр. №36 |
||
129 |
Отработка обозначения мягкости согласных звуков. Проверочная работа. |
Уметь обозначать гласные звуки буквами, мягкость согласных на письме, Упр. №37-38 |
||
130 |
Способы обозначения звука [й,] на письме. |
Уметь обозначать звук й на письме с помощью разделительных мягкого и твердого знаков знать особенности звука [й,] и буквы й; способы обозначения звука [й,] на письме; Упр. №38-39 |
||
131 |
Отработка способов обозначения звука [й,]. |
Уметь обозначать звук й на письме с помощью разделительных мягкого и твердого знаков Упр. №40-44 |
||
132 |
Обозначение звука [й,]с помощью разделительных знаков Ь и Ъ. Проверочная работа. |
Уметь обозначать звук й на письме с помощью разделительных мягкого и твердого знаков Упр. №45-46 |
||
133 |
Контрольная работа № 4 по теме «Звук и буква. Обозначение звуков буквами» |
Уметь обозначать звук й на письме с помощью разделительных мягкого и твердого знаков |
||
Повторение изученных орфограмм (10ч) |
||||
134 |
Постановка задачи: «Умею ли я писать слова с орфограммами?». Орфограммы, не связанные с обозначением звуков буквами. |
Уметь писать слова с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт, щн, цы-ци. Упр. №46-48 |
писать слова и предложения, содержащие орфограммы, не связанные с обозначением звуков (большая буква, перенос слова, раздельное написание служебных слов со словами-названиями), а также с орфограммами сильных позиций жи-ши, и-ы после ц, ча-ща, чу-щу, чн, чк; списывать слова и предложения, содержащие орфограммы о-ё после шипящих, разделительные ь и ъ знаки, шипящий на конце слова, мягкий согласный перед мягким согласным; делить слова на слоги; распознавать односложные, двусложные, трёхсложные слова; переносить слова с одной строки на другую; выполнять фонетический разбор слов; определять ударный гласный в слове; различать ударные и безударные гласные и выделять их; применять на практике правило проверки слов с безударной гласной; различать парные и непарные согласные, звонкие и глухие согласные; применять на практике правило проверки слов с парными звонкими-глухими согласными; соблюдать орфоэпические нормы в наиболее употребительных словах; писать изученные слова с непроверяемыми написаниями. |
|
135 |
Орфограмма жи-ши |
Уметь писать слова с орфограммами жи-ши, Упр. №49 |
||
136 |
Орфограммы чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн. |
Уметь писать слова с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт, щн Упр. №50-53 |
||
137 |
Орфограмма цы-ци. Проверочная работа. |
Уметь писать слова с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт, щн, цы-ци. Упр. №54-56 |
||
138 |
Орфографичность обозначения мягкости согласных в позиции перед мягким согласным. |
Уметь решать орфографичекие задачи с помощью таблицы орфограмм Упр. №57-58 |
||
139 |
Орфограмма мягкий знак после шипящих. |
Упр. №57 |
||
140 |
Анализ таблицы орфограмм. Решение орфографических задач с помощью таблицы орфограмм. |
Упр. №59 |
||
141 |
Орфограмма о, ё после шипящих. |
Упр. №60 |
||
142 |
Анализ таблицы орфограмм. Решение орфографических задач с помощью таблицы орфограмм. |
Упр. 61-64 |
||
143 |
Контрольная работа № 5 по теме «Орфограммы» |
|||
Слово и предложение (23 ч) Способность слова называть (7 ч) |
||||
144 |
Номинативная функция слова. Тематические группы слов. |
Знать лексико-тематические группы слов, уметь соотносить слово с группой, к которой оно относится Упр. №64-65 |
выделять слова-предметы, слова-действия, слова-признаки в речи; различать слова-названия и служебные слова; объяснять, чем различаются предмет и слово, его называющее; называть 3-5 различных слов-названий; составлять предложение с заданным словом-названием; устно составлять 3-5 предложений на определённую тему. |
|
145 |
Слова, называющие признаки и действия |
Знать названия предметов – это слова, отвечающие на вопросы кто? что?; названия действий – это слова отвечающие на вопросы что делать? что сделать?; названия признаков предметов – это слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?; Упр. №66-69 |
||
146 |
Слова, называющие количество |
Знать название количества – это слова, отвечающие на вопрос сколько?;Упр. №70-71 |
||
147,148 |
Служебные слова. Слова вежливости. |
Знать, что есть служебные слова и слова вежливости. Упр. №72-75 |
||
149 |
Контрольная работа № 6 по теме «Работа слов в языке» |
|||
150 |
Обобщение темы «Способность слова называть». Анализ работы. |
|||
Роль предложений в языке (6 ч) |
||||
151 |
Выделение предложений в тексте |
Уметь разграничивать предложения по цели высказывания и интонации, обозначать знаки препинания в конце предложений, знать что начало предложения обозначается прописной буквой. Упр. №76-79 |
вычленять слова из предложения; правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом; передавать различную интонацию в устной речи; оформлять предложение на письме; устно составлять 3-5 предложений на определённую тему; применять полученные знания на практике |
|
152 |
Вопросительные и повествовательные предложения. Вопросительный знак и точка в конце предложений. |
Уметь разграничивать предложения по цели высказывания и интонации, обозначать знаки препинания в конце предложений Упр. №80 |
||
153 |
Побудительные предложения. |
Уметь разграничивать предложения по цели высказывания и интонации, обозначать знаки препинания в конце предложений Упр. №81-83 |
||
154 |
Предложения восклицательные и невосклицательные. |
Уметь разграничивать предложения по цели высказывания и интонации, обозначать знаки препинания в конце предложений Упр. №84-85 |
||
155 |
Предложения разные по цели высказывания и по интонации. |
Знать, что предложения могут произноситься с различной интонацией; Упр. №86-90 |
||
156 |
Контрольная работа № 7 по теме «Работа предложения в языке» |
|||
157,158 |
Что я узнал о языке? Чему научился? Повторение. |
Знать и уметь писать тексты под диктовку и списывая с изученными орфограммами |
Связно высказываться по теме беседы Писать под диктовку слова, предложения, оформлять предложение на письме; Списывать без ошибок текст применять полученные знания за год на практике |
|
159 |
Контрольный диктант |
|||
160 |
Повторение |
|||
161 |
Контрольное списывание |
|||
162 |
Повторение изученного. |
|||
163 |
Итоговая контрольная работа |
|||
164 |
Повторение изученного. |
|||
165 |
Урок – путешествие «Этот занимательный русский язык!» |
10. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебная литература для ученика |
основная |
«Тетрадь по письму» Н.Г.Агаркова. Ч.1,2,3,4.: М.: «Вита – Пресс» 2014 «Русский язык. 1 класс» С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко. М.: «Вита – Пресс» 2015 «Рабочая тетрадь по русскому языку. 1 класс» С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко. М.: «Вита – Пресс» 2015 «Контрольные работы по русскому языку. 1 класс» Л. И. Тимченко. М.: «Вита – Пресс» 2015 |
дополнительная |
||
Учебная и методическая литература для учителя |
основная |
«Тетрадь по письму» Н.Г.Агаркова. Ч.1,2,3,4.: М.: «Вита – Пресс» 2014 «Русский язык. 1 класс» С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко. М.: «Вита – Пресс» 2015 «Рабочая тетрадь по русскому языку. 1 класс» С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко. М.: «Вита – Пресс» 2015 «Контрольные работы по русскому языку. 1 класс» Л. И. Тимченко. М.: «Вита – Пресс» 2015 |
дополнительная |
А.Н.Матвеева. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе. М.: Новая школа,1994.
|
|
Интернет-ресурсы |
Восторгова Е.В., Горбов С.Ф., Новлянская З.Н., Чудинова Е.В. и др. Новая начальная школа. М. НФПК, Фирма 1С. Ресурс размещен в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов по адресу: http://school-collection.edu.ru/collection/ Сайт Фестиваль педагогических идей 1 сентября. http://festival.1september Сайт Прошколу.ру -http://www.proshkolu.ru. Сайт Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ |
|
Технические средства обучения |
Оборудование для мультимедийных демонстраций (ноутбук, интерактивная доска). Мягкие игрушки (герои сказок) |
|
Электронно – образовательные ресурсы |
Набор ЦОР по проекту «Новая начальная школа» (2008 г.). CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» Ломакович, Тимченко: Русский язык. 1 класс. Электронное приложение к учебнику |
|
Дидактический материал и учебно-методические материалы |
Представлены в паспорте кабинета №112 |