Рабочая программа по русскому языку за 2 класс по УМК системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» городского округа
город Салават Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №7» г. Салавата _______________ Е.В.Вяхирева Приказ от «___»_________ 20____г. №_____
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Русский язык»
уровень образования: начальное общее образование, 2в класс
срок реализации: 2018 – 2019 учебный год
количество часов в неделю: 5 часов
Составитель:
Гламаздина
Людмила Николаевна,
учитель начальных классов высшей категории
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО_учителей начальных классов от «_____»_________________20____г. №__ |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ____________ __Т.Ф.Майорова _____ «______»__________________ 20____ г. |
Салават
2018
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Основной образовательной программы МБОУ «СОШ №7» г.Салавата, психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, примерной программы «уссРусский язык» начального общего образования, программы «Русский язык» В.В. Репкина, Е.В. Восторговой, Т.В. Некрасовой (Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы/Сост. Л.А. Вохмянина. – М.: «Вита-Пресс», 2001).
Преподавание предмета «Русский язык» ведется на основе учебно-методического комплекса:
1. В.В.Репкин, Е.В. Восторгова, Русский язык: Учебник для 2 класса начальной школы. В 2-х частях. Часть 1/ В.В. Репкин, Т.В. Некрасова, Е.В. Восторгова,– 13-е изд. - М., Вита-Пресс, 2013.
2. В.В.Репкин, Е.В. Восторгова, Русский язык: Учебник для 2 класса начальной школы. В 2-х частях. Часть 2/ В.В. Репкин, Т.В. Некрасова, Е.В. Восторгова,– 13-е изд. - М., Вита-Пресс, 2013.
3. Некрасова Т.В. Методический комментарий к учебнику русского языка для 2 класса (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)/Программа В.В. Репкина и др.: Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. – 2-е изд. — М.: Вита-Пресс, 2016.
4. Сборник программ для начальной общеобразовательной школы/Сост. Л.А. Вохмянина. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
Электронные образовательные ресурсы:
- «Русский язык. Универсальное мультимедийное пособие. 2 класс» (к учебнику «Русский язык. 2 класс») – Волгоград, «Экзамен», 2011;
- электронный инновационный учебно-методический комплекс «Новая начальная школа». Сайт единой цифровой образовательной коллекции http://school-collection.edu.ru;
- Восторгова Е.В., Горбов С.Ф., Новлянская З.Н., Чудинова Е.В. и др. Новая начальная школа. М. НФПК, Фирма 1С. Ресурс размещен в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов по адресу: http://school-collection.edu.ru/collection/;
- библиотечный фонд (книгопечатная продукция);
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера;
- энциклопедическая и справочная литература.
Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Неотъемлемой задачей начального обучения русскому языку является формирование у детей навыков чтения и письма, составляющих необходимую предпосылку успешности всего последующего обучения. Предмет «Русский язык» решает и определённые образовательные задачи, заключающиеся в ознакомлении детей с особенностями языка как знаковой системы и важнейшего средства общения.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
– освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
– овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
– воспитание позитивного эмоционально-целостного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Центральной для 2 класса является линия формирования орфографического действия. Это означает, что логика движения в материале, последовательность и глубина его изучения определяются именно задачами обучения грамотному письму. Задачи формирования представлений о знаковой системе языка во 2 классе решаются на основе первой линии, подчиняются ее задачам, т. е. языковые понятия изучаются в связи с необходимостью освоения тех или иных способов действий, обеспечивающих правописание.
Развитие речи рассматривается как особая задача развивающего обучения. Она заключается в том, чтобы обеспечить условия для постепенного перехода от непроизвольного учебного диалога к произвольно регулируемым формам монологической речи – как устной, так и письменной.
Формирование учебной деятельности младших школьников в рамках изучения русского языка осуществляется главным образом на фоне выявления и освоения ими общих способов орфографического действия, - которое, с одной стороны, является для детей, поступающих в школу, принципиально новым, с другой – мотивационно значимым.
В связи с этим, главной целью обучения русскому языку во 2 классе является формирование у обучающихся орфографического действия – формирование орфографического действия, опирающееся на понимание принципа русского письма (по сильной позиции). обнаружение орфограмм в слове, выбор адекватного способа проверки, применение на практике этого способа проверки орфограмм.
Задачи:
– сформировать понятие сильных и слабых позиций;
– сконструировать и овладеть особым видом письма – письмо с пропуском орфограмм слабых позиций;
– открыть общий способ проверки орфограмм слабых позиций – закон русского письма;
– установить необходимость определения границ применимости закона русского письма;
– установить всеобщность принципа письма по закону русского письма;
– проанализировать с целью поиска способа проверки орфограмм слабых позиций понятия “окончание”, “основа”, “корень”, “аффиксы” (приставка, суффикс);
– освоить разные способы проверки орфограмм слабых позиций (орфографический словарь, приведение звука к сильной позиции путём изменения или подбора однокоренных слов);
– продолжить работу по списыванию текста, установить последовательность действий при списывании текста с орфограммами слабых позиций;
– конкретизировать и применять общий способ действия;.
– продолжить работу по формированию контрольно-оценочных действий учащихся (рефлексивный контроль, оценка по заданным критериям).
В учебном плане МБОУ «СОШ №7» г. Салавата на изучение русского языка во 2 классе начальной школы отводится 170 часов (5 часов в неделю).
Для освоения программы по предмету используются формы текущего и промежуточного контроля, целью которых является:
- определение фактического уровня знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;
- установление соответствия этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
- контроль за реализацией образовательной программы.
Текущий контроль осуществляется в процессе изучения дисциплины и проводится в сроки, определенные календарным планом.
Цель текущего контроля – проверить степень и качество изучаемого материала по предмету «Русский язык», определить необходимость введения изменений в содержание и методы обучения.
Формы текущего контроля – устная или письменная. Форму текущего контроля определяет учитель с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых им образовательных технологий. Избранная форма текущего контроля сообщается учителем администрации школы одновременно с представлением календарно-тематического графика изучения программы.
Текущий контроль знаний обучающихся проводится через индивидуальные или групповые опросы, индивидуальные или групповые презентации, творческие проекты, самостоятельные и контрольные работы, тесты и т. п. в рамках урока.
Текущему контролю подлежат знания всех обучающихся и осуществляется данный вид контроля в течение учебного года в виде отметок по 5-балльной шкале. Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал и дневник в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т. п. работу выставляется также в классный журнал и дневник в день проведения работы.
Промежуточный контроль знаний - контроль результативности обучения обучающихся, осуществляемый по окончании четверти (полугодия) на основе результатов текущего контроля.
Периоды промежуточного контроля устанавливаются годовым календарным учебным графиком. Промежуточная аттестация обучающихся – вид внутреннего контроля качества образования, проводимого школой, в результате которого фиксируется уровень освоения обучающимися определенной части образовательной программы и принимается административное решение о возможности получать образование на следующем этапе обучения в данном образовательном учреждении (приказ о переводе в следующий класс, о повторном обучении, о переводе в следующий класс условно, др.).
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля и через разные виды административных работ по не менее двум предметам учебного плана.
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется по предметам учебного плана, включает в себя: диктант, контрольную работу, тестирование по предмету. В конце учебного года выставляются годовые отметки.
В основе методики преподавания предмета «Русский язык» лежит проблемно - поисковый подход, информационно-коммуникационная технология, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета.
Для достижения требуемых результатов обучения используются следующие педагогические технологии: технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные.
Использование практических, индуктивных и дедуктивных методов обучения активно используется на протяжении обучения во всей начальной школе. Проблемно-поисковые методы применяются в ходе проблемного обучения. При использовании проблемно-поисковых методов обучения учитель использует такие приемы: создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание.
Методы формирования познавательного интереса показывают как приемы художественности, образности, яркости, занимательности, удивления вызывают эмоциональную приподнятость, которая в свою очередь возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса. Ценный метод стимулирования интереса к учению - метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций познания слова. Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание ситуации успеха у обучаемых, которые испытывают определенные трудности в учебе.
Активное использование современных средств обучения – неотъемлемая часть учебного процесса. Современные средства обучения на уроках русского языка в начальной школе являются средством воспитания умственной активности учащегося, они активизируют психические процессы, вызывают живой интерес к процессу познания. Электронные образовательные ресурсы приобретают немаловажное значение для формирования познавательного интереса младших школьников, развития образного восприятия, эмоциональных переживаний.
Использование в образовательном процессе интерактивных средств обучения позволяет учащимся проявить самостоятельность при изучении нового материала, в работе с текстом, раскрывающим основное содержание предмета, оценить уровень своей подготовки по конкретной проблеме на данный момент времени.
Использование информационных технологий на уроках русского языка, позволяет активизировать мышление, воображение, память, внимание, развивать познавательные интересы, речь, творческие способности. Опыт практической работы показывает, что урок, проведенный с использованием мультимедиа, дает более качественные знания, чем обычный урок. На таком уроке дети проявляют большую активность, стремление к познанию нового, желание учиться. Информационные технологии позволяют учителю активизировать умственную работу учащихся, а школьнику проявить свои творческие возможности
Использование компьютерных технологий позволяют сделать уроки русского языка более мобильными, продуманными, интересными. Учитель использует учебный и занимательный материал, отсутствует необходимость готовить к уроку массу дополнительных пособий – иллюстраций, репродукций, схем, таблиц. Ученики начальных классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому важно строить учебный процесс, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в восприятие нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Большую роль играет яркость и занимательность компьютерных слайдов.
Учитель, применяя информационные компьютерные технологии, может перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором младший школьник становится активным участником учебной деятельности. Это формирует более качественное, осознанное усвоение знаний.
Сочетание различных средств обучения на уроках русского языка способствует тому, что учитель лучше доносит до учащихся сущность изучаемых явлений, помогает выделить основные понятия и показать взаимосвязь между ними. Обладая высокой степенью наглядности, средства обучения дают возможность организовывать передачу информации на таком уровне, который был бы доступен для данной категории учащихся, а постоянный оперативный контроль в процессе изложения позволяет более объективно судить о ее доступности. Таким образом, применение средств обучения на уроке позволяет решить следующие задачи:
- более полно и глубоко раскрыть сущность изучаемых объектов, явлений и процессов;
- лучше организовать учебно-познавательную деятельность учащихся на этапах урока по усвоению знаний, умений и навыков;
- установить внешнюю и внутреннюю обратные связи, на основании которых можно осуществлять корректировку процесса обучения.
Необходимость и эффективность применения информационных технологий на уроках русского языка обосновывается не только целью повышения уровня мотивации ученья, совершенствованием навыков грамотного письма учащихся, но и психологической подготовкой ребенка к полноценному существованию в современном «информационном» обществе.
Электронная техника на уроке русского языка ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает детей от школьного предмета, а скорее, служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему.
К средствам обучения относятся разнообразные материалы и инструменты, используемые во время учебного процесса. Учителя и ученики используют средства обучения во время процесса усвоения полученных знаний.
К обучающим средствам принадлежат различные объекты и происходящие процессы, которые являются источником учебной информации и инструментом для восприятия, усвоения и запоминания материала, предложенного в качестве изучения.
Все существующие обучающие средства можно отнести к материальным или идеальным. Учебные пособия, учебники, тесты, дидактические материалы, наглядность, оборудование для лабораторий, технические средства -- все это составляет средства обучения, именуемые материальными. К идеальным принадлежат устная и письменная речь, живопись, музыка, схемы, таблицы, диаграммы, а также организующая и направляющая деятельность учителя, его квалификационный уровень, методика организации обучения. Преподавание даст положительные результаты в том случае, если средства обучения, идеальные и материальные, используются в комплексе, дополняя друг друга.
Достижение результатов в обучении как личностных, так и предметных возможно только с применением всех существующих средств подачи и усвоения образовательного материала. В связи с этим в учебном процессе должны применяться и традиционные методы, и современные средства обучения, функционирующие на основе цифровых технологий.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предметными результатами изучения предмета «Русский язык» во 2 классе является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия текста, выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
подробно и выборочно пересказывать текст;
правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
делить слова на части для переноса;
производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
писать под диктовку слова, предложения, текст из 35–45 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
определять с помощью толкового словаря лексическое значение слова;
находить для мотивированного (производного) слова мотивирующее (производящее) слово (простейшие случаи типа снежный – снег, приехать – ехатьит. п.);
выделять в слове значимые части путём изменения слова и сопоставления мотивированного (производного) и мотивирующего (производящего) слов;
подбирать к заданному слову 3 – 4 однокоренных (связанных словообразовательной мотивацией) слова;
различать однокоренные слова и грамматические формы (изменения) одного и того же слова;
выделять в слове орфограммы слабых позиций и изученные орфограммы сильных позиций и определять их принадлежность к той или иной значимой части слова;
проверять орфограммы слабых позиций (безударные гласные, согласные, парные по звонкости-глухости) в корне слова путём его изменения или подбора однокоренных слов;
проверять изученные орфограммы сильных позиций;
пользоваться орфографическим словарём;
письменно излагать содержание несложного повествовательного текста (с пропуском неизученных орфограмм);
самостоятельно составлять текст повествовательного характера с опорой на собственные наблюдения (с пропуском неизученных орфограмм);
составлять письменный ответ на вопросы по изученному материалу (с пропуском неизученных орфограмм);
безошибочно писать слова с непроверяемыми написаниями: алфавит, береза, быстро, вдруг, весело, ветер, вокруг, воробей, ворона, город, граждане, гражданин, девочка, дорога, заяц, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лимон, мальчик, машина, медведь, мороз, Москва, народ, овощи, огород, однажды, Отечество, погода, потом, работа, рассказ, ребята, Россия, русский, рябина, сегодня, скоро, сначала, сорока, театр, тетрадь, трамвай, улица, ученик, учитель, человек, ягода, язык;
находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
обращать внимание на особенности употребления слов;
ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Метапредметными результатами является сформированность следующих умений:
формулировать запрос на недостаточную информацию;
формулировать тему и основную мысль короткого и простого в смысловом отношении текста;
определять границы собственных знаний, понимать, что уже знаешь, а что предстоит узнать;
умение оценить одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
понимание качественности поступков окружающих людей;
самостоятельно определять критерии оценки результатов деятельности (на основе операционального состава действия) и производить оценку своих и чужих действий;
иметь свою точку зрения и аргументировано ее отстаивать;
задавать вопросы, указывая на недостаточность информации или свое непонимание информации;
организовывать свою деятельность внутри группы, распределяя между собой роли; понимать позиции разных участников коммуникации и их логику рассуждения;
формулировать запрос на недостаточную информацию;
формулировать тему и основную мысль короткого и простого в смысловом отношении текста;
определять границы собственных знаний, понимать, что уже знаешь, а что предстоит узнать;
самостоятельно устанавливать дефицит в знаниях и умениях по теме на основе оценки учителя проверочной работы;
осуществлять отбор заданий для ликвидации дефицита и планировать порядок и сроки работы над возникшими проблемами и трудностями;
формулировать тему и основную мысль короткого и простого в смысловом отношении текста;
определять границы собственных знаний, понимать, что уже знаешь, а что предстоит узнать;
видеть возможные ошибки на основе знания операционального состава действия и предотвращать их сравнивать свои сегодняшние и вчерашние достижения;
работать с модельными средствами.
Личностными результатами является сформированность следующих умений:
осознание языка как основного средства человеческого общения, осознание необходимости изучения родного языка;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем культуры человека;
оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение одноклассников с точки зрения правильности и культуры речи, соблюдение этикетных норм;
осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений, таких как толерантность, уважительное отношение к другим ученикам и работникам школы, готовность прийти на помощь;
знание основ культурного поведения и взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими детьми в классном и школьном коллективе и за его пределами;
владение нормами сотрудничества: уметь работать в паре, в малых и больших группах, уметь договариваться, слушать и слышать друг друга в ходе групповой и общеклассной дискуссии.
III. Содержание учебного предмета.
Повторение материала, изученного в первом классе (15ч)
Слово как значимая и звуковая единица языка. Ударение как средство организации слогов в слове. Звуки и буквы. Выбор буквы для обозначении гласного звука в зависимости от его позиции в слове ( в начале слова, после согласных, парных и непарных по твердости-мягкости). Выбор буквы для обозначения звука [й'] . Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой (гласные после шипящих и Ц, разделительные знаки Ъ и Ь).
Высказывание-сообщение и высказывание-вопрос. Восклицательное высказывание. Диалог, его элементы (реплики). Оформление высказываний на письме.
Позиционное чередование гласных звуков (15 ч)
Возможность замены звуков в одном и том же слове при его изменении (чередование звуков). Изменение позиции звуков как причина их чередования (позиционное чередование). Сильная и слабая позиция гласных звуков (наличие любых гласных в ударных слогах и невозможность появления некоторых гласных в безударных слогах). Обозначение позиционно чередующихся звуков одной буквой, выбор этой буквы. Проблемный характер буквенного обозначения гласных звуков в слабой позиции (орфограммы слабых позиций). Формирование умения выделять слабые позиции гласных непосредственно в процессе письма (письмо с пропуском безударных гласных).
Позиционное чередование согласных звуков, парных по звонкости-глухости (19ч)
Сильные и слабые позиции согласных, парных по звонкости-глухости. Отработка умения выделять орфограммы слабых позиций в процессе письма (письмо с пропуском орфограмм слабых позиций гласных и согласных).
Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря (22ч)
Приёмы работы с орфографическим словарём. Печатный текст как образец орфографически правильных написаний. Приёмы списывания текста с орфограммами слабых позиций.
Проверка орфограмм по сильной позиции (30 ч)
Приведение звука к сильной позиции как общий способ проверки орфограмм слабых позиций. Изменение слова как приём приведения звука к сильной позиции. Важнейшие типы изменения слов: изменение слов, называющих предметы, по числам и падежам (без названия падежей); изменение слов, называющих признаки, по числам, родам и падежам; изменение слов, называющих действия, по лицам, числам, временам (настоящее и будущее время), по родам (в прошедшем времени). Неизменяемые слова.
Необходимость учёта состава слова при проверке орфограмм слабой позиции (22ч)
Основа и окончание слова. Неприменимость способа проверки орфограммы слабой позиции в окончании слова путём его изменения. Способ выделения окончаний и основ в словах разных типов. Изменение одного и того же слова и разные слова.
Проверка орфограмм с помощью родственных слов (28 ч)
Понятие о родственных словах (слова, образованные от одного и того же слова). Корень как общая часть основ родственных слов. Подбор однокоренных слов к заданному (простейшие случаи). Понятие об аффиксах как значимых частях основы, с помощью которых образуются новые слова. Классификация аффиксов по положению в слове: префиксы (приставки), суффиксы. Позиционное и непозиционное чередование звуков в словах. Проверка орфограмм слабых позиций в корне с помощью родственных слов. Правило правописания разделительных знаков Ь и Ъ.
Систематизация изученного материала (19 ч)
Слово и его изменения. Родственные слова. Значимые части слова: основа и окончание; корень и аффиксы.
Звуки как строительный материал языка. Позиционное чередование звуков. Сильные и слабые позиции звуков.
Обозначение звуков на письме. Орфограммы сильных и слабых позиций (систематизация). Правила правописания орфограмм сильных позиций (Ь и Ъ, гласные А, У, И, Е после шипящих). Общий способ проверки орфограмм слабой позиции (приведение звука к сильной позиции в той же части слова). Приёмы приведения звука к сильной позиции (изменение слова, подбор родственных слов). Орфограммы слабых позиций, не требующие специальной проверки. Проверка орфограмм слабой позиции с помощью орфографического словаря.
Развитие речи
Характеристика лексического (без употребления термина) значения слова с помощью толкового (учебного) словаря. Высказывание-сообщение и высказывание-вопрос. Восклицательные высказывания, их оформление на письме. Формирование навыков выразительного чтения с ориентацией на знаки препинания. Выделение смысловых частей в высказывании (предмета сообщения и сообщения о предмете). Отработка умения интонационно правильно воспроизводить смысловые части высказывания при чтении.
Высказывание с несколькими сообщениями об одном предмете. Выражение содержания сообщения об одном предмете в нескольких взаимосвязанных высказываниях. Отнесённость сообщений к одному предмету (наличие общей темы) и наличие смысловой связи между сообщениями как признаки текста. Основное и дополнительные (уточняющие) сообщения в текст. Заголовок текста как отражение его предмета (темы) или основного сообщения (основной мысли).
Анализ и редактирование текстов. Упорядочение деформированного текста. Изложение несложных повествовательных текстов. Сочинение по серии сюжетных картинок.
Диалог, его элементы (реплики, поясняющие слова автора), правила записи диалога (состоящего из реплик без слов автора).
IV. Тематическое планирование.
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Примечания |
||
Планир. |
Фактич. |
|||||
I полугодие (80 часов) 1 триместр (40 часов) |
||||||
Раздел Повторение материала, изученного в первом классе |
15 |
|||||
1. |
Виды высказывания и способы их оформления на письме. Смысловые части в высказывании. |
1 |
03.09. |
|||
2. |
Правила графики. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных букв. |
1 |
04. 09. |
|||
3. |
Правила графики. Обозначение звука [й'] в разных позициях. |
1 |
05. 09. |
|||
4. |
Орфограмма. Правила выбора заглавной буквы. |
1 |
06. 09. |
|||
5. |
Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой: гласные после шипящих. |
1 |
07. 09. |
|||
6. |
Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой: буквосочетания чк, чн, щн. |
1 |
10. 09. |
|||
7. |
Входной контрольный диктант с грамматическим заданием «Для мамы». |
1 |
11. 09. |
|||
8. |
Работа над ошибками. Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой: гласные о-ё после шипящих. |
1 |
12. 09. |
|||
9. |
Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой: буквы ы – и после ц. |
1 |
13. 09. |
|||
10. |
Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой. Написание мягкого знака после шипящих на конце слова. |
1 |
14. 09. |
|||
11. |
Изменение в речи одного и того же слова, называющего предмет. |
1 |
17. 09. |
|||
12. |
Диалог. Правила оформления реплик на письме. |
1 |
18. 09. |
|||
13. |
Контрольная работа по теме «Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой». |
1 |
19. 09. |
|||
14. |
Работа над ошибками. Восклицательные и вопросительные высказывания. |
1 |
20. 09. |
|||
15. |
Контрольное списывание текста «У моря». |
1 |
21. 09. |
|||
Раздел Позиционное чередование гласных звуков |
15 |
|||||
16. |
Обозначение разных гласных звуков одной буквой. |
1 |
24. 09. |
|||
17-18. |
Позиционное чередование гласных звуков. |
2 |
25. 09. 26. 09. |
|||
19. |
Сильные и слабые позиции для гласных звуков. |
1 |
27. 09. |
|||
20. |
Закон русского письма. Орфограммы слабых позиций. |
1 |
28. 09. |
|||
21. |
Орфограммы слабых позиций. Выделение слабых позиций гласных в процессе письма. |
1 |
01.10. |
|||
22-23. |
Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. |
2 |
02. 10. 03. 10. |
|||
24. |
Орфограммы сильной позиции. |
1 |
04. 10. |
|||
25. |
Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. Жи-ши как орфограмма сильной позиции. |
1 |
05. 10. |
|||
26. |
Выделение слабых позиций гласных в процессе письма. Подготовка к изложению. |
1 |
08. 10. |
|||
27. |
РР Обучающее изложение повествовательного текста «Помощь». |
1 |
09. 10. |
|||
28. |
Анализ работ. Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. |
1 |
10. 10. |
|||
29. |
Контрольная работа по теме «Орфограммы слабых позиций гласных звуков». |
1 |
12. 10. |
|||
30. |
Работа над ошибками. Орфограммы слабых позиций. |
1 |
13. 10. |
|||
Раздел Позиционное чередование согласных звуков |
19 |
|||||
31. |
Наличие сильных и слабых позиций у согласных звуков. |
1 |
15. 10. |
|||
32. |
Слабые и сильные позиции согласных звуков. Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. |
1 |
16. 10. |
|||
33. |
Слабая позиция парных согласных звуков на конце слова. |
1 |
17. 10. |
|||
34. |
Моделирование выделенных признаков слабых и сильных позиций согласных звуков. |
1 |
18. 10. |
|||
35. |
Сильная позиция парных согласных звуков – перед гласным. Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. |
1 |
19. 10. |
|||
36-37. |
Обозначение согласных звуков парных по звонкости-глухости перед другими согласными. |
2 |
22. 10. 23.10. |
|||
38. |
Слабые и сильные позиции согласных звуков. Смысловые части высказывания. |
1 |
24. 10. |
|||
39. |
Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. Смысловые части высказывания. |
1 |
25. 10. |
|||
40. |
Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. |
1 |
26. 10. |
|||
2 триместр (68 часов) |
||||||
41-42. |
Сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков. |
2 |
06.11. 07.11. |
|||
43. |
Сильная позиция для согласных, парных по звонкости-глухости – перед сонорными. |
1 |
08. 11. |
|||
44. |
Сильная позиция для согласных, парных по звонкости-глухости – перед звуками [в] и [в']. |
1 |
09. 11. |
|||
45-46. |
Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. |
2 |
10. 11. 12. 11. |
|||
47. |
Контрольная работа по теме «Орфограммы слабых позиций гласных и согласных звуков». |
1 |
13. 11. |
|||
48. |
Работа над ошибками. Признаки сильных и слабых позиций согласных звуков. Подготовка к изложению повествовательного текста. |
1 |
14. 11. |
|||
49. |
РР Изложение повествовательного текста «Незнайка и автомобиль». |
1 |
15. 11. |
|||
Раздел Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря |
22 |
|||||
50. |
Анализ изложений. Проверка орфограмм слабых позиций по словарю. |
1 |
16. 11. |
|||
51. |
Последовательность действий при работе с орфографическим словарем. |
1 |
19. 11. |
|||
52-53. |
Проверка орфограмм слабых позиций по словарю. Виды высказываний. |
2 |
20. 11. 21. 11. |
|||
54. |
Проверка орфограмм слабых позиций по словарю. Определение смысловых частей в высказывании. |
1 |
22. 11. |
|||
55. |
Свойства печатного текста как источника сведений об орфографическом облике слова. |
1 |
23. 11. |
|||
56. |
Проверка орфограмм слабых позиций по словарю. Постановка вопросов к словам-названиям. |
1 |
26. 11. |
|||
57. |
Проверка орфограмм слабых позиций по словарю. Орфограмма «Удвоенные согласные буквы» |
1 |
27. 11. |
|||
58. |
Печатный текст как источник орфографических написаний. |
1 |
28. 11. |
|||
59. |
Приемы списывания текста с орфограммами слабых позиций. Алгоритм письма по готовому образцу. |
1 |
29. 11. |
|||
60. |
Приемы списывания текста с орфограммами слабых позиций. Орфограмма «Мягкий знак после шипящих в конце слов». |
1 |
30.11. |
|||
61. |
Приемы списывания текста. Орфограмма «Буквы О-Ё после шипящих». |
1 |
03. 12. |
|||
62. |
Лексическое значение слова. Устройство и назначение толкового словаря. |
1 |
04. 12. |
|||
63. |
Приемы списывания текста. Подготовка к изложению повествовательного текста. |
1 |
05. 12. |
|||
64. |
РР Изложение повествовательного текста «Смелый Илья». |
1 |
06. 12. |
|||
65. |
Анализ работ. Определение слова по известному лексическому значению. |
1 |
07. 12. |
|||
66. |
Орфограмма «ТСЯ – ТЬСЯ» в словах, называющих действия. |
1 |
10. 12. |
|||
67. |
Контрольное списывание. Текст «Серебряный хвост». |
1 |
11. 12. |
|||
68. |
Анализ работ. Особенности употребления пословиц. |
1 |
12. 12. |
|||
69. |
Контрольная работа по теме «Проверка орфограмм слабых позиций по словарю». Словарный диктант. |
1 |
13. 12. |
|||
70. |
Работа над ошибками. Приемы списывания текста с орфограммами слабых позиций. |
1 |
14. 12. |
|||
71. |
Алгоритм письма по готовому образцу. |
1 |
17. 12. |
|||
Раздел Проверка орфограмм по сильной позиции |
30 |
|||||
72. |
Способ проверки орфограмм без орфографического словаря. |
1 |
18. 12. |
|||
73. |
Приведение звука к сильной позиции как общий способ проверки орфограмм слабых позиций. Изменение слова как прием приведения звука к сильной позиции. |
1 |
19. 12. |
|||
74. |
Проверка орфограмм слабых позиций путем приведения звука к сильной позиции. Изменение названий предметов по числу. |
1 |
20. 12. |
|||
75. |
Проверка орфограмм слабых позиций путем приведения звука к сильной позиции. |
1 |
21. 12. |
|||
76. |
Проверка орфограмм слабых позиций путем приведения звука к сильной позиции. Изменение названий предметов по падежам. |
1 |
24. 12. |
|||
77. |
Контрольная работа за 1 полугодие. Диктант с грамматическими заданиями. |
1 |
25. 12. |
|||
78. |
Работа над ошибками. Проверка орфограмм слабых позиций по сильной в изменениях по числу и падежу. Неизменяемые слова. |
1 |
26. 12. |
|||
79. |
Проверка орфограмм слабых позиций по сильной. Изменение названий действий по лицам и числам. |
1 |
27. 12. |
|||
80. |
Проверка орфограмм слабых позиций путем приведения к сильной позиции. |
1 |
28. 12. |
|||
II полугодие (70 часов) |
||||||
81. |
Изменение названий действий по временам. Форма настоящего и прошедшего времени. |
1 |
09.01. |
|||
82. |
Проверка орфограмм слабых позиций путем приведения к сильной позиции. Изменение названий действий по родам в прошедшем времени. Род слов, называющих предметы. |
1 |
10. 01. |
|||
83. |
Проверка орфограмм слабых позиций. Неопределенная форма слов, называющих действия. |
1 |
11. 01. |
|||
84. |
Изменения слов, называющих признаки, по числам, родам и падежам. |
1 |
14. 01. |
|||
85. |
Важнейшие типы изменений слов Систематизация знаний о словоизменительных типах слов.. |
1 |
15. 01. |
|||
86. |
Способы проверки орфограмм слабых позиций. |
1 |
16. 01. |
|||
87 |
Способы проверки орфограмм слабых и сильных позиций |
1 |
17. 01. |
|||
88, 89, 90. |
Способы проверки орфограмм слабых и сильных позиций. Обоснование выбора орфограмм в словах высказывания. |
3 |
18. 01. 21. 01. 22. 01. |
|||
91. 92. |
Способы проверки орфограмм слабых и сильных позиций. |
2 |
23. 01. 24. 01. |
|||
93. 94. |
Способы проверки орфограмм. Типы изменений слов-названий. |
2 |
25. 01. 28. 01. |
|||
95. |
Способы проверки орфограмм слабых и сильных позиций. Структура диалога. |
1 |
29. 01. |
|||
96. |
Способы проверки орфограмм. Подготовка к изложению повествовательного текста. |
1 |
30. 01. |
|||
97. |
РР Изложение повествовательного текста «Дрессировщик». |
1 |
31. 01. |
|||
98. 99. |
Анализ работ. Способы проверки орфограмм. |
2 |
01.02. 04.02. |
|||
100. |
Способы проверки орфограмм известными способами. |
1 |
05. 02. |
|||
101. |
Контрольная работа по теме «Проверка орфограмм слабых позиций». Диктант «Друзья птиц» с грамматическими заданиями. |
1 |
06. 02. |
|||
Раздел Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм слабых позиций |
22 |
|||||
102. |
Работа над ошибками. Проверка орфограммы по сильной позиции |
1 |
07. 02. |
|||
103. |
Окончание как значимая часть слова. |
1 |
08. 02. |
|||
104. |
Способ выделения в слове окончания. |
1 |
11. 02. |
|||
105. |
Способ выделения в слове окончания. Нулевое окончание. |
1 |
12. 02. |
|||
106. |
Способ окончания в словах, не изменяющихся по числу. |
1 |
13. 02. |
|||
107. |
Способ выделения окончания. Отсутствие окончаний в неизменяемых словах. |
1 |
14. 02. |
|||
108. |
Способ выделения окончаний в разных словах-названиях. |
1 |
15. 02. |
|||
3 триместр (62 часа) |
||||||
109. |
Особенности выделения окончаний в названиях действий настоящего и прошедшего времени. |
1 |
25. 02. |
|||
110. |
Особенности выделения окончаний. Окончания неопределенной формы. |
1 |
26. 02. |
|||
111. |
Способ выделения окончаний в словах-названиях. Особенности выделения окончаний в словах, называющих признаки. |
1 |
27. 02. |
|||
112. |
Способ выделения окончаний в словах-названиях. Краткие окончания у названий признаков. |
1 |
28. 02. |
|||
113. |
Основа как значимая часть слова. Способ выделения в слове основы. |
1 |
01.03. |
|||
114. |
Изменения одного и того же слова и разных слов. |
1 |
04. 03. |
|||
115. |
Способ выделения в слове основы. Подготовка к изложению повествовательного текста. |
1 |
05. 03. |
|||
116. |
РР Изложение повествовательного текста «Подарок». |
1 |
06. 03. |
|||
117. |
Неприменимость способа проверки орфограммы слабой позиции в окончании слова путем его изменения. |
1 |
07. 03. |
|||
118- 120. |
Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм слабых позиций. |
3 |
09. 03. 11. 03. 12. 03. |
|||
121. |
Проверка орфограмм слабых позиций. Работа с толковым словарем. |
1 |
13. 03. |
|||
122. |
Контрольная работа по теме «Способы проверки орфограмм слабых позиций». Диктант с грамматическими заданиями. |
1 |
14. 03. |
|||
123. |
Работа над ошибками. Проверка орфограмм слабых позиций. |
1 |
15. 03. |
|||
Раздел Проверка орфограмм по сильной позиции с помощью родственных слов |
28 |
|||||
124. |
Понятие о родственных словах. Знаки препинания при обращении. |
1 |
18. 03. |
|||
125. |
Понятие о родственных словах как словах, связанных словообразовательными отношениями. |
1 |
19. 03. |
|||
126. |
Понятие о корне слова как общей части основ родственных слов.. |
1 |
20. 03. |
|||
127 - 131. |
Способ определения родственных (однокоренных) слов. |
5 |
21. 03. 22. 03. 25. 03. 26. 03. 27. 03. |
|||
132. |
Непозиционное чередование звуков в корне. |
1 |
28. 03. |
|||
133. |
Аффиксы основы. |
1 |
29. 03. |
|||
134. |
Способ выделения в слове значимых частей. Подготовка к изложению повествовательного текста. |
1 |
01.04. |
|||
135. |
РР Изложение повествовательного текста «Муравьи». |
1 |
02. 04. |
|||
136- 137. |
Анализ работ. Способ выделения в слове значимых частей. |
2 |
03. 04. 04. 04. |
|||
138. |
Проверка орфограмм слабых позиций по сильной позиции с помощью однокоренных слов. |
1 |
05. 04. |
|||
139– 141. |
Проверка орфограмм слабых позиций с помощью однокоренных слов. |
3 |
15. 04. 16. 04. 17. 04. |
|||
142. |
Проверка орфограмм слабых позиций. разными способами. |
1 |
18. 04. |
|||
143, 144. |
Проверка орфограмм слабых позиций разными способами. Выделение морфем в словах. |
2 |
19. 04. 22. 04. |
|||
145. |
Самостоятельная работа по теме «Проверка орфограмм слабых позиций» Работа с деформированным текстом. |
1 |
23. 04. |
|||
146 - 148. |
Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. |
3 |
24. 04. 25. 04. 26. 04. |
|||
149. |
Способы проверки орфограмм слабых позиций. |
1 |
29. 04. |
|||
150. |
Контрольная работа по теме «Проверка орфограмм по сильной позиции». Диктант с грамматическими заданиями. |
1 |
30. 04. |
|||
151. |
Работа над ошибками. Проверка орфограмм слабых позиций. |
1 |
02.05. |
|||
Раздел Систематизация изученного материала |
19 |
|||||
152. |
Слово и его изменения. Типы изменений слов-названий. |
1 |
03. 05. |
|||
153. |
Значимые части слова. Способы действий при выделении основы и окончания, корня и аффиксов. |
1 |
04. 05. |
|||
154. |
Значимые части слова. Нахождение одноморфемных слов. |
1 |
06. 05. |
|||
155. |
Итоговая контрольная работа. Диктант с грамматическими заданиями. |
1 |
07. 05. |
|||
156. |
Работа над ошибками. Виды орфограмм и способы их проверки. |
1 |
08. 05. |
|||
157. |
Значимые части слова. Способы действий при выделении значимых частей в слове. |
1 |
10. 05. |
|||
158. |
Морфемы. Нахождение одноморфемных слов. |
1 |
11. 05. |
|||
159. |
Позиционное и непозиционное чередование звуков. |
1 |
13. 05. |
|||
160. |
Виды орфограмм и способы их проверки. Словарный диктант. |
1 |
14. 05. |
|||
161. |
Виды орфограмм и способы их проверки. Подготовка к изложению повествовательного текста с элементами диалога. |
1 |
15. 05. |
|||
162. |
РР Изложение повествовательного текста с элементами диалога «Чьи в лесу шишки?» |
1 |
16. 05. |
|||
163. |
Анализ работ. Способы проверки орфограмм. Формы одного слова и разные слова. |
1 |
17. 05. |
|||
164 -165. |
Проверка орфограмм разных видов. |
2 |
20. 05. 21. 05. |
|||
166. |
Контрольная работа по теме «Способы проверки орфограмм разных видов». |
1 |
22. 05. |
|||
167. |
Работа над ошибками. Способы проверки орфограмм. |
1 |
23. 05. |
|||
168. |
Способы проверки орфограмм разных видов. Работа с деформированным текстом. |
1 |
24. 05. |
|||
169. |
Орфограммы сильных и слабых позиций. Проверка орфограмм разных видов. |
1 |
27. 05. |
|||
170. |
Виды орфограмм и способы их проверки. Систематизация знаний. |
1 |
28. 05. |