Программа по социализации младших школьников "Я и Мы"

0
0
Материал опубликован 15 December


Программа по социализации младших школьников "Я и Мы"

Цель: Создать педагогические и социально- психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.

В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляции социального поведения ребёнка.

Задачи программы:

Формирование у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде;

Формирование положительной Я – концепции;

Формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать;

Развитие волевой регуляции поведения и деятельности;

Воспитание духовно–нравственных качеств личности;

Развитие навыков рефлексивных действий.

1класс “Становление социальной позиции ребёнка ”.

Задачи:

Диагностика сформированности социально–психологической готовности с целью организации работы по успешной адаптации ребёнка к школе.

Формирование умения ориентироваться в новой социальной среде, освоение новой социальной роли.

Формирование потребности в общении и коммуникативных умений.

п\п

Цель воспитательной деятельности

Формы и виды работы

1.

Создание условий для более близкого знакомства детей. Формирование представлений о школьных правилах.

Классный час “Я – ученик”, “Давайте познакомимся”, этюд “Наш класс на перемене”; игра “Собери портфель”

2.

Стимулирование внутригруппового общения.

Тренинг общения “Я и Мы”, пальчиковый игротренинг “Лесенка”, социоигры “Разведчики”, “Найди пару”

3.

Развитие межличностного общения в группе.

Игры: “Конспиратор”, “Закончи предложение”, ”, час общения “Добрые слова о моей игрушке”, групповое пение.

4.

Развитие коммуникативных способностей.

Ролевая игра:“Знакомство”,“Приветствие”,

речевая игра:“Учимся благодарить”,

5.

Учить детей решать возникающие проблемы мирным способом.

Классный час “Мы – дружные ребята”, инсценировка

Друзья”, коллективный просмотр мультфильмов:

Приключения кота Леопольда”, “Зима в Простоквашино”

6.

Учить анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых).

Упражнения:“Рисуем картинки в уме”,“Догадайся о выборе”; разбор жизненных ситуаций “Я на улице”,“Общественный транспорт”; этюд “Встреча с другом”

8.

Развитие положительной самооценки, самоорганизации.

Самореклама”; подвижная игра “Тропинка»

9.

Развитие воли и терпения в выполнении дела от начала до конца.

Игровая деятельность: “Черепаха”, “Да и нет - не говори”; пальчиковые игры; классный час “Мои “хочу”и мои “надо”, рисование

10.

 

 

Ориентировочная минимальная диагностика.

Игры, упражнения по выбору “День добрых сюрпризов”. Социометрия “Состав экипажа”,

11.

Участие в социально-значимых акциях (школа, город)

«Помоги собраться в школу», «Сотвори новогоднее чудо», «Посылка солдату», «Зооспас» и др.

2класс “Волевая регуляция поведения и деятельности”.

Цель: Формирование и развитие волевых качеств как социально значимых свойств личности.

п\п

Содержание

Формы и виды работ

1

Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности.

Умение организовывать свою работу на уроке.

В учебной деятельности: уроки технологии, - классный час “Я сам!”,беседа “Смелость это…”,игра “Не подведи свой ряд”,коллективное чтение: М. Зощенко “Глупая история”, Ю. И. Ермолаев “Соседка по парте”.

2

Развитие волевых качеств в процессе совместной деятельности ребёнка с родителями.

Конкурс рисунков, поделок, выполненных руками детей и их родителей; игровые тренинги для учащихся и родителей; родительский ринг: “Несколько “надо”и “нельзя”для родителей”;

3

Активизация любознательности и инициативности детей на основе совместно-взаимодействующей формы организации деятельности.

Создание проектов учащихся; конкурсы газет, сочинений, олимпиады, коллективная исследовательская практика младших школьников “Книга рекордов нашего класса…

4

Формирование волевой сферы ребёнка, коррекция личностных нарушений

(психолого–педагогическое сопровождение учащихся)

Игровые тренинги “Тёмные мысли – чистые мысли”, драматизация “Три медведя”(умение отстаивать свою точку зрения), “Садко”, “Стрекоза и Муравей” (умение говорить “нет”).

5

Развитие самоуправления в рамках школьной программы


Организация самоуправления в классе; классное собрание “Традиции нашего класса”; классный час “Как мы выполняем свои поручения”;

6

Ориентировочная диагностика уровня воспитанности.

Наблюдение, с последующей фиксацией данных

7

Участие в социально-значимых акциях (школа, город)

«Помоги собраться в школу», «Сотвори новогоднее чудо», «Посылка солдату», «Зооспас» и др.

3 – 4 класс “Психолого – педагогический статус ученика начальной школы”.

Задачи :

Выделить психологические составляющие социальной активности учащихся, выявить её внутриличностные детерминанты и особенности развития у младших школьников;

Определить комплекс продуктивных приёмов психолого-педагогического сопровождения выпускника начальной школы с целью успешной адаптации в среднем звене.

По анализу данных предыдущих диагностик создаются две группы для дальнейшей работы.

Первая группа работает над развитием когнитивно – поведенческих компонентов: отношение к значимой деятельности, взаимодействие со сверстниками, навыки самоконтроля, навыки поведения в трудных ситуациях.

Вторая группа работает над развитием мотивационно – личностного компонента: самооценки, учебной мотивации, саморегуляции.

1 группа “Развитие когнитивно – поведенческого компонента”.

Когнитивно-поведенческий компонент

Формы и виды

работ

1.

Эмоционально-положительное восприятие школы и учения.

Классный час с приглашением родителей “Мы тоже были школьниками”, методика “Лесная школа”.

2.

Взаимодействие со сверстниками.

Классные часы, коллективные творческие дела, инсценировки, спортивные праздники, эстафеты.

3.

Навыки самоконтроля.

Игры “Запретный номер”, “Слушай команду”, “Делай как я”.

4.

Навыки поведения в трудных ситуациях.

Тренинг поведенческих навыков.

5.

Участие в социально-значимых акциях (школа, город)

«Помоги собраться в школу», «Сотвори новогоднее чудо», «Посылка солдату», «Зооспас» и др.

2 группа “Развитие мотивационно – личностного компонента”.

п\п

Мотивационно-личностный компонент

Формы и виды работы.

1.

Высокая самооценка, удовлетворённость собой.

Критичное отношение к себе.

Психотехника “Я люблю себя за…”, упражнение “Ладошка”, “Я никогда не…”, групповая дискуссия “Факты о нас”, “Алмазы – бриллианты”, сочинение “Какой я”.

2.

Учебная мотивация.

Конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, смотры, слёт отличников, конференции.

3.

Саморегуляция.

Игры: “Запретный номер”, “Запрещённое движение”, “Замри”, “Волшебное слово”

4.

Соблюдение социальных норм и правил.

Изучение декларации прав ребёнка, просмотр киножурнала “Ералаш”.

5.

Ценностное отношение к другой личности.

Упражнение “Ты мне нравишься, потому что…”, анализ художественных произведений “Сказка о Жабе и Розе”Г. Х. Андерсен, “Стрекоза и муравей”И. А. Крылов,

6.

Участие в социально-значимых акциях (школа, город)

«Помоги собраться в школу», «Сотвори новогоднее чудо», «Посылка солдату», «Зооспас» и др.

Реализация этой программы позволит заложить фундамент успешного обучения и психологического развития ребёнка в процессе всего дальнейшего обучения.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.