Программа по социализации младших школьников "Я и Мы"
Программа по социализации младших школьников "Я и Мы"
Цель: Создать педагогические и социально- психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.
В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляции социального поведения ребёнка.
Задачи программы:
Формирование у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде;
Формирование положительной Я – концепции;
Формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать;
Развитие волевой регуляции поведения и деятельности;
Воспитание духовно–нравственных качеств личности;
Развитие навыков рефлексивных действий.
1класс “Становление социальной позиции ребёнка ”.
Задачи:
Диагностика сформированности социально–психологической готовности с целью организации работы по успешной адаптации ребёнка к школе.
Формирование умения ориентироваться в новой социальной среде, освоение новой социальной роли.
Формирование потребности в общении и коммуникативных умений.
№ п\п | Цель воспитательной деятельности | Формы и виды работы |
1. | Создание условий для более близкого знакомства детей. Формирование представлений о школьных правилах. | Классный час “Я – ученик”, “Давайте познакомимся”, этюд “Наш класс на перемене”; игра “Собери портфель” |
2. | Стимулирование внутригруппового общения. | Тренинг общения “Я и Мы”, пальчиковый игротренинг “Лесенка”, социоигры “Разведчики”, “Найди пару” |
3. | Развитие межличностного общения в группе. | Игры: “Конспиратор”, “Закончи предложение”, ”, час общения “Добрые слова о моей игрушке”, групповое пение. |
4. | Развитие коммуникативных способностей. | Ролевая игра:“Знакомство”,“Приветствие”, речевая игра:“Учимся благодарить”, |
5. | Учить детей решать возникающие проблемы мирным способом. | Классный час “Мы – дружные ребята”, инсценировка “Друзья”, коллективный просмотр мультфильмов: “Приключения кота Леопольда”, “Зима в Простоквашино” |
6. | Учить анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых). | Упражнения:“Рисуем картинки в уме”,“Догадайся о выборе”; разбор жизненных ситуаций “Я на улице”,“Общественный транспорт”; этюд “Встреча с другом” |
8. | Развитие положительной самооценки, самоорганизации. | “Самореклама”; подвижная игра “Тропинка» |
9. | Развитие воли и терпения в выполнении дела от начала до конца. | Игровая деятельность: “Черепаха”, “Да и нет - не говори”; пальчиковые игры; классный час “Мои “хочу”и мои “надо”, рисование |
10.
| Ориентировочная минимальная диагностика. | Игры, упражнения по выбору “День добрых сюрпризов”. Социометрия “Состав экипажа”, |
11. | Участие в социально-значимых акциях (школа, город) | «Помоги собраться в школу», «Сотвори новогоднее чудо», «Посылка солдату», «Зооспас» и др. |
2класс “Волевая регуляция поведения и деятельности”.
Цель: Формирование и развитие волевых качеств как социально значимых свойств личности.
№ п\п | Содержание | Формы и виды работ |
1 | Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности. Умение организовывать свою работу на уроке. | В учебной деятельности: уроки технологии, - классный час “Я сам!”,беседа “Смелость это…”,игра “Не подведи свой ряд”,коллективное чтение: М. Зощенко “Глупая история”, Ю. И. Ермолаев “Соседка по парте”. |
2 | Развитие волевых качеств в процессе совместной деятельности ребёнка с родителями. | Конкурс рисунков, поделок, выполненных руками детей и их родителей; игровые тренинги для учащихся и родителей; родительский ринг: “Несколько “надо”и “нельзя”для родителей”; |
3 | Активизация любознательности и инициативности детей на основе совместно-взаимодействующей формы организации деятельности. | Создание проектов учащихся; конкурсы газет, сочинений, олимпиады, коллективная исследовательская практика младших школьников “Книга рекордов нашего класса… |
4 | Формирование волевой сферы ребёнка, коррекция личностных нарушений (психолого–педагогическое сопровождение учащихся) | Игровые тренинги “Тёмные мысли – чистые мысли”, драматизация “Три медведя”(умение отстаивать свою точку зрения), “Садко”, “Стрекоза и Муравей” (умение говорить “нет”). |
5 | Развитие самоуправления в рамках школьной программы | Организация самоуправления в классе; классное собрание “Традиции нашего класса”; классный час “Как мы выполняем свои поручения”; |
6 | Ориентировочная диагностика уровня воспитанности. | Наблюдение, с последующей фиксацией данных |
7 | Участие в социально-значимых акциях (школа, город) | «Помоги собраться в школу», «Сотвори новогоднее чудо», «Посылка солдату», «Зооспас» и др. |
3 – 4 класс “Психолого – педагогический статус ученика начальной школы”.
Задачи :
Выделить психологические составляющие социальной активности учащихся, выявить её внутриличностные детерминанты и особенности развития у младших школьников;
Определить комплекс продуктивных приёмов психолого-педагогического сопровождения выпускника начальной школы с целью успешной адаптации в среднем звене.
По анализу данных предыдущих диагностик создаются две группы для дальнейшей работы.
Первая группа работает над развитием когнитивно – поведенческих компонентов: отношение к значимой деятельности, взаимодействие со сверстниками, навыки самоконтроля, навыки поведения в трудных ситуациях.
Вторая группа работает над развитием мотивационно – личностного компонента: самооценки, учебной мотивации, саморегуляции.
1 группа “Развитие когнитивно – поведенческого компонента”.
№ | Когнитивно-поведенческий компонент | Формы и виды работ |
1. | Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. | Классный час с приглашением родителей “Мы тоже были школьниками”, методика “Лесная школа”. |
2. | Взаимодействие со сверстниками. | Классные часы, коллективные творческие дела, инсценировки, спортивные праздники, эстафеты. |
3. | Навыки самоконтроля. | Игры “Запретный номер”, “Слушай команду”, “Делай как я”. |
4. | Навыки поведения в трудных ситуациях. | Тренинг поведенческих навыков. |
5. | Участие в социально-значимых акциях (школа, город) | «Помоги собраться в школу», «Сотвори новогоднее чудо», «Посылка солдату», «Зооспас» и др. |
2 группа “Развитие мотивационно – личностного компонента”.
№ п\п | Мотивационно-личностный компонент | Формы и виды работы. |
1. | Высокая самооценка, удовлетворённость собой. Критичное отношение к себе. | Психотехника “Я люблю себя за…”, упражнение “Ладошка”, “Я никогда не…”, групповая дискуссия “Факты о нас”, “Алмазы – бриллианты”, сочинение “Какой я”. |
2. | Учебная мотивация. | Конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, смотры, слёт отличников, конференции. |
3. | Саморегуляция. | Игры: “Запретный номер”, “Запрещённое движение”, “Замри”, “Волшебное слово” |
4. | Соблюдение социальных норм и правил. | Изучение декларации прав ребёнка, просмотр киножурнала “Ералаш”. |
5. | Ценностное отношение к другой личности. | Упражнение “Ты мне нравишься, потому что…”, анализ художественных произведений “Сказка о Жабе и Розе”Г. Х. Андерсен, “Стрекоза и муравей”И. А. Крылов, |
6. | Участие в социально-значимых акциях (школа, город) | «Помоги собраться в школу», «Сотвори новогоднее чудо», «Посылка солдату», «Зооспас» и др. |
Реализация этой программы позволит заложить фундамент успешного обучения и психологического развития ребёнка в процессе всего дальнейшего обучения.