Рабочая общеразвивающая программа «Основы социализации и общения «Я и мы»
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Ейский социально-реабилитационный центр развития для несовершеннолетних»
Рабочая общеразвивающая программа
«ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ОБЩЕНИЯ «Я И МЫ»
На 2016-2017 учебный год
Срок реализации программы 6 месяцев
Направленность: социально-педагогическая
Возраст несовершеннолетних: от 3 - 7 лет
С.В. Михалёва
социальный педагог
Ейск, 2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Социализация - это процесс формирования личности человека в определенных
социальных условиях, развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в
процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Человек, проходя этапы
социализации (детство, юность, зрелость, старость), меняет социальные роли, приобретает новый статус, изменяет привычный для пройденного этапа образ жизни. Каждый раз,переходя на новый этап, ему приходится переучиваться.
В ГКУ СО КК «Ейский СРЦН» поступают дети из неблагополучных семей, чаще всего из семей хронических алкоголиков, деградированных личностей. Родители не только не занимаются должным воспитанием, образование и здоровьем своих детей, но и зачастую посягают на их честь и репутацию, унижают, оскорбляют, наносят психические, физические травмы, и нередко дети подвергаются сексуальному насилию.
У детей, поступающих в Центр, часто наблюдается социально-педагогическая запущенность, низкие интеллектуальные возможности, имеются проблемы в коммуникативной сфере – они не умеют общаться между собой, не могут контролировать свои поступки, адекватно выражать свои эмоции, у них занижена личностная самооценка, наблюдается комплекс неполноценности.
Для решения этих проблем и успешной социальной адаптации воспитанников Центра разработана данная программа.
.паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Основы социализации и общения «Я и Мы»
Объект деятельности: воспитанники, содержащиеся в ГКУ СО КК «Ейский СРЦРН»
от 3-х до7 лет.
Нормативные документы: ФЗ №120 от 24.06.1999г. «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Семейный Кодекс Российской Федерации, Устав ГКУ СО КК «Ейский СРЦРН».
Концептуальные подходы:
Социальная реабилитация ребенка длительный процесс, включающая мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем. Организация реабилитационной работы с такими детьми и семьями осложнена тем, что сотрудникам Учреждения в относительно короткие сроки приходится решать большое количество задач: от формирования элементарных гигиенических навыков у детей, до воспитания мотивации здорового образа жизни у родителей.
Категории детей нуждающиеся в социальной реабилитации:
- оставшиеся без попечения родителей или законных представителей;
- проживающие в семьях, находящихся в социально-опасном положении;
- заблудившиеся или подкинутые;
- самовольно оставившие семью;
- самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей;
- не имеющих места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;
- оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной
помощи.
Работа по данной программе направлена на формирование личности ребенка,
изучение и реализацию внутреннего потенциала, на обучение навыкам самообеспечения, на восстановление и развитие социально-одобряемых внутрисемейных отношений, на оказание медико-социальной, психологической, социально-педагогической, социально-правовой помощи семье и детям, проживающим в ней.
В результате пережитых стрессовых и психотравмирующих ситуаций у детей
наблюдаются различные эмоцианально-волевые и личностные нарушения, виктимные
особенности (позиция жертвы в группе), заниженная самооценка, тревожность, выраженные социофобии, чувство неполноценности и беспомощности перед лицом меняющихся обстоятельств, отчужденность и пассивность, препятствующие построению новых социальных отношений и личностным достижениям в различных сферах жизни, а также несформированность представлений о будущем или сужение временной перспективы.
В данном случае требуется проведение реабилитационных мероприятий, социальных услуг, способствующих преодолению и изживанию травматического опыта, поведенческих, коммуникативных и эмоционально-волевых нарушений.
Ребенок выполняет определенную социальную роль в различных видах деятельности:
- экономической, общественно-политической, педагогической, культурной, управленческой и т. д. При этом он формируется как творец материальных и духовных благ, является активным субъектом социального отношения (познавательного, коммуникативного, практического). Если он не будет включен ни в один вид деятельности, совместной с другими людьми, процесс социализации, формирования личности будет невозможен, так как социальность - это форма общественного сознания и деятельности.
Цели и задачи Программы
Предмет деятельности: организация работы социального педагога в создании
условий социализации для воспитанников.
Цель: создание условий воспитанникам, к принятым в обществе правилам и нормам
поведения, а также процесса преодоления последствий психологической или моральной
травмы, для дальнейшего жизнеустройства.
Задачи:
1. Выявить причины отклонений от норм и шаблонов поведения в формировании
личности воспитанников.
2. Отучить воспитанников от старых ценностей, негативных норм и ролей, правил
поведения.
3. Обучить воспитанников новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения
взамен старых.
4. Разработать план индивидуально-воспитательных мероприятий оказания социальных услуг воспитаннику и его семье, по реабилитации в преодолении семейных трудностей, способствующих разрешению конфликтных ситуаций, коррекции общения и поведения воспитанников, восстановлению статуса субъекта учебной деятельности.
Программа строится на основе принципов:
- непрерывности и преемственности;
- доступность и наглядность
- связь теории с практикой
Теоретические и практические занятия предполагают такие методы работы с воспитанниками:
как рассказ, беседа, практические работы, наблюдения, экскурсии, видео средства.
В процессе работы используются групповые и индивидуальные формы, основанные на исследовании мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной, характерологической сфер личности.
Условия реализации программы:
- кадровое обеспечение (наличие психолога, социального педагога, педагога-организатора)
- материально техническая база (кабинеты психолога, социального педагога, библиотека, хоздвор, приусадебный участок)
- имеется необходимое оборудование ( DVD, TV, компьютерный комплекс, интернет)
Ожидаемые результаты:
- воспитание ответственности за свой выбор и свои поступки;
- формирование навыков активной жизненной позиции, творческого отношения к деятельности;
- способствование саморазвитию и социализации личности в современных условиях;
- проведение выставок рисунков
- составление фотоальбома «Я и Мы»
Программа «Я и Мы» рассчитана на обучения в объеме 24часов, по трем основным этапам. Возраст обучающихся: 3 – 7 лет.
Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю по одному занятию для каждой подгруппы:
- от 3 до 5 лет - 15 - 20 минут;
- от 6 до 7 лет - 20 - 30 минут;
Занятия проводятся регулярно и продолжительно, для того чтобы формируемые навыки успешно были закреплены детьми.
Этапы программы:
1 этап.
Диагностический– предполагает изучение компетентности воспитанников в поведении и общении на основе самооценки
2 этап.
Деятельности– ознакомление воспитанников с правами и обязанностями, правилами и культурой поведения в общественных местах; проведение бесед с целью воспитания добрых поступков; развитие воли и терпения.
3 этап.
Контрольный- предполагает отслеживание эффективности использования программы, на основании анкетирования «Как я веду себя?
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ
Учебно-тематический план курса «Я и Мы»
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
48 |
в том числе: практические занятия |
34 |
Содержание обучения детей 3-5лет возраста
Правила поведения в обществе – показать детям как принято вести себя в общественном транспорте, научить их вежливо уступать место старшим, обучить несложным правилам оплаты проезда. Закрепить знания детей о правилах культурного поведения в общественных местах.
Культура общения – учить воспитанников бережно относиться к слову, с которым обращаемся к собеседнику и положительно влиять с его помощью на собеседника. Преодоление барьеров в общении, снятие психологического напряжения, т.е. обеспечение положительного эмоционального благополучия.
Вежливость и невежество – развитие навыков общения, культуры поведения. Воспитание вежливости, доброты, чуткости, взаимопонимания, дружеских чувств.
Мои поступки и поступки других людей - учить анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых).
Дружба, способы разрешения конфликтов – раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг. Развитие коллектива как целостного группового субъекта.
Воля и терпение – формирование и развитие воли и терпения в выполнении дела от начала до конца.
Правила обращения с огнем – научить детей правилам безопасного поведения в доме в отсутствии взрослых; закрепление знаний по правилам пожарной безопасности.
Содержание обучения для 6-7летних воспитанников
Правила поведения в обществе – повторить и закрепить навыки культурного поведения в общественных местах
Культура общения – совершенствование навыков культурного общения через речевые упражнения. Воспитание таких нравственных качеств, как «честность» и «справедливость».
Вежливость и невежество – повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми. Воспитание вежливости, доброты, чуткости, взаимопонимания, дружеских чувств.
Мои поступки и поступки других людей – беседы с целью воспитания добрых поступков.
Дружба – пополнение знаний детей о дружбе. Развитие умения аргументировать свою точку зрения. Формирование нравственных качеств воспитанников.
Сила воли – формирование и развитие силы воли и терпения в выполнении задания.
Правила обращения с огнем – закрепить знания детей о правилах безопасного поведения в доме; повторение правила пожарной безопасности.
Тематический план общеразвивающей программы
Основы социализации и общения «Я и Мы» 3-5лет
№ п/п |
Номера и наименования разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
Теорети-ческие занятия |
Практи-ческие занятия |
||
Раздел 1. Правила поведения в обществе |
4 |
1 |
3 |
|
1 |
Тема 1.1 «Правила поведения в ДОУ, в Центре» |
1 |
||
2 |
Тема 1.2 «Правила поведения в транспорте и других общественных местах» |
1 |
||
3 |
Тема 1.3 Просмотр мультфильма «Обезьянки обедают»» |
1 |
||
4 |
Тема 1.4 «Правила которые нам нужны» (викторина) |
1 |
||
Раздел 2. Культура общения |
4 |
1 |
3 |
|
5 |
Тема 2.1 «В чем сила слова? Умеем ли мы общаться?» |
1 |
||
6 |
Тема 2.2 Культура знакомства. Ролевая игра «Знакомство» |
1 |
||
7 |
Тема 2.3 Культура приветствия. Приветствие «Мы все чем – то похожи», упражнение «Приветствие» |
1 |
||
8 |
Тема 2.4 «Культура обращения». Ролевая игра |
1 |
||
Раздел 3. Вежливость и невежество |
3 |
2 |
1 |
|
9 |
Тема 3.1 «Пословицы и поговорки о вежливости» |
1 |
||
10 |
Тема 3. 2 «Вежливость и невежество» |
1 |
||
11 |
Тема 3.3 «Вежливый слушатель. Расклеивание листовок с вежливыми словами» |
1 |
||
Раздел 4. Мои поступки и поступки других людей |
4 |
1 |
3 |
|
12 |
Тема 4.1 «Мои, твои поступки» |
1 |
||
13 |
Тема 4.2 «Разбор жизненных ситуаций «Я на улице» |
1 |
||
14 |
Тема 4.3 «Разбор жизненных ситуаций «Общественный транспорт» |
1 |
||
15 |
Тема 4.4 «Групповое чтение В.А. Осеева «Злая мать и добрая тетя» |
1 |
||
Раздел 5. Дружба, способы разрешения конфликтов |
4 |
2 |
2 |
|
16 |
Тема 5.1 «Пословицы и поговорки о дружбе» |
1 |
||
17 |
Тема 5.2 «Чтение произведения о дружбе В.А Осеева «Синие листья» |
1 |
||
18 |
Тема 5.3 «Коллективный просмотр мультфильма «Зима в Простоквашино» |
1 |
||
19 |
Тема 5.4 Рисование «Мои друзья» |
1 |
||
Раздел 6. Воля и терпение |
3 |
3 |
||
20 |
Тема 6.1 Игровая деятельность «Да и нет – не говори» |
1 |
||
21 |
Тема 6.2 Групповое чтение К. Ушинского «Кончил дело – гуляй смело» |
1 |
||
22 |
Тема 6.3 Игра «Волшебный стул» |
1 |
||
Раздел 7. Правила обращения с огнем |
2 |
1 |
1 |
|
23 |
Тема 7.1 «Ты один дома» |
1 |
||
24 |
Тема 7.2 Причины пожара в нашем доме (рисование) |
1 |
||
Итого |
24 |
8 |
16 |
Тематический план общеразвивающей программы
Основы социализации и общения «Я и Мы» 6-7лет
№ п/п |
Номера и наименования разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
Теорети-ческие занятия |
Практи-ческие занятия |
||
Раздел 1. Правила поведения в обществе |
4 |
2 |
2 |
|
1 |
Тема 1.1 Правила поведения на улице (беседа) |
1 |
||
2 |
Тема 1.2 Правила поведения в театре, кино, цирке, на концерте |
1 |
||
3 |
Тема 1.3 Сказка «Пчела и тыквенный цветок» В. Сухомлинский |
1 |
||
4 |
Тема 1.4 Я умею хорошо себя вести (викторина) |
1 |
||
Раздел 2. Культура общения |
4 |
1 |
3 |
|
5 |
Тема 2.1 Расскажи, как надо готовится к приему гостей». Просмотр м/ф Лунтик «Гость» 47 серия |
1 |
||
6 |
Тема 2.2 Критика в общении: зачем она? |
1 |
||
7 |
Тема 2.3 Просмотр м/ф «Винни-Пух и все – все – все» А.Миян |
1 |
||
8 |
Тема 2.4 Я и жизнь вне дома (викторина) |
1 |
||
Раздел 3. Вежливость и невежество |
2 |
2 |
||
9 |
Тема 3.1 Игра «Школа вежливости» Мексиканская сказка «Вежливый кролик» |
1 |
||
10 |
Тема 3.2 Творческое задание «Приветливые люди» Рисование «Вежливый человек» |
1 |
||
Раздел 4. Мои поступки и поступки других людей |
4 |
2 |
2 |
|
11 |
Тема 4.1 Сказка «Я не такой как все!» |
1 |
||
12 |
Тема 4.2 Бездействие и активность в группе Упражнение «Слепой и поводырь» |
1 |
||
13 |
Тема 4.3 Поступи правильно (решение проблемных ситуаций) |
1 |
||
14 |
Тема 4.4 Рисование «Красивые поступки» |
1 |
||
Раздел 5. Дружба |
5 |
5 |
||
15 |
Тема 5.1 Просмотр м/ф «Приключения кота Леопольда» |
1 |
||
16 |
Тема 5.2 Игра «Школа дружбы» Творческое задание «Сказочные друзья» |
1 |
||
17 |
Тема 5.3 Ситуационная игра «Вместе тесно, а врозь скучно» |
1 |
||
18 |
Тема 5.4 Игра – драматизация по сказке «Репка» |
1 |
||
19 |
Тема 5.5 Конкурс: «Лучший подарок другу» |
1 |
||
Раздел 6. Сила воли |
2 |
2 |
||
20 |
Тема 6.1 Упражнение «Коллективное рисование» |
1 |
||
21 |
Тема 6.2 Сказка «Две лягушки» Л. Пантелеев |
1 |
||
Раздел 7. Правила обращения с огнем |
3 |
1 |
2 |
|
22 |
Тема 7.1 Осторожно – огонь!!! |
1 |
||
23 |
Тема 7.2 Пожарная безопасность (просмотр видеофильма) |
1 |
||
24 |
Тема 7.3 Огонь – наш друг или враг? (викторина) |
1 |
||
Итого |
24 |
6 |
18 |
Литература
1. Архипова И.А. «Диагностика психического развития ребенка» - 250 тестов, заданий и упражнений, для адаптации ребенка к школе.
2. Астоянц М.С. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения // Социс. – 2006. – №3. – С. 54–63.
3. Гудонис В. Исследование социальных навыков воспитанников детского дома // Дефектология. – 2008. – №6. – С. 85–89.
4. Гусев А.А. Воспитание социальной компетентности // Детский дом. – 2003. – №8. – С. 7–11.
5. Евстифеева Н.Б. Влияние самооценки на мотивацию достижения успеха воспитанников детских домов // Начальная школа. – 2007. – №6. – С. 75–79.
6. Карпенко Л.А. Общение как главная представленность отношений в социальном пространстве // Вопросы психологии. – 2005. – №4. – С. 77–85.
7. Климина О.Г. Школьные трудности воспитанников детского дома // Начальная школа. – 2004. – №2. – С. 31–33.
8. Лебедев Д. Детское общественное движение // Воспитание школьников. – 2003. – №1. – С. 52–61.
9. Лопатина А., Скребцова М. Начала мудрости 50 уроков о добрых качествах. – М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2002. – 320с. – (Серия «Образование и творчество»).
10. Пескова М.Е. Особенности формирования жизненного опыта у воспитанников детского дома // Дефектология. – 2007. – №5. – С. 75–83.
11. Подростковый возраст – все ли в норме? Комплект диагностических методик для комплексного обследования учащихся средней школы/ Авт.-сост. Екимова В.И., Демидова А.Г. – М, 2007.
12. Психолого-педагогическая диагностика/ Под ред. Левченко И.А., Забрамной С.Д. – М., 2006.
13. Семенов Г. Социализация, воспитание, развитие // Воспитание школьников. – 1999. – №6. – С. 2–7.
14. Слуцкий В.И. Феномен общественной собственности и его влияние на формирование личности воспитанников детских домов // Вопросы психологии. – 2000. – №5. – С. 133–136.
15. ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в РФ».
16. Ярулов А. Детский дом готовит к жизни // Народное образование. – 1992. – №1/2. - С. 7–11.