Программа по внеурочной деятельности для учащихся 5 класса «Я в мире спорта!» (спортивно – оздоровительное направление)

3
0
Материал опубликован 6 August






Программа

по внеурочной деятельности

для учащихся 5 класса

«Я в мире спорта!»

(спортивно – оздоровительное направление)

на 2023 – 2024 учебный год.



t1722924606aa.png





Подготовила:

Мироненко Оксана Александровна









 


Пояснительная записка


Программа воспитательной работы «Я в мире спорта!» реализует спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности в 5 классе. Она разработана в соответствии с требованиями:

Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;

ФГОС начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373);

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. № 1599);

Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.№2821-10), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189;

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010;

Концепции формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010;

Внеурочной деятельности школьников под ред. Д.В. Григорьева, П.В. Степанова. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010;

Актуальность программы:

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Я в мире спорта!» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка. Включает в себя, как теоретическую – изучение полезных и вредных привычек, так и практическую части – организация подвижных и спортивных игр.

В программу включено знакомство с различными подвижными и спортивными играми. Игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.

Подвижные и спортивные игры имеют и оздоровительное значение. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей.

Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют самую многочисленную группу среди «проблемных» детей. В подавляющем большинстве интеллектуальные нарушения являются следствием органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Деструктивное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка - мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная, кроме того, эмоционально-волевая сфера, а также когнитивные процессы, мышление, деятельность, речь, поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех психических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности развития.

У детей с интеллектуальной недостаточностью имеются нарушения со стороны сердечнососудистой и дыхательной систем и физического развития. У многих из них наблюдается функциональная слабость миокарда, сердечная аритмия, понижение артериального давления. Дыхание у них поверхностное, неритмичное; небольшая мышечная нагрузка резко учащает его, и необходимо длительное время для восстановления.

Отклонения в физическом развитии у детей с интеллектуальной недостаточностью выражаются в отставании роста, в значительной ослабленности мышц, в нарушении формы грудной клетки, позвоночника, конечностей и т.д.

Практически во всех научных работах, посвященных проблеме интеллектуальной недостаточности, в программах обучения и воспитания данного контингента детей, методических рекомендациях к проведению коррекционной работы с этими детьми, указывается необходимость проводить специальные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья, коррекцию и развитие общей и мелкой моторики. Однако ни в одной публикации нет описания последовательной системы физкультурно-оздоровительной работы с данной категорией детей, что и вызвало необходимость написания данной программы.

В исследованиях отечественных и зарубежных авторов показано, что работа по коррекции недостатков моторной сферы положительно влияет ни развитие интеллектуальной и речевой деятельности, а также на их общее развитие.

При организации работы с детьми, имеющими различные нарушения развития, огромное значение имеет целенаправленное преодоление недостатков моторики, развитие движений, охрана и укрепление здоровья детей. Конечно же, подходы к организации физического воспитания детей с разными отклонениями в развитии неодинаковы. Они учитывают структуру дефекта, степень выраженности нарушений, состояние здоровья и многое другое. Однако всегда физическое воспитание является важной частью общей системы обучения, воспитания и лечения детей с нарушениями развития.

Физкультурно-оздоровительная работа в специальном (коррекционном) образовательном учреждении включает в себя непосредственно физическое воспитание; организацию рационального двигательного режима; создание комфортной, безопасной развивающей среды необходимой для обеспечения двигательной активности детей; профилактические и оздоровительные мероприятия.

Данная программа позволит систематизировать и углубить знания о здоровом образе жизни, заинтересовать учащихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочное время.

Цель программы - формирование, сохранение и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи, решаемые в рамках данной программы.

Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья воспитанников.

Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма, повышению устойчивости к различным заболеваниям, увеличению работоспособности. Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей ребенка и направлены на формирование правильной осанки, развитие сводов стопы, укрепление связочно-суставного аппарата, развитие гармоничного телосложения, регулирование роста и массы костей, развитие мышц лица, туловища, рук, ног, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов - сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др. Оздоровление предполагает также совершенствование деятельности сердечнососудистой и дыхательной системы, развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям.

Образовательные задачи предполагают:

формирование двигательных умений и навыков;

развитие двигательных, качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости);

развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);

В процессе физического воспитания дети приобретают определенную систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм; осознают свои двигательные действия; получают необходимые знания о выполнении движений, спортивных упражнений, игр; познают свое тело и учатся управлять им. Занимаясь физическими упражнениями, ребенок закрепляет знания об окружающем, он познает свойства предметов, у него обогащается словарный запас, развивается пространственная ориентировка, память, внимание, мышление, воображение.

Воспитательные задачи направлены на формирование творческой, разноплановой и гармонично развитой личности.

В процессе воспитания у детей формируются: потребность в ежедневных физических упражнениях; умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности; самостоятельность творчество, инициативность; самоорганизация, стремление к взаимопомощи. Кроме того, у детей воспитывается стремление к помощи взрослому в проведении и организации разнообразных форм спортивных игр. Создаются благоприятные условия для воспитания положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.); закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества за порученное дело, умение заниматься в коллективе); осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость, самообладание); прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.

Коррекционно-развивающие задачи направлены на преодоление недостатков двигательной сферы, физического и психического развития детей. Улучшение анатомно-физиологического статуса детей предполагает коррекцию неправильных установок опорно-двигательного аппарата (отдельных конечностей, стопы, кисти, позвоночника); нормализацию мышечного тонуса; преодоление слабости отдельных мышц; улучшение подвижности в суставах; сенсорное обогащение: улучшение мышечно-суставного чувства и тактильных ощущений; формирование вестибулярных реакций; преодоление недостаточности в деятельности нервной, сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма ребенка. Кроме того, решаются и общекоррекционные задачи - преодоление недостатков в развитии высших психических функций: внимания, памяти, мышления, речи. У воспитанников формируется саморегуляция, повышается умственная работоспособность, формируется умение действовать во внутреннем умственном плане.

Все вышеперечисленные задачи физкультурно - оздоровительной работы в школе-интернате решаются в единстве. Они способствуют всестороннему воспитанию воспитанников, направленному на физическое, интеллектуальное, эмоциональное, нравственное развитие, психофизическую готовность к производственным условиям и рабочим нагрузкам.

В специальном (коррекционном) учреждении система физкультурно - оздоровительной работы несколько отличается от массовых учреждений. Она состоит из двух основных блоков. В первом блоке решаются общие задачи физического воспитания и оздоровления воспитанников: формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков, совершенствование техники выполнения движений, обеспечение двигательной активности детей, осуществление профилактических и общеукрепляющих оздоровительных мероприятий. Во втором блоке решаются специфические (коррекционные) задачи физического воспитания: коррекция недостатков двигательной сферы, преодоление недостатков психического развития детей средствами физических упражнений, оздоровление детей с учетом особенностей здоровья той или иной категории детей с нарушениями развития.

При организации физкультурно – оздоровительной работы с учащимися руководствуемся следующими принципами: системность, непрерывность, динамичность, учет возрастных и психофизических возможностей воспитанников, индивидуальный и дифференцированный подход.

Учитывая возрастные особенности данного контингента детей, в предлагаемой программе работа была спланирована таким образом, чтобы можно было решить следующие задачи.

Задачи по организации физкультурно – оздоровительной работы:

развитие двигательной активности;

освоение отдельных физкультурно – оздоровительных технологий;

воспитание потребности в физических упражнениях;

формирование ответственности за свое здоровье.

Основные направления и условия реализации программы

Основные направления реализации программы:

разработка системы приёмов, методов;

создание базы методических разработок;

работа спортивных секций;

организация и проведение спортивных общешкольных мероприятий.

Для реализации данной программы в КГОБУ созданы следующие условия:

спортивный зал, оснащенный инвентарем;

тренажерный зал, оборудованный современным оборудованием;

спортивная площадка;

беговая дорожка;

футбольное поле;

игровая площадка для детей;

теннисные столы.

Физкультурно – оздоровительная деятельность включает в себя:

создание системы двигательной активности в течение дня;

утренняя гимнастика (ежедневно);

прогулки с включением подвижных игр;

оздоровительный бег (ежедневно);

применение здоровьесберегающих технологий: пальчиковая, зрительная, дыхательная гимнастика, физкультминутки и паузы (на соответствующих занятиях);

спортивные досуги, развлечения, праздники, конкурсы, соревнования;

спортивные секции.

Тематические занятия сочетают в себе теоретическую и оздоровительную направленность, построены в игровой, увлекательной форме, доступны, интересны по содержанию. Для реализации программного материала используются разнообразные формы работы: индивидуальные, коллективные и массовые. При этом составленный план сочетает разные виды деятельности. Воспитанники получают представления о потребности в хорошем здоровье, учатся практическим навыкам физической культуры. В оздоровительных целях с детьми проводятся различные виды гимнастик (двигательная, дыхательная, зрительная и т.д.) Для повышения двигательной активности с детьми проводятся спортивные часы, дни здоровья, турслеты, подвижные игры, динамические паузы с использованием развивающих упражнений направленных на развитие всех групп мышц организма.

Одним из важных условий реализации данной программы является создание на занятиях, спортивных мероприятиях атмосферы радости, удовольствия, соучастия детей, что могло бы способствовать активизации интереса детей к занятиям физической культурой и спортом.

Методы и формы работы:

Содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе или в спортзале. Остальное время распределено на всевозможные тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни.

-организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;

– активное использование спортивной площадки

– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

– организация питания учащихся;

– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

Формы занятий:

беседы

игры

элементы занимательности и состязательности

викторины

конкурсы

праздники

часы здоровья

Содержание программы.

5 класс


Сроки проведения

Тема

Форма

проведения

Дата провед.

Сентябрь





1. «Выходи во двор – поиграем!»

2. «Со спортом вместе…»

3. «Веселый стадион»

4. «Олимпийские надежды»


Игры на свежем воздухе

Игра - эстафета

Спортивный час

Спортивная эстафета





Октябрь

1. «Чем опасны вредные привычки для здоровья»

2. «Мы – выбираем здоровье»

3. «О, спорт – ты мир»

4. «Мы за здоровый образ жизни»

Слайд - презентация


Информац. сообщение

Соревнования

Беседа






Ноябрь

1. «Спортивный брейн – ринг»

2. «Что помогает мне быть сильным и здоровым»

3. «Путешествие по разным видам спорта»

4. «Со спортом вместе…»

Викторина

Беседа


Викторина

Спортивная эстафета


Декабрь

1. «Самый спортивный»

2. «Свое здоровье береги – сам себе ты помоги!»

3. «Выше, быстрее, сильнее»

4. «Зимние забавы»

Конкурс рисунков

Игра – КВН


Конкурсы

День здоровья




Январь

1. «На старт!»

2. «Равный среди равных»

3. «Воля и тренировки»

4. «Быстрый лыжник»

Беседа

Спортивная эстафета

Соревнование

Подвижные игры






Февраль

1. «Стартуем вместе!»

2. «Один за всех и все за одного»

3. «Юные защитники отечества»

4. «Здоровье и спорт»

Спортивный праздник

Конкурсное состязание

Спартакиада

Беседа




Март

1. «Мы будущие олимпийцы!»

2. «Спортивные девчонки!»

3. «В здоровом теле – здоровый дух»

4. «Наше здоровье»

Спортивные соревнов.

Спортивное развлечение

День здоровья

Устный журнал






Апрель

1. «Кожаный мяч»

2. «Улыбка, спорт, здоровье – нам в жизни ценное подспорье» - игра КВН.

3. «Мы за здоровый образ жизни»

4. «Здоровье, прежде всего»

День здоровья

Игра - КВН


Спортивное состязание

Конкурс рисунков






Май

«Зарница»


2. «В стране Олимпии»

3. «Мы выбираем здоровье»

4. «Здоровый образ жизни - главный путь сохранения здоровья »


Спортивно-патриотическая игра

Спартакиада

Выпуск газеты

Беседа




Прогнозируемые результаты


В процессе реализации физкультурно – оздоровительной программы «Я в мире спорта!» для детей с ограниченными возможностями здоровья


Воспитанники должны знать:

что такое здоровье, как его охранять;

значение образа жизни для личного здоровья;

значение физических упражнений и двигательной активности для развития здорового организма.


Воспитанники должны уметь:

выполнять несложные физические упражнения;

владеть отдельными навыками тренировки своего организма;

удовлетворять свои двигательные потребности в течение всего дня;

организовать игру, соблюдать правила поведения в играх.



Заключение


Сегодня очень актуальны проблемы сохранения здоровья детей и привития им навыков здорового образа жизни. Поэтому одним из приоритетных направлений воспитательной работы школы является физкультурно - оздоровительное направление.

В рамках работы школы значительную роль в оздоровлении детей играют внеклассные мероприятия спортивной направленности. В школе имеется хорошая материальная база для проведения мероприятий по оздоровлению и сохранению здоровья школьников. Универсальным механизмом формирования навыков здорового образа жизни остается оздоровительно-педагогическое воздействие на стиль жизни школьников, поскольку уровень и качество жизни каждого ребенка обусловлены материальными возможностями его семьи. Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение должно стать «школой здорового стиля жизни» учащихся, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса школы.

Чтобы достичь желаемого результата, родителям и педагогам необходимо:

осознать, что только общими усилиями членов семьи и коллектива школы-интерната можно помочь ребенку;

помнить о том, что ребенок - уникальная личность, поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми;

знать, что в родителях и педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь;

педагогам: воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни класса; родителям: внушать ребенку доверие к педагогу и активно участвовать в делах класса;

способствовать формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении детей.














Литература.

Баранцев С.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - М. : Просвещение, 1988

Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании / Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 80 с.

Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.

Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1995

Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.

Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.

Ковалько В.И. Школа физкультминуток.- М., ВАКО, 2005.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.

Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.- 176 с.

Коротков М.И. Подвижные игры детей. М.: Сов. Россия, 1987

Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. - М.: Просвещение, 1988

Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.

Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. - М., Просвещение, 2011

Алексин Н.В.. Что такое. Кто такой.- М.: Педагогика - Пресс, 1992.год.

Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.

Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – Москва, Просвещение, 1983г.

Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1995

Дедулевич М.Д. Не пропустить миг игры: подвижные игры, игровые поединки – Мозырь Белый ветер 2002г.

Елкина Н. В., Тараборина Т. Н. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.

Чудакова Н. В. Я познаю мир: Детская энциклопедия. – Издательство ACT -ЛТД, 1997.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации