Программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы".
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
1-4 классы
Срок реализации - 1 год
2024 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286), а также программы воспитания.
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечѐт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Содержание курса
Выделены следующие разделы.
Раздел 1. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения,
памяти и мышления. Главное и существенное. Сравнение. Признаки разных предметов. (4 ч.)
Раздел 2. Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления. Выделение закономерностей.
Ориентировка в пространстве. Сравнение и классификация предметов и явлений. Логическипоисковые задания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (4 ч.)
Раздел 3. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Развитие слуховой
памяти. Логически-поисковые задания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (4 ч.)
Раздел 4. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Логические задачи на
развитие аналитических способностей и способности рассуждать (4 ч.)
Раздел 5. Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных операций. Поиск закономерностей. Логические
задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. (3 ч.)
Раздел 6. Совершенствование воображения.
Рисуем по образцу. Совершенствование воображения. Логически- поисковые задания.
Развитие пространственного воображения. (3 ч.)
Раздел 7. Развитие логического мышления.
Совершенствование мыслительных операций. Развитие быстроты реакции. Логико-поисковые задания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. (4 ч.)
Раздел 8. Тренировка внимания. Развитие мышления.
Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Логические задачи
на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. (8 ч.)
Планируемые результаты изучения курса «Умники и умницы»
Основной результат обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и
последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Программа обеспечивает достижение учениками начальной школы следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать свои предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.
- Выделять существенные признаки предметов.
- Сравнивать между собой предметы, явления.
- Обобщать, делать несложные выводы.
- Классифицировать явления, предметы.
- Определять последовательность событий.
- Судить о противоположных явлениях.
- Давать определения тем или иным понятиям.
- Определять отношения между предметами типа «род» - «вид».
- Выявлять функциональные отношения между понятиями.
- Выявлять закономерности и проводить аналогии.
Тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов | ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 | |
2 | Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей. | 1 | |
Совершенствование мыслительных операций. Ребусы. | 1 | ||
4 | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | |
5 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
6 | Тренировка внимания. Развитие аналитических способностей. | 1 | |
7 | Ориентировка в пространстве. Логические задания. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | |
8 | Логические задания на развитие аналитических способностей. | 1 | |
9 | Тренировка слуховой памяти. Развитие способности рассуждать. | 1 | |
10 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
11 | Логические задания на развитие аналитических способностей. | 1 | |
12 | Развитие слуховой памяти. Классификация. | 1 | |
13 | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
14 | Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей. | 1 | |
15 | Тренировка зрительной памяти. Игра третий лишний. | 1 | |
16 | Тренировка зрительной памяти. Логические задания, развитие способности рассуждать. | 1 | |
17 | Тренировка концентрации внимания. Ребусы. Анаграммы. | 1 | |
18 | Поиск закономерностей. Игра третий лишний. | 1 | |
19 | Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 | |
20 | Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | |
21 | Развитие быстроты реакции. Развитие пространственного воображения. Графический диктант. | 1 | |
22 | Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | |
23 | Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей. Диаграммы. | 1 | |
24 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
25 | Логические задачи. Ребусы. Перевертыши. | 1 | |
26 | Логико-поисковые задания. Найди закономерность. | 1 | |
27 | Развитие концентрации внимания. Развитие способности рассуждать. | 1 | |
28 | Логико-поисковые задачи. Игра «Зачем? Куда? Откуда?» | 1 | |
29 | Логические задачи на развитие аналитического мышления. Ребусы. | 1 | |
30 | Развитие концентрации внимания. Анаграммы. Слова наоборот. | 1 | |
31 | Развитие мышления. Пространственное воображение. Графический диктант. | 1 | |
32 | Развитие концентрации внимания. Закончи рисунок. Игра третий лишний. | 1 | |
33 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
34 | Конкурс «Эрудит». | 1 |
Формы проведения занятий
– Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве)
– Конкурс
– Исследование
– Практика
Календарно-тематический план
2023-2024 учебный год
Составлен в соответствии с программой курса внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
Учитель_______________
Класс ________________
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | ||||
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 | ||||
Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей. | 1 | ||||
Совершенствование мыслительных операций. Ребусы. | 1 | ||||
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | ||||
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | ||||
Тренировка внимания. Развитие аналитических способностей. | 1 | ||||
Ориентировка в пространстве. Логические задания. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | ||||
Логические задания на развитие аналитических способностей. | 1 | ||||
Тренировка слуховой памяти. Развитие способности рассуждать. | 1 | ||||
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | ||||
Логические задания на развитие аналитических способностей. | 1 | ||||
Развитие слуховой памяти. Классификация. | 1 | ||||
Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций. | 1 | ||||
Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей. | 1 | ||||
Тренировка зрительной памяти. Игра третий лишний. | 1 | ||||
Тренировка зрительной памяти. Логические задания, развитие способности рассуждать. | 1 | ||||
Тренировка концентрации внимания. Ребусы. Анаграммы. | 1 | ||||
Поиск закономерностей. Игра третий лишний. | 1 | ||||
Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 | ||||
Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | ||||
Развитие быстроты реакции. Развитие пространственного воображения. Графический диктант. | 1 | ||||
Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||||
Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей. Диаграммы. | 1 | ||||
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | ||||
Логические задачи. Ребусы. Перевертыши. | 1 | ||||
Логико-поисковые задания. Найди закономерность. | 1 | ||||
Развитие концентрации внимания. Развитие способности рассуждать. | 1 | ||||
Логико-поисковые задачи. Игра «Зачем? Куда? Откуда?» | 1 | ||||
Логические задачи на развитие аналитического мышления. Ребусы. | 1 | ||||
Развитие концентрации внимания. Анаграммы. Слова наоборот. | 1 | ||||
Развитие мышления. Пространственное воображение. Графический диктант. | 1 | ||||
Развитие концентрации внимания. Закончи рисунок. Игра третий лишний. | 1 | ||||
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | ||||
Конкурс «Эрудит». | 1 | ||||
Итого: | 34 |