Программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы".

0
0
Материал опубликован 16 October в группе












Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Умники и умницы»

1-4 классы


Срок реализации - 1 год






















2024 год



Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286), а также программы воспитания.

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечѐт за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Задачи курса:

развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.



Содержание курса

Выделены следующие разделы.

Раздел 1. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения,

памяти и мышления. Главное и существенное. Сравнение. Признаки разных предметов. (4 ч.)

Раздел 2. Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления. Выделение закономерностей.

Ориентировка в пространстве. Сравнение и классификация предметов и явлений. Логическипоисковые задания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (4 ч.)

Раздел 3. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Развитие слуховой

памяти. Логически-поисковые задания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (4 ч.)

Раздел 4. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Логические задачи на

развитие аналитических способностей и способности рассуждать (4 ч.)

Раздел 5. Развитие аналитических способностей.

Совершенствование мыслительных операций. Поиск закономерностей. Логические

задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. (3 ч.)

Раздел 6. Совершенствование воображения.

Рисуем по образцу. Совершенствование воображения. Логически- поисковые задания.

Развитие пространственного воображения. (3 ч.)

Раздел 7. Развитие логического мышления.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие быстроты реакции. Логико-поисковые задания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. (4 ч.)

Раздел 8. Тренировка внимания. Развитие мышления.

Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Логические задачи

на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. (8 ч.)


Планируемые результаты изучения курса «Умники и умницы»

Основной результат обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и
последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Программа обеспечивает достижение учениками начальной школы следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий.

- Учиться высказывать свои предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Читать и пересказывать текст.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

- Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.

- Выделять существенные признаки предметов.

- Сравнивать между собой предметы, явления.

- Обобщать, делать несложные выводы.

- Классифицировать явления, предметы.

- Определять последовательность событий.

- Судить о противоположных явлениях.

- Давать определения тем или иным понятиям.

- Определять отношения между предметами типа «род» - «вид».

- Выявлять функциональные отношения между понятиями.

- Выявлять закономерности и проводить аналогии.


Тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов

ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1

https://fg.resh.edu.ru/

2

Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей.

1

https://fg.resh.edu.ru/

3

Совершенствование мыслительных операций. Ребусы.

1

https://fg.resh.edu.ru/

4

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

https://fg.resh.edu.ru/

5

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

1

https://fg.resh.edu.ru/

6

Тренировка внимания. Развитие аналитических способностей.

1

https://fg.resh.edu.ru/

7

Ориентировка в пространстве. Логические задания. Задания по перекладыванию спичек.

1

https://fg.resh.edu.ru/

8

Логические задания на развитие аналитических способностей.

1

https://fg.resh.edu.ru/

9

Тренировка слуховой памяти. Развитие способности рассуждать.

1

https://fg.resh.edu.ru/

10

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

1

https://fg.resh.edu.ru/

11

Логические задания на развитие аналитических способностей.

1

https://fg.resh.edu.ru/

12

Развитие слуховой памяти. Классификация.

1

https://fg.resh.edu.ru/

13


Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций.

1

https://fg.resh.edu.ru/

14


Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей.

1

https://fg.resh.edu.ru/

15

Тренировка зрительной памяти. Игра третий лишний.

1

https://fg.resh.edu.ru/

16

Тренировка зрительной памяти. Логические задания, развитие способности рассуждать.

1

https://fg.resh.edu.ru/

17

Тренировка концентрации внимания. Ребусы. Анаграммы.

1

https://fg.resh.edu.ru/

18

Поиск закономерностей. Игра третий лишний.

1

https://fg.resh.edu.ru/

19

Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

https://fg.resh.edu.ru/

20

Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

1

https://fg.resh.edu.ru/

21

Развитие быстроты реакции. Развитие пространственного воображения. Графический диктант.

1

https://fg.resh.edu.ru/

22

Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

https://fg.resh.edu.ru/

23

Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей. Диаграммы.

1

https://fg.resh.edu.ru/

24

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

https://fg.resh.edu.ru/

25

Логические задачи. Ребусы. Перевертыши.

1

https://fg.resh.edu.ru/

26

Логико-поисковые задания. Найди закономерность.

1

https://fg.resh.edu.ru/

27

Развитие концентрации внимания. Развитие способности рассуждать.

1

https://fg.resh.edu.ru/

28

Логико-поисковые задачи. Игра «Зачем? Куда? Откуда?»

1

https://fg.resh.edu.ru/

29

Логические задачи на развитие аналитического мышления. Ребусы.

1

https://fg.resh.edu.ru/

30

Развитие концентрации внимания. Анаграммы. Слова наоборот.

1

https://fg.resh.edu.ru/

31

Развитие мышления. Пространственное воображение. Графический диктант.

1

https://fg.resh.edu.ru/

32

Развитие концентрации внимания. Закончи рисунок. Игра третий лишний.

1

https://fg.resh.edu.ru/

33

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

1

https://fg.resh.edu.ru/

34

Конкурс «Эрудит».

1

https://fg.resh.edu.ru/



Формы проведения занятий

Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве)

Конкурс

Исследование

Практика




Календарно-тематический план

2023-2024 учебный год

Составлен в соответствии с программой курса внеурочной деятельности

«Умники и умницы»

Учитель_______________

Класс ________________



п/п

Название разделов и тем

Количество часов

Дата проведения

Примечание

план

факт



Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1





Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей.

1





Совершенствование мыслительных операций. Ребусы.

1





Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1





Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

1





Тренировка внимания. Развитие аналитических способностей.

1





Ориентировка в пространстве. Логические задания. Задания по перекладыванию спичек.

1





Логические задания на развитие аналитических способностей.

1





Тренировка слуховой памяти. Развитие способности рассуждать.

1





Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

1





Логические задания на развитие аналитических способностей.

1





Развитие слуховой памяти. Классификация.

1





Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций.

1





Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей.

1





Тренировка зрительной памяти. Игра третий лишний.

1





Тренировка зрительной памяти. Логические задания, развитие способности рассуждать.

1





Тренировка концентрации внимания. Ребусы. Анаграммы.

1





Поиск закономерностей. Игра третий лишний.

1





Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1





Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

1





Развитие быстроты реакции. Развитие пространственного воображения. Графический диктант.

1





Развитие умения решать нестандартные задачи.

1





Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей. Диаграммы.

1





Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1





Логические задачи. Ребусы. Перевертыши.

1





Логико-поисковые задания. Найди закономерность.

1





Развитие концентрации внимания. Развитие способности рассуждать.

1





Логико-поисковые задачи. Игра «Зачем? Куда? Откуда?»

1





Логические задачи на развитие аналитического мышления. Ребусы.

1





Развитие концентрации внимания. Анаграммы. Слова наоборот.

1





Развитие мышления. Пространственное воображение. Графический диктант.

1





Развитие концентрации внимания. Закончи рисунок. Игра третий лишний.

1





Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

1





Конкурс «Эрудит».

1




Итого:

34





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.