Программа по внеурочной деятельности «Волшебный песок» (1–2 класс)

0
0
Материал опубликован 17 February 2022 в группе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»

для обучающихся 1 и 2 классов


Составитель программы: педагог-психолог МАОУ Мариинская СОШ №3 Шарыпова Елена Владимировна


Пояснительная записка


«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. Сухомлинский

Младший школьный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетным направлением в работе любого образовательного учреждения.

Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии», известна с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.

Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается «семья». Все это - Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищенно, где ему все близко и понятно. И это - отражение нашего Взрослого Мира.

Во время занятий наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Игра с песком, как способ развития и самотерапии ребенка, известен уже давно. Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении.

Это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. Он проигрывает тревожащие его ситуации, создает картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. Он приобретает опыт положительного разрешения жизненных ситуаций. И наступает момент, когда ребёнок начинает применять в реальности свой «песочный» опыт. Повышается мотивация ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Кинетический песок (песок, который движется) представляет собой смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей, связывающей его частицы между собой. Этот инновационный материал изобретен и выпускается в Швеции.

На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство.

Возможности метода «песочной терапии» постоянно расширяются, приобретая различные модификации и формы.

«Кинетический песок» – это инновационная арт-терапевтическая техника, основным инструментом которой является уникальный по своему составу песок. Полимерные материалы и кварц обеспечивают необходимую для лепки вязкость, он пластичен – с одной стороны, с другой – «текуч». До него дотрагиваешься – он «движется», «оживает». С этим песком можно работать на любой поверхности. Песок абсолютно безвреден, обладает антибактериальными свойствами и не содержит токсичных веществ, поэтому может использоваться в работе с самыми маленькими клиентами, а также в специальных условиях (больницы, детские сады, школы).

Кинетический песок – сказочный материал для работы с детьми.


Состав и характеристики

Кинетический песок на 98% состоит из обычного кварцевого песка и на 2% - из силиконового полимера, который применяется в пищевой промышленности в качестве добавки (Е 900). Продукт имеет цвет натурального песка и в пределах каждой поставляемой партии содержит одинаковую фракцию. Благодаря присутствию специального силиконового связующего, обволакивающего частицы и соединяющего их, кинетический песок обладает высокими показателями сыпучести и формуемости, характеризуется одновременно плотной и пористой консистенцией. Будучи свободно насыпанным, этот материал выглядит пушистым, рыхлым и приятен на ощупь. В процессе пересыпания частицы кинетического песка под воздействием силы тяжести стремятся разъединиться, однако соединяющее их вещество вытягивается в полимерные нити длиной 1-2 мм, почти невидимые глазу, которые замедляют движение песчинок, позволяя визуально, как в замедленной съемке, проследить перемещение каждой из них. При резком сжатии и уплотнении объем кинетического песка уменьшается почти в 2 раза. Образовавшаяся в результате внешнего воздействия форма сохраняется в течение длительного времени.

Санитарно-гигиенические характеристики:

Кинетический песок, несмотря на наличие силиконового связующего, не липнет к рукам и одежде.

Силиконовая составляющая песка не высыхает со временем, поэтому он постоянно остается «влажным на ощупь».

Просыпанный на пол песок не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно.

Кинетическим песком практически невозможно засорить глаза.

Песок не поддерживает развитие микроорганизмов и не имеет запаха, нетоксичен, не вызывает аллергии.

Продукт не боится воды и в случае смачивания после просушки сохраняет прежние свойства.

В случае неосторожного заглатывания песка (что не рекомендуется) силикон и кварц не взаимодействуют с желудочным соком и через определенное время выходят из организма естественным путем, не вызывая дискомфорта.

Не требует специальных условий хранения.

Основные полезные свойства кинетического песка:

Песок занимает и успокаивает ребенка. Развивает творческие и когнитивные навыки.

Игры с песком прекрасно развивают моторику рук и воображение.

Песок пластичный - с ним так просто играть. Не нужно разводить водой - песок всегда влажный.

Идеально подходит и используется в методике песочной терапии, сказкотерапии и релаксации.

Приятный и влажный, как морской песок, не пачкается и  имеет нейтральный запах.

Кинетический песок легко собирается, благодаря особому составу.

Не требует особых условий хранения и занимает мало места.

В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность.

Занятия в песочнице способствуют развитию творческого воображения.

Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания. Этот материал широко используется детскими психологами.

Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения.

Кинетический песок может принести немалую пользу и в подростковом возрасте, когда сложно выражать открыто свои чувства и делиться переживаниями. Для освобождения от внутреннего напряжения можно заняться изображением на песке пугающих образов или нарисовать предполагаемый выход из сложной ситуации. Не менее полезен кинетический песок и для взрослых. Замечено, что игра с песком способствует расслаблению, снятию стресса, активизации мышления и воображения. Офисные работники, поставившие небольшую чашку с песком на рабочий стол, признают, что у них значительно снизился уровень раздражительности при разговоре с коллегами и клиентами по телефону. Даже непродолжительная разминка рук с кинетическим песком помогает отдохнуть морально, повышает работоспособность и возвращает энтузиазм к работе, дарит новые ощущения и положительные эмоции.

Кроме того, сочетаемые в себе свойства пластичности (лепки, конструирования) и «текучести», «движения» данного материала как ничто иное подходит для детской психотерапевтической практики: для детей и подростков с депрессивными расстройствами; в ситуации горя; гиперактивным и агрессивным детям.

Чему научится ребенок, играя с кинетическим песком?

Развитие мелкой моторики рук ребенка (при различных действиях с предметами, фигурками, песком).

Дети способны придумывать удивительные сценарий игр, создать на песке интересные сооружение. Все это, является отличным стимулом для развития воображения и фантазии.

Проговаривая диалог любимого героя, общаясь с друзьями по игре, задействован важный познавательный процесс – речь.

Создавая сюжет и воплощая его в реальность, дети дошкольного и школьного возраста, учатся целенаправленно действовать, добиваться результата.

Взаимодействуя с коллегами по игре, происходит развитие коммуникативных навыков, которые пригодятся во взрослой жизни.

Проживая волнующие ситуации, проблемы, страхи, ребенок освобождается от негативных эмоций, переживаний.

Шумные дети значительно успокоятся, а тихие, неразговорчивые активизируют свои силы и покажут все свои таланты.

Концептуальные подходы к содержанию программы по песочной терапии основаны на идеях гуманистической педагогики, принципах развития образования детей. Проведение мероприятий по программе реализуют потребности детей в творчестве, познании, самореализации, цели и смысле жизни, уважении, радости. Реализация программы обеспечит удовлетворение одной из важнейших потребностях каждого ребенка - быть здоровым, эмоционально благополучным.


Актуальность программы

Песочная терапия – научно обоснованный метод креативной терапии, проверенный многолетней практикой квалифицированных специалистов в области психологии. В бессознательном состоянии руки человека становятся языком его внутреннего мира, с помощью которого он строит образы и сюжеты. Анализ песочного творчества приводит к раскрытию внутреннего потенциала, выявлению различных психологогических травм, нахождению путей избавления от них. Посредством терапии можно решить многие проблемы и найти выход из любой жизненной ситуации, оценить уровень агрессии, и избежать стрессов. Погрузившись в творческий процесс, человек начинает лучше понимать себя, контролировать собственное поведение и поведение других.

В ходе диагностических исследований, в результате которых наблюдаются дети с высокой тревожностью, обращений родителей с жалобами на страхи, тревожность, что указывает на возможность создания условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте, а именно через песочную терапию.

Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень тревожности, агрессивности, нормализацию его социального поведения, коррекцию детско-родительских отношений, создание ребёнку обстановки внешней безопасности, внутренней защищённости, оказание ему максимальной поддержки.

Цель программы:

Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.

Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии.

Снижение психофизического напряжения.

Актуализация эмоций.

Задачи программы:

Образовательные:

Обучить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.

Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера.

Обучить специальным движениям и их выполнение детьми.

Учить выстраивать композиции на песке по образцу.

Закрепить представления об окружающем мире.

Воспитательные:

Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.

Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.

Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.

Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.

«Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке

Развивающие:

Развивать психические процессы (внимание, память).

Развивать логическое мышление.

Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.

Развивать умение действовать по инструкции.

Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности

Основные направления работы

Вся работа ведется в трех направлениях:

Социально-личностное (эмоциональное благополучие, положительное отношение ребенка к себе и окружающим людям, развитие социальных навыков у детей).

Здоровьесберегающие (физкультурно – оздоровительная работа, профилактическая работа, работа по ОБЖ).

Интеллектуальное (расширение кругозора детей, формирование целенаправленного интереса к познанию, развитие интеллектуальных способностей детей, организация опытно – экспериментальной работы).

Педагогические принципы, положенные в основу программы:

Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность

Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход

«Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.

Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем

Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «не деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Способы определения ожидаемых результатов

Эффективность работы отслеживается по данным психологической диагностики, проводимой перед началом курса и по завершении занятий, по результатам анкетирования педагогов (экспертная оценка), наблюдений за воспитанниками на каждом занятии.

Социализация младшего школьника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.


Структура и формат занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю (всего по программе 32 часа), продолжительностью 30 (1 класс) и 40 (2 класс) минут. Каждое занятие направлено на развитие эмоционального интеллекта.


Структура занятия

Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.

Часть 1. Вводная

Цель – настрой детей на совместную работу, установление эмоционального контакта между детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки.

Часть 2. Основная

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.

Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия, игры и упражнения на развитие навыков общения, работа с песком, творческие работы.

Часть 3. Завершающая

Основные цели: подведение итогов занятия, создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии, беседы о том, что было на занятии.


Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволяет:

Стабилизировать положительную динамику состояния эмоционального благополучия детей: они должны стать более коммуникативными, у них должно отсутствовать чувство тревожности, незащищенности, конфликтность.

Развитие творческих способностей.

Создание благоприятного психологического климата.

Оборудование для песочной терапии:

Кинетический песок в индивидуальных лотках (пластиковые контейнеры);

Миниатюрные игрушки (люди, животные, растения, насекомые и т.д.);

Кубики разного материала (дерево, железо, пластмасса);

Камешки;

Бусинки;

Пуговки;

Набор мелкой посуды;

Формочки;

Раковины и ракушки;

Палочки;

Веточки и шишки.


Используемая литература

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005.

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». _ СПб.: Речь, 2006.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь «особому» ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.


Тематическое планирование

1 класс (32 часа)


1 занятие

Тема: «Волшебный песок»

Упражнение «Мы создаем город»

Цель: развивать и расширять представление об окружающем мире

Упражнение «Город и его жители»

Цель: развивать воображение и фантазию детей

Игра «Найди себе пару»

Цель: развивать самосознание детей

Рефлексия, подведение итогов занятия.

2 занятие

Тема: «Весёлая гусеница»

Упражнение «Узоры на песке»

Цель: развивать зрительно- моторную координацию, воображение

Упражнение «Узоры из камешков»

Цель: учить детей создавать картинки, рисунки на песке, используя камешки, развивать фантазию

Игра «Друзья»

Цель: развивать коммуникативные навыки детей

Рефлексия, подведение итогов занятия.

3 занятие

Тема: «Грибы на поляне»

Упражнение «Раскопайте мину»

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия

Упражнение «Археология»

Цель: учить находить предмет и определять его на ощупь

Игра «Гусеница»

Цель: развивать навыки взаимодействия и сотрудничества

Рефлексия, подведение итогов занятия.

4 занятие

Тема: «Осьминожек»

Упражнение «Победитель злости»

Цель: развивать зрительное и тактильное восприятие

Упражнение «Азбука настроения»

Цель: развивать фантазию, мелкую моторику рук

Игра «Комплименты»

Цель: учить детей позитивному отношению друг к другу

Рефлексия, подведение итогов занятия.

5 занятие

Тема: «Вкусный тортик»

Упражнение «В гости к мышатам»

Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие

Упражнение «Зверюшки на дорожках»

Цель: развивать наблюдательность, учить детей сравнивать

Игра «Зайчики»

Цель: учить детей задерживать внимание на разнообразных мышечных ощущениях

Рефлексия, подведение итогов занятия.

6 занятие

Тема: «Фрукты»

Упражнение «Три медведя»

Цель: развивать воображение, учить располагать предметы по всей плоскости песочного ящика

Упражнение «Песочное царство»

Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание, воображение, творческое мышление

Игра «Сочиняем сказки»

Цель: развивать умение выражать свое эмоциональное состояние

Рефлексия, подведение итогов занятия.

7 занятие

Тема: «Овощи»

Упражнение «Мы строим, строим»

Цель: учить детей строить из песка, развивать внимание, воображение

Упражнение «Песочные строители»

Цель: развивать пространственные представления, развивать слуховую и зрительную память

Игра «Подари улыбку»

Цель: учить детей справляться с грустью

Рефлексия, подведение итогов занятия.

8 занятие

Тема: «Цветы»

Упражнение «Путешествие в сказку»

Цель: развивать образное мышление, воображение

Упражнение «Морские путешественники»

Цель: учить детей реализовывать свой потенциал

Игра «Тух, тух»

Цель: учить детей снимать мышечное напряжение детей

Рефлексия, подведение итогов занятия.

9 занятие

Тема: «Животные»

Упражнение «Идут медвежата»

Цель: развивать тактильную чувствительность, воображения

Упражнение «Ползут змейки»

Цель: развивать тактильную чувствительность, воображение

Игра ««Зайчики»

Цель: учить детей задерживать внимание на разнообразных мышечных ощущениях

Рефлексия, подведение итогов занятия.

10 занятие

Тема: «Моя любимая игрушка»

Упражнение «Угадай, что спрятано в песке?»

Цель: развивать умения представлять предметы по их словесному описанию

Упражнение «Угадай, какую цифру я нарисовала на песке?»

Цель: развивать у детей способность к счету, внимание, память

Игра «Угадай-ка»

Цель: развивать коммуникативные навыки детей

Рефлексия, подведение итогов занятия.

11 занятие

Тема: «Мой дом»

Упражнение «Перерисуй правильно точки»

Цель: помочь ребенку тренировать внимание инавыки счета

Упражнение «Геометрические фигуры»

Цель: развивать память , внимание, мышление

Игра « Школа»

Цель: развивать доброжелательные отношения,учить детей быть терпимее друг к другу

Рефлексия, подведение итогов занятия.

12 занятие

Тема: «Мы ищем клад»

Упражнение « Волшебные отпечатки»

Цель: развивать зрительную память, воображение

Упражнение « В поисках клада»

Цель: развивать тактильную чувствительность, усидчивость

Игра «Найди клад»

Цель: развивать доброжелательные отношения

Рефлексия, подведение итогов занятия.

13 занятие

Тема: «Школа»

Упражнение «Детские секретики»

Цель: развивать воображение, логическое мышление, фантазию

Упражнение «Песочный садик»

Цель: развивать мелкую моторику рук, речь, усидчивость,

Игра «Взаимоотношения»

Цель: формировать позитивные и моральные представления об отношениях

Рефлексия, подведение итогов занятия.

14 занятие

Тема: «Наши ладошки»

Упражнение «Чувствительные ладошки»

Цель: развивать интерес, стимуляцию внимания

Упражнение «Волшебные отпечатки»

Цель: развивать зрительную память, воображение

Игра «Отпечатки»

Цель: развивать коммуникативные навыки детей

Рефлексия, подведение итогов занятия.

15 занятие

Тема: «Следы»

Упражнение « Необыкновенные следы»

Цель: развивать тактильную чувствительность, восприятие

Упражнение «Следы»

Цель: развивать мелкую моторику рук, речь детей

Игра «Кого не стало?»

Цель: развивать наблюдательность детей

Рефлексия, подведение итогов занятия.

16 занятие

Тема: «Игрушки»

Упражнение «Спрячь игрушки»

Цель: развивать тактильное восприятие, мышление, фантазию

Упражнение «Забавы»

Цель: учить детей экспериментировать с мокрым песком

Игра « Игрушки»

Цель: развивать доброжелательное отношение детей друг к другу

Рефлексия, подведение итогов занятия.

17 занятие

Тема: «Угадай-ка»

Упражнение «Угадай, что спрятано в песке?»

Цель: развивать умения представлять предметы по их словесному описанию

Упражнение «Угадай, какую цифру я нарисовала на песке?»

Цель: развивать у детей способность к счету, внимание, память

Игра «Угадай-ка»

Цель: развивать коммуникативные навыки детей

Рефлексия, подведение итогов занятия.

18 занятие

Тема: «Улитки»

Упражнение «Раскопайте мину»

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия

Упражнение «Археология»

Цель: учить находить предмет и определять его на ощупь

Игра «Гусеница»

Цель: развивать навыки взаимодействия и сотрудничества

Рефлексия, подведение итогов занятия.

19 занятие

Тема: «Аквариум»

Упражнение «Узоры на песке»

Цель: развивать зрительно- моторную координацию, воображение

Упражнение «Узоры из камешков»

Цель: учить детей создавать картинки, рисунки на песке, используя камешки, развивать фантазию

Игра «Друзья»

Цель: развивать коммуникативные навыки детей

Рефлексия, подведение итогов занятия.

20 занятие

Тема: «Розы»

Упражнение «Перерисуй правильно точки»

Цель: помочь ребенку тренировать внимание и навыки счета

Упражнение «Геометрические фигуры»

Цель: развивать память, внимание, мышление

Игра « Школа»

Цель: развивать доброжелательные отношения, учить детей быть терпимее друг к другу

Рефлексия, подведение итогов занятия.

21 занятие

Тема: «Следы»

Упражнение « Необыкновенные следы»

Цель: развивать тактильную чувствительность, восприятие

Упражнение «Следы»

Цель: развивать мелкую моторику рук, речь детей

Игра «Кого не стало?»

Цель: развивать наблюдательность детей

Рефлексия, подведение итогов занятия.

22 занятие

Тема: «Мамин букет»

Упражнение «Детские секретики»

Цель: развивать воображение, логическое мышление, фантазию

Упражнение «Песочный садик»

Цель: развивать мелкую моторику рук, речь, усидчивость,

Игра «Взаимоотношения»

Цель: формировать позитивные и моральные представления об отношениях

Рефлексия, подведение итогов занятия.

23 занятие

Тема: «Животные»

Упражнение «Идут медвежата»

Цель: развивать тактильную чувствительность, воображения

Упражнение «Ползут змейки»

Цель: развивать тактильную чувствительность, воображение

Игра ««Зайчики»

Цель: учить детей задерживать внимание на разнообразных мышечных ощущениях

Рефлексия, подведение итогов занятия.

24 занятие

Тема: «Мы строители»

Упражнение «Мы строим, строим»

Цель: учить детей строить из песка, развивать внимание, воображение

Упражнение «Песочные строители»

Цель: развивать пространственные представления, развивать слуховую и зрительную память

Игра «Подари улыбку»

Цель: учить детей справляться с грустью

Рефлексия, подведение итогов занятия.

25 занятие

Тема: «Три медведя»

Упражнение «Раскопайте мину»

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия

Упражнение «Археология»

Цель: учить находить предмет и определять его на ощупь

Игра «Гусеница»

Цель: развивать навыки взаимодействия и сотрудничества

Рефлексия, подведение итогов занятия.

26 занятие

Тема: «Фантазии»

Упражнение «Страна чудес «

Цель: развивать фантазию, воображение, творчество

Упражнение «Фантазия»

Цель: развивать тактильную чувствительность

Игра «Радость»

Цель: учить детей быть терпимее друг к другу

Рефлексия, подведение итогов занятия.

27 занятие

Тема: «Наше творчество»

Упражнение «Аппликация на песке»

Цель: развивать у детей мелкую моторику рук, речь, усидчивость

Упражнение «Моделирование»

Цель: развивать внимание, память, наблюдательность

Игра « Маленькое приведение»

Цель: учить детей проявлять свои чувства

Рефлексия, подведение итогов занятия.

28 занятие

Тема: «Мы играем»

Упражнение «Игра с игрушками»

Цель: развивать у детей воображение, логическое мышление, фантазию, усидчивость

Упражнение «Мы играем»

Цель: развивать пространственные представления, учить ориентироваться на « песочном листке»

Игра « Найди пару»

Цель: учить детей развивать самосознание

Рефлексия, подведение итогов занятия.

29 занятие

Тема: «Насекомые»

Упражнение «Песочный дождик»

Цель: учить регулировать мышечное напряжение

Упражнение « Песочный ветер»

Цель: учить детей управлять вдохом и выдохом

Игра «Дождь»

Цель: развивать выдержку, самосознание

Рефлексия, подведение итогов занятия.

30 занятие

Тема: «Игрушки»

Упражнение «Спрячь игрушки»

Цель: развивать тактильное восприятие, мышление, фантазию

Упражнение «Забавы»

Цель: учить детей экспериментировать с мокрым песком

Игра « Игрушки»

Цель: развивать доброжелательное отношение детей друг к другу

Рефлексия, подведение итогов занятия.

31 занятие

Тема: «Фантазии»

Упражнение «Страна чудес «

Цель: развивать фантазию, воображение, творчество

Упражнение «Фантазия»

Цель: развивать тактильную чувствительность

Игра «Радость»

Цель: учить детей быть терпимее друг к другу

Рефлексия, подведение итогов занятия.

32 занятие

Тема: «Следы»

Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развивать тактильную чувствительность, восприятие

Упражнение «Следы»

Цель: развивать мелкую моторику рук, речь детей

Игра «Кого не стало?»

Цель: развивать наблюдательность детей

Рефлексия, подведение итогов занятия.


2 класс (32 часа)


1 занятие

Тема: «Умелые ручки»

Упражнение «Наши пальчики»

Цель: развивать мелкую моторику рук, речь, усидчивость

Упражнение «Мы рисуем»

Цель: развивать творческое воображение, фантазию

Игра «Отпечатки»

Цель: развивать коммуникативные навыки детей

-Рефлексия, подведение итогов занятия.

2 занятие

Тема: «Осень»

Упражнение «Бусы для осени»

Цель: развивать мелкую моторику рук, фантазию

Упражнение «Листья»

Цель: развивать тактильную чувствительность

Игра «Волшебный сад»

Цель: учить детей снимать мышечное напряжение

Рефлексия, подведение итогов занятия.

3 занятие

Тема: «Курочка»

Упражнение «Радостные детки»

Цель: развивать творческое воображение, речь

Упражнение « Улыбка»

Цель: развивать мелкую моторику рук, речь

Игра «Радость»

Цель: учить детей быть терпимее друг к другу, развивать доброжелательность

Рефлексия, подведение итогов занятия.

4 занятие

Тема: «Кудрявая овечка»

Упражнение «Мой клад»

Цель: развивать тактильную чувствительность детей

Упражнение «Мой клад»

Цель: развивать мелкую моторику, усидчивость, речь

Игра «Чего не стало»

Цель: развивать наблюдательность детей

Рефлексия, подведение итогов занятия.

5 занятие

Тема: «Цветы»

Упражнение «Две принцессы»

Цель: развивать пространственные отношения, учить ориентироваться в «песочнице»

Упражнение «Кто к нам приходил?»

Цель: развивать зрительное и тактильное восприятие

Игра «Спасение принцессы»

Цель: развивать коммуникативные навыки, межличностные отношения

Рефлексия, подведение итогов занятия.

6 занятие

Тема: «Жучки-паучки»

Упражнения «Секретные задания кротов»

Цель: развивать тактильную чувствительность, учить детей расслабляться

Упражнение «Мир из песка»

Цель: учить познавать внутренний мир ребенка, тактильную стимуляцию

Игра «Разведчики»

Цель: развивать наблюдательность, коммуникативные навыки детей

Рефлексия, подведение итогов занятия.

7 занятие

Тема: «Игрушки»

Упражнение «Спрячь игрушки»

Цель: развивать тактильное восприятие, мышление, фантазию

Упражнение «Забавы»

Цель: учить детей экспериментировать с мокрым песком

Игра « Игрушки»

Цель: развивать доброжелательное отношение детей друг к другу

Рефлексия, подведение итогов занятия.

8 занятие

Тема: «Небо в облаках»

Упражнение «Песочный дождик»

Цель: учить регулировать мышечное напряжение

Упражнение «Песочный ветер»

Цель: учить детей управлять вдохом и выдохом

Игра «Дождь»

Цель: развивать выдержку, самосознание

Рефлексия, подведение итогов занятия.

9 занятие

Тема: «Бабочки-красавицы»

Упражнение « Мы играем»

Цель: Учить детей строить из песка, развивать внимание, воображение

Упражнение «Крокозябла»

Цель: развивать воображение, мышление, речь

Игра «Зайчики»

Цель: учить детей задерживать внимание ребенка на разнообразных мышечных ощущениях

Рефлексия, подведение итогов занятия.

10 занятие

Тема: «Животные»

Упражнение «Идут медвежата»

Цель: развивать тактильную чувствительность, воображения

Упражнение «Ползут змейки»

Цель: развивать тактильную чувствительность, воображение

Игра ««Зайчики»

Цель: учить детей задерживать внимание на разнообразных мышечных ощущениях

Рефлексия, подведение итогов занятия.

11 занятие

Тема: «Ёжик»

Упражнение «Перерисуй правильно точки»

Цель: помочь ребенку тренировать внимание и навыки счета

Упражнение «Геометрические фигуры»

Цель: развивать память , внимание, мышление

Игра « Школа»

Цель: развивать доброжелательные отношения, учить детей быть терпимее друг к другу

Рефлексия, подведение итогов занятия.

12 занятие

Тема: «Медвежонок»

Упражнение «Победитель злости»

Цель: развивать зрительное и тактильное восприятие

Упражнение «Азбука настроения»

Цель: развивать фантазию, мелкую моторику рук

Игра «Комплименты»

Цель: учить детей позитивному отношению друг к другу

Рефлексия, подведение итогов занятия.

13 занятие

Тема: «Совушка-сова»

Упражнение «Угадай, что спрятано в песке?»

Цель: развивать умения представлять предметы по их словесному описанию

Упражнение «Угадай, какую цифру я нарисовала на песке?»

Цель: развивать у детей способность к счету, внимание, память

Игра «Угадай-ка»

Цель: развивать коммуникативные навыки детей

Рефлексия, подведение итогов занятия.

14 занятие

Тема: «Моё дерево»

Упражнение «По тропинкам, по дорожкам»

Цель: развивать зрительное и тактильное восприятие

Упражнение «Лес, поляна»

Цель: развивать тактильную чувствительность, слуховую память, произвольность

Игра «Найди себе пару»

Цель: развивать самосознание детей

Рефлексия, подведение итогов занятия.

15 занятие

Тема: «Кактус»

Упражнение «Две принцессы»

Цель: развивать пространственные отношения, учить ориентироваться на «песочном листке»

Упражнение «Кто к нам приходил?»

Цель: развивать зрительное и тактильное восприятие

Игра «Спасение принцессы»

Цель: развивать коммуникативные навыки, межличностные отношения

Рефлексия, подведение итогов занятия.

16 занятие

Тема: «Слонёнок»

Упражнение «Радостные детки»

Цель: развивать творческое воображение, речь

Упражнение « Улыбка»

Цель: развивать мелкую моторику рук, речь

Игра «Радость»

Цель: учить детей быть терпимее друг к другу, развивать доброжелательность

Рефлексия, подведение итогов занятия.

17 занятие

Тема: «Аквариум»

Упражнение «Узоры на песке»

Цель: развивать зрительно- моторную координацию, воображение

Упражнение «Узоры из камешков»

Цель: учить детей создавать картинки, рисунки на песке, используя камешки, развивать фантазию

Игра «Друзья»

Цель: развивать коммуникативные навыки детей

Рефлексия, подведение итогов занятия.

18 занятие

Тема: «Обитатели морского дна»

Упражнение «Детские секретики»

Цель: развивать воображение, логическое мышление, фантазию

Упражнение «Песочный садик»

Цель: развивать мелкую моторику рук, речь, усидчивость,

Игра «Взаимоотношения»

Цель: формировать позитивные и моральные представления об отношениях

Рефлексия, подведение итогов занятия.

19 занятие

Тема: «Дом для гнома»

Упражнение «Раскопайте мину»

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия

Упражнение «Археология»

Цель: учить находить предмет и определять его на ощупь

Игра «Гусеница»

Цель: развивать навыки взаимодействия и сотрудничества

Рефлексия, подведение итогов занятия.

20 занятие

Тема: «Дракон»

Упражнение «По тропинкам, по дорожкам»

Цель: развивать зрительное и тактильное восприятие

Упражнение «Лес, поляна»

Цель: развивать тактильную чувствительность, слуховую память, произвольность

Игра «Найди себе пару»

Цель: развивать самосознание детей

Рефлексия, подведение итогов занятия.

21 занятие

Тема: «Бусы для принцессы»

Упражнение «Песочный дождик»

Цель: учить регулировать мышечное напряжение

Упражнение « Песочный ветер»

Цель: учить детей управлять вдохом и выдохом

Игра «Дождь»

Цель: развивать выдержку, самосознание

Рефлексия, подведение итогов занятия.

22 занятие

Тема: «Грибная полянка»

Упражнение « Мы играем»

Цель: Учить детей строить из песка, развивать внимание, воображение

Упражнение «Кроказябла»

Цель: развивать воображение, мышление, речь

Игра «Зайчики»

Цель: учить детей задерживать внимание ребенка на разнообразных мышечных ощущениях

Рефлексия, подведение итогов занятия.

23 занятие

Тема: «Крокодил и черепаха»

Упражнение «Бусы для лета»

Цель: развивать мелкую моторику рук, фантазию

Упражнение «Листья березы»

Цель: развивать тактильную чувствительность

Игра «Волшебный сад»

Цель: учить детей снимать мышечное напряжение

Рефлексия, подведение итогов занятия.

24 занятие

Тема: «Слонёнок»

Упражнения « Секретные задания кротов»

Цель: развивать тактильную чувствительность, учить детей расслабляться

Упражнение «Мир из песка»

Цель: учить познавать внутренний мир ребенка, тактильную стимуляцию

Игра «Разведчики»

Цель: развивать наблюдательность, коммуникативные навыки детей

Рефлексия, подведение итогов занятия.

25 занятие

Тема: «Космос»

Упражнение «По тропинкам, по дорожкам»

Цель: развивать зрительное и тактильное восприятие

Упражнение «Лес, поляна»

Цель: развивать тактильную чувствительность, слуховую память, произвольность

Игра «Найди себе пару»

Цель: развивать самосознание детей

Рефлексия, подведение итогов занятия.

26 занятие

Тема: «Мы играем с песком»

Упражнение «Песочный дождик»

Цель: учить регулировать мышечное напряжение

Упражнение « Песочный ветер»

Цель: учить детей управлять вдохом и выдохом

Игра «Дождь»

Цель: развивать выдержку, самосознание

Рефлексия, подведение итогов занятия.

27 занятие

Тема: «Моя фантазия»

Упражнение «Страна чудес»

Цель: развивать фантазию, воображение, творчество

Упражнение «Фантазия»

Цель: развивать тактильную чувствительность

Игра «Радость»

Цель: учить детей быть терпимее друг к другу

Рефлексия, подведение итогов занятия.

28 занятие

Тема: «Наши игры»

Упражнение «Игра с игрушками»

Цель: развивать у детей воображение, логическое мышление, фантазию, усидчивость

Упражнение «Мы играем»

Цель: развивать пространственные представления, учить ориентироваться на « песочном листке»

Игра « Найди пару»

Цель: учить детей развивать самосознание

Рефлексия, подведение итогов занятия.

29 занятие

Тема: «Сказки»

Упражнение «Три медведя»

Цель: развивать воображение, учить располагать предметы по всей плоскости песочного ящика

Упражнение «Песочное царство»

Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание, воображение, творческое мышление

Игра «Сочиняем сказки»

Цель: развивать умение выражать свое эмоциональное состояние

Рефлексия, подведение итогов занятия.

30 занятие

Тема: «Аквариум»

Упражнение «В гости к мышатам»

Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие

Упражнение «Зверюшки на дорожках»

Цель: развивать наблюдательность, учить детей сравнивать

Игра «Зайчики»

Цель: учить детей задерживать внимание на разнообразных мышечных ощущениях

Рефлексия, подведение итогов занятия.

31 занятие

Тема: «Мы строители»

Упражнение «Мы строим, строим»

Цель: учить детей строить из песка, развивать внимание, воображение

Упражнение «Песочные строители»

Цель: развивать пространственные представления, развивать слуховую и зрительную память

Игра «Подари улыбку»

Цель: учить детей справляться с грустью

Рефлексия, подведение итогов занятия.

32 занятие

Тема: Мы путешествуем»

Упражнение «Путешествие в сказку»

Цель: развивать образное мышление, воображение

Упражнение «Морские путешественники»

Цель: учить детей реализовывать свой потенциал

Игра «Тух, тух»

Цель: учить детей снимать мышечное напряжение.

Рефлексия, подведение итогов занятия.


Приложение №1

Упражнения в песочнице

Игра «Знакомство с кинетическим песком»

Сам процесс знакомства с песком может растянуться на несколько часов.

Первое, что стоит сделать, став обладателем кинетического песка — это открыть упаковку, высыпать его в песочницу или на стол просто попробовать его на ощупь.

На вид кинетический песок очень похож на мокрый песок, но при этом на ощупь он абсолютно сухой. Попробуйте слепить из песка самую простую фигуру, например небольшой шарик, почувствуйте какие плотные получаются фигуры, а затем просто надавите на фигуру пальцем и наслаждайтесь видом и ощущением того, как фигура растекается по поверхности.

Попробуйте пропустить песок сквозь пальцы, он как будто течет.

Игра «Готовим печенья и кексики»

Для этой игры вы можете использовать различные формы для выпечки, кулинарные высечки, формы для выпечки и даже скалку. Песок не прилипает к ним, после игры достаточно будет помыть формы и их снова можно использовать на кухне по прямому назначению.

Ребенку можно предложить раскатать песок как тесто.

При помощи форм-вырубок можно печь печенье различной формы и устраивать настоящее чаепитие для кукол и игрушек.

Используя формы для кексов испечь вкусняшки для папы с мамой.

Отлично впишется в эту игру игрушечная плита, если она у вас есть.

Игра «Тренируем навыки владения ножом»

Все родители очень хотят побыстрее научить ребенка орудовать этим опасным предметом, но при этом так же всем страшно доверить нож в неумелые ручки малыша. Кинетический песок станет отличным материалом для тренировки.

Из песка вы можете сделать «хлеб», «масло» или колбаски, вручить ребенку пластиковый нож или менее опасный столовый нож и предложить нарезать хлеба или приготовить бутербродики.

Продукты из кинетического песка отлично режутся даже тупыми ножами, а ребенок будет увлечен доверенной важной миссией.

Игра «Прятки»

Дети очень любят играть в прятки и в этом плане кинетический песок представляет собой безграничное поле для игр с детьми разных возрастов.

Самые простые прятки — в песке можно спрятать несколько маленьких предметов и предложить ребенку найти их. Это могут быть игрушки из киндера, детальки конструктора, фигурки от сортера, пуговки, шарики и прочие мелкие предметы. Задача ребенка может быть найти конкретную игрушку, найти все игрушки, найти определенное количество игрушек.

Из найденных цифр можно составлять примеры, а из найденных букв слова.

Игра «Пишем на песке»

Эта игра также подходит для детей, которые учатся считать, изучают алфавит или учатся читать и писать.

Вы можете тренироваться писать на песке буквы, цифры, слова, решать простые примеры или учиться читать слоги и слова. Выводить буквы и цифры палочкой на песке гораздо веселее, чем ручкой на бумаге, а значит наверняка эта игра увлечет ребенка гораздо больше, чем скучное сидение за столом!

Игра «Лепим из кинетического песка»

Передать всю прелесть кинетического песка на словах или фотографиях очень сложно, ее нужно прочувствовать, попробовав песок руками!

Кинетический песок отлично подходит для лепки фигур формочками.

Вы можете лепить из него различные формы и изучать их с ребенком, используя в качестве формочек фигурки из сортера или предложить ребенку слепить буквы и цифры (для облечения задачи можно предварительно распечатать трафареты на листе А4 или половины А4)

Игра «Угадай-ка»

На кинетическом песке любой предмет или штампик оставляет отличный, хорошо различимый след и из этого также получается отличная развивающая игра.

Возьмите несколько разнообразных предметов, разровняйте песок на столе. Попробуйте оставить следы этими предметами на песке, посмотрите с ребенком в чем их отличие. Само по себе это занятие — отличная игра, но после того, как все доступные предметы оставили свой след на песке можно пойти дальше и играть в «Угадай-ку». Один из играющих берет любой предмет и оставляет им след на песке, а второму играющему нужно угадать — что же за предмет оставил след на песке. Периодически меняйтесь с ребенком ролями.

Игра «Кто выше»

У кинетического песка очень интересные свойства. С одной стороны формы, сделанные из песка очень прочные, с другой стороны как только давление сверху достигает определенного предельного веса — строение рушится. Соответственно, вы можно использовать это свойство для игры.

Задача — построить башню как можно выше.

Можно выстраивать башню из кирпичиков, можно делать из самодельных кубиков или из шариков.

Если играют двое — то побеждает тот, чья башня будет выше и дольше продержится. Если вы играете на одной стороне, то просто тренируйтесь, чтобы построить башню как можно выше, из как можно большего количества элементов.

Игра «Необыкновенные следы»

Ребенок ладошками и кулачками надавливает на песок, кончиками пальцев ударяет по его поверхности, перемещает кисти рук в разных направлениях, делает поверхность волнистой, двигает всеми пальцами одновременно – цель, имитация следов животных, пресмыкающихся, птиц и насекомых.

Игра «Найди отличие»

Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться.

Игра «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками , взрослый сыплет песок на какой – либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются.

Игра «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Взрослый пальцем , ребром ладони , кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры. Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу, либо продолжить узор взрослого.

Игра «Мы создаем мир»

Цель: развитие и расширение ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.

Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества

Игра «Мы едем в гости»

Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листке».

Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями «верх – низ», «право – лево», «над –под», «из-за – из-под», «центр – угол».Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит», «прыгает», «ползает» по песку, изображая различных персонажей.

Игра «Секретные задания кротов»

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей. Взрослый погружает руку под песок, шевеля пальцами под песком. Тоже самое делает и ребенок, можно дуть на песок, использовать перышки, палочки, кисточки.

Игра «Отпечатки»

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делить с помощью формочек. Используем формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине

Игра «Кто к нам приходил»

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.

Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек отпечатки, ребенок отгадывает, потом они меняются местами.

Игра Песочные строители»

Цель: развитие пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

Дети строят песочные домики по памяти, если ребенок не справляется, то ребенку дается инструкция, если ребенок не справляется, то взрослый должен ему помочь

Игра «Песочный круг»

Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, бусинками, монетами. Ребенок может дать название своему песочному кругу.

Игра «Победитель злости»

В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки. Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот .Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства».

Игры с формами для печенья

Кинетический песок очень хорошо держит форму, даже лучше, чем мокрый песок. Можно взять разнообразные формы для выпечки, выложить их на противень и "приготовить" вкусные печенюшки из песка для папы или бабушки. Дети очень любят использовать разные формы для выпечки, играя с кинетическим песком.

Соревнование «Построй снеговика»

Кинетический песок очень интересно себя ведет при строительстве различных фигур: построив очередную башенку, строение кажется довольно прочным, но стоит немного увеличить вес, как башня начинает рассыпаться на глазах Мы придумали игру, где дети скатывают по три шарика и затем из них одновременно лепят снеговиков. Чей снеговик простоит дольше, тот и выиграл. В этой игре дети начинают понимать, как правильно строить снеговика, а чего делать не стоит. Им нравится соревноваться снова и снова.

Добавляем аксессуары

Все дети любят добавлять в песок различные предметы, такие как крышки от бутылок, стеклянные шарики, различные пуговицы, палочки от мороженного и так далее. Со всеми этими вещами легко и просто получаются удивительные животные и смешные рожицы. Главное, после игры извлечь все аксессуары из песка, чтобы они не мешали играть в дальнейшем.

Игра с отпечатками

Вдавливая различные предметы в песок, можно получить довольно четкие отпечатки. Дети могут поэкспериментировать с изображениями, которые получаются от различных игрушек. Другой вариант игры: кто-то делает отпечаток, а другой игрок пытается отгадать, что это такое.

Делаем штампы

В кинетическом песке очень хорошо получаются различные штампы и оттиски. Очень хорошо получаются буквы и цифры. Мы использовали различные формы для выпечки, но Вы можете использовать любые предметы, которые оставляют красивый оттиск после себя. Песок очень просто отстает от любых поверхностей, так что можно не бояться, что Ваши предметы испачкаются.

Приготовление кексов

Дети используют формы для кексов почти каждый раз, когда играют с кинетическим песком. Они любят готовить и украшать свои «кексики». Дети даже сделали духовку из картонной коробки и разрисовали ее фломастерами. Теперь у нас настоящая пекарня: дети готовят кексы в песочнице, а затем запекают их в духовке.

Лепим буквы

Кинетический песок идеально подходит для лепки букв и цифр. Это отличная возможность изучать буквы и звуки с Вашим ребенком. Можно лепить буквы и одновременно произносить звуки.

Делаем скульптуры

Тут все точно так же, как и с мокрым песком. Лепить из кинетического песка - сплошное удовольствие. Можно просить ребенка слепить различные предметы. Песок очень приятный на ощупь, так что дети могут очень долго ковыряться в песке и строить различные фигуры и строения.



Приложение №2

Ритуалы приветствия

Приветствие «Снежный ком»

Цель: формирование желание сказать приятное товарищу.

Ведущий показывает детям снежок, который поможет им найти ласковое имя для своего соседа. Дети передают снежок по кругу и называют друг друга ласковыми именами.

Приветствие «Солнечные лучики»

Цель: сплочение группы

Ведущий и дети протягивают вперед руки и соединяют их вместе, как лучи солнца. Ведущий предлагает детям почувствовать себя теплым солнечным лучом, поделиться теплом с друзьями.

Приветствие «Ладошки»

Цель: развитие групповой сплоченности

Дети садятся в круг на стульчики. Ведущий предлагает им поздороваться друг с другом с помощью ладошек, здороваться со своим соседом, ласково поглаживая его ладони, демонстрируя детям, как можно это сделать.

Приветствие «Чуткие руки»

Цель: сплочение группы

Дети становятся в круг, говорят слова, и крепко держатся за руки.

А теперь чувствуйте тепло рук ваших соседей.

Приветствие « Злюка»

Цель: сплочение группы, навыков сплочения

Дети становятся в круг, выбирают ведущего, он изображает злость, дети называют прилагательные к слову злость.

Приветствие «Радуга»

Цель: снятие психо-мышечного напряжения, развитие воображения

Дети располагаются на коврике, звучит тихая, спокойная музыка. Дышите легко и спокойно. Сейчас мы попробуем представить радугу, увидеть ее цвета.

Приветствие «Радость»

Цель: развитие групповой сплоченности, наблюдательности, снятие мышечного напряжения

Дети выбирают средство для рисования (карандаши, мелки, фломастеры, краски, ручки гелевые) и устроившись поудобнее начинают рисовать свое настроение.


Приложение №3

Игры на коммуникацию

«Интервью»

Цель: развитие навыков общения детей.

Ведущий, по очереди подходя к каждому ребенку, представляется журналистом и просит его сказать несколько слов о себе. Берется интервью по очереди у каждого из присутствующих, также могут задавать вопросы и все остальные дети.

Игра «Дракон кусает свой хвост»

Цель: учить детей снимать напряженность, учить общаться

Дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый человек – «голова дракона», последний – «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать « хвост», а тот уворачивается от нее. Ведущий должен следить за тем, чтобы участники не отпускали друг друга.

Игра «Подари улыбку»

Цель: учить ребенка справляться с грустью

Участники становятся в круг, берутся за руки за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза. Что чувствовали? Какое сейчас настроение?

Игра «Ласковое имя»

Цель: развивать чувства доверия друг к другу

Каждый из участников по очереди становится в круг и протягивает руки ладонями вверх тому, с кого бы он хотел начать движение по кругу. Все по одному называют варианты ( ласкательные) имени участника , стоящего в центре круга, и как бы «дарят» их. Важно при этом прикоснуться к ладоням и посмотреть в глаза, поблагодарить за «подарок».

Игра «Обзывалки»

Цель: учить детей выплескивать свой гнев, развивать дружеские отношения

Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться). Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели. Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ... , морковка!». Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем.

Игра «Жужа»

Цель: учить детей быть более обидчивыми.

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает. Она вскакивает и начинает гоняться за обидчиком, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет « Жужей».

Игра «Доброе животное»

Цель: помочь детям истратить накопившуюся негативную энергию.

Ведущий тихим и спокойным голосом говорит: « Встаньте, пожалуйста , в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох – два шага назад.

Игра «Тух, тух»

Цель: учить детей снимать мышечное напряжение.

В этой игре заложен комический парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух, тух!» сердито. Через некоторое время они могут не смеяться.

Игра «День рождения»

Цель: учить детей снимать напряжение, учить детей высказывать свои обиды.

Выбирается именинник, все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить , обижал ли он кого – то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.

Игра «Зайчики»

Цель: учить детей задерживать внимание ребенка на разнообразных мышечных ощущениях.

Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий – силу, темп, резкость – и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений

Игра «Два барана»

Цель: учить снимать напряжение, злость.

Ведущий разбивает детей на пары и читает текст: « Рано –рано , два барана , повстречались на мосту».Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места , как можно дольше.

Игра «Найди себе пару»

Цель: учить детей развивать самосознание.

Ведущий создает карточки, на которых нарисованы животные. Карточку должен видеть только тот, кто получил данную карточку. Задача каждого – найти свою пару. После того как участники найдут свои пары, необходимо оставаться рядом и не переговариваться.

Игра «Маленькое приведение»

Цель: учить детей выплескивать накопившийся гнев.

Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга.

Игра «Комплимент»

Цель: учить детей создавать позитивное настроение.

Предварительная беседа с помощью вопроса: «Что такое комплимент»

Участники образуют круг, берутся за руки. Каждый участник говорит комплимент по кругу.

Игра «Бутон»

Цель: учить создавать позитивное настроение детей

Дети садятся на пол и берутся за руки. Необходимо встать плавно, одновременно, не опуская рук. После чего «цветок» начинает распускаться (отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки) и качаться на ветру.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.