Программа по внеурочной работе для обучающихся с ОВЗ на тему «Вежливые ребята»
Казенное общеобразовательное учреждение Орловской области
«Крутовская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Программа рассмотрена
на заседании Утверждаю:
педсовета Директор школы
протокол № /Г.Ю. Шатунова /
от « » 2017г.
Рабочая программа для 1 класса
по внеурочной деятельности «Вежливые ребята».
Духовно - нравственное направление
Согласованно:
зам директора по УР
/Теряева С.В/« » _________2017г Учитель: Мельникова Е.А.
Актуальность программы.
Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза. Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации. В структуре психики данного ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.
Программа «Вежливые ребята» отвечает психофизическим и возрастным возможностям умственно отсталых обучающихся. Она предусматривает наглядно-действенный характер содержания образования; специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; стимуляцию познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним. Содержание программы позволяет умственно отсталому ребенку взаимодействовать с другими детьми, участвовать в оценивании и обсуждении, получать информацию из разных источников. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Представленная в программе система работы позволяет осуществить в процесс образования умственно отсталых детей новые технологии, нестандартные формы внеурочной деятельности, развить высшие психические функции, повысить учебную мотивацию умственно отсталых обучающихся, воспитать социально адаптированного школьника.
Особенности реализации программы.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
По курсу «Вежливые ребята» предусмотрен большой объём упражнений, которые позволят учащимся добиться самостоятельности при отработке приемов и действий, а также воспитать навыки самоконтроля и самооценки. При составлении тематического планирования учитывается неоднородность состава учащихся в классе и осуществляется дифференцированный подход с учетом развития психических функций, особенностей и возможностей детей о владения ими учебного материала, различными бытовыми и социальными навыками и возможность включения какую-либо целенаправленную деятельность. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение выполненного задания. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении любых заданий. Ребенок на занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия направлены на развитие коммуникативности ребенка: учат вести диалог, участвовать в беседе, слушать и помогать однокласснику. Курс по «Вежливые ребята» опирается на межпредметные связи (чтение, русский язык, развитие речи, знакомство с окружающим миром, изобразительное искусство). В целях более успешного развития и усвоения знаний, умений и навыков предусмотрены предметно-практические уроки, игры- драматизации. Каждый урок оснащен демонстрационными пособиями и дидактическим материалом.
Для формирования интереса к деятельности используются различные формы занятия:
- занятие – практика,
- занятие – праздник,
- интегрированное занятие,
- занятие – конкурс,
- выставка рисунков.
Использование компьютерных и мультимедийных технологий повысит эффект реализации программы.
Итоги разделов имеют выход в виде выставки творческих работ обучающихся, которая является наиболее зрелищным и плодотворным фактором при оценке достижения результатов реализации программы. Сравнивая свои работы с другими у обучающихся формируется умение видеть преимущества и ошибки, вырабатывается навык анализа для дальнейшей реализации в деятельности.
Цель программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Место в учебном плане.
Программа «Вежливые ребята» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 ч в1 классе
2.Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Освоение детьми программы внеурочной деятельности Вежливые ребята «» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, мета предметных и предметных результатов.
Личностные результаты
основы социально ценных личностных и нравственных качеств, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- готовность к безопасному поведению в природе, обществе и бережному отношению к личному здоровью
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих базовых учебных действий (УД).
Регулятивные УД:
овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности;
умение анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
умение самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Познавательные УД
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления;
- умения применять полученные теоретические знания на практике ;
- умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия;
Коммуникативные УД:
умение осуществлять совместную продуктивную деятельность;
умение участвовать в работе группы, распределять обязанности, договариваться друг с другом.
умение сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
умение слушать и понимать речь других;
умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе, в классе и следовать им.
Оценка планируемых результатов освоения программы
В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения ими некоторых работ. О достижении результатов следует судить по следующим критериям:
по оценке творческой продукции ребенка;
по повышению уровня общей культуры;
по введению речевого материала занятий в активный словарь обучающихся;
по отношению в коллективе.
Воспитательные результаты освоения программы оцениваются по трем уровням:
Первый уровень результатов |
Приобретение обучающимися с умственной отсталостью социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п., первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
Второй уровень результатов |
Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, безопасность), ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
Третий уровень результатов |
Получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. |
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
Учебно-тематический план на год
N п\п |
Содержание программы |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1. |
Вводное занятие |
1 |
1 |
- |
2. |
Я среди людей |
6 |
3 |
3 |
3. |
Речевой этикет |
6 |
2 |
4 |
4. |
Культура поведения |
12 |
6 |
6 |
5. |
В мире сказок. |
6 |
- |
6 |
6. |
Заключительное занятие |
2 |
- |
2 |
Итого: |
33 |
12 |
21 |
Содержание курса:
1раздел (1ч.)
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы на год.
2 раздел (6ч.)
Я среди людей.
Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения.
Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.
3раздел ( 6ч.)
Речевой этикет.
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета.основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа.
4 раздел ( 12ч.)
Культура поведения.
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.
5 раздел (6ч.)
В мире сказок.
Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей.
Тематическое планирование курса
Раздел программы |
№ п/п |
Тема занятия |
Содержание, методические приемы |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Вводное занятие (1ч) |
1 |
Давайте познакомимся. |
Знакомство с планом работы на год. Игра-тест «Какой я?» |
||
Я среди людей (6 ч) |
2 |
Кто я и как выгляжу? |
Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. |
1 |
|
3 |
Что в нашем имени? |
Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. |
1 |
||
4 |
Плохо одному |
Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. |
|||
5 |
Товарищи и друзья |
Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. |
1 |
||
6 |
Как завоевывать друзей |
Правила общения с товарищами и друзьями. |
1 |
||
7 |
Бескорыстие в дружбе |
Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. |
1 |
||
Речевой этикет (6 ч) |
8 |
Что такое этика и этикет Роль мимики, жестов и позы в общении |
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». |
1 |
|
9 |
О вежливых словах и их применении. |
Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета.основные правила вежливости в общении. |
1 |
||
10 |
Правила знакомства, представления и обращения |
Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. |
1 |
||
11 |
Правила приветствия и прощания |
Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. |
1 |
||
12 |
Правила извинения и просьбы |
Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций. |
1 |
||
13 |
Правила благодарности и отказа |
Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций. |
1 |
||
Культура поведения (12 ч) |
14 |
Отношение к старшим |
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. |
1 |
|
15 |
Отношение к учителю |
Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. |
1 |
||
16 |
Отношение к малышам |
Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким. |
1 |
||
17 |
Как вести себя в школе, на переменах |
Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки. |
1 |
||
18 |
Правила поведения в столовой, за столом |
Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой». |
1 |
||
19 |
Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей |
Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях». |
1 |
||
20 |
Искусство делать подарки |
Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. |
1 |
||
21 |
Как правильно разговаривать по телефону |
Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону» |
1 |
||
22 |
Правила поведения в общественном транспорте |
Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе». |
1 |
||
23 |
Как вести себя в общественных местах |
Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. |
1 |
||
24 |
Правила поведения в театре и кино |
Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций. |
1 |
||
25 |
Поведение в библиотеке и музее |
Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку. |
1 |
||
В мире сказок (6 ч) |
26-27 |
Добро и зло в сказках |
Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. |
2 |
|
28-29 |
Сказки – волшебство, чудо и правда |
Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. |
2 |
||
30-31 |
Сказка – ложь, да в ней намек |
Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках. |
2 |
||
Итоговые занятия (2 ч) |
32-33 |
Что мы узнали и чему научились |
Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». Праздник вежливых ребят |
2 |
Используемая литература:
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.