Парусова Т.В.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Мичуринска, Тамбовской области

Программа: «Проблемы преемственности детского сада и школы: пути их решения»

В последнее время много говорится о преемственности дошкольного образования и начального этапа школьного образования. Поднимаются вопросы недостаточной управленческой и организационной преемственности деятельности, отсутствия единых образовательных и обучающих программ, несоответствия содержания образовательных программ требованиям детского сада и школы, несовершенной диагностики при переходе детей из детского сада в школу и др. Преемственность предусматривает, с одной стороны, перевод детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитания, который соответствует требованиям школьного образования, с другой стороны, опора школы на уже полученные знания, умения, навыки. приобретенные дошкольниками, их активное использование для дальнейшего всестороннего развития учащихся ...

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность обучения, является непрерывность и последовательность обучения. Таким образом, преемственность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и образовательного содержания на протяжении всего образовательного процесса от детского сада до аспирантуры и академических достижений.

Сложившаяся в современном российском обществе ситуация как раз и характеризуется отсутствием такой единой системы и рассогласованностью целей (и соответственно программ, учебников, контрольных требований) на стыках различных этапов и форм обучения.

Изучив концепцию содержаний непрерывного образования, нормативные документы по вопросам преемственности нами разработана программа: «Преемственность в системе дошкольного и начальной ступени общего образования».

Цель программы:

Создание комплекса условий, обеспечивающих формирование подготовки ребенка к школе. Реализация единой линии развития ребенка на дошкольном и начальном этапах образования. Обеспечьте преемственность, целостность, последовательность.

Объект программы: дети дошкольного и школьного возраста, родители, учителя.

Задачи:

1. Согласование целей на уровне дошкольной и начальной школы.

2. Совершенствование форм организации и методов обучения как в дошкольных, так и в начальных школьных учреждениях:

3. Улучшение содержания образования в дошкольных и начальных школах.

Общая цель непрерывного образования детей дошкольного и младшего возраста: гармоничное физическое и психическое развитие ребенка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к меняющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.

Преемственность программ дошкольного и начального образования предполагает достижение следующих приоритетных целей:

На дошкольном уровне:

Защита, укрепление здоровья и физического развития ребенка, развитие его общих способностей;

Развитие произвольности, познавательной активности, развитие коммуникативности и уверенности в себе, обеспечение эмоционального благополучия и успешного обучения переходу на следующий этап.

На уровне начальной школы:

Детское физическое воспитание.

Познавательное развитие и социализация адаптированы к возрастным возможностям.

Освоение различных форм взаимодействия с окружающим миром.

Создание образовательной деятельности и готовности к обучению на уровне средней школы.

Для достижения общей цели обучения детей 3-10 лет необходимо выполнение ряда педагогических условий:

На дошкольном уровне:

Взаимодействие с ребенком на личность учителя.

Формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребенка.

Создание образовательной среды, благоприятной для личностного и познавательного развития ребенка.

На уровне начальной школы:

1. Уверенность в текущем уровне достижений в дошкольном детстве.

2. Нацеленность учебного процесса на формирование способности учиться как важнейшее достижение этого периода развития.

3. Индивидуальная работа при продвижении или снижении темпов развития ребенка.

Конкретные цели каждого этапа образования с учетом его преемственности формулируются по значимым линиям, отражающим важнейшие аспекты развития личности:

Физическое развитие;

Когнитивное развитие;

Социальное и личностное развитие;

Художественно-эстетический.

Правила выбора содержания непрерывного образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста:

1. Принцип развития. Он предполагает направление содержания обучения на стимулирование и поддержку эмоционального, духовного, нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, создание условий для проявления самостоятельности, инициативы, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только накопление знаний и обучение навыкам решения дисциплинарных задач. В то же время важность усвоения детьми знаний, приобретения компетенций и навыков остается средством развития ребенка, а не самоцелью дошкольного образования.

2. Принцип гуманизации. Усилить гуманитарную направленность предметов естествознания и математических циклов и влияние всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка; придание особого значения предметам гуманитарно-художественно-эстетического цикла, увеличение доли различной творческой деятельности детей.

3. Принцип целостности. Это требует выбора такого образовательного содержания, которое поможет ребенку сохранить и воссоздать целостность образа мира, убедиться, что он осознает различные связи между его объектами и явлениями и, в то же время, формирование умение видеть один и тот же объект с разных сторон.

4. Принцип культурного соответствия. Под ним понимается «открытие» различных культур, создание условий для полного познания достижений и развития культуры современного общества и формирование различных познавательных интересов.

5. Принцип содержания образования. Предполагает возможность сосуществования разных подходов к выбору содержания и технологии обучения, по-разному реализующих цели образования с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме того, вариативность обеспечивает дифференциацию обучения, то есть возможности индивидуального развития каждого ребенка. В то же время совершенно необходимо сохранить неизменный минимум образования как условие, обеспечивающее права каждого ребенка.

Доминирующие формы педагогической работы с детьми

Дошкольное образование

Начальная ступень школьного образования

Игра, игровое занятие

Урок

Все виды игровой, художественно – продуктивной  деятельности

Учебная, с использованием игровых приемов

Формы организации и методы обучения в ДОУ и СОШ

Использование многообразных форм обучения, включая специфические детские виды деятельности на интегрированной основе, выход за пределы группы и участка, объединения по подгруппам.

Использование в ДОУ цикличности содержания обучения, обеспечивающую востребованность «предыдущего в настоящем», создающую условия для использования самими детьми имеющегося у них опыта.

Обеспечение взаимосвязи занятий (фронтальных, подгрупповых) с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.).

Поддерживайте развивающуюся предметную среду как в детском саду, так и в начальной школе, которая функционально имитирует содержание детских занятий.

Более широкое использование методов, активирующих мышление, воображение и исследовательскую деятельность у детей, т.е. проблемных элементов в обучении.

Более широкое использование игровых приемов, создание эмоционально значимых ситуаций, условий для самостоятельной практики.

Изменение способов общения детей как в классе дошкольного учреждения, так и в школьном классе, предоставление ребенку возможности сосредоточиться на партнере, взаимодействовать с ним и научиться поддерживать диалогическое общение между детьми, признать право ребенка на проактивные заявления и аргументированная защита своих предложений, право на ошибку.

Ожидаемый результат:

Развитие любознательности у дошкольников как основа познавательной деятельности будущего школьника.

Познавательная деятельность станет не только необходимой частью учебной деятельности, но и обеспечит его интерес к обучению, произвольному поведению и развитию других важных характеристик личности ребенка.

Развитие навыков ребенка как средство самостоятельного решения творческих (интеллектуальных, художественных) и других задач, как средство достижения успеха в различных видах деятельности, включая образование.

Перед началом школьной жизни научите ребенка навыкам пространственного моделирования; использование планов, схем, знаков, символов, заполнителей.

За счет использования ролевых игр, драматических игр, детских экспериментов формирование творческого воображения у детей дошкольного возраста и в первом классе достигается по мере интеллектуального и интеллектуального развития ребенка.

Воспитание коммуникативных навыков у старших дошкольников и первоклассников (умение общаться со взрослыми и сверстниками) как необходимое условие успешности учебной деятельности.

Механизм внедрения программы

                                                                   1 этап  

Поступление ребенка в дошкольное учреждение:

- Медицинское обследование.
- Адаптационный период при поступлении в детский сад (от 2 недель до 6 месяцев)
- Педагогическая и психологическая диагностика.

Медицинская сестра, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели

2 этап  
Воспитательно-образовательная деятельность с детьми в детском саду

Педагогическая деятельность:

- Занятия с детьми   по программе дошкольного образования с использованием современных технологий.
- Взаимосвязь с социумом (муз. школа, худ. школа, музеи и др.)
- Праздники, развлечения.

Психологическое сопровождение ребенка:

- Сопровождение адаптации ребенка к условиям ДОУ.
- Сопровождение детей группы риска.
- Коррекционно-развивающие занятия.
- Тренинги. Психогимнастика.
- Наблюдение. Диагностика дошкольной зрелости.

Методическая работа:

Медицинская сестра, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, педагоги дополнительного образования, учителя, зам. зав. по ВМР, зам. директора  по УВР

- Проведение общих  методических объединений, собраний, педагогических советов по вопросам воспитания и обучения детей.
- Проведение открытых уроков и занятий.
- Применение новых технологий по воспитанию и обучению детей (знакомство с технологиями применяемыми ДОУ, СОШ).
- Создание педагогических условий построения преемственной  предметно-развивающей образовательной среды.
- Ведение диагностических карт на каждого ребенка, с целью отслеживания развития детей.
- Выявление проблем (дезадаптации, школьной незрелости первоклассников в школе).

 

3 этап  

Переход дошкольника в школу

-Передача пакета документов выпускников в школу.
-Отслеживание адаптации детей в первом классе.
-Оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям.
-Проведение общих, классных родительских собраний, консультирование, беседы, рекомендации, психологические тренинги.

Медицинская сестра, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, педагоги дополнительного образования, учителя,  родители, зам. директора  по УВР

  


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.