Статья «Эффективные технологии в преемственности детского сада и школы»
Эффективные образовательные технологии непрерывного
учебно-воспитательного процесса.
Иванова Анастасия Леонидовна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №1»
г. Заводоуковск, Тюменской области
Анализ собственного педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется его самоценность, а также формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, те достижения, которые служат основой его успешного обучения в школе. Сегодня мы говорим о качественно новом взаимодействии, основанном на специально организованной совместной деятельности, в результате которой формируется единая точка зрения на сущность проблемы и пути её решения. Такая работа выстраивается не только внутри образовательного учреждения, но и между образовательными учреждениями.
С выходом ФГОС начального общего образования и ФГОС ДО положено начало, к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования [1, С. 104]. Нельзя сказать, что до введения ФГОС в этом плане не наблюдалось никакой практической преемственности: конечно же, она существовала всегда, но именно введенный стандарт образования на государственном уровне позволил перевести её на качественно новый уровень. Использование ФГОС в дошкольном образовании предполагает, что обучение и воспитание должно строиться таким образом, чтобы у ребенка сформировались предпосылки к успешному продолжению учебы в школе. В ДОУ создаются все условия для того, чтобы ребенок от доминирующей в дошкольном возрасте игровой деятельности без труда смог перейти к доминирующей в школьном возрасте учебной деятельности.
Наиболее важным моментом является установление взаимосвязей образовательных программ. Например, образовательная программа МОЗАИКА для детского сада и УМК «Начальная школа 21 века» построены на технологической основе дидактической системы деятельностного метода [4]. Они содержат теоретическую концепцию формирования у учащихся универсальных учебных действий, реализующую системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Работая в рамках стажировочной площадки «Дидактико – методическое взаимодействие педагогов в выработке единых подходов в обучении» я отследила в старшем дошкольном возрасте и в первом и втором классах конкретные приемы и методы, которые помогают осуществлению преемственности дошкольного и начального образования.
К числу современных образовательных технологий, которые используются в работе, при осуществлении преемственности относятся: технология критического мышления; технология деятельностного метода; здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технология портфолио; игровая технология.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, хотелось бы более подробно остановиться на современных информационно-коммуникационных технологиях, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства [2, С. 3] .
При применении данных технологий, как детском саду, так и в начальной школе, можно применять следующие методы обучения и воспитания:
игровые; наглядные; словесные; практические; проблемно – поисковый метод, выполнение творческих работ; конструирование; рефлексивные [3, С. 352] .
Таким образом, введение ФГОС в дошкольном образовании призвано определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования для обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей, которые позволят ему успешно обучаться в школе. Для того, чтобы подготовить ребенка к школе, нет необходимости подменять специфические «дошкольные» виды деятельности «школьными», то есть заранее приучать ребенка к урочной системе, развивать навыки письма, чтения и счета, нарушая тем самым естественный ход его развития. Понимание понятия «Готовность к школе» остаётся прежним: это не только некое состояние дошкольника, но и усилия всех участников образовательного процесса: детского сада, семьи и начальной школы.
Библиографический список
Бадулина О.И. К проблеме преемственности дошкольного и начального образования // Начальная школа. - 2012. - № 1. - с. 101-104.
Овинникова О. В. Преемственность в использовании информационно-коммуникативных технологий во взаимодействии дошкольной образовательной организации и начальной школы как условие успешной реализации образовательных стандартов // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 1-3.
Настольная книга учителя начальных классов. / Авт.-сост. Л.С. Бескоровайная, О.В. Перекатьева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 352 с.
Иванова А.Л. Конспект интегрированного урока в 1 классе, [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2018/01/18/konspekt-integrirovannogo-uroka.
Додонова Елена
Елена