12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Никифорова Юлия Фёдоровна1861
Россия, Оренбургская обл., г. Кувандык
Материал размещён в группе «Дополнительное образование»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»




Рассмотрено и одобрено

Педагогическим советом

МБУДО «ДПШ»

Протокол № 7 от 23.04.2019г.

Утверждаю:

Директор МБУДО «ДПШ»

_______________ Т.А. Валишева

Приказ № 87от 23.04.2019г.









Программа

«Проекты. Гранты»































Кувандык, 2019

I. Паспорт программы


Наименование программы

Программа «Проекты. Гранты».

Разработчики программы

Никифорова Ю.Ф., методист МБУДО «ДПШ».

Основные исполнители программы

Администрация, педагогический коллектив МБУДО «ДПШ».

Цель

Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по привлечению дополнительных источников финансирования на основе технологии фандрайзинга.

Задачи:

- формировать практических навыков и представлений о формах появления и деятельности неправительственных организаций и других структур гражданского общества в России и за рубежом;

- способствовать приобретению знаний, умений и навыков, необходимых для работы в проектной группе;

- формировать знания проектной культуры, основ проектного менеджмента;

- формировать представления о специфике развития общественной активности граждан в современном обществе посредством участия в грантах и социальном проектировании.

Срок реализации

программы

2019-2022 годы.

Нормативно-правовые основания

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

- Федеральные государственные образовательные стандарты;

- «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17.11.2008 г. № 1662-р;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы от 15 апреля 2014 г. №295;

- Приоритетный национальный проект «Образование»;

- Национальный стандарт РФ «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» от 01.07.2008 г. ГОСТ Р 52653–2006.


Перечень основных направлений программы

1. Основы грантовой деятельности.


2. Основы социального проектирования.


3. Механизмы деятельности в сфере привлечения средств (фандрайзинг).


Ожидаемые результаты


Педагоги и учащиеся должны знать/понимать:

- понимать основы проектной культуры; знать основы проектного менеджмента;

- знать специфику развития общественной активности граждан в современном обществе посредством участия в грантах и социальном проектировании;

- знать основы технологии фандрайзинга.

уметь:

- работать в коллективе;

- разрабатывать социальные проекты;

- подготавливать пакет документов для участия в грантовых конкурсах.


Целевые индикаторы и показатели программы

- привлечение дополнительных источников финансирования;

- рост количества разрабатываемых социальных проектов;

- сформированность компетентности педагогов и учащихся в области практической разработки социальных проектов, участия в грантовых конкурсах;

- положительная динамика участия в грантовых конкурсах, конкурсах социальных проектов;

- удовлетворенность педагогов, детей и их родителей организацией образовательного процесса;

- рост числа социальных партнёров связей через организацию социально значимой деятельности и разработку сетевых проектов;

- формирование банка данных социальных проектов, материаловгрантовых конкурсов);

- практическая апробация разнообразных форм и методов фандрайзинга;

- рост престижа МБУДО «ДПШ» как современной конкурентоспособной образовательной организации.
















1. Пояснительная записка

Актуальность программы


Сегодня перед многими образовательными организациями остро стоит проблема дополнительного финансирования. Одним из его источников являются гранты разнообразных благотворительных организаций, отечественных и зарубежных фондов. полноценного участника в жизни социума. Особенностью ситуации, сложившейся в настоящее время в российском образовании является изменение нормативно-правовой базы системы образования в РФ, изменение демографической ситуации в стране, обострение конкуренции на рынке образовательных услуг, снижение государственных объёмов финансирования образовательных учреждений.

Всё это привело к необходимости изучения и освоения современным руководителям образовательных организаций технологий фандрайзинга.

Вопрос привлечения инвестиций является всеобъемлющим: финансовые средства нужны всем. Для некоммерческих организаций, к числу которых относится и МБУДО «ДПШ», этот процесс представляет достаточную сложность. Большинство российских образовательных организаций привыкли получать деньги от государства и не занимаются регулярным и продуманным сбором средств. В результате, денег у них либо не хватает, либо нет совсем. Хотя известно, что необходимо вырабатывать стратегию по привлечению дополнительного финансирования.

Поэтому главная проблема заключается не в нехватке денег, а в способах получения статуса социально-привлекательной организации для получения внебюджетных средств и иных ресурсов учреждением с целью реализации определённых социальных проектов.

Эффективным механизмом реализации социальных проектов является система предоставления грантов, обеспечивающая результативную работу организаций в рамках функционирования того или иного общественного объединения. Следует подчеркнуть, что грант – это средства, безвозмездно передаваемые грантодарителем некоммерческой организации для выполнения социально значимых задач. Грант – один из немногих на сегодняшний день источников привлечения финансовых средств для организаций дополнительного образования. В тоже время система грантовой поддержки пока не получила должного широкого практического применения и требует системного подхода для её внедрения в практику работы учреждения. Программа «Проекты. Гранты» была разработана как ответ на вызов времени в сфере образования и экономики.

Документы, регламентирующие проектную и инновационную деятельность образовательных организаций в Российской Федерации:

- Конституция Российской Федерации (в которой закреплено право каждого гражданина РФ на получение основного общего образования, а также регулируются отношения в сфере образования);

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в котором описываются условия, необходимые для обеспечения защиты конституционного права граждан РФ на образование, для экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования и пр.);

- Федеральные государственные образовательные стандарты (в которых закреплены особенности реализации образовательной деятельности в зависимости от уровня и направленности образования. В частности, в соответствии с ФГОС ООО — необходимо выстраивать систему проектного обучения, как сквозную подготовку обучающегося к использованию проектирования и исследования для решения различных личных, жизненных, профессиональных и социальных проблем, для организации самоопределения и самообучения в течение всей жизни.);

- «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17.11.2008 г. №1662-р (в которой определяются пути и способы обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления позиций России в мировом сообществе, в том числе и развития образования как одного из инструментов, необходимых для реализации данных целей);

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы от 15 апреля 2014 г. №295 (основной целью которой является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения, развитие потенциала молодого поколения в интересах инновационного социально ориентированного развития страны);

- Приоритетный национальный проект «Образование» (в котором, одним из основных направлений проекта является стимулирование инноваций в сфере образования);

- Национальный стандарт РФ «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» от 01.07.2008 г. ГОСТ Р 52653–2006 (в котором установлены основные термины и определения понятий в области информационно-коммуникационных технологий в образовании).

Таким образом, одним из перспективных направлений в работе учреждений дополнительного образования, способствующим привлечению внебюджетных средств, является проектно-грантовая деятельность, которая относится к разряду инновационной и творческой. Она дает дополнительную поддержку для дальнейшего развития, открытия новых перспектив, внедрения инновационных форм работы, улучшения материально-технической базы. Участие в конкурсах на получение грантов, реализация программ и проектов сегодня – это лучший способ заявить о себе, повысить престиж учреждения, подчеркнуть его роль и значимость в местном сообществе.


Цель и задачи программы

Цель: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов и учащихся по привлечению дополнительных источников финансирования на основе технологии фандрайзинга.

Под фандрайзингом в самом общем случае следует понимать работу по привлечению денежных средств граждан, бизнеса или государства в некоммерческий сектор, в том числе на благотворительность.

Задачи:

- формировать знания проектной культуры, основ проектного менеджмента;

- формировать практических навыков и представлений о формах появления и деятельности неправительственных организаций и других структур гражданского общества в России и за рубежом;

- способствовать приобретению знаний, умений и навыков, необходимых для работы в проектной группе;

- формирование представлений о специфике развития общественной активности граждан в современном обществе посредством участия в грантах и социальном проектировании.


Концептуальные основы программы

Понятие «фандрайзинг» пришло в Россию из США, где оно употребляется в секторе некоммерческих негосударственных организаций, выполняющих задачи, на которые частный и государственный сектора экономики не обращают внимание.

В специализированной литературе существует множество определений этого понятия, стоит акцентировать внимание на нескольких из них, которые, на мой взгляд, отражают суть и цель этого процесса.

А.Б. Тарасов пишет о том, что сложный термин «фандрайзинг» образован из двух английских слов – fund (фонд, денежные средства) и rising (повышение, улучшение положения, прибавка к зарплате), и предлагает трактовать его как дополнительное финансирование, взаимодействие с фондами, с помощью которых улучшается ситуация в той или иной области человеческой жизнедеятельности.

Т.В. Артемьева и Г.Л. Тульчинский дают такое определение понятию «фандрайзинг» – это привлечение и аккумулирование средств из различных источников на реализацию проектов и программ.

А.А. Арзамасцев в своей работе пишет о том, что «фандрайзинг» – это процесс сбора средств, которые используются как для реализации социально значимых программ, так и для организационной поддержки независимых коммерческих организаций.

В. Лозовану и О. Маноле: «Фандрайзинг – это поиск ресурсов (людей, оборудования, времени, финансов, информации), необходимых для осуществления какой-либо деятельности и/или поддержания существования организации». Ю.С. Куликова предлагает в широком смысле «фандрайзинг» понимать как деятельность по поиску финансовых средств, человеческих ресурсов (времени, всевозможных услуг, оборудования) и различных других, требуемых для обеспечения какой-либо деятельности, а в узком – поиск средств из альтернативных источников для формирования денежных фондов, который сводится к поиску инвесторов.

Следует отметить, что последние в основном привлекают под проекты, конечной целью которых является извлечение прибыли. Отличительной же особенностью фандрайзинга вообще, а в сфере образования, в частности, является то, что средства привлекаются под некоммерческие проекты. Вопрос извлечения прибыли для них отходит на второй план. И основной целью является не формирование основных фондов, а обеспечение деятельности некоммерческих (образовательных, культурных, спортивных, медицинских и т.п.) организаций.

Фандрайзиром является любая (государственная, коммерческая, общественная) структура, по каким-либо причинам не располагающая средствами для некоторого интересующего мероприятия, но гарантирующая его высокие результаты.


Адресная направленность программы

Программа направлена на педагогов дополнительного образования МБУДО «ДПШ» Кувандыкского городского округа Оренбургской области.


2. Содержание программы

Реализация программы «Проекты. Гранты» осуществляется на основе проведения взаимосвязанных между собой видов учебных занятий и форм обучения, к числу которых относятся лекционные, семинарские занятия, групповые дискуссии, деловые игры и самостоятельная работа. Особое значение придается самостоятельной работе, которая предусматривает: повторение пройденного материала, ознакомление с рекомендованной литературой; в том числе с использованием Интернета, разработке проектной идеи в проект, подготовку варианта письменной заявки на получение финансирования (согласно выбранной тематике и идеи проекта).


2.1. Этапы реализации программы

I этап – подготовительный

Цель этапа: анализ качественных характеристик образовательной среды МБУДО «ДПШ» на определение уровня готовности педагогов МБУДО «ДПШ» к участию в проектной и грантовой деятельности.

На данном этапе проводится изучение уровня общего представления о грантовой и проектной деятельности, основах фандрайзинга, на готовность к инновационной деятельности.

II этап – основной

Цель: реализация системы мероприятий по развитию грантовой культуры педагогов, обучению азам фандрайзинга.

Основное содержание данного этапа заключается в проведении обучающих семинаров и методических учёб. Исходя из того, что системообразующим компонентом профессиональной деятельности педагога является ценностно-смысловой (личностный), существенное внимание в обучении уделяется развитию мотивации достижений и мотивации профессионального развития педагога. Мотивирующая деятельность в этом направлении реализуется посредством использования на семинарах элементов тренингов различной направленности (личностной, поведенческой), оргдеятельностных игр и идет параллельно с развитием когнитивной, технологической, дидактической, диагностической составляющих профессиональной деятельности педагога.

III этап – итоговый (аналитический)

Цель: определение результативности реализации программы и перспективных направлений её развития.

1. Анкетирование педагогов на предмет сформированности грантовой и проектной грамотности, знания основ фандрайзинга.

2. Обобщение опыта реализации программы и его распространение.

3. Планирование деятельности по развитию результатов программы.


Реализация программы осуществляется через раскрытие следующих тем.


Тема 1. Введение в проектную деятельность – 1 час.

Понятие проектной культуры. Появление и развитие понятия «проект». Что включает в себя проектная деятельность (этапы подготовки, управления реализацией, оценки и т.п.). Классификация проектов. Примеры проектов (исследовательские, социальные, инновационные, бизнес-проекты, гражданских инициатив, образовательные и т.д.). Проект как средство разрешения социальных проблем.


Тема 2. Теоретико-методические основы управления проектной деятельностью – 3 часа.

Методы управления проектами (обзор). Инструментарий управления проекта. Целеполагание и планирование (времени и ресурсов). Иерархия конечных и промежуточных целей.

Распределения функциональных сфер. Методы подбора и построения команды. Мониторинг и индикация ключевых событий/мероприятий. Оценка рисков. Система управления проектной деятельностью: организационная структура, участники и стейкхолдеры проектной деятельности.

Основные процессы проектной деятельности и области их приложения. Этапы проекта. Методы управления проектами и персоналом проекта.


Тема 3. Проектная идея. Стратегическое развитие идеи в проект. Планирование – 4 часа.

Проектно-исследовательская деятельность. Проект: определение, основные показатели и характеристики. Отличия проектной деятельности от традиционной исследовательской работы. Разработка идеи как первый этап подготовки проекта. Структура проекта и характеристика основных компонентов проекта.

Логическая таблица для составления проекта. Выявление проблемы. Технологии «мозгового штурма». СМАРТ-анализ. Технология «6-3-5». Паспорт проектной идеи. СВОТ-анализ. Стратегическое планирование и его инструментарий.

Ожидаемые результаты проекта и способы их оценки. Оценка рисков. Понятие и использование показателей. Критерии и индикаторы. Документирование результатов. Приемы обоснования устойчивости проекта. Виды планирования. Определение точек контроля.


Тема 4. Механизмы деятельности в сфере привлечения средств (фандрайзинг). Принципы и технологии фандрайзинга в социально-общественной среде – 1 час.

Понятие «фандрайзинг». Фандрайзинг как способ привлечения средств для реализации социально значимых задач и финансирования проектов. Поиск и выбор источников финансирования.


Тема 5. Гранты и виды грантовой и финансовой поддержки исследований и науки – 1 час.

Грант: определения, типология и разновидности. Виды грантов. Грантовая поддержка как форма финансирования исследования. Индивидуальный, коллективный, партнерский грант. Периодичность проведения грантовых программ. Специфика участия в конкурсах грантов.


Тема 6. Заявка на получение финансирования (грант, спонсорство) – 2 часа.

Заявка как форма проектирования. Составление заявки: общие рекомендации. Типы заявок и их структура. Письмо-заявка и полная заявка: общее и отличное. Предварительный анализ темы и поиск источника поддержки.

Составление типовой заявки. Титульный лист и его содержание. Название проекта – типичные ошибки при формулировке. Аннотация заявки. Постановка проблемы. Цели и задачи проекта. Методы и этапы реализации проекта. Ожидаемые результаты, эффекты и критерии их оценки. Мониторинг: внешний и внутренний. Формы отчетности. Приложения к заявке. Схема планирования проекта. Структура (типовая) заявки на получение финансирования. Процесс составления комплекта заявки. Следование требованиям грантодающей организации. Написание текста заявки (в зависимости от вида проекта: исследовательского, образовательного, социально-общественного).


Тема 7. Бюджетирование проектной работы. Финансовый менеджмент проекта – 2 часа.

Бюджет и дальнейшее финансирование. Бюджет или смета расходов как ключевой этап разработки проекта. Общие требования к составлению бюджета. Основные разделы бюджета (оплата труда, основные прямые расходы, непрямые расходы). Основные прямые расходы: административные расходы (аренда помещения, транспортных средств, канцелярские товары, публикации, коммуникационные расходы, оплата юридических услуг, банковские комиссионные сборы, страхование, перевод и т.д.), командировочные расходы (транспорт, командировочные расходы), оборудование. Примерный перечень расходов и расчетов в разделе «Основные прямые расходы». Примерный перечень расходов в разделе «Непрямые расходы». Пояснения к бюджету.


Тема 8. Сопроводительные документы к заявке на получение финансирования – 1 час.

Сопроводительные документы: типы и виды. Специфика составления сопроводительных документов. Общие правила составления сопроводительных документов. Автобиография (Curriculum vitae). Резюме. Особенности составления резюме на иностранных языках. Сопроводительное письмо. Письма-рекомендации: общие правила и рекомендации. Список публикаций и особенности его составления на иностранных языках. Специфика стиля деловых документов.


Тема 9. Экспертиза заявок. Оценка и мониторинг эффективности проектной работы. Отчетность. Распространение результатов – 3 часа.

Экспертиза и экспертный совет. Причины отклонения заявок фондами. Основные критерии оценки основных частей заявки. Ошибки в составлении заявки. Проведение экспертизы: основные этапы, принципы, приоритеты.

Оценка и отчет. Сроки предоставления отчетов. Форма отчетов. Аналитический (содержательный) и финансовый отчет. Рекомендации по подготовке промежуточных и заключительного отчета. Специфика финансовой отчетности. Научная часть отчета.


3. Планируемые результаты

- формирование знания проектной культуры, основ проектного менеджмента и его сопряженности с гражданским обществом;

- формирование практических навыков и представлений о формах появления и деятельности неправительственных организаций и других структур гражданского общества в России и за рубежом;

- формирование основ знаний о технологии фандрайзинга;

- формирование представлений о специфике развития общественной активности граждан в современном обществе, основах теории и практики подготовки и реализации инновационных социально-политических проектов;

- приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для работы в проектной группе.


4. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение


Наименование ресурса

Характеристика ресурса

Помещение

Учреждение имеет помещение для проведения методических учёб.

Оборудование

Оснащение оргтехникой: компьютеры с доступом в сеть Интернет, проектор, экран.


Организационные условия

- Мотивационные условия (готовность педагогов к освоению медиаграмотности);

- Методическое обеспечение.

Нормативно-распорядительные и иные регламентирующие деятельность локальные акты

Проект программы, утвержденные планы работы методической службы и пдо.

Методические материалы

Методические разработки для проведения учёб с педагогами, памятки, путеводители по грантовой и проектной деятельности, основам фандрайзинга.

Интернет-ресурсное обеспечение

Сайт МБУДО «ДПШ», личные блоги педагогов, виртуальная база методических источников и др. необходимая информация.


Кадровое обеспечение

Ф.И.О. членов рабочей группы

Должность в программе

Основные обязанности по реализации программы

Ягофарова А.М., педагог-организатор МБУДО «ДПШ»; Никифорова Ю.Ф., методист МБУДО «ДПШ».

Руководители программы.

Руководство работой по реализации программы.

Проведение методических учёб, консультирование педагогов.


Лимарёва Э.Д., Шухлина Л.А., методисты МБУДО «ДПШ».

Информационно-методическая поддержка программы.

Шуракова А.В., педагог-психолог МБУДО «ДПШ».

Педагог-психолог

Разработка, проведение, анализ диагностических исследований.

Побединская Н.В., зав. информационно-методической службой МБУДО «ДПШ».

Консультант

Проведение цикла методических учёб. Консультирование педагогов.


Финансовое обеспечение

Программа реализуется на базе МБУДО «ДПШ», имеющего всё необходимое материально-техническое обеспечение.













































Глоссарий


Грант (целевое финансирование) – это сумма денежных средств, предоставляемых на безвозвратной, бесприбыльной основе для выполнения конкретных проектов. Чаще всего предоставляется на конкурсной основе.

Грантозаявитель – организация, инициативная группа или частное лицо, которые подали заявку на получение гранта.

Грантополучатель – организация, инициативная группа или частное лицо, которые получили грант.

Грантодатель – организация/компания предоставившая финансирование.

Заявка на получение гранта (грантовая заявка) – комплект документов, оформленных в соответствии с условиями грантовой программы и требованиями грантодателя.

Задача – основные этапы (шаги) достижения цели, занимает подчиненное положение по отношению к цели. Всегда одной цели соответствуют несколько задач. Как и при определении цели, следует различать задачи организации и задачи проекта. Задачи всегда должны вести к достижению поставленной цели.

Метод – способы или пути решения поставленных задач, занимает подчиненное положение по отношению к задачам. Всегда поставленную задачу можно решить несколькими методами (способами, путями). При подготовке грантовой заявки важно выбрать наиболее эффективные методы решения задачи. Следует помнить, что методы должны быть прописаны по каждой поставленной задаче.

План – заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая последовательность, сроки и ответственных за выполнения работ. Дает представление о последовательности и времени выполнения действий для решения поставленных задач выбранными методами и достижения сформулированной цели или приближения к ней.

Проблема – несоответствие между желаемым и действительным и это несоответствие затрагивает не отдельных членов общества, а их достаточно значительные группы. Проект, как правило, ориентирован на решение социальной проблемы (проблем).

Проект – ограниченная во времени последовательность действий с изначально четко определённой целью и затратами; достижение поставленной цели определяет завершение проекта. Проект – это уникальная идея, преобразованная в решение конкретной задачи с известным результатом. Все проекты имеют цель, которую нужно достичь в определенное время при определенных условиях.

Проектный менеджмент – это комплексное знание, позволяющее научиться использовать в совокупности и взаимосвязи гуманитарные, культурные, социальные и экономические ресурсы объекта (территории, организации), но, прежде всего – человека. Проектная компетентность и управленческая мобильность в целом становится сегодня условием успешной карьеры во многих областях профессиональной деятельности.

Фандрайзинг – эффективная форма поиска ресурсов для развития организации.

Цель – то для (во имя) чего предпринимаются какие-либо действия. В грантовой заявке организация-заявитель чаще ставит перед собой одну цель. Следует различать цель проекта и цель (цели) организации. Цель проекта ориентирована на решение проблемы (полное или частичное) в течении строго ограниченного времени – периода реализации проекта. Цель (цели) организации более масштабны и долговременны.








Литература


Федеральный закон №273 – ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон № 7 – ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях» (принят ГД ФС РФ 08.12.1995 г.) (действующая редакция от 14.07.2013 г.). – 2006. – № 4. – С. 56-61.

Арзамасцев А.А., Бадылевич Л.В., Зусман Ю.А. Основы фандрайзинга. – Учебное пособие. – Издательство «ТГУ им. Г.Р. Державина», 2003. 120 с.

Артемьева Т.В., Тульчинский Г.Л. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2010. 286 с.

Арутюнов Ю.А. Финансовый менеджмент: учебное пособие. – 2-е изд., стереотип. – М.: КНОРУС, 2007. 312 с.

Балдин К.Б. Антикризисное управление: учебное пособие. М.: Гардарики, 2007. 271 с.

Барежев В.А. Фандрайзинг: привлечение средств на некоммерческую деятельность. Монография. – СПб: ГУКИ, 2005.

Белова Е.Н. Управленческая компетентность руководителя: монография. Изд. 2-е стереотип. – Красноярск: Краснояр.гос.пед.ун-т им. В.П. Астафьева, 2013.

Библиотечные проекты и целевые программы как способ реализации приорететных направлений в работе библиотек [Текст] / авт.-сост. И. Н. Скробот; Обл. универ. науч. б-ка им. Н. К. Крупской. – Оренбург, 2006. – 40 с.

Боева Л. Проектное развитие [Текст] / Л. Боева // Библиополе. – 2010. – № 3. – С. 37-40.

Большая советская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Сов. энцикл., 1969-1978. – 30 т.

Буканова М. Инициативность и творчество: [проект. деятельность] / М. Буканова // Библиотека. – 2007. – № 12. – С. 76-77.

Валентин Лозовану, Олга Маноле; коорд.: Олга Маноле. – К.: Б. и.,(Tipogr. «Depol Promo» SRL). Фандрайзинг: руководство для неправительственных организаций/Asoc. Promo-LEX; 2011. 55 с.

Вачугов Д.Д., Березкина Т.Е., Кислякова Н.А.и др.; Под ред. Вачугова Д.Д. Основы менеджмента: Учеб. для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2005. 376 с.

Вергилес Э.В. Анализ принципов управления Анри Файоля:. /М. Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. 2001. 28 с.

Внедряем новые проекты: из опыта работы библиотек [Текст] / Рос. гос. б-ка; [куратор проекта Е.Н. Гусева]. – М.: Пашков дом, 2013. – 52 с. – (Библиотека библиотекаря).

Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2006. 480 с.

Гущина О.А. Умение писать проекты [Текст] / О.А. Гущина // Новая библиотека. – 2011. – №9. – С. 29-39.

Дымникова А. Фандрайзинг как особый вид предпринимательской деятельности в культуре. Монография. – СПб.: Питер, 2007.

Жадько Н.В. Фандрайзинг по-русски // Библиотечное дело. Журнал. 2005. № 4.

Жадько Н.В. Проектное развитие библиотек [Текст] / Н.В. Жадько. – М.: Елена, 2000. – 91 с.

Збаровская Н. Проектная деятельность библиотек [Текст] / Н. Збаровская // Библиотека. – 2005. – № 4. – С. 79-82.

Иванова Б. Фандрайзингу нужно учиться [Текст] / Б. Иванова // Библиотека. – 2002. – № 2. – С. 26-28.

Качанова Е.Ю. Инновации в библиотеках [Текст] / Е.Ю.Качанова; науч. ред. В.А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2003. – 317 с.

Князева В.В. Педагогика: словарь научных терминов. М.: Вузовская книга, 2009. 872 с.: ил.

Ковалёва И.А. Проектная деятельность библиотеки, или Как написать заявку на грант: материалы тренинга [Текст] / И. А. Ковалёва. – Сургут, 2005. – 24 с.

Коптяева Е. Проект – это шаг вперед [Текст] / Е. Коптяева // Библиотека в школе. – 2006. – № 11 (1 – 15 июня). – С. 5 – 7.

Кузьмина И. Работа над ошибками [Текст] / И. Кузьмина // Библиотека. – 2001. – № 6. – С. 77–79.

Куликова Ю. Фандрайзинг в сфере культуры // Журнал: Клаузура. Выпуск. 2012. № 4 (10) апрель.

Лисицкий А. В. Библиотечное проектирование: экспресс-курс [Текст] / А. В. Лисицкий // Современная библиотека. – 2010. – № 7(10). – С. 8-15.

Лисицкий А.В. Привлечение ресурсов благотворительных фондов и организаций в учреждения культуры [Текст] / А. В. Лисицкий // Справ. рук. учреждения культуры. – 2002. – № 4. – С. 47-51.

Мазур И. И. Управление проектами : учеб. Пособие [Текст] / И. И. Мазур. – М.: Омега-Л, 2004. – 664 с.

Мэйхен М. Как получить грант? [Текст] / М. Мэйхен // Библиотека. – 2002. – № 2. – С. 22-25; № 4. – С. 9-11; № 5. – С. 28-31. – (Экономика и рынок).

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 26-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Оникс, 2008. 735 с.

Палатова А.А. «Твой проект – твоя карьера»: взгляд молодого специалиста на проектную деятельность в библиотеке [Текст] / А.А. Палатова // Молодые в библ. деле. – 2008. – № 7. – С. 3-15.

Пантюхова Т.В. Проекты и гранты. От замысла – к реализации : сб.-тренажер [Текст] / Т.В. Пантюхова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2014. – 144 с.

Рязанцева Л.М. Секреты успеха проектной деятельности [Текст] / Л. М. Рязанцева // Справ. рук. Учреждения культуры. – 2009. – № 3. – С. 36-48; № 4. – С. 46-59.

Тарасов А.Б. Фандрайзинг в гуманитарных науках // Журнал: Знание. Понимание. Умение. Выпуск. 2004. № 1. 168 с.

Тимашева И.А. Фонды как источник внебюджетного финансирования учреждений культуры : [поиск гранта; текст] / И. А. Тимашева // Справ. рук. учреждения культуры.

Фомин Я.А. Диагностика кризисного состояния предприятия. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 349 с.

Шаскольская М. Чтобы метод проектов не остался «в проекте» [Текст] / М. Шаскольская // Первое сентября. – 2007. – № 7 (7 апр.). – С. 11.

Шафф Т. Путеводитель по фандрайзингу. Рабочая модель по привлечению спонсоров. – М.: Вершина, 2006. 256 с.

Штыхван В. Манящая энергетика проекта: от привычного – к неожиданному: [о проект. деятельности б-к; текст] / В. Штыхван // Библ. дело. – 2008. – № 2. – С. 32-33.

Юсупова В. В чем преимущества проектного мышления / В. Юсупова, О. Урядова // Библиотека. – 2002. – № 1. – С.43-45. – (Программно-целевая деятельность).






Интернет-источники:

1. Алгоритм создания социального проекта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/24045. html . – Дата обращения: 10.10.2019. – Загл. с экрана.

2. Гурьян З.П. Проектная деятельность библиотек [Электронный ресурс] / БУК «Областная библиотека для детей и юношества». Омск. – Режим доступа: http://oubomsk.ru/ index/0-158 . – Дата обращения: 10.10.2015. – Загл. с экрана.

3. Жизненный цикл проекта. Задачи современного менеджмента [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. mangenius.ru/gias-671-1.html . – Дата обращения: 10.10.2015. – Загл. с экрана.

4. Злотникова З.И. Проектная деятельность библиотек как фактор формирования социально-культурной среды региона [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.dslib . net/dokument-informacia/proektnaja-dejatelnost-bibliotek-kakfaktor-formirovanija-socialno-kulturnoj.html. – Дата обращения: 10.10.2015. – Загл. с экрана.

5. Лисицкий А. Библиотечный проект и его успешная реализация в школьной и детской библиотеке: школа библиотечного лидерства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.1september.ru/article.php ?ID=200702116. – Дата обращения: 10.10.2015. – Загл. с экрана.

6. Проектная деятельность библиотек как фактор формирования социально-культурной среды региона [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dslib.net /dokument-informacia/proektnaja-dejatelnostbibliotek-kak-faktorformirovanija-socialno-kulturnoj.html. – Дата обращения: 16.10.2015. – Загл. с экрана.

7. Проектная деятельность в библиотеке [Электронный ресурс] / МБУ «Централизованная библиотечная система» Дальнереченского городского округа.– Режим доступа: http://dalnerbib.ucoz.ru/index/proektnaja_dejatelnost_v_biblioteke/0-81. – Дата обращения: 9.10.2015. – Загл. с экрана.

8. Проектный менеджмент [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://reftrend.ru/562056.html . – Дата обращения: 16.10.2015. – Загл. с экрана.

9. Ресурсы интеллектуальной информации: гранты и конкурсы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. rinti.ru/grants /. – Дата обращения: 10.10.2015. – Загл. с экрана.

10. Руководство по написанию заявок на грант [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/164/11738.php . – Дата обращения: 10.10.2015. – Загл. С экрана.

11. Список грантообразующих фондов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.rsci.ru/allFonds.html . – Дата обращения: 10.10.2015. – Загл. с экрана.

12. Хананашвили Ю.Н. Гранты для НКО: сравнение региональных Положений о конкурсах [Электронный ресурс] / Ю.Н. Хананашвили. – Режим доступа: http://www.socpolitika . ru/rus/ngo/activity/document393.shtml. – Дата обращения: 10.10.2015. – Загл. с экрана.

Опубликовано в группе «Дополнительное образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.