Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»

6
1
Материал опубликован 24 September 2019 в группе

«Утверждаю»:

Заведующая МБДОУ №15

_________Т.М.Михайлова

«__»_________20__г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

по реализации программы

«От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»

Е.В. Колесниковой

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №15 «Светлячок»

Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

 

кружок «АБВГД-ейка»

 

для детей 5-7 лет

срок реализации программы 2 года

 

Руководитель:

Гайнанова В.З.

 

 

Содержание.

Пояснительная записка……………………………………………………………....3

Основные цели и задачи………………………………………………………………4

Принципы реализации программы…………………….……………………………5

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Режим занятий.………………………………………………………………………..5

Методы и приемы обучения………………………………………………………….5

Формы и методы контроля ………………..…………………………………………..5

ПАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ПРОГРАММЫ.…………………...7

ХАРАКТИРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Возрастные особенности детей 5-6 лет….…………………………………………..9

Возрастные особенности детей 6-7 лет.……………………………………………..9

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ…………………………………………...10

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ: 5 -6 лет….…………………..………………………………11

Основные этапы и содержание работы……………………………….......................11

Перспективное планирование программного содержания 1-й год обучения……12

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ: 6 -7 ЛЕТ.…………………………………………………….17

Перспективное планирование программного содержания на 2-й год обучения….18

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Основные направления взаимодействия с родителями……………………………23

Перспективный план по взаимодействию с родителями…………………………..24

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №1Мониторинг результатов усвоения программного материала детьми кружка «АБВГД-ейка» (Обучение чтению)…………………………………26

Приложение №2.Занятие на тему: «Звук, графическое изображение звука

в слове (квадрат)» (5-6 лет)…………………………………………………………..27

Приложение №3. Занятие на тему: «Звук и буква «О» (5-6 лет)…………………30

Приложение №4. Занятие на тему: «Звук и буква «Л» (5-6 лет)……………….34

Приложение №5 Занятие на тему: «Звуки речи. Гласные и согласные звуки»

(6-7 лет)………………………………………………………………………………..38

Приложение №6 Занятие на тему: ««Звук и буква Ы». (6-7 лет)………………….41

Приложение №7 Консультация для родителей «Что такое готовность

детей к школе»………………………………………………………………………..44

Список литературы……………………………………………………………………33

 

 

Пояснительная записка.

Актуальность подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе на современном этапе модернизации российского образования общепризнана и не вызывает сомнения. Министерством образования и науки РФ предшкольная подготовка признана одним из приоритетных направлений развития отечественной образовательной системы.

Дополнительная образовательная программа «АБВГД-ейка (обучение чтению)» (далее просто «Программа») имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребенка.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Устав учреждения.

Программа является модифицированной и составлена на основе авторской программы Е.В.Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Программа по подготовке к обучению чтению реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до поступления в общеобразовательную школу и предназначена для работы с детьми с 5 - 7 лет в дошкольном образовательном учреждении.

В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребенком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания). Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.

Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.

Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении 2-х лет и соблюдает преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим.

 

Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не дублируют основную образовательную программу детского сада и школы.

Занятия данного возраста, по своим требованиям, приближены к школьным, но отличаются по форме организации.

Актуальность программы. Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствуют развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.

Основные цели и задачи программы

Цель программы - осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению.

Исходя из поставленной цели, формируются задачи программы.

Задачи программы:

Образовательные:

Формировать и развивать фонематического слуха;

Учить детей владеть звуковой стороной речи –темпом, интонацией;

Знакомить со слоговой структурой слова;

Формировать умение правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;

Формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;

Расширять словарный запас детей;

Знакомить с графическим изображением буквы;

Учить соотносить звук и букву;

Учить детей производить звуко - буквенный анализ слова;

Упражнять в аналитико-синтетической деятельности;

Подготовить руки ребенка к письму;

Упражнять в печатании букв, слогов (по образцу).

Развивающие:

Развивать слуховое восприятие;

Развивать графические навыки;

Развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки;

Развивать глазомер, четкую координацию руки.

Воспитательные:

Воспитывать умение работать;

Воспитывать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим;

Воспитывать усидчивость;

Воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.

Принципы реализации программы

В основе реализации программы лежат принципы:

Принцип личностно-ориентированного общения. Приоритетные формы общения педагога с детьми – партнерство, соучастие и взаимодействие.

Принцип интеграции. Предполагает сотрудничество с семьей, взаимосвязь разных видов деятельности.

Принцип развивающего обучения. Предполагает постановку ведущих целей обучения: познавательную, развивающую, воспитательную, развитие познавательных и творческих и творческих способностей детей.

Принцип последовательности. Предполагает изучение материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

Принцип наглядности – широкое представление изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, предметы, фотографии, книги и т.д.

Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе обучения чтению с учетом возраста ребенка, накопленного им опыта, особенностей.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Режим занятий.

Программа ориентирована на детей 5-7 летнего возраста. Срок реализации программы - 2 года: 1-ый год обучения – 5-6 лет, 2-ой год обучения – 6-7 лет. Деятельность детей по программе организовывается в форме групповых занятий.

Образовательные ситуации и занятия распределены в соответствии с сеткой-расписанием. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня и включают в себя: небольшую теоретическую часть, иллюстрированный наглядный материал, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, физкультминутки. В рамках каждого занятия определены различные виды детской деятельности, отражающие интеграцию образовательных областей.

Воспитатель дозирует объём образовательной нагрузки, не превышая допустимые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. По действующему СанПиН для детей возраста от 5 до 7 лет планируются занятия продолжительностью не более 25 - 30 минут (СанПиН 2.4.1.1249-03).

 

Учебный план кружка «АБВГД-ейка (обучение чтению)»

 

Подгруппа

Количество занятий в неделю

Всего занятий в месяц

Всего занятий в год

Первый год (5-6лет)

1

25 мин

4

32

Второй год

(6-7лет)

1

30 мин

4

32

 

Методы и приемы обучения.

На занятиях используются различные методы, приемы и средства обучения и воспитания:

информационные, репродуктивные (педагог сам объясняет материал);

объяснительно-иллюстративные, словесные (рассказ, беседа);

наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ, мультимедиа презентации);

практические (фонематические упражнения, работа с текстами, дидактические игры, рисование, театрализация);

методы стимулирования (поощрение, одобрение, похвала, награждение, соревнование)

Формы и методы контроля.

Важной задачей обучения чтению является диагностика усвоенных знаний. Это не только показатель работы педагога, но и важный аналитический материал, позволяющий корректировать содержание, методы и формы работы с детьми по данной проблеме.

Одной из форм диагностики может быть педагогический мониторинг.

Педагогическая мониторинг - это педагогическая деятельность, направленная на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического взаимодействий, а так же на прогнозирование тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса. Таким образом, использование в педагогическом процессе технологий образовательного мониторинга позволит решить выявленные проблемы, поскольку мониторинг предполагает:

Постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;

Изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;

Компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность

в педагогический процесс.

 

Целью педагогического мониторинга является отслеживание результатов реализации программы, наблюдение за развитием личности ребенка.

Для отслеживания результатов образовательного процесса используются следующие виды контроля:

начальный контроль (сентябрь),

итоговый контроль (апрель)

Сводная таблица данных отражает динамику роста овладения детьми навыками чтения.

При проведении диагностики следует опираться на следующие принципы:

1.Результаты диагностики не должны получать в мнении педагога эмоциональную или этическую окраску.

2.Результаты диагностики должны рассматриваться как конфиденциальная

информация.

3.Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребёнка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или на занятиях воспитатель наблюдает за поведением детей. Результаты своих наблюдений воспитатель фиксирует.

 

Мониторинг результатов усвоения программного материала детьми кружка «АБВГД-ейка» (обучение чтению). (См. приложение №1)

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ПРОГРАММЫ

Программы реализуется в 2 этапа обучения:

I этап: 5 -6 лет. Развитие звуко-буквенного анализа и интереса к чтению.

II этап: 6 -7 лет. Развитие интереса и способности к чтению

Прогнозируемые результаты:

Первый год обучения.

Ребенок к концу года умеет:

правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;

различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;

делить слова на слоги;

дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;

определять и называть первый звук в слове;

произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;

рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;

выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;

составлять 2-3 предложения по картине;

отвечать на вопросы рассказа с помощью простых предложений;

заучивать небольшие стихотворения;

знать буквы русского алфавита

 

Второй год обучения.

Ребенок к концу второго года обучения:

знает буквы русского алфавита;

понимает и использует в речи термины «звук», «буква»;

Умеет:

правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;

определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;

различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную;

пользоваться графическим обозначением звуков;

записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами

составлять 4-5 предложений по картине, по серии картинок, из личного опыта

читать слова, предложения, небольшие рассказы;

отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

понимать и выполнять учебную задачу, а также проявлять такие качества как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.

 

ХАРАКТИРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Возрастные особенности детей 5-6 лет.

Рост и развитие ребёнка протекает неравномерно. Процесс идёт то быстрее, то медленнее, причём включает в себя периоды резких перемен, скачкообразных переломов. Каждому новому этапу может предшествовать небольшой спад.

Поскольку нервная система детей пока незрелая, то приобретение новых навыков делает их эмоционально неустойчивыми. Каждый новый освоенный этап - своего рода перелом.

Общему психическому развитию содействует активизация воображения. Педагоги должны научиться ценить в дошкольнике неспособность делать по указанию или образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы, формировать замыслы и реализовать индивидуальное воображение во всех видах деятельности.

Особенность детей данного возраста - интерес и тяга к красивому, эстетически ценному. И с этим нельзя не считаться педагогу, выбирая методические, приёмы работы с дошкольниками. Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на занятии, например, математикой, во многом определяет степень заинтересованности ребят самим предметом. Образы из окружающей жизни и литературы становятся сложнее.

У дошкольника продолжает развиваться речь: звуковая сторона, лексика, грамматический строй. Дети начинают употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные.

К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития.

Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений. Научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде решения проблемы интеллектуального результата.

Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.

В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей 5-6 лет:

ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;

в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной

ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса;

ведущее значения приобретает развитие воображения.

 

Возрастные особенности детей 6-7 лет.

У детей подготовительной к школе группы продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер отношений,' формирующихся в этом возрасте. Дети начинают, активно, употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

У дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Для педагога:

1. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» и наглядно-методическое обеспечение, Е.В.Колесникова/ М., Изд. ЮВЕНТА, 2007г.

2. Е.В.Колесникова «Предмет, слово, схема»./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.

3. Е.В.Колесникова «Я уже читаю»/ Сборник литературных произведений./М., Изд.ЮВЕНТА, 2009г.

4. Е.В.Колесникова, Л.В. Игнатьева «Азбука. Мой первый учебник»/ М. Изд. ЮВЕНТА. 2010 г.

Для детей:

1. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь для детей 5-6 лет./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.

2. Л.В. Игнатьева «Читаю и пишу». Рабочие тетради №1и № 2 к книге «АЗБУКА. Мой первый учебник»/ М., Изд. ЮВЕНТА. 2010 г.

 

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ: 5 -6 лет.

Цель: Развитие звуко-буквенного анализа и интереса к чтению.

Задачи:

Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.

Развитие грамматического строя речи.

Развитие связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка.

Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи.

Развитие мелкой моторики рук.

 

Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твердые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.

Данный раздел программы нацелен на развитие связной речи ребёнка, его фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики мышц. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению.

 

Основные этапы и содержание работы

1. Подготовительный:

закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки

интонационное выделение заданного звука в слове

графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)

деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей

2. Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:

знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)

понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный круг

определение места звука / буквы в слове

обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)

3. Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:

алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове

понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»

гласные буквы, придающие твердость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твердых согласных – синий квадрат

чтение слогов с изученными звуками и буквами

составление и чтение слов из знакомых букв

работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов

4. Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:

гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении

графическое изображение мягких согласных звуков – зеленый квадрат

5. Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости:

звуковой (фонетический) анализ слова

понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)

переход к чтению предложений из двух, трех, четырех знакомых слов

6. Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями

закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»

переход к чтению несложных текстов

7. Повторение и закрепление пройденного материала.

 

 

Перспективное планирование программного содержания 1-й год обучения

(5 -6 лет).

п/п

Тема занятия

 

октябрь

1.

Звук и буква А

Познакомить с гласным звуком А и его условным обозначением – красный квадрат. Учить определять место звука А в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук А. Познакомить с буквой А как с письменным обозначением звука А. Учить писать печатную букву А, используя образец. Учить писать на схеме букву А в месте где слышится звук А

2.

Звук и буква О

Познакомить с гласным звуком О и его условным обозначением – красный квадрат. Учить определять место звука О в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук О. Познакомить с буквой О как с письменным обозначением звука О. Учить писать печатную букву О, используя образец. Учить писать на схеме букву О в месте где слышится звук О

3.

Звук и буква У

Познакомить с гласным звуком У и его условным обозначением – красный квадрат. Учить определять место звука У в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук У. Познакомить с буквой У как с письменным обозначением звука У. Учить писать печатную букву У, используя образец. Учить писать на схеме букву У в месте где слышится звук У

4.

Звук и буква Ы

Познакомить с гласными звуками Ы, и их условным обозначением – красный квадрат. Учить определять место звука Ы в словах. Учить определять место звука Ы в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звуки Ы. Познакомить с буквой Ы как с письменным обозначением звука Ы. Учить писать печатную букву Ы , используя образец. Учить писать на схеме букву Ы в месте где слышится звук Ы.

ноябрь

5.

Звук и буква Э

Познакомить с гласными звуками Э и их условным обозначением – красный квадрат. Учить определять место звука Ы в словах. Учить определять место звука Э в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звуки Э. Познакомить с буквой Э как с письменным обозначением звука Э. Учить писать печатную букву Э , используя образец. Учить писать на схеме букву Э в месте где слышится звук Э.

6.

Гласные звуки и буквы: А, У, О, Ы, Э - закрепление пройденного материала

7.

Звук и буква Л: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слогов, печатание буквы.

8.

Звук и буква М: графическое изображение твердого согласного звука (синий квадр.), место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, печатание буквы.

декабрь

9

Звук и буква Н: графическое изображение твердого согласного звука (синий квадр.), место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов,

печатание буквы.

10

Звук и буква Р: место звука в слове, чтение слогов, выделение первого слога в слове, печатание буквы.

11

Закрепление: гласные и согласные звуки и буквы, фонетический разбор слов и их соотношение со схемой, чтение слогов и слов.

12

Буква Я: буква в начале слова, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я), мягкие согласные (Мь, Ль, Нь, Рь) и их графическое изображение на схеме (зеленый квадрат), сравнительное чтение слогов с А/Я, произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (МАЛ, МЯЛ) чтение слогов, слов, предложений.

январь

13

Буква Ю.. Чтение слогов, слов, предложений

Познакомить с гласной буквой Ю и ее условным обозначением- красный квадрат. Учить писать букву ю. Учить читать слоги МУ-МЮ, ЛУ-ЛЮ, НУ-НЮ, РУ-РЮ. Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. Продолжать учить соотносить звук и букву. Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки. Продолжать знакомить с ударным слогом , ударными гласными, обозначением ударения

14

Буква Е. Чтение слогов, слов. Составление предложений

Познакомить с гласной буквой Е и ее условным обозначением - красный квадрат. Учить писать букву Е. Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. Продолжать учить соотносить звук и букву. Учить читать слоги и слова. Учить соотносить схему с написанным словом. Учить составлять предложение из 3 слов по картине и записывать его условными знаками.

15

Буква Ё: место буквы в словах (ЁЖ, ЁРШ, ЁЛКА), сравнительное чтение слогов с О/Ё, произношение согласных звуков, чтение и фонетический разбор слов (МЕЛ/МЁЛ/ЛЁН).

16

Звук и буква И: место звука в слове, чтение слогов, слов, фонетический разбор (ЛИМОН, МАЛИНА).

Буква И: место буквы в слове, чтение слогов, слов, печатание буквы.

февраль

17

Закрепление: твердые и мягкие согласные звуки; слова и слоги, чтение предложений (МАРИНА ЕЛА МАЛИНУ. МАРИНА УРОНИЛА ЛИМОН).

18

Буквы Г, К: чтение слов с буквами Г, К и фонетический разбор слов (КИТ/КОТ, ГРОМ/ГРИМ), соотнесение схем слов с названием предметов (на звуков), составление предложений по картинке (МАЛЬЧИК ЧИТАЕТ КНИГУ).

19

Звуки Д и Дь, Т и Ть: графическое изображение мягких и твердых согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, печатание букв Д и Т. Буквы Д, Т: чтение слов с буквами Д и Т, чтение предложения (КОТЁНОК ЛАКАЕТ МОЛОКО).

20

Звуки В-ВЬ,Ф-ФЬ. Буквы В, Ф. Чтение слогов, предложений

Познакомить со звуками В-Ф как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками В-ВЬ,Ф- ФЬ . Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные. Познакомить с буквами В и Ф как письменными знаками согласных звуков. Учить писать печатные буквы В-Ф сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить читать слоги с В + 10 гласных, с Ф + 10 гласных. Совершенствовать навык чтения. Учить писать слова, проводить фонетический разбор слов.

март

21

Звуки З-ЗЬ, С-СЬ. Буквы З, С. Чтение слогов, предложений

Познакомить со звуками З-С как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками З-ЗЬ, С- СЬ. Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные. Познакомить с буквами З и С как письменными знаками согласных звуков. Учить писать печатные буквы З-С сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить читать слоги с З+ 10 гласных, с С + 10 гласных. Совершенствовать навык чтения.

22

Звуки Б-БЬ, П-ПЬ. Буквы Б, П. Чтение слогов, предложений

Познакомить со звуками Б-П как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками Б-БЬ, П-ПЬ. Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные. Познакомить с буквами Б и П как письменными знаками согласных звуков. Учить писать печатные буквы Б-П сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить читать слоги с Б+ 10 гласных, с П + 10 гласных. Совершенствовать навык чтения.

23

Буква Х. Звуки Х-ХЬ. Чтение слогов, слов, предложений

Познакомить с печатной буквой Х и звуками Х-ХЬ. Учить писать печатную букву Х. Учить читать слоги с буквой Х + 10 гласных. Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений. Учить подбирать к картине (предложение)

24

Буквы и звуки Ж-Ш. чтение слогов и слов

Познакомить со звуками Ж-Ш-звонкими и глухими. Познакомить с условными обозначениями звуков Ж-Ш – синий квадрат (как звуками, которые всегда твердые. Познакомить с печатными буквами Ж-Ш. Учить писать печатные буквы Ж-Ш. Учить писать слова. Совершенствовать навык чтения слогов, слов. Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением.

апрель

25

Буквы и звуки Ч-Щ. чтение слогов, слов, предложений

Познакомить со звуками Ч-Щ как глухими согласными, мягкими согласными. Закреплять умение определять место звука в слове. Познакомить с условным обозначением звуков Ч-Щ – зеленый квадрат. Познакомить с печатными буквами Ч-Щ. Учить писать печатные буквы Ч-Щ. Учить читать слоги, небольшие тексты. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов бычок, бочок.

26

Звук и буква Ц. Чтение слогов, стихотворных текстов

Познакомить с согласным звуком Ц. Учить интонационно выделять звук Ц в словах. Познакомить с печатной буквой Ц как письменным знаком звука Ц. Учить писать печатную букву Ц. Совершенствовать навык чтения.

27

Буква и звук Й. Чтение слогов, стихотворных текстов

Познакомить с мягким согласным звуком Й и его условным обозначением – зеленый квадрат. Познакомить с печатной буквой Й как письменным знаком звука Й. Учить писать печатную букву Й. Закреплять умение записывать слово знаками и буквами. Совершенствовать навык чтения.

28

Буква Ь. Чтение слогов и стихотворных текстов

Познакомить с буквой Ь и его смягчающей функцией. Учить писать печатную букву Ь. Совершенствовать навык чтения. Учить писать слова. Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением.

май

29

Буква Ъ. Чтение слогов, стихотворных текстов

Познакомить с буквой Ъ и его разделительной функцией. Учить писать печатную букву Ъ. Совершенствовать навык чтения. Учить писать слова. Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением.

30

Повторение: слог деление слов на слоги. Слова: составление из букв, чтение и письмо. Предложение: составить по картинке и дописать пропущенное слово.

31

Закрепление: Гласные и согласные звуки и буквы: дописать в слове пропущенные буквы. Составить предложение по картинке и написать слова.

32

Закрепление: алфавит, чтение стихотворений


 

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ: 6 -7 ЛЕТ

Цель: Овладение техникой чтения, развитие зарождающегося интереса к самостоятельному чтению.

Задачи:

расширять знания и представления детей об окружающем мире;

развивать фонематический слух;

обогащать словарный запас дошкольников;

развивать умение свободно общаться с взрослыми и детьми.

развивать компоненты устной речи детей (лексическую сторону, грамматический строй речи, связную речь - диалогическую и монологическую формы) в различных формах и видах детской деятельности;

развивать врожденную грамотность, умение обобщать, анализировать, мыслить, рассуждать;

формировать умение понимать прочитанный текст;

развивать интерес и способность к чтению;

учить писать слова, предложения печатными буквами;

развивать графические навыки с целью подготовки руки ребенка к письму;

формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

учить самостоятельно формулировать учебную задачу, пользуясь условными обозначениями;

формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

 

Основной материал изученияслова и предложения, тексты, которые дети к концу обучения читают самостоятельно.

Детям предлагаются игровые задания и упражнения со звуками, буквами, словами и предложениями.

Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению.

 

Перспективное планирование программного содержания на 2-й год обучения (6-7 лет)

п/п

Тема занятия

 

октябрь

1.

Речь письменная и устная. Звуки речи.

2.

«Звуки и буквы» – повторение. Графическое изображение звука в слове (квадрат). Место звука в слове (начало, середина, конец).

3.

Повторение: Слог как часть слова, графическое изображение слова .

4.

«Звуки и буквы» – закрепление: Соотнесение звука и буквы, чтение и отгадывание загадки, игровые упр. – «прочитай и допиши правильно».

ноябрь

5.

«Слова и слоги» - закрепление. Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). Чтение пословиц. Игровое упр. «Соедини правильно», «Кто в каком домике живёт».

6.

«Предложение, графические навыки» - знакомство. Игр. упр. «Прочитай и допиши правильно», составление предложений по картинкам, рисование по образцу в тетради в клетку.

7.

«В мире книг». Чтение и отгадывание загадок, запись слов-отгадок, чтение пословиц, рисование колобка в тетради в линейку.

8.

«Игрушки». Игр. упр. «Напиши правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку.

декабрь

9.

«Овощи». Игр. упр. «Напиши правильно», «Соедини правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку.

10.

«Фрукты». Игр. упр. «Напиши правильно», «Что где растёт», «Учимся разгадывать кроссворд», рисование вишен, яблок в тетради в линейку.

11.

«Осень». Чтение загадки, рассказа, пословиц об осени. Рисование осенних листочков в тетради в линейку.

12.

«Домашние животные». Чтение загадок, игр. упр. «Напиши правильно», чтение рассказа Ушинского К. «Васька», рисование кошки в тетради в линейку.

январь

13.

«Дикие животные». Разгадывание кроссворда, игровое упр. «Допиши предложение», чтение загадки, рисование зайца в тетради в линейку.

14.

«Сказки». Чтение отрывка из рассказа Ю. Коваля, игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рисование Чебурашки в тетради в линейку.

15.

«Зима». Чтение загадок, рассказа о Зиме, составление предложения по картинке, рисование снежинок в тетради в линейку.

16.

«Новый год». Чтение стихотворения, игр. упр. «Напиши правильно», составление рассказа по серии сюжетных картинок, рисование ёлочных шариков в тетради в линейку.

февраль

17.

«Транспорт». Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадки, рисование вагончиков в тетради в линейку.

18.

«Профессии». Игр. упр. «Прочитай и допиши предложение», «Соедини правильно», чтение загадок.

19.

«Природные явления». Чтение пословиц, стих-я о природных явлениях, игр. упр. «Соедини правильно». Соотнесение звука и буквы.

20.

«Лес». Чтение рассказа, загадок о лесе, игр. упр. «Что перепутал художник», рисование желудей, грибов в тетради в линейку.

март

21.

«Насекомые». Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась и соедини правильно», рисование божьих коровок в тетради в линейку.

22.

«Птицы». Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рассказа К. Ушинского «Дятел», рисование птичек в тетради в линейку.

23.

«Цветы». Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась правильно», рисование тюльпанов в тетради в линейку.

24.

«8 Марта». Чтение стих-я Шорыгиной Т., написание поздравлений женщинам своей семьи и рисование для них букетов цветов, чтение пословиц о маме.

апрель

25.

«Весна». Чтение загадки, рассказа Сладкова Н. «Весенние радости», игр. упр. «Соедини правильно», рисование подснежников в тетради в линейку.

26.

«Лето». Чтение загадки и рассказа о лете, игр. упр. «Раскрась правильно», «Звуки и буквы», чтение пословиц о лете, рисование грибов в тетради в линейку.

27.

«Ребусы». Разгадывание ребусов.

28.

«Кроссворды». Разгадывание кроссвордов.

май

29.

«Скоро в школу». Чтение стих-й и пословиц о школе, игр. упр. «Соедини правильно», чтение вопросов и написание ответов на них.

30.

Повторение – закрепление.

31.

Проверочная работа

32.

Итоговое занятие. Закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения.


 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ.

 

Основные направления взаимодействия с родителями.

Информирование о современных тенденциях в образовании, об образовательных технологиях, о программе, которую реализует образовательная программа «АБВГД-ейка. (обучение чтению)»

Построение детско-родительских отношений в процессе подготовки родителей к роли родителей первоклассников. Основная функция родителей - эмоциональная поддержка, предоставление детям максимально возможной самостоятельности в организации своих действий по выполнению заданий.

Организация консультационной помощи родителям в построении отношений с ребенком, поддержки ребенка в трудных для него ситуациях, активном поощрении каждого его достижения.

Учить родителей отзываться на желание детей согласовывать свое мнение.

Воспитывать желание участвовать в будущем своего ребёнка.


 

Перспективный план по взаимодействию с родителями

 

Цель: сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных установок.

 

 

Тема

Форма работы

Дата проведения

«Чего вы ждёте от дополнительного образования?»

Анкетирование

Октябрь

«Что такое готовность к школе»

Консультация

Ноябрь

«Познавательные игры в домашних условиях»

Оформление папки-передвижки

Декабрь

«Нужно ли заставлять детей заниматься»

Консультация

Январь

«Задачи семьи в подготовке ребёнка к обучению в школе»

Тематическая беседа

Февраль

«Приходите в гости»

День открытых дверей

Март

«Развитие самостоятельности и активности детей»

Консультация

 

Апрель

«Использование художественной литературы в эстетическом воспитании дошкольников в семье»

Консультация

 

Май

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение №1.

 

Мониторинг

результатов усвоения детьми программного материала кружка «АБВГД-ейка»

(Обучение чтению).

 

п/п


 

Фамилия, имя ребенка


 


 

 

Различает звук, слог, слово

Определяет последовательность звуков в слове

Правильно определяет ударный слог в слове

Правильно составляет предложение

Умеет схематически изобразить предложение

Употребляет в речи синонимы, антонимы

Использует в речи сложные предложения

Читает слоги, слова, предложения


 

Общее количество баллов

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Оценка дается по трехбальной системе.

Уровень развития ниже среднего – 1 балл – компоненты не сформированы

Средний уровень развития - 2 балла – компоненты не достаточно сформированы

Уровень развития выше среднего – 3 балла – все компоненты сформированы

 

 

Приложение №2.

Занятие на тему: «Звук, графическое изображение звука в слове (квадрат)» (5-6 лет).

Задачи:

Обучающие:

познакомить детей с понятиями «звук», «буква»; учить выделять начальный гласный звук в слове и конечный согласный;

познакомить с графическим изображением звука в слове - квадрат

учить детей рисовать квадратики в тетради в клеточку;

Развивающие:

развивать слуховое внимание.

развивать фонематический слух;

развивать мелкую моторику.

Воспитывающие:

Воспитывать аккуратность и терпение.

Оборудование: ширма, три листа бумаги, ножницы, мяч, книга, картинки (индюк, утюг, утка, автобус, осень, облако, петух, кот, дым, лист, шкаф, кирпич).

Ход занятия.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга.

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Игра «Послушай и отгадай»

Педагог предлагает детям закрыть глаза и отгадать, что он делает:

Шелестит бумагой

Хлопает в ладоши

Режет бумагу

Рвет бумагу

Играет мячом

Листает книгу

Педагог: Как вы узнали, что я делала, вы же не видели?

Дети: Мы слышали звуки.

2. Знакомство с понятием звук.

Педагог: Давным – давно на земле жили древние люди. Жили они в пещерах, охотились на древних животных, но говорить не умели. В одном племени жила девочка по имени Таффи. Она была очень любознательная, внимательная, умная. Таффи гуляла по лугам и лесам, прислушивалась к разным звукам. По звуку она могла определить животное:

Ч – ч – ч – это стрекочет кузнечик,

Ы – ы – ы – ревет медведь,

И – и – и – ржет лошадь,

Р – р – р – рычит тигр.

Педагог: Ребята, а как шипит змея? (ш – ш – ш)

Как воет волк? (у – у – у)

Как звенит комар? (з – з – з)

Как жужжит жук? (ж – ж – ж)

Таффи повторяла услышанные звуки, училась соединять их: шшшуууумммм, дддыыыммм. У нее стали получаться слова. Значит из чего состоят слова?

Дети: Слова состоят из звуков.

Педагог: Чтобы услышать звуки в слове, надо произнести слово протяжно.

Педагог: У Таффи была волшебная палочка. Она играла с ней. Как только палочка касалась предмета, слово протяжно звучало: жжжууукккк. Вот эта палочка (указка). Давайте и мы так поиграем.

Вы молчите, я молчу,

И палочка молчит.

Предмета палочка коснется –

Сразу слово зазвучит.

Педагог выставляет картинки: волк, мак, лиса и т.д. Дети упражняются в протяжном произнесении слов. воспитатель спрашивает, какие звуки услышали.

Педагог: Вместо звука Таффи рисовала палочкой на песке квадратик. Слово жук она написала так: 

И мы с вами будем обозначать звуки квадратиками.

3.Рисование квадратиков в тетради в клетку

Физминутка.

Перед нами луг широкий,(руки в стороны)

А над нами лес высокий.(руки вверх)

А над нами сосны, ели(руки вверх, наклоны туловища)

Головами зашумели.

Грянул гром- (хлопок)

Побежали быстро в дом.(бег на месте)

4. Выделение начального гласного и конечного согласного в слове.

Педагог: У девочки Таффи был друг Дракоша – Звукоедик. Его так звали потому, что он любил проглатывать звуки в словах.

Педагог выставляет поочереди картинки на доску.

-Какой звук он проглотил в начале слова?

… ндюк, …тюг, …тка, …втобус, …сень, …блако.

Педагог: А какой последний звук в словах съел Дракоша?

Пету…, ко…, ды…, лис…, шка…, кирпи….

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Игра «Узнай слово».

Педагог:Воспитатель : Из чего состоят слова?

Дети: Слова состоят из звуков.

Педагог: Таффи соединяла звуки в слова и произносила их протяжно. Попробуйте узнать, какие слова у нее получились?

Сссоооккк

Ннноооссс

Педагог: Какие звуки мы услышали в этих словах?

Итог занятия.

Педагог: Произнося слово протяжно и внимательно прислушиваясь, вы научитесь слышать все звуки в слове.

 

 

Приложение №3.

Занятие на тему: «Звук и буква «О»  (5-6 лет).

Задачи:

Обучающие:

Закрепить понятия «гласные», «согласные» звуки;

Познакомить детей со звуком [О];

Обучение правильной артикуляции звука;

Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец);

Учить предметов со схемами слов.

Развивающие:

Формировать умение классифицировать предметы, обозначающие диких животных

Развивать фонетический слух.

Развивать слуховое внимание.

Развитие грамматического строя речи.

Воспитывающие:

Воспитывать усидчивость и терпение.

Оборудование: Картинки с изображением овощей,картинки, в названии которых есть звук (О), картинка – символ звука (О).

Ход занятия

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Педагог: Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть сегодня на занятие. Какие - то вы сонные. Наверное, вы ещё не проснулисьДавайте вместе умоемся и начнём наше занятие.

Педагог:

Водичка, водичка, умой моё личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

(выполняют самомассаж лица)

2. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Педагог: Из чего состоят слова?

Дети: Слова состоят из звуков.

Педагог: Какие бывают звуки?

Дети: Гласные и согласные

Педагог: Как можно изобразить графически гласный звук?

Дети:Красный круг

Педагог: Как можно изобразить графически согласный звук?

Дети:Синий квадрат

 

3.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Педагог: Ребята, посмотрите на картинку, что вы видите?

Дети: Лук, морковь, капуста, свекла, огурец, помидор, картошка.

Педагог: Как всё это можно назвать, одним словом?

Дети: Овощи.

Педагог: Какой первый звук в слове овощи? (педагог голосом выделяет звук [О].)

Дети: Звук [О].

Педагог: Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком [о]; с буквой обозначающей этот звук. Когда мы произносим звук[О]:

- Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд;

- Зубы закрыты губами;

- Язык лежит на дне рта;

- Горлышко работает.

Дети:воспроизводят артикуляцию звука без голоса, затем правильно произносят звук [О].

Педагог: Какой звук [О].

Дети: Гласный.

Педагог: Почему?

Дети: Этот звук можно пропеть, воздух при образовании звука не встречает преграды на своём пути.

Педагог: Правильно, звук [О]- гласный, и для его обозначения используется красный кружок.

Практическая работа.

Педагог:-Сейчас мы поиграем в игру. Я буду произносить разные звуки, а вы, когда услышите звук[О], хлопните в ладоши.

1. О, и, а, м, о, у, э, о, о;

2. Со, ма, ко, ти, па, ом, от, ло;

3. Сом, дом, мак, свет, кот, мир.

Дети:(хлопают в ладоши, когда услышат нужный звук).

Физкультминутка

Мы топаем ногами.

Топ, топ, топ (ходьба на месте).

Мы хлопаем руками..

Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).

Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).

Мы руки поднимаем (руки вверх).

Мы руки опускаем (руки вниз).

Мы руки разведем (руки в стороны).

И побежим кругом (бег).

Работа в тетради.

Педагог: Ребята, внимательно посмотрите на картинки и выберите только те, в названии которых звук [О] стоит в начале слова.(Осы)

Педагог: Выберите картинки, в которых звук [О] стоит в конце слова.(Перо)

- Выберите только те картинки, в названии которых звук[О] стоит в середине слова.ом)

(Дети дают ответы).

-Нарисуйте красный кружок в прямоугольнике на том месте, где слышится звук [О].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог: Ребята, на что похожа буква «О».

(Ответы детей).

Педагог:(демонстрирует детям картинку с изображением «сушки»)

«О» ужасно удивилась:

Сушка с маком ей приснилась.

«Как похожа на меня!

Может, с нею мы родня?»

 

- Ребята, откройте свои тетради и нарисуйте мяч, как показано на рисунке, сначала по пунктирным линиям, а затем самостоятельно.

 

Педагог: Ребята, молодцы. Вы справились с заданием. И я для вас приготовила загадки. Отгадайте загадки и назовите первый звук в отгадках.

Без крыльев летит,

Без ног бежит,

Без паруса плывёт.

Дети: Облако, первый звук [О].

Педагог:

Когда ночь длинна,

А вода холодна?

Дети: Осень, первый звук [О].

Педагог:

Сер, но не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, а не лошадь.

Дети: Ослик, первый звук [О].

 

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Педагог:

Итак, ребята занятие подходи к концу. Скажите, с каким звуком вы сегодня познакомились?

- Какой это звук?

- Почему гласный?

- Какой буквой обозначается звук[О]?

- На что похожа буква О?

Итог занятия.

Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо работали на занятии. Познакомились с новой буквой. Дома найдите и приклейте 5 картинок, в названии которых есть звук [О].
 


 

Приложение №4.

Занятие на тему: «Звук и буква «Л» (5-6 лет).

Задачи:

Обучающие:

Закрепить понятия «гласные», «согласные» звуки;

Познакомить детей со звуком и буквой «Л»;

Учить детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком (в начале слова, в середине слова) ;

Учить детей распознавать слог-слияние;

Объяснить механизм соединения твердого согласного с гласным;

Учить определять количество слогов в слове;

Учить печатать букву «Л».

Развивающие:

Развивать фонетический слух.

Развивать слуховое внимание.

Развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Воспитывающие:

Воспитывать аккуратность и терпение.

 

Оборудование: Картинки с изображением овощей, картинки, в названии которых есть звук [Л], картинка – символ звука[Л].

Ход занятия

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Минутка психологического настроя «Дружба начинается с улыбки»

2. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Педагог: Ребята, давайте вспомним, из чего состоит наша речь. Из чего состоят слова?

Дети: Слова состоят из звуков.

Педагог: Какие бывают звуки?

Дети: Гласные и согласные

Педагог: Что умеют делать гласные звуки?

Дети: Петь.

Педагог: Что умеют делать согласные звуки?

Дети: Шипеть, жужжать, фыркать, стучать и т.д.

 

 

3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Педагог: Ребята, послушайте весёлые стихи:

Весёлые стихи.

Лев комарика ловил,

Лапой лоб себе разбил.

Летят опилки белые,

Летят из-под пилы.

Это плотник делает

Окна и полы.

Лодки по морю плывут,

Люди вёслами гребут.

-Какой звук здесь встречается чаще всего, в каких словах есть звук [л]?

-Ребята, посмотрите на картинку и назовите первый звук в названии нарисованных предметов.

Дети: Лук, лодка, лампа, лошадь.

Педагог: Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком [Л ], с буквой обозначающей этот звук.

Педагог: Звук [Л ] не поется, значит он какой?

Дети: Согласный.

Педагог: Как можно изобразить графически согласный звук?

Дети: Синий квадрат.

Практическая работа.

1.Игра «Доскажи словечко».

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса.

Кто же это?...(лиса).

Тихо-тихо снег идёт,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лёд

Во дворе…(лопатой).

На скамейке у ворот

Лена горько слёзы…(льёт).

 

 

Игра « Придумай слово».

Кто больше придумает слов начинающихся со звука[Л].

Загадки.

Две полоски на снегу

Оставляют на бегу.

Я лечу от них стрелой,

А они опять за мной. (лыжи).

 

Привела я солнце

За своё оконце,

К потолку подвесила,

Стало дома весело. (лампочка).

 

Рядом с дворником шагаю

Разгребаю снег кругом.

И ребятам помогаю

Делать гору, строить дом. ( лопата )

 

Физкультминутка

Мы листики осенние, — (плавное покачивание руками вверху над головой)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели. – (руки в стороны)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. — (присели)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. — (плавное покачивание руками вверху над головой)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. ( Дети садятся по местам).

 

Работа в тетради.

1.Ребята, внимательно посмотрите на картинки, определите место звука [Л] и соедини картинку с соответствующей схемой.

Педагог: Ребята, звука [Л] обозначается на письме буквой «Л». На что похожа буква «Л».

Педагог:

На стремянку Л похожа

И на крышу дома тоже.

Лесом Лёгкий Лист ЛетеЛ,

Приземляться не хотеЛ.

 

 

2. Ребята, откройте свои тетради и напишите букву «Л» в слоговом домике по пунктирным линиям, а затем самостоятельно.

Педагог: Согласные и гласные звуки дружат между собой. Когда согласный звук становится перед гласным, то у них получается песенка – слог.

Но когда звуки не дружат и стоят по –другому, песня у них не получается

Педагог: Прочитайте слоги в слоговом домике.

Дети:ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ

3. Разделите прямоугольники под каждой картинкой на столько частей, сколько слогов в её названии.

 

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Педагог: Вспомните и назовите все гласные звуки, которые мы выучили.

-С каким звуком и буквой мы познакомились сегодня?

Итог занятия.

Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо работали на занятии. Познакомились с новой буквой. Дома найдите и приклейте 5 картинок, в названии которых есть звук [Л].


 

Приложение №5.

Занятие на тему: «Звуки речи. Гласные и согласные звуки» (6-7 лет).

Задачи:

Обучающие:

Продолжать знакомить детей с понятиями «звук»;

Рассказать о том, что звуки делятся на гласные и согласные;

Учить выделять начальный гласный звук в слове и конечный согласный;

Учить детей на слух распознавать звуки;

Развивающие:

Формировать умение классифицировать предметы, обозначающие диких животных

Развивать фонетический слух

Развивать слуховое внимание.

Развивать мелкую моторику

Развивать грамматический строй речи.

Воспитывающие:

Воспитывать аккуратность и терпение.

Оборудование: красный и синий карандаши (на каждого ребенка), куклы-звуковички (на усмотрение педагога), маленький шарик (мячик) и кубик.

Ход занятия.

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга.

II.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Педагог: Ребята, сегодня мы начнём увлекательное путешествие в волшебный город Букв. Буквы - это символы, которыми мы записываем нашу речь. А речь наша состоит… (из звуков)

-Многие животные тоже общаются при помощи звуков. Давайте, выполним следующее упражнение.

Упражнение «Послушай вопросы и ответь на них»

Как воет?

Как рычит?

 

Как жужжит?

Как шипит?

 

Педагог: Можно увидеть звук? (Нет)

А ведь он живой, только невидимый. Но если бы мы могли его увидеть, он оказался бы обыкновенным малышом с ласковым названием «звуковичок».

Педагог демонстрирует детям иллюстрацию со Звуковичком (можно показать куклу, у которой будут крылышки и колокольчик)

Педагог: Как только кто -нибудь из вас произносит звук, звуковичок вылетает изо рта. Итак, звук, или звуковичка, можно проговорить или услышать, но нельзя увидеть.

-Всегда ли легко звуковичку покинуть свой домик (наш ротик) и выпорхнуть из него? Иногда дверки домика открываются легко и звуки из них вылетают и катятся как шарик или мячик (педагог прокатывает шарик или мячик по столу), не встречая никаких преград: [а], [о], [у], [ы], [и], [э] (пропевает звуки вместе с детьми). Эти звуковички – девочки. У них прекрасный голос. Поэтому всех их зовут гласными. Звуковички- девочки носят красные платьица и бантики, в руках у них красные колокольчики.

Другие звуковички-мальчики, вылетая из своего домика, натыкаются на разные преграды (педагог пробует прокатить кубик по столу), зубы, языки, губы – и поэтому рычат[р], шипят[ш], жужжат [ж], кряхтят [к], фыркают [ф] (произносит звуки вместе с детьми).

Звуковичков – мальчиков называют согласными звуками. Они не умеют петь и очень огорчаются из-за этого. Носят они одежду или синего, или зеленого цвета. В руках у них тоже колокольчики, а на головах синие и зеленые шапочки.

Запомните:Звуки, или звуковички, могут быть двух видов - гласные и согласные.

Физкультминутка.

Перед нами луг широкий,(руки в стороны)

А над нами лес высокий.(руки вверх)

А над нами сосны, ели

Головами зашумели.(руки вверх, наклоны туловища в стороны)

Грянул гром (хлопок)

Побежали быстро в дом.(бег на месте)

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Педагог: Выполните письменное задание в тетради:

Задание 1. Выбери одежду Звуковичкам и закрась её нужным цветом.

Задание 2. Слуховой диктант. Педагог произносит звук, а дети в тетради закрашивают квадратики нужным цветом: [а] – красный цвет, [р] – синий цвет, и т.д. ([у], [ы], [ш], [к] ,[о]).

IV.ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Педагог: Звук, можно проговорить или услышать, но нельзя увидеть и поймать.

Звуки могут быть двух видов: гласные и согласные.

 


 

Приложение №6.
 

Занятие на тему: ««Звук и буква Ы». (6-7 лет).

Задачи:

Обучающие:

Закрепить понятия «гласные» и «согласные» звуки;

Познакомить детей со звуком и буквой Ы;

Учить писать букву Ы;

Продолжать учить детей делить слова на слоги;

Расширять представления детей о домашних животных.

Развивающие:

Развивать фонетический слух

Развивать слуховое внимание.

Развивать мелкую моторику

Развивать грамматический строй речи.

Воспитывающие:

Воспитывать аккуратность и терпение.

Оборудование: красный и синий карандаши (на каждого ребенка), куклы-звуковички (на усмотрение педагога), маленький шарик (мячик) и кубик.

Ход занятия.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Минутка вхождения «Здравствуй солнце золотое»

2.ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

1. Д/и «Гласные - согласные»

У каждого ребенка карточки красного и синего цвета. Если педагог произносит согласный звук, то дети поднимают синюю карточку, если произносится гласный звук – то поднимается красная карточка.

 

2. Составление предложений с маленьким словом У. (Приложение 1)

а) Рассмотрите картинки, назовите малышей животных и птиц. (цыпленок, гусенок, утенок, котенок поросенок, ягненок, щенок, козленок, жеребенок, ягненок).

в) Составить предложение с маленьким словом У. (У курицы цыпленок. У гусыни гусенок. У утки утенок. У кошки котенок. и т.д.)

3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Знакомство со звуком и буквой «Ы».

Педагог: Сегодня мы познакомимся с новым звуком[Ы]

-В русском языке нет ни одного слова, которые начинались бы со звука [Ы], но этот звук встречается в середине и конце слов.

-Определите местоположение звука [ы], в словах:рыба, часы, сыр.

-Давайте все вместе произнесем звук [Ы]. Как вы думаете, этот звук гласный или согласный? Почему?

Дети: Звук [Ы] – гласный, его можно пропеть.

Педагог: Звуковичок [ы], касаясь ножками листа бумаги оставляет след – букву Ы.

-Как вы думаете, в каком домике в «Городе звуков и букв» будет жить буква Ы. Почему?

Дети:В домике с красной крышей в районе гласных, потому что звук [ы], гласный.

Педагог помещает букву «Ы» на карту «Города звуков и букв»

Физкультминутка

По дорожке шли, шли (Дети шагают на месте.)

Много камешков нашли.

Присели,(Садятся),

Собрали,(Встают)

Дальше пошли. (Дети шагают на месте)

2. Работа в тетради.

1.Письмо буквы «Ы»

Слов, которые бы начинались со звука [ы], нет. Поэтому и большой буквы Ы тоже нет. Научитесь писать букву Ы по клеточкам.

2. Определи какой гласный звук есть в названии каждого предмета, и соедини его с соответствующей буквой.

4. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

- Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо работали на занятии. С какой буквой мы сегодня познакомились. Что вы узнали о букве Ы.

Дома найдите и приклейте 5 картинок, в названии которых есть звук [Ы].

Приложение 1.

У .

У .

У .

У .

У .

У .

У .

 

 

 

Приложение №7.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Что такое готовность детей к школе»

         Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться.

        Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к обучению в школе заканчивается дошкольное детство, начинается период школьного возраста.   С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, новые задачи, новые формы деятельности.  В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, в школьном возрасте - учебная деятельность. Для успешного выполнения школьных обязанностей необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня в физическом и психическом развитии.   Под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, а их определённый набор (физическая, психологическая, речевая, социальная, интеллектуальная), хотя уровень их развития может быть разными.

Физическая готовность ребенка к школе означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически и состояние его здоровья  должно позволять, успешно проходить образовательную программу.

Психологическая готовность ребенка к школе означает - наличие  желания учиться, умения внимательно слушать взрослого.

 Социальная готовность ребёнка к школе подразумевает, что ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми, должен адекватно реагировать на замечания взрослых и сверстников.

Интеллектуальная готовность ребёнка к школе означает наличие у него определённых знаний, соответствующих возрасту, развитие памяти, речи, мышления, любознательности. 

Речевая готовность ребёнка  к школе предполагает сформированность  звуковой стороны речи, фонематических процессов, грамматического строя речи, готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

 

Какие же можно дать родителям советы по подготовке ребенка к школе:


1. Не травмируйте ребенка, если он - левша, не переучивайте  с левой руки на правую.

2.Уделяйте больше внимания развитию  графомоторных навыков у ребенка (схематичному рисованию предметов, штриховке).

3.Уделяйте больше внимания чтению ребёнку на ночь, тем самым вы развиваете у ребёнка умение слушать взрослого.

 4. Развивайте у ребёнка мелкие мышцы руки: перекладывание мелких игрушек  пальцами, которые держат ручку; расстегивание и застегивание пуговиц; развязывание и завязывание узелков; завязывание и развязывание лент, шнуровок; плетение закладок, ковриков из ниток и так далее.

5. Упражняйте ребёнка в делении слов на слоги ( хлопки, отстукивание, шагание).

6. Особое внимание следует уделить развитию умения  ребёнка пересказать любимую сказку, рассказ или сочинить собственную.

       Существенное значение для подготовки дошкольников к школе имеет укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления, любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности: умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.

Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!

Важный вопрос. Что означает диагноз: «ваш ребёнок не готов к школе»? Родитель с испугом прочитывает в этой формулировке нечто страшное: «Ваш ребёнок – недоразвитый». Или: «Ваш ребёнок – плохой». Но если речь идёт о ребёнке не достигшем семи лет, то констатируемая неготовность к школьному обучению значит всего лишь то, что она значит. А именно то, что ребёнку с поступлением в школу надо повременить. Он ещё не доиграл.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе? Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением. Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Дети правильно соотносящие звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

не ругать ребенка за неправильную речь;

ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

 

Список литературы

 

1. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972 – 48 с.

2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.

3. Буря Р.С. «Готовим детей к школе М., 1987 – 93с.

4. Венгер Л.А., «Домашняя школа» М. 1994 – 189 с.

5. Венгер Л.А.. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 – 189 с.

6. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995 – 289 с.

 

 

Список литературы.

1. Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников», М: ACT: Астрель, 2007г- 58с.

2. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», М: ACT: Астрель, 2006г -61с.

3. Береславский Л., БереславскаяА., «Современные игровые методы развития интеллекта», М: Школьная Пресса, 20 Юг - 80с.

4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., КисловаТ.Р. «По дороге к АЗУКЕ. Методические рекомендации», М: «Баланс», 2012г.

5. Буре Р. Готовим детей к школе. М.: Просвещение, 1987. - 96с. Астрель; СПб.: Сова, 2007. - 64 с.

6. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., ДуроваН.В., Невская Л.Н. «Обучение грамоте». Журнал «Воспитатель ДОУ», ООО «ТЦ СФЕРА», 9 - 20Иг - 126с.

7. Игнатьева Л.В. «Читаю и пишу». Рабочие тетради №1 и № 2 к книге «АЗБУКА. Мой первый учебник»/ М., Изд. ЮВЕНТА. 2010 г.

8. Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников»М.:ВАКО, 2005г- 176с. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

9. Колесникова Е.В. «Предмет, слово, схема»./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.

10. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я». - М.: Издательство «Ювента», 2009 – 80 с.

11. Колесникова Е.В. «Я уже читаю»/ Сборник литературных произведений./М., Изд.ЮВЕНТА, 2009г.

12. Колесникова Е.В., Игнатьева Л.В., «Азбука. Мой первый учебник»/ М. Изд. ЮВЕНТА. 2010 г.

13. Колесникова Е.В. «От А до Я» рабочая тетрадь для детей 5-6 лет./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.

14.Молчанова О.Г. «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать» Планирование работы и конспекты занятий. / М., Изд.ГНОМ, 2012г.

15. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.

Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-304 с.

16. Программа « От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» и наглядно-методическое обеспечение, Е.В.Колесникова/ М., Изд. ЮВЕНТА, 2007г.

17. Узорова О.В. «Игры с пальчиками», М:, ACT: Асгрель,2006г - 124с.

18. Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать», СПб: «Детство - Пресс», 2010г - 181с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо. Взяла себе на заметку.

24 September 2019