12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Баранов Владимир Ильич876
Я, Баранов Владимир Ильич, мастер производственного обучения по профессии « Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы). Образование высшее. В 1976 году окончил Омский ордена Ленина сельскохозяйственный институт имени С.М.Кирова по специальности
Россия, Омская обл., с. Седельниково
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»
2

Программа профессионального модуля ПМ.01 «Обслуживание блочной системы управления агрегатами (котел-турбина)»

 

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области

«Седельниковский агропромышленный техникум»

Программа профессионального модуля

ПМ.01 «Обслуживание блочной системы управления агрегатами (котел-турбина)»

программы профессионального обучения (переподготовка) и дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка) безработных граждан,

по профессии 13786 Машинист (кочегар) котельной

Срок обучения: 240 час.

Квалификация: машинист (кочегар) котельной

2 разряда

Форма обучения: очная

Вид обучения: профессиональная переподготовка

Минимальный базовый уровень: основное

общее, профессиональные навыки

Седельниково, Омской области, 2017

Программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 140101.01 Машинист котлов, учебного плана по профессии ОК 016-94 13786 «Машинист (кочегар) котельной»,рекомендаций БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум» по формированию нормативно-методической документации по реализации ФГОС СПО, от 01.09.2017 г.

Организация – разработчик: БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум»,c. Седельниково Омской области

Разработчик:

Баранов В.И. мастер производственного обучения БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум», с. Седельниково Омской области

Согласовано:

На заседании

педагогического совета

Протокол №__________

«__»___________2017 г.

Рассмотрено:

на заседании методического совета

«__»____________2017 г.

Содержание

стр

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 6

3. СТУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 7

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНОЛЬНОГО

МОДУЛЯ 11

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДЫ ПРОФЕССИОНОЛЬНОГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 12

1. паспорт ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ. 01 Обслуживание блочной системы управления агрегатами (котел – турбина)

1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО140101.01 МАШИНИСТ КОТЛОВв части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):Обслуживание блочной системы управления агрегатами (котел-турбина)и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Производить операции по управлению работой блока.

2. Контролировать показания средств измерений.

3. Ликвидировать аварийные ситуации.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- вуправления работой блока в соответствии с заданной нагрузкой;

- пуска и остановки блока;

- выполнения переключений в тепловых схемах блочной установке;

- регистрации показаний контрольно- измерительных приборов блочного щита управления;

- выполнения режимных переключений на щите управления блоком;

- ведения технической документации;

- отработки навыков в плановых противоаварийных тренировках;

уметь:

- выбирать оптимальный режим работы блока в соответствии с заданным графиком нагрузки;

- применять правила и порядок пуска блока в работу, остановки блока;

- определять технические условия по опробованию и опрессовке обслуживаемого оборудования блочной системы;

- определять расположение, обозначение приборов и ключей;

- использовать инструкции по порядку проведения аварийного обслуживания котлоагрегатов, турбоустановок и вспомогательного оборудования;

знать:

- правила технической эксплуатации, правила техники безопасности, по эксплуатации котельной и турбинной установок и вспомогательного оборудования;

- устройство, принцип работы и технические характеристики котла, турбины, генератора и вспомогательного оборудования;

- технологический процесс производства тепловой и электрической энергии;

- схемы собственных нужд котлотурбинного цеха;

- структуру мазутного и газового хозяйства, систему топливоподачи;

- свойства применяемого топлива и продуктов его сгорания; нормы качества воды и пара;

- принцип работы контрольно-измерительных приборов;

- принципиальные схемы теплового контроля и автоматики блочной системы;

- тепловые защиты;

- назначение и конструктивное выполнение щитов контроля и пультов управления блоком;

- допустимые отклонения рабочих параметров котлоагрегатов и турбоустановок;

- виды аварий и неполадок на котельном оборудовании и турбинном оборудовании, их причины;

- способы предупреждения и устранения неисправностей в работе котельного и турбинного оборудования;

- инструменты и приспособления для устранения неполадок.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

Всего72 часа, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 42часа, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 28 часов;

самостоятельной работы обучающегося –14 часов;

учебной практики – 18 часов; производственной практики – 12 часов.

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Обслуживание блочной системы управления агрегатами (котел-турбина), в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.

Производить операции по управлению работой блока.

ПК 2.

Контролировать показания средств измерений.

ПК 3.

Ликвидировать аварийные ситуации.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний.

3. Структура и содержание профессионального модуля.

3.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Коды профессиональных компетенций

Наименование разделов профессионального модуля.

Всего часов (макс. учебная нагрузка и практика)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося, часов

Всего часов

в т. ч. лабораторные работы и практические занятия, часов

Учебная, часов

Производственная, часов (если предусмотрена рассредоточенная практика)

1

2

3

4

5

6

7

8

ПК 1.1.-1.3

Раздел 1. Обслуживание системы управления агрегатами

72


 

28

14

14

18

12

 

Всего:

72

28

14

14

30

3.2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические задания, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа

Объем часов

Урове

нь освоения.

1

2

3

4

Раздел 1.Обслуживание системы управления агрегатами

 

44

 

МДК.01.01. Основы обслуживания блочной системы управления агрегатами (котел-турбина)

28

 

Тема 1.1.

Котельные установки энергоблоков

Содержание:

2

2

1.

Общее понятие о котельной установке. Компоновка и конструкции паровых котлов. Энергетическое топливо. Подготовка топлива к сжиганию. Тепловой и материальный баланс котлоагрегата. Анализ потерь в котле. Газовоздушный тракт котла. Тепловые схемы и компоновка котлоагрегата.

Лабораторная работа:

2

 

1.

Изучение конструкции парового котла.

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к лабораторной работе с использованием методических рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите.

2

 

Тема 1.2.

Котельные установки энергоблоков

Содержание:

2

 

1.

Способы сжигания топлива в котле. Горелочные устройства. Топочные камеры котлов. Системы золошлакоудаления. Каркас, обмуровка паровых котлов. Поверхности нагрева котлоагрегата. Водные режимы. Сепарация влаги из пара. Ступенчатое испарение. Современные котельные агрегаты и перспектива их развития.

Лабораторная работа:

4

1

2

Изучение горелочного устройства.

Изучение системы шлакоудаления.

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к лабораторной работе с использованием методических рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите.

4

Тема 1.3.

Паротурбинные установки энергоблоков

Содержание:

2

2

1.

Конструкции паровых турбин. Ступень турбины. Турбинные решётки. Относительный внутренний КПД ступени. Многоступенчатые турбины. Теплофикационные турбины.

Лабораторная работа:

2

 

1.

Изучение многоступенчатой турбины.

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к лабораторной работе с использованием методических рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите.

2

 

Тема 1.4.

Паротурбинные установки энергоблоков

Содержание:

2

2

1.

Регулирование, маслоснабжение и защита турбин. Конденсационное устройство паровой турбины. Вспомогательное оборудование паротурбинных установок (регенеративные подогреватели, сетевые подогреватели, конденсатные насосы, питательные насосы).

Лабораторная работа:

2

 

1.

Изучение питательного насоса.

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к лабораторной работе с использованием методических рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите.

4

 

Тема 1.5.

Блочные схемы и их основные характеристики

Содержание:

2

 

1

Схемы энергоблока К-200-130. Схемы энергоблока К-300-240. Схемы энергоблока К-500-240. Схемы энергоблока К-800-240. Схемы энергоблока К-1200-240. Парогазовые энергоблоки.

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Тема 1.6.

Основы управления энергоблоками

Содержание:

2

 

1

Правила технической эксплуатации, правила техники безопасности по эксплуатации ко-тельной и турбинной установок и вспомогательного оборудования. Режимы пуска и останова блоков. Работа блоков под нагрузкой. Эксплуатация котлов. Обслуживание турбины и турбинной установки при нормальной работе. Эксплуатация турбинных установок (режимы эксплуатации турбинных установок; обслуживание турбины и турбинной установки при нормальной работе; пуск турбин из холодного состояния; особенности пуска теплофикационных турбин; остановка турбины и ее пуск из горячего и неостывшего состояний). Обеспечение надежности работы металла оборудования. Водно-химические режимы блоков.

Лабораторная работа:

4

1

2

Изучение правил технической эксплуатации, правил техники безопасности по эксплуатации котельной и турбинной установок и вспомогательного оборудования.

Изучение режимов пуска и останова блоков.

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к лабораторной работе с использованием методических рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите.

2

Промежуточная аттестация в форме экзамена.

2

 

Учебная практика.

Виды работ:

1. Подготовка топлива к сжиганию;

2.Способы сжигания топлива в котле;

3. Водные режимы.

18

 

Производственная практика.

Виды работ:

1. Эксплуатация котлов;

2.Водно-химические режимы блоков.

12

 

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ.

4.1. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНОМУ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ.

Реализация программы модуля предполагает наличие

кабинетов:

- технического черчения;

- технической механики;

- охраны труда;

- безопасности жизнедеятельности;

- котельного оборудования;

- турбинного оборудования.

лабораторий:

- электротехники;

- обслуживания теплотехнического оборудования.

мастерских:

- слесарной.

полигонов:

- теплоэнергетического оборудования.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методических материалов, методических

рекомендаций и разработок;

- типовые стенды, плакаты.

Технические средства обучения:

- компьютер;

- мультимедийнаяустановка;

- экран;

- комплект видеофильмов.

Оборудование мастерской.

Слесарной:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- набор слесарных и измерительных инструментов;

- приспособления для правки и рихтовки;

- средства индивидуальной и коллективной защиты;

- инструмент для ручной и механизированной обработки металла;

- набор плакатов;

- техническая документация на различные виды обработки металла;

- журнал инструктажа по безопасным условиям труда при выполнении

слесарных работ.

4.2. информационное обеспечение ОБУЧЕНИЯ.

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Основные источники:

Тепловые электрические станции: учебник для вузов / Под ред. Лавыгина В.М., Седлова А.С., Цанева С.В. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский дом МЭИ, 2007. – 466 c.

Тепловые и атомные электрические станции: учебник для вузов / Л. С. Стерман, В. М. Лавы-гин, С. Г. Тишин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: МЭИ, 2008. - 464 с.

Основы современной энергетики: учебник для вузов. В 2-х т. / под ред. Е.В.Аметистова. Т.1.: Современная теплоэнергетика: учебник для вузов / под ред. А.Д. Трухния. - М.: МЭИ, 2008. - 472 с.

Парогазовые установки электростанций: учебное пособие для вузов / А.Д. Трухний. [элек-тронный ресурс] - М.: Издательский дом МЭИ, 2013. - 648 с. - Режим доступа: http://www.nelbook.ru

Паровые и газовые турбины для электростанций: учебник для вузов / А.Г. Костюк, В.В. Фро-лов, А.Е. Булкин, А.Д. Трухний; под ред. А.Г. Костюка. - М.: Издательский дом МЭИ, 2008. - 556 с.

Дополнительные источники:

Рыжкин В.Я. "Тепловые электрические станции": М., Энергоатомиздат, 1987, 328с.

Шашкин А.В., Ляпин А.И. Компьютерный тренажёр энергоблока К-300-240. Методические указания. – Казань: Изд-во КГЭУ, 2009. - 76 с.

Турбины тепловых и атомных электрических станций: Учебник для вузов. – 2-е изд., пере-раб. и доп. / А.Г. Костюк, В.В. Фролов, А.Е. Булкин, А.Д. Трухний; Под ред. А.Г. Костюка, В.В. Фролова. – М.: Издательство МЭИ, 2001. – 488 с. ил.

Компьютерные тренажеры ТЭС: Учебное пособие. Н.Д.Чичирова, Р.В.Бускин, М.А.Волков, А.И.Ляпин.- Казань: КГЭУ, 2009. -204 с.

Прокопенко А.Г., Мысак И.С. Стационарные переменные и пусковые режимы энергоблоков ТЭС. – М.: Энергоатомиздат, 1990. – 317 с.

Стерман Л.С., Лавыгин В.М., Тишин С.Г. Тепловые и атомные электрические станции. Учебник для вузов - 3-е изд., перераб. М.: Изд-во МЭИ, 2004. – 424 с.

Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации: РД 34.20.501-95. 15-е изд., перераб. и доп. М: СПО ОРГРЭС, 2000. – 352 с.

Ковалев А. П. Парогенераторы / А. П. Ковалев, Н. С. Лелеев, Т. В. Виленский. М.: Энергоиз-дат, 1985. 376 с.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Научно-технические журналы:

Теплоэнергетика

Электрические станции

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Обязательным условием освоения профессионального модуля является изучение дисциплин общеобразовательного цикла: «Техническое черчение»; «Электротехника»; «Основы технической механики и слесарных работ»; «Основы теплотехники и водоподготовки»; «Материаловедение»; «Охрана труда», «Безопасность жизнедеятельности».

При подготовке к экзамену обучающимся оказываются консультации.

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1. Производить операции по управлению работой блока.

-организация рабочего места;

-соблюдение требований безопасности труда;

-правильный подбор инструмента и оборудования;

- точность и обоснованность определения видов и способов выполнения слесарных операций.

Оценка результатов деятельности   обучающихся в процессе освоения образовательной программы: на лабораторных занятиях (при выполнении и защите лабораторных работ), при выполнении контрольной работы, при выполнении работ на учебной и производственной практике, при проведении зачетов, квалификационного экзамена по модулю.

 

ПК 2. Контролировать показания средств измерений.

-организация рабочего места;

-соблюдение требований безопасности труда;

-соблюдение последовательности приемов и технологических операций при подготовке газовых баллонов, регулирующей и коммуникационной аппаратуры для сварки и резки.

ПК 3. Ликвидировать аварийные ситуации.

-организация рабочего места;

- соблюдение требований безопасности труда;

-точность и обоснованность определения видов и способов выполнения сборки изделий под сварку;

-соблюдение последовательности приемов и технологических процессов при сборке изделий под сварку.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

-явно выраженный интерес к профессии;

-активное участие в учебных, образовательных, воспитательных мероприятиях в рамках профессии, достижение высоких результатов, стабильность результатов, портфолио достижений.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

-рациональность выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач и ситуаций;

-точность, правильность и полнота решений профессиональных задач.

-наблюдение за организацией рабочего места в процессе деятельности.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

-обоснованный выбор форм контроля и качества выполнения своей работы;

-положительная динамика в организации деятельности по результатам самооценки, самоанализа и коррекции результатов собственной работы; 

-оценка результатов работы.

-наблюдение и оценка эффективности и правильности самоанализа принимаемых решений  на практических  занятиях, в процессе учебной и производственной практик.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

-умение пользоваться основной и  дополнительной литературой;

-оперативность поиска необходимой информации, обеспечивающей наиболее быстрое, полное и эффективное выполнение профессиональных задач;

-владение различными способами поиска информации;

-адекватность оценки полезности информации;

-используемость найденной для работы информации в результативном выполнении профессиональных задач, для профессионального роста и личностного развития;

-самостоятельность поиска информации при решении не типовых профессиональных задач.

-наблюдение и оценка эффективности и правильности выбора информации для выполнения профессиональных задач в области обслуживания блочной системы управления агрегатами (котел-турбина), работ в процессе учебной и производственной практик, выполнения квалификационного экзамена.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

   

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

-взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения на принципах толерантного отношения;
-эффективное, бесконфликтное взаимодействие в учебном коллективе и бригаде;
-соблюдение этических норм общения при взаимодействии с учащимися, преподавателями, мастерами  и руководителями практики;
-соблюдение принципов профессиональной этики.

-наблюдение и оценка коммуникабельности.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

-своевременное получение приписного свидетельства;

-самостоятельный выбор учетно-военной специальности родственной полученной профессии;

-участие во внеурочной работе с учетом подготовки к исполнению воинской обязанности, военных сборах;

-применение профессиональных знаний в ходе прохождения воинской службы.

-сведения военкомата.

Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.