Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Песня — верный друг твой навсегда»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артинского городского округа
«Артинская средняя общеобразовательная школа №6»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Песня – верный друг твой навсегда»
Направление: художественно-эстетическая направленность
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 5-9 класс (10 – 14 лет)
Разработала:
Кожевникова Лариса Евгеньевна,
учитель музыки,
I квалификационная категория
Пояснительная записка
1.1.Нормативно-правовое обоснование
- ФГОС НОО, Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действия ФГОС НОО»;
- ФГОС ООО, Приказ Министерства образования и науки РФ от17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действия ФГОС ООО»;
- Письмо департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12.05.2015 г. «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ в образовательных организациях»;
- Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ №08-1789 от 28.10.2015 г.;
-Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области « 0201-82/11731 от 31.12.1015 г. «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41.
- Устав МАОУ АГО «АСОШ № 6», Приказ Управления образоания № 274-од от 17.12.2015 г.;
- Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся в МАОУ АГО «АСОШ №6» № 6 от 03.06.2016 г. №128-од.
2. Актуальность изучаемой деятельности связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-и сполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.
Внедрение новых форм и методов в организацию занятий.
Широкое включение песни в повседневную жизнь
Организация индивидуальной работы.
Реализация программы:
Общее количество часов в год – 35 часов.
Количество часов в неделю –1час.
Периодичность в неделю – 1 раза.
Продолжительность занятия – 1 час.
Направленность программы внеурочной деятельности - художественно-эстетическая.
ЦЕЛЬ программы - приобщение детей к миру певческого искусства, пробуждение в каждом ребенке «инстинкта песенности», его «второй природы», заключающейся в проявлении себя через звучание певческого голоса.
ЗАДАЧИ программы:
Показать детям все разнообразие и красочность поющего окружающего мира;
Подвести к осознанию пения;
Побудить ребят к воплощению волнующих их чувств и мыслей в звучании собственного голоса;
Способствовать реализации творческих духовных потенций детей в пении;
Представить возможность каждому ребенку непроизвольно и естественно войти в «певческое поле» мира.
Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы:
-чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края;
-ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
-признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень форсированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе освоения программы опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира:
- сформированность первоначальных представлений о роли песни в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии,
- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности (пению).
- умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.
- использование музыкальных образов при исполнении вокально-хоровых
произведений,
- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества;
- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и
искусства;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально - творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально - пластическое движение и др.);
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии.
Формы и виды контроля:
Выступление на общешкольных концертах, отчетных концертах. Участие районных фестивалях и конкурсах.
2. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Певческое поле» мира. 3 ч.
Знакомство с «певческим полем» всего человечества, рассмотрение его во всем разнообразии и уникальности, любование неповторимостью, накопление впечатлений от слышимого. «Певческое поле» мира: песни народные (коллективное творчество многих поколений), авторские («способ исполнения своих стихотворений под аккомпанемент»), массовые (повсеместно распространенные), эстрадные (развлекательная, легкая музыка).
Рождение песни. 3 ч.
Первая песня человечества (подражание звукам природы – голосам птиц, животных и пр.), установление контактов на расстоянии (подача сигналов друг другу), магические обряды (взывание к богам и заклинания сил природы), совместная деятельность людей (облегчение тяжелой работы, внутренняя потребность выразить накопившиеся чувства симпатии, привязанности, доброжелательства).
Появление первой песни на основе близкого, духовного общения, глубокого взаимопонимания, сочувствия и доверия.
Пение и мы, пение и я. 3ч.
Хоровое пение как один из наиболее демократичных видов искусства. Хоровая музыка народная и профессиональная, светская и культовая. Хоровое многоголосие, одноголосие. Ансамблевое пение (дуэт, трио, квартет и т.д.). Сольное пение.
Мадригал (в 14-16 вв. небольшое музыкальное произведение лирического содержания), кант (русская хоровая песня 17-18 вв.), канцона и канцонетта (вокальное произведение лирического характера, от итальянского «песня»), шансон (французская песня), lied (немецкая песня), sonq (английская песня), романс (вокальное произведение для голоса с инструментом и его жанровые разновидности – баллада, элегия, баркарола и т.д.), вокализ (мелодия без слов).
Дарю песню людям (о тех, кто создает песни). 3 ч.
Народное песенное творчество – «песни всех», отражение истории страны и человека (рождение, детство, работа, обряды, праздники, похороны). Основные виды – песня, песенная импровизация, плясовые припевки, эпические сказания.
Композитор – человек, в звуках говорящий нечто очень важное для людей. Музыка для него – «исповедь души, на которой много накипело и которая по существенному свойству своему изливается посредством звуков» (П.Чайковский). Текст песни – «звучание души» поэта, образно выражающего свои мысли в словах, глубоко воздействующих на воображение и чувства. Единство слова и музыки.
Мы поем для своих друзей. 3ч.
Что для человека песня? Это «сила, исходящая от наших голосов, и мысленное учение нашим душам». Исполнение песни как дар, пожелание добра и взаимного счастья. Мелодия состояния, мелодия человека. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.
Мой голос в «певческом поле» мира. 3 ч.
Представление о певческом голосе (мой голос ласковый, волшебный, звонкий, легкий, трепетный, нежный, могучий, резкий, равнодушный, тоскливый, угрюмый, громкий и т.п.)
Воплощение звуков окружающего мира и собственных душевных состояний в звучании голоса («пою природу», (пою себя)). Дом, где (живет) певческий голос (хрустальный дворец, избушка, необитаемый остров, человеческое сердце).
Голос «рисует», «танцует», поет… 3ч.
Красочность, многоцветье человеческого голоса (рекомендуется прочесть сказку Е.Пермяка «На все цвета радуги»). Рисование голосом как кистью (от тончайшей кисти до широкой), семь цветов радуги – семь ступеней гаммы, композиции голосов: единый живописный тон, полихромия.
Звук голоса и жест (выражение внутреннего состояния в пении и движении). Танцевальное движение. «Летящий» голос.
Песня как подарок (мои пожелания близким и друзьям). Песня как утешение (мое понимание, поддержка и сочувствие).
Наши любимые песни. 3ч.
Песни мира. Песни о моем городе. Песни о дружбе. Песни о маме и для мамы. Песни лета. Песни моря. Песни-шутки. Песни-игры. Песни-загадки. Песни «солнечные» и «цветные». Песни хорошего настроения.
Песни собирают друзей. 3 ч.
«Песня – верный друг твой навсегда». Песни о дружбе. Песни помогаю общению разных людей, разных национальностей.
Хоровое искусство. 3 ч.
Значение хоров. Типы хоровых коллективов: однородные и смешанные хоры взрослых, детские хоры, хоры мальчиков, народные хоры.
Пластическое интонирование. 2 ч.
Пластическое интонирование – это один из способов «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Прием исполнения музыки движением, жестом. Пластическое интонирование контрастных музыкальных образов.
Индивидуальная работа. 3ч.
Индивидуальная работа с солистами. Работа по группам. Индивидуальная отработка голосовых партий и танцевальных движений.
3. Календарно-тематическое планирование
№ |
Темы |
Кол. часов |
Характеристика деятельности учащихся. |
1 |
«Певческое поле» мира |
3 |
- Знакомятся с «певческим полем» всего человечества, рассмотрение его во всем разнообразии и уникальности. - Изучают и исполняют произведения разных жанров. |
2 |
Рождение песни |
3 |
-Изучают особенности и возможности певческого голоса; -Подражают звукам природы – голосам птиц, животных т.д. |
3 |
Пение и мы, пение и я |
3 |
- Знакомятся с различными видами пения; - Используют «языка» графики (создание рисунка певческим голосом); |
4 |
Дарю песню людям (о тех, кто создает песни) |
3 |
-Исполняют и слушают песни по желанию. |
5 |
Мы поем для своих друзей |
3 |
-Изучают и применяют элементарные дирижерские жесты; |
6 |
Мой голос в «певческом поле» мира |
3 |
-Изучают пение на цепном дыхании; -Используют выразительные средства музыки. |
7 |
Голос «рисует», «танцует», поет |
3 |
- Работают над звукообразованием - взаимодействие дыхательных, артикуляционных органов с работой гортани; |
8 |
Наши любимые песни |
3 |
-Изучают ритмические рисунки от простого к сложному; |
9 |
Песни собирают друзей |
3 |
-Изучают и анализируют произведения разных народов; -Учатся пению в унисон; - Применяют цепное дыхание; |
10 |
Хоровое искусство |
3 |
--Изучают и сравнивают типы хоров и хоровые коллективы: однородные и смешанные хоры взрослых, детские хоры, хоры мальчиков, народные хоры; |
11 |
Пластическое интонирование |
2 |
- Точно повторяют заданный звук; -Изучают пластическое интонирование; |
12 |
Индивидуальная работа |
3 |
- Работают над чистой интонацией. |
Итого |
35ч. |
ПРИМЕРНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В.Гаврилин, слова В.Шульгиной.
Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Л.Уэббер.
Вербочки. А.Гречанинов, стихи А.Блока
Жаворонок. М.Глинка, слова Н.Кукольника.
Благословляю вас, леса. П.Чайковский, слова А.Толстого.
Веснянки, русские и украинские народные песни.
Чудо-музыка. Д.Кабалевский, слова 3.Александровой.
Всюду музыка живет. Я.Дубравин, слова В.Суслова.
Музыканты, немецкая народная песня.
Камертон, норвежская народная песня.
Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А.Гершвина, русский текст В.Струкова.
Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж.Гершвин.
Снег идет. Из «Маленькой кантаты». Г.Свиридов, стихи Б.Пастернака.
Запевка. Г.Свиридов, стихи И.Северянина.
Слава солнцу, слава миру! Канон. В.А.Моцарт.
Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И.Штраус.
Сцена. Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф.Лоу.
Звездная река. Слова и музыка В.Семенова.
Джаз. Я.Дубравин, слова В.Суслова.
Песни Евгении Зарицкой. Сборник
Песни Давида Тухманова. Сборник
Песни на стихи Михаила Танича.
Песни современных композиторов. Сборник
Песни из репертуара группы «Волшебники Двора»
Обеспечение материально – технического обеспечения курса
дополнительного образования.
№ |
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения |
Количество |
1.Библиотечный фонд |
||
1 |
«Гармония, литература, музыка» Ю.Д.Изместьева Волгоград 2006 |
1 |
2 |
«Занимательная музыка» Ю.Ивановский С-Петербург «Композитор» 2006 |
1 |
3 |
1 |
|
4 |
Орлова Т.М. "Учите детей петь". М. 1988 г |
1 |
5 |
Ветлугина Н.А. "Музыкальное развитие ребенка" М. 2006 г. |
1 |
6 |
М.Зильберкит «Мир музыки» |
1 |
2.Печатные пособия |
||
1 |
«Праздник-чудное мгновенье» 5-9 классы О.Безымянная М..»Глобус» 2207 |
1 |
2 |
«Театрализованные мероприятия для начальной школы» М.С.Умнова Волгоград 2008 |
1 |
3 |
Сценарии общешкольных праздников и мероприятий. М.М.Малахова Волгоград 2007 |
1 |
4 |
«Солнечная радуга» О.Н.Трифонова Ростов-на-Дону «Феникс» 2008 |
1 |
5 |
«Песни для детей» А.Кудрянов Ростов-на-Дону «Феникс» 2007 |
1 |
6 |
«Мы танцуем и поем» О.Стародумова Ростов-на-Дону 2008 |
1 |
7 |
«Песни и праздники» З.Роот Москва 2008 |
1 |
8 |
«Я хочу увидеть музыку» Г.Струве Москва 2010 |
1 |
9 |
«Я живу в России» И.Каплунова С-Петербург «Композитор» 2008 |
1 |
10 |
«Здравствуй праздник расчудесный» 1-4 классы. О.Безымянная М..»Глобус» 2007 |
1 |
11 |
«Любимые мелодии» выпуск №1 С-Петербург «Композитор» 2009 |
1 |
12 |
«На родной сторонке» р.н.п. А.А.Селиванова «Академия развития» 2009 |
1 |
4.Экранно-звуковые пособия |
||
1 |
П.И.Чайковский «Детский альбом» |
1 |
2 |
М.П.Мусоргский «Музыкальные шедевры» |
1 |
3 |
Караоке 2000 |
1 |
4 |
Караоке 120 песен |
1 |
5 |
Детские песни ( 90 песен) |
1 |
6 |
Голоса животных и птиц |
1 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|