Программа психокоррекционного курса в 9 классе

2
0
Материал опубликован 17 September 2020
















Рабочая программа

Коррекционный курс: подгрупповые коррекционно-развивающие занятия (психокоррекция) модуль 1

Вид программы: АООП для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью

интеллектуальными нарушениями вариант 1

Класс 9 «а»


























Санкт-Петербург

2020




Пояснительная записка:


Инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию детей с ОВЗ, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) их жизнедеятельности в школе и направленностью на индивидуальные образовательные стратегии обучающихся. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения служит реализации права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от тяжести нарушения психофизического развития, способности к усвоению базового уровня образования. Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Развитие обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) происходит на нарушенной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в личностную сферу детей.

Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по  созданию условий для личностного развития детей с умственной отсталостью.

1. Цель: способствовать формированию зрелой, целостной личности, способной к самопознанию и самореализации, выбору профессии, в контексте изменений, происходящих во всех сферах современного общества, успешная социальная адаптация в дальнейшем.

Задачи:

1. Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов.

2. Гармонизация психоэмоционального состояния,

3.формирование позитивного отношения к своему «Я»,

4. Повышение уверенности в себе,

5.Развитие самостоятельности,

6. Формирование навыков самоконтроля.

7. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию;

8.Формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе);

9. Повышение социального статуса ребенка в коллективе;

10.Формирование и развитие навыков социального поведения; 

11. Совершенствовать коммуникативные навыки;

12. Познакомить обучающихся с основами психологической подготовки к экзаменам, обучить приемам саморегуляции, эффективным приемам запоминания, психологическим приемам настроя на успех;

13.Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, позитивных жизненных целей, путей и способов их адекватного  достижения.

14.Формировать адекватное представление учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий. Обогащение представлений детей о мире профессии; Выявление интересов, склонностей и способностей;

15. Профилактика вредных привычек и воспитание ответственности за свое здоровье и будущее.


Описание курса в учебном плане:


Предметная область

Курс

Кол-во часов в год

Кол-во часов в неделю

Модуль 1 групповые

Психокоррекционные занятия

34

1

В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями программа может быть скорректирована и реализована за 33 часа.

Если погодные условия позволяют, то занятия можно проводить на свежем воздухе.

Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.

Структура программы линейная. Отдельные части материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой разделов, прорабатываемых за время обучения. В ходе реализации данной программы будет проводиться развитие эмоционально-волевой и ценностно-смысловой сфер, коммуникативных навыков учащихся в форме тренингов, игр и упражнений, творческих заданий, мини проектов.

Каждое занятие проходит по определённому плану: включает в себя введение в занятие, основную часть, релаксационные упражнения, заключительную часть.  Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия. Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона. Используются дыхательные упражнения, разминка, упражнения на активизацию умственной деятельности.

Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра, которая проводиться с целью повышения энергетического ресурса группы, формирование эмоционально положительного настроя на продолжение занятия, а также способствует развитию коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.

Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: развитии концентрации, устойчивости и распределения внимания, тренировки памяти, развитии пространственных представлений, речи и мышления.

Задания и упражнения данного блока проводятся в устной форме, стимульный материал может быть представлен в виде ситуаций для разбора, тестов. В основной части также идет работа по заданной теме, обсуждения, ответы на вопросы, работа с небольшими историями, проигрывание тематических сценок.

Заключительная часть, предполагает подведение итога (осознание результата - личного и группового).

Сочетание разнообразных форм работы: лекционной, дискуссионной и др., а также особая структура занятия (включение упражнений-разминок, упражнений-активаторов, тренинговых упражнений, обязательного этапа – рефлексии) позволяет наиболее эффективно усваивать программный материал, развивать коммуникативные навыки, способности к самопознанию.

Планируемые результаты освоения курса

Личностные УУД

Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий;

Развитие личностных качеств, обеспечивающих самостоятельность и самодостаточность подростка в социуме;

Гармонизация психоэмоционального состояния;

Развитие адекватной самооценки, позитивной Я –концепции;

Развитие коммуникативных умений и навыков;

6.Социализация и адаптация в современном обществе, осознанный выбор профессии, готовности к взрослой, самостоятельной жизни.

Обучающиеся должны уметь:

признавать собственные ошибки;

сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;

выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;

анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;

контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;

работать самостоятельно в парах, в группах

адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;

уметь отстаивать свое мнение;

уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.

Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.

Критериями эффективности:

Оценка успешности проведённой коррекционно-развивающей работы определяется:

поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

косвенным показателем эффективности данных занятий может быть наблюдение учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности);

отзывы учителей, родителей.

Обучение реализуется на доступном содержании, построенном по принципу от простого к сложному с учётом возрастных и психических особенностей детей с умственной отсталостью.

Принципы реализации программы

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для коррекционно-развивающей работы.

Непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.

Индивидуальный подход. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

Сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество

4. Материально-техническое обеспечение.

Агеева А.В. Программа психологической коррекции неблагоприятных психических состояний и некоторых особенностей личности подростков, Тамбов, 2011

Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005.

Грецов А. Г.Тренинг общения для подростков. — СПб.: Питер, 2007. —160 е.

Голубева Ю.А., Григорьева М.Р., Т.Ф.Илларионова, Расулова О.В. Семенченко А.В., К.П. Сулимова. Тренинги с подростками. Программы конспекты занятий. Волгоград.-196с.

Рогов Е.И.. Настольная книга практического психолога в образовании,- М.: Владос,1995

Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/авт.-сост.Ю.А. Голубева. Волгоград:Методкнига.-196с.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 4. М.: Генезис, 1999.- 160 с.

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (7-8) классы. Генезис. Москва 2019

Школьная служба восстановительной медиации (примирения) система подготовки медиаторов.5-9 классы. Практические занятия, тренинговые задания. О.А. Уварова, Издательство учитель 123с.

Компьютер, проектор, интерактивная доска.

Содержание учебного курса

1. Этап первичной диагностики: Психологическая диагностика личностных особенностей учащихся, уровня их психического развития.

2. Этап реализации основных мероприятий программы: Основными задачами этапа является проведение занятий с элементами тренинга по обозначенным темам с учащимися.

3. Этап итоговой диагностики:

- проведение индивидуальных диагностических обследований

- общий анализ результативности работы по программе.

Программа состоит из 4 блоков, темы из блоков идут последовательно в течение года.

Самопознание. Что я знаю о себе? (Развитие эмоционально-волевой сферы)

Я и другие. (Развитие коммуникативных навыков).

Профориентация. Такие разные профессии.

Я- гражданин. Виды ответственности.

Несколько тем в программе относятся к развитие познавательной сферы (память внимание, мышление).

Календарно-тематическое планирование

п/п

Название раздела

Дата

план


Дата коррекции

Тема занятия

Содержание видов деятельности

1

Вводные занятия



Вводное занятие. Повторение правил.


Беседа как прошло лето, что интересное освоили для себя.

Знакомство с целями программы, видами заданий .Повторение правил для занятий в группе

Игра «Угадай что загадал». Легко ли быть учеником.

2

Блок. Самопознание. Что я знаю о себе?




Диагностика эмоционально волевой и личностной сферы.

Сбор информации об уровне сформированности эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик и взаимодействия с социумом. Определение актуального уровня когнитивного и личностного развития обучающихся. Диагностика самооценки.

3




Каков я на самом деле? Темперамент.


Рассуждения на тему. Психологические особенности подростка в 15-16 лет. Зачем нужно знать себя.

Темперамент человека. Типы темперамента на примере сказочных персонажей и героев произведений.

Определение типа темперамента.

4



Мои ресурсы.

Где могу их использовать

Понятие ресурсы.

Упражнение «Энергетика ума» Упражнение» Спорим, что я смогу. упражнение «Встреча глазами»

5

Блок. Самопознание. Что я знаю о себе?




Мое настроение.

Этюд «Бархатные ручки». Нужно ли скрывать свое настроение от других.

6

Блок. Самопознание. Что я знаю о себе?




Общение и уважение. Умение слушать – путь к успеху.

Эффективные способы общения. Круг общения. Упражнение: Невербальное общение. Список качеств, важных для общения.

7

Блок. Самопознание. Что я знаю о себе?




Одиночество - одна из причин жизненных трудностей.

Мой дневник. Здравствуй я, мой любимый. Чувство собственного достоинства.

Притча «Дары человека».

8

Блок. Самопознание. Что я знаю о себе?




Я глазами других. Я и моя компания.

Каким меня видят другие. Упражнение комплименты. Из чего складывается впечатление о человеке. Вглядись в себя – сравни с другим.

9

Блок. Самопознание. Что я знаю о себе?




Такие разные эмоции

Релаксационное упражнение Луг-лес-река-луг. Упражнение фрукты и эмоции.

Тренировка умения выражать свои эмоции в мимике, используя прием подражания (упражнение «Повторяй»).

10

Блок. Самопознание. Что я знаю о себе?




Мое хобби. Мой дневник.


Может ли хобби стать профессией. Рассказать, показать, то чем интересно заниматься. А чего еще хочется освоить.

Учимся писать резюме.

11


Уверенное и неуверенное поведение.


Беседа. Упражнения. Сила воли. Зеркало. Город уверенности. Круг уверенности. Эмоции человека - Стоп. Подумай. Действуй. Как противостоять давлению других. Я больше не боюсь. Просмотр ролика.

12

Блок. Я и другие.



Конфликты, можно ли их избежать?

Решение конфликтов путем переговоров.

Помощник в конфликтах служба медиации. Конфликты с друзьями, дома, на работе

Формирование адекватного реагирования на возникновение конфликтной ситуации. Диагностика поведения в конфликте. Просмотр тематического ролика.

13

Развитие познавательной сферы.



Память внимание мышлением. Развивайка.

Познакомить с эффективными приемами запоминания материала. Упражнения мнемотаблицы. Запомни картинки. Пиктограммы.

Стихотворение в таблицах. Упражнение пиктограммы. Простые аналогии.

14

Блок. Самопознание. Что я знаю о себе?




Арт-терапевтическое занятие «Я и стресс».


Активизация внутренних ресурсов по борьбе со стрессом. Упражнение «Ситуации»

15




Круглый стол

Выбор темы по желанию обучающихся.

1.Способы восприятия информации. 2.Понимание причин поведения людей.

3. Безопасность в сети интернет.

4. Правда, ложь, фантазия

16

Блок. Самопознание. Что я знаю о себе?




Чувство собственного достоинства


Я отвечаю за свои решения.

Поступки добрые и злые.

Развитие способности принимать собственное решение.

Найди свою пару. Круг нашей жизни. Упражнение Скульптура

17

Блок. Я и другие.



Поссорились и помирились

Релаксационные игры, пальчиковая гимнастика. Этюд поссорились и помирились, этюд вежливый человек.

18

Блок. Самопознание. Что я знаю о себе?




Мое тело. Вредные и полезные привычки.

Закрепление знаний о своем теле. Как поддерживать свое тело в форме. Беседа о привычках вредных и полезных. 

Просмотр тематического ролика.

19

Блок.

Я и другие

Основы исследовательской деятельности». Обучение навыкам самостоятельной исследовательской работы, анализу научной литературы; знакомство со структурой работы, оформления результатов. 1.Современный подросток: интеллектуал или потребитель? 2.Влияние окружения школьника на формирование характера. 3. Влияние прослушивания музыки на память учащегося.
4. Влияние цвета на настроение школьников.
5.Влияние цветовой гаммы в одежде педагогов на эмоциональное состояние учащихся.

20


Защита исследовательской работы Защита работы в письменной, в устной форме, в виде статьи.

21

Блок. Самопознание. Что я знаю о себе?


На пороге взрослой жизни. Ценности жизни. Какие трудности нас ждут. Какие ресурсы есть у меня, чтобы преодолеть трудности. Релаксационные упражнения. Проигрывание ситуаций.

22

Блок. Самопознание. Что я знаю о себе?




Магия цвета. Феномен улыбки.

Влияние цвета на настроение, работоспособность человека, на его восприятие других людей. Секреты улыбки. Эксперимент «Как мозг воспринимает то, что мы видим?»

23

Блок. Я и другие



Любовь и дружба в подростком возрасте.

Мужество и трусость

Формирование представлений об идеалах, симпатии, влюблённости и любви.

Проективный тест “Двери, на которых написано “Любовь” Мужество и трусость, каковы последствия.

24

Блок. Я и другие.



Дружба начинается с улыбки.

Раздели печаль и радость другого. Цени доверие к себе. Воспитание уважения друг к другу, способности услышать другого человека. Законы дружбы.

25

Блок. Самопознание. Что я знаю о себе?




Как вести себя на собеседовании.

Какое впечатление мы производим на людей.

Игра « собеседование».

26

Блок. Самопознание. Что я знаю о себе?




Я и моя будущая семья.

Беседа на тему: Семья- это ценность для человека. Традиции семьи, общие праздники.

Как распределяются роли в семье. За что отвечает жена, за что муж

27

Блок. Самопознание. Что я знаю о себе?





Как мы объясняем успехи и неудачи. Постановка цели.


Беседа. От кого зависит будущее человека. Что такое ответственность.

От кого зависит успех человека. Рисуем мечту, ставим цель. Как все успеть.

28

Блок. Самопознание. Что я знаю о себе?




Способы снятия эмоционального напряжения и приобретение уверенности перед экзаменом.

Релаксационные упражнения. Позитивное мышление.

Просмотр тематического ролика.

29


Блок

Профориентация

Такие разные профессии.




































Блок: Я и ответственность




























Итоговое занятие



Мир профессий.

Профессии наших родителей.





Изучение рынка труда. Престижность профессии” Где проживает профессиональная пригодность”.

Профессии важные и нужные во все времена”

Успех в профессии – успех в жизни”.

Куда пойти учиться” Формула профессии

Хочу, могу, умею – три

30



Профессиональные ценности.

Беседа, ознакомление с понятиями «профессионал», «квалификация работника», «мобильный работник», «контактный работник»

Профессии, доступные для людей с инвалидностью. Учебные заведения, куда можно поступить. Профессии, востребованные всегда.

31



Профессиональный выбор и развитие способностей



Диагностика «Карта интересов» Голомштока А.Е., Формула выбора профессии. Интересы и склонности в выборе профессии. Письмо к себе любимому.

32



Профориентационная

игра

«Спящий город»














Чтобы разбудить людей в «Спящем городе» необходимо как-то зажечь в них искру жизни. Для этого необходимо предложить жителям простые и понятные, но при этом реалистичные программы улучшения их жизни. Ведущий кратко выписывает на доске названия программ (порядок, управление, экономика, счастье людей, здоровье).


33



Я и ответственность.

Закон и правопорядок.

Культура поведения в общественных местах»

В чем отличие понятий «человек и гражданин?»

Кого мы, прежде всего, уважаем, как гражданина?

Закон и правопорядок

Юридическая, уголовная ответственность.

Преступление против здоровья и жизни человека. Ваши права и обязанности.(игра-путешествие).

34



Моя будущая профессия. Защита проекта

Что ты знаешь о своей будущей профессии.






Лист корректировки.


Дата факт

Дата план

Внесенные изменения

Примечания














































































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.