12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дзюба Юлия Сергеевна81
Россия
1

Программа психологического тренинга для педагогов «Учимся работать с гиперактивными и тревожными детьми в условиях школы»

Программа психологического тренинга для педагогов

 

«Учимся работать с гиперактивными и тревожными детьми в условиях школы»

 

Автор-составитель: Дзюба Юлия Сергеевна

Педагог-психолог

ГБУ НАО «Ненецкий региональный

центр развития образования»

 

г.Нарьян-Мар

2017 г.

Разработка психологического тренинга для педагогов

«Учимся работать с гиперактивными и тревожными детьми в условиях школы»

 

Цель тренинга: обучение способам эффективного взаимодействия с гиперактивными и тревожными детьми.

 

Задачи:

выработать адекватные представления о возможностях и потребностях гиперактивных и тревожных детей;

повысить педагогическую грамотность;

выработка навыков адекватного взаимодействия с гиперактивными и тревожными детьми в условиях школы.

 

Продолжительность тренинга: программа тренинга рассчитана на 12 часов, разделенных на 2 дня (по 6 часов занятий каждый день).

 

Целевая аудитория: педагоги школ, желающие повысить свою педагогическую грамотность в вопросах взаимодействия с гиперактивными и тревожными детьми.

 

Численность группы: 10-15 человек.

 

Место проведения занятий: тренинговый зал.

 

Режим работы группы: с 10.00 до 17.00, с перерывом на обед по завершении программы работы первой половины дня, продолжительностью 1 час.


 

Содержание тренинга для педагогов

«Учимся работать с гиперактивными и тревожными детьми в условиях школы»

Автор-составитель – Ю.С. Дзюба, педагог-психолог ГБУ НАО «Ненецкий региональный центр развития образования».

Ход работы

Заплани-рованное время

Необходи-мые пособия

Примечание

1 день

1

Представление тренера.

Цель, направления работы

10 мин

 

 

2

Упражнение на знакомство.

Цель: снижение напряжения, повышение эмоционального фона, степени включенности в работу, сплоченности группы.

Инструкция: «Начнем нашу работу со знакомства: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя» (Хрящева Н.Ю., 2006).

15 мин

Мяч

Обсуждение: сложно ли было придумать подходящие качества; помогло ли упражнение запомнить участников группы.

3

Упражнение «Знакомство».

Цель: повышение сплоченности группы, эмоционального фона.

Инструкция: «Продолжим наше знакомство. Представьте себе, что сложилась такая ситуация, что вам необходимо перевоплотиться в какой-то объект материального мира, животное или растение. Подумайте и скажите, какой объект, какое животное и какое растение вы бы выбрали» (Хрящева Н.Ю., 2006).

 

 

 

15 мин

 

Обсуждение: чем был обусловлен выбор и сложен ли был.

4

Обсуждение правил работы в тренинговой группе.

Цель: повышение эффективности работы группы, развитие группы.

Содержание: группе предлагается принять следующие правила:

- Называть друг друга по имени;

- Говорить о том, что думаешь и чувствуешь «здесь и сейчас» - по ходу общения в группе;

- Говорить от своего имени («я считаю…», «мне нравится…»);

- Хранить честь и достоинство участников группы за ее пределами, как и свои собственные;

- Избегать прямых оценок людей («Мне не нравишься ты», «Ты – глупый» и т.п.), говорить о действии того или иного человека («Мне не нравится твой поступок», «Твоя шутка мне не кажется смешной » и т.п.);

- Активно участвовать в происходящем;

- «Правило одного микрофона»: говорит один, а остальные внимательно слушают;

- Правило «0:0»: пунктуальность является одним из показателей уважения к окружающим людям и самоуважения;

- «Правило мобильного телефона»: на время занятия все мобильные телефоны должны быть отключены и убраны.

 

15 мин

Стенд/

доска

Правила принимаются группой путем голосования.

 

5

Упражнение «Видеомагнитофон».

Цель: развитие навыков коммуникации, развитие группы.

Инструкция: «Все участники по очереди передают свое эмоциональное состояние, используя только мимику и жесты. Первый участник передает информацию второму. Остальные сидят с закрытыми глазами. Затем второй просит открыть глаза третьего и невербально объясняет, что он понял. И так далее, пока не завершится круг.

 

По завершении круга первый участник сопоставляет то, что получилось, с тем, что он передавал, отмечая тех из группы, кто более достоверно воспринял информацию» (Шепелева Л.Н., 2011).

15 мин

 

Обсуждение: в чем заключалась основная сложность; что чувствовали при выполнении упражнения; в чем важность невербальных средств общения.

6

Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка».

Цель: повышение эффективности работы группы, развитие эффективного взаимодействия преподавателей с детьми.

Выполняется в подгруппах (3-4).

Инструкция: «Сейчас каждой подгруппе будет выдана карточка «Портрет особого ребенка», на которой перечислены индивидуальные особенности различных групп детей. Участники каждой подгруппы совместно выбирают черты, которые свойственны гиперактивным детям, могут дополнить получившийся список. Таким образом, составляется портрет гиперактивного ребенка. На обсуждение каждой подгруппе дается 15 минут. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение» (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2005).

 

40 мин

Карточка «Портрет особого ребенка» (Прило-жение 1), листы А4, ручки, стенд/

доска

После того, как портрет составлен, основные характеристики ребенка данной категории фиксируются на доске или на стенде.

 

Обсуждение: какие трудности возникли при выполнении упражнения; удовлетворены ли результатом выполнения упражнения.

7

Мини-лекция «Что такое гиперактивность» (Приложение 2).

 

40 мин

 

 

8

Упражнение «Инструкция»

Цель: повышение способности к взаимодействию, умения слушать, активизация внимания.

 

Упражнение проводится в 2 этапа.

Содержание (1 этап): ведущий вызывает из группы одного желающего – водящего. Ему вручается лист с заранее нарисованными фигурами.

 

 

Задача водящего – в течение одной минуты дать четкие вербальные указания группе, в результате которых у каждого участника должно быть воспроизведено изображение с листа водящего. Затем ведущий просит всех участников поднять листы с выполненным заданием, проходя по кругу, сверить их с эталоном.

Содержание (2 этап): участники отрабатывают в парах навык четкой формулировки указаний.

Каждый участник пары рисует на листе бумаги несложную картинку. Затем один дает второму указания, что и в какой последовательности рисовать. После завершения работы полученный рисунок сравнивает первоначальным вариантом. Затем участники меняются ролями (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2005).

 

30 мин

Лист с фигурамиэталона-ми (Прило-жение 3), листы А4, ручки

Обсуждение: удалось ли выполнить задание партнера; что помогало и что мешало его выполнению.

Обеденный перерыв (1 час)

9

Упражнение «Путанка».

Цель: повышение работоспособности, позитивного настроения и сплоченности группы.

Инструкция: «Встаньте все в круг. Закройте глаза. Поднимите руки вверх под углом 45 градусов и идите в центр круга навстречу друг другу. Найдите и возьмите в каждую свою руку – руку другого». Тренер ждет, пока участники выполняют задание, иногда помогает им найти руки. В результате получается запутанная масса людей. А затем следует последняя команда: «Не размыкая рук, не открывая глаз и не говоря ни слова, надо распутаться, то есть встать в ровный круг, держась за руки» (Пузиков В.Г., 2007).

 

 

 

15 мин

 

Обсуждение: быстро ли получилось выполнить упражнение; какие ощущения испытывали.

10

Дискуссия «Эффективность педагогического общения».

Цель: развитие коммуникативных навыков, выявление и проработка проблем, не позволяющих каждому участнику группы эффективно общаться с детьми.

Содержание: дискуссия проводится в три этапа.

1. Обсуждение проблемы в микрогруппах (по 4–5 человек).

2. Защита своей работы в групповой дискуссии.

3. Анализ отснятых на видеомагнитофон материалов.

- 1 этап – обсуждение проблемы в микрогруппах. Группа разбивается на 3-4 подгруппы. Они в течение 30 минут обсуждают тему дискуссии. Желательно, чтобы каждая группа наглядно оформила рассматриваемые вопросы.

- 2 этап – защита своей работы в групповой дискуссии. Обсуждение предложенного материала, обмен точками зрения, развитие навыков выступления перед аудиторией. Групповая дискуссия: определение целей микрогрупп, обозначение общегрупповых целей, ориентация на дальнейшую работу. От каждой микрогруппы выступает в течение 10 мин один или несколько человек. После выступления другая группа задает вопросы, направленные на понимание сказанного, выражает свое отношение к этому.

- 3 этап – после выступления всех групп ведущий вместе с участниками подводит итоги, анализируя все сообщения, выделяя наиболее конструктивные моменты (Шепелева Л.Н., 2011).


 

 

50 мин

Листы А4, ручки, стенд/

доска

Обсуждение: удалось ли рассмотреть основные проблемы; актуальны ли они; часто ли возникают.

11

Упражнение «Черепаха».

Цель: Научить контролировать свои движения.

Тренер встает у стены помещения, остальные участники располагаются вдоль противоположной стены.

Инструкция: «Представьте себе, что все мы – черепахи. Я – большая черепаха, а вы – маленькие черепашки. Я пригласила вас в гости на день рождения. Я жду вас в гости. Но вот беда: праздничный торт еще не готов. По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: вы – черепахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов».

Тренер следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 5 минут он дает новый сигнал, по которому все замирают. Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи – именинницы (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2005).

 

15 мин

 

Упражнение может повторяться несколько раз.

 

Обсуждение: трудно ли было двигаться медленно; что помогло выполнить инструкцию.

12

Упражнение «Как выявить гиперактивного ребенка».

Цель: формирование умения децентрации, развитие навыков эффективного решения конфликтных ситуаций.

Выполняется в парах (состав пар выбирается самими участниками).

Инструкция: «Сейчас каждой паре будет выдана карточка со списком вопросов для педагогов. Каждая пара разыгрывает следующую ситуацию: один из участников играет роль родителя, другой – роль педагога. Педагог выбирает из предложенного списка вопросы, которые кажутся ему наиболее информативными с точки зрения поведения ребенка и в то же время корректными по отношению родителям.

 

Родитель отвечает на поставленные вопросы (после чего меняются местами). Пары работают 15 минут. По окончании работы проводится групповое обсуждение с целью составления списка вопросов, которыми педагог может воспользоваться в беседе (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2005).

 

30 мин

Карточка со списком вопросов (Прило-жение 4), листы А4, ручки.

Обсуждение: какие ощущения и мысли вызвал тот или иной вопрос; на какой вопрос не хотелось отвечать вообще; какие вопросы помогли получить наиболее интересную и полную информацию, какие оказались нецелесообразными.

13

Мини-лекция «Как работать с родителями гиперактивного ребенка» (Приложение 5).

 

40 мин

 

 

14

Упражнение «Маленький зверек».

Цель: дать возможность почувствовать, как с помощью игровых приемов можно осуществлять мышечный контроль.

Инструкция: «Закройте глаза. Положите, пожалуйста, руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Это может быть котенок, щенок. Он такой крохотный, что свободно помещается у вас в ладошках. Он засыпает, поэтому вы стараетесь, сидеть без движений, чтобы не разбудить его. Если кому-то очень хочется погладить своего зверька, сделайте это осторожно, легким движением больших пальцев рук. Мысленно успокойте зверька, скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится более ровным, медленным, спокойным, и вы тоже дышите в такт с ним. Осторожно переложите зверька на

теплое одеяло, которое находится рядом с вами (соседнем стуле). Убедитесь, что зверек в полной безопасности, улыбнитесь ему еще раз. Теперь можете открыть глаза» (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2005).

 

 

20 мин

 

Обсуждение: что чувствовали при выполнении упражнения; трудно ли было сидеть неподвижно.

15

Упражнение «Комплимент, пожелание, вопрос с мячом».

Цель: создание благоприятного эмоционального фона, сплочение группы.

Содержание: все сидят или стоят в кругу. Тот, кто начинает, говорит какой-либо комплимент, пожелание или задает вопрос конкретно кому-нибудь из участников и бросает ему мяч. Поймавший также должен кинуть кому-нибудь мяч, одновременно говоря комплимент или пожелание. Если был задан вопрос, то сначала надо ответить на вопрос, затем задать свой вопрос и кинуть мяч тому, кого спрашиваешь. Кидать мяч можно только тому, кто еще не участвовал (Пузиков В.Г., 2007).

10 мин

Мяч

Обсуждение: приятно ли было получать комплимент/пожелание; желать что-либо другому.

2 день

1

Упражнение «Поздороваться с комплиментом».

Цель: создание позитивного настроения и сплоченности группы.

Инструкция: «Сейчас вы все встанете и будете здороваться друг с другом. Каждый должен будет поздороваться с каждым. Но здороваться не просто так, а с комплиментом. Лучше с необычным комплиментом. Но комплимент вы придумываете только для первого человека, который будет с вами здороваться. Дальше вы выслушиваете комплимент, который сказали вам, запоминаете его и, здороваясь со следующим, говорите ему этот комплимент. Затем опять выслушиваете комплимент, который говорят вам, и опять передаете его следующему. И так – пока не поздороваетесь с каждым в группе. Таким образом, вам может вернуться ваш же комплимент» (Пузиков В.Г., 2007).

 

10 мин

 

Обсуждение: ощущения при выполнении данного упражнения.

2

Повторение правил работы в тренинговой группе, принятых на прошлой встрече.

15 мин

 

 

3

Упражнение.

Цель: повышение активности участников группы.

Инструкция: «Каждому из вас, по очереди, надо будет, пользуясь только невербальными средствами, изобразить любого литературного героя или реального жившего или живущего сейчас человека. Это должен быть известный всем человек. Все остальные будут внимательно смотреть и постараются понять, кого изображает выполняющий задание участник. Если группе сразу не удается понять, кто изображен, надо будет найти другие выразительные средства» (Хрящева Н.Ю., 2006).

 

20 мин

 

Каждый участник группы может изобразить несколько персонажей.

 

Обсуждение: что чувствовали; сложно ли было выполнять упражнение; было ли проще с использованием вербальных средств.

4

Упражнение «Портрет тревожного ребенка».

Цель: повышение эффективности работы группы, развитие эффективного взаимодействия преподавателей с детьми.

Выполняется в подгруппах (3-4).

Инструкция: «Сейчас каждой подгруппе будет выдана карточка «Портрет особого ребенка», на которой перечислены индивидуальные особенности различных групп детей. Участники каждой подгруппы совместно выбирают черты, которые свойственны тревожным детям, могут дополнить получившийся список. Таким образом, составляется портрет тревожного ребенка. На обсуждение каждой подгруппе дается 15 минут. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение» (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2005).

 

 

40 мин

Карточка «Портрет особого ребенка» (Прило-жение 1), листы А4, ручки, стенд/

доска

После того, как портрет составлен, основные характеристики ребенка данной категории фиксируются на доске или на стенде.

 

Обсуждение: какие трудности возникли при выполнении упражнения; удовлетворены ли результатом выполнения упражнения.

5

Упражнение «Рисунок вдвоем».

Цель: развитие эмпатии, сплоченности группы.

Содержание: все садятся в парах близко друг к другу. Один лист и одна ручка на двоих. Тренер просит, чтобы молча, за 10 секунд каждый придумал, какой рисунок он будет рисовать. Затем одновременно, держась за одну ручку, оба в паре рисуют свои рисунки. В конце, не договариваясь, подписывают то, что получилось (нужно написать название одновременно) (Пузиков В.Г., 2007).

20 мин

Листы А4, ручки.

Обсуждение: как удалось выполнить данное упражнение, договориться.

6

Мини-лекция «Что такое тревожность» (Приложение 6).

40 мин

 

 

7

Упражнение «Письмо-карточка».

Цель: повышение навыков эффективного взаимодействия, развитие коммуникативных качеств.

Инструкция: «Группе необходимо разделиться на тройки, один участник берет на себя роль педагога, другой – роль родителя, третий – роль наблюдателя. В течение 10 минут они обмениваются письмами-карточками, в которых отмечают достижения ребенка. Причем, письменный диалог должен протекать спонтанно, без предварительного обсуждения с партнером. По истечении времени выполнения задания супервизор (наблюдатель) делится своими впечатлениями (возможно, зафиксированными на бумаге) и дает рекомендации той и другой стороне» (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2005).

20 мин

Листы А4, ручки.

Обсуждение: какие записи в вызывали раздражение, показались некорректными, а какие способствовали проведению эффективного диалога, помогли получить нужную информацию.

8

Упражнение «Охота на динозавриков».

Цель: развитие способности взаимодействовать с окружающими не только вербально, но и невербально, формирование умения фиксировать малейшие изменения партнера по общению.

Инструкция: «Сейчас все участники встают в круг. Один из участников – водящий. Он выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного динозаврика. По окончании счета тот, у которого находится зверек, вытягивая руки вперед, закрывает его ладонями. Остальные участники повторяют этот жест. Задача ведущего найти, у кого в руках динозаврик» (Шепелева Л.Н., 2011).

15 мин

Игрушка-динозав-рик.

Обсуждение: на какие признаки обращали внимание; что помогало найти игрушку.

Обеденный перерыв (1 час)

9

Упражнение «Атомы».

Цель: повышение работоспособности в группе, формирование положительного эмоционального фона.

Инструкция: Сейчас каждому участнику группы необходимо согнуть руки в локтях и прижать их к плечам – это «атом». «Атомы» постоянно двигаются и время от времени объединяются в «молекулы». Число «атомов» в «молекуле» может быть разное. Оно определяется тем, какую цифру назовет ведущий. Все двигаются и объединяются друг с другом в зависимости от этого. Объединяются таким образом: нужно стать лицом друг к другу, касаясь предплечьями (Шепелева Л.Н., 2011).

10 мин

 

В конце игры называется число, равное всем участникам.

10

Упражнение на релаксацию.

Выполняется в парах (состав пар выбирается самими участниками).

Инструкция: «Один из участников пары задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго отгадать «написанное» «нарисованное». Затем происходит смена ролей» (Пузиков В.Г., 2007).

 

20 мин

 

Упражнение выполняется несколько раз, состав пар меняется.

 

Обсуждение: какие группы мышц удалось расслабить в ходе выполнения задания; чем упражнение может быть полезно.

11

Мини-лекция «Работа с родителями тревожного ребенка» (Приложение 7).

40 мин

 

 

12

Упражнение «Работа с родителями тревожного ребенка».

Выполняется в подгруппах.

Инструкция: «Каждой подгруппе нужно составить список рекомендаций по работе с тревожными детьми для оформления уголка родителей. Данные рекомендации – изобразить на листе ватмана (оформить стенгазету)» (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2005).

30 мин

Листы ватмана, цветные каранда-ши, фломас-теры, ручки.

Обсуждение: какие рекомендации наиболее полезны.

13

Упражнение «Понимание другого человека».

Цель: отработка средств общения по формированию эмпатийности.

Упражнение выполняется в 2 этапа. Выполняется в парах (состав пар выбирается самими участниками).

Инструкция (1 этап): «Один из участников дает какую-либо информацию. Второй пытается продолжить разговор, своими словами повторяя сказанное партнером, чтобы показать, что он его слушает, задает наводящие вопросы. Через 5 минут участники меняются ролями».

Инструкция (2 этап): «Ролевая игра: учитель должен выяснить скрытый мотив, который лежит в основе поведения второго участника. Одного из играющих просят покинуть помещение. Группа разрабатывает ситуацию. После того как она придумана, приглашают участника, который находится за дверью, и разыгрывают эту ситуацию (например: мать учащегося жалуется, что учителя не уделяют особого внимания ее сыну). Группа наблюдает за диалогом и отмечает те приемы эмпатийного понимания, которые использовал педагог. Такую игру проводят 2–3 раза» (Шепелева Л.Н., 2011).

 

20 мин

 

Обсуждение:

насколько успешно протекало общение между участниками;

какие приемы использовались для позитивного контакта;

если контакт не получился, то почему.

14

Упражнение «Письмо от имени ребенка»

Цель: повышение эффективности взаимодействия с детьми, развитие способности видеть ситуацию глазами другого.

Содержание: участники тренинга делятся на подгруппы, каждая из которых составляет обращение от имени тревожного ребенка:

- к родителям;

- учителям;

- товарищам.

Время на подготовку – 15 минут. По окончании работы в группе зачитываются все четыре письма, и проходит их общее обсуждение (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2005).

30 мин

Листы А4, ручки.

Обсуждение: удалось ли поставить себя на место ребенка; что вызвало особые затруднения при выполнении упражнения.

15

Рефлексия.

Все участники делятся впечатлениями от тренинга, от своей работы на нем, какую пользу для себя вынесли, с какими ожиданиями пришли на тренинг и оправдались ли они.

25 мин

 

 

16

Упражнение «Звездный дождь».

Цель: создание благоприятного эмоционального фона, завершение работы на позитивной ноте.

Инструкция: «Давайте поблагодарим друг друга за работу и сделаем это следующим образом: все участники начнут хлопать указательным пальцем по ладони, затем добавляют еще один палец, потом еще один, и так до целой ладони, поаплодируют некоторое время, а затем, в обратном порядке уменьшают количество пальцев, и тем самым затихает шум и воцаряется тишина» (Пузиков В.Г., 2007).

5 мин

 

 



 

Список используемой литературы

 

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми/ Е.К. Лютова. – СПб.: Речь, 2005. – 190 с.

Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга/ В.Г. Пузиков. – СПб.: Речь, 2007. – 224 с.

  1. Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов/ Л.Н. Шепелева. – СПб.: Питер, 2011. – 160 с. Психогимнастика в тренинге под ред. Хрящевой Н.Ю. – СПб.: Речь, 2006. – 256 с.

 

 

Приложение 1

 

КАРТОЧКА «ПОРТРЕТ «ОСОБОГО» РЕБЕНКА»

 

Слишком говорлив

Отказывается от коллективной игры

Чрезмерно подвижен

Имеет высокие требования к себе

Не понимает чувств и переживаний других людей

Ощущает себя отверженным

Любит ритуалы

Имеет низкую самооценку

Часто ругается со взрослыми

Создает конфликтные ситуации

Отстает в развитии речи

Чрезмерно подозрителен

Вертится на месте

Совершает стереотипные механические движения

Постоянно контролирует свое поведение

Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий

Сваливает вину на других

Беспокоен в движениях

Имеет соматические проблемы: боли в животе, в горле, головные боли

Часто спорит со взрослыми

Суетлив

Кажется отрешенным, безразличным к окружающему

 

 

Любит заниматься головоломками, мозаиками

Часто теряет контроль над собой

Отказывается выполнять просьбы

Импульсивен

Плохо ориентируется в пространстве

Часто дерется

Имеет отсутствующий взгляд

Часто предчувствует «плохое»

Самокритичен

Не может адекватно оценить свое поведение

Имеет мускульное напряжение

Увлекается коллекционированием

Имеет плохую координацию движений

Опасается вступать в новую деятельность

Часто специально раздражает взрослых

Задает много вопросов, но редко дожидается ответов

Робко здоровается

Годами играет в одну и ту же игру

Мало и беспокойно спит

Говорит о себе во 2-м и 3-м лице

Толкает, ломает, рушит все кругом

Чувствует себя беспомощным

 


 

Приложение 2

Мини-лекция на тему «Что такое гиперактивность»

 

В литературных источниках термин «гиперактивность» до сих пор не имеет однозначного толкования. Однако многие специалисты к внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность.

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз синдрома гиперактивности (По Заваденко Н. Н., 2000).

В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), которая и является причиной возникновения школьных проблем примерно половины неуспевающих учащихся (Шенченко Ю. С., 1997, Кэмпбелл Р., 1997, Заваденко Н. Н., 2000). Основными причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего являются патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность. В 85% случаев возникновения гиперактивности диагностируется патология беременности или родов.

Психолог, совместно с педагогом и родителями, проводит психологическую коррекцию, эмоциональной сферы и поведения ребенка. Он может заниматься с ребенком как индивидуально, так и в группе гиперактивных детей по специально разработанной программе. Кроме того, психолог ведет разъяснительную работу с педагогами, совместно с ними разрабатывает стратегию и тактику взаимодействия с каждым гиперактивным ребенком, и составляет индивидуальную программу развития такого ребенка.

Главной задачей родителей является обеспечение общего эмоционально-нейтрального фона развития и обучения ребенка. Кроме того, родитель отслеживает эффективность проводимого лечения и сообщает о его результатах неврологу, психологу, педагогам.

Педагог, приняв к сведению рекомендации специалистов, осуществляет процесс обучения ребенка, учитывая его индивидуальные особенности развития и поведения, семейную обстановку. Только в случае подобного комплексного подхода происходит последовательное единодушное воспитание и обучение гиперактивного ребенка, что способствует реализации потенциала ребенка и снижению его эмоционального напряжения.
В работе с гиперактивными детьми мы используем три основных направления:

по развитию дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля);

по отработке конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

работа с гневом (при необходимости).

Работа по этим направлениям может осуществляться параллельно или, в зависимости от конкретного случая, может быть выбрано одно приоритетное направление. Например, отработка навыков взаимодействия с окружающими.

 

 

Приложение 3

Фигуры-эталоны к упражнению «Инструкция»


 

Приложение 4

Список вопросов для беседы с родителями гиперактивного ребенка

Характерны ли для ребенка нервные движения (раскачивание ногой и др.)?

Каковы особенности протекания беременности родов?

Трудно ли ребенку выслушать до конца сказку (рассказ, историю), которую ему читает взрослый?

Каковы особенности раннего развития ребенка?

Верно ли то, что ребенок показывает в обучении результаты которые явно ниже его способностей?

Часто ли ребенок нарушает правила?

Есть ли в семье другие дети?

Является ли ребенок чрезмерно экспрессивным?

Подчиняется ли ребенок правилам, инструкциям?

Бывают ли у ребенка депрессивные состояния?

Нравится ли ребенку, когда появляются новые вещи? Хватает ли он их сразу?

Часто ли ребенок приходит в ярость?

Легко ли ребенок приходит в состояние гнева?

Какая ведущая рука у ребенка?

Есть ли в семье родственники склонные к депрессиям, алкоголизму, к употреблению наркотиками?

Легко ли отвлечь ребенка от выполнения задания?

Часто ли меняется настроение ребенка?

Трудно ли ребенку справиться со своим гневом? Умеет ли он контролировать свой гнев?

Нет ли у ребенка склонности показывать успехи ниже, чем он способен?

Нет ли у ребенка привычки «перепрыгивать» с одной программы телевидения на другую?

Когда ребенок слушает, заняты ли чем-то его руки (играет в машинки, чертит линии)?

Агрессивен ли ребенок? Какая агрессия проявляется чаще:
вербальная или невербальная?

Насколько точно выполняет ребенок указания взрослых?

Насколько хорошо развита у ребенка координация движений?

Трудно ли ребенку приступить к занятиям?

Является ли ребенок аллергиком?

Страдал ли кто-то из членов семьи ребенка синдромом дефицита внимания?

Беспокоен ли ваш ребенок?

Умеет ли ребенок хранить секреты?

Часто ли ребенок отказывается выполнять просьбы, требования взрослых?

Имеет ли ребенок привычку лгать?

Каков уровень самооценки ребенка?

Способен ли ребенок длительное время ждать вознаграждения)?

Есть ли в семье другие гиперактивные дети?

Как ребенок реагирует на замечания взрослых?

Часто ли ребенок забывает выполнить поручения взрослых?

Характерна для ребенка роль «клоуна» в группе, в классе?

Страдает ли ребенок нарушением сна?

Как долго спит ребенок?

Каков уровень развития мелкой моторики ребенка?

Умеет ли ребенок планировать последствия своего поведения?

Является ли полной семья ребенка?

Какова очередность рождения данного ребенка в семье?

Часто ли в семье происходят конфликты?

Трудно ли ребенку дожидаться своей очереди в игре, на занятиях?

Часто ли ребенок задевает вещи, роняет их?

Часто ли ребенок является инициатором конфликтных ситуаций?

Часто ли ребенку приходится делать замечания дома, на прогулке, в школе?

 

Приложение 5

Мини-лекция на тему: «Как работать с родителями гиперактивного ребенка»


 

Гиперактивный ребенок, как никто другой требует внимания взрослых и чуткого отношения к нему, поскольку он очень эмоционален, раним. Зачастую снизить эмоциональное напряжение ребенка помогают приятные тактильные ощущения, например поглаживания, массаж, также ряд игр.

Педагог должен стремиться установить контакт и доверительные отношения с родителями ребенка для совместного эффективного сотрудничества. Одна из возможностей этого – повседневный обмен карточками. Каждый вечер учитель может передавать родителям письмо – карточку в котором зафиксированы даже самые незначительные достижения ребенка в течение дня. Родители по желанию могут поощрить его за это (например, разрешить ему на 10 минут дольше погулять, поиграть или почитать ему любимую книгу и др.). Утром следующего дня мама или папа приносят педагогу аналогичную карточку с информацией о том, что удалось ребенку хорошо сделать дома. Таким образом, устанавливается контакт между педагогами и родителями, а, главное, у ребенка формируется чувство уверенности в себе, повышается самооценка.

С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с ним учебное задание, то желательно, чтобы не было криков и приказаний, но и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона. Гиперактивный ребенок, будучи очень чувствительным и восприимчивым, скорее всего, быстро присоединится к вашему настроению. Эмоции его захлестнут и станут препятствием для дальнейших успешных действий.
Довольно часто гиперактивные дети обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и быстро «схватывают» информацию, отчего у родителей создается впечатление, что обычная программа обучения слишком примитивна для них, и они записывают ребенка в различные кружки, на факультативы. Однако завышенные требования к таким детям и увеличение учебных нагрузок зачастую ведут к переутомляемости, капризам и отказу от учебы вовсе.


Гиперактивному ребенку, как правило, делают огромное количество замечаний и дома, и в школе, в связи с этим страдает его самооценка, поэтому надо почаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные. Нельзя, однако, забывать, что недопустима похвала неискренняя, незаслуженная.
В повседневном общении с гиперактивными детьми родители должны избегать резких запретов, начинающихся словами «нет»
«нельзя». Гиперактивный ребенок, импульсивным, скорее всего, тут же отреагирует на такой запрет непослушанием, либо вербальной агрессией. В этом случае, во-первых, надо говорить с ребенком спокойно и сдержанно, даже если вы что-либо ему запрещаете, а во-вторых, желательно не говорить ребенку «нет», а дать ему возможность выбора.
Полезны гиперактивному ребенку и спокойные прогулки с родителями перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно, наедине поговорить с ребенком, узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.


 

 

Приложение 6

Мини-лекция на тему: «Что такое тревожность»

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают. Тревожность бывает ситуативная и общая.

В современной научно-популярной литературе часто смешиваются понятия «тревога» и «тревожность». Однако это совсем неидентичные термины. Тревога – это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Однако помимо физиологических существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы. Состояние тревоги не всегда можно расценить как негативное состояние. Иногда именно тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей.

Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Однако многие авторы в качестве одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений.

А. И. Захаров (1997) считает, что у старших дошкольников и младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима. Однако именно в дошкольном возрасте начинает формироваться так называемая школьная тревожность. Принято считать, что она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. Причем большинство первоклассников переживает не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учителями, родителями, сверстниками.

Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам – соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. При этом, тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми (ссоры, разлуки и т. д.), мальчиков – насилие во всех его аспектах. Кроме того, доказано, что школьная тревожность тесно связана с мотивацией учения, социометрическим статусом, с успешностью обучения. Как считает Прихожан А. М. (1995), количество тревожных детей младшего школьного возраста увеличилось. Тревожность стала более глубинной и личностной, изменились формы ее проявления.

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта. Он может быть вызван:

негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;

неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и/или школа.

Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трех основных направлениях:

по повышению самооценки ребенка;

по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

по отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.


 

Приложение 7

Мини-лекция на тему: «Как работать с родителями тревожного ребенка»

Родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним повышенные требования, которые ребенок не в состоянии выполнить. И это может быть одно из причин возникновения тревожности, о которой следует говорить с родителями в индивидуальных и групповых беседах. Родителям, тревожного ребенка следует быть последовательными в своих действиях, ощущениях и наказаниях. Ни в коем случае нельзя допускать семейных разногласий в вопросах воспитания. Не менее важно выработать единодушный подход к ребенку воспитателей и родителей.

Для снятия излишнего мышечного напряжения родителям тревожных детей рекомендуется чаще использовать тактильный контакт с ребенком: поглаживать его, обнимать и т. д. Родители должны помнить, что тревогу ребенка могут вызывать любые резкие перемены в его жизни: переезды, смена воспитателей, даже перестановка мебели. Если родители не в состоянии помочь ребенку сами, они могут обратиться за помощью к специалистам. В настоящее время существует множество психологических центров, в которых работают тренинговые группы, специалисты по игровой терапии, сказкотерапии.

Иногда «неподготовленные» родители, узнав о возникновении у ребенка каких-либо страхов, принимают неправильную позицию. Они начинают либо уговаривать ребенка, чтобы он не боялся, либо высмеивать его. И то, и другое может только способствовать усилению страха. Большое количество замечаний, окриков, одергиваний может вызвать в ребенке не только агрессию, но и тревогу, а иногда и то, и другое. Таким родителям можно посоветовать хотя бы в течение одного дня записывать все замечания,
которые они сделали или хотели бы сделать ребенку. В конце дня можно отметить те из них, которые способствовали не улучшению, а даже ухудшению взаимоотношений с сыном или дочерью. Если среди этих замечаний были угрозы невыполнимых наказаний, то таким родителям необходимо научиться сдерживать себя и обдумывать то, что они говорят ребенку.

Как правило, родители тревожных детей сами бывают высокотревожными, в связи с чем имеют низкую самооценку, страдают от мышечных зажимов, не удовлетворены собой и своими действиями и т. д. Таким родителям необходимо, прежде всего, заняться самовоспитанием.

Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению уровня тревожности. Родителям следует, как можно больше общаться со своими детьми, устраивать совместные праздники, походы в зоопарк, в театр, на выставки. А жителям больших городов желательно почаще выходить на природу. Поскольку у тревожных детей часто появляется потребность кого-то любить и ласкать, то хорошо бы иметь дома собственных животных: кошку, собаку, хомячка или попугайчика. Совместный уход за любимым питомцем поможет выстроить партнерские отношения в форме сотрудничества между родителями и ребенком.

Родителям тревожных детей будут полезны релаксационные упражнения. Выполнение этих упражнений совместно с детьми способствует не только физическому расслаблению организма, но и укреплению доверительных отношений между взрослым и ребенком.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.