12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чистякова Ирина 768
Россия, Мурманская обл., Мончегорск
Материал размещён в группе «Школьный психолог»

Гиперактивные дети.

Все чаще встречаются дети, которым врач-невролог ставит диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

«Гипер…» – (от греч. над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского и означает «действенный, деятельный». Внешние проявления гиперактивности: отвлекаемость, невнимательность, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто таким детям сопутсвуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. Как правило в основе синдрома гиперактивности лежит ММД (минимальная мозговая дисфункция), это могут быть генетические факторы, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни. Добиться того, чтобы такой ребёнок стал послушным и покладистым, ещё не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.

Гиперактивность, встречающаяся в детском возрасте, это совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Трудно провести четкие границы этого синдрома (т. е. совокупности симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить. Часто для них характерно агрессивное поведение и негативизм. В силу подобных личностных особенностей детям трудно концентрироваться на выполнении каких-либо задач, деятельности. При обращении с такими детьми часто возникают немалые трудности.

Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так “щедры” взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и дети, с которыми он общается, и взрослые, которые участвуют в его воспитании.

Если диагноз отсутствует, а у ребёнка день за днём проявляются отдельные признаки гиперактивности, тогда взрослые проводят дополнительное целенаправленное наблюдение за ними.

Первый шаг в работе с гиперактивными детьми – выявление такого ребёнка.

Признаки:

1.      Импульсивный ребёнок
2.      Всегда быстро находит ответ, когда его о чём-то спрашивают (возможно, и неверный).
3.      У него часто меняется настроение.
4.      Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
5.      Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
6.      Обидчив, но не злопамятен.
7.      Часто чувствуется, что ему всё надоело.
8.      Быстро, не колеблясь, принимает решения.
9.      Может резко отказаться от еды, которую не любит.
10.  Нередко отвлекается на занятиях.
11.  Когда кто-нибудь из ребят на него кричит, он кричит в ответ.
12.  Обычно уверен, что справится с любим заданием.
13.  Может нагрубить учителю, родителям.
14.  Временами кажется, что он переполнен энергией.
15.  Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
16.  Требует к себе внимания, не хочет ждать.
17.  В играх не подчиняется общим правилам.
18.  Горячится во время разговора, часто повышает голос.
19.  Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
20.  Любит организовывать, предводительствовать.
21.  Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

Если пункт подтверждается, ставьте + .

Результаты: суммировать все баллы. 15-20 баллов – высокая импульсивность, 7-14- средний уровень, 1-6 – низкий уровень.

 Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью.

Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребёнка

Критерии оценки

Гиперактивный ребёнок

Тревожный ребёнок

Контроль поведения

Постоянно импульсивен

Способен контролировать поведение

Двигательная активность

Постоянно активен

Активен в определённых ситуациях

Характер движений

Лихорадочный, беспорядочный

Беспокойные, напряжённые движения

 

КРИТЕРИИ  ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Дефицит активного внимания.

Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание. Не слушает, когда к нему обращаются. С большим энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его. Испытывает трудности в организации. Часто теряет вещи. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность.

Не может усидеть на месте (постоянно ерзает). Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо). Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве. Очень говорлив.

Импульсивность.

Начинает отвечать, не дослушав вопроса. Не способен дождаться очереди, часто вмешивается, прерывает. Плохо сосредоточивает внимание. Не может дожидаться вознаграждения. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других – возбуждён, на одних уроках он успешен, на других – испытывает трудности).

И так! под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией.

Так, гиперактивные дети (особенно младшие школьники) испытывают повышенную потребность в движении, что противоречит требованиям школьной жизни, т. к. школьные правила не позволяют им свободно двигаться во время урока и даже во время перемены. А просидеть за партой 4-6 уроков подряд по 40 минут для них задача непосильная. Именно поэтому уже через 15-20 минут после начала урока гиперактивный ребенок не в состоянии сидеть за партой спокойно. Этому способствует малая подвижность на уроке.


 

Как мы, учителя, должны скорректировать свое поведение, чтобы помочь процессу социализации гиперактивного ребенка?

Гиперактивный ребенок, как правило, не ждет, пока учитель разрешит ему отвечать. Он часто начинает отвечать, не выслушав вопрос до конца, и часто кричит с места.

Гиперактивным детям свойственна неустойчивая работоспособность, что является причиной нарастания большого количества ошибок при ответах и выполнении письменных заданий при наступлении состояния утомления. В связи с утомлением количество ошибок приводит к увеличению замечаний и негативных оценок со стороны учителя, что воспринимается ребенком как отрицательное оценивание себя в целом, а не как оценку своей работы. Навыки чтения и письма у гиперактивного значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют его интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых. Специалисты предполагают, что дело здесь не только в нарушении внимания. Трудности формирования навыков письма и чтения нередко возникают из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия, речевого развития.


 

Психологические приёмы и упражнения:

1.      Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером.

2.      Уменьшить рабочую нагрузку ребёнка.

3.      Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4.      Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

5.      Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.

6.      Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.

7.      Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

8.      Предоставлять ребёнку возможность выбора.

9.      Посадить ребёнка во время занятий рядом с взрослым.

10.  Поощрять ребёнка сразу же (словами, поглаживаниями, мимикой, положительными эмоциями), не откладывая на будущее.

11.  Оставаться взрослому очень спокойным! Этот пункт самый важный, потому что ребёнку передаётся эмоциональное состояние взрослого. Если взрослый возбуждён, взволнован, агрессивен, то это ещё больше перевозбуждает ребёнка. Главное правило для взрослого — чем спокойней родитель или воспитатель, тем больше ребёнок успокаивается!


 

Гиперактивный ребёнок физически не может длительное время внимательно слушать педагога, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала нужно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребёнок постарается какое-то время вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании. В другой раз, в подходящей ситуации, вы можете тренировать навык усидчивости и поощрять ребёнка только за спокойное поведение, не требуя в тот момент активного внимания. Если у ребёнка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять её. Лучше попытаться научить его выплёскивать энергию приемлемым способом: занимаясь плаванием, легкой атлетикой, танцами, футболом. Интересно, что ребёнок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребёнку очень трудно следить за аккуратностью и одновременно выполнять задание. Поэтому в начале работы педагог может снизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребёнка чувство успеха. Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка. Гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой, даже если этого требует учитель. Поэтому взрослому необходимо договариваться с ребёнком заранее, подготавливая его к смене рода занятий.

Система поощрений и наказаний должна быть гибкой. Гиперактивный ребёнок не умеет долго ждать, поэтому поощрения должны носить моментальный характер и повторяться через 15-20 мин.


 

Надо помнить, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни. Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, не стоит, а научить его жить в мире и сотрудничать с окружающими его людьми - вполне посильная задача.


 

«Как играть с гиперактивными детьми?»

При подборе игр (особенно подвижных) следует учитывать такие индивидуальные особенности детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре им трудно дождаться своей очереди и считаться с интересами других.

Игра «Клубочек» Цель: обучение ребёнка одному из приёмов саморегуляции.

Содержание: Расшалившемуся ребёнку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубочка с каждым разом может становиться всё больше и больше. Взрослый сообщает ребёнку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только ребёнок начинает его сматывать, так сразу же успокаивается. Когда подобная игра станет для ребёнка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует что он огорчён, устал или «завёлся».

Игра «Что нового»

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях. Содержание: Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребёнок находится у доски, остальные закрывают глаза и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длиться игра, тем сложнее искать новые детали.

Игра «Колпак мой треугольный»

Цель: игра помогает научиться концентрировать внимание, способствует осознанию ребёнком своего тела, учит управлять движениями и контролировать своё поведение. Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак». Во 2 кругу фраза повторяется снова, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 лёгких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем кругу дети изображают только жестами всю фразу.

Игра «Черепаха»

Цель: научиться контролировать свои движения.

Тренер встаёт у стены помещения, остальные участники располагаются вдоль противоположной стены. По сигналу ведущего они начинают движение. Далее тренер говорит: «Представьте себе, что все мы – черепахи. Я – большая черепаха, а вы – маленькие черепашки. Я пригласила вас в гости на день рождения. Я жду вас в гости. Но вот беда: праздничный торт ещё не готов. По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: вы – черепашки и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов». Тренер следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2-3 мин. он даёт новый сигнал, по которому все «замирают». Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи – именинницы. Обсуждение.

литература

Необходимо помнить, что:

гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики;

гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может;

дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его.

Рекомендуемая литература по теме:

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.

Опубликовано в группе «Школьный психолог»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.