Статья «Система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО»
Система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей
с ОВЗ в условиях ДОО
Мы исключили эту часть людей из общества,
и надо вернуть их назад, в общество,
потому что они могут нас чему-то научить.
Жан Ванье
Идея инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических, биологических дефектов развития («социальных вывихов»), принадлежит Л.С. Выготскому. Он еще в 1930-е гг. одним из первых обосновал необходимость такого подхода для успешной практики социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта.
Инклюзивное образование в России пока находится в стадии формирования, но при этом ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования. Цель инклюзивного образования – не подменить систему специального обучения в целом, а планомерно изменять систему образования через сближение двух ее подсистем – общей и специальной, создавая единую, взаимодополняемую и эффективную систему образования, тем самым воспитывая гуманность каждого человека и общества в целом.
В современной России образование детей с ОВЗ на равных условиях с другими – одна из актуальных и в то же время дискуссионных проблем. Как будет проходить процесс? Какие условия нужно создать для успешного внедрения инклюзивного образования в образовательные организации?
Организация воспитательно-образовательной деятельности детей с ОВЗ продолжает вызывать затруднения у педагогов и других специалистов.
Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в т.ч. и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОО должна занимать исключительное положение. Раннее выявление отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая и медицинская поддержка семьи такого ребенка – все это позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребенка с ОВЗ, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить ограничения деятельности. Создание системы ранней помощи иначе организует образовательный маршрут ребенка с ОВЗ.
Организация воспитательно-образовательной деятельности детей с ОВЗ продолжает вызывать затруднения у педагогов и других специалистов. Поэтому прежде всего необходимо знать и учитывать особенности организации образовательного процесса для детей с нарушениями в развитии. В таблице ниже приведены особенности познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и двигательной сферы, характерных для группы лиц с ОВЗ.
№ |
Нозология |
Память |
Внимание |
Мышление |
Восприятие |
Речь |
Эмоционально-волевая сфера |
Двигательная сфера |
1. |
Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие). |
в памяти глухих детей образы предметов в меньшей степени организованны, чем у слышащих. |
Продуктивность внимания снижена. |
до усвоения словесной речи и даже в процессе овладения ею, длительное время продолжают оставаться на стадии наглядно-образного мышления. |
активность, историчность, т.е. обусловленность прошлым опытом, предметность, которая реализуется через целостность, константность и осмысленность. |
не имеют возможности воспринимать на слух интонацию и образцы речи, подражание которым, контролируемое слухом, определяет речевое развитие слышащего ребенка. |
тревожность, замкнутость. |
Нарушение координации, скованность в движениях. |
№ |
Нозология |
Память |
Внимание |
Мышление |
Восприятие |
Речь |
Эмоционально-волевая сфера |
Двигательная сфера |
2. |
Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие). |
характерно недостаточное осмысление запоминаемого наглядного материала. Кратковременный и долговременный объем осязательной памяти у слепых и частично видящих школьников, так же как и слуховой памяти, оказывается высоким
|
Внимание снижено ввиду выпадения одного из основных анализаторов.
|
Важное место в развитии наглядно-образного мышления занимает техника оперирования образами, сущность которой в мыслительном перемещении предметов и их частей в пространстве |
зрительное восприятие совершенствуется с помощью дополнительных незрительных стимулов: тактильные стимулы при использовании зрения в процессе обучения помогают в создании полноценного образа |
с позиций раскрытия темы — отражение лишь части предъявляемого материала; с позиции содержательной — фрагментарность, отражение в основном предметного содержания, отсутствие отражения динамики.
|
эмоциональность и тревожность. в развитии эмоций и чувств у детей с нарушением зрения большую роль играет социальное окружение и адекватные условия: слепой ребенок более зависим от общества и организации коррекционно-кдагогических условий его жизни. |
Нарушение координации, скованность в движениях. |
№ |
Нозология |
Память |
Внимание |
Мышление |
Восприятие |
Речь |
Эмоционально-волевая сфера |
Двигательная сфера |
3. |
Дети с нарушением речи.
|
снижена слуховая память и продуктивность запоминания. Остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания. |
неустойчивость, более низкий уровень показателей произвольного внимания, трудности в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач. |
отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии. |
характерным является нарушение зрительного восприятия и зрительных предметных образов и в меньшей степени зрительной оперативной памяти |
Зависит от тяжести нарушения. Снижение потребности в общении. |
раздражительность, эмоциональность лабильность и часто острая эмоциональная реакция на ситуацию непонимания окружающими речи ребенка. Снижена самооценка.
|
В пределах нормы |
№ |
Нозология |
Память |
Внимание |
Мышление |
Восприятие |
Речь |
Эмоционально-волевая сфера |
Двигательная сфера |
4. |
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
|
Словесно-логическая память отстает в развитии. Механическая память по уровню развития может соответствовать возрастной норме или превышать ее. Двигательная память, развивается у детей с ДЦП с опозданием и весьма своеобразно.
|
Нарушения внимания могут быть связаны не только с цереброастеническими явлениями, но и с отклонениями в функционировании зрительного анализатора: с невозможностью фиксации взора, с недостаточным уровнем развития прослеживающей функции глаз, с ограничением поля зрения и др |
Компонент значительно нарушен в своем развитии |
количественное отставание от возрастных нормативов, и качественное своеобразие в формировании данной психической функции. Все недостатки восприятия у детей с ДЦП определяют недостатки образной памяти. |
Отставание в развитии речи, нарушение звукопроизношения. |
характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы. |
Нарушение мышечного тонуса, ограничение или невозможность произвольных движений. |
№ |
Нозология |
Память |
Внимание |
Мышление |
Восприятие |
Речь |
Эмоционально-волевая сфера |
Двигательная сфера |
5. |
Дети с умственной отсталостью.
|
Точность и прочность запоминания учащимися и словесного и наглядного материала низкая. Ряды картинок детям запомнить труднее, чем ряды, объединяющие реальные предметы. |
Отмечается выраженная недостаточность внимания, особенно произвольного. |
воспринимают материал упрощенно, опускают многие значимые его части, изменяют последовательность смысловых звеньев текста, не устанавливают необходимых взаимоотношений между ними. |
свойственна узость зрительного восприятия, которая уменьшает их возможности ознакомления с окружающим миром, а также отрицательно влияет на овладение чтением. |
Становление речи осуществляется своеобразно и с большим запозданием. Часто наблюдаются дефекты строения органов речи, в значительной мере препятствующие овладению произношением. |
Развитие эмоций в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического воздействия, осуществляемого родителями и педагогом. |
В пределах нормы |
№ |
Нозология |
Память |
Внимание |
Мышление |
Восприятие |
Речь |
Эмоционально-волевая сфера |
Двигательная сфера |
6. |
Дети с задержкой психического развития.
|
недостатки в развитии непроизвольной памяти. Сниженная помехоустойчивость (оценивается по продуктивности воспроизведения). |
неустойчивость (колебания) внимания, сниженная концентрация, снижение объема внимания, сниженная избирательность внимания, сниженное распределение внимания.
|
наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих использование словесно-логического мышления. |
отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они ни использовали |
недостаточное понимание инструкций, учебных заданий; - трудности овладения учебными понятиями - терминами; - трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы; - недостаточное развитие связной речи. |
несвоевременное развитие любых психических процессов, включая личностные характеристики, будет прежде всего сказываться на уровне социально-психологической адаптации ребенка, оптимальной форме его функционирования. |
В пределах нормы |
№ |
Нозология |
Память |
Внимание |
Мышление |
Восприятие |
Речь |
Эмоционально-волевая сфера |
Двигательная сфера |
7. |
Дети с расстройствами аутистического спектра.
|
хорошая механическая память. Информация входит в сознание детей целыми блоками, хранится, не перерабатываясь, и применяется шаблонно, в том контексте, в котором была воспринята. |
крайне низкий уровень активного внимания. Сильнейшая психическая пресыщаемость. |
Думают медленно, вербальный процесс мышления для них чужд. Аутисты думают картинками и образами, а не словами и суждениями. |
также нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостной картины реального предметного мира. |
При восприятии речи заметно сниженная (или полностью отсутствующая) реакция на говорящего. Отсутствует обращенная речь. |
Нарушен самоконтроль, легко возбудимы. Склонны к агрессивному поведению. |
Малоактивны (или гиперактивны). |
Причины необходимости создания специальной системы работы с детьми с ОВЗ:
– поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи детям;
– необходимость совершенствования методов психологической и коррекционно-педагогической работы;
– недостаток в специальных знаниях (теоретических работ и научных исследований в области специального образования детей с ОВЗ);
– недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса для лиц с ОВЗ.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает определение создания специальных условий для лиц с ОВЗ, которые включают использование специальных образовательных программ, пособий и дидактических материалов (п.3 ст.79). Так же в нем дается понятие «адаптированная образовательная программа» «для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (п.28 ст.2).
Алгоритм системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ включает в себя:
– сбор информации и составление банка данных о детях ОВЗ;
– повышение психолого-педагогической компетенции и профессиональное самосовершенствование всех участников комплексного сопровождения, в т.ч. и родителей;
– выбор технологии воспитания и развития детей с ОВЗ;
– разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с учетом комплексного взаимодействия;
– психолого-педагогическая диагностика детей, определение основных направлений коррекционно-развивающей работы, составление адаптированных индивидуальных коррекционно-развивающих программ;
– включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребенка;
– информирование родителей о результатах работы с детьми;
– оценка эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели;
– проектирование последующей работы с детьми.
Вся работа по системе комплексного сопровождения детей с ОВЗ ведется в рамках ПМПк ДОУ, поэтому и в соответствии с требованиями к их документации.
1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Работа началась с изучения методической и психолого-педагогической литературы, разработки стратегии психологической работы по проекту, системы мониторинга эмоционально-личностного развития детей с ОВЗ, анализа ресурсов, подбора методического материала и разработки тематического плана для практической работы с педагогами, родителями и детьми.
2 ЭТАП. ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
На данном этапе осуществлялась:
– мотивация и подготовка педагогов к работе с использованием здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников;
– психологизация воспитательно-образовательного процесса (работа с педагогами);
– организация индивидуальной работы с детьми (по результатам наблюдения);
– выступления с лекциями, беседами, практическая работа на родительских собраниях, конференциях, практикумах;
– оформление письменных консультаций, наглядной информации на стенде;
– создание эмоционально- благоприятной атмосферы в детском саду, отработка взаимодействия с воспитателями и узкими специалистам, с родителями воспитанников группы ДОУ.
Этапы организации комплексного сопровождения детей с ОВЗ
Организация комплексного сопровождения детей с ОВЗ осуществляются в 3 этапа:
– диагностико-прогностический;
– коррекционно-формирующий;
– оценочно-проективный.
Диагностико-прогностический этап является неотъемлемой информационной составляющей процесса сопровождения. Основные направления этапа включают:
– информацию о развитии и воспитании ребенка (анамнез, особенности воспитания в семье);
– всестороннюю оценку интеллектуального развития;
– диагностику развития психических функций;
– оценку психомоторного развития;
– оценку развития эмоционально-волевой сферы;
– оценку поведения и психологических механизмов его регуляции;
– оценку характера и особенностей личности в целом;
– прогноз пути и характера дальнейшего развития ребенка.
В процессе диагностики выявляется уровень развития психических функций, определяется, какие из них развиваются наиболее успешно, а какие отстают. Это необходимо, чтобы опираться на сохранные функции в процессе воспитательно-образовательной работы. Стимулировать развитие отстающих функций рекомендуется с помощью специальных психолого-педагогических приемов.
По завершении диагностики на каждого ребенка оформляется папка, которая ведется, пополняется в процессе сопровождения и включает:
– соглашение для родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами;
– результаты диагностики (протоколы обследования, заключения специалистов, представления на ребенка специалистов ПМПк);
– индивидуально ориентированная программа сопровождения;
– динамические результаты развития, заключения специалистов по окончании сопровождения и рекомендации по дальнейшей работе с ребенком.
3 ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Подведение итогов. Оформление материалов по проекту.
Был организован смотр-конкурс на «Лучший уголок уединения в группе». Особенностью данного мероприятия стало участие в нем самих дошкольников.
Прогнозируемые результаты использования модели для каждой категории участников:
Дети:
– позитивная адаптация к условиям ДОО;
– динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающую работу;
– эффективное формирование нарушенных функций;
– развитие личности ребенка, развитие навыков общения;
Песочная терапия
– приобретение социального опыта.
Педагоги:
– развитие психолого-педагогической компетентности, понимание специфики работы с детьми с ОВЗ;
– профессиональное самосовершенствование и самореализация через использование эффективных форм, методов и приемов работы, разработку индивидуальных программ развития детей с ОВЗ на основе психолого-педагогического прогнозирования;
– приобретение навыков работы в системе комплексного сопровождения детей.
Родители:
– получение квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ;
– адекватность установок в отношении перспектив ребенка;
– информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком, в т.ч. в рамках ПМПк ДОО;
– приобретение основ психолого-педагогических знаний по воспитанию ребенка с ОВЗ;
– получение психологической поддержки по гармонизации детско-родительских отношений.
Использование в работе системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ дает педагогу возможность понять свои успехи и неудачи, пересмотреть некоторые методы взаимодействия, используемые с детьми и родителями, профессионально совершенствоваться и пополнять свои знания.
Используемая литература и Интернет-ресурсы
1. Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 3., – С. 35-39.
2. Сопровождение инклюзивного образования [Электронный ресурс] ГУ ВО «Центр информатизации и оценки качества образования» Вологда, [сайт]. [2012]. URL: http://ocpmcc.edu35.ru/index.php.
3. Инклюзивное образование: методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду/ Сост. М.М. Прочухаева, Е.В. Самсонова. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 240 с.
4. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др. – Казань: Изд¬-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 204с.
5. Королева Ю. А. Факторы семейного воспитания в детерминации общения детей и подростков с интеллектуальными отклонениями в развитии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 6 (июнь). – С. 36–40. –
URL: http://e-koncept.ru/2014/14144.htm.
Мастер-класс для родителей совместно
с детьми «Волшебный песок» "Песочная терапия»
Коррекционные упражнения для детей с нарушением
опрорно-двигательного аппарата на тренажере «Балансир»