12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Моисеева Марина Геннадьевна23
2

Статья «Система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО»

Система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей

с ОВЗ в условиях ДОО

Мы исключили эту часть людей из общества,

и надо вернуть их назад, в общество,

потому что они могут нас чему-то научить.

Жан Ванье

Идея инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических, биологических дефектов развития («социальных вывихов»), принадлежит Л.С. Выготскому. Он еще в 1930-е гг. одним из первых обосновал необходимость такого подхода для успешной практики социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта.

Инклюзивное образование в России пока находится в стадии формирования, но при этом ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования. Цель инклюзивного образования – не подменить систему специального обучения в целом, а планомерно изменять систему образования через сближение двух ее подсистем – общей и специальной, создавая единую, взаимодополняемую и эффективную систему образования, тем самым воспитывая гуманность каждого человека и общества в целом.

В современной России образование детей с ОВЗ на равных условиях с другими – одна из актуальных и в то же время дискуссионных проблем. Как будет проходить процесс? Какие условия нужно создать для успешного внедрения инклюзивного образования в образовательные организации?

Организация воспитательно-образовательной деятельности детей с ОВЗ продолжает вызывать затруднения у педагогов и других специалистов.

Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в т.ч. и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОО должна занимать исключительное положение. Раннее выявление отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая и медицинская поддержка семьи такого ребенка – все это позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребенка с ОВЗ, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить ограничения деятельности. Создание системы ранней помощи иначе организует образовательный маршрут ребенка с ОВЗ.

Организация воспитательно-образовательной деятельности детей с ОВЗ продолжает вызывать затруднения у педагогов и других специалистов. Поэтому прежде всего необходимо знать и учитывать особенности организации образовательного процесса для детей с нарушениями в развитии. В таблице ниже приведены особенности познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и двигательной сферы, характерных для группы лиц с ОВЗ.


 

Нозология

Память

Внимание

Мышление

Восприятие

Речь

Эмоционально-волевая сфера

Двигательная сфера

1.

Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).

в памяти глухих детей образы предметов в меньшей степени организованны, чем у слышащих.

Продуктивность внимания снижена.

до усвоения словесной речи и даже в процессе овладения ею, длительное время продолжают оставаться на стадии наглядно-образного мышления.

активность, историчность, т.е. обусловленность прошлым опытом, предметность, которая реализуется через целостность, константность и осмысленность.

не имеют возможности воспринимать на слух интонацию и образцы речи, подражание которым, контролируемое слухом, определяет речевое развитие слышащего ребенка.

тревожность, замкнутость.

Нарушение координации, скованность в движениях.

Нозология

Память

Внимание

Мышление

Восприятие

Речь

Эмоционально-волевая сфера

Двигательная сфера

2.

Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие).

характерно недостаточное осмысление запоминаемого наглядного материала.

Кратковременный и долговременный объем осязательной памяти у слепых и частично видящих школьников, так же как и слуховой памяти, оказывается высоким

 

 

 

Внимание снижено ввиду выпадения одного из основных анализаторов.

 

Важное место в развитии наглядно-образного мышления занимает техника оперирования образами, сущность которой в мыслительном перемещении предметов и их частей в пространстве

зрительное восприятие совершенствуется с помощью дополнительных незрительных стимулов: тактильные стимулы при использовании зрения в процессе обучения помогают в создании полноценного образа

с позиций раскрытия темы — отражение лишь части предъявляемого материала;

с позиции содержательной — фрагментарность, отражение в основном предметного содержания, отсутствие отражения динамики.

 

эмоциональность и тревожность. в развитии эмоций и чувств у детей с нарушением зрения большую роль играет социальное окружение и адекватные условия: слепой ребенок более зависим от общества и организации коррекционно-кдагогических условий его жизни.

Нарушение координации, скованность в движениях.

Нозология

Память

Внимание

Мышление

Восприятие

Речь

Эмоционально-волевая сфера

Двигательная сфера

3.

Дети с нарушением речи.

 

снижена слуховая память и продуктивность запоминания. Остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания.

неустойчивость, более низкий уровень показателей произвольного внимания, трудности в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.

отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии.

характерным является нарушение зрительного восприятия и зрительных предметных образов и в меньшей степени зрительной оперативной памяти

Зависит от тяжести нарушения. Снижение потребности в общении.

раздражительность, эмоциональность лабильность и часто острая эмоциональная реакция на ситуацию непонимания окружающими речи ребенка. Снижена самооценка.

 

В пределах нормы

Нозология

Память

Внимание

Мышление

Восприятие

Речь

Эмоционально-волевая сфера

Двигательная сфера

4.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.

 

Словесно-логическая память отстает в развитии. Механическая память по уровню развития может соответствовать возрастной норме или превышать ее. Двигательная память, развивается у детей с ДЦП с опозданием и весьма своеобразно.

 

 

 

Нарушения внимания могут быть связаны не только с цереброастеническими явлениями, но и с отклонениями в функционировании зрительного анализатора: с невозможностью фиксации взора, с недостаточным уровнем развития прослеживающей функции глаз, с ограничением поля зрения и др

Компонент значительно нарушен в своем развитии

количественное отставание от возрастных нормативов, и качественное своеобразие в формировании данной психической функции. Все недостатки восприятия у детей с ДЦП определяют недостатки образной памяти.

Отставание в развитии речи, нарушение звукопроизношения.

характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы.

Нарушение мышечного тонуса, ограничение или невозможность произвольных движений.

Нозология

Память

Внимание

Мышление

Восприятие

Речь

Эмоционально-волевая сфера

Двигательная сфера

5.

Дети с умственной отсталостью.

 

Точность и прочность запоминания учащимися и словесного и наглядного материала низкая. Ряды картинок детям запомнить труднее, чем ряды, объединяющие реальные предметы.

Отмечается выраженная недостаточность внимания, особенно произвольного.

воспринимают материал упрощенно, опускают многие значимые его части, изменяют последовательность смысловых звеньев текста, не устанавливают необходимых взаимоотношений между ними.

свойственна узость зрительного восприятия, которая уменьшает их возможности ознакомления с окружающим миром, а также отрицательно влияет на овладение чтением.

Становление речи осуществляется своеобразно и с большим запозданием. Часто наблюдаются дефекты строения органов речи, в значительной мере препятствующие овладению произношением.

Развитие эмоций в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического воздействия, осуществляемого родителями и педагогом.

В пределах нормы

Нозология

Память

Внимание

Мышление

Восприятие

Речь

Эмоционально-волевая сфера

Двигательная сфера

6.

Дети с задержкой психического развития.

 

недостатки в развитии непроизвольной памяти. Сниженная помехоустойчивость (оценивается по продуктивности воспроизведения).

неустойчивость (колебания) внимания, сниженная концентрация, снижение объема внимания, сниженная избирательность внимания, сниженное распределение внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих использование словесно-логического мышления.

отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они ни использовали

недостаточное понимание инструкций, учебных заданий;

- трудности овладения учебными понятиями - терминами;

- трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

- недостаточное развитие связной речи.

несвоевременное развитие любых психических процессов, включая личностные характеристики, будет прежде всего сказываться на уровне социально-психологической адаптации ребенка, оптимальной форме его функционирования.

В пределах нормы

Нозология

Память

Внимание

Мышление

Восприятие

Речь

Эмоционально-волевая сфера

Двигательная сфера

7.

Дети с расстройствами аутистического спектра.

 

хорошая механическая память. Информация входит в сознание детей целыми блоками, хранится, не перерабатываясь, и применяется шаблонно, в том контексте, в котором была воспринята.

крайне низкий уровень активного внимания. Сильнейшая психическая пресыщаемость.

Думают медленно, вербальный процесс мышления для них чужд. Аутисты думают  картинками и образами, а  не словами и суждениями.

также нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостной картины реального предметного мира.

При восприятии речи заметно сниженная (или полностью отсутствующая) реакция на говорящего. Отсутствует обращенная речь.

Нарушен самоконтроль, легко возбудимы. Склонны к агрессивному поведению.

Малоактивны (или гиперактивны).


 

Причины необходимости создания специальной системы работы с детьми с ОВЗ:

– поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи детям;

– необходимость совершенствования методов психологической и коррекционно-педагогической работы;

– недостаток в специальных знаниях (теоретических работ и научных исследований в области специального образования детей с ОВЗ);

– недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса для лиц с ОВЗ.

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает определение создания специальных условий для лиц с ОВЗ, которые включают использование специальных образовательных программ, пособий и дидактических материалов (п.3 ст.79). Так же в нем дается понятие «адаптированная образовательная программа» «для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (п.28 ст.2).

Алгоритм системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ включает в себя:

– сбор информации и составление банка данных о детях ОВЗ;

– повышение психолого-педагогической компетенции и профессиональное самосовершенствование всех участников комплексного сопровождения, в т.ч. и родителей;

– выбор технологии воспитания и развития детей с ОВЗ;

– разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с учетом комплексного взаимодействия;

– психолого-педагогическая диагностика детей, определение основных направлений коррекционно-развивающей работы, составление адаптированных индивидуальных коррекционно-развивающих программ;

– включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребенка;

– информирование родителей о результатах работы с детьми;

– оценка эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели;

– проектирование последующей работы с детьми.

Вся работа по системе комплексного сопровождения детей с ОВЗ ведется в рамках ПМПк ДОУ, поэтому и в соответствии с требованиями к их документации.

1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Работа началась с изучения методической и психолого-педагогической литературы, разработки стратегии психологической работы по проекту, системы мониторинга эмоционально-личностного развития детей с ОВЗ, анализа ресурсов, подбора методического материала и разработки тематического плана для практической работы с педагогами, родителями и детьми.

2 ЭТАП. ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

На данном этапе осуществлялась:

– мотивация и подготовка педагогов к работе с использованием здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников;

– психологизация воспитательно-образовательного процесса (работа с педагогами);

– организация индивидуальной работы с детьми (по результатам наблюдения);

– выступления с лекциями, беседами, практическая работа на родительских собраниях, конференциях, практикумах;

– оформление письменных консультаций, наглядной информации на стенде;

– создание эмоционально- благоприятной атмосферы в детском саду, отработка взаимодействия с воспитателями и узкими специалистам, с родителями воспитанников группы ДОУ.

Этапы организации комплексного сопровождения детей с ОВЗ

Организация комплексного сопровождения детей с ОВЗ осуществляются в 3 этапа:

– диагностико-прогностический;

– коррекционно-формирующий;

– оценочно-проективный.

Диагностико-прогностический этап является неотъемлемой информационной составляющей процесса сопровождения. Основные направления этапа включают:

– информацию о развитии и воспитании ребенка (анамнез, особенности воспитания в семье);

– всестороннюю оценку интеллектуального развития;

– диагностику развития психических функций;

– оценку психомоторного развития;

– оценку развития эмоционально-волевой сферы;

– оценку поведения и психологических механизмов его регуляции;

– оценку характера и особенностей личности в целом;

– прогноз пути и характера дальнейшего развития ребенка.

В процессе диагностики выявляется уровень развития психических функций, определяется, какие из них развиваются наиболее успешно, а какие отстают. Это необходимо, чтобы опираться на сохранные функции в процессе воспитательно-образовательной работы. Стимулировать развитие отстающих функций рекомендуется с помощью специальных психолого-педагогических приемов.

По завершении диагностики на каждого ребенка оформляется папка, которая ведется, пополняется в процессе сопровождения и включает:

– соглашение для родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами;

– результаты диагностики (протоколы обследования, заключения специалистов, представления на ребенка специалистов ПМПк);

– индивидуально ориентированная программа сопровождения;

– динамические результаты развития, заключения специалистов по окончании сопровождения и рекомендации по дальнейшей работе с ребенком.

3 ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Подведение итогов. Оформление материалов по проекту.

Был организован смотр-конкурс на «Лучший уголок уединения в группе». Особенностью данного мероприятия стало участие в нем самих дошкольников.

Прогнозируемые результаты использования модели для каждой категории участников:

Дети:

– позитивная адаптация к условиям ДОО;

– динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающую работу;

– эффективное формирование нарушенных функций;

– развитие личности ребенка, развитие навыков общения;

Песочная терапия

– приобретение социального опыта.

Педагоги:

– развитие психолого-педагогической компетентности, понимание специфики работы с детьми с ОВЗ;

– профессиональное самосовершенствование и самореализация через использование эффективных форм, методов и приемов работы, разработку индивидуальных программ развития детей с ОВЗ на основе психолого-педагогического прогнозирования;

– приобретение навыков работы в системе комплексного сопровождения детей.

Родители:

– получение квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ;

– адекватность установок в отношении перспектив ребенка;

– информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком, в т.ч. в рамках ПМПк ДОО;

– приобретение основ психолого-педагогических знаний по воспитанию ребенка с ОВЗ;

– получение психологической поддержки по гармонизации детско-родительских отношений.

Использование в работе системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ дает педагогу возможность понять свои успехи и неудачи, пересмотреть некоторые методы взаимодействия, используемые с детьми и родителями, профессионально совершенствоваться и пополнять свои знания.


 

Используемая литература и Интернет-ресурсы

1. Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 3., – С. 35-39.

2. Сопровождение инклюзивного образования [Электронный ресурс] ГУ ВО «Центр информатизации и оценки качества образования» Вологда, [сайт]. [2012]. URL: http://ocpmcc.edu35.ru/index.php.

3. Инклюзивное образование: методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду/ Сост. М.М. Прочухаева, Е.В. Самсонова. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 240 с.

4. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др. – Казань: Изд¬-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 204с.

5. Королева Ю. А. Факторы семейного воспитания в детерминации общения детей и подростков с интеллектуальными отклонениями в развитии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 6 (июнь). – С. 36–40. –

URL: http://e-koncept.ru/2014/14144.htm.

t1624950594aa.gif                                                  t1624950594ab.gif

Мастер-класс для родителей совместно

с детьми «Волшебный песок»                                                   "Песочная терапия»

 

t1624950594ac.gift1624950594ad.gift1624950594ae.gif

Коррекционные упражнения для детей с нарушением

опрорно-двигательного аппарата на тренажере «Балансир»

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.