Программа развития универсальных учебных действий (УУД) на ступени основного общего образования с помощью учебных предметов «Русский язык» и «Литература»
Программа развития универсальных учебных действий (УУД)
на ступени основного общего образования с помощью учебных предметов «Русский язык» и «Литература»
Программа развития универсальных учебных действий с помощью учебного предмета «Русский язык» и «Литература» составлена для учащихся 5-9 классов на основе требований ФГОС к структуре и содержанию программы формирования УУД и является подпрограммой программы развития универсальных действий (УУД) на ступени основного общего образования МКОУ «Шмаковская СОШ»
Целью программы развития УУД является обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и развивающего потенциала общего среднего образования.
Задачи программы:
обеспечить развитие универсальных ученых действий на учебных предметах «Русский язык» и «Литература»;
конкретизация требований к метапредметным результатам по классам;
определить направления работы на уроке и во внеурочной деятельности для формирования УУД;
сформировать учебный успех каждого ученика на уроках русского языка и литературы.
Пояснительная записка
. Программа предусматривает использование в учебном процессе современных образовательных технологий:
технологии ИСУД;
проектные методы обучения;
здоровьесберегающих технологий;
технологии критического мышления;
технологии мастерских;
игровые технологии;
групповые технологии;
технологии компьютерного обучения;
проблемное обучение.
В связи с тем, что у каждого ребёнка ресурс учебного успеха индивидуальный, программа предусматривает разноуровневое поэтапное развитие УУД В урочное и внеурочное время предусмотрено развитие ученика по единому образовательному маршруту, разработанному в 5-7 классах совместно с учителем, 8-9 – самостоятельно. Результатом сформированности УУД является способность каждого ученика к саморазвитию, самоанализу, самоконтролю, самосовершенствованию, самореализации. Во внеурочной деятельности развитие УУД осуществляется через вовлечение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность. Для развития личностных и коммуникативных УУД предусмотрено вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Формирование УУД и контроль на уроках русского языка и литературы осуществляется с помощью разработанного учителем на основе методик диагностирования УУД дидактического материала в соответствии с изучаемым разделом учебной программы. Программа предусматривает ведение учащимися дневника индивидуального прогресса. Для 5-6 классов предусмотрен начальный этап развития УУД.
Начальный этап развития УУД
1. Формирование умения учиться:
формирование личностных качеств;
развитие навыка смыслового чтения;
развитие умения ставить цель;
развитие умения видеть проблему и находить пути её разрешения;
умение планировать свою деятельность;
умение работать в группе:
умение находить материал в зависимости от цели и поставленных задач;
умение контролировать свои действия и поступки;
формирование познавательного интереса;
формирование умения видеть ошибки и исправлять их.
2. Развитие творческих способностей:
развитие умения работать с информацией;
развитие умения работать с ИКТ для нахождения и проверки информации;
развитие познавательных интересов;
развитие этикета и умения общаться,
развитие орфографической и пунктуационной грамотности;
3.Развитие навыка исследовательской деятельности.
4. Формирование самоанализа, самооценки, самооценки, самосовершенствования.
5. Формирование умения ценить и принимать следующие базовые ценности : «добро». «терпение», «любовь к России к своей малой родине», «природа», «семья, «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга», «доверие к людям», «милосердие», «честь» и «достоинство»;
6. уважение к своему народу, развитие толерантности;
7. Формирование интереса к выбору будущей профессии.
Способы и формы развития УУД
УУД | Формы и способы развития УУД | Диагностический инструментарий для сформированности УУД |
Личностные УУД: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения на основе определения учащимся своего места в обществе и в жизни в целом. | ||
5 класс 1) ценить и принимать следующие базовые ценности : «добро». «терпение», «любовь к России к своей малой родине», «природа», «семья, «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга», «доверие к людям», «милосердие», «честь» и «достоинство»; 2) уважение к своему народу, развитие толерантности; 3) освоение личностного смысла учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута; 4) оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с нравственных и этически ценностей гражданина России; | 1. Работа на уроке и вовнеурочной деятельности по индивидуальному образовательному маршруту. 2.Разноуровневое обучение. 3.Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс 4. Чтение произведений об известных людях Курганской области. 5. Наблюдение за красотой природы: написание сочинений, рассказов | 1. Сочинения на темы: А) «Как ты считаешь, кого можно назвать хорошим учеником?» Б) Каким я хочу быть? В) Мои размышления после прочтения произведения? Г) Моё отношение к поступку героя. 2. Опросник мотивации «Для чего я учусь?» |
6 класс: 1.Гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; | 1. Чтение произведений для формирования любви к родине, к народу. 2. Участие в исследовательской деятельности. 3. Наблюдение за красотой природы: написание сочинений, рассказов | 1. Сочинения на темы: А) «Как ты считаешь, кого можно назвать хорошим учеником?» Б)Каким я хочу быть? В) Мои размышления после прочтения произведения? Г) Моё отношение к поступку героя. 2. Опросник мотивации «Для чего я учусь?» |
7 класс: 1.Уважение личности, ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; 2.Уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; 3. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивное разрешение конфликтов. | 1. Чтение произведений, нахождение проблемы. 2. Исследовательская работа, направленная на изучение родословной. 3. Работа на уроке русского языка с текстами, направленными на формирование здорового образа жизни. 4. Диалоговые игры. | 1. Сочинения на темы: А) «Как ты считаешь, кого можно назвать хорошим учеником?» Б)Каким я хочу быть? В) Над чем меня заставило задуматься произведение? Г) Мог ли герой поступить по-другому? Д) Как бы ты поступил данной ситуации? 2. Опросник мотивации» Для чего я учусь?» |
класс: 1.Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; 2 Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, 3.Сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств – чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда при их нарушении; 4.Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; | 1. Исследовательская деятельность на материалах художественных произведений. 2..Минутки этикета. 3. Знакомство с известными людьми села. 4. Чтение произведений с определением проблемы 5.Учителя –дублёры | 1. Сочинения на темы: А) «Как ты считаешь, кого можно назвать хорошим учеником?» Б) Каким я хочу быть? В) Оцени поступок героя. Г) Что нужно было сделать герою, чтобы не совершить ошибку? Д) Из- за чего разгораются конфликты? Е) Как разрешить данную проблему? Ж) Для чего не нужно заниматься самовоспитанием и саморазвитием? |
9 класс: 1.Сформированность потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании; 2.Готовность к выбору профильного образования; 3.умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально- исторических, политических и экономических условий. | 1. Учителя – дублёры. 2. Исследовательская деятельность . 3.Создание продукта, способствующего разрешению проблемы. 4. Сочинения на профессиональную тематику. 5. Чтение произведений. | 1. Сочинения на темы: А) «Как ты считаешь, кого можно назвать хорошим учеником?» Б) Кем я хочу быть? В) Моя будущая профессия» Г) Зачем нужно знать историю страны? Д) Для чего мне нужно заниматься самовоспитанием и саморазвитием? |
Регулятивные УУД: умение организовывать свою учебную деятельность | ||
5 – 6 классы 1) ставить цель деятельности на основе определённой проблемы и существующих возможностей; 2) формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели; 3) определять действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составление алгоритма их выполнения; 4) составлять план решения проблемы; 5) определять затруднения при решении учебной или познавательной задачи и нахождение средства для их устранения; 6)определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; 7) оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или планируемого результата; 8) работать по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных результатов; 9) сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; 10) наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; 11) оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности; 12) фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов | 1.Работа на уроке и вовнеурочной деятельности по индивидуальному образовательному маршруту. 2.Разноуровневое обучение. 3. Исследовательская деятельность на материале художественных произведений. 4. Нахождение материала от поставленной цели. 5. Разработка материала для работы над ошибками. 6. Планирование сценария урока 7.Ведение « тетради – справочник», «тетради – орфографические диктанты» | 1. Найди материал, который тебе будет необходим для прохождения маршрута ( на каждом уроке ) 2. Постановка цели к каждому домашнему заданию. 3. Темы исследовательской работы: А) Найди в тексте предложения, на заданную орфограмму. Б) Найди в тексте предложения, на заданную пунктограмму. В) лингвистический анализ текста. Г) Составь орфографический диктант, используя текст прочитанного произведения 4. Задания из дидактического материала, разработанного учителем 5. Листы контроля. |
7 класс: 1) принятие и самостоятельная постановка новых учебных задач (анализ условий, выбор соответствующего способа действий, контроль и оценка его выполнения; 2) умение планировать пути достижения намеченных целей; 3) умение адекватно оценить степень объективной и субъективной трудности выполнения учебной задачи; 4 )умение обнаружить отклонение от эталонного образца и внести соответствующие коррективы в процесс выполнения учебной задачи; 5) принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. | 1.Работа на уроке и вовнеурочной деятельности по индивидуальному образовательному маршруту. 2.Разноуровневое обучение. 3. Исследовательская деятельность на материале художественных произведений. 4. Нахождение материала от поставленной цели. 5. Разработка материала для работы над ошибками. 6. Планирование сценария урока 7.. Ведение « тетради – справочник», «тетради – орфографические диктанты» | 1. Планирование маршрута изучения темы. 2. Постановка цели к каждому заданию 3. Определение проблемы в изучении темы и нахождение путей её решения. 3. Темы исследовательской работы: А) Исследуй художественный текст и найди материал для решения проблемы. В) Найди ошибки! (Проверка работы одноклассника) 4. Задания из дидактического материала, разработанного учителем |
8класс: 1. Формирование навыков целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; 2.Формирование действий планирования деятельности во времени и регуляция на основе овладения приемами управления временем (тайм-менеджмент); 3.Адекватная оценка собственных возможностей в отношении решения поставленной задачи. 4.Умение анализировать причины проблем и неудач в выполнении деятельности и находить рациональные способы их устранения; 5.Формирование рефлексивной самооценки своих возможностей управления; 6.Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. | 1.Работа на уроке и вовнеурочной деятельности по индивидуальному образовательному маршруту. 2.Разноуровневое обучение. 3. Исследовательская деятельность на материале художественных произведений. 4. Нахождение материала от поставленной цели. 5. Разработка материала для работы над ошибками. 6. Планирование сценария урока | 1. Планирование маршрута изучения темы. 2. Постановка цели к каждому заданию 3. Определение проблемы в изучении темы и нахождение путей её решения. 3. Темы исследовательской работы: А) Исследуй художественный текст и найди материал для решения проблемы. В) Найди ошибки! (Проверка работы одноклассника) 4. Задания из дидактического материала, разработанного учителем |
класс: 1.Умение самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки собственной учебной деятельности; 2.Самоконтроль в организации учебной и внеучебной деятельности; 3.Формирование навыков прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса; 4.Принятие ответственности за свой выбор организации своей учебной деятельности. | 1.Работа на уроке и вовнеурочной деятельности по индивидуальному образовательному маршруту. 2.Разноуровневое обучение. 3. Исследовательская деятельность на материале художественных произведений. 4. Нахождение материала от поставленной цели.
| 1.Нахождение в художественном тексте аргументов к проблеме. 2. Контроль за ошибками. 3. Проекты: А) определи важную учебную проблему, разработай материал для её решения (рассказ, дидактический материал и др.) Б) Разработка материала для работы над ошибками 4. Планирование сценария урока. |
Познавательные УУД включают общеучебные, логические, действия постановки проблем. | ||
5 класс: 1) самостоятельно выделять и формулировать цель; 2) ориентироваться в учебных источниках; 3) анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты; 4) самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей., сообщений; 5) уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде; 6) строить речевое высказывание в устной и письменной форме; 7)проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. | 1. Задания творческого характера 2. Учебные проекты и проектные задачи. 3. Разные виды уроков 4. Развитие по индивидуальному образовательному маршруту. | 1.Предметные тесты 2.Срезовые контрольные работы 3.Специальные срезовые тесты 4.Педагогическое наблюдение 5. Задания из дидактического материала. 6. Листы контроля. 7. Оцени себя сам. 8.Чтение с комментированием. 9. Методика «ГИТ» (установление аналогий) |
6 класс: 2. контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; 3. овладеть навыками смыслового чтения как способа осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; 4. извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; 5. определение основной и второстепенной информации; 6. давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи; 7. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. | 1. Задания творческого характера 2. Работа в группах. 3. Практические и самостоятельные работы 4. Сочинения на заданную тему 5. Смысловое чтение и извлечение необходимой информации. | 1. Предметные тесты 2.Срезовые контрольные работы 3.Специальные срезовые тесты 4.Педагогическое наблюдение 5. Задания из дидактического материала. 6. Листы контроля. 7. Оцени себя сам. 8. Во время чтения находи информацию, которая заставила над чем- то задуматься. 9. Найди в тексте средства выразительности. 10. Сжатое изложение прослушанного текста. |
7 класс: свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. | 1. Задания творческого характера 2. Работа в группах. 3. Практические и самостоятельные работы 4. Сочинения на заданную тему 5. Смысловое чтение и извлечение необходимой информации. | 1. Предметные тесты 2.Срезовые контрольные работы 3.Специальные срезовые тесты 4.Педагогическое наблюдение 5. Задания из дидактического материала. 6. Листы контроля. 7. Оцени себя сам. 8. Просмотровое чтение произведения для решения определённой задачи. 9. Найди в тексте средства выразительности. 10. Сжатое изложение прослушанного текста. |
8 класс: 1) анализ объектов, с целью выделения признаков (существенны, несущественных); 2) синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; 3) обобщать понятия- осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с наименьшим объемом к понятию с большим объемом ; | 1. Задания творческого характера 2. Работа в группах. 3. Практические и самостоятельные работы 4. Сочинения на заданную тему 5. Смысловое чтение и извлечение необходимой информации. | 1. Предметные тесты 2.Срезовые контрольные работы 3.Специальные срезовые тесты 4.Педагогическое наблюдение 5. Задания из дидактического материала. 6. Листы контроля. 7. Оцени себя сам. 8. Чтение текста разными видами чтения. 9. Сжатое изложение прослушанного текста. 10. Нахождение в прослушанном тексте и в письменных работах речевых ошибок; 11. Найди в тексте грамматические, речевые ошибки. |
класс: 1) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений; 2) овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения. | 1. Задания творческого характера 2. Работа в группах. 3. Практические и самостоятельные работы 4. Сочинения на заданную тему 5. Смысловое чтение и извлечение необходимой информации. | 1. Предметные тесты 2.Срезовые контрольные работы 3.Специальные срезовые тесты 4.Педагогическое наблюдение 5.Задания из дидактического материала. 6. Листы контроля. 7. Чтение текста разными видами чтения. 8. Сжатое изложение прослушанного текста. 9. Нахождение в прослушанном тексте и в письменных работах речевых ошибок исправление ошибок 10. Найди в тексте грамматические, речевые ошибки, исправь их. 11. Написание рецензии на работу. |
Коммуникативные УУД: умение общаться, взаимодействовать с людьми. | ||
5 класс: 1) участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; 2) оформлять свои мысли в устной и письменной речи; 3) выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; 4) отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; 5) критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого; 6) предвидеть последствия коллективных решений. | 1. Групповые формы работы; 2. Беседы, игры, сочинения; 3. КТД, 4. Урок – игра «Морской бой» 5. Урок - маршрут | 1. Опиши иллюстрацию. 2. Работая в группе, найдите ответ на вопрос 3.Сочинение на темы: а) Я хочу вам рассказать о моём классе б) Мой друг (подруга) |
6 класс: 1) понимать возможности различны точек зрения, которые не совпадают с собственной; 2) готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой позиции); 3) определять свои цели и функции участников, способы их взаимодействия; 4) планировать общие способы работы группы; 5) обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 6) уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. | Групповые формы работы; 2. Беседы, игры, сочинения; 3. КТД, 4. Урок – игра «Морской бой» 5. Урок - маршрут | 1. Опиши иллюстрацию. 2. Работая в группе, найдите ответ на вопрос 3.Сочинение на темы: а) Каким должен быть настоящий друг? б) Прав ли был …? ( при анализе прочитанного произведения) 4. Определи роли в группе каждому однокласснику. 5.Составь вопросы по содержанию прочитанного текста. |
7 класс: 1) умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; 2) способность брать на себя инициативу в организации совместного действия; 3) готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; 4) использовать адекватные языковые средства для отражения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений. | 1.Групповые формы работы; 2. Беседы, игры, сочинения; 3. КТД, 4. Урок – игра «Морской бой» 5. Урок – маршрут 6. Урок «Учителя – дублёры» 7. Урок взаимопомощи | 1. Работа в группе с целью создания коллективного проекта. 2. Работая в группе, найдите ответ на вопрос 3.Сочинение на темы: а) Что такое дружба? б) Оцените поступок окружающих людей по отношению к Юшке, герою рассказа А.А.Платонова «Юшка». 4. Определи роль в группе каждого одноклассника, исходя из проблемы. 5. Составь проблемные вопросы по прочитанному тексту. |
8 класс: 1) вступать в диалог , участвовать в коллективном осуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами родного языка; 2) умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов способом; 3) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность); 4) устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; 5) адекватное межличностное восприятие партнера. | 1.Групповые формы работы; 2. Беседы, игры, сочинения; 3. КТД, 4. Урок – игра «Морской бой» 5. Урок – маршрут 6. Урок «Учителя – дублёры» 7. Урок взаимопомощи | 1. Работа в группе с целью создания коллективного проекта. 2. Работая в группе, найдите ответ на вопрос 3.Сочинение на темы: а) Что такое честь? б) Оцените поступок Щвабрина из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». 4. Определи роль в группе каждого одноклассника, исходя из проблемы. |
класс: 1) разрешать конфликты через выявление, идентификацию проблемы, поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его; 2) управлять поведением партнера через контроль, коррекцию, оценку действий, умение убеждать; 3) речевое отображение (описание, объяснение) содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности | 1.Групповые формы работы; 2. Беседы, игры, сочинения; 3. КТД, 4. Урок – конференция 5. Урок – маршрут 6. Урок «Учителя – дублёры» 7. Урок взаимопомощи 8. Урок развивающего контроля | 1.Составление проблемных вопросов по прочитанному произведению. 2. Эссе 3. Резюме. 4.Запись своёго выступление и его самоанализ. 5. Определение конфликта в прочитанном произведении. |
Урочная деятельность
урок-исследование, урок - лаборатория, урок-защита проектов, мастерские письма, мастерские построение знаний,
учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение элементов деятельности: планирование, проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
домашнее задание от поставленной цели
Внеурочная деятельность
образовательные экскурсии по предметам;
факультативные занятия,
участие учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах и конференциях.
Для дальнейшего развития УУД необходимо наличие следующих условий:
системно-деятельностный подход (знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности);
переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанных с проблемами реальной жизни;
признание активной роли обучающегося в учении;
активное участие обучающихся в выборе методов обучения;
использование возможностей современной информационной образовательной среды;
соединение урочной и внеурочной деятельности;
включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность..
Особенности учебно-исследовательской и проектной деятельности
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность,
Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности являются интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
Большое значение для развития УУД имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы ученик самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану- это одно из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.
Работая над проектом, ученик имеют возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями, а иногда и с личными проблемами.
Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
постановка проблемы и аргументирование ее актуальности;
формулировка гипотезы исследования и раскрытия замысла- сущности будущей деятельности;
планирование исследовательских работ и раскрытие замысла- сущности будущей деятельности;
планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;
собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;
оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;
представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности:
урок-исследование, урок-лаборатория, урок- творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок – рассказ об ученых, урок- защита исследовательских проектов, урок – экспертиза «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени;
Формирование УУД с учетом форм организации проектно-исследовательской деятельности
Формы организации проектно- исследовательской деятельности | Формируемые УУД (в приоритете) |
На урочных занятия: Урок- исследование Урок-лаборатория Урок-творческий отчет Урок- рассказ об ученых Урок-защита исследовательских проектов Урок открытых мыслей Учебный эксперимент | Регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные УУД Регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные УУД Коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные УУД Коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные УУД Регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные УУД Коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные УУД Регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные УУД |
В воспитательной деятельности: Организация «Литературных марафонов» Организация предметных недель Выпуск стенгазеты Работа в группа: «Начинающие писатели», «Исследователи», «Мастера художественного слова. | Регулятивные, коммуникативные, личностные УУД Регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные УУД Регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные УУД Регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные УУД |
Планируемые результаты УУД
Результаты развития УУД на каждой ступени обучения в основной школе:
Класс | Коммуникативные умения. Коммуникативные УУД |
5 | Учитывать позиции собеседника или партнера по деятельности; действия, направленные на сотрудничество. |
6 | Совершать действия, направленные на кооперацию сотрудничества; коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. |
7 | Уметь слушать и вступать в диалог планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Управлять поведением партнера- контроль, коррекция, оценка его действий. |
8 | Работать в группе, паре, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила поведения. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
9 | Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Класс | Личностные умения. Личностные УУД |
5 | Проявлять готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика способности и к решению моральных дилемм на основе учета позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
6 | Проявлять уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия. Проявлять адекватную позитивную самооценку. |
7 | Проявлять уважение к другим народам России и мира и принятие их, уважение к истории, культурным и историческим памятникам. Проявлять готовность к самообразованию и самовоспитанию. |
8 | Освоить общекультурное наследие России и общемировое культурное наследие. Строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий. |
9 | Готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности; Готовность к выбору профильного образования; Уметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; Умение конструктивно разрешать конфликты. |
Ценностные ориентиры основного общего образования
Название целевой установки | Содержание целевой установки |
Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества | - формирование способности к сотрудничеству и коммуникации; - овладение умением выбирать адекватные стоящей жизненной задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности; -получение возможности развить способность к разработке нескольких вариантов решений жизненных задач, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения; - освоение умения оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения; приобретение опыта решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки. |
Развитие ценностно- смысловой сферы личности | - приобретение потребности вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт; -получение основ критического отношения к знанию, жизненному опыту, основ ценностных суждений и оценок; Уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигать в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами; -приобретение основ понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох. |
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности | - воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности; -формирование способности к самостоятельному пополнению знаний; -формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; -формирование целеустремленности и настойчивости к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; -формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей; - формирование готовности к выбору направления профильного образования. |
Преемственность программы УУД
Преемственность программы развития универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию предусматривает:
Изучение индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика;
Знакомство с уровнем сформированности УУД на ступени начального образования;
Координация требований, методов и приемов обучения учащихся 4-х и 5-х классов;
Разработка системы психологического сопровождения учащихся в период адаптации к основной школе.
10. Литература:
1.Горпенко Н.М, Запятая О.В, Лебединцев В.Б, Ушева Т.Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования// Народное образование, №4 2012,с.153-160
2.Зимняя И.А. Педагогическая психология, М:МПСИ, Воронеж. МОДЕК, 2010. 448с
3.Лернер И.Я Дидактические основы методов обучения. М: «Педагогика», 1981, 186с
4. Мухина И.А, Еремина Т.А. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: книга для учителя.- СПб.:СПбГУМП,2002,210 с.
5. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активации обучения, М.: Akademia, 2006, 176 с 4.
6. Педагогические мастерские по литературе/ Под ред. А.Н.Сиваковой, СПб.: «Корифей», 2000, 352 с.
7. Теоретические основы процесса обучения в советской школе/ Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера М.: «Педагогика», 1989, 320 с.
8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действий к мысли// Учебное пособие/Под ред. А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2011, 159 с.
9. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов, СПб Питер, 2001, с. 384-401.
16