Выступление «Приёмы формирования и развития регулятивных универсальных учебных действий»
«Формирование универсальных учебных действий учащихся
на уроках химии и биологии»
Выступление на РМО учителей биологии и химии
Тема: «Приемы формирования и развития регулятивных универсальных учебных действий»
Лукьянова Е.А., учитель химии МКОУ СОШ № 4
Универсальные учебные действия (УУД) Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности:
познавательные и учебные мотивы;
учебная цель;
учебная задача;
учебные действия и операции;
Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
В программе развития универсальных учебных действий выделены четыре блока,
Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность,
учитывая все её компоненты:
ЦЕЛЬ
МОТИВ
ПРОГНОЗ
СРЕДСТВА
КОНТРОЛЬ
ОЦЕНКА
Приемы формирования и развития регулятивных универсальных учебных действий.
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
· «преднамеренные ошибки»;
· поиск информации в предложенных источниках;
· взаимоконтроль
· диспут
· заучивание материала наизусть в классе
· контрольный опрос на определенную проблему.
Рассмотрим несколько примеров
1. Что является лишним в данном перечне: Растения, животные, грибы, водоросли, бактерии. яблоко, яблоня, осина, береза.
2. Выстроить логические цепочки, т.е. упорядочить набор слов. Плод, почка, семя, цветок. Клетка, лес, растительность, береза, ядро, лист.
3. Терминологический диктант (один ученик придумывает сам термины, четко произносит заранее продуманный вопрос, а другой учащийся вспоминает и записывает на своем листе номер вопроса и ответ – один или несколько терминов).
1. Как называется жидкая часть крови? (Плазма)
2. Как называются красные кровяные клетки? (Эритроциты)
3. Клетки, с помощью которых кровь сворачивается? (Тромбоциты)
4. Какие клетки крови не имеют ядра? (Эритроциты)
5. Какие клетки крови обеспечивают иммунитет? (Лейкоциты)
6. Процесс уничтожения лейкоцитами чужеродных тел? (Фагоцитоз)
7. К какому типу тканей относится кровь? (Соединительная)
8. Как называется нерастворимый белок крови, необходимый для образования тромба? (Фибрин)
9. Что относится к внутренней среде организма? (Кровь, лимфа, межтканевая жидкость)
10. Заболевание человека, при котором он может умереть даже от небольшой царапинки? (Гемофилия).
При выполнении этих заданий формируется умение самостоятельно определять цель учебной деятельности.
Итак, что же дают универсальные учебные действия?
обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ученика и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
Используемая литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2. А.Г. Асмолов и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Система заданий. М. «Просвещение», 2010
3. Н. Л. Галеева «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии», М. 2006
4. Н.Н. Жукова «Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся на уроках биологии». Журнал «Справочник заместителя директора школы», № 6, 2011 г.
5. Г.И. Лернер «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе», №7, 2011