Программа развивающего курса «Риторика» (4 класс)
Программа развивающего курса «Риторика» 4 класс
Составитель: Раимбердиева Г.Е
Город Тараз
Программа развивающего курса
«Риторика»
Класс: 4
Составитель: Корнева Ирина Леонидовна
Количество часов на год: 34
В неделю: 1 час
Учебно-методический комплекс:
Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. 4 класс. Москва, «Баласс», 2008.
Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Методическое пособие. Москва, «Баласс», 2008.
Цель курса:
апробация и внедрение методов и моделей работы по развитию речи, интеллектуальных способностей
активизация творческой мысли детей младшего школьного возраста
Задачи курса:
апробировать и внедрить в учебный процесс методы интерактивного чтения
развивать познавательный процесс с помощью творческих работ учащихся
содействовать привитию интереса к чтению, литературе
пробудить и сформировать у детей интерес к риторике как искусству
Пояснительная записка
Дар слова важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. К. Паустовский писал: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и... блеск красок и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы». Но, к сожалению, не каждому дано освоить это богатство сполна. Если в арсенале А. С. Пушкина была 21 тысяча слов, то многие наши современники обходятся несколькими тысячами, а то и куда меньшим количеством слов, что является показателем уровня мышления, культуры общения. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни.
Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи, письма и чтения. Чтобы помочь школьникам осваивать богатство родного языка, в учебный процесс введён курс риторики. В нём подобран материал по культуре речи, лексике, грамматике. В программу вошли небольшие рассказы по истории родного языка, направленные на пробуждение интереса у детей к языковым явлениям, к риторике, искусству слова.
Разделы «Почему мы так говорим?», «Тайны слова» содержат богатый познавательный материал, приобщающий детей к истокам слова. Развить лингвистические способности, чувство языка, освоить некоторые правила орфографии помогут задания и упражнения из разделов «Занимательная грамматика» и «В часы досуга».
Сведения о словарях, справочной литературе для учеников даны в игровой и познавательной форме.
От страницы к странице, от задания к заданию дети пройдут увлекательный путь ознакомления с различными секретами слова.
Прогнозируемый результат
(Основные знания, умения)
Высокий уровень интереса к урокам литературы
Способность к фантазированию, воображению и моделированию
Проявление догадливости, сообразительности; открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах
Проявление радостных эмоций в процессе работы
Способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества
Стремление к оригинальности
Проявление самостоятельности в работе
Умение преодолевать возникшие трудности
Программа курса
Тема урока |
Цель занятия |
Дидактический материал |
|
1 неделя |
|||
Общение. Проверь себя. Речевая ситуация. |
Пробудить и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, способность к восприятию красоты слова |
Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. |
|
2 неделя |
|||
2. Учитывай, с кем, почему, для чего... ты общаешься |
Формирование культуры речи учащихся, способности к восприятию красоты слова |
Зайцев Н. А. 100 поговорок и 300 загадок. |
|
3 неделя |
|||
3. Улыбнись улыбкою своею. Особенности говорения. |
Пробудить и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, способность к восприятию красоты слова |
Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. |
|
4 неделя |
|||
4. Речевые отрезки и паузы. |
Развитие познавательного процесса с помощью творческих работ учащихся |
Зайцев Н. А. 100 поговорок и 300 загадок. |
|
5 неделя |
|||
5. Успокоить. Утешить словом. Утешить - помочь. Утешить – поддержать. |
Формирование культуры речи учащихся, способности к восприятию красоты слова |
Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. |
|
6 неделя |
|||
6. Какой я слушатель. Я - читатель |
Формирование способности перевода зрительной информации в кинестетическую и обратно |
Зайцев Н. А. 100 поговорок и 300 загадок. Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. |
|
7 неделя |
|||
7. Текст Типы текстов. Яркие признаки текста |
Пробудить и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, способность к восприятию красоты слова |
Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. |
|
8 неделя |
|||
8. Абзацные отступы. |
Формирование способности перевода зрительной информации в кинестетическую и обратно |
Зайцев Н. А. 100 поговорок и 300 загадок. |
|
9 неделя |
|||
9. Запрет-предостережение. Запрет - строгий и мягкий. |
Содействие развитию навыка устного изложения собственных мыслей |
Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. |
|
10 неделя |
|||
10. Знаки вокруг нас. |
Формирование культуры речи учащихся, способности к восприятию красоты слова |
Зайцев Н. А. 100 поговорок и 300 загадок. |
|
11 неделя |
|||
11. Перед тобой дорожные знаки |
ПДД |
Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. |
|
12 неделя |
|||
12. Знаки-символы и знаки – копии. |
Формирование культуры речи учащихся, способности к восприятию красоты слова |
Зайцев Н. А. 100 поговорок и 300 загадок. |
|
13 неделя |
|||
13. Языковые знаки. |
Развитие познавательного процесса с помощью творческих работ учащихся |
Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. |
|
14 неделя |
|||
14. Опорные конспекты. |
Развитие устной речи учащихся и расширение кругозора |
Зайцев Н. А. 100 поговорок и 300 загадок. |
|
15 неделя |
|||
15. Описание. |
Развитие познавательного процесса с помощью творческих работ учащихся |
Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. |
|
16 неделя |
|||
16. Вежливая оценка. |
Формирование культуры речи учащихся, способности к восприятию красоты слова |
Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. |
|
17 неделя |
|||
17. Скажи мне, почему. |
Развитие устной речи учащихся и расширение кругозора |
Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. |
|
18 неделя |
|||
18. Аргументы. |
Формирование способности перевода зрительной информации в кинестетическую и обратно |
Зайцев Н. А. 100 поговорок и 300 загадок. |
|
19 неделя |
|||
19. Во-первых, во-вторых, в - третьих. |
Развитие познавательного процесса с помощью творческих работ учащихся |
Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. |
|
20 неделя |
|||
20. Вступление и заключение. |
Развитие устной и письменной речи учащихся |
Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. |
|
21 неделя |
|||
21. Речевые жанры. Словарная статья. |
Углубленное и перспективно-опережающее обучение основам риторики |
Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. |
|
22 неделя |
|||
22. Рассказ. |
Углубленное и перспективно-опережающее обучение основам риторики |
Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. |
|
23 неделя |
|||
23. Служба новостей. Что такое информация. |
Углубленное и перспективно-опережающее обучение основам риторики |
Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. |
|
24 неделя |
|||
24. Газетная информация. . |
Развитие познавательного процесса с помощью творческих работ учащихся |
Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. |
|
25 неделя |
|||
25. Факты, события и отношение к ним. |
Развитие познавательного процесса с помощью творческих работ учащихся |
Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. |
|
26 неделя |
|||
26. Информационные жанры. |
Развитие познавательного процесса с помощью творческих работ учащихся |
Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. |
|
27 неделя |
|||
27. Хроника. |
Развитие познавательного процесса с помощью творческих работ учащихся |
Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. |
|
28 неделя |
|||
28. Информационная заметка. |
Формирование культуры речи учащихся, способности к восприятию красоты слова |
Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. |
|
29 неделя |
|||
29. Подпись под фотографией. |
Содействие развитию навыка изложения собственных мыслей |
Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. |
|
30 неделя |
|||
30. Обобщение. Говорю, пишу, читаю, слушаю. |
Содействие актёрскому мастерству |
Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. |
|
31 неделя |
|||
31. Речевые жанры. Этикетные жанры и слова вежливости. |
Формирование культуры речи учащихся, способности к восприятию красоты слова |
Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. |
|
32 неделя |
|||
32. Этикетные диалоги. Речевые привычки. |
Содействие актёрскому мастерству |
Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. |
|
33 неделя |
|||
33. Учись красноречию! |
Формирование культуры речи учащихся, способности к восприятию красоты слова |
Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. |
|
34. Майская газета. |
Формирование культуры речи учащихся, способности к восприятию красоты слова |
Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. |