Программа развивающего курса «Риторика» (4 класс)

5
0
Материал опубликован 10 April 2016

Программа развивающего курса «Риторика» 4 класс

Составитель: Раимбердиева Г.Е

 

Город Тараз

Программа развивающего курса

«Риторика»

Класс: 4

Составитель: Корнева Ирина Леонидовна

 

Количество часов на год: 34

В неделю: 1 час

Учебно-методический комплекс:

Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. 4 класс. Москва, «Баласс», 2008.

Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Методическое пособие. Москва, «Баласс», 2008.

Цель курса:

апробация и внедрение методов и моделей работы по развитию речи, интеллектуальных способностей

активизация творческой мысли детей младшего школьного возраста

Задачи курса:

апробировать и внедрить в учебный процесс методы интерактивного чтения

развивать познавательный процесс с помощью творческих работ учащихся

содействовать привитию интереса к чтению, литературе

пробудить и сформировать у детей интерес к риторике как искусству

Пояснительная записка

Дар слова важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. К. Паустовский писал: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и... блеск красок и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы». Но, к сожалению, не каждому дано освоить это богатство сполна. Если в арсенале А. С. Пушкина была 21 тысяча слов, то многие наши современники обходятся несколькими тысячами, а то и куда меньшим количеством слов, что является показателем уровня мышления, культуры общения. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни.

Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи, письма и чтения. Чтобы помочь школьникам осваивать богатство родного языка, в учебный процесс введён курс риторики. В нём подобран материал по культуре речи, лексике, грамматике. В программу вошли небольшие рассказы по истории родного языка, направленные на пробуждение интереса у детей к языковым явлениям, к риторике, искусству слова.
Разделы «Почему мы так говорим?», «Тайны слова» содержат богатый познавательный материал, приобщающий детей к истокам слова. Развить лингвистические способности, чувство языка, освоить некоторые правила орфографии помогут задания и упражнения из разделов «Занимательная грамматика» и «В часы досуга».

Сведения о словарях, справочной литературе для учеников даны в игровой и познавательной форме.
От страницы к странице, от задания к заданию дети пройдут увлекательный путь ознакомления с различными секретами слова.

Прогнозируемый результат

(Основные знания, умения)

Высокий уровень интереса к урокам литературы

Способность к фантазированию, воображению и моделированию

Проявление догадливости, сообразительности; открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах

Проявление радостных эмоций в процессе работы

Способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества

Стремление к оригинальности

Проявление самостоятельности в работе

Умение преодолевать возникшие трудности
 

Программа курса

Тема урока

Цель занятия

Дидактический материал

1 неделя

 

Общение.

Проверь себя.

Речевая ситуация.

Пробудить и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, способность к восприятию красоты слова

Т.А. Ладыженская,

Н.В. Ладыженская.

Детская риторика в

рассказах и рисунках.

2 неделя

   

2. Учитывай, с кем, почему, для чего... ты общаешься

Формирование культуры речи учащихся, способности к восприятию красоты слова

Зайцев Н. А. 100 поговорок и 300 загадок.

3 неделя

   

3. Улыбнись улыбкою своею. Особенности говорения.

Пробудить и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, способность к восприятию красоты слова

Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.

4 неделя

   

4. Речевые отрезки и паузы.

Развитие познавательного процесса с помощью творческих работ учащихся

Зайцев Н. А. 100 поговорок и 300 загадок.

5 неделя

   

5. Успокоить. Утешить словом. Утешить - помочь. Утешить – поддержать.

Формирование культуры речи учащихся, способности к восприятию красоты слова

Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках.

6 неделя

   

6. Какой я слушатель. Я - читатель

Формирование способности перевода зрительной информации в кинестетическую и

обратно

Зайцев Н. А. 100 поговорок и 300 загадок.

Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках.

7 неделя

   

7. Текст

Типы текстов. Яркие признаки текста

Пробудить и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, способность к восприятию красоты слова

Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках.

8 неделя

   

8. Абзацные отступы.

Формирование способности перевода зрительной информации в кинестетическую и обратно

Зайцев Н. А. 100 поговорок и 300 загадок.

9 неделя

   

9. Запрет-предостережение. Запрет - строгий и мягкий.

Содействие развитию навыка устного изложения собственных мыслей

Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках.

10 неделя

   

10. Знаки вокруг нас.

Формирование культуры речи учащихся, способности к восприятию красоты слова

Зайцев Н. А. 100 поговорок и 300 загадок.

11 неделя

   

11. Перед тобой дорожные знаки

ПДД

Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках.

12 неделя

   

12. Знаки-символы и знаки – копии.

Формирование культуры речи учащихся, способности к восприятию красоты слова

Зайцев Н. А. 100 поговорок и 300 загадок.

13 неделя

   

13. Языковые знаки.

Развитие познавательного процесса с помощью творческих работ учащихся

Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках.

14 неделя

   

14. Опорные конспекты.

Развитие устной речи учащихся и расширение кругозора

Зайцев Н. А. 100 поговорок и 300 загадок.

15 неделя

   

15. Описание.

Развитие познавательного процесса с помощью творческих работ учащихся

Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках.

16 неделя

   

16. Вежливая оценка.

Формирование культуры речи учащихся, способности к восприятию красоты слова

Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках.

17 неделя

   

17. Скажи мне, почему.

Развитие устной речи учащихся и расширение кругозора

Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках.

18 неделя

   

18. Аргументы.

Формирование способности перевода зрительной информации в кинестетическую и обратно

Зайцев Н. А. 100 поговорок и 300 загадок.

19 неделя

   

19. Во-первых, во-вторых, в - третьих.

Развитие познавательного процесса с помощью творческих работ учащихся

Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках.

20 неделя

   

20. Вступление и заключение.

Развитие устной и письменной речи учащихся

Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках.

21 неделя

   

21. Речевые жанры.

Словарная статья.

Углубленное и перспективно-опережающее обучение

основам риторики

Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках.

22 неделя

   

22. Рассказ.

Углубленное и перспективно-опережающее обучение

основам риторики

Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках.

23 неделя

   

23. Служба новостей. Что такое информация.

Углубленное и перспективно-опережающее обучение

основам риторики

Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках.

24 неделя

   

24. Газетная информация.

.

Развитие познавательного процесса с помощью творческих работ учащихся

Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках.

25 неделя

   

25. Факты, события и отношение к ним.

Развитие познавательного процесса с помощью творческих работ учащихся

Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках.

26 неделя

   

26. Информационные жанры.

Развитие познавательного процесса с помощью творческих работ учащихся

Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках.

27 неделя

   

27. Хроника.

Развитие познавательного процесса с помощью творческих работ учащихся

Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках.

28 неделя

   

28. Информационная заметка.

Формирование культуры речи учащихся, способности к восприятию красоты слова

Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках.

29 неделя

   

29. Подпись под фотографией.

Содействие развитию навыка изложения собственных мыслей

Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.

30 неделя

   

30. Обобщение.

Говорю, пишу, читаю, слушаю.

Содействие актёрскому мастерству

Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках.

31 неделя

   

31. Речевые жанры. Этикетные жанры и слова вежливости.

Формирование культуры речи учащихся, способности к восприятию красоты слова

Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.

32 неделя

   

32. Этикетные диалоги. Речевые привычки.

Содействие актёрскому мастерству

Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках.

33 неделя

   

33. Учись красноречию!

Формирование культуры речи учащихся, способности к восприятию красоты слова

Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках.

34. Майская газета.

Формирование культуры речи учащихся, способности к восприятию красоты слова

Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках.

Комментарии
Комментариев пока нет.