Программа на тему «Развивающие настольные игры»

0
0
Материал опубликован 27 November 2020

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

t1606488526aa.gif

ПРИНЯТО

на заседании ШМО
протокол №______
от ______2020 года
руководитель

_____ ______________ подпись Ф.И.О.

 

ЧУЛЫМСКОГО РАЙОНА


СОГЛАСОВАНО

 

Заместитель директора по УВР

_____ _______________

подпись Ф.И.О.

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

ПРОГРАММА

РАЗВИВАЮЩИЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

для детей 5,6 – 7 лет



Срок реализации 1 учебный год

Учитель _Федина Валентина Александровна



 




 

2020 – 2021 учебный год
 

 

 

 


 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел

1.1 Нормативная база
1.2 Пояснительная записка …………………………………. с. 2
1.3  Возрастные особенности детей ………………………… с. 4
1.4 Планируемые результаты ……………………………….. с. 6

2. Содержательный раздел

2.1 Обеспечение (настольные игры)
2.2 Содержание курса ………………………………….. …с. 7
2.3  Календарно – тематическое планирование ……….. с. 11

3. Организационный раздел

3.1 Календарный учебный график ………………………... с. 13
3.2 Литература
3.3 Методика диагностики развития познавательных
процессов детей 6 -7 лет (Д. Векслера, Л.А. Венгера и
В.В. Холмовской) …………………………………………. с. 14


 


 




 

 

 


 

1. Целевой раздел


1.1 Нормативная база
Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Развивающие настольные игры " разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года) с учётом нормативных документов:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12. 2006г. 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года.


 

1.2 Пояснительная записка
Дошкольное детство – период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности.
Известно что, основы всестороннего развития ребёнка закладываются в дошкольном возрасте. Вовремя начатое развитие и воспитание детей обеспечивает стабильное интеллектуальное развитие. Игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, поэтому во время игр ребёнок успешнее получает и усваивает знания и навыки для становления своей личности. Прогрессивное развивающее значение игры состоит в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, в подготовке его к новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребенка к обучению.
Одной из форм развивающего воспитания и обучения являются развивающие настольные игры.

Во всех играх можно выделить характерные для них общие признаки:
1. Каждая игра представляет набор задач, которые ребенок решает с помощью различных предметов;
2. Задачи расположены в порядке возрастания сложности – постепенного и
постоянного усложнения;
3. Большинство игр позволяет заниматься творческой деятельностью.
Все игры отвечают основному принципу обучения – самостоятельно от простого к сложному.
Через игру, дети развивают внимание, память, воображение, речь, логическое и творческое мышление. Развивающие игры способствуют творческому развитию личности ребенка-дошкольника.

Цель программы: повышение уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к школе через развитие познавательных процессов, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством развивающих игр.

Задачи:

Обучающие:

1. Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, обдумывать и планировать свои действия.

Развивающие:

2. Развивать внимание, речь, память, логическое мышление, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Воспитательные:

3. Воспитывать объективное отношение к себе, умение работать в группе, положительную мотивацию к обучению в школе.

Основные принципы программы
Программа «Развивающие настольные игры» включает следующие принципы:
• единство обучающих, развивающих и воспитательных задач;
• деятельный подход к реализации содержания программы;
• интеграция совместной деятельности педагога и ребенка и его самостоятельная деятельность;
• психологическая комфортность — создание условий для раскованной
деятельности, стимулирующей самостоятельную познавательную, творческую активность ребенка;
• креативный подход — воспитание у детей способности, потребности и умения самостоятельно делать выбор и принимать решения.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста по 1 занятию в неделю продолжительность 25 – 30 минут,
всего 32 занятия в год.

1.3  Возрастные особенности детей

Теоретические основания психолого-педагогической работы
с детьми предшкольного возраста
(5,6 —7 лет)

В этом возрасте происходит интенсивное развитие ин­теллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлени­ях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в стар­шую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей. Учителю нужно помочь детям понять это но­вое положение, поддерживать в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более слож­ных задач познания, общения, деятельности.
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрос­лых, учитель обеспечивает условия для развития детской самосто­ятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создаёт ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними всё более сложные задачи, развивает их волю, поддержи­вает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до кон­ца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предо­ставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять её), обдумать путь к её до­стижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача учителя — пробудить интерес к творчеству. Этому спо­собствуют создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Дети 5,6 – 7лет начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создаёт осо­бый настрой. Интерес к школе разви­вается естественным путём: в общении с учителем, через встречи с учителями предметниками, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжет­но-ролевые игры на школьную тему. Главное — связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста своих достижений, с потребностью познания и осво­ения нового. Поэтому необходимо развить внимание и память детей, формировать элементарный самоконтроль, способность к само регуляции своих действий. Этому способствуют разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска оши­бок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями.
Начинают формироваться новые психологи­ческие механизмы деятельности и поведения, закладывается осно­ва
произвольного поведения. Ребёнок усваивает опре­делённую систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе. Ребёнок может пре­одолеть эгоцентризм и принять в расчёт позицию собеседника. В играх проявляется не только то, что ребёнок узнал из собственно­го опыта, но и то, что он усвоил из книг, рассказов взрослых, а также из тех ситуаций, которые он наблюдал со стороны.
Существенно усложняется диалогическая
речь: дети способны активно участвовать в беседе, до­вольно полно и просто отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопро­сы. Кроме того, совершенствуется и монологическая речь (с опорой на наглядный материал дети могут составить описание картинки и т.д.). Также появляется возможность пересказывать литературные произ­ведения.

Детям всё чаще приходится решать более сложные и разнообразные задачи, требующие от него выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, дей­ствиями. Мышлению присуща конкретная образность.
Знают обобщающие слова основных категорий. Основные вопросы: «Откуда это взялось? Из чего это сделано? Что бу­дет после...?» Дети по-прежнему задают много вопросов об устройстве мира и хорошо запоминают объяснения взрослых, поскольку широко используют
произвольное запоминание. Значительного развития достигает словесно-логиче­ская память. Увеличивается объём запоминаемого материала.

Развитие воображения проявляется первыми мечтами о будущем. Дети способны создавать свои воображаемые миры и населять их воображаемыми персонажами. В рисунке могут изобразить не суще­ствующие в природе предметы.
Произвольное
внимание всё еще остаётся довольно неустойчивым, ребёнок легко отвлекается на внешние раздражители. Дети становятся способны удерживать внимание на дей­ствиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый ин­терес. Благодаря умению внимательно рассматривать предметы, форми­руется новое качество — управляемость восприятия. Появляется си­стематическое рассматривание, движение взора характеризуется по­следовательностью.

 

1.4 Планируемые результаты:

 

Итогом реализации программы должно стать развитие познавательных процессов, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению; воспитание творческой личности, у которой в достаточной мере будут развиты способность к рациональной организации деятельности; повышение уровня готовности к школе.

К концу года овладевают возможностью:

анализировать;

сравнивать;

обобщать;

классифицировать;

осуществлять решение в соответствии с заданными правилами;

обдумывать и планировать свои действия;

аргументировать свои высказывания;

строить простейшие умозаключения;

рационально организовывать деятельность;

объективно относиться к себе;

работать в группе;

иметь положительную мотивацию к обучению в школе.


 

2. Содержательный раздел

2.1 Обеспечение (настольные игры):

пазлы ( разной сложности),

мозаики,

лото: «Зелёный луг» - ботаническое,
«Буквы и цифры»,
«Растения и животные»,
«Угадай животных» с загадками,

 

домино: транспорт,
плоды,

«Собирай –ка» ,

«Умные пазлы»,

конструктор – мозаика,

лего,

техно – конструктор,

«Мемо» в мире животных,

«Отгадай - ка»,

Игры с игровым полем:

По сказке Буратино,

По сказке «Красная шапочка»,

Подводный мир,

Единорожки,

Цыплята,

Космическая игра,

«Земляне против инопланетян»,

Цветы для мамы,

Супер геройчики,

Осенняя экспедиция,

Лесная сказка


2.2 Содержание курса

Пазлы (от простых к сложным). – 3 часа
Целью данного метода является формирование внимания, сосредоточенности, умения собирать и анализировать полученную информацию.
Основным элементом метода «пазлы» является пазл, который с английского языка переводится как «недоумение, замешательство, загадка, головоломка, поставить в тупик, ломать голову, разобраться в чем-то, распутать».



 

Мозаики – 4 часа

Цель данной игры: сопоставление деталей с соседними таким образом, чтобы все детали вместе составили общую картину.
Значение мозаики в развитии ребенка:

1. мозаика развивает мелкую моторику рук (действуя с мелкими деталями, ребенок подготавливает руку к письму. Это очень важно для подготовки детей к школе и дальнейшего его обучения).

2. развивает и совершенствует сенсорные эталоны (цвет, форма)

3. развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, фантазию, речь

4. развивает познавательную активность детей, т. е желание принять, заинтересовавшую ребенка информацию, и действовать в соответствии с ней самостоятельно, с проявлением элементов творчества

5. развивает конструктивные способности (умение действовать по схеме, образцу)

6. развивает математические способности у детей: счет, пространственную ориентировку.

7. вырабатывает у детей художественный вкус, за счет ярких, красочных, эстетичных и необычных композиций

8. мозаика способствует воспитанию столь важных качеств личности человека, как целеустремленность, самостоятельность, усидчивость, терпение, аккуратность, а самое главное, закладывает творческое начало.


 

Лото – 4 часа
В чем же преимущества этой настольной игры, чему она учит? Прежде всего, дети действительно получают удовольствие, особенно если игровой процесс проходит в веселой и непринужденной атмосфере. Но есть еще немало положительных моментов. Благодаря карточкам происходит развитие кругозора (можно выбрать варианты с иллюстрацией объектов животного и растительного мира и попутно рассказывать о них пару интересных фактов). Работа с фишками помогает улучшить мелкую моторику, что положительным образом скажется на развитии речи, ведь мозговые центры, отвечающие на движения пальцев и речевые навыки, напрямую взаимосвязаны. Ребенок учится моделировать игровую ситуацию, просчитывать вероятность победы, принимать решения. И при этом даже не догадается, что получает важный жизненный урок. Совершенствуется внимание, память, наблюдательность. В дальнейшем, используя карточки с цифрами, можно будет закрепить знания ребенка по счету и т. д.


 

Домино – 2 часа
Цель:
1. Закреплять и расширять знания детей.
2. Развивать внимание, память, усидчивость, наблюдательность, ориентировку в пространстве, мелкую моторику.
3. Активизировать речь детей.
4. Работать по правилам коллектива.

Правила игры: https://razvivashka.online/games/pravila-igry-v-domino


 

Собирай – ка – 3 часа

Разновидности конструкторов с буклет с занимательными занятиями и схемами сборки фигур. Развивает воображение, образное мышление, фантазию, творческие и познавательные способности. Конструируя, ребенок развивает мелкую моторику, наблюдательность и логику. Стремясь добиться определённого результата, он становится настойчивым.
https://vk.com/album-40355439_213582874

Лего – 4 часа
Что дает игра в Лего?

Играя, в Лего у ребенка наращиваются конструкторские способности.

Конструктор совершенствует  детское творчество, с его помощью можно сделать игрушку и поиграть с ней;

Так же развиваются двигательные функции ребенка;

Речь ребенка;

Зарождается познавательная и исследовательская деятельность;

Совершенствуется умственная деятельность;

Развивается мелкая моторика рук;

Вырабатывается эстетический вкус;

Устанавливается любознательность и находчивость.

https://promany.ru/lego-sxemy


 

«Мемо» - 2 часа

 Игра проста, занимательна, уникальна. Буквально с первых минут дети попадают на «экскурсию» по самым красивым и значимым местам нашей страны, знакомятся с архитектурой разных городов, открывают чудеса природы и космоса. Для тех, кто хочет познавать окружающий мир интересно, этот вид логического путешествия будет настоящим подарком, источником новых представлений !Эта игра поможет развить память. Необходимо собрать как можно больше пар карточек, т.е. две карточки с одинаковой картинкой. ( Разложить карточки на столе картинками вниз. Начинает игру самый младший игрок. Ход переходит по часовой стрелке). Игроки по очереди переворачивают по две карточки таким образом, чтобы все могли видеть изображенные на них картинки. Если картинки на карточках одинаковые, то игрок забирает их. Он может продолжать игру до тех пор, пока он находит карточки с одинаковыми картинками. Если картинки на карточках не совпадают, то игрок кладёт карточки обратно картинками вниз и ход переходит к следующему игроку, сидящему слева. Выигрывает тот игрок, который к концу игры наберет большее количество парных карточек. https://www.mosigra.ru/Face/Show/memo_wildanimals/rules/


 

Отгадайка – 2 часа

Настольная игра «Отгадайка» предназначена для индивидуальных и групповых занятий с детьми. Выполняя интересные задания игры, ребенок разовьет логическое мышление, внимание, память, зрительное восприятие и воображение. Задания напечатаны на карточках с яркими и красочными картинками.


 

Игровое поле – 8 часов

Игры способны развивать различные способности и фантазию. Тем самым они смогут расширить кругозор, освоить новые понятия и пополнить лексикон;

позволяют интересно провести досуг. К тому же, они помогают сближаться со сверстниками. Происходит это благодаря живому и настоящему общению;

настольные игры будут полезны для детей всех возрастов. Стоит отметить, что в современном мире дети довольно часто увлечены лишь компьютерными играми. Однако, с настольной ребенок сможет проводить время в окружении не виртуальных героев, а реальных людей. И, к тому же, не будет портить свою осанку и зрение;

игры способны тренировать реакцию и память. А также, помогают в развитии логики и внимания.


 

2.3  Календарно –тематическое планирование

 


занятия

Тема занятия

Кол - во
часов

Дата проведения

Тема 1: Пазлы (от простых к сложным) – 3 часа

1

Пазлы. Виды пазл. Работа в группе

1

 

2

Пазлы. Индивидуальная работа. Простой и средний уровень сложности

1

 

3

Пазлы. Индивидуальная работа по
интересам.
В группе – сложный уровень

1

 

 

 

 

Тема – 1:Мозаика – 4 часа

4 (1)

Напольная мозаика - пазл

1

 

5 (2)

Правила игры – работы с мозаикой.
работа в паре

1

 

6 (3)

Индивидуальная работа (по интересам)

1

 

7 (4)

Выставка работ. Индивидуальных, в паре и групповых

1

 

Тема -3: Детское лото – 4 часа

8 (1)

Детское лото «Растения и животные»

1

 

9 (2)

Детское лото «Угадай животных» (с загадками)

1

 

10 (3)

Детское лото «Зеленый друг»

1

 

11 (4)

Детское лото «Буквы и цифры»

1

 

Тема – 4: Домино детское – 2 часа

12 (1)

Детское домино «Транспорт»

1

 

13 (2)

Детское домино «Плоды»

1

 

Тема – 5: Собирай - ка – 3 часа

14 (1)

Конструктор «Собирайка»

1

 

15 (2)

Конструктор «Умные пазлы»

 

1

 

16 (3)

Конструктор - мозаика

1

 

Тема – 6: Лего – 4 часа

17 (1)

«Техно» - конструктор

1

 

18 (2)

Лего. Работа в парах

1

 

19 (3)

Лего. По интересам

1

 

20 (4)

Лего. Групповая работа

1

 

Тема – 7: «Мемо» - 2 часа

21 (1)

Правило игры «Мемо». (Играем под руководством учителя)

1

 

22 (2)

«Мемо». (Играем под руководством одного из детей)

1

 

Тема – 8: «Отгадайка» – 2 часа

23 (1)

Правило игры «Отгадайка». (Играем под руководством учителя)

1

 

24 (2)

Игра «Отгадайка». (Играем в парах)

1

 

Тема – 9: Настольные игры с игровым полем – 8 часов

25 (1)

Настольная игра с игровым полем «Красная шапочка»

1

 

26 (2)

Настольная игра с игровым полем «Приключения Буратино»

1

 

27 (3)

Настольная игра с игровым полем «Подводный мир»

1

 

28 (4)

Настольная игра с игровым полем «Единорожки»

1

 

29 (5)

Настольная игра с игровым полем «Цыплята»

1

 

30 (6)

Настольная игра с игровым полем «Космическая игра»

1

 

31 (7)

Настольная игра с игровым полем «Земляне против инопланетян»

1

 

32 (8)

Настольные игры с игровым полем «Цветы для мамы», «Супер геройчики», «Осенняя экспедиция», «Лесная сказка».

1

 


 


 

3. Организационный раздел

3.1 Календарный учебный график

Содержание

5,6-7 лет

Количество групп

2

Начало учебного года

7 сентября 2020г

Окончание учебного года

28 мая 2021 г.

Сроки проведения родительских собраний

Сентябрь, май

Продолжительность учебного года

Всего недель

32

Продолжительность рабочей недели

4 дней

Дни занятий

четверг

Время занятий

10.30-11.00

13.30 – 14.00

Недельная образовательная нагрузка

1

Длительность условного учебного часа (в минутах)

Не более 30 мин


 


 


 


 


 


 


 

3.2 Литература:

Косенко Н.Т. «Формирование творческой активности в игре»// Дошкольное воспитание – 1999 г. № 12;

2. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» - М., Просвещение, 1992 г.;

Чернобай С.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде (серия “Работаем по новым стандартам”) (ФГОС)/ М.: Просвещение, 2012 г.


 

Карманова Е.В. Методика использования сетевых социальных сервисов Web 2.0 в учебном процессе : учебно-методическое пособие / Е.В. Карманова, М.А. Яковенко. – Магнитогорск : МаГУ, 2008. – 59 с.


 


 

 

3.3 Методика диагностики развития познавательных процессов детей 6 -7 лет

(Д. Векслера, Л.А. Венгера и В.В. Холмовской)

 

Дополнение фраз

Диагностирует способность детей устанавливать причинно-следственные связи в окружающей среде. Даёт возможность получить более объективную информацию об осведомлённости ребёнка, его ориентировке в окружающем.

Инструкция к проведению:

- Мы будем сейчас играть с тобой в интересную игру. Я буду говорить тебе начало предложения, а ты его будешь заканчивать. Давай попробуем: «Если кусочек льда принести в комнату, то… Продолжай». Можно задать вопрос: «То, что случится?» Если ребёнок не понял правила игры, предложить ещё одно предложение: «Воспитательница похвалила мальчика (девочку), потому что…» После проигрывания ребёнку предлагается 10 тестовых фраз.

Мальчик весело смеялся, потому что…

Если зимой будет очень сильный мороз, то…

Если взлететь высоко как птица, то…

Девочка стояла и плакала, потому что…

Мальчик заболел, у него поднялась высокая температура, потому что…

Если наступит день рождения, то…

Девочка стояла одна около дома, потому что…

Если весь снег растает, то…

В комнате погас свет, потому что…

Если пойдёт сильный дождь, то…

В процессе тестирования не следует торопить ребёнка с ответом. Если ему трудно, используйте дозированную помощь, одобрение: «Молодец, ты обязательно ответишь. Ты всё знаешь. Не бойся ответить. Как считаешь нужным, так и говори!» Наводящих вопросов задавать не следует. Ответы детей фиксируются в протоколе, оцениваются в баллах, подсчитывается суммарный показатель, определяется уровень.

Оценка результатов.

8-10 баллов - ответ считается правильным, если в содержании ответа даны причина, следствие.;

6-7 баллов - дети принимают правило игры. Содержание ответов носит полупричинный характер, частично установлена причина, следствие;

0-5 баллов - на этом уровне дети часто отказываются дать правильный ответ или дают его с неверной причинностью. Например, на 5 вопрос: «Надо вызвать врача».

Отношение к школе

Вопросник:

Хочешь ли ты ходить в школу?

Почему ты хочешь (не хочешь) ходить в школу?

Как надо готовиться к школе?

Какие занятия тебе больше всего нравятся в детском саду?

Хочешь ли ты ещё остаться в детском саду? Дома?

Кто бы, ты хотел, чтобы тебя учил в школе: учительница, воспитательница или мама?

В какой школе ты бы хотел учиться: где дети много читают, пишут, считают, или где дети много играют, рисуют, поют, танцуют?

Оценка результатов.

Ответы детей, ориентированные на учебную деятельность (предпочтение школьного обучения домашнему, школьных видов деятельности дошкольному) оцениваются в 1 балл.

Счёт

Диагностирует объём кратковременной памяти и внимания. Ребёнок должен повторить за экспериментатором цифры в установленном порядке. Этим заданием определяется непосредственная память на цифры. Д. Векслер считал, что при этом измеряется также уровень развития внимания.

Общие правила:

Один и тот же ряд цифр дважды не повторять;

Цифры надо произносить чётко с интервалом в 1 сек.;

Во время эксперимента не должно произноситься никаких лишних слов и звуков; после того, как экспериментатор произносит цифры, он жестом подаёт ребёнку команду повторить их;

При неудачном воспроизведении какого-либо ряда цифр первой серии дать аналогичный ряд цифр 2-й серии; в случае его точного повторения переходить к следующему ряду цифр из первой серии.

Инструкция к проведению

Экспериментатор: «Сейчас я назову тебе несколько цифр, а ты, как только я закончу и опущу руку, повтори их. Хорошо? Внимание…»

I серия

1а 3 – 8 – 6 1а 5 – 7 – 4

1б 6 – 1 – 2 1б 2 – 5 – 9

2а 3 – 4 – 1 – 7 2а 7 – 2 – 9 – 6

2б 6 – 1 – 5 – 8 2б 8 – 4 – 9 – 3

3а 8 – 4 – 2 – 3 – 9 3а 4 – 1 – 3 – 5 – 7

3б 5 – 2 – 1 – 8 – 6 3б 4 – 7 – 8 – 5 – 2

Оценка результатов

5 баллов - ребёнок повторяет пять цифр;

4 балла - ребёнок повторяет четыре цифры;

2 балла - ребёнок повторяет три цифры.

Последовательные картинки

Диагностирует способности анализа и синтеза. Это одно из самых сложных заданий. Ребёнку предлагаются отдельные картинки, расположенные в случайном порядке, по которым следует сложить целый сюжет-рассказ. Этот субтест применяется у Д. Векслера, но в пособии использованы другие картинки с учётом опыта детей и их возраста. Сам Д. Векслер и многие его последователи связывают выполнение теста с планирующей и организующей функцией ума, с умением быстро понять смысл отдельного элемента, его роль и место в структуре целого.

Инструкция к проведению

1. Начинайте с демонстрации задачи «Мостик». Разложите картинки в порядке абв, по ходу давая объяснения.

2. Давайте время испытуемому посмотреть на раскладку, затем разложите в беспорядке. «Теперь сложи сам», - говорит экспериментатор.

3. Если ребёнок не справится, сложите картинки ещё раз последовательно без объяснения.

4. Экспериментатор: «Теперь у меня есть несколько других картинок. Каждый раз они будут лежать в беспорядке. Я хочу, чтобы ты расположил их правильно, чтобы получился рассказ». Затем показываете наборы картинок «Кукла», «Стирка».

5. Каждую последующую задачу начинайте со слов: «Теперь сложи эти картинки, чтобы получился осмысленный рассказ».

6. Если сюжет раскладывается справа налево, то спросите: «А где начинается твой рассказ?»

7.Если задачи «Мостик» и «Кукла» не решены, то тест прекращается.

Оценка результатов

2 балла - за решение задачи «Мостик» в порядке абв с первой попытки самостоятельно;

1 балл - за решение в порядке абв со второй попытки, с подсказкой;

2 балла - за решение задачи «Кукла» и «Стирка» в порядке абв и абвг с первой попытки самостоятельно;

1 балл - за решение со второй попытки и при косвенной подсказке.

Максимальное количество баллов – 6.

Четвёртый лишний

Диагностирует способности к обобщению. Ребёнку нужно, проанализировав 4 предмета на картинках, отвлечься от несущественных, второстепенных признаков и выделить из них три предмета, которые обладают каким-либо общим признаком, например, все игрушки, вся мебель и т.д. Решение задачи характеризует высокий уровень таких операций мышления, как классификация и обобщение.

Исходная ситуация

Ребёнку предъявляется карточка с изображением четырёх предметов, три из которых относятся к определённому классу, а четвёртый не относится.

Инструкция к проведению

1. Экспериментатор: «На карточке изображены 4 картинки, одна из которых лишняя. Какая картинка лишняя и почему?»;

2. Если ребёнок не справится, то объясните ему на примере первой карточки принцип решения;

3. Каждую карточку предъявляйте с вопросом: «Какая картинка здесь лишняя и почему?»

Примечание

Ребёнок может указывать лишнюю картинку наугад. Его объяснение, почему он так считает, поможет вам понять, на что он опирается в своём решении и оценить ответ.

Собака, кошка, коза, ласточка;

Карандаш, ранец, тетрадь, лес;

Кукла, мяч, юла, девочка;

Яблоко, груша, слива, картофель;

Чашка, стакан, блюдце, стул;

Стол, стул, книжный шкаф, чайник.

Оценка результатов

За каждую правильно решённую задачу - 1 балл.

Максимальное количество баллов – 6.

Назови одним словом

Экспериментатор называет три слова, которые нужно назвать одним, обобщив их по существенному признаку. Материал даётся в словесном плане, а это для пятилетних детей довольно сложное задание, так как у них только начинает формироваться способность решать подобные задачи вербальным способом. Задание характеризует уровень умения классифицировать и обобщать словесный материал.

Инструкция к проведению

1. Экспериментатор: «Я назову тебе несколько слов, а ты скажи, как их все вместе можно назвать одним или двумя словами».

2. Каждую новую группу слов начинайте с задания: «Назови эти слова одним словом».

3. Если ребёнок не справится, можно помочь на первой группе слов: «Рубашка, брюки, платье – всё это одежда».

Прекращение теста

3 неправильных ответа подряд. Скажите, что это задание для более старших ребят, для школьников.

Оценка результатов

За каждое правильное обобщение ставится 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10. Столько групп слов будет предложено ребёнку.

Примечание

В начале года можно давать первую группу слов, в конце года – вторую.

Рубашки, брюки, платья.

Столы, стулья, диваны.

Воробьи, голуби, гуси.

Караси, щуки, окуни.

Сапоги, ботинки, валенки.

Супы, каши, кисели.

Одуванчики, розы, ромашки.

Берёзы, липы, ели.

Морковь, капуста, огурцы.

Яблоки, груши, мандарины.

Сапоги, ботинки, валенки.

Малина, земляника, вишня.

Танкисты, пехотинцы, артиллеристы.

Столяры, маляры, плотники.

Супы, каши, кисели.

Дети, женщины, мужчины.

Беларусь, Россия, Украина.

Птицы, звери, рыбы.

Деревья, травы, кустарники.

Мясо, творог, хлеб.

Езда по дорожке

Диагностирует уровень развития моторики руки.

Инструкция к проведению

Ребёнку предлагается проехать по дорожке, соединив изображение машины и дома. Проводить линию необходимо не отрывая карандаша от бумаги, соблюдая изгибы, не выходя за пределы дорожки.

Оценка результатов

Результат оценивается как высокий, если отсутствуют выходы за пределы дорожки, отрывы карандаша от бумаги, темп проведения линии – быстрый и уверенный.  Средний уровень: отмечаются 1-2 отрыва карандаша от бумаги, линия дрожащая, неуверенная или с сильным нажимом при медленном темпе проведения. Низкий уровень: частый отрыв карандаша от бумаги, неровная, дрожащая линия, почти невидимая, с многократным наведением по одному и тому же месту, выходы за пределы дорожки.

Оценка результатов

Дополнение фраз

Высокий уровень - 8-10 баллов;

Средний уровень - 6-7 баллов;

Низкий уровень - 0-5 баллов.

Отношение к школе

Высокий уровень - 6-7 баллов;

Средний уровень - 4-5 баллов;

Низкий уровень - 0-3 балла.

Счёт

Высокий уровень: 19-24 балла.

Средний уровень: 13-18 баллов.

Низкий уровень: 1-12 баллов.

Последовательные картинки

Высокий уровень: 4-6 баллов.

Средний уровень: 2-3 балла.

Низкий уровень: 0-1 балл.

Четвёртый лишний

Высокий уровень - 4-6 баллов;

Средний уровень - 2-3 балла;

Низкий уровень - 0-1 балл.

Назови одним словом

Высокий уровень - 6-10 баллов;

Средний уровень - 4-5 баллов;

Низкий уровень - 0-3 балла.

Езда по дорожке

Высокий уровень - отсутствуют выходы за пределы дорожки, отрывы карандаша от бумаги, быстрый и уверенный темп проведения линии.

Средний уровень - отмечаются 1-2 отрыва карандаша от бумаги, линия дрожащая, неуверенная или с сильным нажимом при медленном темпе проведения.

Низкий уровень - частый отрыв карандаша от бумаги, неровная, дрожащая линия, слабая, почти невидимая, с многократным наведением по одному и тому же месту, выходы за пределы дорожки.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.