Программа ресурсного центра по подготовке педагогов к работе с одаренными детьми
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа»
«Принята» на педсовете школы протокол № от « » 2014 г. .
| «Утверждаю» Директор школы ________________ Кайль А.П. |
ПРОГРАММА РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
ПО ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА 2014-2017 гг
«ТОЧКА РОСТА»
Подготовил: Пальянов Е.Л
зам. директора по НМР
МКОУ Газ-СалинскаяСОШ
с.Газ-Сале
2014
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы:
Программа деятельности ресурсного центра по подготовке педагогов к работе с одаренными и талантливыми детьми
Сроки реализации Программы: 2014-2017 годы
Основной разработчик Программы:
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа» Тазовского района, ЯНАО.
Исполнители и соисполнители Программы:
Департамент образования Администрации Тазовского района,
МКОУ Газ-Салинская средняя общебразовательная школа
Нормативно-правовая основа Программы:
Закон РФ «Об образовании в РФ»;
Типовое Положение об образовательном учреждении;
Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»;
Положение о ресурсном центре по организации работы с одаренными и талантливыми детьми;
Приказ департамента образования администрации Тазовского района.
Назначение Программы
Программа - является организационной основой для создания на базе школы ресурсного центра для педагогов и учащихся. Программа определяет стратегию, механизмы реализации, основные модели организации и направления организации стажировочных практик педагогов.
Ресурсный центр по организации работы с одаренными и талантливыми детьми создается на базе образовательного учреждения, которое:
обеспечено материальными, организационными и кадровыми ресурсами для эффективной организации стажировок педагогических и руководящих работников системы образования;
демонстрирует высокие и устойчивые результаты по работе с одаренными и талантливыми детьми;
имеет обобщенный инновационный опыт работы, готовый к распространению;
педагоги которой являются победителями конкурсов в рамках ПНПО.
Цели и задачи Программы:
Основной целью Программы ресурсного центра является развитие и распространение передового опыта работы с одаренными и талантливыми детьми.
Задачи:
объединение информационно-педагогических ресурсов для организации работы с одаренными и талантливыми детьми образовательных школ района;
ознакомление педагогов с инновационным опытом, закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков работы с одаренными и талантливыми детьми;
предоставление базы для практических занятий по обучению и повышению квалификации педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования;
привлечение к работе площадки педагогов - лидеров муниципальной системы образования, имеющих эффективный инновационный опыт реализации основных направлений ПНПО и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» по работе с одаренными и талантливыми детьми;
подготовка к изданию научно-методических материалов, обобщающих инновационный опыт педагогов по работе с одаренными и талантливыми детьми.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
Успешно действующий ресурсный центр позволит:
реализовать план и сформировать у педагогов представление об образовании как о системе разнообразных практик по развитию;
обобщить и распространить опыт работы образовательного учреждения и педагогов - тьюторов по работе с одаренными и талантливыми детьми;
повысить эффективность работы школы, качество образовательных и воспитательных услуг;
превратить школу в партнера других учреждений образования;
сделать значимым имидж школы и ее влияние на образовательную среду района.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ.
МКОУ Газ-Салинская СОШ работает в инновационном режиме:
2002 г. – обучение на начальной ступени по УМК Образовательная программа «Школа 2100»
2002 г. – начало федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования.
2003 г. – первый выпуск профильных классов (естественно-математического и социально-гуманитарного) в рамках экспериментальной деятельности.
2005 г. – обучение во второй ступени по УМК Образовательной программы «Школа 2100»
2006 г. – Окружной эксперимент по проведению ЕГЭ.
Работа в инновационном режиме позволяет реализовать в образовательной деятельности многие инновационные педагогические идеи и технологии, являющиеся актуальными в связи с процессом модернизации содержания образования Российской школы.
В нашей работе мы рассматривали проблемы одаренности со времен ее происхождения до наших дней. На протяжении многих веков одаренность рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики. И происходило это в первую очередь потому, что изыскания были не востребованы системой образования. Основное внимание исследователей было обращено не на сам феномен одаренности как личностное образование или социально – психологическое явление, а на проблему его происхождения (божественное или земное). Основными видами одаренности стало принято считать интеллектуальную и творческую одаренности.
Значительные изменения во взглядах ученых начала ХХ века были вызваны признанием научной деятельности как высшего вида творчества. Большая часть филологов, психологов, педагогов были склонны проявление высшей одаренности видеть в научном творчестве и научном мышлении.
Одаренные дети в нашей школе реализуют свои таланты и способности не только через интеллектуальные конкурсы, предметные олимпиады, марафоны, но и через систему дополнительного образования. Спортивные кружки и секции развивают сильных, смелых, ловких; кружки и клубы художественной направленности и прикладного искусства помогают развивать и реализовать свои музыкальные, танцевальные, художественные способности каждому одаренному в этой области ребенку.
В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. Для развития таланта, одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по обширному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны учителя.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЫ КАК РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
Сильные стороны:
имидж школы как учебного учреждения, готовящего победителей олимпиад и дающего высокое качество знаний для поступления в ВУЗы;
высокая квалификация педагогов;
творческий потенциал педагогического коллектива и учащихся;
хорошая репутация у родителей, есть опыт вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс;
сложившаяся система работы с одаренными детьми;
мотивированность старшеклассников на образование повышенного уровня и высокого качества;
достаточная материально-техническая база.
Слабые стороны:
преобладание в педагогическом коллективе немолодых учителей, как следствие - консерватизм большой части педагогов в выборе образовательных технологий;
отсутствие у отдельных педагогов школы должной профессиональной подготовки для внедрения технологий тьюторского сопровождения;
отсутствие возможностей значимого материального поощрения педагогов, работающих в экспериментальном и инновационном режиме.
Возможности:
адресное повышение квалификации педагогических кадров;
нацеленность методической работы на внедрение технологий открытого образования.
Угрозы и риски:
инертность педагогического коллектива школы;
искажение смысла тьюторства в случае формального понимания и применения педагогами новых технологий.
ВОЗМОЖНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА:
Направления работы:
Организация работы с педагогами, работающими с одаренными детьми;
Организация работы с одаренными детьми.
Выделение «целевых» методических объединений (МО) по работе с одаренными детьми на базе районных методических объединений (РМО) учителей предметников. Работа целевых МО предполагает создание рабочей группы педагогов (не менее 1/3 от общего состава РМО) и проведение ряда мероприятий, направленных на оказание помощи учителям по подготовке учащихся к олимпиадам по предметам, по организации исследовательской и проектной деятельности школьников и эффективному развитию других видов одаренности детей.
На заседании МО педагогов, работающих с одаренными детьми, должны быть выявлены затруднения педагогов, на основе которых разработаны Индивидуальные траектории профессионального развития, с учетом которых совместно составлены программы стажировок, выработан график мероприятий и форма проведения.
Формы проведения стажировок педагогов должны носить практико-ориентированный характер, обеспечивать интерактивное взаимодействие стажеров и тьюторов ресурсного центра.
Методы проведения стажировок:
«погружение» педагогов в образовательный процесс;
тренинги, мастер-классы с участием как тьюторов, так и стажеров;
круглые столы по обсуждению проблемных вопросов;
сетевое взаимодействие педагогов по обмену опытом работы с одаренными детьми (с интерактивным обсуждением технологий);
консультирование, информирование через работу сайтов органов управления или образовательных учреждений.
Цели школы, как ресурсного центра:
идеальная - это создание условий для формирования ответственной, компетентной и креативной личности, способной к самореализации.
результатная – реализация конкретных технологий в виде проектов разных форматов.
процессуальная – изменение сознания педагогов, работающих в парадигме индивидуализации образования
Формы организации деятельности и общения
Самостоятельное изучение педагогами теории и опыта работы с одаренными детьми;
Организация для педагогов ресурсных семинаров;
Внутрикорпоративное повышение квалификации;
Тьюторские пробы;
Рефлексивный анализ тьюторских событий;
Описание и презентация полезного опыта;
Выполнение заказов других ОУ, а именно: приглашение коллег на тьюторские пробы, консультирование по разработанным авторским технологиям, оформление печатных материалов с обобщением опыта педагогов школы.
ПРОГРАММА РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
ТОЧКА РОСТА или КОНУС НАРАСТАНИЯ, верхушка побега и корня; образовательная ткань, обеспечивающая формирование всех их частей.
Какой смысл вкладывается в понятие "точка роста", когда речь идет о ресурсном центре? Главное создать среду для развития и педагогов и учащихся, определить точку роста каждого…
Точка роста – это:
Педагог-тьютор;
Педагог, стремящийся стать тьютором;
Педагог, размышляющий о тьюторстве;
Проектная команда;
Экспериментальная площадка;
Отдельная осваиваемая тьюторская технология;
Пакет тьюторских технологий;
Сама школа, как самоактуализирующееся образовательное учреждение;
Стажировочная плошадка базовой школы, как центр обучения педагогов других школ.
В «точке роста» происходит рост
Вглубь – к смыслам
Вширь – к людям
Ввысь – к вершинам мастерства
В центре работы ресурсного центра – организация таких условий индивидуализации образовательного процесса, в которых могло бы происходить развитие самоактуализирующейся личности: как ребенка, так и педагога.
(Самоактуализация – это потребность высшего порядка, подразумевающая наличие свободы выбора собственного пути саморазвития и ответственность за данный выбор).
Взаимодействие педагогов в ресурсном центре подчинено следующим принципам:
Безусловная превентивность психолого-педагогической теории.
Приведение всей работы в систему.
Целесообразность работы в экспериментальном режиме с использованием технологий открытого образования.
Апробация авторских технологий работы с одаренными детьми.
ПОЭТАПНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
1.Этап первый, ориентировочный: аналитический, концептуальный, организационный. 2014/15 учебный год.
- Запуск программы. Разработка концепции.
- Обсуждение программы во всех управленческих структурах.
- Принятие и утверждение программы.
- Проведение первых тьюторских проб.
- Выявление педагогов, желающих попробовать себя в роли тьюторов.
- Обучение педагогов.
2. Этап второй, основной: этап реализации и мониторинга программы.
2015/16 учебный год
- Повышение квалификации педагогов.
- Организация тьюторских проб, мастер-классов, проектных мастерских и тренажеров.
- Проведение общественных экспертиз по реализации программы.
- Разработка системы показателей по мониторингу и оценке деятельности в рамках Программы.
- Публикация результатов мониторинга.
3. Этап третий, аналитический: этап анализа, мониторинга, корректирования программы и проектирования на новый период.
2016/17 учебный год.
- Завершение реализации программы.
- Анализ опыта. Общественная экспертиза деятельности.
- Обобщение и закрепление опыта позитивных изменений.
- Разработка нового этапа программы ресурсного центра.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Успешно действующий ресурсный центр позволит:
- реализовать план и сформировать у педагогов представление об образовании как о системе разнообразных практик по развитию;
- обобщить и распространить опыт работы образовательного учреждения и педагогов - тьюторов по работе с одаренными и талантливыми детьми;
- повысить эффективность работы школы, качество образовательных и воспитательных услуг;
- превратить школу в партнера других учреждений образования;
- сделать значимым имидж школы и ее влияние на образовательную среду района.
КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Количественные показатели
- Квалификация учителей школы, осваивающих тьюторские технологии.
- Разработка и внедрение программ тьюторского сопровождения педагогами- предметниками, педагогом – психологом, классными руководителями в части работы с одаренными детьми.
- Количество обучающих семинаров, конференций, встреч, проводимых на базе школы.
- Диагностика удовлетворенности участников образовательного процесса и ее показатели.
Качественные показатели
- Эффективное применение образовательных тьюторских технологий, адаптированных к возрасту учащихся.
- Возможность выбора образовательного маршрута учащимися.
- Степень открытости образовательной среды.
- Общественные представления о месте школы в образовательном пространстве района.
МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Создание информационно-аналитического центра (ИАЦ), который взял бы на себя координацию следующих видов мониторинга:
- создание базы данных;
- общественные экспертизы, публичные слушания;
- составление аналитических материалов для внутреннего и внешнего пользования.
ФАКТОРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ЗАПЛАНИРОВАННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА:
Опыт участия района в системных федеральных проектах (ПНПО, Информатизация системы образования, Дистанционное образование).
Опыт использования современных моделей повышения квалификации педагогов (модульного, дистанционного, проектного).
Опыт разработки, утверждения и реализации обеспечивающих механизмов по теме стажировочной площадки (необходимой нормативно-правовой базы, финансово-экономического и материально-технического обеспечения на региональном и муниципальном уровнях).
Наличие соответствующих направлений в программе социально-экономического развития района, в программе развития системы образования района, в других проектах и программах, программа поддержки одаренных детей, стипендии старшеклассникам. Поддержка Администрации Тазовского района, общественных организаций, родителей, заинтересованность администраций поселений.
Наличие образовательных учреждений, готовых к организации эффективной деятельности ресурсного центра.
№ | Наименование мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные | Форма документа |
1 | Организационно-управленческая деятельность | |||
1.1 | Разработка программы ресурсного центра на 2014-2017 годы | Май Сентябрь | Пальянов Е.Л. зам. диретора по НМР | Программа |
1.2 | Разработка Положения о ресурсном центре по подготовке педагогов к работе с одаренными и талантливыми детьми | Сентябрь | Пальянов Е.Л. зам. диретора по НМР | Положение |
1.3 | Составление плана работы ресурсного центра на 2014-2015 уч.год | Сентябрь | Пальянов Е.Л. зам. диретора по НМР | План |
1.4 | Заключение договоров о сотрудничестве с ОУ района | В теч. года | Пальянов Е.Л. зам. диретора по НМР | Договоры |
1.5 | Составление совместных планов работы ресурсного центра с ОУ района | В теч. года | Пальянов Е.Л. зам. диретора по НМР | План |
1.6 | Составление графика проведения стажировок | Декабрь | Пальянов Е.Л. зам. диретора по НМР | График |
1.7 | Составление графика проведения системного контроля | Февраль, август | Пальянов Е.Л. зам. диретора по НМР | График контроля |
1.8 | Проведение экспертизы программ тьюторов | Декабрь | Методический совет | Экспертное заключение |
1.9 | Сбор и обобщение аналитических материалов | Май, декабрь | Методический совет | Отчеты |
1.10 | Мониторинг реализации | Май, декабрь | Методический совет | Программа мониторинга |
1.11 | Составление итогового отчета | Май | Пальянов Е.Л. зам. диретора по НМР | Годовой отчет |
2 | Нормативно-правовое обеспечение | |||
2.1 | Подбор и систематизация нормативно-правовых документов федерального, регионального и муниципального уровней, регламентирующих деятельность ресурсного центра. | В теч.года | Пальянов Е.Л. зам. диретора по НМР | Документы |
2.2 | Разработать программу мониторинга реализации программы | Май, декабрь | Методический совет | Программа мониторинга |
3 | Программно-методическое обеспечение | |||
3.1 | Составление банка программ | Декабрь | Методический совет | Банк Программ |
3.2 | Разработка методического пособия | Январь | Методический совет | Пособие |
3.3 | Разработка методических рекомендаций | Январь | Методический совет | Папка рекомендаций |
4 | Организация работы с педагогами, работающими с одаренными детьми | |||
4.1 | Семинар "Базовые принципы выявления и сопровождения одаренных детей" | Ноябрь | Пальянов Е.Л. зам. диретора по НМР | Материалы семинара |
4.2 | Семинар "Особенности развития одаренных детей" | Декабрь | Сидорова Н.А. зам. директора по УВР | Материалы семинара |
4.3 | Семинар-практикум "Психолого-педагогическая диагностика одаренности" | Январь | Пальянов Е.Л. зам. диретора по НМР | Материалы семинара-практикума |
4.4 | Семинар "Создание условий успешности по работе с одаренными детьми" | Март | Пальянов Е.Л. зам. диретора по НМР | Материалы семинара |
4.5 | Родительское собрание "Идентификация детской одаренности педагогами и родителями" | Апрель | Методический совет | Протокол родительского собрания |
4.6 | Консультации для педагогов | В теч. года | Методический совет | Журнал консультаций |
4.7 | Работа по самообразованию специалистов стажировочной площадки | В теч. года | Методический совет | Информационно-методическая карта |
4.8 | Проведение первых тьюторских проб | Апрель | Методический совет | Материалы |
5 | Организация работы с одаренными детьми | |||
5.1 | Подготовка к участию в олимпиадах различного уровня | В теч. года | Педагоги-тьюторы | Материалы занятий |
5.2 | Организация научно-исследовательской деятельности (работа НОУ) | Октябрь | Педагоги-тьюторы | Индивидуальные занятия |
5.3 | Зимние сборы одаренных детей Тазовского района "ДАР" | Февраль | Педагоги-тьюторы, методический совет | Материалы сборов |
5.4 | Конкурс "Ученик года" | Март, апрель | Методический совет | Протоколы конкурса |
5.5 | Подготовка к творческим конкурсам | В теч. года | Педагоги-тьюторы | Материалы конкурсов |
5.6 | Консультации для учащихся | В теч. года | Педагоги-тьюторы | Журнал консультаций |
6 | Информационное обеспечение | |||
6.1 | Оформление на сайте МКОУ Газ-Салинская СОШ методических материалов | В теч. года | Пальянов Е.Л. зам. диретора по НМР | Страница на сайте |
6.2 | Подготовка статей в СМИ по вопросам реализации программы | В теч. года | Пальянов Е.Л. зам. диретора по НМР | Статьи |
6.3 | Информационное обеспечение ОУ района средствами электронной почты | В теч. гда | Пальянов Е.Л. зам. диретора по НМР | Переписка |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа»
«Принят» на педсовете школы протокол № от « » 2014 г. .
| «Утверждаю» Директор школы ________________ Кайль А.П. Приказ № от « » 2014г |
ПЛАН РАБОТЫ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
«ТОЧКА РОСТА»
НА 2014-2015 уч. г
Подготовил: Пальянов Е.Л
заместитель. директора по НМР
МКОУ Газ-СалинскаяСОШ
с.Газ-Сале
2014