Программа внеурочной деятельности «Коррегирующая гимнастика» для 3–4 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА»
ДЛЯ 3 - 4 КЛАССО
Составитель рабочей программы:
Романенко Марина Сергеевн
2017
Рабочая программа внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности « Корригирующая гимнастика» для 3 - 4 классов разработана на основе программы внеурочной деятельности В.П. Степанова, С.В. Сизяева, Т.Н. Сафронова (Москва.: Просвещение, 2011г.).
Актуальность, педагогическая целесообразность рабочей программы внеурочной деятельности
Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников, особенно младших классов. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние “полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. Физические движения – это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса. Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Немаловажную роль в этом играют и физические упражнения корригирующей направленности.
Цель, задачи рабочей программы внеурочной деятельности:
Целью данной программы является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
Освоение школьниками основных социальных норм.
Формирование необходимых знаний о здоровом образе жизни и профилактике отклонений в состоянии здоровья.
Воспитание у школьников гуманного отношения к людям и ко всему живому.
Воспитание сознательного отношения к занятиям и повышение мотивации к ним, воспитание волевых качеств, настойчивости и дисциплинированности.
Формирование навыков правильной осанки и рационального дыхания.
Укрепление мышечного корсета и мышечно-связочного аппарата стоп, укрепление дыхательной мускулатуры и диафрагмы.
Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
Программа предполагает проведение занятий со школьниками 9 - 10 лет. Интенсивные и неравномерные темпы роста тела детей, характерные для предыдущих лет, замедляются. Увеличение роста и веса идет более пропорционально. Интенсивно протекают морфологические изменения в тканях, органах, происходит и функциональное совершенствование.
К началу младшего школьного возраста двигательная функция организма проходит значительный путь развития. Существенные изменения наблюдаются и в строении мышц. Если раньше мышца росла в основном в длину, то теперь она начинает расти и в толщину. Особенно интенсивно развиваются мышцы туловища и конечностей.
В этот период увеличение силы на 1 кг веса тела по сравнению с другими возрастными периодами достигает наибольшего прогресса. Ребенок становится более стройным, с заметными контурами мускулатуры. Корковые отделы двигательного анализатора приближаются по степени зрелости к мозгу взрослых людей.
Дети 9 – 10 лет могут успешно овладевать тонкими и координационно-сложными движениями, если они умеренны по амплитуде и не требуют большой силы.
Мышца сердца ребенка благодаря широкому просвету коронарных сосудов и быстрому кровообращению обильно снабжается кровью. Значительная эластичность стенок кровеносных сосудов, невысокий уровень артериального давления расширяют функциональные возможности сердца. Поэтому сердце у детей младшего школьного возраста сравнительно выносливо.
Дети младшего школьного возраста обладают повышенной двигательной активность. Они могут бегать и играть по нескольку часов в день.
Различия в физическом развитии мальчиков и девочек младшего школьного возраста незначительны. Девочки по росту, весу, быстроте и силе несколько уступают мальчикам 7 – 9 лет. В 10 лет эти показатели начинают выравниваться, и девочки приближаются к мальчикам по спортивным результатам. Но в перспективе многолетней подготовки приходится признать существенные различия. Что бы эти результаты были устойчивыми, необходимо уже с 9 – 10 лет заложить надежные основы технической и физической подготовки. Поэтому углубленную спортивную работу с девочками надо начинать на 1 – 2 года раньше, чем с мальчиками.
Формы внеурочной деятельности
Основной формой организации деятельности является групповое занятие. Для того, чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях используются различная работа с обучающимися:
• Фронтальная
• Работа в парах, тройках, малых группах
• Индивидуальная
Место курса в учебном плане
В рабочей программе « Корригирующая гимнастика» по спортивно - оздоровительному направлению в 3, 4 классе отводится 1 час в неделю, 34часа в год (34 учебные недели).
Ожидаемые результаты
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение знаний: о правилах ЗОЖ, об основах гигиены тела и психогигиены; о технике безопасности на занятиях; о правилах бесконфликтного поведения, о принятых в обществе нормах отношения к природе, окружающим людям; об ответственности за поступки, слова и мысли, за своё физическое и душевное здоровье; о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения: к своему здоровью и здоровью окружающих людей; к спорту и физкультуре; к природе: животным, растениям, деревьям, воде и т.п.
Результаты третьего уровня (получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия: приобретение опыта: актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве; заботы о младших; самообслуживания; самооздоровления; самосовершенствования; самоорганизации и организации совместной деятельности; управления другими людьми и принятия на себя ответственности за здоровье и благополучие других.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Название разделов (тем) |
Всего часов |
Кол-во часов |
Дата |
|||
Теоретическая часть |
Практическая часть |
По плану |
Фактически |
||||
1 |
Правила техники безопасности на занятиях «Корригирующей гимнастикой» |
1 |
1 |
- |
|||
2 |
Режим и рацион питания для растущего организма. Питьевой режим школьника. |
1 |
1 |
- |
|||
3 |
Гигиенические и этические нормы |
1 |
1 |
- |
|||
4 |
Упражнения в ходьбе и беге. Строевые упражнения. |
1 |
- |
1 |
|||
5 |
Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки; на носках, пятках |
1 |
- |
1 |
|||
6 |
Упражнения в ходьбе с перекатом с пятки на носок; в полу-приседе; сочетание ходьбы с дыханием |
1 |
- |
1 |
|||
7 |
Упражнения в беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра. |
1 |
- |
1 |
|||
8 |
Упражнения для плечевого пояса и рук на месте в различных и.п. |
1 |
- |
1 |
|||
9 |
Упражнения для плечевого пояса и рук в движении |
1 |
- |
1 |
|||
10 |
Упражнения для плечевого пояса и рук с предметами |
1 |
- |
1 |
|||
11 |
Упражнения для плечевого пояса и рук с партнером |
1 |
- |
1 |
|||
12 |
Упражнения для ног на месте в различных и.п. |
1 |
- |
1 |
|||
13 |
Упражнения для ног у опоры, в движении. |
1 |
- |
1 |
|||
14 |
Упражнения для ног с предметами. |
1 |
- |
1 |
|||
15 |
Упражнения для ног с партнером. |
1 |
- |
1 |
|||
16 |
Упражнения для туловища на месте в различных и.п. |
1 |
- |
1 |
|||
17 |
Упражнения для туловища у опоры, в движении. |
1 |
- |
1 |
|||
18 |
Упражнения для туловища с предметами. |
1 |
- |
1 |
|||
19 |
Упражнения для туловища с партнером. |
1 |
- |
1 |
|||
20 |
ОРУ на месте в различных и.п., с чередованием и.п. |
1 |
- |
1 |
|||
21 |
ОРУ у опоры; в движении, с предметами. |
1 |
- |
1 |
|||
22 |
ОРУ с партнёром, самостоятельное составление комплексов ОРУ |
1 |
- |
1 |
|||
23 |
Укрепление мышечного корсета. Упражнения на месте в различных и. п. |
1 |
- |
1 |
|||
24 |
Укрепление мышечного корсета. Упражнения стоя, сидя, лёжа на спине. |
1 |
- |
1 |
|||
25 |
Укрепление мышечного корсета, упражнения в движении, с предметами. |
1 |
- |
1 |
|||
26 |
Укрепление мышечного корсета, упражнения с предметами художественной гимнастики. |
1 |
- |
1 |
|||
27 |
Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени, упражнения у опоры. |
1 |
- |
1 |
|||
28 |
Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени, упражнения в движении. |
1 |
- |
1 |
|||
29 |
Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени, упражнения с предметами художественной гимнастики. |
1 |
- |
1 |
|||
30 |
Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени в движении. |
1 |
- |
1 |
|||
31 |
Назначение массажа, показания и противопоказания к применению; гигиенические требования к проведению массажа. |
1 |
1 |
- |
|||
32 |
Приёмы массажа в различных и. п. массируемого (лёжа, сидя, стоя). |
1 |
- |
1 |
|||
33 |
Массаж различных мышечных групп; активные и пассивные приёмы массажа. |
1 |
1 |
- |
|||
34 |
Контрольные испытания и показательные выступления |
1 |
- |
1 |
Содержание изучаемого курса
Раздел 1. Вводное занятие (правила техники безопасности) (1 ч)
Правила техники безопасности. Правила подбора и хранения инвентаря.
Раздел 2. Теоретические сведения (основы знаний) (2 ч)
2.2. Влияние питания на здоровье (1ч). Режим и рацион питания для растущего организма. Питьевой режим школьника. Психогигиена питания. Формирование ценностного отношения к еде и воде как к связующей нити человека и природы.
2.3. Гигиенические и этические нормы (1ч). Гигиенические нормы (гигиенические процедуры до и после занятия, в повседневной жизни; уход за гимнастической формой, за повседневной одеждой, за инвентарём). Этические нормы (нормы поведения на занятиях, до и после них, в повседневной жизни, взаимоотношения с педагогом, с товарищами, помощь начинающим и отстающим, основы бесконфликтного поведения на занятиях и в повседневной жизни). Взаимосвязь гигиенических и этических норм (соблюдение правил гигиены как проявление уважения к окружающему миру). Взаимосвязь этических норм и правил техники безопасности (уважительное и бесконфликтное поведение как основа безопасности на занятиях).
Раздел 3. Общая физическая подготовка (19ч)
Упражнения в ходьбе и беге (4ч). Строевые упражнения. Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки; на носках, пятках, наружном и внутреннем крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в полуприседе; сочетание ходьбы с дыханием. Упражнения в беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра; с захлёстом голени; боком приставным и скрестным шагом; спиной вперёд; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа.
Упражнения для плечевого пояса и рук (4ч). На месте в различных исходных положениях (и. п.); в движении; с предметами (скакалками, палками, мячами, обручами); с партнёром.
Упражнения для ног (4ч). На месте в различных и. п.; у опоры; в движении; с предметами; с партнёром.
Упражнения для туловища (4ч). На месте в различных и. п. (стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами; с партнёром.
Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ) (3ч). На месте в различных и. п.; с чередованием и. п.; у опоры; в движении; с предметами; с партнёром. Формирование эстетического вкуса и проявление творческих способностей школьников посредством самостоятельного составления комплексов ОРУ (под музыкальное сопровождение).
Раздел 4. Специальная физическая подготовка (8ч)
4.2. Укрепление мышечного корсета (4ч). Упражнения на месте в различных и. п. (стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами (палками, резиновыми бинтами); с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами); с партнёром.
4.3. Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени (4ч). Упражнения у опоры; в движении; с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами).
Раздел 8. Самомассаж и взаимомассаж (3ч)
Назначение массажа (снятие утомления, психоэмоционального напряжения, подготовка организма к выполнению предстоящей деятельности); показания и противопоказания к применению; гигиенические требования к проведению массажа; приёмы массажа в различных и. п. массируемого (лёжа, сидя, стоя); массаж различных мышечных групп; активные и пассивные приёмы массажа.
Раздел 9. Контрольные испытания и показательные выступления (1ч)
9.1. Физкультурный праздник (1ч)
II вариант (мероприятие для начальной школы: соревнуются только занимающиеся или занимающиеся с незанимающимися). Соревнования по физической подготовке и простейшим элементам гимнастики (с предметами и без). Можно предложить выступающим следующие тесты на физическую подготовленность:
• гибкость позвоночника: наклон вперёд из положения сидя;
гибкость (выворотность) — силовая выносливость мышц туловища: в положении лёжа на животе удержание туловища, разогнутого под углом 45°;
сила мышц ног: прыжок в длину с места;
силовая выносливость мышц брюшного пресса: в положении лёжа на спине удержание ног, согнутых под углом 45° в тазобедренных суставах;
проба на равновесие: стоя на всей стопе одной ноги с закрытыми глазами или на носке одной ноги с открытыми глазами;
комплексное тестирование координации движений, скоростной выносливости, силы мышц ног: прыжки через скакалку до ошибки или отказа испытуемого.
Методическое обеспечение
Перекладина гимнастическая
Стенка гимнастическая
Скамейка гимнастическая жесткая
Палка гимнастическая
Скакалка гимнастическая
Мат гимнастический
Обруч
Аптечка
Диагностический материал по отслеживанию и оцениванию результатов воспитания и обучения учащихся: проводится контрольное тестирование физических качеств.
Тестирование.
а) Для контроля эффективности занятий, тест на статическую мышечную выносливость, предложенные И.Д. Ловейко
* тест для мышц шеи:
И.П. - лежа на спине, руки вниз
1 - приподнять голову и шею, смотреть на носки и зафиксировать положение.
* тест для мышц живота:
И.П. - лежа на спине, руки вниз
1 - поднять ноги до угла 45є и зафиксировать положение.
* тест для мышц спины:
И.П. - лежа на животе, руки вверх
1 - прогнувшись и зафиксировать положение
б) Для определения подвижности позвоночника, методика, разработанная научными сотрудниками научно-исследовательского института детской ортопедии им. Г.И. Турнера (г.Санкт-Петербург) О.С. Байловой и К.Ф. Зенкевич:
* И.П. - стоя на скамейке, стопы параллельно.
1 - наклон вперед, не сгибая ног в коленях (измеряется с помощью линейки в сантиметрах - 0 от скамейки).
Тесты физической подготовленности:
- гибкость позвоночника: наклон вперед из положения сидя;
- гибкость (выворотность) плечевых суставов;
- силовая выносливость мышц туловища: в положении лежа на животе удержание туловища, разогнутого под углом 45˚;
- сила мышц ног: прыжок в длину с места;
- силовая выносливость мышц брюшного пресса: в положении лежа на спине удержание ног, согнутых под углом 45˚ в тазобедренных суставах;
- проба на равновесие: стоя на всей стопе одной ноги с закрытыми глазами или на носке одной ноги с открытыми глазами;
- комплексное тестирование координации движений, скоростной выносливости, силы мышц ног: прыжки через скакалку до ошибки или отказа испытуемого.
Список литературы
Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность / Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.Н. М.: Просвещение, 2011. – 80 с. – (Работаем по новым стандартам).
.«Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва. 2003 г.