Рабочая программа внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» (1 класс)
МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Для учащихся 6-8 лет (1 класса)
Учитель Латышева Татьяна Анатольевна
Ракитное
Дополнительная образовательная программа: «Смотрю на мир глазами художника», модифицированная, на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника» (автор Е. И. Коротеева) Автор программы: _____________________________
Рабочая программа рассмотрена на заседании педагогического совета
от «__» _______ 200 г., протокол № ____
Председатель _________ _________
подпись Ф.И.О
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» создана на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника» (автор Е. И. Коротеева). (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под редакцией А. В. Горского. – М.: Просвещение, 2010, - (Стандарты второго поколения).
Предлагаемая программа по изобразительному искусству и художественно-творческой деятельности рассчитана на учащихся 6-8 лет.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 33 часа (1 год).
Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображение в народном искусстве.
Декоративно-прикладное творчество – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующую особенность – чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем больше количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия. Таким образом, многие пытаются отойти от того стандарта, который окружает нас на протяжении жизни.
Изучение декоративно-прикладного искусства в рамках дополнительного образования способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся средствами прикладной направленности.
Задачи:
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
- обучить конкретным трудовым навыкам при работе с тканью, нитками, бисером, красками, природными материалами;
- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитать нравственные качества детей;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи, навыки здорового образа жизни.
- развивать образное мышление, творческие способности;
- формировать эстетический и художественный вкус;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Отличительные особенности данной программы:
· связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень программы, который обеспечивает активную творческую деятельность учащихся;
· содержание программы направлено на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.;
· на протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох, познают художественную культуру своего народа;
· единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства.
Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами. Разнообразие видов деятельности и большой выбор материалов для работы позволяют и помогают каждому обучающему раскрыть свои индивидуальные способности при изготовлении поделок, что, безусловно, окажет влияние на дальнейшее обучение.
Обучающиеся вовлекаются в творческую внеурочную деятельность с интересом, им интересен как сам процесс работы, так и её результат, ведь изготавливают вещи, игрушки, поделки, украшения для интерьера, они для себя и своих близких.
Данные занятия способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.
Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников.
В авторскую программу Е. И. Коротеевой внесены небольшие изменения: изменено количество учебных часов для прохождения тем.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1 |
Живопись |
8 |
2 |
Графика |
6 |
3 |
Скульптура |
4 |
4 |
Аппликация |
5 |
5 |
Бумажная пластика |
5 |
6 |
Работа с природными материалами |
4 |
7 |
Организация и обсуждение детских работ |
1 |
8 |
ИТОГО |
33 |
Содержание курса, характеристика деятельности учащихся
1. Живопись Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
2. Графика Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
3. Скульптура Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки — глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
4. Аппликация Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
5. Бумажная пластика Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
6. Работа с природными материалами В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ Школьники вспоминают темы,
изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
Календарно-тематический план
№ п/п |
Наименование тем |
Количество часов |
Дата |
Характеристика основной деятельности ученика |
Тема «Живопись» (8 часов) |
||||
1 |
Введение. Праздник знакомства |
1 |
|
Начальное представление о живописи – заочная экскурсия в картинную галерею. Исследование жанров живописи. |
2 |
Экскурсия на природу «Прекрасное вокруг нас» |
1 |
|
Моделирование сюжетов будущих творческих работ. Классификация объектов природы. |
3 |
Выполнение набросков с натуры |
1 |
|
Классификация основных цветов, их сравнение и различение. Выполнение набросков с натуры. |
4 |
Рисование листьев деревьев |
2 |
|
Анализ приема получения живописного пятна. Исследование особенностей строения разных деревьев. |
5 |
Рисование цветов |
2 |
|
Сравнение оттенков одного цвета. Моделирование пейзажей. |
6 |
Выставка творческих работ |
1 |
|
Сравнение, классификация и анализ выполненных работ. Моделирование творческой выставки. |
Тема «Графика» (6 часов) |
||||
7 |
Введение. Типы линий |
1 |
|
Исследование выразительных средств этого вида искусства. Анализ особенностей выполнения различных видов линий. |
8 |
Работа цветными карандашами |
2 |
|
Моделирование пейзажей и натюрмортов. Анализ работ. |
9 |
Работа фломастером |
2 |
|
Исследование особенностей работы фломастером. |
10 |
Выставка творческих работ |
1 |
|
Сравнение, классификация и анализ выполненных работ. Моделирование творческой выставки. |
Тема «Скульптура» (4 часа) |
||||
11 |
Введение. Скульптура |
1 |
|
Исследование особенностей данного жанра искусства (трехмерное изображение). |
12 |
Материалы, инструменты необходимые для работы |
1 |
|
Анализ приемов работы инструментами. Сравнение действий. |
13 |
Выполнение творческих работ. Лепка с натуры |
1 |
|
Моделирование композиции «Овощи и фрукты». Анализ выполненных работ, сравнений приемов выполнения. |
14 |
Выполнение творческих работ. Лепка по памяти |
1 |
|
Сравнение приемов лепки из пластилина и из глины. Моделирование композиции «На кормушке». |
Тема «Аппликация « (5 часов) |
||||
15 |
Введение. Беседа «Что делают из бумаги» |
1 |
|
Исследование свойств бумаги, особенностей ее разновидностей. Моделирование правил по ТБ при работе с ножницами. |
16 |
Виды аппликаций Технология выполнения аппликации |
1
|
|
Анализ и сравнение техник аппликации. Моделирование порядка выполнения аппликации. Анализ приемов работы с ножницами. |
17 |
Выполнение творческих работ. Цветная бумага |
1 |
|
Моделирование вырезной аппликации из цветной бумаги. |
18 |
Выполнение творческих работ. Сюжетная аппликация |
2 |
|
Моделирование сюжетной аппликации. Анализ и сравнение работ. |
Тема «Бумажная пластика» (5 часов) |
||||
19 |
Введение. Виды бумаги |
1 |
|
Исследование свойств бумаги, особенностей ее разновидностей. Моделирование правил по ТБ при работе с ножницами. |
20 |
Материалы, инструменты необходимые для работы |
1 |
|
Исследование приемов работы различными инструментами. Классификация приемов. |
21 |
Выполнение творческих работ по рисунку |
1 |
|
Моделирование сюжетной работы «Мой любимый уголок парка». Анализ приемов работы. |
22 |
Выполнение творческих работ по образцу |
1 |
|
Анализ приемов получения объема с помощью мятой бумаги. Исследование образцов. |
23 |
Выставка творческих работ |
1 |
|
Сравнение, классификация и анализ выполненных работ. Моделирование творческой выставки. |
Тема «Работа с природными материалами» (4 часа) |
||||
24 |
Введение. Путешествие в страну мастеров |
1 |
|
Исследование поделок из природного материала. Подготовка материала к работе. |
25 |
Методы работы с природными материалами |
1 |
|
Исследование приемов работы с природными материалами. Моделирование правил по ТБ. |
26 |
Создание композиции из листьев, цветов |
1 |
|
Моделирование композиций из природного материала. |
27 |
Выставка творческих работ |
1 |
|
Анализ выполненных работ. Подготовка Презентации. |
Тема «Организация и обсуждение детских работ» (1 час) |
||||
28 |
Подведение итогов года «Праздник творчества» |
1 |
|
Организация выставки детских работ. Моделирование композиций. |
|
Итого часов за год |
33 |
|
|
Содержание рабочей программы
Тема: «Живопись» (8 часов)
Занятие 1. Праздник знакомства. Заочная экскурсия в картинную галерею. Знакомство с жанрами живописи.
Занятие 2. Экскурсия в природу. Начальные представления об основах живописи. Моделирование сюжетов будущих работ.
Занятие 3. Освоение приёмов получения живописного пятна. Работа «от пятна», без использования палитры. Выполнение набросков с натуры.
Занятие 4. Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Рисование с натуры листьев деревьев.
Занятие 5. Освоение приёмов получения живописного пятна. Рисование по памяти и представлению осенних пейзажей.
Занятие 6. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской. Рисование с натуры цветов, трав.
Занятие 7. Работа «от пятна», без использования палитры. Рисование на тему «Осенний букет».
Занятие 8. Организация выставки работ учащихся.
Тема: «Графика» (6 часов)
Занятие 9.Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал.
Занятие 10. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами. Рисование с натуры веток деревьев.
Занятие 11. Работа цветными карандашами. Рисование по замыслу пейзажей и натюрмортов.
Занятие 12. Ознакомление с вариантами работы фломастерами. Изображение насекомых.
Занятие 13. Работа фломастерами «Для любимой мамочки» - составление эскиза для росписи ткани.
Занятие 15. Организация выставки работ учащихся.
Тема: «Скульптура» (4 часа)
Занятие 16. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон. Особенности жанра.
Занятие 17. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки - пластилином. Инструменты и приемы работы с пластилином.
Занятие 18. Лепка с натуры овощей и фруктов несложной формы. формирование композиции.
Занятие 19. Лепка по памяти фигурок птиц.
Тема: «Аппликация» (4 часа)
Занятие 20. Знакомство со свойствами бумаги. Беседа «Что делают из бумаги?»
Занятие 21. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Освоение приемов работы с ножницами.
Занятие 22. Выполнение аппликации из цветной бумаги по образцу. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию.
Занятие 23. Выполнение сюжетной аппликации на тему «Времена года» Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Тема: «Бумажная пластика» (5 часов)
Занятие 24. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей.
Занятие 25.Упражнение в сминании бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Занятие 26. Коллективная работа в технике бумагопластики на тему «Мой любимый уголок парка».
Занятие 27. Выполнение творческих работ по образцу. Изготовление отдельных предметов пышных форм.
Занятие 28. Организация выставки работ учащихся.
Тема: «Работа с природными материалами» (4 часа)
Занятие 29. Знакомство со свойствами природных материалов (в качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна).
Занятие 30. Знакомство с приемами работы с природными материалами. Составление правил по ТБ. Композиция «Грибная пора».
Занятие 31. Создание небольших плоских пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов.
Занятие 32. Организация выставки работ учащихся.
Тема: «Организации и обсуждение выставки детских работ» (1 час)
Занятие 33. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
Уровень прогнозируемых результатов работы по программе:
Приобретение обучающимися первоначальных знаний о живописи, скульптуре, аппликации и других видов прикладной деятельности. Изготовление обучающимися творческих работ, овладение навыков защищать своих работы.
Личностные результаты:
В ценностно-эстетической форме – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности.
В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, ДПИ, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей, или их украшения.
Метапредметные результаты – видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни. Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. Активное использование языка ИЗО и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов. Обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием. Формирование мотивации и способность организовать самостоятельную художественно – творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.
Средства контроля
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки, научно-практических конференций, отчётного концерта или спектакля юных художников, мастеров народных промыслов и ремёсел с приглашением родителей детей, друзей, педагогов местных учебных заведений художественно-эстетического и прикладного профиля.
Методическое обеспечение
Включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 6-8 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
Формы и методы работы:
На занятиях используются методы:
- Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
- Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).
- Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
- Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).
- Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
- Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль и письменный контроль, методы самоконтроля).
- Эвристические (методика ТРИЗ).
Ведущие формы организации занятий:
- Групповые (творческие мастерские).
- Индивидуальные (самостоятельная работа).
- Коллективные (занятия, экскурсии, игра, КТД).
В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Условия реализации программы
1. Материально-техническая база:
- просторный оборудованный кабинет;
- предметная среда (стенды, специальное оформление, выставки готовых работ, сменная информация);
- оборудование: ножницы, лекало, резцы.
- шкаф для хранения изделий, материалов;
- коробки для хранения остатков бумаги, ткани.
2. Методическое обеспечение:
- пополнение периодической литературы и книг по темам;
- дидактический материал;
- наглядный материал (образцы готовых изделий, иллюстрации из журналов);
- методическая литература: журналы, книги по технологии, учебные пособия для детей.
3. Наличие кадровых работников:
- учитель начальных классов.
4. Организационно-педагогические условия:
- сотрудничество с другими коллективами;
- организация комплексных занятий.
Список литературы
Список литературы для педагогов
1. Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. - М., 1991.
2. Алексахин Н. Постичь цветовую гармонию сердцем и умом // Дошкольное воспитание. – 1988 - № 3;
3. Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А. Д. Алёхин. - М., 1994.
4. Арманд Т. Руководство по росписи тканей. – СПб. – 1992;
5. Апполон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь / под ред. А.М.Контра. – М.:. – 1997;
6. Барадулин В.А, Основы художественного ремесла. В 2 т. М.: Просвещение. – 1979;
7. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев [Текст]- М.: Эксмо. – 2006;
8. Гасюк Е.О., Степан М.Г, Художественное вышивание . Киев: Выща школа. – 1989;
9. Глинская И.П. Декоративное растение: методическая разработка. – Л.: 1971;
10. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горя-ева. - М., 1991.
11. Гусакова М.А. Аппликация. М.: Просвещение. 1987;
12. Держава Рериха. – М.: Изобразительное искусство. – 1994;
13. Елизарова Е. Декоративно-прикладное искусство // Дошкольное образование. 1997. - №3;
14. Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. – М.:. Просвещение. – 1971;
15. Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева - М., 2009.
16. Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева - М., 2009.
17. Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
18. Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
19. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Коротеева.-М., 2003.
20. Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
21. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: пособие для руководителей общеобразовательных школ и внешкольных учреждений. М.:. Просвещение. – 1990;
22. Народное творчество: журнал – 1995;
23. Новикова Е.Ф. Вдохновение: аранжировка цветов. Флористика. – Минск.: ПП «МЕТ». – 1994;
24. Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский.-М., 1987.
25. Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский.-М., 2007.-(Библиотека учителя).
26. Неменский Б. М.Познание искусством / Б.М. Неменский. – М., 2000.
27. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В, Декоративное искусство. – М: - 1976;
28. Претте М.-К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.-К. Претте, А.Копальдо.-М., 1981, 1985.
29. Психология процессов художественного творчества. – Л.: Наука. – 1980;
30. Пучков А.С. Методика работы над натюрмортом. М.: Просвещение. – 1982;
31. Танкус О.В., Гроховская Л.М, Технология росписи тканей. – М. – 1969;
Список литературы для обучающихся
1. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев [Текст]- М.: Эксмо. – 2006;
2. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горяева. - М., 1991.
3. Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева - М., 2009.
4. Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева - М., 2009.
5. Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
6. Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
7. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Коротеева.-М., 2003.
8. Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
9. Корюкин В.П. Батик. Художественное оформление тканей. – Л.- 1987;
10. Костерин Н.П. Учебное рисование. М.: - 1984;
11. Народное творчество: журнал – 1995;
12. Новикова Е.Ф. Вдохновение: аранжировка цветов. Флористика. – Минск.: ПП «МЕТ». – 1994;
13. Прекрасное - своими руками / сост. С.С. Газарян. – М. – 1986;
14. Претте М.-К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.-К. Претте, А.Копальдо.-М., 1981, 1985.
15. Сараева Ю.С. Роспись по ткани. – Ростов-на-Дону. – 2000;
16. Тереза де Дильмон. Энциклопедия для дам. В 2 т. Душанбе. – 1992;
17. Федотов Г.Я. Узоры разнотравья. – М.: Просвещение. – 1992;
18. Шамаева Г., Кашинская Л. Все обо всем: популярная энциклопедия для детей. – М.: Компания «Ключ-с». – 1994;