Рабочая программа внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» (1 класс)

4
0
Материал опубликован 17 September 2016 в группе

МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ

Для учащихся 6-8 лет (1 класса)

 

 

Учитель Латышева Татьяна Анатольевна

Ракитное

Дополнительная образовательная программа: «Смотрю на мир глазами художника», модифицированная, на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления  «Смотрю на мир глазами художника» (автор Е. И. Коротеева) Автор программы: _____________________________

Рабочая программа рассмотрена на заседании педагогического совета

от «__» _______ 200  г., протокол № ____

Председатель _________        _________

                      подпись              Ф.И.О

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» создана на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления  «Смотрю на мир глазами художника» (автор Е. И. Коротеева). (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под редакцией А. В. Горского. – М.: Просвещение, 2010, - (Стандарты второго поколения).

Предлагаемая программа по изобразительному искусству и художественно-творческой деятельности рассчитана на учащихся 6-8 лет.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 33 часа (1  год).

Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображение в народном искусстве.

Декоративно-прикладное творчество – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующую особенность – чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем больше количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия. Таким образом, многие пытаются отойти от того стандарта, который окружает нас на протяжении жизни.

Изучение декоративно-прикладного искусства в рамках дополнительного образования способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся  средствами прикладной направленности.

Задачи:

 - научить слушать,  видеть,  понимать и анализировать произведения искусства;

- научить правильно использовать термины, формулиро­вать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

- обучить конкретным трудовым навыкам при работе с тканью, нитками, бисером, красками, природными материалами;

- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

- воспитать нравственные качества детей;

- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи, навыки здорового образа жизни.

- развивать образное мышление, творческие способности;

- формировать эстетический и художественный вкус;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Отличительные особенности данной программы:

·         связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень программы, который обеспечивает активную творческую деятельность учащихся;

·         содержание программы направлено на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.;

·         на протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох, познают художественную культуру своего народа;

·         единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства.

Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искус­ства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами. Разнообразие видов деятельности и большой выбор материалов для работы позволяют и помогают каждому обучающему раскрыть свои индивидуальные способности при изготовлении поделок, что, безусловно, окажет влияние на дальнейшее обучение.

  Обучающиеся вовлекаются в творческую внеурочную деятельность с интересом, им интересен как сам процесс работы, так и её результат, ведь изготавливают вещи, игрушки, поделки,  украшения для интерьера, они для себя и своих близких.

  Данные занятия способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.

Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспита­тельные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллектив­ной деятельности; творческие задачи: умение осознанно ис­пользовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой само­реализации средствами художественной деятельности.

По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выстав­ки, мастерские художников, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников.

В авторскую программу Е. И. Коротеевой внесены небольшие изменения: изменено количество учебных часов для прохождения тем.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Живопись

8

2

Графика

6

3

Скульптура

4

4

Аппликация

5

5

Бумажная пластика

5

6

Работа с природными материалами

4

7

Организация и обсуждение детских работ

1

8

ИТОГО

33

 

Содержание курса, характеристика деятельности учащихся

1.   Живопись Начальные представления об осно­вах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изу­чение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зави­симости от характера его насыщения белой или чёрной крас­кой.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использова­ния палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

2.  Графика Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пят­на в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

3. Скульптура Знакомство с выразительными воз­можностями мягкого материала для лепки — глиной и плас­тилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и кото­рое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: лепка отдельных фруктов, ово­щей, птиц, сладостей.

4. Аппликация Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используе­мыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой боль­шое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плав­ную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляют­ся сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: изучение выразительности гото­вых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).

5. Бумажная пластика Трансформация плоского листа бу­маги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание,  складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Практическая работа: изображение уголка парка, от­дельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.

6.  Работа с природными материалами В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в ко­торых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнитель­ных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

Практическая работа: изображение уголков природы.

7.  Организация и обсуждение выставки детских работ Школьники вспоминают темы,

изученные в течение года, находят свои работы. При обсуж­дении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.

 

Календарно-тематический план

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Дата

Характеристика основной деятельности ученика

Тема «Живопись» (8 часов)

1

Введение. Праздник знакомства

1

 

Начальное представление о живописи – заочная экскурсия в картинную галерею. Исследование жанров живописи.

2

Экскурсия на природу «Прекрасное вокруг нас»

1

 

Моделирование сюжетов будущих творческих работ. Классификация объектов природы.

3

Выполнение набросков с натуры

1

 

Классификация  основных цветов, их сравнение и различение. Выполнение набросков с натуры.

4

Рисование листьев деревьев

2

 

Анализ приема получения живописного пятна. Исследование особенностей строения разных деревьев.

5

Рисование цветов

2

 

Сравнение оттенков одного цвета. Моделирование пейзажей.

6

Выставка творческих работ

1

 

Сравнение,  классификация и анализ выполненных работ. Моделирование творческой выставки.

Тема «Графика» (6 часов)

7

Введение. Типы линий

1

 

Исследование выразительных средств этого вида искусства. Анализ особенностей выполнения различных видов линий.

8

Работа цветными карандашами

2

 

Моделирование пейзажей и натюрмортов. Анализ работ.

9

Работа фломастером

2

 

Исследование особенностей работы фломастером.

10

Выставка творческих работ

1

 

Сравнение,  классификация и анализ выполненных работ. Моделирование творческой выставки.

Тема «Скульптура» (4 часа)

11

Введение. Скульптура

1

 

Исследование особенностей данного жанра искусства (трехмерное изображение).

12

Материалы, инструменты необходимые для работы

1

 

Анализ приемов работы инструментами. Сравнение действий.

13

Выполнение творческих работ. Лепка с натуры

1

 

Моделирование композиции «Овощи и фрукты». Анализ выполненных работ, сравнений приемов выполнения.

14

Выполнение творческих работ. Лепка по памяти

1

 

Сравнение приемов лепки из пластилина и из глины. Моделирование композиции «На кормушке».

Тема «Аппликация « (5 часов)

15

Введение. Беседа «Что делают из бумаги» 

1

 

Исследование свойств бумаги, особенностей ее разновидностей. Моделирование правил по ТБ при работе с ножницами.

16

Виды аппликаций

Технология выполнения аппликации

1

 

 

Анализ и сравнение техник аппликации. Моделирование порядка выполнения аппликации. Анализ приемов работы с ножницами.

17

Выполнение творческих работ. Цветная бумага

1

 

Моделирование вырезной аппликации из цветной бумаги.

18

Выполнение творческих работ. Сюжетная аппликация

2

 

Моделирование сюжетной аппликации. Анализ и сравнение работ.

Тема «Бумажная пластика» (5 часов)

19

Введение. Виды бумаги

1

 

Исследование свойств бумаги, особенностей ее разновидностей. Моделирование правил по ТБ при работе с ножницами.

20

Материалы, инструменты необходимые для работы

1

 

Исследование приемов работы различными инструментами. Классификация приемов.

21

Выполнение творческих работ по рисунку

1

 

Моделирование сюжетной работы «Мой любимый уголок парка». Анализ приемов работы.

22

Выполнение творческих работ по образцу

1

 

Анализ приемов получения объема с помощью мятой бумаги. Исследование образцов.

23

Выставка творческих работ

1

 

Сравнение,  классификация и анализ выполненных работ. Моделирование творческой выставки.

Тема «Работа с природными материалами» (4 часа)

24

Введение. Путешествие в страну мастеров

1

 

Исследование поделок из природного материала. Подготовка материала к работе.

25

Методы работы с природными материалами

1

 

Исследование приемов работы с природными материалами. Моделирование правил по ТБ.

26

Создание композиции из листьев, цветов

1

 

Моделирование композиций из природного материала.

27

Выставка творческих работ

1

 

Анализ выполненных работ. Подготовка Презентации.

Тема «Организация и обсуждение детских работ» (1 час)

28

Подведение итогов года «Праздник творчества»

1

 

Организация выставки детских работ. Моделирование композиций.

 

Итого часов за год

33

 

 

Содержание рабочей программы

Тема: «Живопись» (8 часов)

Занятие 1. Праздник знакомства. Заочная экскурсия в картинную галерею. Знакомство с жанрами живописи.

Занятие 2. Экскурсия в природу. Начальные представления об осно­вах живописи. Моделирование сюжетов будущих работ.

Занятие 3. Освоение приёмов получения живописного пятна. Работа «от пятна», без использова­ния палитры. Выполнение набросков с натуры.

Занятие 4. Начальные представления об осно­вах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изу­чение основных, тёплых и холодных цветов. Рисование с натуры листьев деревьев.

Занятие 5. Освоение приёмов получения живописного пятна. Рисование по памяти и представлению осенних пейзажей.

Занятие 6. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зави­симости от характера его насыщения белой или чёрной крас­кой. Рисование с натуры цветов, трав.

Занятие 7. Работа «от пятна», без использова­ния палитры. Рисование на тему «Осенний букет».

Занятие 8. Организация выставки работ учащихся.

Тема: «Графика» (6 часов)

Занятие 9.Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал.

Занятие 10. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пят­на в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами. Рисование с натуры веток деревьев.

Занятие 11. Работа цветными карандашами. Рисование по замыслу пейзажей и натюрмортов.

Занятие 12. Ознакомление с вариантами работы фломастерами. Изображение насекомых.

Занятие 13. Работа фломастерами «Для любимой мамочки» - составление эскиза для росписи ткани.

Занятие 15. Организация выставки работ учащихся.

Тема: «Скульптура» (4 часа)

Занятие 16. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и кото­рое можно обойти со всех сторон. Особенности жанра.

Занятие 17. Знакомство с выразительными воз­можностями мягкого материала для лепки - плас­тилином. Инструменты и приемы работы с пластилином.

Занятие 18.  Лепка с натуры овощей и фруктов несложной формы. формирование композиции.

Занятие 19. Лепка по памяти фигурок птиц.  

Тема: «Аппликация» (4 часа)

Занятие 20. Знакомство со свойствами бумаги. Беседа «Что делают из бумаги?»

Занятие 21. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используе­мыми в данном виде прикладного искусства. Освоение приемов работы с ножницами.

Занятие 22. Выполнение аппликации из цветной бумаги по образцу. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плав­ную линию.

Занятие 23. Выполнение сюжетной аппликации на тему «Времена года» Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляют­ся сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Тема: «Бумажная пластика» (5 часов)

Занятие 24. Трансформация плоского листа бу­маги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей.

Занятие 25.Упражнение в  сминании бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Занятие 26. Коллективная работа в технике бумагопластики на тему «Мой любимый уголок парка».

Занятие 27. Выполнение творческих работ по образцу. Изготовление отдельных предметов пышных форм.

Занятие 28. Организация выставки работ учащихся.

Тема: «Работа с природными материалами» (4 часа)

Занятие 29. Знакомство со свойствами природных материалов (в качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна).

Занятие 30. Знакомство с приемами работы с природными материалами. Составление правил по ТБ. Композиция «Грибная пора».

Занятие 31. Создание небольших плоских пейзажей, в ко­торых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов.

Занятие 32. Организация выставки работ учащихся.

Тема: «Организации и обсуждение выставки детских работ» (1 час)

     Занятие 33. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуж­дении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.

 

Уровень прогнозируемых результатов работы по программе:

Приобретение обучающимися первоначальных знаний о живописи, скульптуре, аппликации и других видов прикладной деятельности. Изготовление обучающимися творческих работ, овладение навыков защищать своих работы.

Личностные  результаты:

В ценностно-эстетической  форме – эмоционально-ценностное  отношение к  окружающему  миру (семье,  Родине,  природе,  людям); толерантное  принятие  разнообразия  культурных  явлений,  национальных  ценностей и духовных  традиций; художественный  вкус  и  способность  к  эстетической  оценке  произведения  искусства,  нравственной  оценке своих  и  чужих  поступков,  явлений  окружающей  жизни.

В  познавательной сфере – способность  к  художественному  познанию  мира; умение  применять  полученные знания в собственной  художественно – творческой  деятельности.

В  трудовой  сфере – навыки  использования  различных  художественных  материалов  для  работы  в  разных  техниках (живопись,  графика,  скульптура,  ДПИ,  художественное конструирование); стремление  использовать  художественные  умения для  создания  красивых  вещей,  или их  украшения.

Метапредметные  результаты – видеть  и  воспринимать  проявления  художественной  культуры в  окружающей  жизни. Желание  общаться  с  искусством,  участвовать  в  обсуждении содержания  и  выразительных  средств произведений  искусства. Активное  использование  языка ИЗО и различных  художественных  материалов  для  освоения  содержания  разных  учебных предметов. Обогащение  ключевых  компетенций художественно-эстетическим  содержанием. Формирование  мотивации и способность  организовать  самостоятельную  художественно – творческую  деятельность,  выбирать  средства для  реализации  художественного  замысла.

Средства контроля

Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки, научно-практических конференций, отчётного концерта или спектакля юных художни­ков, мастеров народных промыслов и ремёсел с приглашением родителей детей, друзей, педагогов местных учебных заведений художественно-эстетического и прикладного профиля.

Методическое обеспечение

Вклю­чает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 6-8 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (об­разная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последова­тельности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Большое внимание также уделяется принципам доступ­ности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.

Формы и методы работы:

На занятиях используются  методы:

  • Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
  • Наглядные  (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).
  • Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
  • Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому  педагогом).
  • Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
  • Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль и письменный контроль, методы самоконтроля).
  • Эвристические (методика ТРИЗ).

Ведущие формы организации занятий:

  • Групповые (творческие мастерские).
  • Индивидуальные (самостоятельная работа).
  • Коллективные (занятия, экскурсии, игра, КТД).

 В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.

 Условия реализации программы

1. Материально-техническая база:

  • просторный оборудованный кабинет;
  • предметная среда (стенды, специальное оформление, выставки готовых работ, сменная информация);
  • оборудование: ножницы, лекало, резцы.  
  • шкаф для хранения изделий, материалов;
  • коробки для хранения остатков бумаги, ткани.

2. Методическое обеспечение:

  • пополнение периодической литературы и книг по темам;
  • дидактический материал;
  • наглядный материал (образцы готовых изделий, иллюстрации из журналов);
  • методическая литература:  журналы, книги по технологии,  учебные  пособия для детей.

3. Наличие кадровых работников:

  • учитель начальных классов.

4. Организационно-педагогические условия:

  • сотрудничество с другими коллективами;
  • организация комплексных занятий.

Список литературы

Список литературы для педагогов

1.      Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. - М., 1991.

2.      Алексахин Н. Постичь цветовую гармонию сердцем и умом // Дошкольное воспитание. – 1988 - № 3;

3.      Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А. Д. Алё­хин. - М., 1994.

4.      Арманд Т. Руководство по росписи тканей. – СПб. – 1992;

5.      Апполон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь / под ред. А.М.Контра. – М.:. – 1997;

6.      Барадулин В.А, Основы художественного ремесла. В 2 т. М.: Просвещение. – 1979;

7.      Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев [Текст]- М.: Эксмо. – 2006;

8.      Гасюк Е.О., Степан М.Г, Художественное вышивание . Киев: Выща школа. – 1989;

9.      Глинская И.П. Декоративное растение: методическая разработка. – Л.: 1971;

10.  Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горя-ева. - М., 1991.

11.  Гусакова М.А. Аппликация. М.: Просвещение. 1987;

12.  Держава Рериха. – М.: Изобразительное искусство. – 1994;

13.  Елизарова Е. Декоративно-прикладное искусство // Дошкольное образование. 1997. - №3;

14.  Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. – М.:. Просвещение. – 1971;

15.  Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева - М., 2009.

16.  Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева - М., 2009.

17.  Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Короте­ева.-М., 2009.

18.  Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Короте­ева.-М., 2009.

19.  Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Короте­ева.-М., 2003.

20.  Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева.-М., 2009.

21.  Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: пособие для руководителей общеобразовательных школ и внешкольных учреждений. М.:. Просвещение. – 1990;

22.  Народное творчество: журнал – 1995;

23.  Новикова Е.Ф. Вдохновение: аранжировка цветов. Флористика. – Минск.: ПП «МЕТ». – 1994;

24.  Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский.-М., 1987.

25.  Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский.-М., 2007.-(Библиотека учителя).

26.  Неменский Б. М.Познание искусством / Б.М. Неменский. – М., 2000.

27.  Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В, Декоративное искусство. – М: - 1976;

28.  Претте М.-К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.-К. Претте, А.Копальдо.-М., 1981, 1985.

29.  Психология процессов художественного творчества. – Л.: Наука. – 1980;

30.  Пучков А.С. Методика работы над натюрмортом. М.: Просвещение. – 1982;

31.  Танкус О.В., Гроховская Л.М, Технология росписи тканей. – М. – 1969;

Список литературы для обучающихся

1.      Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев [Текст]- М.: Эксмо. – 2006;

2.      Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горяева. - М., 1991.

3.      Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева - М., 2009.

4.      Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева - М., 2009.

5.      Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Короте­ева.-М., 2009.

6.      Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Короте­ева.-М., 2009.

7.      Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Короте­ева.-М., 2003.

8.      Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева.-М., 2009.

9.      Корюкин В.П. Батик. Художественное оформление тканей. – Л.- 1987;

10.  Костерин Н.П. Учебное рисование. М.: - 1984;

11.  Народное творчество: журнал – 1995;

12.  Новикова Е.Ф. Вдохновение: аранжировка цветов. Флористика. – Минск.: ПП «МЕТ». – 1994;

13.  Прекрасное - своими руками / сост. С.С. Газарян. – М. – 1986;

14.  Претте М.-К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.-К. Претте, А.Копальдо.-М., 1981, 1985.

15.  Сараева Ю.С. Роспись по ткани. – Ростов-на-Дону. – 2000;

16.  Тереза де Дильмон. Энциклопедия для дам. В 2 т. Душанбе. – 1992;

17.  Федотов Г.Я. Узоры разнотравья. – М.: Просвещение. – 1992;

18.  Шамаева Г., Кашинская Л. Все обо всем: популярная энциклопедия для детей. – М.: Компания «Ключ-с». – 1994;

Комментарии
Комментариев пока нет.