12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия74
Педагог-психолог
Россия, Кунгур
2

Программа специальных индивидуально-коррекционных занятий по психологии для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по программе «Особый ребенок», II ступень обучения.


Программа специальных индивидуально-коррекционных занятий по психологии для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по программе «Особый ребенок», II ступень обучения

Пояснительная записка

Показаниями для обучения по программе «Особый ребенок» являются умеренная и тяжелая умственная отсталость (F - 71, F – 72) в соответствие с Международной классификацией болезней и катастроф, а также другие состояния интеллектуального развития, соответствующие данным степеням умственной отсталости. Специфика нарушений состояния психического здоровья у умственно отсталых детей характеризуется в первую очередь тотальным недоразвитием высших корковых функций, инертностью психических процессов, тотальным недоразвитием познавательной деятельности при выраженном стойком дефиците абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения.

Данная программа – это курс специальных индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности учащихся с ОВЗ. Занятия проводятся по утвержденному расписанию, продолжительность одного занятия составляет не менее 20 минут.

Составлена с учётом Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, а также действующих требований к максимально допустимой недельной нагрузке (СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 № 189).

Общая характеристика программы

Программа коррекционной работы педагога-психолога предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания,позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

Содержание программы определяют следующие принципы:

1) принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

2) принцип единства диагностики и коррекции;

3) принцип приоритетности коррекции каузального типа;

4) деятельностный принцип коррекции;

5) принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

6) принцип комплексности методов психологического воздействия;

7) принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе

8)рекомендательный характер оказания помощи.

Актуальность разработки данной программы обусловлена:

социальным заказом общества;

необходимостью регулирования процессов обучения детей с выраженной умственной отсталостью и обеспечения реализации их права на получение адекватного образования;

возможностью обобщения результатов практического опыта обучения и воспитания детей данной категории в ряде коррекционных образовательных учреждений.

Цель программы: индивидуальная коррекция познавательной сферы детей, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала.

Задачи:

Развитие произвольной регуляции.

Коррекция когнитивной и эмоционально-волевых сфер.

Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ОВЗ.

Отслеживание динамики развития детей с ОВЗ.

Структура программы.

Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности.

Блок коррекции и развития этих познавательных процессов.

Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия.

Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности человека, основой ориентации человека в мире и обществе. Развитие восприятия не происходит само собой. Детей нужно учить выделять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия, воспитания наблюдательности является сравнение. Для развития пространственных представлений необходимо использовать наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей: развивать пространственные представления.

Внимание учащихся с ОВЗ характеризуется повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание. Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в результате специальных упражнений.

Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех школьников с ОВЗ наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех видов запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала.

На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно - логическая). Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить, научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и произвольную память.

В развитии мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ обнаруживается значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления.

В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными.

Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е., визуализировать.

Для учащихся с ОВЗ наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических задач развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему) и дедуктивного (от общего к единичному) умозаключения.

Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Нарушения перечисленных психических функций и моторики выражается в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе, школьных неврозах. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений, развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Коррекционно – развивающая работа с детьми представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными принципами:

Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную деятельность и личность ребенка.

Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы, стимулирующие мышление.

Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности человека.

Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов.

Коррекционные занятия проводятся в индивидуальной форме.

Материалы и оборудование: тетради, ручки, карандаши цветные, краска, кисточки, пластилин, цветной картон, клей, ножницы, аудио записи тихой, спокойной и подвижной музыки.

Длительность занятий: 35-40 минут.

Количество занятий и их тематика определяется глубиной нарушений, степени развитости отдельных психических познавательных процессов.

Режим проведения: 2 занятия в неделю.

Оценка эффективности: программы осуществляется с помощью диагностических методик, наблюдения, собеседований с родителями и педагогами В итоге коррекционной работы мы желаем получить ребенка с возможностями освоения образовательной программы с большой долей его самостоятельности и активности в процессе обучения и заинтересованностью в получении знаний, мы хотим поспособствовать реализации компенсаторного потенциала ребенка, выработать навыки взаимодействия с людьми.

Структура коррекционно – развивающих занятий:

Ритуал приветствия.

Рефлексия предыдущего занятия.

Разминка.

Основное содержание занятия.

Рефлексия прошедшего занятия.

Ритуал прощания.

Данная программа может быть использована в образовательных учреждениях (классах, группах), независимо от их формы собственности, типа и вида.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Направление работы

Количество часов

Дата

Познавательный аспект

Развивающий аспект

1

Развитие концентрации внимания.

Диагностика развития внимания.

Развитие умения распределять внимание, развитие устойчивости внимания (Упр. «В магазине зеркал», «Исключение лишнего», «Найди отличие»).

1


2

Тренировка слуховой памяти.

Коррекция, развитие и диагностика слуховой памяти.

Развитие слуховой памяти. (Упр. «Маленький рассказ», «Стихи и образы», «Назови идею», «Учимся запоминать надолго»).

1


3

Тренировка зрительной памяти.

Коррекция, развитие и диагностика зрительной памяти.

Развитие зрительной памяти. (Упр. «Чей это дом?», «Ярмарка автомобилей», «Разрезанная картинка»).

1


4

Развиваем воображение и фантазию.

Чем отличается воображение от фантазии.

Развитие внимания, слуховой памяти, чувства рифмы, речи, рефлексии.

1


5

Предмет в пространств.

Место предмета в пространстве, их взаимное расположение, направление движения.

Развитие внимания, логического мышления, ориентация в пространстве, рефлексии.

1


6

Семицветная радуга.

Семь цветов радуги. Краткое содержание сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

Развитие внимания, мышления, памяти, рефлексии.

1


7

Рисуем бусы.

Порядок расположение цветов в Российском флаге.

Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, речи, рефлексии.

1


8

Развиваем фонематический слух.

Что такое фонематический слух. Рифма.

Развитие внимания, фонематического слуха, мышления, воображения, рефлексии.

1


9

Поговорим о временах года.


Отличительные особенности четырех времен года.

Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, воображения, речи, рефлексии.

1


10

Осень.


Отличительные особенности осени как времени года.

Развитие внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии.

1


11

Зима.

Отличительные особенности зимы как времени года.

Развитие внимания, мышления, воображения, чувства рифмы, конструкторских способностей, рефлексии.

1


12

Весна.

Отличительные особенности весны как времени года.

Развитие внимания, мышления, памяти, ориентации в пространстве, воображения, фантазии, рефлексии.

1


13

Лето.

Отличительные особенности лета как времени года.

Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии.

1


14

Дни недели.

История возникновения названий и порядок следования дней недели.

Развитие внимания, мышления, слуховой и смысловой памяти, чувства рифмы, рефлексии.

1


15

Геометрические фигуры.

Точка, линия, прямая, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Понятия «лево-право», «вверх-низ». Виды углов.

Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии.

1


16

Размеры предмета.

Сравнение предметов по разным признакам: длине, ширине, толщине, высоте, глубине.

Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве, расширении словарного запаса, рефлексии.

1


17

Домашние животные.

Разнообразие домашних животных, их роль в жизни человека.

Развитие внимания, мышления, смысловой памяти, речи, конструкторских и артистических способностей, воображения, фонематического слуха, рефлексии

1


18

Дикие животные.

Разнообразие диких животных. Экзотические животные. Сведения о жирафе.

Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, речи, чувства рифмы, рефлексии.

1


Основные методы и приемы обучения

Методика выполнения рисунков на клетчатой бумаге:

А) точное копирование образца: работа проводится ребенком самостоятельно, в случае затруднения треуется прибегнуть к помощи взрослого;

Б) выполнение графического диктанта: выполняется ребенком путем оперирования понятиями «влево», «вправо», «вниз», «вверх». Ему предшествуют упражнения на развитие пространственных представлений.

В) Методика работы со спичками: в течение нескольких секунд (в зависимости от сложности задания и уровня подготовки ребенка) обучаемый знакомится с образцом, затем образец закрывается, после окончания работы ребенок сравнивает свою работу с образцом.

Критерии ограничения участия в занятиях:

личный отказ (нежелание) ребенка идти на занятие;

отказ родителей (или лиц их заменяющих) от посещения ребенком занятий.

Описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы.

Гарантия прав участников программы обеспечивается:

этическим кодексом педагога-психолога службы практической психологии образования России, а также основными этическим принципами деятельности психолога: компетентности, ответственности, профессиональной кооперации др.

правилами безопасности применяемых методик и корректного использования сведений психологического характера (приняты Всероссийским совещанием «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы» (6—7 июня 2002, г.Москва). – Вестник образования, №7, 1995.);

уставом ОУ;

должностной инструкцией педагога-психолога ОУ.

Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы (специалистов, родителей, педагогов):

Ответственность

Администрация ОУ.

Соблюдение основных нормативных документов регламентации образовательного процесса ОУ.

Педагогический коллектив.

Реализация субъект-субъектного взаимодействия в образовательно-воспитательном процессе, направленного на формирование благоприятного психологического климата в начальной школе ОУ.

Родители обучающихся.

Соблюдение полученных рекомендаций, включая бережное отношение к психическому здоровью своих детей.

Основные права

Администрация ОУ.

Получать информацию по проведению занятий.

Знакомиться с документацией открытого доступа, отчетностью и эффективностью реализации программы.

Педагогический коллектив.

Повышать квалификацию в сфере обучения обучающихся с ОВЗ. Реализовывать психологически безопасные способы взаимодействия с обучающимися с ОВЗ.

Родители обучающихся

Получать квалифицированное психологическое консультирование по проблемам их детей, связанных с компетенцией педагога-психолога образования

Обязанности

Администрация ОУ.

Организовывать условия для проведения занятий по программе.

Педагогический коллектив.

Оперативно информировать педагога-психолога об изменениях психического/психологического состояния обучающихся. Формировать психологически комфортный и позитивный психологический климат в процессе образовательной деятельности

Родители обучающихся.

Информировать педагога-психолога, учителей об изменениях психического/психологического состояния обучающихся.

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы

Реализовывать программу может педагог-психолог школы. Основным требованием к специалисту является мотивация к осуществлению данной деятельности, овладение технологиями психолого - педагогической диагностики, направленными на выявление динамики развития мыслительных способностей школьников с ОВЗ, формирование их базовых учебных действий, оценки результативности образовательного процесса.

Для эффективной реализации программы необходимы следующие ресурсы:

учебные и методические материалы:

п/п

Наименование учебных

и методических материалов

Количество

1.

Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Занятия по развитию познавательных способностей (5-6 лет) / Методическое пособие, 0 класс. - М.: Издательство РОСт. – 206 с. – (Юным умникам и умницам. Курс РПС для массовых школ). Гриф ФГОС

1

2.

Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Занятия по развитию познавательных способностей (5-6 лет) / Рабочие тетради, 0 класс. - М.: Издательство РОСт. – в 2-х частях с. – (Юным умникам и умницам. Курс РПС для массовых школ). Гриф ФГОС

по количеству обучающихся

3

Мамайчук И. И.Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с. ISBN 5-9268-0166-4

1

материально-техническое оснащение (компьютер, мультимедийный проектор, экран для проектора; укомплектованность кабинетов необходимым количеством мебели, соответствующей числу детей, посещающих занятия, доской);

информационная обеспеченность учреждения (библиотечный фонд).

Сроки и этапы реализации программы

На изучение отведено 18 часов в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю с марта по май. Занятия проводятся согласно расписанию.

Ожидаемые результаты реализации программы

Основным результатом реализации программы является коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы. Гармонизация психоэмоционального состояния, формированиепозитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Формирование коммуникативных навыков. Расширение знаний об окружающей действительности.

Продуктивность реализации программы:

уровень достижения ожидаемых результатов;

рост мотивации обучающихся к коррекционно-развивающим занятиям;

удовлетворенность участников деятельности (учащихся, их родителей, педагогов) организацией и результатами реализации программы.

Программа сотрудничества с семьей

Задачи

Мероприяти

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка.

-индивидуальные консультации родителей с педагогом - психологом (раз в месяц и по запросу родителей) индивидуальные консультации родителей по темам: «Реализация адаптированной программы». "Особенности развития детей с ОВЗ».


Обеспечение участия семьи в разработке и реализации программы педагога психолога АООП ОВЗ, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации.

- участие родителей в разработке - посещение родителями занятий в организации - консультирование родителей по вопросам обучения ребенка с ОВЗ, выбор единых подходов и приемов работы.


Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации программы и результатах ее освоения.

- личные встречи, беседы, просмотр и обсуждение видеозаписей занятий с ребенком в школе и дома, выступление на родительских собраниях.








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.