Программа специальных индивидуально-коррекционных занятий по психологии для детей с ОВЗ (II ступень обучения)
Программа специальных индивидуально-коррекционных занятий по психологии для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по программе «Особый ребенок», II ступень обучения
Пояснительная записка
Показаниями для обучения по программе «Особый ребенок» являются умеренная и тяжелая умственная отсталость (F - 71, F – 72) в соответствие с Международной классификацией болезней и катастроф, а также другие состояния интеллектуального развития, соответствующие данным степеням умственной отсталости. Специфика нарушений состояния психического здоровья у умственно отсталых детей характеризуется в первую очередь тотальным недоразвитием высших корковых функций, инертностью психических процессов, тотальным недоразвитием познавательной деятельности при выраженном стойком дефиците абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения.
Данная программа – это курс специальных индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности учащихся с ОВЗ. Занятия проводятся по утвержденному расписанию, продолжительность одного занятия составляет не менее 20 минут.
Составлена с учётом Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, а также действующих требований к максимально допустимой недельной нагрузке (СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 № 189).
Общая характеристика программы
Программа коррекционной работы педагога-психолога предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания,позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
Содержание программы определяют следующие принципы:
1) принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
2) принцип единства диагностики и коррекции;
3) принцип приоритетности коррекции каузального типа;
4) деятельностный принцип коррекции;
5) принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
6) принцип комплексности методов психологического воздействия;
7) принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе
8)рекомендательный характер оказания помощи.
Актуальность разработки данной программы обусловлена:
социальным заказом общества;
необходимостью регулирования процессов обучения детей с выраженной умственной отсталостью и обеспечения реализации их права на получение адекватного образования;
возможностью обобщения результатов практического опыта обучения и воспитания детей данной категории в ряде коррекционных образовательных учреждений.
Цель программы: индивидуальная коррекция познавательной сферы детей, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала.
Задачи:
Развитие произвольной регуляции.
Коррекция когнитивной и эмоционально-волевых сфер.
Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ОВЗ.
Отслеживание динамики развития детей с ОВЗ.
Структура программы.
Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности.
Блок коррекции и развития этих познавательных процессов.
Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия.
Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности человека, основой ориентации человека в мире и обществе. Развитие восприятия не происходит само собой. Детей нужно учить выделять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия, воспитания наблюдательности является сравнение. Для развития пространственных представлений необходимо использовать наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей: развивать пространственные представления.
Внимание учащихся с ОВЗ характеризуется повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание. Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в результате специальных упражнений.
Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех школьников с ОВЗ наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех видов запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала.
На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно - логическая). Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить, научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и произвольную память.
В развитии мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ обнаруживается значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления.
В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными.
Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е., визуализировать.
Для учащихся с ОВЗ наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических задач развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему) и дедуктивного (от общего к единичному) умозаключения.
Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Нарушения перечисленных психических функций и моторики выражается в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе, школьных неврозах. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений, развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Коррекционно – развивающая работа с детьми представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными принципами:
Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную деятельность и личность ребенка.
Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы, стимулирующие мышление.
Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности человека.
Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов.
Коррекционные занятия проводятся в индивидуальной форме.
Материалы и оборудование: тетради, ручки, карандаши цветные, краска, кисточки, пластилин, цветной картон, клей, ножницы, аудио записи тихой, спокойной и подвижной музыки.
Длительность занятий: 35-40 минут.
Количество занятий и их тематика определяется глубиной нарушений, степени развитости отдельных психических познавательных процессов.
Режим проведения: 2 занятия в неделю.
Оценка эффективности: программы осуществляется с помощью диагностических методик, наблюдения, собеседований с родителями и педагогами В итоге коррекционной работы мы желаем получить ребенка с возможностями освоения образовательной программы с большой долей его самостоятельности и активности в процессе обучения и заинтересованностью в получении знаний, мы хотим поспособствовать реализации компенсаторного потенциала ребенка, выработать навыки взаимодействия с людьми.
Структура коррекционно – развивающих занятий:
Ритуал приветствия.
Рефлексия предыдущего занятия.
Разминка.
Основное содержание занятия.
Рефлексия прошедшего занятия.
Ритуал прощания.
Данная программа может быть использована в образовательных учреждениях (классах, группах), независимо от их формы собственности, типа и вида.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Направление работы | Количество часов | Дата | |
Познавательный аспект | Развивающий аспект | ||||
1 | Развитие концентрации внимания. | Диагностика развития внимания. | Развитие умения распределять внимание, развитие устойчивости внимания (Упр. «В магазине зеркал», «Исключение лишнего», «Найди отличие»). | 1 | |
2 | Тренировка слуховой памяти. | Коррекция, развитие и диагностика слуховой памяти. | Развитие слуховой памяти. (Упр. «Маленький рассказ», «Стихи и образы», «Назови идею», «Учимся запоминать надолго»). | 1 | |
3 | Тренировка зрительной памяти. | Коррекция, развитие и диагностика зрительной памяти. | Развитие зрительной памяти. (Упр. «Чей это дом?», «Ярмарка автомобилей», «Разрезанная картинка»). | 1 | |
4 | Развиваем воображение и фантазию. | Чем отличается воображение от фантазии. | Развитие внимания, слуховой памяти, чувства рифмы, речи, рефлексии. | 1 | |
5 | Предмет в пространств. | Место предмета в пространстве, их взаимное расположение, направление движения. | Развитие внимания, логического мышления, ориентация в пространстве, рефлексии. | 1 | |
6 | Семицветная радуга. | Семь цветов радуги. Краткое содержание сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». | Развитие внимания, мышления, памяти, рефлексии. | 1 | |
7 | Рисуем бусы. | Порядок расположение цветов в Российском флаге. | Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, речи, рефлексии. | 1 | |
8 | Развиваем фонематический слух. | Что такое фонематический слух. Рифма. | Развитие внимания, фонематического слуха, мышления, воображения, рефлексии. | 1 | |
9 | Поговорим о временах года. | Отличительные особенности четырех времен года. | Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, воображения, речи, рефлексии. | 1 | |
10 | Осень. | Отличительные особенности осени как времени года. | Развитие внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии. | 1 | |
11 | Зима. | Отличительные особенности зимы как времени года. | Развитие внимания, мышления, воображения, чувства рифмы, конструкторских способностей, рефлексии. | 1 | |
12 | Весна. | Отличительные особенности весны как времени года. | Развитие внимания, мышления, памяти, ориентации в пространстве, воображения, фантазии, рефлексии. | 1 | |
13 | Лето. | Отличительные особенности лета как времени года. | Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии. | 1 | |
14 | Дни недели. | История возникновения названий и порядок следования дней недели. | Развитие внимания, мышления, слуховой и смысловой памяти, чувства рифмы, рефлексии. | 1 | |
15 | Геометрические фигуры. | Точка, линия, прямая, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Понятия «лево-право», «вверх-низ». Виды углов. | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии. | 1 | |
16 | Размеры предмета. | Сравнение предметов по разным признакам: длине, ширине, толщине, высоте, глубине. | Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве, расширении словарного запаса, рефлексии. | 1 | |
17 | Домашние животные. | Разнообразие домашних животных, их роль в жизни человека. | Развитие внимания, мышления, смысловой памяти, речи, конструкторских и артистических способностей, воображения, фонематического слуха, рефлексии | 1 | |
18 | Дикие животные. | Разнообразие диких животных. Экзотические животные. Сведения о жирафе. | Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, речи, чувства рифмы, рефлексии. | 1 | |
Основные методы и приемы обучения
Методика выполнения рисунков на клетчатой бумаге:
А) точное копирование образца: работа проводится ребенком самостоятельно, в случае затруднения треуется прибегнуть к помощи взрослого;
Б) выполнение графического диктанта: выполняется ребенком путем оперирования понятиями «влево», «вправо», «вниз», «вверх». Ему предшествуют упражнения на развитие пространственных представлений.
В) Методика работы со спичками: в течение нескольких секунд (в зависимости от сложности задания и уровня подготовки ребенка) обучаемый знакомится с образцом, затем образец закрывается, после окончания работы ребенок сравнивает свою работу с образцом.
Критерии ограничения участия в занятиях:
личный отказ (нежелание) ребенка идти на занятие;
отказ родителей (или лиц их заменяющих) от посещения ребенком занятий.
Описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы.
Гарантия прав участников программы обеспечивается:
этическим кодексом педагога-психолога службы практической психологии образования России, а также основными этическим принципами деятельности психолога: компетентности, ответственности, профессиональной кооперации др.
правилами безопасности применяемых методик и корректного использования сведений психологического характера (приняты Всероссийским совещанием «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы» (6—7 июня 2002, г.Москва). – Вестник образования, №7, 1995.);
уставом ОУ;
должностной инструкцией педагога-психолога ОУ.
Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы (специалистов, родителей, педагогов):
Ответственность | |
Администрация ОУ. | Соблюдение основных нормативных документов регламентации образовательного процесса ОУ. |
Педагогический коллектив. | Реализация субъект-субъектного взаимодействия в образовательно-воспитательном процессе, направленного на формирование благоприятного психологического климата в начальной школе ОУ. |
Родители обучающихся. | Соблюдение полученных рекомендаций, включая бережное отношение к психическому здоровью своих детей. |
Основные права | |
Администрация ОУ. | Получать информацию по проведению занятий. Знакомиться с документацией открытого доступа, отчетностью и эффективностью реализации программы. |
Педагогический коллектив. | Повышать квалификацию в сфере обучения обучающихся с ОВЗ. Реализовывать психологически безопасные способы взаимодействия с обучающимися с ОВЗ. |
Родители обучающихся | Получать квалифицированное психологическое консультирование по проблемам их детей, связанных с компетенцией педагога-психолога образования |
Обязанности | |
Администрация ОУ. | Организовывать условия для проведения занятий по программе. |
Педагогический коллектив. | Оперативно информировать педагога-психолога об изменениях психического/психологического состояния обучающихся. Формировать психологически комфортный и позитивный психологический климат в процессе образовательной деятельности |
Родители обучающихся. | Информировать педагога-психолога, учителей об изменениях психического/психологического состояния обучающихся. |
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы
Реализовывать программу может педагог-психолог школы. Основным требованием к специалисту является мотивация к осуществлению данной деятельности, овладение технологиями психолого - педагогической диагностики, направленными на выявление динамики развития мыслительных способностей школьников с ОВЗ, формирование их базовых учебных действий, оценки результативности образовательного процесса.
Для эффективной реализации программы необходимы следующие ресурсы:
учебные и методические материалы:
№ п/п | Наименование учебных и методических материалов | Количество |
1. | Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Занятия по развитию познавательных способностей (5-6 лет) / Методическое пособие, 0 класс. - М.: Издательство РОСт. – 206 с. – (Юным умникам и умницам. Курс РПС для массовых школ). Гриф ФГОС | 1 |
2. | Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Занятия по развитию познавательных способностей (5-6 лет) / Рабочие тетради, 0 класс. - М.: Издательство РОСт. – в 2-х частях с. – (Юным умникам и умницам. Курс РПС для массовых школ). Гриф ФГОС | по количеству обучающихся |
3 | Мамайчук И. И.Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с. ISBN 5-9268-0166-4 | 1 |
материально-техническое оснащение (компьютер, мультимедийный проектор, экран для проектора; укомплектованность кабинетов необходимым количеством мебели, соответствующей числу детей, посещающих занятия, доской);
информационная обеспеченность учреждения (библиотечный фонд).
Сроки и этапы реализации программы
На изучение отведено 18 часов в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю с марта по май. Занятия проводятся согласно расписанию.
Ожидаемые результаты реализации программы
Основным результатом реализации программы является коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы. Гармонизация психоэмоционального состояния, формированиепозитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Формирование коммуникативных навыков. Расширение знаний об окружающей действительности.
Продуктивность реализации программы:
уровень достижения ожидаемых результатов;
рост мотивации обучающихся к коррекционно-развивающим занятиям;
удовлетворенность участников деятельности (учащихся, их родителей, педагогов) организацией и результатами реализации программы.
Программа сотрудничества с семьей
Задачи | Мероприяти | Отчет о проведении |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка. | -индивидуальные консультации родителей с педагогом - психологом (раз в месяц и по запросу родителей) индивидуальные консультации родителей по темам: «Реализация адаптированной программы». "Особенности развития детей с ОВЗ». | |
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации программы педагога психолога АООП ОВЗ, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации. | - участие родителей в разработке - посещение родителями занятий в организации - консультирование родителей по вопросам обучения ребенка с ОВЗ, выбор единых подходов и приемов работы. | |
Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации программы и результатах ее освоения. | - личные встречи, беседы, просмотр и обсуждение видеозаписей занятий с ребенком в школе и дома, выступление на родительских собраниях. | |