Программа дополнительного образования «Наследники» (детям от 7 до 17 лет)

0
0
Материал опубликован 18 April 2016

ПРОГРАММА дополнительного образования «Наследники»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа дополнительного образования «Наследники» имеет своей целью:

Учить творческому восприятию окружающего мира;

Воспитание гражданственности и патриотизма;

Бережному отношению к природным ресурсам;

Уважению к достойным страницам прошлого своего родного края;

Безопасному поведению в экстренных ситуациях, оказанию само-и взаимопомощи.

Программа рассчитана на занятия учащихся от 7 до 17 лет и включает:

Занятия в кружке «Юный турист-спасатель»;

Занятия в военно-патриотическом клубе «Щит»;

Занятия в кружке дополнительного образования «Школа юнг».

Программа кружка «Юный турист-спасатель» имеет объём 34 часа в год. Необходимость такого рода программы вызвана событиями, происходящими в нашей стране в последнее время, которые вызвали глубокие изменения во всех формах общественной жизни. Увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни пагубно отражается на состоянии здоровья и жизни людей, особенно, молодёжи. В связи с тем, возрастает ответственность за подготовку детей и юношества по вопросам безопасной жизнедеятельности, здорового образа жизни, умения правильно вести себя в различных экстремальных ситуациях.

Решить эти задачи позволяют занятия в кружке «Юный турист-спасатель», где все изучаемые разделы программы связаны с практической деятельностью человека в его повседневной жизни. Неотъемлемой частью занятий в кружке является краеведение, которое позволяет глубже узнать историю родного края и страны, свои истоки, воспитывает уважение к ветеранам, своей Родине.

Следующая форма занятий охватывает молодёжь 15-17 лет. Занятия проходят в военно-патриотическом поисковом клубе «Щит». Программа рассчитана на 34 часа в год ( 1 час в неделю).

На данном этапе развития молодого человека решается проблема его самореализации в новом качестве – как субъекта социально значимой деятельности, в том числе, связанной с защитой Отечества. За последние годы основные качественные характеристики молодых людей приобрели гораздо более негативную окраску. У современного подростка явно ограничен жизненный опыт, практически нет опыта участия в социально значимой деятельности, слабо развиты навыки и умения выполнения напряжённых задач в составе коллектива, малой группы. Слабой является социальная и трудовая активность. Кроме того, именно этот период должен являться предметом главного внимания при решении проблем патриотического воспитания. Поэтому, с учётом специфики патриотического воспитания, определяемой конкретными особенностями той или иной группы молодёжи, важно направить реальные усилия на решение ключевой проблемы – развитие гражданственности и патриотизма у детей доподросткового возраста и подростков.

Приспособленным к реализации поднятых проблем является военно-патриотический поисковый клуб «Щит». Занятия в клубе, участие в полевых экспедициях решают вопросы патриотического и нравственного воспитания, совершенствование физического развития, обучает навыкам поведения в экстремальных ситуациях, учит здоровому образу жизни.

Занятия кружка и клуба проходят в школьном краеведческом музее, спортивном зале, полевых условиях. Проводятся и совместные мероприятия. Такие как – археологический лагерь, военно-спортивная игра «Зарница», военно-спортивная эстафета, конкурсы, краеведческие задания, встречи и оказания помощи ветеранам ВОВ, беседы с выпускниками школы – участниками межнациональных конфликтов.

Всё это дополняет и помогает решать поставленные выше задачи.

Новой формой патриотического воспитания в школе является кружок дополнительного образования «Школа юнг». Значимость этой формы заключается в формировании у школьников чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины, формирования готовности к прохождению воинской службы, знания российской символики и символики ВМФ, знаний о ВМФ, костромичах – мореплавателях.

Задачи программы «Школа юнг»:

-воспитание любви и уважения к Родине;

-воспитание морально-психологической устойчивости в условиях плохой гидрометеорологической обстановки, накапливающейся физической усталости;

-воспитание эмоциональной и психологической устойчивости в составе группы в условиях многодневного похода;

-воспитание чувства товарищества и взаимовыручки;

-приобретение знаний по медико-санитарной подготовке, проведение спасательных работ на воде.

-изучение основ военно-морского дела, истории ВМФ, шлюпочного дела, такелажных работ, морской терминологии.

В течении 20 лет в Павинском районе проходят встречи военных моряков запаса. Разработан специальный ритуал этих встреч. Действует общественная организация «Союз военных моряков запаса». На учете в военном комиссариате состоит 63 моряка запаса в возрасте до 50 лет, среди них два капитана второго ранга. Данная программа будет способствовать сплочению моряков, которые проходили службу в военно-морском флоте и учащихся «Школы юнг».

Автором и руководителем программы «Наследники» является Чигарев Валерий Николаевич, заслуженный учитель РФ.

Программа

кружка «Юный турист-спасатель».

Основные направления туристской деятельности. Туризм- одно из средств всестороннего развития личности, военно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Туристско-краеведческие возможности родного края. Краеведческая характеристика. Рельеф, флора, фауна, история, хозяйство. Понятие места, музеи. Оформление объектов, составление экспозиции, проведение экскурсий.

Охрана природы, памятников истории и культуры.

Подготовка многодневного похода:

А) разработка маршрута, оформление маршрутной документации. Выбор района похода. Порядок разработки маршрута.

Б) Снаряжение. Групповое и личное снаряжение для многодневных походов. Требования к групповому и личному снаряжению. Правила эксплуатации, уход, хранение.

В) Составление сметы похода. Организация питания туристов. Правила составления сметы похода. Набор продуктов. Умение расходования продуктов. Правила приготовления еды на костре. Костровые принадлежности.

Г) Работа с компасом и картой. Ориентирование на местности. Правила работы с компасом и картой. Ориентирование на местности с помощью компаса и карты. Ориентирование по местным признакам.

Д) Организация бивачных работ. Выбор места под бивак. Разбивка бивака. Работа у костра. Охрана природы. Снятие с бивака: уборка территории, гашение костра.

Е) Режим физических нагрузок. Движение группы на маршруте. Обязанности направляющего и замыкающего. Нормы нагрузок. Организация днёвок, длительность и частота привалов.

Ж) Гигиеническое обеспечение похода. Медицинский осмотр перед походом. Закаливание. Личная гигиена туристов в походе. Гигиена одежды туриста, обуви. Предупреждение потёртости, тепловых и солнечных ударов.

З) Возможные травмы в походе. Оказание доврачебной помощи при ожогах, потёртостях, кровотечениях, ушибах, ссадинах, вывихах, растяжениях, переломах, солнечных и тепловых ударах. Наложение повязок, транспортировка пострадавшего. Состав медицинской аптечки. Первая медицинская помощь утопающему.

Обеспечение безопасности в многодневных походах. Обеспечение безопасности при пользовании снаряжения, при движении группы на маршруте, во время бивачных работ, на отдыхе.

Техника спусков, подъёмов, переправ. Необходимое снаряжение и техника безопасности.

Особенности зимних походов. Снаряжение. Тактика передвижения на лыжах, устройство лагеря. Безопасность в походе.

Исследовательская работа в походах, музее.

Проведение многодневных, двухдневных походов и походов выходного дня.

10. Проведение археологического лагеря «Русь», участие в туристических соревнованиях.

Учебный план

кружка «Юный турист-спасатель».

п/п

Наименование темы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Основные направления туристической деятельности

1

1

-

2.

Краеведение

6

1

5

3.

Охрана природы.

2

1

1

 

Подготовка многодневного похода:

а) разработка маршрута.

1

1

-

 

б) снаряжение

2

1

1

 

в) составление сметы

1

1

-

 

г) работа с компасом и картой

3

1

2

 

д) организация бивачных работ

2

1

1

 

е) режим физических нагрузок

1

1

-

 

ж) гигиена похода

1

1

-

 

з) возможные травмы в походе

1

-

1

4.

Обеспечение безопасности в походе

1

1

-

5.

Техника спусков, подъёмов, переправ.

6

-

6

6.

Особенности зимних походов.

4

-

4

7.

Исследовательская работа.

2

-

2

8.

Проведение многодневных походов.

По отде

льному

плану

9.

Краеведческий археологический лагерь «Русь»

По отде

 

льному

плану

 

Итого

34

11

23

ПРОГРАММА

военно-патриотического поискового клуба «Щит»

Вводное занятие.

Организационная работа по вовлечению учащихся в занятия в военно-историческом клубе. Утверждение расписания занятий, программы, выборы актива. Подбор места занятий клуба.

История ВОВ, участие костромичей в ВОВ.

Работа с краеведческими материалами, работа в библиотеках, переписка с участниками ВОВ, оформление альбомов, стендов.

Работа с архивными документами.

Определение направления поисковой работы. Оформление запросов в архивы города Подольска и Санкт-Петербурга. Работа с картографией места боёв по выбранному направлению.

Оформление экспозиций музея, альбомов, стендов. Вся поисковая работа оформляется на стендах музея, альбомах, экспозициях.

Встречи с ветеранами ВОВ, участниками межнациональных конфликтов.

Воспоминания ветеранов ВОВ о своём боевом пути, оказание помощи ветеранам, переписка с ветеранами, проживающими за пределами района. Встречи и беседы с выпускниками школы, участниками межнациональных конфликтов.

Проведение экскурсий.

Посещение музеев в селе Вохма и городе Никольск Вологодской области. Организация экскурсий в музее исторического клуба для школьников района. Подготовка экскурсоводов из числа членов клуба. Работа по творческим краеведческим заданиям «История моей деревни», «Ищу героя», «По следам названий и легенд» и др.

Подготовка поискового отряда.

Правила техники безопасности при проживании в полевых условиях.

Проведение занятий по технике безопасности и проведение инструктажа перед каждым походом.

Правила техники безопасности при обращении с взрывоопасными предметами. Проведение занятий по изучению видов вооружения Российской армии и армии Германии и её союзников. Правила работы с миноискателем. Проведение занятий с сапёрами по обращению с взрывоопасными предметами.

Туристические навыки и умения.

Прокладка маршрута, определение мест привалов, экипировки, подготовка снаряжения и обуви, правила передвижения, ориентирование по местным признакам. Выбор места для бивака, разбивка лагеря, сбор дров, обеспечение водой, её очистка и обеззараживание. Оборудование кострового места и места ночлега. Приготовление пищи на костре. Проведение туристических походов по родному краю.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

Первая помощь при ранениях, профилактика осложнения травмы. Понятие о повязке и перевязке, первая помощь при кровотечениях. Понятие о переломах костей и их признаках. Виды переломов. Травматический шок и его профилактика. Первая помощь при переломах. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе, перегревании, поражении током, молнией. Первая помощь при отравлении. Профилактика инфекционных болезней.

Навыки обращения с компасом и правила ориентирования.

Сущность ориентирования. Определение сторон горизонта. Магнитный азимут и его определение. Порядок движения по азимуту и обход препятствий. Поиск и захват объекта в сочетании с движением по азимуту. Ориентирование на местности с картой и без неё.

Подбор Экипировки применительно к местности и природным условиям.

Личное и групповое снаряжение. Особенности пеших походов, особенности зимних походов.

Анатомия человека и строение его скелета.

Проведение занятий по анатомии человека с приглашением учителей биологии, медицинских работников.

Методика и методы эксгумации.

Изучение методики и методов эксгумации, проведение занятий, оборудование для проведения эксгумации, техника безопасности при проведении эксгумации. Просмотр видеофильмов по проведению эксгумации.

Документирование и учёт проделанной работы.

Ознакомление с документацией по поисковой работе, правила заполнения актов эксгумации, протоколов отчёта. Правила заполнения и составления маршрутных листов.

Прикладная физическая подготовка.

Упражнения для развития общей выносливости. Упражнения для развития силы, ловкости, для развития специальных качеств.

Методическая работа.

Знакомство с работой поисковых объединений России, переписка с поисковыми отрядами. Подготовка занятий клуба, проведение мероприятий согласно плана.

Проведение военно-спортивной игры «Зарница».

Составление плана игры. Подготовительная работа. Проведение игры и определение победителей. Проведение исторической викторины для школьников района, посвящённой Дню Защитника Отечества и Дню Победы.

Участие в Вахте Памяти, посвященной 70-летию Победы.

Участие в областной акции «Это нужно живым».

Военно-спортивная эстафета. Стрелковые соревнования.

Проведение межрайонного туристического слёта, посвященного памяти выпускника школы Кузнецова Алексея, погибшего в Чеченской войне.

Тематическое планирование

занятий военно-патриотического клуба «Щит».

п/п

Темы

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

История ВОВ, участие костромичей в ВОВ.

1

1

-

3.

Работа с архивными документами

1

-

1

4.

Встреча с ветеранами ВОВ.

     

5.

Оформление экспозиций музея, альбомов, стендов.

4

-

4

6.

Проведение экскурсий.

     

7.

Выполнение творческих краеведческих заданий.

4

-

4

8.

Подготовка поискового отряда. Правила техники безопасности при проживании в полевых условиях.

1

-

1

9.

Правила техники безопасности при обращении с взрывоопасными предметами.

1

1

-

10.

Туристические навыки и умения.

2

-

2

11.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

1

-

1

12.

Навыки обращения с компасом и правила ориентирования на местности, чтение карт.

2

-

2

13.

Подбор экипировки применительно к местности и природным условиям, где планируется участие поисковой работы.

1

-

1

14.

Анатомия человека и строение его скелета.

1

1

-

15.

Методика и методы эксгумации.

1

1

-

16.

Документирование и учёт проделанной работы.

1

 

1

17.

Прикладная физическая подготовка.

12

-

12

18.

Методическая работа

 

19.

Проведение военно-спортивной игры «Зарница».

     

20.

Проведение поискового лагеря в ленинградской области

По отдельному плану

21.

Участие в областной акции «Это нужно живым»

В течении года

22.

Военно-спортивная эстафета.

 

-

 

23.

Стрелковые соревнования.

 

-

 

24.

Межрайонный туристический слёт.

По отдельному плану

 

ИТОГО:

34

5

29

Программа

кружка дополнительного образования «Школа юнг».

Формирование материально-технической базы (приобретение инвентаря, костюмов, символики).

Изучение истории военно-морского флота (символики России, ВМФ, образование, боевые традиции, знаменитые боевые сражения).

Костромичи – знаменитые мореплаватели, флотоводцы.

Поездка в речное училище г.Великий Устюг Вологодской области.

Сбор материала о военных моряках запаса, проживающих на территории Павинского района.

Обработка материала и оформление альбома на тему «Морское братство».

Изучение основ военно-морского дела (правила ношения морской формы, морская терминология).

Встречи с моряками запаса.

Участие в концерте к Дню Советской Армии и Военно-Морского Флота.

Встреча с командиром АПЛ «Кострома».

Изучение основ военно-морского дела (морские узлы, шлюпочное дело, парусное вооружение).

Медико-санитарная подготовка.

Встреча с моряками запаса капитанами второго ранга Русановым П.В. и Елисеевым В.Н.

Сбор материала и оформление альбома о бывших строителях подводных лодок, проживающих в Павинском районе.

Установление связей с Детским морским Центром города Кострома.

Совместное мероприятие с Союзом военных моряков запаса Павинского района на День моряков-подводников.

Изучение основ военно-морского дела (устройство корабля, изучение военно-морских специальностей, такелажные работы).

Теоретическое изучение спасательных работ на воде.

Практические занятия (такелажные работы, управление шестивесельным ялом, спасательные работы на воде).

Военно-спортивная эстафета по изученным материалам.

Водный поход на шестивесельном яле.

Совместное мероприятие с Союзом военных моряков запаса Павинского района к Дню Военно-Морского Флота.

Участие в межрегиональной встрече моряков запаса (Костромская, Вологодская, Архангельская и Кировская области) в Вологодской области г.Кичменский городок.

Тематическое планирование занятий кружка дополнительного образования «Школа юнг».

Наименование тем занятий

Всего часов

Теория

Практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Формирование материально-технической базы

Изучение истории ВМФ

Костромичи-знаменитые мореплаватели, флотоводцы.

Сбор материала о военных моряках запаса Павинского района.

Изучение основ военно-морского дела:

- правила ношения военно-морской формы, морская терминология,

- шлюпочное дело, парусное вооружение, морские узлы

- Устройство корабля, военно-морские специальности,

- такелажные работы, спасательные работы,

- управление шестивесельным ялом.

Участие в школьных, районных мероприятиях.

Участие в мероприятиях Союза военных моряков запаса Павинского района.

Экскурсия и практическое занятие по гребле на яле в речном училище гор.В.Устюг Вологодской области

Встреча с командиром АПЛ «Кострома»

Всего:

4

2

2

4

2

4

2

2

4

2

6

По отдельн.

плану

По отдельн.

плану.

По отдельн.

плану

По отдельн.

плану.

34

-

2

2

4

2

-

-

-

-

-

-

март

июнь

сентябрь

10

4

-

-

-

-

4

2

2

4

2

6

август

24

«Утверждаю»

Директор МОУ Петропавловская СОШ

С.М.Басалаева

___________2015г.

 

ПРОГРАММА дополнительного образования «Наследники»

МОУ Петропавловская СОШ Павинского района

Костромской области

Автор: Чигарев Валерий Николаевич,

учитель физической культуры и ОБЖ,

засл.учитель РФ

2015 г.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации