Программа «Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов»
Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов
Подготовила: педагог - психолог Макарова Л. А.
Аннотация
Профессиональная деятельность многих педагогов сегодня проходит в условиях интенсивного воздействия различных стрессовых ситуаций. Часто нагрузки на психику педагогов достигают такого уровня, что превышают адаптивные возможности организма. Следствием являются высокое эмоциональное напряжение, нервное истощение, срывы, психосоматические заболевания, приводящие к временному, а иногда и к полному прекращению работы по специальности.
Последствия психоэмоциональных перегрузок, свойственных современной жизни, обуславливают высокую актуальность вопросов, связанных с предупреждением и устранением состояния эмоциональной напряженности.
Чрезмерные эмоциональные нагрузки, возникающие в процессе выполнения профессиональных обязанностей, вызывают у многих педагогов развитие заболеваний психосоматического характера: язвенные заболевания желудочно-кишечного тракта, заболевания сердечно-сосудистой системы, заболеваний неврогенного характера - неврозы, нервные истощения. А между тем требуемые от педагога выносливость, терпимость, выдержка, такт, активность, оптимизм и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его здоровьем.
Охране и восстановлению профессионального здоровья педагога в значительной степени способствует повышение уровня его эмоциональной устойчивости.
Для развития эмоциональной устойчивости современная психология предлагает огромное множество способов, анализ которых позволяет классифицировать их в две группы: специфические и неспецифические способы обучения.
Специфические способы выражаются в использовании активных методов обучения- деловых игр, дискуссий, педчасов, диспутов, специальных упражнений, направленных на развитие профессионально важных качеств личности и способствующих развитию эмоциональной устойчивости ( педагогической направленности, профессионального самосознания, эмоциональной гибкости, коммуникативной компетентности).
Неспецифические способы заключаются в применении средств саморегуляци эмоционального состояния: специальных физических упражнений, дыхательных техник, релаксации, самовнушения, психогимнастики.
Цель программы – повысить уровень эмоциональной устойчивости педагогов к воздействию различного рода напряженных факторов, тем самым предотвратить развитие синдрома эмоционального «выгорания», сохранить и укрепить здоровье, оптимистический настрой и профессиональную активность.
Программа тренинга состоит из 10 занятий. Предназначена для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений.
В результате реализации программы педагоги научатся регулировать свое эмоциональное состояние, принимать взвешенные и обдуманные решения, воспринимать мир с радостью и оптимизмом.
Учебный план программы «Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов»
Цель: повысить уровень эмоциональной устойчивости педагогов к воздействию различного рода напряженных факторов профессиональной деятельности.
Задачи:
• Активизация процесса самопознания взаимопознания у педагога
• Создание условий для групповой сплоченности;
• Формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний;
• Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения;
• Побуждать участников к анализу своей личной и профессиональной деятельности;
• Формировать умения объективного оценивания реальных и желаемых взаимоотношений в семье, на работе;
• Снятие эмоционального напряжения;
• Создание благоприятного эмоционального настроения, способствующего сплочению педагогического коллектива.
Категория слушателей: педагоги и специалисты.
Срок обучения: 10 часов.
Периодичность: 1 час в месяц.
№ п/п | Содержание работы | Всего часов | Форма контроля |
1. | Занятие № 1 «Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов» | 1 | Домашнее задание |
2. | Занятие № 2 « Осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими» | 1 | Рефлексия |
3. | Занятие № 3 «Развитие позитивного самовосприятия» | 1 | Рефлексия |
4. | Занятие № 4 «Эмоциональная культура педагога | 1 | Рефлексия |
5 | Занятие № 5 «Культура педагогического общения» | 1 | Рефлексия |
6 7 | Занятие № 6, № 7 «Невербальное взаимодействие в педагогическом процессе» | 2 | Рефлексия |
8 | Занятие № 8 «Визуальный контакт в педагогическом общении | 1 | Рефлексия |
9 | Занятие № 9 «Способы саморегуляции эмоционального состояния» | 1 | Рефлексия |
10 | Занятие № 10 «Способы саморегуляции во время стрессовой, напряженной ситуации» | 1 | Рефлексия |
Итого | 10 часов |
Литература
1. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей. // Вопросы психологии N 5, 1988.
2. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. - № 2, 2006.
3. Берн, Эрик, Трансактный анализ в психотерапии. Изд-во: Академический Проект, 2001.
4. Вачков И.В. Групповые методы работы школьного психолога: учебно-методическое пособие. - М.: "Ось-89", 2009.
5. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2005.
6. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресс: учебное пособие.
7. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. - М.: Изд-во "Эксмо", 2005.
8. Под редакцией Хрящевой Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Серия: Психологичееский тренинг. - СПб.: Изд-во Институт Тренинга, РЕЧЬ, 2001 г.
Тематический план занятий
№ п/п | Тема | Цели и задачи | Содержания форм работы |
1. | «Тренинг эмоциональной устойчивости» | 1. Познакомить педагогов с содержанием программы, целями и задачами 2.Создать благоприятные условия для работы группы 3.Принять правила работы группы 4.Развитие навыков рефлексии и обратной связи | 1. Лекция психолога на тему: «Необходимость повышения уровня эмоциональной устойчивости педагогов к воздействию различного рода напряженных факторов» 2. Диагностика эмоционального выгорания 3. Упражнение «Знакомство» 4. Правила Группы 5.Рефлексия и обратная связь |
2. | «Осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими» | 1. Настроить группу на совместную работу 2.Освоение активного стиля общения 3.Дать возможность участникам тренинга узнать, как его воспринимают другие участники | 1.Приветствие «Пять добрых слов» 2. «Мой портрет глазами нашей группы» 3.Упражнение «Самокритика» 4.Упражнение «Геометрический тест» 5. Упражнение «Проективный рисунок» 6.Рефлексия и обратная связь |
3. | «Развитие позитивного самовосприятия» | 1. Настроить группу на активную совместную работу 2. Продолжать совершенствовать тренингвый стиль общения 3.Закреплять навыки самораскрытия, открытия в себе сильных сторон личности и таких качеств и умений которые ценятся в обществе и дают чувство внутренней устойчивости и доверия к самому себе | 1. Упражнение «Поприветствуй жестами» 2. Упражнение «Я-ребенок» 3. Упражнение «Мои сильные стороны» 4. Упражнения «Достоинства» 5. Рисунок «Я-идеальный» 6.Упражнение «Шкатулка пожеланий» 7. Рефлексия и обратная связь |
4 | «Эмоциональная культура педагога» | 1. Способствовать дальнейшему сплочению группы 2.Развитие навыков эмпатии 3.Развитие навыков рефлексии и обратной связи | 1. Приветствие «Комплименты» 2.Упражнение «Пойми другого» 3.Упражнение «Ситуации» 4.Упражнение «Назови эмоцию» 5. Упражнение «Отражение эмоционального состояния» 6.Рефлексия и обратная связь |
5. | «Культура педагогического общения» | 1. Способствовать дальнейшему сплочению группы 2. Продолжать развитие умений самоанализа и самораскрытия 3. Преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению | 1. Мини – лекция «Стили педагогического общения» 2. Тест «Умеете ли Вы слушать?» 3. Приветствие «Паровозик» 4. Упражнение «Испорченный телефон» 5. Упражнение «Барьеры педагогического общения» 6.Рефлексия и обратная связь |
6. | «Невербальное взаимодействие в педагогическом процессе» | 1. Настроить группу на совместную работу, применяя невербальные средства общения 2.Учить понимать партнера с помощью мимики и жестов | 1. Упражнение «Невербальное приветствие» 2. Упражнение «Прикосновение» 3. Упражнение «Зеркало» 4. Упражнение «Сообщение» 5 Упражнение «Стиральная машина» 6.Рефлексия и обратная связь |
7. | «Невербальное взаимодействие в педагогическом процессе» | 1. Настроить группу на совместную работу, применяя невербальные средства общения 2.Учить понимать партнера с помощью мимики и жестов | 1. Приветствие жестами 2. упражнение «Чувства и интонации» 3.Упражнение «Поза» 4.Упражнение «Отражение эмоционального состояния» 5. Рефлексия |
8. | «Визуальный контакт в общении | 1.Информировать педагогов о важности визуального контакта в педагогическом процессе 2.Учить передавать информацию визуально | 1.Визуальное приветствие 2.Упражнение «Общение в парах» 3. Упражнение «Контакт глазами» 4.Рефлексия |
9. | Способы саморегуляции эмоционального состояния | 1.Научить педагогов расслабляться 2.Снятие напряжения и тревожности | 1.Приветствие «Здравствуй друг» 2.Методика выполнения дыхательных упражнений 3.Упражнение «Успокаивающее дыхание» Упражнение «Безлопастное место» 4.Рефлексия |
10. | Способы пребывания во время стрессовой, напряженной ситуации | 1.Научить педагогов расслабляться 2.Снятие напряжения и тревожности 3.Учить применять методы саморегуляции | 1.Первая помощь после воздействия стрессовых факторов 2. Тест «Скрытый стресс» 3.Упражнение «Лимон» 4.Упражнение «Муха» 5.Способы профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний Упражнение «Корзина советов» 6.Упражнение «Ведро мусора» 7.Рефлексия |
Тест
Скрытый стресс
Инструкция: внимательно прочитайте описание девяти ситуаций, которые представлены ниже. Отметьте для себя те из них, которые больше всего Вас нервируют. Вы не ограничены в своем выборе и можете выбрать любое количество от 0 до 9. В конце запишите итоговое число выбранных ситуаций.
1. Вы хотите позвонить по телефону, но нужный номер постоянно занят.
2. Вы ведете машину (или делаете другую привычную работу), а кто-то рядом постоянно дает Вам советы поп поводу того, как это лучше делать.
3. Вы замечаете, что кто-то наблюдает за Вами.
4. Вы разговариваете с кем-то, но появляется кто-то, кто постоянно вмешивается в вашу беседу.
5. Вы размышляете над каким-то вопросом, а кто-то прерывает ход Ваших мыслей.
6. Вы беседуете с кем-то, кто без всякой на то причины повышает на Вас голос.
7. Вы начинаете плохо себя чувствовать, когда видите комбинацию цветов/предметов, которые, по Вашему мнению, не сочетаются друг с другом.
8. Вы здороваетесь с кем-то за руку и не ощущаете при этом никакого ответного чувства.
9. Вы разговариваете с человеком, который знает все лучше Вас.
Итоги: Если Вы пометили для себя 5 и более из предложенных ситуаций, как такие, которые заставляют Вас нервничать, то можно с уверенностью утверждать, что скрытый стресс присутствует в Вашей жизни. И если Вы не сможете изменить свое отношение к мелким неприятностям и успокоиться, то такое положение вещей окажет крайне негативное влияние на Ваше здоровье и работоспособность, а в конечном итоге, на Радость и Удовольствие, получаемое от жизни.
Упражнение "Тест геометрических фигур".
Цель: самодиагностика.
Участникам предлагается выбрать одну из пяти геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг - и разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой.
Комментарий ведущего тренинга
ПРЯМОУГОЛЬНИК: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность. Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость. Нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность. Новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.
ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость. Остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.
ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция. Одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность. Непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения. Стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, безалаберность в финансовых вопросах. Остроумие, душа компании.
КВАДРАТ: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций, правил. Аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация на факты. Пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция, узкий круг друзей и знакомых.
КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом. Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность. Доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность. Болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому. Склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.
Упражнение "Пять добрых слов"
Оборудование: листы бумаги, ручки
Форма работы: Участники разбиваются на подгруппы по 6 человек.
Задание. Каждый из вас должен:
обведите свою левую руку на листе бумаги;
на ладошке напишите свое имя;
потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева.
В одном из "пальчиков" полученного чужого рисунка, вы пишете какое - нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя. Другой человек делает запись на другом пальчике и т. д., пока лист не вернется к владельцу.
Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с "комплиментами".
Обсуждение
- Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей "руке"?
- Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?
Как преодолеть стресс? «Корзина Советов»
1. Регулярно высыпайтесь.
2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.
3. Больше гуляйте на свежем воздухе.
4. Составляйте список дел на сегодня.
5. Ставьте перед собой только реальные цели.
6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.
7.Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.
8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.
9. Постарайтесь сосчитать про себя до десяти.
10. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.
11. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.
12. Знайте свои подъёмы и спады настроения.
13. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.
14. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо.
15.Не старайтесь угодить всем – это не реально.
16. Помните, что Вы не одиноки.
17.Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.
18. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.
19. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.
20. Хорошим лекарством от стресса может стать любимая работа.
А как вы справляетесь со стрессом? Поделитесь с нами, а какие приёмы используете Вы?
Упражнение «Назови эмоцию».
Участники встают в круг, бросают мяч друг другу, называя положительные эмоции, затем отрицательные. Убеждаются, что отрицательных эмоций намного больше и делают соответствующий вывод.
Способы снятия отрицательных эмоций:
1. Не блокировать физиологические механизмы разрядки, в виде плача, смеха, желания ударить, выговориться:
– чувство раздражения и агрессии можно снять, сделав несколько ударов ногой по воображаемому предмету, разорвав лист бумаги, газеты;
– разрядить эмоции – выговориться кому-то до конца, т.к. после снятия возбуждения человек может осознать свои ошибки и принять правильное решение. Когда человек анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность «выгорания» значительно снижается, или этот процесс не так явно выражен;
– дать себе усиленную физическую нагрузку (приседания, бег на месте, подъем пешком на несколько этажей);
– найти место, где можно проговорить, прокричать, выплакать (например, пустая комната);
– техника «пустой стул». Представьте, что на этом стуле сидит человек, который вас обидел. Излейте ему все свои чувства, скажите ему все, что хочется.
2. Использование «тайм-аутов». Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок (например, прогулка в лесу, поход в гости).
3. Принятие горячей (теплой) ванны. Горячая вода восстанавливает циркуляцию крови, как бы давая понять организму, что он находится в безопасности и что уже можно расслабиться. Можно просто подержать руки под струей горячей воды из крана до тех пор, пока вы не почувствуете, что напряжение уходит. Проточная вода «смывает» накапливающуюся в человеке «отрицательную», вредную для его здоровья энергию.
Упражнение "Муха"
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Упражнение "Лимон"
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что "выжали" весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.