Программа туристско-патриотического кружка «ZovОтечества»

Программа туристско-патриотического кружка
«ZovОтечества»
Учитель: БАЖЕНОВА М.А.
2025.г.
«Если вы хотите вырастить хороших детей,
тратьте на них в два раза больше времени».
Э.Селдсон
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа турт истко-патриотического кружка «ZovОтечества»
Совместный туризм, семейный отдых и созидательный труд – звенья одной цепи: это и познание, и повышение культурного уровня, и важное средство семейного общения, дружба и понимание поколений, укрепление здоровья воспитанников, и немало важно - любовь к своей малой родине, природе и истории. Туризм – это и спорт.
Туристские походы на протяжении многих лет утвердили свое право на жизнь и показали, что в полевых условиях люди объединяются и лучше понимают друг друга. Детско-родительские отношения являются важным фактором личностного развития ребенка. Между поведением родителей и детей существует сильная зависимость: принятие и любовь порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют гармоничному развитию личности, явное же отвержение родителями своих детей ведет к агрессивности и общему эмоциональному недоразвитию.
Задача, которую мы ставим перед собой, —создание условий, позволяющих вернуть ребенка в кровную семью.
Данная программа предлагает разнообразные виды деятельности воспитанников: дети и их родители обучаются туристским навыкам, правилам поведения вынужденной автономии, оказанию первой медицинской помощи, знакомятся с историей, монументами и памятниками своего района и края, участвуют в совместных мероприятиях, в совместных выездах в походы и туристические слеты.
Актуальность программы:
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время в семьях воспитанников приюта наблюдается дефицит доверительного общения, отсутствие взаимопонимания, асоциального поведения родителей, конструктивных форм взаимодействия родителей с детьми, что приводит к фрустрации потребности в родительской любви, признании и принятии ребенка близкими взрослыми, искажению детско-родительских взаимоотношений. Это становится фактором риска в формировании различных форм семейного неблагополучия. В свою очередь, семейное неблагополучие способствует формированию различных деформаций в личностном и социальном развитии детей и подростков (замкнутость, амбивалентность эмоций, неадекватность самооценки, искажения развития самосознания и формирования Я-концепции, отсутствие познавательной мотивации, поведенческие отклонения, формирование зависимого поведения, высокий уровень агрессивности и личностной тревожности и т. д.). Также следует отметить, что в последнее время в городе Троицк были зафиксированы ситуации, связанные с насилием в семье, агрессией, направленной на ребенка, и отказами родителей от своей функции воспитателя и наставника для ребенка.
Активизировать познавательную деятельность детей и подростков, оздоровить молодое поколение как морально, так и физически, научить родителей взаимодействовать с детьми, сменить их привычный образ жизни и показать, что можно проводить время активно, познавательно, весело без употребления алкоголя — вот еще важнейшие задачи данной программы. Туризм позволяет реализовать все эти задачи в полном объеме через путешествия, совместный отдых, организацию быта в полевых условиях, выполнения командного решения задач, общих игр.
Цель – сплочение членов семьи, гармонизация внутрисемейных отношений.
Задачи:
1. Пропагандировать туризм, как средство укрепления здоровья и привития стремления к здоровому образу жизни, привитие навыков экологической культуры; привитие навыков туризма, выживания при вынужденной автономии, оказанию первой медицинской помощи.
2. Пропагандировать главные ценности в системе духовно-нравственного воспитания.
3. Обучение навыкам сотрудничества и партнерства родителей и детей в игре и совместной деятельности.
4. Сплочение родителей и детей для восстановления кровной семьи.
Участники программы:
Психолог.
Медицинский персонал.
Учителя.
Диетическая сестра.
Партнерские отношения:
Клуб «Юный турист» МБОУ «Скалистская СОШ»
Сообщество «Десантное братство»
Сотрудники пограничной службы КПП «Плодовое»
Волонтер Мучкина Э.М.
Участники СВО
Направленность программы- гармонизация детско-родительских отношений.
Срок реализации программы- 2 года
Возраст обучающихся: 9 - 18 лет
Режим занятий: 2 раза в неделю
Состав учебной группы:
Заниматься в группе может каждый воспитанник, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям, а так же родители воспитанников.
Форма проведения занятий: групповая, малогрупповая
Продолжительность теоритических занятий - 56 часов.
Примечание: все походы и экскурсии в сетку часов не входят.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование темы | Практика | Теория | Всего занятий. |
Техника безопасности при проведении походов, занятий. | | 2 | 2 |
Личное и групповое туристское снаряжение | 2 | В процессе занятия | 2 |
Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. | 4 | 1 | 5 |
Правила движения в походе, преодоление препятствий. | 2 | 1 | 3 |
Понятие о топографической карте. Ориентирование по горизонту, азимут. Работа с компасом | 2 | 2 | 4 |
Способы ориентирования. Действия в случае потери ориентировки | 1 | 1 | 2 |
Личная гигиена туристов | | 1 | 1 |
Основные приемы оказания первой помощи. | 1 | 1 | 2 |
Специальная военная подготовка. | 8 | 3 | 11 |
Нацизм и национализм | | 1 | 1 |
Поддержка воинов СВО и их семей. Изготовление оберегов, подарков для воинов СВО. Встреча с участниками СВО. Создание видеообращения воинам СВО. | 12 | 1 | 13 |
Туристический слет. | - | | - |
Досуговые мероприятия: «Все в поход», «Экологический десант», «Пеший поход» | - | - | - |
Военно-спортивные игры«Рубеж», «Зарничка». | - | - | - |
Совместное проведение календарных праздников. | 10 | | 10 |
ВСЕГО | 42 | 14 | 56 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий.
Дисциплина в походе и на занятиях — основа безопасности.
Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице.
Правила поведения при переездах группы на транспорте.
Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Организация самостраховки. Использование простейших узлов и техника их вязания.
Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения с местным населением.
2. Личное и групповое туристское снаряжение
Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для одно-трехдневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, типы палаток, преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов.
Походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы. Состав и назначение ремонтной аптечки.
Практические занятия
Укладка рюкзаков, подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за снаряжением, его ремонт.
3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги
Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к месту привала и бивака.
Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров.
Установка палаток. Размещение вещей в них. Предохранение палатки от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке.
Уборка места лагеря перед уходом группы.
Типы костров. Правила разведения костра, работы с топором, пилой при заготовке дров. Правила хранения и переноски колющих и режущих предметов.
Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт).
Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком.
Организация ночлегов в помещении.
Правила купания.
Практические занятия
Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. Развертывание и свертывание лагеря (бивака). Разжигание костра.
4. Правила движения в походе, преодоление препятствий.
Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня.
Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам, тропам, по ровной и пересеченной местности, по лесу, кустарнику, через завалы, по заболоченной местности, по травянистым склонам.
Практические занятия
Отработка движения колонной. Соблюдение режима движения. Отработка техники движения по дорогам, тропам, по пересеченной местности: по лесу, через заросли кустарников, завалы, по заболоченной местности.
5.Понятие о топографической.
Определение роли топографии и топографических карт. Значение топокарт для туристов.
Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт.
Определение координат точки на карте. Способы ориентирования. Действия в случае потери ориентировки:
Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, 3.
Защита карты от непогоды в походе, на соревнованиях. Правила обращения с компасом.
Практические занятия
Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте. Работа с компасом.
6. Способы ориентирования, действия в случаи потери ориентировки.
Ориентирование с помощью карты в походе. Движение по азимуту в походе, обход препятствий, сохранение общего заданного направления, использование солнца и тени. Привязка при потере видимости и при отсутствии информации на карте. Виды и организация разведки в походе, опрос местных жителей.
Движение по легенде (с помощью подробного текстового описания пути). Протокол движения.
Анализ пройденного маршрута в случае потери ориентировки, возможность ухода на сходную (параллельную) ситуацию. Поиск отличительных ориентиров. Принятие решения о выходе на крупные ориентиры, выходе к ближайшему жилью.
Практические занятия
Занятия по практическому прохождению мини-маршрута.
Разработка маршрута туристского похода на спортивной карте, с подробным описанием ориентиров, составлением графика.
Упражнения по определению азимута движения по тени от Солнца, определение азимута в разное время дня. Упражнения по определению сторон горизонта по местным предметам, по Солнцу, Луне, Полярной звезде. Определение точки стояния на спортивной карте, имитация ситуации потери ориентировки, построение алгоритма действий по восстановлению места нахождения.
7. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний.
Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи. Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, парная баня, душ, купание).
Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и путешествий.
Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность человека.
Практические занятия
Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними.
8. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.
Заболевания в походе. Профилактика заболеваний и травматизма.
Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления и желудочные заболевания.
Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промывание желудка.
Практические занятия
Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмы, диагноза, практическое оказание помощи).
9. Специальная военная подготовка.
Виды оружия. Применение оружия в Российских войсках.
Изучение устройства автомата АК-47.
Практические занятия.
Метание гранаты в цель и на дальность.
Сборка и разборка автомата АК-47. Скоростное заряжение магазина. Строевая подготовка.
10. Нацизм и национализм.
Показ видеороликов. Презентация.
11. Поддержка воинов СВО.
Написание писем, изготовление оберегов и подарков для солдат и членов их семей. Создание видеороликов в поддержку участников СВО. Сбор гуманитарной помощи. Чаепитие с участниками СВО.
12. Туристический слет.
Использование теоретических знаний и практических навыков в природных условиях.
13. Досуговые мероприятия:
Совместный выход на природу (родители-дети):«Все в поход», «Пеший поход»
Акция: «Чистый берег», «Экологический десант»
Семейный тимбилдинг « Мы вместе»
Спортивные игры: «Комический волейбол», «Мама, папа, я -спортивная семья»
Интерактивные игры с родителями:
Привлечение родителей к участию в играх вместе с детьми: «Это мой ребенок», «Свои права».
14. Военно-спортивные игры «Рубеж», «Зарничка».
Участие детей и родителей приюта в мероприятиях с привлечением «Военно-десантного братства» и центра помощи детям г.Троицка.
15. Совместное проведение календарных праздников.
Концерты, утренники, чаепитие, литературно-музыкальные вечера, семейные посиделки.
Ожидаемые результаты усвоения программы:
-Воссоединение кровных семей.
-Решение конфликтных ситуаций родителей с детьми.
-Приобретение навыков сотрудничества и партнерства в семье.
-Повышение уровня культуры, повышение уровня духовно-нравственных ценностей.
- физическое и психическое оздоровление воспитанников; воспитание патриотизма и верности своей Родине;
-умение найти выход в сложных ситуациях
- знать способы оказания первой медицинской помощи при кровотечении, переломах, вывихах, ранениях, ожогах, обморожениях;
- уметь соорудить временное убежище из подручного материала, уметь добывать пищу, воду, огонь, изготавливать оружие для охоты и рыбалки;