Дополнительная общеобразовательная программа патриотического кружка «ПАМЯТЬ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42 им. Х.Мамсурова
Дополнительная общеобразовательная программа
Патриотического кружка «ПАМЯТЬ»
Автор-составитель:
Ларин Д.В.
учитель технологии
Возраст детей – 13-16 лет
Срок реализации – 2 года
г. Владикавказ
2022г.
Содержание:
стр. | |
Комплекс основных характеристик программы: Пояснительная записка…………………………………………… | 1 2 |
Направленность программы…………………………………... | 2 |
Актуальность программы……………………………………... | 3 |
Отличительные особенности программы …………………… | 4 |
Концепция программы………………………………………… | 4 |
Адресат программы……………………………………………. | 5 |
Объѐм программы……………………………………………… | 5 |
Формы обучения и виды занятий по программе…………….. | 5 |
Срок освоения программы…………………………………….. | 7 |
Режим занятий…………………………………………………… | 7 |
1.2 Цели и задачи программы………………………………… | 8 |
Цель……………………………………………………………… | 8 |
Задачи……………………………………………………………… | 8 |
1.3 Содержание программы……………………………………. | 9 |
Учебный план…………………………………………………. | 9 |
Содержание учебно-тематического плана………………….. | 13 |
1.4 Планируемые результаты…………………………………….. | 17 |
2. Комплекс организационно-педагогических условий: | 18 |
Условия реализации программы …………………………… | 18 |
3. Список литературы ………………………………………………... | 19 |
- Комплекс основных характеристик программы:
Пояснительная записка
Воспитание патриотизма - любви к Родине - это одна из важнейших задач нашего общества. Любящий Родину должен любить ее не абстрактно, а прикладывая все возможные силы на ее благо. Любящий Родину должен уметь и быть готовым защитить свою землю своих предков.
В современном обществе патриотическое воспитание молодежи приобретает особо важное значение по нескольким причинам: возрастает уровень информированности молодого поколения, процессы демократизации и появление многопартийной системы создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма, современная молодежь не прошла той школы патриотического воспитания, которая выпала на долю старшего поколения.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.
Патриотическое воспитание призвано обеспечить: глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отчеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
Приоритетным направлением программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения – детей и молодежи. В условиях гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. В работе патриотического объединения представлена модель патриотического воспитания молодѐжи с использованием современных технологий. Патриотическое воспитание в комплексе имеет несколько составляющих направлений: урочная
деятельность, общешкольные мероприятия, уроки мужества, экскурсии, спортивная деятельность, подготовка к конкурсам и олимпиадам, участие в городских конкурсах и смотрах. Немаловажным звеном в патриотическом воспитании школьников является его непрерывность, целостность, чѐткость взаимодействия всех заинтересованных структур. Обеспечить эту целостность может только патриотическое объединение. Коллектив патриотического объединения является носителем определенной системы ценностей, которая активно реализуется в конкретных мероприятиях культурно-исторической, социальной, духовно-нравственной направленности в соответствии с программой. Объединение позволяет реализовывать совместные проекты с другими детскими и молодежными организациями, принимать участие в разнообразных социальных программах, проводить международные мероприятия.
В «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся» важное место занимает патриотическое воспитание, гордость своим Отечеством, его историей и свершениями. Не случайно, президент Российской Федерации В.В.Путин в вопросе о патриотическом воспитании акцентировал «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
«Патриотизм — это источник силы народа». В современных условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальные, но и духовно-нравственные, идеологические, культурно- исторические, военно-патриотические и другие аспекты.
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с
традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.
В связи с этим, на базе МБОУ СОШ №42 им.Х.Мамсурова, создается патриотический кружок «ПАМЯТЬ»
Отличительная особенность программы
Патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. необходимо использование новых педагогических и информационных технологий, воспитательных возможностей форм и методов преподавания, которое эффективно развивает личность детей, способствует проявлению им собственной нравственной и гражданской позиции учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Совершенствовать процесс позволяют информационные технологии. Использование современных технологий - неотъемлемая часть в патриотическом воспитании детей. С помощью современных технологий ученики выявляют историческое познание наших корней, осознание неповторимости города и республики, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает: изучение многовековой истории города и республики, места и роли в историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.
Патриотическое воспитание в рамках патриотический кружок «Память» призвано приобщить детей к культурно-историческому наследию России, привить чувство своей причастности к культурно-историческому процессу современной России и ответственности за настоящее и будущее своей страны, сформировать осознанную позицию по отношению к воинскому долгу перед своей страной.
Все тематические направления, отраженные в программе объединения, представлены в единстве познания и активного действия. Культурно- просветительское направление обеспечивает информационное насыщение, интеллектуальное и культурное развитие, осознание своей позиции по предлагаемой проблематике. Практические занятия, проекты, акции и самостоятельные творческие задания способствуют лучшему усвоению и осмыслению материала, а также формируют навык активной реализации своих знаний, умений и убеждений в конкретной деятельности.
Особенности деятельности данного возраста
Для подростков характерна полярность психики: целеустремленность, настойчивость и импульсивность. Неустойчивость может смениться безразличием, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать, повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; потребность в общении сменяется желанием уединиться; развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью; романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью; нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.
Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но, не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.
Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. Когда говорят, что ребѐнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причѐм как равноправного участника этой жизни.
Программа реализуется в количестве 68 часов. Занятия проходят 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 40 часа.
Формы обучения и виды занятийМетоды и приѐмы:
Активные: работа с книгой, с интернет-ресурсами, литературой, компьютером
Пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Эвристический
Занятия проводятся в форме:творческих отчѐтов,
встреч с участниками Великой Отечественной войны и участников локальных войн,
посещения музеев,
оказания шефской помощи,
акций,
творческих концертов,
соревнований;
конкурсов;
смотров;
слетов;
конференций;
экскурсий;
исследовательских и поисковых работ;
заседаний круглого стола;
объединенных встреч;
издательской деятельности;
походов;
военно-спортивных игр;
турниров;
создания баз данных;
Вид занятий
по количеству детей – коллективный
по особенностям коммуникативного взаимодействия учителя и обучающихся – рассказ, объяснение, беседа, практикум, конкурс.
по дидактической цели – вводное занятие, занятия по углублению знаний, практическое занятие, комбинированные формы занятий.
Срок реализации программыКурс обучения рассчитан на 2 года. Основная форма занятий: теоретическая, практическая. По направлению деятельности программа – патриотическая.
с 2022 года -по 2023 год с 2024 года - по 2025 год
Занятия проходят во второй половине дня в понедельник.
- 1.2 Цель и задачи программы
Цель: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.
Задачи:
Личностные:
Воспитывать чувства гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
Воспитывать чувства бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;
Совершенствовать ценностно-ориентированные качества личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.
Предметные:
Подготовить подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии;
Способствовать к активному самообразованию с целью углубленного изучения материала, связанного с историей родного края и поисковой деятельностью.
Метапредметные:
Формировать профессионально значимые качества и умения, верность конституционному и воинскому долгу;
Развивать индивидуальные способности, специализированные навыки поисковика и исследователя;
Содержание учебно-тематического плана:
Тематическое планирование занятий первого года патриотического кружка
«ПАМЯТЬ»
№ п/п | Тема | Всего часов | Тео рия | Практ ика |
Введение | 1 | 1 | ||
Раздел 1. Летопись родного края. | ||||
1.1 | Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, жизни и деятельности земляков Выявление, собирание и введение в научный оборот краеведческих материалов об утраченных памятниках материальной и духовной культуры; | 2 | 1 | 1 |
1.2 | Изучение культурного наследия и творчества жителей родного края; | 1 | 1 | |
1.3 | Изучение военной истории на местном краеведческом материале, увековечение памяти земляков | 2 | 1 | 1 |
1.4 | Изучение военной и государственной символики | 1 | 1 | |
Раздел 2. Сыны Отечества. | ||||
2.1 | Встречи с ветеранами Великой Отечественной воины, участниками афганской чеченской воин. | 3 | 1 | 2 |
2.2 | Уроки мужества, с приглашением ветеранов и участников военных конфликтов. | 2 | 1 | 1 |
2.3 | Проведение вечеров на военно- патриотические темы | 2 | 2 | |
2.4 | Оказание помощи ветеранам, семьям погибших при выполнении воинского долга. | 2 | 1 | 1 |
2.5 | Проведение мероприятий связанных с памятными событиями, победными днями России. | 3 | 1 | 2 |
Раздел 3.Возьми в пример героя. | ||||
3.1 | История учреждения звания Героя Советского Союза; История учреждения звания Героя Российской Федерации; | 1 | 1 |
3.2 | Полные кавалеры ордена Славы. Общая статистика по Героям Советского Союза | 1 | 1 | |
3.3 | Героизм женщин в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время. | 1 | 1 | |
3.4 | Трижды и дважды Герои Советского Союза; Города-герои | 1 | 1 | |
3.5 | Покорители космоса – Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации; | 1 | 1 | |
Раздел 4 Музейное дело | ||||
4.1 | Музеи в России. Работа с музейными фондами. | 1 | 1 | |
Раздел 5. Экскурсионное дело | ||||
5.1 | Зарождение первых музеев в России | 1 | 1 | |
5.2 | Лучшие музеи мира | 1 | 1 | |
Раздел 6. Медицинская подготовка | ||||
6.1 | Виды ран. Остановка кровотечения | 1 | 1 | |
6.2 | Виды повязок и правила их наложения. | 1 | 1 | 1 |
6.3 | Первая медицинская помощь при переломах. | 1 | 1 | |
Раздел 7 . Экологическая подготовка | ||||
7.1 | Законы об охране природы, охоты, рыболовства. Памятники природы, заказники, заповедники, национальные парки | 1 | 1 | |
7.2 | Составление схем маршрутов путешествий, походов по родному краю | 1 | 1 | |
Раздел 8. Фотография и видеофильмы | ||||
8.1 | Основные жанры фотографии | 1 | 1 | |
Итоговое занятие | 1 | 1 | ||
Всего: | 34 | 20 | 14 |
Тематическое планирование занятий второго года патриотического кружка
«ПАМЯТЬ»
№ п/п | Тема | Всего часов | Тео рия | Практ ика |
Введение | 1 | 1 | - | |
Раздел 1. Летопись родного края. | ||||
1.1 | Изучение истории Великой Отечественной войны краеведческими средствами | 2 | 2 | |
1.2 | Изучение малоизвестных исторических событий; | 1 | 1 | |
Раздел 2. Сыны Отечества. | ||||
2.1 | Встречи с ветеранами Великой Отечественной воины, участниками афганской чеченской воин. | 3 | 1 | 2 |
2.2 | Уроки мужества, с приглашением ветеранов и участников военных конфликтов. | 3 | 1 | 2 |
2.3 | Оказание помощи ветеранам, семьям погибших при выполнении воинского долга. | 2 | 2 | |
2.4 | Проведение мероприятий связанных с памятными событиями, победными днями России. | 3 | 1 | 2 |
Раздел 3. «Возьми в пример себе Героя». | ||||
3.1 | Герои Советского Союза в послевоенный период; Герои современной России. | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Воины – интернационалисты Сорочинского городского округа | 3 | 1 | 2 |
3.3 | Тема Чеченской военной художественных фильмах. Солдат Чеченской войны | 1 | 1 | |
Раздел 4 Музейное дело | ||||
4.1 | Оформление экспозиций школьного музея | 2 | 2 | |
Раздел 5. Экскурсионное дело | ||||
5.1 | Психология экскурсионной работы. Психология экскурсовода | 1 | 1 | |
5.2 | Восприятие, ощущения, эмоции в экскурсионной деятельности | 1 | 1 | |
Раздел 6. Медицинская подготовка | ||||
6.1 | Основные виды травм в походе | 1 | 1 | |
6.2 | Первая медицинская помощь в походе | 1 | 1 | |
Раздел 7 . Экологическая подготовка | ||||
7.1 | Значение окружающей среды для жизни человека | 1 | 1 | |
7.3 | Формы экологической работы в туристическом походе | 1 | 1 | |
7.9 | Мероприятия экологической направленности | 2 | 1 | 1 |
Раздел 8. Фотография и видеофильмы | ||||
8.1 | Законы композиции кадра | 1 | 1 | |
8.2 | Работа со звуком. Работа с видеозаписью | 1 | 1 | |
Итоговое занятие | 1 | |||
Всего: | 34 | 13 | 21 |
Летопись родного края.
Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Соприкасаясь с историей родного края, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу земляков, равняется на лучших, учится беззаветному служению Отечеству на героических примерах жизни и деятельности наших предков, дедов и отцов.
Содержание:изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, жизни и деятельности земляков;
выявление, собирание и введение в научный оборот краеведческих материалов об утраченных памятниках материальной и духовной культуры;
изучение культурного наследия и творчества жителей родного края;
изучение военной истории на местном краеведческом материале, увековечение памяти земляков;
изучение литературного наследия родного края;
изучение истории Великой Отечественной войны краеведческими средствами;
изучение малоизвестных исторических событий;
Практические занятия:
собирание малотиражных и иных публикаций, относящихся к истории родного края;
поисковая работа;
- Сыны Отечества
Встречи с ветеранами Великой Отечественной воины, участниками афганской и чеченской воин.
Уроки мужества, с приглашением ветеранов и участников военных конфликтов. Встречи с военнослужащими уволенными в запас.
Проведение вечеров на военно-патриотические темы. Экскурсии по местам боевой славы.
Поддержание в надлежащем виде памятников воинской славы.
Оказание помощи ветеранам, семьям погибших при выполнении воинского долга.
Проведение мероприятий связанных с памятными событиями, победными днями России.
Практические занятия:
фото-кинофикация и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев;
формирование банков краеведческих данных;
ведение специальных летописей и хроник;
пополнение фондов школьных музеев;
Раздел 3. «Возьми в пример себе Героя».История учреждения звания Героя Советского Союза (когда, в связи с чем, первые Герои Советского Союза);
История учреждения звания Героя Российской Федерации (когда, в связи с чем, первые Герои РФ);
Полные кавалеры ордена Славы (когда учрежден орден Славы; количество награжденных орденами всех трех степеней; категории военнослужащих, награждаемых орденом; первые полные кавалеры; полные кавалеры ордена Славы, удостоенные звания Героя Советского Союза);
Общая статистика по Героям Советского Союза (сколько человек удостоены звания Героя в предвоенный период, в годы Великой Отечественной войны, в послевоенные годы).
Героизм женщин в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время (сколько женщин удостоены звания Героя в годы войны, в послевоенное время; женщины – Герои Российской Федерации);
Трижды и дважды Герои Советского Союза;
Города-герои (перечислить, в каком году присвоено звание, за какие заслуги);
Покорители космоса – Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации;
Герои Советского Союза в послевоенный период;
Герои современной России. Герои Чеченской войны. Подвиг С.П. Ионова.
Практические занятия:
Тестовые задания по каждой теме.
Раздел 4 Музейное делоОбщественные музеи и их значение в героико-патриотическом воспитании молодежи. Документация, необходимая при работе общественного музея. Хранение, учет и инвентаризация экспонатов музея. Зарождение первых музеев в России.
Из истории музеев России с момента их зарождения до начала XXI в. Условия зарождения российского коллекционирования исторических и художественных ценностей.
Кунсткамера. Эрмитаж. Третьяковская галерея. Их роль в становлении российских музеев второй половине XIX в.
Их влияние на развитие музеев. Оружейная палата - государева сокровищница XVI—XVII вв. Коллекционеры круга Петра I. Новгородский музей-заповедник. История создания. Музеи России сегодня. Музеи под открытым небом.
Практические занятия:
Выступления учащихся с подготовленными мультимедийными презентациями по темам: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Кунсткамера.
Создание экспозиций «Война глазами поисковиков», «Наш край в годы Великой Отечественной войны», «Трагедия 41-го», «День скорби» и т.п.
Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности.
Правила поведения воспитанников во время занятий. Из истории экскурсионного дела в Европе и в России. Современное состояние экскурсионного дела. Из истории экскурсионного дела в Европе и в России. Современное состояние экскурсионного дела. Экскурсия как процесс познания. Экскурсия как вид деятельности. Экскурсия как форма общения. Различные аспекты экскурсии. Общие и специфические признаки экскурсии.
Функция научной пропаганды, функция информации, функция организации культурного досуга, функция расширения кругозора, функция формирования интересов человека, сочетание функций в экскурсии. Основные признаки классификаций экскурсий. По составу экскурсантов: для взрослых и детей; городских и сельских жителей; местного населения и приезжающих туристов; и групп, сформированных по профессиональному признаку или соответствующему уровню образования. По содержанию: обзорные, тематические. По тематике: исторические, искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные. По месту проведения: городские, загородные, производственные, музейные. По форме проведения: обычные, рекламные, учебные. Экскурсия как форма учебной работы: экскурсия-урок, экскурсия-прогулка, экскурсия-демонстрация, экскурсия- концерт, экскурсия-консультация. По способу передвижения: пешеходные, транспортные, комбинированные. Показ и рассказ в экскурсии основа экскурсии. Ступени показа. Правильное сочетание показа и рассказа. Трансформация устной речи в зрительные образы. Показ и рассказ в экскурсии основа экскурсии. Ступени показа. Правильное сочетание показа и рассказа. Трансформация устной речи в зрительные образы. Показ и рассказ в экскурсии основа экскурсии. Ступени показа. Правильное сочетание показа и рассказа. Трансформация устной речи в зрительные образы. Показ и рассказ в экскурсии основа экскурсии. Ступени показа. Правильное сочетание показа и рассказа. Трансформация устной речи в зрительные
образы.
Практическое занятие:
Учет особенностей экскурсантов (возраст, уровень образования, род занятий и т.п.) при проведении экскурсии (составление таблицы).
Раздел 6. Медицинская подготовкаПитьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды. Правила использования химических средств защиты от кровососущих. Индивидуальный медицинский пакет туриста. Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях, порезах, ссадинах, укусах насекомых и пресмыкающихся, при растяжении связок Меры предупреждения перечисленных травм и заболеваний. Как остановить кровотечение. Что такое снежная слепота, ее предупреждение. Способы транспортировки пострадавшего, заболевшего. Обязанности санитаров походной туристской группы при подготовке и во время похода. Ведение санитарного походного журнала, ежедневный санитарный контроль за соблюдением правил личной гигиены, за чистотой посуды. Опасности бесконтрольного употребления грибов, ягод, трав. Почему турист не имеет права скрывать свое недомогание.
Практические занятия: Освоение приемов самоконтроля. Обработка и перевязка ран, наложение жгута. Конкурс на лучшего санитара группы.
Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему. Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста.
Купание в походе. Предупреждение переохлаждения и обморожений в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах. Первая помощь при утоплении. Отличия в оказании первой помощи. Причины смерти при утоплении. Содержание и комплектация групповой и индивидуальной походной аптечки и первая доврачебная помощь пострадавшему. Самоконтроль туриста. Транспортировка пострадавшего.
Акклиматизация и адаптация. Необходимость планирования маршрута с учетом акклиматизации группы. Последствия недостаточной акклиматизации. Уход за больным в походе.
Медицинский контроль, его необходимость при подготовке похода и комплектации группы. Оказание первой доврачебной помощи при различных травмах. Транспортировка пострадавшего. Освоение приемов самоконтроля. Обработка и перевязка ран, наложение жгута.
Раздел 7 . Экологическая подготовкаЗаконы об охране природы, охоте, рыболовстве. Значение окружающей среды для жизни человека. Памятники природы, заказники, заповедники, национальные парки. Особенности совершения туристских походов в природоохранных зонах (заповедниках, национальных парках). Красная книга природы. Исчезающие виды растений и животных родного края. Формы экологической работы в туристском походе.
Практические занятия: Изучение экологического состояния района похода; экологическая работа на маршруте.
Раздел 8. Фотография и видеофильмыПонятие фотографии. Применение фотографии в туризме. Практические приѐмы фотосъѐмки. Особенности различных видов съѐмки: пейзажа, натюрморта, портрета. Репортажная съѐмка в походе. Требования к техническому фотоснимку. Планирование фотосъѐмки в походе. Построение изображения на картинной плоскости. Понятие плана в фотографии. Линейная перспектива. Композиция кадра как одно из изобразительных средств фотографии.
Практические занятия: Фотосъѐмка в походе, на экскурсии, на соревнованиях, на мероприятиях. Презентации работ фото и видеоматериалов. Работа в программе Windows Movie Maker. Работа со звуком. Работа с видеозаписью. Работа с видеопереходами. Работа с текстом. Работа с фотографией.
Итоговое занятиеСдача зачетов:
Подведение итогов деятельности объединения. Презентация «Никто не забыт…». Общешкольное мероприятие «Память сердца».
- Планируемые результаты:
добиться 100% активности воспитанников объединения в проведении спортивных, туристических, исторических, военно-патриотических конкурсов, соревнований;
собрать и пополнить материал для школьного музея о ветеранах Великой Отечественной войны, участниках войн в Афганистане, Чечне, локальных конфликтах;
ежемесячно выпускать газету «ПАТРИОТ»;
оказывать помощь пожилым людям
В ходе занятий по программе патриотического кружка
«Память» воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
По окончании обучения учащийся должен знать:понятие ―экскурсия‖, ее признаки, требования к ней;
функции экскурсии;
классификации экскурсий;
место показа и рассказа в экскурсии;
основные этапы подготовки экскурсии, их последовательность;
основы музееведения, лучшие музеи мира;
основы медицинских знаний
историю родного края
героическое прошлое
основы экологической подготовки
основы фотодела
основы музейного дела
отобрать материал для экскурсии,
составить паспорт экскурсионных объектов,
разработать маршрут экскурсии,
составить контрольный текст экскурсии,
владеть методикой проведения экскурсии,
составить мультимедийную презентацию,
провести реальную или виртуальную экскурсию.
Оказывать первую медицинскую помощь
проводить фотосессию
собирать необходимый материал для исследовательских работ
- Комплекс организационно-педагогических условий:
Условия реализации программы:
В реализации программы Патриотического кружка «ПАМЯТЬ» участвуют дети и подростки, занимающиеся в учебных группах по направлениям, административный и вспомогательный персонал общеобразовательного учреждения.
Механизм реализации программы патриотического кружка
«ПАМЯТЬ» включает в себя:
четкое планирование на учебный год;
методическая разработка положений по каждому из проводимых дел;
опору на сообщество педагогов (учителей физического воспитания, классных руководителей, вожатых), руководителей учебных групп, совет школьного музея, Совет объединения;
организацию обучения лидеров и актива по направлениям;
анализ хода реализации программы;
пропаганду деятельности клуба в средствах массовой информации Материально-техническая база школы позволяет осуществлять
образовательную деятельность по программе: в школе оборудованы для занятий современной компьютерной техникой 1 класс, укомплектована методической и художественной литературой школьная библиотека с работающим читальным залом, два спортивных зала, спортивное оборудование, кабинет для занятий.
Наличие в школе традиций военно-патриотического воспитания:
Спортивные секции;
Традиционные спортивные мероприятия и общешкольные соревнования (Олимпиада);
Музей истории школы, традиций и современности;
Историко-краеведческий музей г. Сорочинска;
Военно-патриотические мероприятия: Вахта памяти, Парады победы, военно-спортивные игры, встречи с ветеранами, курсантами военных училищ, участниками боевых действий в Чечне и Афганистане.
- Список используемой литературы
Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. М., 1985.
Егорова Н.Н Погонина Е.В. Экскурсоведение: Учебное пособие,
Казаков В.Г., Кондральева Л.Л. Психология. – М., 1989
Караневский П.И. Экскурсионная и выставочная работа. М., 2001.
Каргер М.К. Памятники архитектуры.11-17 вв. Л.,1975