Доклад «Патриотическое воспитание в условиях танцевального кружка»
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач образовательного учреждения дополнительного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам ,и гордость за свой народ ,и ощущение своей неразрывности с окружающим миром ,и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
Нашей задачей ,как педагогов является:
*Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, коллективу, улице, городу;
*Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
*Воспитание уважения к труду;
*Развитие интереса к русским и национальным традициям и промыслам;
*Формирование элементарных знаний о правах человека ;
*Расширение представлений о своей малой Родине(смотря, где живет ребенок);
*Знакомство детей с символами государства (герб, флаг ,гимн);
*Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
*Формирование толерантности , чувства уважения к другим народам их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях , в играх, в труде в быту. Патриотическое воспитание ребенка- сложный педагогический процесс .В основе его лежит развитие нравственных чувств .Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу. Бабушке, дедушке. Это корни , связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой учащийся, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко , но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки и свои традиции все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро ,дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Творчество не только формируют любовь к традициям своего народа ,но и способствуют развитию личности в духе патриотизма –загадки , пословицы, поговорки, песни танцы. Танцы воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основа жизни ,они судят об исторических событиях ,о социальных отношениях в обществе ,о защите Отечества, о культуре обучения и воспитания детей .Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение .Постепенно ребенок знакомится со своим домом, улицей, селом, а затем и со страной , ее столицей и символами.
Задачи педагога –отобрать из массы впечатлений, получаемых учащимися, наиболее доступные ему:
*природа и мир животных, дом родной край
*труд людей, (традиции, общественные события и т.д.)
Причем эпизоды , к которым привлекается внимание детей , должны быть яркими, образными, конкретными ,вызывающими интерес. Поэтому , начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать .Он должен продумать. что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края .Любой край , область, даже небольшая деревня неповторимы .В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у учащихся представление о том , чем славен родной край . Надо показать ребенку , что родное село славится своей историей ,традициями, достопримечательностями , памятниками, лучшими людьми .Одним из актуальных направлений в работе педагогов является воспитание гражданственности . Наши педагоги осознают значимость граждански - патриотического воспитания, особенно на фоне кризисных явлений российского общества –падения нравственных ценностей. Спасение наших детей от нравственного и духовного оскудения требует постоянного акцента на национальных традициях народа , на воспитании национального самосознания. Это воспитание возможно по нескольким направлениям .Одно из них –через репертуар хореографического коллектива/4/.
Младшие группы танцуют на сцене маленькие сказочные номера(«Матрешки», «Веселые гномики», «Куклы», «Журавлики», «Барбарики» «Оленята» и т.д. .)Эти номера учат детей доброте, трудолюбию, любви к окружающему миру –это тематические путешествия в мир природы, сказки и радости .Это те зернышки у ребят, из которых потом вырастут гражданственность и патриотизм. Становясь старше,обучаюшиеся начинают приобщаться к национальной культуре-русской музыке и танцу .В репертуаре появляются(: «Снегири», «Гармония», «Молитва», «Фараон», « Айдым», «На Саянах» и т.д)Ребята танцуют более сложные танцы ,которые требуют упорства во время занятий . В таком разнообразии репертуара осуществляются основные задачи нравственно-эстетического воспитания , детей и подростков , а также связь с семьей в решении задач гражданского воспитания, ответственности за себя ,друзей ,за страну. На своих занятиях ребята с удовольствием слушают об истории создания того или иного народного танца, с богатейшим фольклором России, с географическими условиями отдельных регионов, оказавшими влияние на формирование самобытного танцевального творчества. Эти беседы оказывают большое влияние на рост самосознания и развитие патриотических чувств у воспитанников. Изучение русского народного творчества –одно из самых важных направлений в воспитании детей и подростков, потому что оно помогает становлению личности каждого ребенка .С помощью образов танец выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. Совместная работа коллектива , сами выступления создают атмосферу увлеченности искусством ,что, в свою очередь ,развивает чувство дружбы, понимание ответственности , воспитывает коллективизм. Участие в коллективе позволяет каждому ребенку рассказать о том прекрасном, что живет в его сердце ,это прекрасное донести до слушателей, заразить их эстетическими чувствами, мыслями, вдохновить их патриотическое отношение к Родине , к своему народу ,родной природе , увлечь их красотой великих идеалов /1/. Воспитание детей в коллективе ,основанное на традициях народной культуры, считается истинно патриотическим , так как оно формирует гражданское самосознание , любовь к Родине ,знание культуры своего народа ,воспитывает преданность к Отечеству .
Формированию граждански-патриотических качеств способствует участие детей в районных, городских, региональных мероприятиях, федеральных конкурсах и фестивалях ,конкурсах патриотической тематики, где наши воспитанники становятся не только участниками но и победителями . Коллектив танца «Вдохновение» был неоднократно награжден грамотами и дипломами .Всероссийский конкурс «Новые идеи» г.Москва (Диплом 1 степени),Общероссийский конкурс «Рисуем, считаем, танцуем , и поем»(Диплом 2 степени),Всероссийский конкурс «Талантоха» Дипломанты, Республиканский конкурс Хакасского танца «Той белого шамана» (Лауреаты 3 степени),Городской конкурс – фестиваль «Начало»(Диплом первой степени) ,Межрайонный фестиваль»вместе целая страна»грамота ,Районный конкурс детского творчества «Свет земли Таштыпской» ( Дипломы 1. 2 степени
Основная литература
1.Журнал «Творчество педагога в системе дополнительного образования детей» № 1 2003г.
2.Журнал «Педагогический калейдоскоп» №. 2. 2000г.
3.Интерактивное образование .Электронная газета «Современные технологии и методики внеклассной воспитательной работы» Выпуск № 27 февраль 2010г.