Программа внеурочной деятельности «Здравушка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«ЗДРАВУШКА»
для 1 класса
на 2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «Здравушка» рассчитан на 33 часа, 1 час в неделю
По данным Минздрава РФ, более 5 млн. детей относятся по состоянию здоровья к группе риска. Здоровье, как один из показателей готовности организма к выполнению социально значимых функций, на каждом этапе развития его можно использовать и как один из критериев оценки влияния учебных и физических нагрузок в педагогическом процессе.
Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы VIII вида является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся
Программа внеурочной деятельности по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни«Здравушка» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности «Здравушка» направлен на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Программа внеурочной «Здравушка» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.
Программа внеурочной деятельности поформированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
«Здравушка» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
-формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
-развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
-обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
1. Формирование:
-представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
-навыков конструктивного общения;
-потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
2. Обучение:
-осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
-правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
--элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
-упражнениям сохранения зрения.
Подобная реализация программы внеурочной деятельности поформированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Здравушка» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
Программа внеурочной деятельности «Здравушка», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Содержание программы внеурочной деятельности «Здравушка»отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Требования к результатам освоения курса
«Здравушка»
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровьяу обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
Предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности «Здравушка» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы «Здравушка» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
-осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
-социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здравушка» обучающиеся должны
Знать:
как правильно надо мыть руки и лицо, как заботиться о глазах и как ухаживать за ушами, зубами, руками и ногами, знать правила ухода за кожей и о том, как следует питаться, о пользе сна и о правилах поведения в школе и дома, о вреде курения и о пользе физических упражнений и закаливания, правила безопасного поведения на воде.
Уметь:
правильно мыть руки и лицо, делать гимнастику для глаз, содержать в чи- стоте и защищать уши, зубы, руки, ноги и кожу от повреждений, выбирать полезную для здоровья пищу и тщательно пережѐвыватьеѐ при приѐме, спать по 11-11,5 часов, ложась в 20-21 час, контролировать своѐ поведение в школе и дома, уметь противостоять при предложении покурить, выполнять физические упражнения для укрепления мышц, выполнять закаливающие процедуры, соблюдать правила безопасного поведения на воде, играть в подвижные игры на воздухе.
Способ проверки:
наблюдение за внешним видом и поведением детей по приходу в школу, во время перемен, при посещении ими столовой, на уроках физкультуры; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ, опрос на занятиях после пройденной темы.
В результате реализации программы внеурочной деятельностипо формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
«Здравушка»
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
В том числе |
Форма контроля |
|||
Информационные занятия |
Экскурсии, деловые игры |
Практи-ческие занятия |
|||||
Введение «Вот мы и в школе». |
4 |
1 |
1 |
1 |
|||
1 |
Дорога к доброму здоровью |
1 |
|||||
2 |
Весёлые физминутки |
1 |
1 |
||||
3 |
Здоровье в порядке - спасибо зарядке |
1 |
1 |
||||
4 |
В гостях у доктора Айболита |
1 |
1 |
||||
Питание и здоровье |
5 |
3 |
2 |
||||
5 |
Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» |
1 |
1 |
||||
6 |
Культура питания Приглашаем к чаю |
1 |
1 |
||||
7 |
Ю.Тувим «Овощи» ( приготовление овощного салата) |
1 |
1 |
||||
8 |
Как и чем мы питаемся |
1 |
|||||
9 |
Красный, жёлтый, зелёный |
1 |
1 |
Викторина |
|||
Моё здоровье в моих руках |
7 |
3 |
4 |
||||
10 |
Соблюдаем мы режим , быть здоровыми хотим |
1 |
1 |
||||
11 |
Полезные и вредные продукты. |
1 |
1 |
||||
12 |
Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк» |
1 |
1 |
||||
13 |
Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек» |
1 |
1 |
||||
14 |
Как обезопасить свою жизнь |
1 |
1 |
||||
15 |
Викторина «Мы болезнь победим быть здоровыми хотим» |
1 |
1 |
||||
16 |
В здоровом теле здоровый дух |
1 |
1 |
Виктори на |
|||
Я в школе и дома |
6 |
3 |
3 |
||||
17 |
Мой внешний вид –залог здоровья |
1 |
1 |
||||
18 |
Зрение – это сила |
1 |
1 |
||||
19 |
Осанка – это красиво |
1 |
1 |
||||
20 |
Весёлые переменки |
1 |
1 |
||||
21 |
Здоровье и домашние задания |
1 |
1 |
||||
22 |
Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим , все болезни победим |
1 |
1 |
Игра- викторина |
|||
Чтоб забыть про докторов |
4 |
1 |
3 |
||||
23 |
“Хочу остаться здоровым”. |
1 |
1 |
||||
24 |
Вкусные и полезные вкусности |
1 |
1 |
||||
25 |
День здоровья «Как хорошо здоровым быть» |
1 |
1 |
||||
26 |
«Как сохранять и укреплять свое здоровье» |
1 |
1 |
||||
Я и моё ближайшее окружение |
3 |
2 |
1 |
||||
27 |
Моё настроение. Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение» |
1 |
1 |
День вежливос ти |
|||
28 |
Вредные и полезные привычки |
1 |
1 |
||||
29 |
“Я б в спасатели пошел” |
1 |
1 |
Ролевая игра |
|||
«Вот и стали мы на год взрослей» |
4 |
2 |
2 |
||||
30 |
Опасности летом (просмотр видео фильма) |
2 |
1 |
||||
31 |
Первая доврачебная помощь |
1 |
1 |
||||
32 |
Чему мы научились за год. |
1 |
1 |
Диагностика |
|||
Итого: |
33 |
15 |
1 |
16 |
Список литературы.
1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
2. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
4. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
5. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.