Программа внеурочной деятельности в форме краткосрочных курсов по выбору «Чудесные лоскутки» (7–9 класс)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа № 154 для обучающихся с ОВЗ»
Программа внеурочной деятельности
в форме краткосрочных курсов по выбору
«Чудесные лоскутки»
Выполнила педагог первой квалификационной категории
Косенко Алёна Геннадьевна
г. Пермь
2023 год
Пояснительная записка
В соответствии с российским законодательством каждый ребенок имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. Особое значение, данное право приобретает, когда речь идёт о детях с ограниченными возможностями здоровья.
Всестороннее развитие личности детей данной категории, воспитание у них положительных черт характера, подготовка их к самостоятельной трудовой деятельности и успешной социальной адаптации в обществе являются ведущими направлениями в работе школ для таких обучающихся. Эти задачи, являющиеся основополагающими для всех категорий детей с ограниченными возможностями, особое значение приобретают в отношении умственно отсталых учащихся, которые в силу своих интеллектуальных и психофизических особенностей и возможностей являются наиболее ущербными в плане обеспечения им общего образования, трудовой подготовки и особенно трудоустройства.
Цель современного образования, в соответствии с новыми образовательными стандартами - развитие личности обучающегося на основе освоения им базовых учебных действий. Оптимальной формой, позволяющей понять специфику метапредметных результатов обучения и освоить технологию формирования БУД, являются, на наш взгляд, краткосрочные курсы, которые обеспечивают удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Появление краткосрочных курсов, как формы организации образовательного процесса, тесно связано с профилизацией обучения. Базируясь на предметно-практической деятельности, краткосрочные курсы, как и учебный предмет «профильный труд», играют большую роль в развитии ребёнка с интеллектуальными нарушениями. Здесь можно говорить о том, что выполнение разнообразных видов работ обеспечивает разностороннюю и активную работу всех органов чувств, создаёт условия для умственного развития и, конечно, способствует формированию нравственных и эмоционально-волевых качеств личности ребёнка.
Практика использования таких курсов показала, что их образовательный потенциал весьма высок. Можно выделить следующие преимущества краткосрочных курсов:
Небольшой объем (6 – 16 ч.), позволяющий учащимся изучить несколько курсов в течение учебного года;
Направленность на решение конкретной образовательной задачи;
Большая степень свободы преподавателя в выборе содержания курса, форм и методов ведения занятий;
Отличная от традиционной системы, система мониторинга образовательных результатов.
Мы предлагаем программу внеурочной деятельности в форме краткосрочных курсов по выбору «Чудесные лоскутки».
Данная программа позволяет ребёнку изучить технологию изготовления
предметов, а именно, кухонных прихваток в технике «пэчворк» или лоскутной технике и создать их своими руками.
Программа краткосрочного курса по выбору «Чудесные лоскутки» рассчитана на 10 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 40 мин., т.е. один академический час. Программа предполагает занятия с обучающимися 7-9 классов, так как для создания таких поделок необходим достаточный уровень сформированности необходимых технологических знаний, трудовых навыков, умений, культуры труда.
Цель программы:
создание условий для развития творческого потенциала ребёнка, через изготовление кухонных прихваток в технике «пэчворк» или лоскутной техники.
Задачи программы:
- дать представление о видах декоративно-прикладного искусства, на примере техники «пэчворк» или лоскутной техники, её истории, особенностях, простейших приёмах выполнения, применении в современной жизни;
- совершенствовать умения обучающихся в работе с тканями, ручными инструментами, на бытовых машинах с электроприводом;
- совершенствовать умения обучающихся ориентироваться в задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;
- создать условия для формирования умений по выполнению простейших видов лоскутного орнамента;
- способствовать развитию творческого потенциала обучающихся, самостоятельности;
- способствовать формированию у обучающихся ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, трудолюбия, аккуратности, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1. | «Что такое «пэчворк» или лоскутная техника? | 1 час |
2. | Инструктаж по правилам техники безопасности с инструментами (игла, ножницы), правила организации ручного рабочего места. Подготовка ткани к раскрою и раскрой по шаблонам деталей лоскутного орнамента. | 1 час |
3. | Подготовка ткани к раскрою и раскрой по шаблонам деталей прихватки. | 1 час |
4. | Инструктаж по правилам техники безопасности с оборудованием (бытовая швейная машина с электроприводом, электрический утюг), правила организации машинного и утюжильного рабочего места. Обработка лоскутного орнамента. | 1 час |
5. | Обработка лоскутного орнамента. | 1 час |
6. | Соединение деталей прихватки. | 1 час |
7. | Обработка срезов прихватки. | 2 часа |
8. | Обработка вешалки и соединение её с прихваткой. | 1 час |
9. | Окончательная отделка прихватки. Контроль качества готовой творческой работы. | 1 час |
| всего | 10 часов |
Содержание курса
Краткосрочный курс «Чудесные лоскутки» имеет важное коррекционно-развивающее значение. Занятия оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу, способствуют формированию личности ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность обучающихся и не дублирует имеющийся школьный курс профильного труда по направлению «швейное дело».
Возможности программы:
- раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества;
- дарит возможность творчески и по-своему вкусу оформить прихватки;
- способствует развитию мелкой моторики, укреплению мышц кистей рук; - способствует развитию пространственного мышления, воображения;
- создаёт условия для воспитания усидчивости, аккуратности, трудолюбия;
- способствует формированию знаний основ декоративно - прикладного искусства;
- создаёт условия для развития эстетического вкуса;
- способствует развитию умений анализировать и оценивать свою работу.
Программа курса предусматривает овладение учащимися технологией создания кухонных прихваток в технике «пэчворк» или лоскутной технике на бытовых швейных машинах с электроприводом. Обучение ведётся с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках профильного труда, математики, естествознания, истории. Эти знания помогают им обводить шаблоны, проводить линии, учитывать расходы материалов, понимать особенности тех или иных тканей. В свою очередь навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению учащимися образовательных предметов.
Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует социальной адаптации и обеспечивает им, в определённой степени, самостоятельность в быту. На занятиях предусмотрено решение учебно-воспитательных задач. Это происходит в ходе практической деятельности учащихся, в связи с изготовлением доступных для них изделий, имеющих практическое применение.
В процессе реализации программы осуществляется коррекция недостатков познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, мелкой и крупной моторики рук.
При обучении используются такие методы обучения как беседа, рассказ, объяснение, демонстрация и показ трудовых приёмов, видеодемонстрация.
В течение курса реализуются приципы индивидуализации, дифференциации обучения и деятельностного подхода.
Принцип индивидуализации обучения.
Каждому обучающемуся, с учётом его психофизических особенностей, уровня усвоения навыков работы с материалами, инструментами и оборудованием подбирается изделие соответствующего уровня сложности.
Принцип дифференциации обучения.
Предоставление учащимся возможности выбирать виды работы использовать различные швы, материалы при создании прихваток. Кроме этого, данный принцип предполагает условное деление обучающихся на подгруппы, инструктирование и помощь учителя в работе в зависимости от особенностей и возможностей ребёнка.
Принцип деятельностного подхода в обучении.
Обучающиеся, в ходе занятий над изготовлением прихваток, постоянно выполняют какую-либо деятельность, которая имеет определённую цель, смысл, который им понятен и интересен. Кроме этого, в процессе работы организуется и мыслительная деятельность учащихся, они сами подбирают ткани, выбирают способы обработки, нитки и т.п., учителем в ходе занятия задаются вопросы проблемного характера.
В итоге такой деятельности дети создают яркие декоративные поделки, имеющие не только художественно-декоративную ценность, но и несущие непосредственную практическую пользу.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | дата | Кол-во часов | Наименование темы | Содержание занятия |
1. | | 1 час | «Что такое «пэчворк» или лоскутная техника? | 1.Ознакомление с данным видом декоративно-прикладного творчества, историей возникновения техники «пэчворк» и кухонной прихватки. 2.Ознакомление с наиболее простыми лоскутными орнаментами, материалами, инструментами и оборудованием. |
2. | | 1 час | Инструктаж по правилам техники безопасности с инструментами (игла, ножницы), правила организации ручного рабочего места. Подготовка ткани к раскрою и раскрой по шаблонам деталей лоскутного орнамента. | 1. Инструктаж по правилам техники безопасности с инструментами (игла, ножницы), правила организации ручного рабочего места. 2.Подбор ткани. 3.Подготовка ткани к раскрою и раскрой по шаблонам деталей лоскутного орнамента. |
3. | | 1 час | Подготовка ткани к раскрою и раскрой по шаблонам деталей прихватки. | 1.Подбор ткани для прихватки. 2.Подготовка ткани к раскрою и раскрой по шаблонам деталей прихватки. |
4. | | 1 час | Инструктаж по правилам техники безопасности с оборудованием (бытовая швейная машина с электроприводом, электрический утюг), правила организации машинного и утюжильного рабочего места. Обработка лоскутного орнамента. | 1.Инструктаж по правилам техники безопасности с оборудованием (бытовая швейная машина с электроприводом, электрический утюг), правила организации машинного и утюжильного рабочего места. 2.Обработка лоскутного орнамента в соответствии с выбранным способом (смётывание и стачивание деталей орнамента). |
5. | | 1 час | Обработка лоскутного орнамента. | 1. Обработка лоскутного орнамента в соответствии с выбранным способом (смётывание и стачивание деталей орнамента). |
6. | | 1 час | Соединение деталей прихватки. | 1.Соединение деталей прихватки (смётывание деталей прихватки). |
7. | | 2 часа | Обработка срезов прихватки. | 1.Обработка срезов прихватки (замётывание и застрачивание срезов нижней детали и обработка углов прихватки). |
8. | | 1 час | Обработка вешалки и соединение её с прихваткой. | 1. Обработка вешалки и соединение её с прихваткой (замётывание и застрачивание срезов вешалки, настрачивание её на основную деталь). |
9. | | 1 час | Окончательная отделка прихватки. Контроль качества готовой творческой работы. | 1.Окончательная отделка прихватки (удаление строчек временного назначения и влажно-тепловая обработка прихватки). 2.Контроль качества готовой творческой работы (обсуждение качества готовых работ и их демонстрация). |
Планируемые результаты
Программа краткосрочного курса ориентирована на достижение учащимися 7-9 классов базовых учебных действий.
1.Личностные учебные действия.
Учащиеся должны уметь:
-гордиться школьными успехами и достижениями;
-бережно относиться к материалам, инструментам и оборудованию.
-активно включаться в общеполезную социальную деятельность.
2.Коммуникативные учебные действия
Учащиеся должны уметь:
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту;
-вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях (социальных, бытовых, трудовых);
-вступать в диалог и поддерживать его;
-использовать доступные источники и средства получения информации;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
3.Регулятивные учебные действия
Учащиеся должны уметь:
-принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
-действовать на основе разных видов инструкций;
-обладать готовностью к осуществлению самоконтроля;
-адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
4.Познавательные учебные действия
Учащиеся должны уметь:
-дифференцированно воспринимать окружающий мир;
-использовать усвоенные логические операции на наглядном, доступном вербальном материале;
-использовать в жизни межпредметные знания, отражающие несложные, доступные связи и отношения между объектами и процессами.
Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся
К концу обучения краткосрочного курса, обучающиеся должны знать:
Ассортимент тканей, используемых для изготовления кухонной прихватки в технике «пэчворк» или лоскутной техники и их свойства
Правила работы с тканями, ручными инструментами, на бытовых машинах с электроприводом;
Последовательность пошива кухонной прихватки в технике «пэчворк» или лоскутной техники.
Простейшие виды лоскутного орнамента.
Требования к кухонной прихватке в технике «пэчворк» или лоскутной техники.
Данный вид декоративно-прикладного творчества, историю возникновения техники «пэчворк» и кухонной прихватки.
Наиболее простые лоскутные орнаменты.
К концу обучения краткосрочного курса, обучающиеся должны уметь:
Подбирать ткани для прихватки.
Раскраивать детали лоскутного орнамента и прихватки по шаблонам.
Соединять детали лоскутного орнамента и прихватки.
Выполнять работы по пошиву прихватки, самостоятельно или с некоторой помощью учителя грамотно работать на бытовых машинах и утюжильном рабочем месте в мастерской. Выполнять основные регулировки.
Соблюдать правила безопасного поведения и работы с инструментами и оборудованием в мастерской.
Выполнять оценку собственной деятельности.
Материально-техническое обеспечение
швейные машины с электроприводом;
утюги;
инструменты и приспособления;
персональный ноутбук;
мультимедиа проектор;
образцы готовых изделий;
образцы в последовательности лоскутных орнаментов;
образцы в последовательности кухонной прихватки;
ткани и материалы;
инструкционно-технологические карты по пошиву прихватки.
Используемая литература
Н. Станибула, О.П.Усикова. Прихватки в стиле «пэчворк».:М.:АСТ, 2016. – 23 с.;
Л.А.Чернышева. Полная энциклопедия Лоскутное шитьё.:М.:АСТ, 2015. – 240 с;
https://урок.рф/library/rabochaya_programma_kruzhka_po_loskutnomu_shityu_losku_085226.html