Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов «Я гражданин России»

1
0
Материал опубликован 30 January 2022 в группе


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Я гражданин России»

внеурочная деятельность (духовно-нравственное направление)

для 1- 4 класса

​​​​​​​ Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 и Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников.

Укрепление и усиление системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации – задача актуальная во все времена. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» и Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации патриотизм понимается, как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

Данный курс предусматривает приобщение обучающихся к культурным, историческим и природным ценностям своей малой родины (Республики Карелия, п. Ильинский) и родной страны (Российская Федерация), общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания. При реализации программы важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи:

создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края.


Общая характеристика

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» предназначена для обучающихся 1–4 классов. Занятия чаще всего проводятся в учебном кабинете, после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, 35 минут. Некоторые формы занятий курса предполагают проведение занятий вне аудитории: на улице, посещение музея, Дома Культуры, библиотек и т.д.

Формы организации внеурочной деятельности:

Теоретические занятия: беседы, встречи с интересными людьми, просмотр и обсуждение видеоматериалов, экскурсии, походы по историческим и памятным местам.

Практические занятия: творческие конкурсы, коллективные творческие дела, соревнования, показательные выступления, участие в мастер-классах, праздники, викторины и интеллектуально-познавательные игры, экологические акции и трудовые дела, наблюдение учащихся за событиями в городе, стране, обсуждение, акции благотворительности.

Программа “Я – гражданин России” включает пять направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

Мой мир” – формирование гражданского отношения к себе.

Моя семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.

Моя школа” – формирование гражданского отношения к школе.

Моя Родина” – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Моя планета” – формирование экологической культуры.


Место в учебном плане

Общее количество часов изучения курса - 135 час, по 1 часу в неделю. В первом классе - 33 часа за год. Во втором, третьем и четвертом –по 34 часа за год.


Ценностные ориентиры содержания курса

Реализация курса «Я гражданин России» способствует формированию основ гражданской идентичности личности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ. Стимулирует формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников. Отвечает за развитие ценностно – смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма. Осуществляет формирование эстетических чувств чувства прекрасного через знакомство краеведческой художественной культурой.


Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

испытывать чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре, ценить в героях произведений доброту, честность, верность;

испытывать чувство гордости за свою Родину, за сограждан, внесших вклад в ее развитие и прославление;

испытывать гордость за подвиг сограждан во время Великой Отечественной войны;

способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные УУД:

добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;

владеть базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, государство, гражданство, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность;

перерабатывать полученную информацию, делать выводы;

устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

овладение основами нравственного и экологического поведения;

знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

учиться выполнять различные роли в группе.

Личностные УУД:

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;

осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

осознание ответственности за общее благополучие;

развитие этических чувств;

установка на здоровый образ жизни.

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности:

Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

Имеются знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

Имеется опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опыт взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

Обладание начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

Накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.


Содержание курса

Модули

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Мой мир

Я ученик. Мои увлечения. Мой портфель. Во что поиграем с дру­зьями. Мои при­вычки.

Я второклассник. Мои друзья. Кому нужна моя помощь? Моё здоровье.

Я человек. Здо­ровый образ жизни. Мы все такие разные. Мои любимые книги.

Здоровый образ жизни. «Хочу» и «надо». Правила счастливого че­ловека.

Моя семья

Моя семья – моя радость. Я по­мощник в семье. Моя красивая мама. Открытка ко дню матери. Бабушка рядыш­ком с дедушкой. Конкурсы испол­нителей стихов о маме и рисунков.

Мои обязанности по дому. Моя мама лучшая на свете. Я горжусь своим отцом. Сказки моей ба­бушки. Папа, мама, я дружная семья. Праздник ко Дню матери. Конкурсы рисун­ков и чтецов.

Почему меня так назвали? Здесь живёт моя семья. Что значит быть хорошим сыном или дочерью. Па­пина профессия. Спасибо деду за победу. Конкурс исполнителей чтецов. Празд­ник к 8 марта.

Моя родослов­ная. Пожилые люди- мудрые люди. Наши се­мейные тради­ции. Поиграем с младшими. Мои родные в судьбе поселка. Судьбы моих родных в ВОВ.

Моя школа

Праздник пер­вого звонка. Школьные пра­вила. Школа – мой дом. Законы жизни класса. Школа вежливо­сти. Украсим класс к празд­нику (2). Школь­ная библиотека.

Обязанности школьника. Я люблю свою школу. Мастер­ские Деда Мо­роза (2). Дневник – лицо ученика. Трудовой десант. Зачем растения в классе. Учеба – это труд.

Мой класс – моя семья. Каков я в школе. Устав школы. Диагно­стика сформиро­ванности класс­ного коллектива. Трудовой десант. Когда учиться интересно. Укра­сим класс к празднику.

По каким прави­лам мы живём. Трудовой десант. Школьный двор. Из истории моей школы. Мои ро­дители –выпуск­ники Ильинской школы. Что я могу сделать для школы.

Моя Родина

Поселок, в кото­ром я живу. Рес­публика Каре­лия. Россия – ве­ликая страна. Была война. Экс­курсия в музей. Поход на брат­скую могилу. Пою о Родине. Масленица.

Символы России. Улицы поселка. Рождество Хри­стово. Пасха. По­селок Ильинский и Олонецкий района в годы ВОВ. Карельские сказки. Россий­ская наука. Экс­курсия в музей. Посещение Кре­ста в память об узниках концла­геря. Я родину пою, я родину рисую.

Урок мира. Сим­волы Карелии. Путеше­ствие по Карелии. Оло­нец – старейший город Карелии. Богатства, отдан­ные людям. Эпи­ческий роман Элиаса Леннрота Калевала. Поход на братскую мо­гилу. Маленькие герои Большой войны. Окна По­беды. Экскурсия в музей.

История в назва­ниях улиц. Люблю тебя моя Россия. Путеше­ствие по России. Читаем стихи ка­рельских поэтов. Конкурс чтецов стихов о родине. Россия право­славная. Поход на Ладожское озеро. Земляки, прославившие Карелию. Экс­курсия в музей. Дела, прославив­шие Россию. Государствен­ные праздники. Карелия – край обычае и тради­ций.

Моя планета

Красота при­роды. Планета просит о по­мощи. Акция «Сделаем мир чище». Покорми птиц зимой. До­машние пи­томцы.

Мы жители пла­неты Земля. Че­ловек и природа. Правила эколога. Карелия – край рек и озер. Акция «Сделаем мир чище».

Посмотри, как он хорош, мир, в ко­тором ты жи­вёшь. Чем живёт планета. Лесные богатства Каре­лии. Сад на окошке. Мы в от­вете за тех, кого приру­чили. Тру­довой десант.

Судьба планеты, наша судьба. Что та­кое экология? Животные крас­ной книги Каре­лии. Природа и поэ­зия. День Земли. Трудо­вой десант. Не уро­ните шарик.


Формы подведения итогов:

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие формы работы:

педагогическое наблюдение;

анализ активности обучающихся на занятиях;

портфолио работ учащихся;

итоговый тест.


Тематическое планирование (135 ч.)

1 класс – 33 ч.

п/п

Содержание курса

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Воспитательный потенциал уроков

1

«Мой мир»

5

Играть в игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, вообра­жения).

Участвовать в беседах, иг­рах. Принимать участие в спортивных мероприятиях и творческих конкурсах.

Формирование правосознания;

воспитание у детей понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения;

стимулирование точности при соблюдении правил поведения;

воспитание своих морально-волевых качеств.

2

«Моя семья»

7

Участвовать в беседах о членах семьи, о взаимоотно­шениях в семье. Принимать участие в конкурсах рисун­ков, стихотворений и других творческих проектах. По­здравлять членов семьи с праздниками (делать от­крытки, подписывать их). Разучивать песни на дан­ную тему.

Формирование понимания значимости семьи в жизни человека;

воспитание уважения к семейным традициям;

формирование чувства уважения к старшему поколению;

формирование ценностного отношения к членам семьи.

3

«Моя школа»

8

Активно участвовать в беседах по теме, принимать участие в творческих делах, мастер-классах и конкурсах по теме. Разучивать песни о школе, школьной дружбе.

Формирование потребности к самообразованию;

формирование мотивации к развитию своих морально-волевых качеств;

повышение познавательной мотивации.

4

«Моя Родина»

8

Изучать государственную символику РФ и Карелии, посещать музеи с целью приобщения к истории и культуре своей страны, своего края. Участвовать в конкурсах рисунков и чтецов, изучать историю родной страны и малой родины. Петь гимны России и Карелии и другие песни.

Формирование любви к своему городу и селу;

развитие общественной активности обучающихся;

воспитание сознательного отношения к народному достоянию;

формирование чувства сопричастности к истории страны, своего народа.

5

«Моя планета»

5

Участвовать в беседах по экологии. Выполнять мини-проекты. Принимать участие в творческих конкурсах и познавательных викторинах по теме. Понимать значение экологических акций.

Стимулирование общественной активности обучающихся;

воспитание сознательного отношения к природному достоянию;

воспитание внимательного отношения к растениям и животным.


Итого

33




2 класс – 34 ч.

п/п

Содержание курса

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Воспитательный потенциал уроков

1

«Мой мир»

4

Играть в игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, вообра­жения).

Участвовать в беседах, иг­рах «Кто я? Какой я?», «Мой сосед по парте». Принимать участие в спортивных меро­приятиях и творческих кон­курсах.

Воспитание у детей понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения;

- формировать правосозна-ние и воспитание гражда-нской ответственности;

- формирование сознатель-ного отношения к своему здоровью и ЗОЖ;

- воспитание ответствен-но­сти за поведение в школе, дома, в общественных ме­стах.

2

«Моя семья»

7

Участвовать в беседах о членах семьи, о взаимоотно­шениях в семье. Принимать участие в конкурсах рисун­ков, стихотворений и других творческих проектах. По­здравлять членов семьи с праздниками (делать от­крытки, подписывать их). Разучивать песни на дан­ную тему.

Воспитание уважения к семейным традициям;

формирование ценностного отношения к членам семьи;

воспитание чувства ответственности и гордости за свою семью;

воспитание семьянина, любящего своих родителей.

3

«Моя школа»

7

Активно участвовать в беседах по теме, принимать участие в творческих делах, мастер-классах и конкурсах по теме. Разучивать песни о школе, школьной дружбе.


Повышение познавательной мотивации;

воспитание сознательной готовности к выполнению своих обязанностей;

развитие общественной активности обучающихся.

4

«Моя Родина»

10

Участвовать в беседах о государственной символике РФ и малой Родины, посещать экскурсии в краеведческие и школьные музеи. Принимать участие в творческих конкурсах и познавательных викторинах по теме.

Воспитание уважения к боевым и трудовым традициям старшего поколения;

формирование чувства сопричастности к истории страны, своего народа;

формирование чувства ответственности и гордости за свою страну.

6

«Моя планета»

6

Участвовать в беседах по экологии. Выполнять мини-проекты. Принимать участие в творческих конкурсах и познавательных викторинах по теме. Понимать значение экологических акций.

Формирование позитивного отношения к окружающему миру;

развитие общественной активности обучающихся;

развитие чувства прекрасного;

прививать любви к растениям и животным.


Итого

34




3 класс – 34 ч.

п/п

Содержание курса

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Воспитательный потенциал уроков

1

«Мой мир»

4

Играть в игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, вообра­жения).

Участвовать в беседах, иг­рах «Кто я? Какой я?», «Мой сосед по парте». При­нимать участие в спортив­ных мероприятиях и творче­ских конкурсах.

Формирование правосоз-нания;

стимулирование точности при соблюдении правил поведения;

- формировать правосозна-ние и воспитывать граж-дан­скую ответственность;

формирование потреб-ности к самообразованию.

2

«Моя семья»

7

Участвовать в беседах о чле­нах семьи, о взаимоотно­ше­ниях в семье. Прини­мать участие в конкурсах рисун­ков, стихотворений и других творческих проек­тах. По­здравлять членов семьи с праздниками (де­лать от­крытки, подписывать их). Ра­зучивать песни по теме.

Формирование ценностного отношения к членам семьи;

воспитание уважения к семейным традициям;

формирование чувства уважения к старшему поколению;

воспитание семьянина, любящего своих родителей.

3

«Моя школа»

7

Активно участвовать в беседах по теме, принимать участие в творческих делах, мастер-классах и конкурсах по теме. Разучивать песни о школе, школьной дружбе.


Формирование любви к чтению, книгам;

повышение познавательной мотивации;

воспитание сознательной готовности к выполнению своих обязанностей;

развитие общественной активности обучающихся.

4

«Моя Родина»

10

Участвовать в беседах о государственной символике РФ и Карелии. Слушать лекционный и экскурсионный материал, посещать экскурсии в краеведческие и школьные музеи, участвовать в конкурсах рисунков, чтецов, викторинах.

Формирование любви к своему городу и селу;

формирование чувства сопричастности к истории страны, своего народа;

воспитание политической культуры;

развитие общественной активности обучающихся.

5

«Моя планета»

6

Участвовать в беседах по экологии. Выполнять мини-проекты. Принимать участие в творческих кон­курсах и познавательных викторинах по теме. Пони­мать значение экологиче­ских акций.

Стимулирование общественной активности обучающихся;

воспитание внимательного отношения к растениям и животным;

формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.


Итого

34




4 класс – 34 ч.

п/п

Содержание курса

Кол-во часов

Характеристика основ­ных видов деятельности обучающихся

Воспитательный потен­циал уроков

1

«Мой мир»

3

Играть в игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, вообра­жения).

Участвовать в беседах, иг­рах «Кто я? Какой я?», «Мой сосед по парте». При­нимать участие в спортив­ных мероприятиях и творче­ских конкурсах.

Формирование правосоз-нания;

воспитание своих морально-волевых качеств.

- формирование сознатель-ного отношения к своему здоровью и ЗОЖ;

воспитание ответствен-ности за поведение в школе, дома, в общественных местах.

2

«Моя семья»

6

Участвовать в беседах о членах семьи, о взаимоотно­шениях в семье. Прини­мать участие в конкурсах рисунков, стихотворений и других творческих проек­тах. Поздравлять членов семьи с праздниками (де­лать открытки, подписывать их). Разучивать песни на данную тему.

Формирование понимания значимости семьи в жизни человека;

формирование чувства уважения к старшему поколению;

воспитание чувства ответственности и гордости за свою семью;

воспитание семьянина, любящего своих родителей.

3

«Моя школа»

6

Активно участвовать в беседах по теме, принимать участие в творческих делах, мастер-классах и конкурсах по теме. Разучивать песни о школе, школьной дружбе.


Формирование потребности к самообразованию;

повышение познавательной мотивации;

воспитание сознательной готовности к выполнению своих обязанностей.

4

«Моя Родина»

12

Участвовать в беседах о государственной символике РФ и Карелии. Слушать лекционный и экскурсионный материал, посещать экскурсии в краеведческие и школьные музеи, участвовать в конкурсах рисунков, чтецов, викторинах. Принимать участие во встречах с людьми: слушать и задавать вопросы.

Развитие общественной активности обучающихся;

воспитание уважения к боевым и трудовым традициям старшего поколения;

воспитание политической культуры;

формирование чувства ответственности и гордости за свою страну;

развитие общественной активности обучающихся.

5

«Моя планета»

7

Участвовать в беседах по экологии. Выполнять мини-проекты. Принимать участие в творческих кон­курсах и познавательных викторинах по теме. Пони­мать значение экологиче­ских акций.

Формирование позитивного отношения к окружающему миру;

прививать любви к растениям и животным;

формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей;

формирование гражданского отношения к планете Земля.


Итого

34





Тематическое (поурочное) планирование

1 класс (33 ч.)

урока

Тема

Количество часов

Праздник первого звонка

1

Школа – мой дом

1

Бабушка рядышком с дедушкой

1

Мой портфель

1

Школьные правила

1

Законы жизни класса

1

Россия – великая страна

1

Республика Карелия

1

Поселок, в котором живу

1

Открытка ко дню матери

1

Конкурс исполнителей стихов о маме и рисунков.

1

Покорми птиц зимой

1

Экскурсия в музей (по возможности)

1

Украсим класс к празднику

1

Украсим класс к празднику

1

Моя семья – моя радость

1

Я помощник в семье

1

Я ученик

1

Мои увлечения

1

Мои привычки

1

Во что поиграем с друзьями?

1

Масленица

1

Школьная библиотека

1

Моя мама самая красивая

1

Школа вежливости

1

Красота природы

1

Домашние питомцы

1

Планета просит о помощи

1

Акция «Чистим мир»

1

Была война

1

Поход на братскую могилу

1

Пою о Родине

1

Я гражданин. Итоговый тест

1




2 класс (34 ч.)

урока

Тема

Количество часов

Я второклассник

1

2021 год – год науки и техники

1

Обязанности школьника

1

Сказки моей бабушки

1

Я люблю свою школу

1

Дневник – лицо ученика

1

Зачем растения в классе?

1

Трудовой десант

1

Конкурс рисунков и стихов.

1

Моя мама лучшая на свете

1

Праздник «День матери»

1

Правила эколога. Эко-кормушки

1

Учеба – это труд

1

Мастерские Деда Мороза

1

Мастерские Деда Мороза

1

Экскурсия в музей (по возможности)

1

Рождество

1

Символы России

1

Я родину люблю, я родину пою

1

Улицы поселка

1

Я горжусь своим отцом

1

Папа, мама, я – дружная семья

1

Мы жители планеты Земля

1

Мои друзья

1

Кому нужна моя помощь?

1

Мои обязанности по дому

1

Береги здоровье

1

Человек и природа

1

Православная Пасха

1

Акция «Сделаем мир чище»

1

Поселок Ильинский и Олонецкий район в оды ВОВ

1

Памяти узников концлагерей

1

Карелия – край рек и озер

1

Я гражданин. Итоговый тест

1



7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности

Методические пособия:

1. Гражданско-правовое воспитание школьников: сборник методических         рекомендаций. Смоленск, ГОУ «ДПОС», 2009г.

2. Жиренко О.Е.,  Лапина Е.В.,  Киселёва Т.В.  Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

3. Максимова Т.Н. Классные часы: 2 класс. – М.: ВАКО, 2009.

4. Персидская И.В., Фонова  Г.А. и др.  Классные часы в 1-4 классах.  – Волгоград: «Учитель», 2006.

 5. Яценко И.Ф., Праздники России: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2010.

6. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

Интернет-реурсы:

http://www.inmoment.ru/holidays/holidays-month.html - Российские праздники. Календарь праздников.

http://www.openclass.ru/node/357269 - Разработки внеклассных занятий по духовно-нравственному направлению.

http://school8.s-edu.ru/index.php?catid=23:2011-10-03-04-42-29&id=54:2011-12-29-05-45-54&Itemid=4&option=com_content&view=article – Духовно-нравственное воспитание.

Технические средства обучения:

компьютер;

медиапроектор;

экран;

мультимедийная доска.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.