Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов «Я гражданин России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Я гражданин России»
внеурочная деятельность (духовно-нравственное направление)
для 1- 4 класса
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 и Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Укрепление и усиление системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации – задача актуальная во все времена. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» и Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации патриотизм понимается, как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.
Данный курс предусматривает приобщение обучающихся к культурным, историческим и природным ценностям своей малой родины (Республики Карелия, п. Ильинский) и родной страны (Российская Федерация), общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания. При реализации программы важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи:
создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края.
Общая характеристика
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» предназначена для обучающихся 1–4 классов. Занятия чаще всего проводятся в учебном кабинете, после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, 35 минут. Некоторые формы занятий курса предполагают проведение занятий вне аудитории: на улице, посещение музея, Дома Культуры, библиотек и т.д.
Формы организации внеурочной деятельности:
Теоретические занятия: беседы, встречи с интересными людьми, просмотр и обсуждение видеоматериалов, экскурсии, походы по историческим и памятным местам.
Практические занятия: творческие конкурсы, коллективные творческие дела, соревнования, показательные выступления, участие в мастер-классах, праздники, викторины и интеллектуально-познавательные игры, экологические акции и трудовые дела, наблюдение учащихся за событиями в городе, стране, обсуждение, акции благотворительности.
Программа “Я – гражданин России” включает пять направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
“Мой мир” – формирование гражданского отношения к себе.
“Моя семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
“Моя школа” – формирование гражданского отношения к школе.
“Моя Родина” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
“Моя планета” – формирование экологической культуры.
Место в учебном плане
Общее количество часов изучения курса - 135 час, по 1 часу в неделю. В первом классе - 33 часа за год. Во втором, третьем и четвертом –по 34 часа за год.
Ценностные ориентиры содержания курса
Реализация курса «Я гражданин России» способствует формированию основ гражданской идентичности личности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ. Стимулирует формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников. Отвечает за развитие ценностно – смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма. Осуществляет формирование эстетических чувств чувства прекрасного через знакомство краеведческой художественной культурой.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
испытывать чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре, ценить в героях произведений доброту, честность, верность;
испытывать чувство гордости за свою Родину, за сограждан, внесших вклад в ее развитие и прославление;
испытывать гордость за подвиг сограждан во время Великой Отечественной войны;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
владеть базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, государство, гражданство, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность;
перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
овладение основами нравственного и экологического поведения;
знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе.
Личностные УУД:
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
осознание ответственности за общее благополучие;
развитие этических чувств;
установка на здоровый образ жизни.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Имеются знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Имеется опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опыт взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Обладание начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
Накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
Содержание курса
Модули | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Мой мир | Я ученик. Мои увлечения. Мой портфель. Во что поиграем с друзьями. Мои привычки. | Я второклассник. Мои друзья. Кому нужна моя помощь? Моё здоровье. | Я человек. Здоровый образ жизни. Мы все такие разные. Мои любимые книги. | Здоровый образ жизни. «Хочу» и «надо». Правила счастливого человека. |
Моя семья | Моя семья – моя радость. Я помощник в семье. Моя красивая мама. Открытка ко дню матери. Бабушка рядышком с дедушкой. Конкурсы исполнителей стихов о маме и рисунков. | Мои обязанности по дому. Моя мама лучшая на свете. Я горжусь своим отцом. Сказки моей бабушки. Папа, мама, я дружная семья. Праздник ко Дню матери. Конкурсы рисунков и чтецов. | Почему меня так назвали? Здесь живёт моя семья. Что значит быть хорошим сыном или дочерью. Папина профессия. Спасибо деду за победу. Конкурс исполнителей чтецов. Праздник к 8 марта. | Моя родословная. Пожилые люди- мудрые люди. Наши семейные традиции. Поиграем с младшими. Мои родные в судьбе поселка. Судьбы моих родных в ВОВ. |
Моя школа | Праздник первого звонка. Школьные правила. Школа – мой дом. Законы жизни класса. Школа вежливости. Украсим класс к празднику (2). Школьная библиотека. | Обязанности школьника. Я люблю свою школу. Мастерские Деда Мороза (2). Дневник – лицо ученика. Трудовой десант. Зачем растения в классе. Учеба – это труд. | Мой класс – моя семья. Каков я в школе. Устав школы. Диагностика сформированности классного коллектива. Трудовой десант. Когда учиться интересно. Украсим класс к празднику. | По каким правилам мы живём. Трудовой десант. Школьный двор. Из истории моей школы. Мои родители –выпускники Ильинской школы. Что я могу сделать для школы. |
Моя Родина | Поселок, в котором я живу. Республика Карелия. Россия – великая страна. Была война. Экскурсия в музей. Поход на братскую могилу. Пою о Родине. Масленица. | Символы России. Улицы поселка. Рождество Христово. Пасха. Поселок Ильинский и Олонецкий района в годы ВОВ. Карельские сказки. Российская наука. Экскурсия в музей. Посещение Креста в память об узниках концлагеря. Я родину пою, я родину рисую. | Урок мира. Символы Карелии. Путешествие по Карелии. Олонец – старейший город Карелии. Богатства, отданные людям. Эпический роман Элиаса Леннрота Калевала. Поход на братскую могилу. Маленькие герои Большой войны. Окна Победы. Экскурсия в музей. | История в названиях улиц. Люблю тебя моя Россия. Путешествие по России. Читаем стихи карельских поэтов. Конкурс чтецов стихов о родине. Россия православная. Поход на Ладожское озеро. Земляки, прославившие Карелию. Экскурсия в музей. Дела, прославившие Россию. Государственные праздники. Карелия – край обычае и традиций. |
Моя планета | Красота природы. Планета просит о помощи. Акция «Сделаем мир чище». Покорми птиц зимой. Домашние питомцы. | Мы жители планеты Земля. Человек и природа. Правила эколога. Карелия – край рек и озер. Акция «Сделаем мир чище». | Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живёшь. Чем живёт планета. Лесные богатства Карелии. Сад на окошке. Мы в ответе за тех, кого приручили. Трудовой десант. | Судьба планеты, наша судьба. Что такое экология? Животные красной книги Карелии. Природа и поэзия. День Земли. Трудовой десант. Не уроните шарик. |
Формы подведения итогов:
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие формы работы:
педагогическое наблюдение;
анализ активности обучающихся на занятиях;
портфолио работ учащихся;
итоговый тест.
Тематическое планирование (135 ч.)
1 класс – 33 ч.
№ п/п | Содержание курса | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Воспитательный потенциал уроков |
1 | «Мой мир» | 5 | Играть в игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения). Участвовать в беседах, играх. Принимать участие в спортивных мероприятиях и творческих конкурсах. | Формирование правосознания; воспитание у детей понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения; стимулирование точности при соблюдении правил поведения; воспитание своих морально-волевых качеств. |
2 | «Моя семья» | 7 | Участвовать в беседах о членах семьи, о взаимоотношениях в семье. Принимать участие в конкурсах рисунков, стихотворений и других творческих проектах. Поздравлять членов семьи с праздниками (делать открытки, подписывать их). Разучивать песни на данную тему. | Формирование понимания значимости семьи в жизни человека; воспитание уважения к семейным традициям; формирование чувства уважения к старшему поколению; формирование ценностного отношения к членам семьи. |
3 | «Моя школа» | 8 | Активно участвовать в беседах по теме, принимать участие в творческих делах, мастер-классах и конкурсах по теме. Разучивать песни о школе, школьной дружбе. | Формирование потребности к самообразованию; формирование мотивации к развитию своих морально-волевых качеств; повышение познавательной мотивации. |
4 | «Моя Родина» | 8 | Изучать государственную символику РФ и Карелии, посещать музеи с целью приобщения к истории и культуре своей страны, своего края. Участвовать в конкурсах рисунков и чтецов, изучать историю родной страны и малой родины. Петь гимны России и Карелии и другие песни. | Формирование любви к своему городу и селу; развитие общественной активности обучающихся; воспитание сознательного отношения к народному достоянию; формирование чувства сопричастности к истории страны, своего народа. |
5 | «Моя планета» | 5 | Участвовать в беседах по экологии. Выполнять мини-проекты. Принимать участие в творческих конкурсах и познавательных викторинах по теме. Понимать значение экологических акций. | Стимулирование общественной активности обучающихся; воспитание сознательного отношения к природному достоянию; воспитание внимательного отношения к растениям и животным. |
| Итого | 33 | | |
2 класс – 34 ч.
№ п/п | Содержание курса | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Воспитательный потенциал уроков |
1 | «Мой мир» | 4 | Играть в игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения). Участвовать в беседах, играх «Кто я? Какой я?», «Мой сосед по парте». Принимать участие в спортивных мероприятиях и творческих конкурсах. | Воспитание у детей понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения; - формировать правосозна-ние и воспитание гражда-нской ответственности; - формирование сознатель-ного отношения к своему здоровью и ЗОЖ; - воспитание ответствен-ности за поведение в школе, дома, в общественных местах. |
2 | «Моя семья» | 7 | Участвовать в беседах о членах семьи, о взаимоотношениях в семье. Принимать участие в конкурсах рисунков, стихотворений и других творческих проектах. Поздравлять членов семьи с праздниками (делать открытки, подписывать их). Разучивать песни на данную тему. | Воспитание уважения к семейным традициям; формирование ценностного отношения к членам семьи; воспитание чувства ответственности и гордости за свою семью; воспитание семьянина, любящего своих родителей. |
3 | «Моя школа» | 7 | Активно участвовать в беседах по теме, принимать участие в творческих делах, мастер-классах и конкурсах по теме. Разучивать песни о школе, школьной дружбе. | Повышение познавательной мотивации; воспитание сознательной готовности к выполнению своих обязанностей; развитие общественной активности обучающихся. |
4 | «Моя Родина» | 10 | Участвовать в беседах о государственной символике РФ и малой Родины, посещать экскурсии в краеведческие и школьные музеи. Принимать участие в творческих конкурсах и познавательных викторинах по теме. | Воспитание уважения к боевым и трудовым традициям старшего поколения; формирование чувства сопричастности к истории страны, своего народа; формирование чувства ответственности и гордости за свою страну. |
6 | «Моя планета» | 6 | Участвовать в беседах по экологии. Выполнять мини-проекты. Принимать участие в творческих конкурсах и познавательных викторинах по теме. Понимать значение экологических акций. | Формирование позитивного отношения к окружающему миру; развитие общественной активности обучающихся; развитие чувства прекрасного; прививать любви к растениям и животным. |
| Итого | 34 | | |
3 класс – 34 ч.
№ п/п | Содержание курса | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Воспитательный потенциал уроков |
1 | «Мой мир» | 4 | Играть в игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения). Участвовать в беседах, играх «Кто я? Какой я?», «Мой сосед по парте». Принимать участие в спортивных мероприятиях и творческих конкурсах. | Формирование правосоз-нания; стимулирование точности при соблюдении правил поведения; - формировать правосозна-ние и воспитывать граж-данскую ответственность; формирование потреб-ности к самообразованию. |
2 | «Моя семья» | 7 | Участвовать в беседах о членах семьи, о взаимоотношениях в семье. Принимать участие в конкурсах рисунков, стихотворений и других творческих проектах. Поздравлять членов семьи с праздниками (делать открытки, подписывать их). Разучивать песни по теме. | Формирование ценностного отношения к членам семьи; воспитание уважения к семейным традициям; формирование чувства уважения к старшему поколению; воспитание семьянина, любящего своих родителей. |
3 | «Моя школа» | 7 | Активно участвовать в беседах по теме, принимать участие в творческих делах, мастер-классах и конкурсах по теме. Разучивать песни о школе, школьной дружбе. | Формирование любви к чтению, книгам; повышение познавательной мотивации; воспитание сознательной готовности к выполнению своих обязанностей; развитие общественной активности обучающихся. |
4 | «Моя Родина» | 10 | Участвовать в беседах о государственной символике РФ и Карелии. Слушать лекционный и экскурсионный материал, посещать экскурсии в краеведческие и школьные музеи, участвовать в конкурсах рисунков, чтецов, викторинах. | Формирование любви к своему городу и селу; формирование чувства сопричастности к истории страны, своего народа; воспитание политической культуры; развитие общественной активности обучающихся. |
5 | «Моя планета» | 6 | Участвовать в беседах по экологии. Выполнять мини-проекты. Принимать участие в творческих конкурсах и познавательных викторинах по теме. Понимать значение экологических акций. | Стимулирование общественной активности обучающихся; воспитание внимательного отношения к растениям и животным; формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей. |
| Итого | 34 | | |
4 класс – 34 ч.
№ п/п | Содержание курса | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Воспитательный потенциал уроков |
1 | «Мой мир» | 3 | Играть в игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения). Участвовать в беседах, играх «Кто я? Какой я?», «Мой сосед по парте». Принимать участие в спортивных мероприятиях и творческих конкурсах. | Формирование правосоз-нания; воспитание своих морально-волевых качеств. - формирование сознатель-ного отношения к своему здоровью и ЗОЖ; воспитание ответствен-ности за поведение в школе, дома, в общественных местах. |
2 | «Моя семья» | 6 | Участвовать в беседах о членах семьи, о взаимоотношениях в семье. Принимать участие в конкурсах рисунков, стихотворений и других творческих проектах. Поздравлять членов семьи с праздниками (делать открытки, подписывать их). Разучивать песни на данную тему. | Формирование понимания значимости семьи в жизни человека; формирование чувства уважения к старшему поколению; воспитание чувства ответственности и гордости за свою семью; воспитание семьянина, любящего своих родителей. |
3 | «Моя школа» | 6 | Активно участвовать в беседах по теме, принимать участие в творческих делах, мастер-классах и конкурсах по теме. Разучивать песни о школе, школьной дружбе. | Формирование потребности к самообразованию; повышение познавательной мотивации; воспитание сознательной готовности к выполнению своих обязанностей. |
4 | «Моя Родина» | 12 | Участвовать в беседах о государственной символике РФ и Карелии. Слушать лекционный и экскурсионный материал, посещать экскурсии в краеведческие и школьные музеи, участвовать в конкурсах рисунков, чтецов, викторинах. Принимать участие во встречах с людьми: слушать и задавать вопросы. | Развитие общественной активности обучающихся; воспитание уважения к боевым и трудовым традициям старшего поколения; воспитание политической культуры; формирование чувства ответственности и гордости за свою страну; развитие общественной активности обучающихся. |
5 | «Моя планета» | 7 | Участвовать в беседах по экологии. Выполнять мини-проекты. Принимать участие в творческих конкурсах и познавательных викторинах по теме. Понимать значение экологических акций. | Формирование позитивного отношения к окружающему миру; прививать любви к растениям и животным; формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей; формирование гражданского отношения к планете Земля. |
| Итого | 34 | | |
Тематическое (поурочное) планирование
1 класс (33 ч.)
№ урока | Тема | Количество часов |
Праздник первого звонка | 1 | |
Школа – мой дом | 1 | |
Бабушка рядышком с дедушкой | 1 | |
Мой портфель | 1 | |
Школьные правила | 1 | |
Законы жизни класса | 1 | |
Россия – великая страна | 1 | |
Республика Карелия | 1 | |
Поселок, в котором живу | 1 | |
Открытка ко дню матери | 1 | |
Конкурс исполнителей стихов о маме и рисунков. | 1 | |
Покорми птиц зимой | 1 | |
Экскурсия в музей (по возможности) | 1 | |
Украсим класс к празднику | 1 | |
Украсим класс к празднику | 1 | |
Моя семья – моя радость | 1 | |
Я помощник в семье | 1 | |
Я ученик | 1 | |
Мои увлечения | 1 | |
Мои привычки | 1 | |
Во что поиграем с друзьями? | 1 | |
Масленица | 1 | |
Школьная библиотека | 1 | |
Моя мама самая красивая | 1 | |
Школа вежливости | 1 | |
Красота природы | 1 | |
Домашние питомцы | 1 | |
Планета просит о помощи | 1 | |
Акция «Чистим мир» | 1 | |
Была война | 1 | |
Поход на братскую могилу | 1 | |
Пою о Родине | 1 | |
Я гражданин. Итоговый тест | 1 |
2 класс (34 ч.)
№ урока | Тема | Количество часов |
Я второклассник | 1 | |
2021 год – год науки и техники | 1 | |
Обязанности школьника | 1 | |
Сказки моей бабушки | 1 | |
Я люблю свою школу | 1 | |
Дневник – лицо ученика | 1 | |
Зачем растения в классе? | 1 | |
Трудовой десант | 1 | |
Конкурс рисунков и стихов. | 1 | |
Моя мама лучшая на свете | 1 | |
Праздник «День матери» | 1 | |
Правила эколога. Эко-кормушки | 1 | |
Учеба – это труд | 1 | |
Мастерские Деда Мороза | 1 | |
Мастерские Деда Мороза | 1 | |
Экскурсия в музей (по возможности) | 1 | |
Рождество | 1 | |
Символы России | 1 | |
Я родину люблю, я родину пою | 1 | |
Улицы поселка | 1 | |
Я горжусь своим отцом | 1 | |
Папа, мама, я – дружная семья | 1 | |
Мы жители планеты Земля | 1 | |
Мои друзья | 1 | |
Кому нужна моя помощь? | 1 | |
Мои обязанности по дому | 1 | |
Береги здоровье | 1 | |
Человек и природа | 1 | |
Православная Пасха | 1 | |
Акция «Сделаем мир чище» | 1 | |
Поселок Ильинский и Олонецкий район в оды ВОВ | 1 | |
Памяти узников концлагерей | 1 | |
Карелия – край рек и озер | 1 | |
Я гражданин. Итоговый тест | 1 |
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности
Методические пособия:
1. Гражданско-правовое воспитание школьников: сборник методических рекомендаций. Смоленск, ГОУ «ДПОС», 2009г.
2. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
3. Максимова Т.Н. Классные часы: 2 класс. – М.: ВАКО, 2009.
4. Персидская И.В., Фонова Г.А. и др. Классные часы в 1-4 классах. – Волгоград: «Учитель», 2006.
5. Яценко И.Ф., Праздники России: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2010.
6. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
Интернет-реурсы:
http://www.inmoment.ru/holidays/holidays-month.html - Российские праздники. Календарь праздников.
http://www.openclass.ru/node/357269 - Разработки внеклассных занятий по духовно-нравственному направлению.
http://school8.s-edu.ru/index.php?catid=23:2011-10-03-04-42-29&id=54:2011-12-29-05-45-54&Itemid=4&option=com_content&view=article – Духовно-нравственное воспитание.
Технические средства обучения:
компьютер;
медиапроектор;
экран;
мультимедийная доска.