Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин» (5 класс)

3
0
Материал опубликован 8 September 2021 в группе

t1631127487aa.jpg

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

«Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

 

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я - ГРАЖДАНИН

направление: «Духовно-нравствнное»

(в соответствии с ФГОС, вариант 1)

на 2020-2021 учебный год


Класс: 5

Составитель: Лапшина Л. А.

 

I. Целевой раздел

I.1. Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Я - гражданин» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы курса внеурочной деятельности «Я - гражданин» составляют:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014.

3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа (ПрАООП) на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Адаптированная рабочая программа «Я - гражданин» разработана на основе авторской программы по гражданско-патриотическому воспитанию М.Е. Финансовой «Расту Гражданином» для воспитанников с ОВЗ.

Цель Программы: Организация образовательного процесса, способствующего формированию личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи Программы:

1. Способствовать получению и расширению знаний воспитанников о России: её истории, традициях, культуре, праве и т. д.

2. Оказывать содействие по воспитанию у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений.

3. Формировать у детей любви к своей семье, «малой» Родине, родному краю.

4. Формировать у с обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основы правовых знаний.

5. Содействовать формированию ответственного понимания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

своего гражданского долга и конституционных обязанностей.

Принципы построения Программы:

Содержание программы строится на основе следующих принципов патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья:

1. Принцип коррекционно-компенсаторной направленности(во всех видах деятельности происходит коррекция и компенсация первичного дефекта и вторичных отклонений);

2. Принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству.);

3. Принцип учета региональных условий (осознание не только общероссийского патриотизма, но и местного, регионального);

4. Принцип дифференциации (учёт возрастных особенностей и индивидуальных способностей; создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о семье, родном крае, стране с учетом возраста, накопленного опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и т. д.)

5. Принцип цикличности и системности (содержание программы предусматривает постепенное усложнение и расширение познавательного материала от возраста к возрасту:

«от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»)

6. Принцип интеграции (применение знаний всех воспитательных блоков);

7. Принцип стимулирования активности (планирование и реализация проектной деятельности, которая обеспечивает практическое применение полученных знаний, совместный поиск решения задач, сбор материала и др.).

 

I.2. Общая характеристика курса «Я - гражданин»

Адаптированная рабочая программа курса «Я – гражданин» представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Программа «Я – гражданин» включает в себя следующие тематические разделы, связанные между собой логикой формирования подлинного гражданина России:

Раздел I. «Введение».

Цель: определение знаний и представлений детей о жизненных ценностях, России: её истории, традициях, культуре, праве и т. д.

Раздел II. «Все мы разные, но все мы вместе»

Цели: осознание своей личности и личности своих друзей и одноклассников; исследование интересов, потребностей и личностных характеристик членов классного коллектива; (в т. ч национальные); осмысление чувства уважения к себе, сверстникам и старшим.

Раздел III. «Малая Родина».

Цели: осознание обучающимися причастности к судьбе родного города, его прошлому, настоящему, будущему. Знакомство детей с традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми родного города.

Раздел IV. «Мой край родной – моя Мордовия».

Цели: осознание обучающимися (воспитанниками) причастности к судьбе родного края, его прошлому, настоящему, будущему; знакомство детей с традициями, достопримечательностями, памятными местами Мордовии.

Раздел V. «Слава рукам золотым!».

Цели: осмысление важности и необходимости труда; осознание способности к труду; формирование чувства уважения к людям труда; знакомство с героями труда.

Раздел VI. «Я - человек, патриот, гражданин».

Цели: формирование представлений об устройстве нашего государства, изучение символики нашей страны, знакомство с другими городами России, со столицей нашей Родины, осознание себя гражданами России.

Формы организации деятельности:

Беседы

Чтение произведений художественной литературы

Разучивание стихотворений о родном крае, рассматривание буклетов, фотографий, иллюстраций

Творческая деятельность (игровое, песенное, танцевальное, художественное творчество)

Просмотр и обсуждение видеоматериала

Викторины

Познавательные игры

Тренинги

Наблюдение за событиями в городе, стране

Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

Заочные эксурсии, путешествия

Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания

 

I.3. Описание места курса «Я - гражданин» в учебном плане

Курс внеурочной деятельности «Я - гражданин» входит в часть Учебного плана «Внеурочная деятельность». Реализация рабочей программы курса внеурочной деятельности «Я - гражданин» в 5 классе рассчитана на 34 часа (34 недели, по 1 ч в неделю).

 

II. Содержательный раздел

II.1. Личностные и планируемые результаты освоения

курса «Я - гражданин»

         Личностные результаты:

ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;

элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;

расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;

принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;

способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

         Планируемые результаты:

любовь к близким, к образовательной организации, своему селу, городу, народу, России;

стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

положительное отношение к своему национальному языку и культуре;

элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;

интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Республики Мордовия.

элементарные представления о роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

представления о правилах этики, культуре речи;

стремление избегать плохих поступков, умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении трудовой деятельности в жизни человека общества;

уважение к труду и творчеству старших и младших товарищей, сверстников;

умение организовать свое рабочее место в соответствии с предстоящим видом деятельности;

отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

 

К концу изучения программы обучающиеся должны:

- знать: название страны, столицы, государственных символов России и родного города, другой символики и исторических святынь Отечества; свою родословную; обычаи и традиции народов Мордовии; героев, памятные места Мордовской земли;

- понимать: значение и происхождение символики РФ и Республики Мордовия, значение терминов - патриотизм, патриот, подвиг, достоинство, гражданский долг, любовь к Родине, Отечество, родословная, предки, семейные реликвии, этика, родственные отношения, краеведение, милосердие; свою роль в обществе,

- придерживаться жизненной позиции, принятой в обществе; анализировать ситуации, делать положительную и отрицательную оценку поступкам, фактам, ситуациям; изменять жизненную позицию в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе.

 

II.2. Содержание курса «Я - гражданин»

Раздел I. Введение - 1 час.

1. Вводное занятие «Я – гражданин России».

Раздел II. «Все мы разные, но все мы вместе» - 6 часов.

2. Давайте познакомимся.

3. Я – ученик.

4. Наш класс. Законы жизни.

5. Моё отношение к школе и её имуществу.

6. Я люблю свою школу. Конкурс рисунков.

7. По каким правилам мы живём в школе.

Раздел III. «Малая Родина» - 7 часов.

8. Инсар – старинный город.

9. Экскурсия - прогулка «Природа моего города».

10. Люди, прославившие город.

11. Достопримечательности города.

12. О чём рассказывают названия улиц города.

13. Промышленные предприятия города.

14. Памятные места города.

Раздел IV. «Мой край родной – моя Мордовия» - 6 часов.

15. Мой край родной – Мордовия. Символы нашего края.

16. Города Мордовии.

17. Народы Мордовии и их традиции.

18. Удивительная природа Мордовии. Животный и растительный мир.

19. Красная книга Мордовии.

20. Моя Мордовия! Конкурс стихов.

Раздел V. «Слава рукам золотым!» - 5 часов.

21. Без труда чести не получишь.

22. Моя школа – мой дом, наведу порядок в нём.

23. Мои увлечения.

24. Мои обязанности.

25. Книжкин праздник.

Раздел VI. «Я - человек, патриот, гражданин» - 9 часов.

26. История Отечества - история Мордовии.

27. Символика России.

28. Государственный праздник – День согласия и примирения.

29. Путешествие по карте России.

30. Города - герои.

31. Маленькие герои большой войны.

32. Знакомство с Книгой Памяти.

33-34. Итоговое занятие «Я живу в России». Викторина по пройденному.

 

II.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения курса «Я - гражданин»

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации обучающихся.

III. Организационный раздел

III.1. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема раздела

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Основные виды учебной деятельности обучающихся

I.

Введение.

1

 

 

1.

Вводное занятие «Я - гражданин России».

1

 

1. Просмотр презентации.

2. Ответы на вопросы по просмотренной презентации.

3. Работа по картинкам.

II.

«Все мы разные, но все мы вместе»

6

 

 

2.

Давайте познакомимся.

1

 

1.Просмотр слайдов.

2.Беседа.

3. Практическое занятие.

3.

Я – ученик.

1

 

1. Беседа с творческим заданием.

2. Обсуждение.

4.

Наш класс. Законы жизни.

1

 

1.Просмотр презентации.

2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации.

5.

Моё отношение к школе и её имуществу.

1

 

1.Просмотр презентации.

2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации.

3.Работа по картинкам.

6.

Я люблю свою школу. Конкурс рисунков.

1

 

1.Беседа.

2. Выставка рисунков.

7.

По каким правилам мы живём в школе.

1

 

1.Просмотр слайдов.

2.Беседа.

3. Обсуждение.

III

«Малая Родина»

7

 

 

8.

Инсар – старинный город.

1

 

1.Просмотр презентации.

2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации.

9.

Экскурсия - прогулка «Природа моего города».

1

 

1. Заочная экскурсия в природу.

2. Беседа.

10.

Люди, прославившие город.

 

1

 

1. Просмотр презентации.

2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации.

11.

Достопримечательности города.

1

 

1. Просмотр презентации.

2. Ответы на вопросы по просмотренной презентации.

3. Работа по картинкам.

12.

О чём рассказывают названия улиц города.

1

 

1. Просмотр слайдов.

2. Беседа.

3. Практическое занятие.

13.

Промышленные предприятия города.

1

 

1. Заочная экскурсия по городу.

2. Беседа.

14.

Памятные места города.

 

 

IV.

«Мой край родной – моя Мордовия»

6

 

 

15.

Мой край родной – Мордовия. Символы нашего края.

1

 

1. Беседа.

2. Показ слайдов.

3. Прослушивание и разучивание слов гимна РМ.

16.

Города Мордовии.

1

 

1. Просмотр слайдов.

2. Беседа.

3.Практическое занятие. Работа с картой: нахождение городов Мордовии.

17.

Народы Мордовии и их традиции.

1

 

1. Беседа по содержанию: многонациональная Республика.

2. Просмотр презентации.

3. Ответы на вопросы по просмотренной презентации.

18.

Удивительная природа Мордовии. Животный и растительный мир.

1

 

19.

Красная книга Мордовии.

1

 

1. Просмотр слайдов.

2. Беседа.

3. Оздоровительная минутка.

4. Практическое занятие.

5. Проведение конкурса.

20.

Моя Мордовия! Конкурс стихов.

 

1

 

V.

Слава рукам золотым!

5

 

 

21.

Без труда чести не получишь.

1

 

1. Просмотр презентации.

2. Ответы на вопросы по просмотренной презентации.

3. Работа по картинкам.

22.

Моя школа – мой дом, наведу порядок в нём.

1

 

1. Просмотр презентации.

2. Ответы на вопросы по просмотренной презентации.

3. Работа по картинкам.

23.

Мои увлечения.

1

 

1.Просмотр презентации.

2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации.

3. Беседа.

4. Обсуждение.

24.

Мои обязанности.

1

 

25.

Книжкин праздник.

1

 

1. Беседа.

2. Практическое занятие.

VI.

«Я - человек, патриот, гражданин»

9

 

 

26.

История Отечества - история Мордовии.

1

 

1.Просмотр презентации.

2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации.

27.

Символика России.

1

 

1. Беседа.

2. Показ слайдов.

3. Прослушивание и разучивание слов гимна РФ.

28.

Государственный праздник – День согласия и примирения.

1

 

29.

Путешествие по карте России.

1

 

1. Заочное путешествие по карте России.

2. Беседа.

30.

Города - герои.

1

 

1. Просмотр презентации.

2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации.

3. Работа по картинкам.

31.

Маленькие герои большой войны.

1

 

1.Просмотр презентации.

2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации.

32.

Знакомство с Книгой Памяти.

1

 

33-

34.

Итоговое занятие «Я живу в России». Викторина по пройденному.

 

2

 

1. Беседа.

2. Тестирование.

3. Подведение итогов.

4. Проведение викторины.

 

Итого

34

 

 

III. 2. Ресурсное обеспечение реализации Программы

 

Материально-техническое обеспечение:

Компьютер.

Мультимедиапроектор.

Магнитная доска.

CD и DVD.

Принтер.

Информационные источники.

 

Информационно-методическое обеспечение:

1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – Пресс, 2003.

2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

3. Будникова О.Л., Кузнецова Н.П., Лебедева А.В. Воспитательная система гражданско-патриотическое воспитание в школе. - Издательство: Учитель, 2015.

4. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

5. Горбунов В.С. Воспитание гражданина-патриота: системный подход. Воспитание школьников. — 2010 -№ 1. –31с.

6. Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.

7. Финансова М.Е. Программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Расту Гражданином» для воспитанников с ОВЗ (5 - 12 класс), 2017.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации