Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин» (5 класс)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Я - ГРАЖДАНИН
направление: «Духовно-нравствнное»
(в соответствии с ФГОС, вариант 1)
на 2020-2021 учебный год
Класс: 5
Составитель: Лапшина Л. А.
I. Целевой раздел
I.1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Я - гражданин» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы курса внеурочной деятельности «Я - гражданин» составляют:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014.
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа (ПрАООП) на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная рабочая программа «Я - гражданин» разработана на основе авторской программы по гражданско-патриотическому воспитанию М.Е. Финансовой «Расту Гражданином» для воспитанников с ОВЗ.
Цель Программы: Организация образовательного процесса, способствующего формированию личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи Программы:
1. Способствовать получению и расширению знаний воспитанников о России: её истории, традициях, культуре, праве и т. д.
2. Оказывать содействие по воспитанию у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений.
3. Формировать у детей любви к своей семье, «малой» Родине, родному краю.
4. Формировать у с обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основы правовых знаний.
5. Содействовать формированию ответственного понимания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
своего гражданского долга и конституционных обязанностей.
Принципы построения Программы:
Содержание программы строится на основе следующих принципов патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья:
1. Принцип коррекционно-компенсаторной направленности(во всех видах деятельности происходит коррекция и компенсация первичного дефекта и вторичных отклонений);
2. Принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству.);
3. Принцип учета региональных условий (осознание не только общероссийского патриотизма, но и местного, регионального);
4. Принцип дифференциации (учёт возрастных особенностей и индивидуальных способностей; создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о семье, родном крае, стране с учетом возраста, накопленного опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и т. д.)
5. Принцип цикличности и системности (содержание программы предусматривает постепенное усложнение и расширение познавательного материала от возраста к возрасту:
«от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»)
6. Принцип интеграции (применение знаний всех воспитательных блоков);
7. Принцип стимулирования активности (планирование и реализация проектной деятельности, которая обеспечивает практическое применение полученных знаний, совместный поиск решения задач, сбор материала и др.).
I.2. Общая характеристика курса «Я - гражданин»
Адаптированная рабочая программа курса «Я – гражданин» представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Программа «Я – гражданин» включает в себя следующие тематические разделы, связанные между собой логикой формирования подлинного гражданина России:
Раздел I. «Введение».
Цель: определение знаний и представлений детей о жизненных ценностях, России: её истории, традициях, культуре, праве и т. д.
Раздел II. «Все мы разные, но все мы вместе»
Цели: осознание своей личности и личности своих друзей и одноклассников; исследование интересов, потребностей и личностных характеристик членов классного коллектива; (в т. ч национальные); осмысление чувства уважения к себе, сверстникам и старшим.
Раздел III. «Малая Родина».
Цели: осознание обучающимися причастности к судьбе родного города, его прошлому, настоящему, будущему. Знакомство детей с традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми родного города.
Раздел IV. «Мой край родной – моя Мордовия».
Цели: осознание обучающимися (воспитанниками) причастности к судьбе родного края, его прошлому, настоящему, будущему; знакомство детей с традициями, достопримечательностями, памятными местами Мордовии.
Раздел V. «Слава рукам золотым!».
Цели: осмысление важности и необходимости труда; осознание способности к труду; формирование чувства уважения к людям труда; знакомство с героями труда.
Раздел VI. «Я - человек, патриот, гражданин».
Цели: формирование представлений об устройстве нашего государства, изучение символики нашей страны, знакомство с другими городами России, со столицей нашей Родины, осознание себя гражданами России.
Формы организации деятельности:
Беседы
Чтение произведений художественной литературы
Разучивание стихотворений о родном крае, рассматривание буклетов, фотографий, иллюстраций
Творческая деятельность (игровое, песенное, танцевальное, художественное творчество)
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Викторины
Познавательные игры
Тренинги
Наблюдение за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Заочные эксурсии, путешествия
Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания
I.3. Описание места курса «Я - гражданин» в учебном плане
Курс внеурочной деятельности «Я - гражданин» входит в часть Учебного плана «Внеурочная деятельность». Реализация рабочей программы курса внеурочной деятельности «Я - гражданин» в 5 классе рассчитана на 34 часа (34 недели, по 1 ч в неделю).
II. Содержательный раздел
II.1. Личностные и планируемые результаты освоения
курса «Я - гражданин»
Личностные результаты:
ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;
принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
Планируемые результаты:
любовь к близким, к образовательной организации, своему селу, городу, народу, России;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
положительное отношение к своему национальному языку и культуре;
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Республики Мордовия.
элементарные представления о роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
представления о правилах этики, культуре речи;
стремление избегать плохих поступков, умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении трудовой деятельности в жизни человека общества;
уважение к труду и творчеству старших и младших товарищей, сверстников;
умение организовать свое рабочее место в соответствии с предстоящим видом деятельности;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
К концу изучения программы обучающиеся должны:
- знать: название страны, столицы, государственных символов России и родного города, другой символики и исторических святынь Отечества; свою родословную; обычаи и традиции народов Мордовии; героев, памятные места Мордовской земли;
- понимать: значение и происхождение символики РФ и Республики Мордовия, значение терминов - патриотизм, патриот, подвиг, достоинство, гражданский долг, любовь к Родине, Отечество, родословная, предки, семейные реликвии, этика, родственные отношения, краеведение, милосердие; свою роль в обществе,
- придерживаться жизненной позиции, принятой в обществе; анализировать ситуации, делать положительную и отрицательную оценку поступкам, фактам, ситуациям; изменять жизненную позицию в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе.
II.2. Содержание курса «Я - гражданин»
Раздел I. Введение - 1 час.
1. Вводное занятие «Я – гражданин России».
Раздел II. «Все мы разные, но все мы вместе» - 6 часов.
2. Давайте познакомимся.
3. Я – ученик.
4. Наш класс. Законы жизни.
5. Моё отношение к школе и её имуществу.
6. Я люблю свою школу. Конкурс рисунков.
7. По каким правилам мы живём в школе.
Раздел III. «Малая Родина» - 7 часов.
8. Инсар – старинный город.
9. Экскурсия - прогулка «Природа моего города».
10. Люди, прославившие город.
11. Достопримечательности города.
12. О чём рассказывают названия улиц города.
13. Промышленные предприятия города.
14. Памятные места города.
Раздел IV. «Мой край родной – моя Мордовия» - 6 часов.
15. Мой край родной – Мордовия. Символы нашего края.
16. Города Мордовии.
17. Народы Мордовии и их традиции.
18. Удивительная природа Мордовии. Животный и растительный мир.
19. Красная книга Мордовии.
20. Моя Мордовия! Конкурс стихов.
Раздел V. «Слава рукам золотым!» - 5 часов.
21. Без труда чести не получишь.
22. Моя школа – мой дом, наведу порядок в нём.
23. Мои увлечения.
24. Мои обязанности.
25. Книжкин праздник.
Раздел VI. «Я - человек, патриот, гражданин» - 9 часов.
26. История Отечества - история Мордовии.
27. Символика России.
28. Государственный праздник – День согласия и примирения.
29. Путешествие по карте России.
30. Города - герои.
31. Маленькие герои большой войны.
32. Знакомство с Книгой Памяти.
33-34. Итоговое занятие «Я живу в России». Викторина по пройденному.
II.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения курса «Я - гражданин»
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации обучающихся.
III. Организационный раздел
III.1. Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема раздела Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
I. |
Введение. |
1 |
|
|
1. |
Вводное занятие «Я - гражданин России». |
1 |
|
1. Просмотр презентации. 2. Ответы на вопросы по просмотренной презентации. 3. Работа по картинкам. |
II. |
«Все мы разные, но все мы вместе» |
6 |
|
|
2. |
Давайте познакомимся. |
1 |
|
1.Просмотр слайдов. 2.Беседа. 3. Практическое занятие. |
3. |
Я – ученик. |
1 |
|
1. Беседа с творческим заданием. 2. Обсуждение. |
4. |
Наш класс. Законы жизни. |
1 |
|
1.Просмотр презентации. 2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации. |
5. |
Моё отношение к школе и её имуществу. |
1 |
|
1.Просмотр презентации. 2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации. 3.Работа по картинкам. |
6. |
Я люблю свою школу. Конкурс рисунков. |
1 |
|
1.Беседа. 2. Выставка рисунков. |
7. |
По каким правилам мы живём в школе. |
1 |
|
1.Просмотр слайдов. 2.Беседа. 3. Обсуждение. |
III |
«Малая Родина» |
7 |
|
|
8. |
Инсар – старинный город. |
1 |
|
1.Просмотр презентации. 2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации. |
9. |
Экскурсия - прогулка «Природа моего города». |
1 |
|
1. Заочная экскурсия в природу. 2. Беседа. |
10. |
Люди, прославившие город.
|
1 |
|
1. Просмотр презентации. 2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации. |
11. |
Достопримечательности города. |
1 |
|
1. Просмотр презентации. 2. Ответы на вопросы по просмотренной презентации. 3. Работа по картинкам. |
12. |
О чём рассказывают названия улиц города. |
1 |
|
1. Просмотр слайдов. 2. Беседа. 3. Практическое занятие. |
13. |
Промышленные предприятия города. |
1 |
|
1. Заочная экскурсия по городу. 2. Беседа. |
14. |
Памятные места города. |
|
|
|
IV. |
«Мой край родной – моя Мордовия» |
6 |
|
|
15. |
Мой край родной – Мордовия. Символы нашего края. |
1 |
|
1. Беседа. 2. Показ слайдов. 3. Прослушивание и разучивание слов гимна РМ. |
16. |
Города Мордовии. |
1 |
|
1. Просмотр слайдов. 2. Беседа. 3.Практическое занятие. Работа с картой: нахождение городов Мордовии. |
17. |
Народы Мордовии и их традиции. |
1 |
|
1. Беседа по содержанию: многонациональная Республика. 2. Просмотр презентации. 3. Ответы на вопросы по просмотренной презентации. |
18. |
Удивительная природа Мордовии. Животный и растительный мир. |
1 |
|
|
19. |
Красная книга Мордовии. |
1 |
|
1. Просмотр слайдов. 2. Беседа. 3. Оздоровительная минутка. 4. Практическое занятие. 5. Проведение конкурса. |
20. |
Моя Мордовия! Конкурс стихов. |
1 |
|
|
V. |
Слава рукам золотым! |
5 |
|
|
21. |
Без труда чести не получишь. |
1 |
|
1. Просмотр презентации. 2. Ответы на вопросы по просмотренной презентации. 3. Работа по картинкам. |
22. |
Моя школа – мой дом, наведу порядок в нём. |
1 |
|
1. Просмотр презентации. 2. Ответы на вопросы по просмотренной презентации. 3. Работа по картинкам. |
23. |
Мои увлечения. |
1 |
|
1.Просмотр презентации. 2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации. 3. Беседа. 4. Обсуждение. |
24. |
Мои обязанности. |
1 |
|
|
25. |
Книжкин праздник. |
1 |
|
1. Беседа. 2. Практическое занятие. |
VI. |
«Я - человек, патриот, гражданин» |
9 |
|
|
26. |
История Отечества - история Мордовии. |
1 |
|
1.Просмотр презентации. 2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации. |
27. |
Символика России. |
1 |
|
1. Беседа. 2. Показ слайдов. 3. Прослушивание и разучивание слов гимна РФ. |
28. |
Государственный праздник – День согласия и примирения. |
1 |
|
|
29. |
Путешествие по карте России. |
1 |
|
1. Заочное путешествие по карте России. 2. Беседа. |
30. |
Города - герои. |
1 |
|
1. Просмотр презентации. 2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации. 3. Работа по картинкам. |
31. |
Маленькие герои большой войны. |
1 |
|
1.Просмотр презентации. 2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации. |
32. |
Знакомство с Книгой Памяти. |
1 |
|
|
33- 34. |
Итоговое занятие «Я живу в России». Викторина по пройденному.
|
2 |
|
1. Беседа. 2. Тестирование. 3. Подведение итогов. 4. Проведение викторины. |
|
Итого |
34 |
|
|
III. 2. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Материально-техническое обеспечение:
Компьютер.
Мультимедиапроектор.
Магнитная доска.
CD и DVD.
Принтер.
Информационные источники.
Информационно-методическое обеспечение:
1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – Пресс, 2003.
2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
3. Будникова О.Л., Кузнецова Н.П., Лебедева А.В. Воспитательная система гражданско-патриотическое воспитание в школе. - Издательство: Учитель, 2015.
4. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
5. Горбунов В.С. Воспитание гражданина-патриота: системный подход. Воспитание школьников. — 2010 -№ 1. –31с.
6. Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
7. Финансова М.Е. Программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Расту Гражданином» для воспитанников с ОВЗ (5 - 12 класс), 2017.