Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я — гражданин, я — ученик» (5 класс)

1
0
Материал опубликован 12 November 2018 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа № 157

городского округа город Уфа Республики Башкортостан

«Рассмотрено»

на заседании

ШМО учителей_____

Протокол №_______

от «__» ________20__г.

«Согласовано»

Зам.дир. по УВР

­­_______А.Х.Ахульянова

«___» ________20__ г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ Школа № 157

_____________Л.Р.Ракаева

Приказ № ______________

от «___» _________20__ г.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности «Я-гражданин, я-ученик»

5 С класс

на 2018-2019 учебный год

Составлена на основе примерной (авторской) программы Чутко Н.Я.

Программу составила Галиахметова Айгуль Ягануровна

учитель начальных классов первой категории

город Уфа

2018

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2018/ 2019 учебный год».

Примерные программы начального общего образования: письмо Минобрнауки Российской Федерации от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

Учебный план общеобразовательного учреждения на 2018 / 2019 учебный год.

Локальный акт общеобразовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).

  Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности  реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни,  и, в то же время, возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

Для интеграции данных аспектов была разработана программа внеурочной деятельности «Я – гражданин, я-ученик», основной целью которой является: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

            Задачи:

познакомить учащихся c основными законами, символами, культурой и историей нашего государства;

привлекать  детей к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;

способствовать формированию активной жизненной позиции; знанию и соблюдению норм правового государства;

воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края.

Личностные и метапредметные результаты

Личностные

осознание себя членом большой семьи, знание традиций уклада своей семьи;

понимание того, что семья есть часть государства;

самодисциплина,  знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения;

умение видеть и ценить прекрасное в окружающем мире;

понимание того, что гражданин должен гордиться своей Родиной, изучать её историко-культурное, духовное наследие, быть верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Метапредметные

умение учиться: навык поиска, анализа и интерпретации информации;

знания о различных источниках информации;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

умение выделять существенную информацию из различных видов текстов.

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности «Я – гражданин, я-ученик»

Учащийся научится:

понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;

ориентироваться в историческом времени;

определять на карте границы и крупные города России;

рассказывать о родной стране, своем городе (селе);

различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;

уважительно относиться к защитникам Родины;

читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;

различать художественную и научно-популярную литературу;

анализировать ответы товарищей;

осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

Учащийся получит возможность научиться:

понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;

приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);

различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);

анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;

на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.

В  результате прохождения курса должны прослеживаться:

      Сформированность гражданских навыков

умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

умение принимать и защищать свои решения;

готовность к участию в общественных делах;

готовность к образованию.

      Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

патриотизм и любовь к Родине;

права и свобода человека и гражданина;

символика Российской Федерации;

уважение чести и достоинства других граждан.

 

Содержание курса «Я-гражданин, я-ученик»

Раздел I. Я живу в России (7 часов)

             Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы России. Современная карта России (сравнение). Самое главное богатство - люди, их знания, труд, таланты. Города России. Малая родина. Москва -  столица России. История Москвы. Образ столицы в литературе и живописи. Россия - многонациональное государство. Язык межнационального общения. Народы России. История народов России. Татары. Якуты. Особенности  национального характера в сказках. Общее и особенное народов России. Расы, языки, религия, разность традиций, обычаев (на отдельных примерах).

Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные - на  отдельных примерах). Гражданин России. Конституция. Права и обязанности

граждан России, учащихся школы, младшего школьника (на отдельных  примерах).

             Понятия: столица, Конституция, расовые признаки, язык, культура.

Раздел II. Из прошлого в будущее (8 часов)

             Человек - самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Уроки прошлого. История и предыстория. Представления о происхождении мира, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии). Представления древних славян, древних греков, библейские представления.

             Понятия: социальное, существо, религия, Библия, антрополог,  неандертальцы, кроманьонцы, летнее солнцестояние.

Раздел III. Россия становится близкой (6 часов)

              Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Обычаи и традиции. Топонимика. Имена и фамилии. Письменность. Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Календарь.

             Понятия: археология, общество, мавзолей, саркофаг, барельеф, этнография, Троица, масленица, Святки, фольклор, талисман, летопись, олимпиада, эра.

Раздел IV. Россия и мир (9 часов)

              Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля - наш общий дом. «Семь чудес света»: египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды Эфесской, статуя Зевса Олимпийского, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк. «Чудеса света» (искусство, наука, культура - на примере России и ряда других стран). Общечеловеческие проблемы (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. Международное сотрудничество.

            Понятия: чудеса света, папирус, пилоны, Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка.

Заключение. Россия – моя Родина (4 часа)

     

Тематическое планирование

Наименование разделов

Кол-во часов

Я живу в России

7 ч.

Из прошлого в будущее

8 ч.

Россия становится близкой

6 ч.

Россия и мир

9 ч.

Заключение. Россия - моя Родина

4 ч.

Итого

34 ч.


 

Календарно-тематическое планирование

Неделя

Факт. дата

Тема урока с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан

Примечания

Я живу в России-7ч.

1.

1

 

Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы России.

 

2.

2

 

Современная карта России (сравнение).

 

3.

3

 

Самое главное богатство - люди, их знания, труд, таланты.

 

4.

4

 

Города России. Малая родина.

 

5.

5

 

Москва -  столица России. История Москвы. Образ столицы в литературе и живописи.

 

6.

6

 

Россия - многонациональное государство. Язык межнационального общения. Народы России. История народов России.

 

7.

7

 

Гражданин России. Конституция. Права и обязанности граждан России, учащихся школы.

 

Из прошлого в будущее -8ч.

8.

8

 

Человек - самое необычное существо на Земле.

 

9.

9

 

Связь настоящего с прошлым.

 

10.

10

 

Уроки прошлого.

 

11.

11

 

История и предыстория становления России.

 

12.

12

 

История и предыстория возникновения малой Родины.

 

13.

13

 

Россия и Башкортостан сравнительный анализ.

 

14.

14

 

Представления о происхождении мира, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии).

 

15.

15

 

Представления древних славян, древних греков, библейские представления.

 

Россия становится близкой-6 ч.

16.

16

 

Как воскресить прошлое.

 

17.

17

 

Археология. Этнография.

 

18.

18

 

Обычаи и традиции.

 

19.

19

 

Проектная деятельность: «Имена и фамилии.»

 

20.

20

 

Письменность.

 

21.

21

 

Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Календарь.

 

Россия и мир-9 ч.

22.

22

 

Россия и другие страны мира (историческая карта мира).

 

23.

23

 

Земля - наш общий дом.

 

24.

24

 

«Семь чудес света»: египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды Эфесской, статуя Зевса Олимпийского, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк.

 

25.

25

 

«Чудеса света» (искусство, наука, культура - на примере России и ряда других стран).

 

26.

26

 

Общечеловеческие проблемы (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание)

 

27.

27

 

Общечеловеческие проблемы: прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории.

 

28.

28

 

Проектная деятельность: «Как сохранить мир и здоровье?»

 

29.

29

 

Международное сотрудничество.

 

30.

30

 

Роль России в международном сотрудничестве.

 

Заключение. Россия - моя Родина-4ч.

31.

31

 

Я - житель планеты Земля. Круглый стол.

 

32.

32

 

Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества.

 

33.

33

 

Есть такая профессия - Родину защищать.

 

34.

34.

 

Мы - россияне. Я - гражданин России. Игра-викторина.

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.